Работник устраивается на работу нет военного билета. Налоговый и бухгалтерский учет. Воинский учет в организации

При трудоустройстве у нового работника требуют целый пакет документов. В него входит и военный билет, который подтверждает факт постановки на воинский учет. Таким способом государство собирает, обобщает и анализирует информацию о гражданах, которые подлежат призыву и мобилизации. Разберемся, возможен ли прием на работу без военного билета, зачем он нужен и кто обязан его предъявлять. Также из этой статьи вы узнаете, что грозит работодателю за трудоустройство работника без этого документа.

Нужен ли военный билет при приеме на работу

В ст. 65 закреплена необходимость предъявления военного билета при трудоустройстве. При отсутствии этого документа у соискателя работодатель вправе отказаться нанимать его на работу.

Какие документы должны предоставить лица в запасе, а какие - подлежащие призыву

Согласно ст. 65 ТК РФ, документы воинского учета делятся на 2 вида. Лица, подлежащие призыву на военную службу, должны предоставлять работодателю приписные свидетельства. При приеме на работу военнообязанного работодатель должен требовать военный билет либо временное свидетельство, выданное вместо него.

Зачем нужен документ призывника

Одна из обязанностей каждого работодателя - передавать сведения в военкомат о приеме на работу гражданина РФ. Это необходимо для проверки его постановки на воинский учет. Соответствующее требование закреплено в п. 23 «Положения о воинском учете» . Без документа призывника выполнить такое условие невозможно.

Вся информация о сотрудниках подлежащих учету должна быть представлена в военкомат в течение 2-х недель с момента заключения трудового договора. В противном случае работодатель понесет ответственность в соответствии с ч.3 ст.№21.4 КоАП.

О сотрудниках какого возраста работодатель обязан информировать военкомат

Состоять на воинском учете должны лица, которым от 18 до 50 лет. Если возраст нового сотрудника находится в этом диапазоне, работодатель обязан предоставить данные о нем в военный комиссариат.

Кто является военнообязанными, призывниками и невоеннообязанными

Важная информация

При приеме на работу соискатель вместо военного билета может принести справку из военкомата. Такие справки выдаются военнообязанным гражданам РФ, достигшим 27 лет, но не прошедшим военную службу по призыву, и становятся полноценной заменой основного военно-учетного документа (ст. 38, 49, 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Согласно закону, воинскому учету подлежат лица трех категорий:

  1. Призывники - это мужчины от 18 до 27 лет, не прибывающие в запасе и обязанные становиться на воинский учет.
  2. Военнообязанные - все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет, кроме тех, кто признан негодным к службе по состоянию здоровья.
  3. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Невоеннообязанными являются молодые люди до 18 лет и мужчины старше 50 лет. Также некоторые лица призывного возраста освобождаются от исполнения воинского долга по состоянию здоровья.

В п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности указано, что соответствующее решение принимает призывная комиссия на основании результатов медицинского освидетельствования. В таких случаях выдаются военные билеты категории «Д» с отметкой «не годен к военной службе».

Невоеннообязанными являются и все женщины. Исключение - те из них, кто имеет военно-учетные профессии и специальности.

Можно ли вместо оригинала предъявить копию

Если у нового работника нет на руках оригинала военного билета, он вправе предоставить копию этого документа.

Какие страницы и сведения должна содержать копия

В копии военного билета обязательно должны быть серия и номер документа, номер части, где проходила служба. Также необходимо копировать страницы, где содержатся следующие данные:

  • решение, принятое призывной комиссией;
  • записи о прохождении службы и демобилизации;
  • присвоенное звание, перечисление полученных наград, контузий;
  • информация о том, что лицо находится в запасе или на военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке и снятии с воинского учета.

Ответственность работодателя при приеме на работу без военного билета

В России нет закона, который категорически запрещает трудоустройство без военного билета. Одновременно отсутствие этого документа служит основанием для отказа в приеме на работу.

Если работнику отказано в трудоустройстве по причине отсутствия военного билета, то проблему можно разрешить двумя способами:

  • обратившись в трудовую инспекцию или сразу в суд;
  • получив военный билет, приписное удостоверение.

Оптимальным вариантом является именно второй. Так как наличие военного билета является важным фактором не только при устройстве на работу.

Закон гласит, что каждый работодатель должен уведомлять военкомат о трудоустройстве и увольнении лиц, подлежащих воинскому учету. При несоблюдении этого требования руководитель или должностное лицо организации подпадает под административную ответственность. Наказание - штраф от 300 руб. до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Проверить, состоит ли человек на воинском учете, без военного билета нельзя. Поэтому работодатель должен требовать его при трудоустройстве.

Если у вас есть вопросы относительно приема на работу военнообязанного, пишите в комментариях

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Словарик

Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

ТАБЛИЦА

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, имеет ли право Работодатель принять на работу сотрудника, подлежащего воинскому учету, без военного билета (или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу)?

Если это нарушение, то чем это грозит в данном случае Работодателю?”

Ответ

При заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учета. Военнообязанные, пребывающие в запасе, должны предъявить военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета, а призывники - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В перечень документов, которые сотрудник должен предъявить при приеме на работу, входят:

    паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Например, свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14 лет, заграничный паспорт для граждан России, постоянно проживающих за ее территорией;

    трудовая книжка (кроме совместителей и впервые поступающих на работу);

    страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (кроме впервые поступающих на работу);

    документы воинского учета. Для военнообязанных, пребывающих в запасе, военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета, а для призывников удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу ( Положения, утвержденного );

    документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (если работа требует специальных знаний или специальной подготовки);

    справка о наличии (отсутствии) судимости или уголовного преследования (если работа связана с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, например педагогической деятельностью) ().

Требовать документы, которых нет в этом списке, можно только в случаях, предусмотренных законодательством. Например, если организация принимает сотрудника на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен представить соответствующее заключение по результатам предварительного медосмотра, подписанное врачом и заверенное печатью лечебно-профилактического учреждения ().

С представленных документов нужно снять копии и хранить их, например, в . Там же могут находиться трудовая книжка, трудовой договор, приказ о приеме на работу и все последующие приказы, касающиеся сотрудника.

Можно ли принять на работу сотрудника, у которого в военном билете стоит запись о снятии с учета. Отметка о постановке на учет отсутствует

При заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учета (). Военнообязанные, пребывающие в запасе, должны предъявить военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета, а призывники - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу ( Положения, утвержденного ).

В свою очередь работодатель обязан проверить наличие у лица, поступающего на работу, отметки в паспорте гражданина России об отношении к воинской обязанности, наличие документов воинского учета и отметок о постановке на воинский учет по местожительству или местопребыванию. При наличии в военном билете отметки о вручении мобилизационного предписания проверяется его наличие (для военнообязанных запаса). Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Отсутствие отметки о постановке на воинский учет не является основанием для отказа сотруднику в приеме на работу. При этом у работодателя возникает обязанность сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат о факте приема на работу сотрудника, у которого отсутствует отметка в военном билете о постановке на учет ( Положения, утвержденного ).

За нарушение порядка ведения воинского учета, в том числе за несвоевременное уведомление, предусмотрена ().

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

    Ответ: Как организовать воинский учет сотрудников

Организация воинского учета

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести своих сотрудников ( , ).

Воинский учет нужно вести в соответствии с , утвержденным (), и , утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ.

Сотрудники, подлежащие воинскому учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, относятся:

Сотрудники, не подлежащие воинскому учету

Воинскому учету не подлежат сотрудники:

    освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);

    проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

    женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

    постоянно проживающие за пределами России;

    имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят сотрудники, которые в установленном порядке бронируются за организациями и учреждениями на период мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Все остальные сотрудники состоят на общем воинском учете. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Воинский учет ведется на основании документов воинского учета ( Положения, утвержденного ). Их должны предъявлять граждане при приеме на работу (). При непредъявлении данных документов организация обязана сама запросить сведения о статусе человека в контексте воинского учета ().

К документам воинского учета относятся:

    для военнообязанных женщин паспорт гражданина РФ с наличием в нем соответствующего штампа.

Как определить, что сотрудник, которого организация принимает на работу, подлежит воинскому учету

Отношение к воинской обязанности можно определить по паспорту гражданина Российской Федерации ( Положения, утвержденного ).

При приеме на работу нового сотрудника нужно проверить его паспорт. Если гражданин подлежит воинскому учету, то на 13-й странице паспорта будет стоять штамп «Военнообязанный» ( Описания бланка паспорта, утвержденного ).

Можно ли отказать в приеме на работу лицу, не предъявившему документы воинского учета

Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу (). При их непредъявлении организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника в контексте воинского учета ().

Однако Трудовой кодекс РФ не содержит положений, запрещающих организации принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав в приеме на работу такому соискателю, организация нарушит его трудовые права (ст. и ТК РФ).

О приеме на работу сотрудника, не предъявившего документы воинского учета, необходимо сообщить в военкомат ( Положения, утвержденного ). Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к ().

За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель ( , Положения, утвержденного ).

Проект приказа следует согласовать с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления, который занимается первичным воинским учетом на территориях, где нет военных комиссариатов.

Помимо приказа, необходимо разработать план работ по организации воинского учета. Его приведена в , утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ. Такой план также необходимо согласовать с военным комиссариатом, причем впоследствии такую процедуру нужно будет проводить ежегодно ( Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ).

Вместе с приказом и планом работ в военный комиссариат нужно представить:

    справку из администрации района о том, что данная организация зарегистрирована по указанному местонахождению;

    Эти документы необходимы для постановки организации на учет в военном комиссариате.

    Унифицированная форма карточки учета организации законодательством не установлена. В частности, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате применяют форму следующего ().

    Подготовленные документы направьте в два адреса: военный комиссариат и комиссию по бронированию. Туда же следует обращаться для уточнения информации о применяемой в конкретном регионе формы карточки учета организации и составе документов для постановки на учет.

    Обязанности сотрудников, ведущих воинский учет

    В обязанности лица, отвечающего за воинский учет в организации, в частности, входит:

    1. Проверять наличие документов воинского учета при приеме на работу сотрудников.
    В частности, наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записей в них о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания.

    2. Вести воинский учет сотрудников.
    А именно заносить данные из документов воинского учета сотрудников в личные карточки формы () (утверждена ).

    3. Оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету.
    В частности, сообщать им о вызовах в военкомат, разъяснять порядок мобилизационной подготовки, вручать повестки, а также информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

    4. Информировать военкоматы о нарушениях воинского учета.
    А именно о невыполнении сотрудниками обязанностей по воинскому учету, выявлении ошибок в документах воинского учета или их подделке.

    5. Отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления.
    Представлять туда:

    • 6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
      А именно:

      • сверять не реже одного раза в год: сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;

        вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.

      Такой порядок следует из пунктов , и Положения, утвержденного .

      Как уведомить военкомат о приеме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников

      О приеме и увольнении сотрудника, подлежащего воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления ( Положения, утвержденного , Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации, утвержденных ).

      Направить сведения можно по , которая приведена в , утвержденных .

      Непредставление таких сведений влечет ().

      Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета

      За нарушение порядка ведения воинского учета предусмотрена административная ответственность ( Положения, утвержденного ).

      Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета. Размер штрафов составляет:

        за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, от 300 до 1000 руб. ();

        за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, от 300 до 1000 руб. ();

        за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, от 300 до 1000 руб. ();

        за неоповещение сотрудника о вызове (повестке) военкомата и необеспечение ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, от 500 до 1000 руб. ().

Ст. 65 ТК РФ гласит, что при заключении трудового договора военнообязанные и призывники должны предоставить в организацию документы воинского учета. Военнообязанные в запасе предоставляют военный билет или временное удостоверение, а призывники — удостоверение гражданина, который подлежит призыву на военную службу.

Даже если гражданин по каким-либо причинам не проходил службу в армии, документ ему все равно выдают, но ставят отметку о непрохождении воинской службы.

На предприятии подлежат:

  1. Призывники (мужчины в возрасте 18-27 лет, не находящиеся в запасе и обязанные встать на воинский учет).
  2. Военнообязанные (мужчины в возрасте 18-50 лет, кроме тех, кого признали негодными к службе в армии по состоянию здоровья).
  3. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Кого принять можно

Организация имеет право принять лиц, которые не являются военнообязанными. А именно:

  • женщин;
  • детей в возрасте до 18 лет (допризывного возраста);
  • мужчин в возрасте старше 50 лет (граждане этой категории перестают быть военнообязанными, если звание не предусматривает иного);
  • иностранцев (воинская обязанность на них не распространяется).

Кого принять нельзя

Вопрос о том, берут ли на работу без военного билета, неоднозначный. Существуют категории лиц, для которых официальное трудоустройство возможно только при предъявлении этого документа:

  1. Военнообязанные. Любой сотрудник от 18 до 60-65 лет обязан иметь при себе этот документ, а представитель организации на основе данных, содержащихся в нем, отправляет отчет в военкомат.
  2. Мужчины старше 27 лет (хотя призывной возраст для них окончен). В организации на них заполняют личную карту по форме Т-2 с информацией о воинском учете.
  3. Лица в резерве (ст. 65 ТК РФ). Максимальный возраст этой категории граждан составляет 50-65 лет. То есть даже если соискателю 50 лет и более, он должнен документ хранить и предъявлять при трудоустройстве, если к тому обязывает звание.

Тем не менее, в ТК РФ нет прямого запрета принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав соискателю по этой причине, организация может нарушить его трудовые права.

Для чего нужен военный билет при приеме на работу

Если организация заключает с сотрудником трудовой договор, она обязана оповестить об этом военкомат. Документ воинского учета по закону является обязательным при устройстве на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Для руководителя прием на работу человека, который подлежит призыву, но не имеет военного билета, чреват риском. Часто таким соискателям организации отказывают, и главные причины здесь две:

  1. Нежелание брать на себя ответственность за гражданина, который уклоняется от воинского учета.
  2. Принимать и обучать нового работника невыгодно, ведь его в любой момент могут призвать на армейскую службу.

Ни одна кадровая служба не откроет соискателю истинную причину отказа в приеме на работу гражданину призывного возраста, если она кроется в отсутствии у него бумаг воинского учета, поскольку он может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.

Если соискателю отказали в должности из-за того, что у него отсутствует военный билет, он может поступить так:

  1. Обратиться в трудовую инспекцию.
  2. Заявить на организацию в суд.
  3. Получить билет.

Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника

Работник кадровой службы должен сделать копии и внести в личное дело нового сотрудника такие страницы:

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т.п.;
  • отметки о запасе и военном сборе;
  • метрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • идентификационный номер документа.

Копии страниц с этими сведениями должны быть четкими, на них не должно быть неясных символов.

Чем грозит прием на работу без военного билета

Если у соискателя на должность отсутствует военный билет, руководитель предприятия может ему отказать, поскольку закон требует обязательного предоставления этого документа. С другой стороны, устроиться на работу без военного билета можно. Согласно ст. 64 ТК РФ, необоснованный отказ (ущемление по социальному, национальному, имущественному признакам) при устройстве на работу запрещен.

Предприятие имеет право принять военнообязанного сотрудника на должность без такого документа, но при этом следует в 2-недельный срок оповестить об этом комиссариат (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). В противном случае организацию привлекут к административной ответственности (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ) — штраф от 300 до 1 000 рублей. Сведения направляют по форме, которая установлена Генеральным штабом Вооруженных сил РФ и утверждена в Методических рекомендациях.

Каждая компания, включая и малые предприятия, обязана вести воинский учет. При нарушении такого требования для работодателей предусматривается административная ответственность. Принимая на работу нового сотрудника, компании запрашивают с него сведения о воинском учете. Но что делать, если будущий работник военный билет не предъявляет? Отказать ему в приеме на работу или принять? В статье рассмотрим можно ли принять на работу без военного билета.

Какие работодатели обязаны вести воинский учет

Все работодатели, за исключением предпринимателей обязаны вести воинский учет по своим работникам (№52-ФЗ от 28.03.1998). Принимая на работу нового сотрудника, как организации, так и предприниматели обязаны запрашивать у будущих сотрудников документы воинского учета. Если работник не представляет воинские документы, то организации обязаны об этом сообщить в военкомат. В том случае, если они этого не сделают, для них предусмотрена административная ответственность (21.4 КоАП РФ). На предпринимателей такое требование не распространяется, воинский учет вести они могут, но не обязаны сообщать в военкомат о работниках, не предоставивших информацию по воинскому учету.

Важно! Работодатели не имеют право отказать в приеме на работу соискателям, которые не предоставили такие документы.

Лица, подлежащие воинскому учету

К работникам, которые подлежат воинскому учету относят призывников и военнообязанных (Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006). Подлежит или нет воинскому учету принимаемый работник можно выяснить по паспорту. Если гражданин является военнообязанным, то на странице 13 паспорта будет стоять соответствующая отметка.

Лица, не подлежащие воинскому учету

К лицам, не подлежащим воинскому учету относят:

  • Освобождённых от воинской обязанности, к примеру, не годных к службе, либо ограниченно годных, проходивших службу в ином государстве, а также иных лиц на основании ст. 23 №53-ФЗ;
  • Проходящих военную, либо альтернативную службу;
  • Женщин, которые не имеют военной специальности;
  • Проживающих за пределами РФ;
  • Лиц, имеющих звание офицеров, либо пребывающих в запасе СВР и ФСБ РФ.

Воинский учет в организации

Разделяют два вида воинского учета: специальный и общий. Общему учету подлежат следующие сотрудники:

  • Подлежащие бронированию за компаниями и учреждениями в период военного положения;
  • Проходящие службу в ОВД, Противопожарной службе, уголовно-исполнительных органах, учреждениях, осуществляющих контроль за наркооборотом и т.д.

Остальные работники компании подлежат общему учету.

Документы воинского учета

На основании документов воинского учета, предъявляемых работниками при приеме на работу, организации осуществляют воинский учет. Если граждане при приеме не предъявляют их самостоятельно, то работодатели обязаны запрашивать сведения, подтверждающие статус лица.

Под документами воинского учета понимают:

  • Удостоверение, подлежащего призыву гражданина. Предъявляется удостоверение призывниками;
  • Военный билет (или временное удостоверение) – предъявляется военнообязанными мужчинами.

Если женщина также принадлежит к военнообязанным гражданам, то это должен подтверждать соответствующий штамп в паспорте.

Можно ли принять на работу без военного билета

Отказать работнику в приеме на работу, если он не предоставил документы воинского учета нельзя. В соответствии с ТК РФ, трудоустраиваясь, граждане обязаны предъявлять такие документы. Но если они этого не делают, работодатели должны запросить их самостоятельно. В случае отказа в принятии на работу на таком основании, компания нарушает трудовые права работника.

Организация воинского учета

Важно! За воинский учет в компании отвечает руководитель.

Руководитель компании или предприниматель решает кого из сотрудников назначить ответственным за ведение воинской работы, либо ведет учет сам. Для этого работодатель в произвольной форме издает приказ. Возложить обязанность по организации такого учета можно не только на кадрового работника, но и на бухгалтера. Для этого в трудовом договоре или инструкции к договору необходимо предусмотреть соответствующую обязанность. Либо оформить на бухгалтера совмещение, либо совместительство.

Ответственность работодателя

В случае нарушения работодателем порядка по ведению воинского учета предусматривается административная ответственность. При этом штраф предусматриваются как для руководителя компании, так и для сотрудника, ответственного за воинский учет.

Вид нарушения Размер штрафа, рублей
Неоповещение военкомата о том, что был принят или уволен работник, подлежащий воинскому учету 300 – 1 000
Ненаправление в установленный срок в ответ на запрос военкомата сведений о работниках, подлежащих воинскому учету 300 – 1 000
Непредоставление списка граждан, которым на будущий год должно исполниться 17 лет 300 – 500
Неоповещение работника о повестке с военкомата, а также необеспечение работнику возможности явки в указанное военкоматом место 500 – 1 000

Срок, в который работодатель обязан предоставить сведения по лицам мужского пола, которым на следующий год исполняется 17 лет – до 1 ноября. Предоставляются такие сведения каждый год.

Штраф на компанию имеют право наложить военные комиссары, при этом такие нарушения не относят к длящимся. То есть срок, по которому компания может быть привлечена к ответственности не превышает 2 месяца. Срок отсчитывают со дня совершения нарушения.

Порядок оповещения военкомата

Работодатели отчитываются перед военкоматами по месторасположению компании. Отчет может подготовить сам руководитель, либо сотрудник, ответственный за ведение воинского учета. В военкомат предоставляют следующие сведения:

  • Список работников, подлежащих учету при их поступлении на работу. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты приема сотрудника;
  • Список работников, подлежащих учету при их увольнении. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты увольнения сотрудника;
  • Ответ на запрос военкомата о сотрудниках, состоящих на воинском учете, либо обязанных состоять на воинском учете. После запроса военкомата такие данные предоставляются в срок до 2-х недель;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых составляет 15 и 16 лет. Предоставляются такие списки каждый год в сентябре;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых в будущем году составит 17 лет, то есть по тем работникам, у которых в будущем году будет первоначальная постановка. Отчет предоставляется в срок до 1 ноября, ежегодно.

Помимо этого, компании обязаны вести журнал по проверкам воинского учета, а также бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ. Такой журнал необходимо зарегистрировать, пронумеровать, прошнуровать, а также заверить подписью руководителя и печатью компании (Читайте также статью ⇒