Раскольников среди униженных и оскорбленных. Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание»

Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 50-х годов», книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность бур- жуазно-крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды - основная идея романа.
В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают, социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность - лейтмотив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. Фраза Мар- меладова: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...» - сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человечества.
Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона.
«Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, нищенской настоящей.
Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.
Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.
Лужин классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста и скряги.
Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки - это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни - всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны - исступленная гордость.
Положение безнадежности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности.
«Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова! Он терзается сознанием полной безысходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Вереницей проходят перед Рас- кольниковым картины унижения и оскорбления человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).
Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к происходящему.
Широкая, написанная могучей суровой кистью картина действительности показывает ту реальную почву, которая взращивает мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.
Само буржуазное общество, буржуазное сознание порождает идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В сущности, в этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено.
Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова - убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно- анархического протеста.
Чудовищный «эксперимент» Раскольникова - убийство ростовщицы - должен дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных»? Может ли он «переступить» принцип? Совершая свое преступление, Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук отщепенца, разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.
Напряженность психологического конфликта усугубляется таким приемом, как субъективная трактовка времени; оно может остановиться (как например, в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа - отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к «видениям», включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.
Но есть нечто более ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, а к самому роману. Это отсутствие просветления, какой- то надежды на возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества.
Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я думаю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит», даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страшного XXI века. А значит, когда-нибудь раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспомнит о «вечной Сонечке».
В этом и заключается великий, классический, бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.
Жизнь невыносима в обществе, где царствуют современные Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда...

4601845-10223500Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РАСКОЛЬНИКОВ СРЕДИ «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЁННЫХ»
Дайте развёрнутые аргументированные ответы на вопросы, используйте цитаты из романа
Цель практической работы - показать, как изображает писатель жизнь «униженных и оскорбленных»; выявить главный конфликта романа - конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Семён Захарыч Мармеладов. Как Мармеладов появляется в романе? Какое впечатление он вызывает у окружающих? Каким видит его Раскольников? Каковы внешность и речь Мармеладова? Что рассказал Мармеладов о своей семье? Раскройте символику имени, отчества, фамилии героя. Какова дальнейшая судьба героя, почему он погибает? Достоин ли сострадания Мармеладов?
-1790704889500Какова судьба Сонечки? Раскройте символику имени героини. Раскройте символическое значение слов «…тридцать целковых молча выложила» о первом Сонином выходе на панель. Каковы главные черты характера Сони? Кого и почему можно считать двойниками героини?
32613604445000Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом? Какова дальнейшая судьба Катерины Ивановны? Какова главная черта ее характера? Как вы понимаете слова Сони о Катерине Ивановне «Она справедливости ищет. Она чистая»? Раскройте символику имени героини. Каково символическое значение образа «большого драдедамового зелёного платка»? Кого и почему можно считать двойниками героини?
Каково положение детей Катерины Ивановны? Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова? Как вы считаете, зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Семья Раскольниковых. Почему, как вы думаете, Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? Каковы отношения между членами семьи? Что мы узнаем о матери Раскольникова? Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова? Чем привлекла Дунечка Лужина? Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным? Раскройте символику имени, отчества героини, её матери. Кого и почему можно считать двойниками Авдотьи Романовны?
-17907054800500На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеладову, Катерине Ивановне, Дунечке? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?
Каковы внутренние конфликты «униженных и оскорблённых» героев романа? Кто, по-вашему, виноват в трагической судьбе героев?
Каковы размышления Раскольникова после разговора с Мармеладовым, посещения семьи Мармеладовых, чтения письма матери? Раскройте смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня.. .Так тому и быть!»). Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании его поступков? Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

Родион Раскольников в мире униженных
и оскорбленных. Путь к преступлению

Цели : расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход уроков

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопрос ы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» .

Вопросы :

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

В тетрадях можно сделать записи .

Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание (по группам).

Часть I, глава 3

Часть II, главы 4–5

Часть V, главы 1–3

о Лужине

Часть IV, главы 1–2

2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.

Примерные темы :

1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

3. Словарная работа. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом .

МБОУ Софринская СОШ№2 Пушкинского района Московской области

Урок-семинар в 10 классе

«Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (2ч.)

Подготовила:

БОЕВА Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

2012-2013 учебный год

Тема: Урок-семинар «Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание» (2ч.)

Цель: выявление первоначального уровня восприятия романа Достоевского «преступление и наказание», продолжение изучения темы «маленького человека» в творчестве писателя; подготовка к рассмотрению философского,идеологического аспекта романа.

…бедность не порок, это истина… Но нищета… нищета – порок-с.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Роман Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, неразрешимость сомнений. Герои Достоевского оказываются в экстремальных ситуациях. Положение героев характеризуется крайностью, грозит физической или моральной гибелью.

Таков и роман «Преступление и наказание» (1866). Работа над ним началась за границей, откуда Достоевский писал своим друзьям отчаянные письма.

«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша, со вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем».

Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.

«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский. – Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжкую минуту грусти…».

«Преступление и наказание» часто называют «петербургским» романом.

Петербург играл важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки. Он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в самом имени города соединились 3 (три) языка.

Санкт (Santa – святой) – лат.

Петр (Peter (нем.)

Petros – камень, скала) – греч.

Бург (burg – замок, крепость) – нем.

  1. Беседа по вопросам (вопросы даются за 1-2 недели до урока).
  1. Петербург в изображении Пушкина и Гоголя.

Образ Петербурга создавали в своих произведениях многие поэты и писатели. В сущности, они участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением.

Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга.

Вспомним, каким предстает перед нами Петербург Пушкина? Гоголя? (сообщения учащихся).

  1. Петербург Достоевского.

А теперь давайте пройдем по Петербургу Достоевского…

Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников?

Каков внешний облик людей, встречающихся ему на улице?

Какое впечатление они производят на вас и почему?

Сравните Сенную и Васильевский остров в изображении Достоевского.

Вывод: Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. У Достоевского есть в Петербурге любимые места, любимый сезон, любимое время.

Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга – закаты солнца. У Достоевского город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…

Петербург – это тоже «действующее лицо» в романе.

Петербург Достоевского – город контрастов. Он как бы меняет маски.

Город у Достоевского эмоционально воздействует на героев. Не описывая место действия, автор лишь фиксирует ощущение от него. «Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!..» - говорит Свидригайлов, передавая наблюдения самого Достоевского…

Двойственность Петербурга Достоевский увидел не в контрасте «пышного» и «бедного», а во внешнем великолепии с безрадостной изнанкой. Страшный в своей безжалостной красоте, высокомерный к судьбе отдельного человека – таким его воспринимал писатель.

  1. Дети на страницах романа (традиции Некрасова, Тургенева).

Ф.М.Достоевский считал, что все блага мира не стоят и слезинки ребенка.

Каковы же отношения между детьми и городом в романе?

Каким изображает Достоевский ребенка в большом городе?

(сцена с пьяной девочкой (ч.1, гл.4); дети Катерины Ивановны: сцена молитвы (ч.2, гл.7); Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5,гл.5).

Вспомните, кто еще из русских писателей и поэтов XIX века с такой болью говорит о судьбе детей?

(традиции Некрасова «Плач детей», «Крестьянские дети», традиции Тургенева «Бежин луг»).

(выступления учащихся)

Чтение сцены из «Братьев Карамазовых» (книга 5, гл.IV «Бунт»).

Вывод: Доминирующее чувство в произведениях Достоевского – боль. Почти каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать, заставляет его буквально болеть. Особенно сильна боль за тех, кто ни в чем не виноват.

Пьяную девочку, детей Катерины Ивановны мы видим глазами Раскольникова. Достоевский использует прием внутреннего монолога, чтобы показать, что чувствует его герой, видя детские страдания.

  1. История жизни Мармеладова.

Когда и где мы впервые узнаем о Мармеладове?

Представьте себе, как бы эту историю рассказал кто-то из тех, кто снимает комнату у госпожи Липпевехзель и не раз наблюдал жизнь этой несчастной семьи. Внимательно следите, не искажаю ли я факты, и после скажите, какое отношение у вас вызвал Мармеладов?

Снимает у нас угол по соседству бывший чиновник, некий Мармеладов. Титулярный советник! Пьяница безнадежный! Облик человеческий утратил. Семья нищенствует, малые дети голодают, а он и не пытается их спасти. Жена из хорошей семьи, с помощью каких-то своих старых связей нашла ему место, взяли его на службу, сшили новый вицмундир (она последние ценности продала), молилась на него, на «кормильца», по ночам белье ему стирала, воротнички гладила, чтобы на службе он прилично выглядел, кофе ему по утрам со сливками подавала. Что вы думаете? Несколько дней продержался, а потом все пропил. И вицмундир пропил, и 11 целковых украл из сундука, зная, что детей не на что кормить, и их пропил, а теперь вот ходит к дочери, которая продает себя, чтобы семью от голодной смерти спаси, собой пожертвовала, так он у нее денег требует, чтобы опохмелиться. Ну, зачем, скажите, живет такой человек?

Может ли последняя фраза возникнуть у наблюдающего со стороны?

Отчего же мы так сочувствуем герою? Вспомним, какими средствами располагает писатель, чтобы передать свое отношение к герою: какая-нибудь портретная деталь, которая должна понравиться читателю, прямая авторская характеристика героя, передача его жестов манеры говорить, эмоционально окрашенные оценочные эпитеты и т.п. Обратившись к тексту, мы ничего такого не обнаружим, а то, что есть, явно не в пользу Мармеладова. Он горланит на всю распивочную, вызывая насмешки окружающих, вид у него отвратительный.

Почему же нам жаль героя? За что мы его полюбили? Просто за то, что он человек!

Каково отношение Раскольникова к Мармеладову?

Как вы думаете, чью точку зрения он выражает?

Вывод: Достоевский показывает пьяного, опустившегося, полубезумного человека, который, тем не менее, понимает ужас своего положения. Мармеладов САМ о себе рассказывает, да еще в такой ситуации, когда идти ему уже некуда. И здесь раскрывается его тайна, обнажается его душа, его измученная совесть. Он горько раскаивается, называет себя скотом. Его тайна потрясает.

Исповедь произносится высокими, торжественными словами. Все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.

  1. Галерея женских образов в романе.

Можно назвать три причины гибели Мармеладова: социальную (бедственное материальное положение семьи), нравственно-психологическую (отсутствие сострадания в семье, «некуда пойти»), философскую (двойственность человеческой природы, «я прирожденный скот!»).

Почему же нет сострадания в семье?

Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова?

Какой предстает Катерина Ивановна в сцене смерти Мармеладова, во время ее выхода с детьми на улицы города за подаянием, перед смертью?

(бунтующая и протестующая, она не смиряется и пред смертью, отказываясь от священника. Она, как и Раскольников, восстает не только против людей, но и против Бога, отказываясь от покаяния перед смертью: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!»).

Раскольников получает письмо из дом. О чем рассказывает мать в этом письме?

Где еще нам встречались письма героев?

Какими предстают перед нами Пульхерия Александровна, Дуня?

Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Но герои романа бессильны разрешить противоречия и «тупики», в которые ставит их жизнь; безвыходность тупиков, в которые попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

Д.Писарев: «Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какой голос эта девушка должна была принять за голос совести – тот ли, который ей говорил: «Сиди дома и терпи до конца, умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», - или тот, который говорил: «…не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало?».

Сложна и трагична ситуация, но все-таки Соня выбирает последнее. Она покупает «желтый билет».

Прочитайте сцену, в которой Соня первый раз принесла деньги.

Какой мы видим Соню?

Каково отношение к ней Достоевского?

Вывод: Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе (желание помочь голодным детям привело Соню к преступлению против совести, не лучше судьба Дуни). Люди вынуждены преступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Человеку в этом мире «некуда пойти».

Мармеладов сознает свою вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, обрекает близких на голодное существование, а любимую дочь на проституцию.

Но трагедия пьяницы Мармеладова не только в его пороке. К этой жизни такие понятия, как честный труд, неприложимы. Люди не только равнодушны друг к другу, но даже с усмешкой и злорадством относятся к чужому несчастью (эпизод «Похороны Мармеладова»).

  1. История жизни Раскольникова до преступления.

Но вот Раскольников, когда не со стороны взглянул на человека, а оказался причастным к его тайне, не только не смог переступить через падшего или отвернуться, но сделал все, что мог, чтобы поднять его. С первых страниц романа мы понимаем, что пред нам необычный герой.

В чем же его необычность? (сообщение)

И такой человек становится убийцей, не странно ли?

Что же привело Раскольникова к преступлению?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно многое понять в Раскольникове и тех, кто его окружает. А загадок здесь немало. И одна из них – отношение окружающих к герою. При всем бескорыстии Раскольникова оказывается, что его никто не любил. Почему? (эпизод с Настасьей из 3гл., 1 ч.).

Почувствовали ли вы необычность поведения героя?

Что за этим кроется? Невоспитанность, болезненная рассеянность или чувство социального превосходства (он студент, а она кухарка)?

Представим себе быт Раскольникова. Как должен себя чувствовать человек, живущий в комнатушке, похожей на шкаф?

Что можно сказать о характере Раскольникова?

Вывод: В Раскольникове все время происходит внутренняя борьба – он отрицает мир, в котором человеку «некуда больше идти», не принимает такую жизнь, но в то же время готов ее оправдать, готов «согласиться» принять мир. Сознание героя как бы раздваивается: он все время спорит сам с собой. Мысли героя так же противоречивы, как и поступки.

Итак, мы видим Раскольникова – мыслителя. Жизнь окружающих людей вызывает в нем углубленную работу ума, который бьется над решением больших общечеловеческих нравственных вопросов. Его мучает идея, ставшая основой его жизненного поведения.

На следующем уроке мы должны решить, как Раскольников пришел к этой идее.

  1. Подведение итогов урока.
  2. ДЗ. Вопросы к следующему уроку «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории»:
  1. История жизни Раскольникова.
  2. Отношение Раскольникова к матери, сестре, Соне, окружающим людям.
  3. Теория Раскольникова о сверхчеловеке. Как он к ней пришел?
  4. Убийство старухи и его мотивы.

План.

«Униженные и оскорбленные» или «на дне»

Причины. У всех разные. Раскольников

Соня Мармеладова

Свидригайлов

Вывод. Примирение с самим собою.

Действительно, «Преступление и наказание» можно было бы назвать «Униженные и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не была теория Раскольникова и расплата за нее. Весь роман буквально наполнен удручающими пейзажами Петербурга, самых низших его слоев, описаниями быта мещан. Такое чувство, что любое помещение и любая улица, куда вслед за автором проникает наш любопытный взгляд, буквально смердят, и хочется быстрее вырваться на воздух, к прохладным водам Невы, но и тут нет покоя. На каждом шагу нам встречаются люди, доведенные до крайней степени бедности. Мы действительно видим дно, чрево Петербурга, будто Достоевский вступает в соревнование со своим собратом В. Гюго, который описывал чрево Парижа. С самых первых строк романа мы попадаем на это дно: «Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой». Не удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба. Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены.

Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение. Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хлзяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он едва ли смог помешать свадьбе своей сестры Дуни с Лужиным, он не в силах вернуть Соню Мармеладову на путь истинный, он не может ничего изменить не только во всем мире (как ему это мечталось), но даже в своей судьбе. Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование. Он знает, что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."

Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сонечки Мармеладовой может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнушим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них, рядом с такими вот свидригайловыми, подслушивающими и подсматривающими за стенкой. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя: «Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо; она вскрикнула и закрылась руками. - Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! - закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех». И хрупкие плечи безумной Катерины Ивановны кажутся ей лучшей защитой.

В чем же причины униженности Сони? Конечно, она не сама выбрала свой путь, об этом мы хорошо знаем. Соня унижается не ради себя, но ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Как уже говорилось, Соня унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир и покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Конечно, мира в душе у Сони Мармеладовой нет, но зато ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь: «Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Итак, Соня оскорблена и унижена, но это только внешне, внутренне она не подавлена, ибо знает, что дело ее благое.

Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже «претендует» на звание «униженной и оскорбленной».Но, в противополжность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество, в лице все тех же Лужина и Свидригайлова. Про Свидригайлова можно говрить отдельно, ибо в галерее «униженных» и «оскорбленных» ему тоже отведено место, но это не в коей мере не дает ему права оскорблять и унижать других. Однако, разговор о Дуне. Вот как характеризует ее мать в письме к Раскольникову: «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости». Эта твердость и спасает Дуню от многих жизненных неурядиц, ибо она чувствует в себе этот внутренний стержень, чувствует, что должна помочь своей семье. Ее помощь и ее «посвящение» себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена. Например, Лужиным, который позарился на ее честность, так как лучше взять бедную невесту без приданного, чтобы было потом чем попрекать. И Дуня сносила бы эти попреки, потому что она была бы женой, и долг велел бы ей во всем подчинятся мужу, даже такому подлецу, как Лужин. Но, кто знает, может быть, и не стала она терпеть унижений даже от мужа. Вспомним хотя бы эпизод с револьвером Свидригайлова. Но кажется, это скорее исключение, и все же мы понимаем, что есть предел унижению, и Дуня его никогда не переступит.

Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег. Сложно анализировать Свидригайлова, думается, что даже сам автор не разгадал его до конца и предпочел умертвить. Однако, факт остается фактом, Свидригайлов как и другие унижен и оскорблен, так как он тоже часть этого петребургского чрева: «Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца - утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер...» Эта утопленница – это душа Свидригайлова. В такую же сырую оттепель застрелился и сам Свидригайлов.

Каков же выход из этого ужасного состояния униженности? И кто нашел его из всех героев? Думается, что единственный путь – это примирение с самим собой, вера в свои силы и желание изменить жизнь вокруг. Конечно, изменить не так, как это сделал Раскольников. Ведь он убил одного из «своих» – униженную и оскорбленную Лизавету. Желание покончить с оскорбленностью и вера в свои возможности – вот ключевой момент в бесконечных поисках выхода. Как верила Марфа в воскресение Лазаря, и как верила в воскресение Раскольникова Соня Мармеладова: «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Вот также вышел униженный и оскорбленный Раскольников в светлый и спокойный мир, где душа живет в согласии с телом, и правая рука знает, что творит левая, и никто не может оскорбить тебя, если ты сам этого не захочешь…