Раздел viii. контроль за условно осужденными. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Кто должен доставлять условно осужденных в суд

Практически в любом правовом государстве существуют исполнительные органы, призванные осуществлять наказания, предписанные в судебном порядке. В Российской Федерации эти функции выполняет уголовно-исполнительная инспекция. Специализированный орган также контролирует условно-освобожденных лиц и людей, отбывших срок в местах лишения свободы.

Правовая основа

Основной целью является предупреждение совершения преступлений. Для этого в государстве создаются специализированные органы (уголовно-исполнительные инспекции). Они исполняют наказания в отношении осужденных лиц, исключая их изоляцию от общества.

Законодательство в уголовно-исполнительной сфере призвано выполнять определенные задачи:

  • регулирование правопорядка, условий исполнения наказаний;
  • определение способов исправления осужденных людей;
  • охрана прав, интересов и свобод лиц, отбывающих заслуженное наказание;
  • оказание помощи осужденным в вопросе их социальной адаптации.

Вышеперечисленные задачи и цели прописаны в Уголовно-исполнительном кодексе (сокращенно УИК) РФ. Это главный документ в сферах уголовного, исполнительного законодательства.

Органы, исполняющие наказание

В 30-х годах прошлого столетия учреждения, которые исполняли наказания, установленные осужденным лицам без изоляции их от общества, были включены в систему МВД СССР. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций(сокращенно УИИ) до 1999 года также определялась и контролировалась органами МВД. Такие учреждения были самостоятельными структурными подразделениями; в них работали сотрудники милиции. В начале 1999 года по Указу президента РФ уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюстиции России. Такая реформа была обоснована стремлением РФ стать равноправным членом международного сообщества. Сегодня уголовно-исполнительная инспекция России - это учреждение полифункционального типа, сочетающее в себе функции исполнения наказаний и использования уголовно-правовых мер. Ее деятельность направлена на предупреждение возможных правонарушений в будущем.

Уголовно-исполнительная система: структура

УИС РФ традиционно включала органы, которые осуществляли установленные осужденным лицам. Но наряду с ними функционировали и другие службы, которые отвечали за исполнение уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы. Действующие законодательные акты определяют структурные части уголовно-исполнительной системы РФ. Она включает:


По решению российского правительства, уголовно-исполнительная система может иметь дополнительные составляющие: следственные изоляторы, лечебные, проектные, образовательные и иные учреждения. В законодательных актах РФ прописаны службы, призванные осуществлять уголовные наказания. Сюда входит уголовно-исполнительная инспекция, производящая наказания без изоляции осужденных лиц от общества.

УИИ Москвы

В российской столице и ее областях имеются Управления При них действуют отделы УИИ. Адрес уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний по Москве: 127473, улица Селезневская, дом 24-26, с. 3. Городской телефон: 748-94-81 (код 499).

Задачи УИИ

  • Исполнение установленных наказаний в виде организации обязательных работ, лишение возможности занимать отдельные должности, осуществлять конкретную деятельность.
  • Контроль условно осужденных, которым в судебном порядке отсрочено отбывание установленного наказания.
  • Меры по предупреждению правонарушений лицами, которые поставлены в УИИ на учет.

Работа в уголовно-исполнительной инспекции имеет некоторые особенности. Данная служба призвана осуществлять наказания без изоляции лиц от общества, контролировать ранее судимых людей и препятствовать совершению правонарушения в будущем. При этом сотрудники УИИ должны действовать строго в соответствии с актами, приказами, инструкциями Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний РФ (сокращение ФСИН).

Принцип работы

Управление уголовно-исполнительной инспекции - ФСИН по конкретной области. Ею осуществляется контроль деятельности органов, исполняющих установленное наказание. Сотрудники инспекции УИИ ежедневно сталкиваются с нарастающей проблемой - увеличивается количество пьющих. Все больше преступлений люди совершают, находясь в сильнейшем алкогольном опьянении. А в трезвом виде даже не понимают, как могли решиться на такой поступок. Поэтому главная задача сотрудников УИИ - осуществлять систематический контроль таких лиц, в частности, оценивать их психическое состояние. Специалисты инспекции признаются, что с такими людьми нужно уметь находить общий язык, а не демонстрировать свою власть над ними. Кроме того, работники УИИ осуществляют надзор за осужденными лицами, которые освобождены от принудительного отбывания наказания. Главная задача государственных органов в данном случае заключается в оказании помощи людям, ранее совершившим преступление, в вопросе их социальной адаптации.

Контроль осужденных

Уголовно-исполнительная инспекция - это служебный орган, на который возложены обязанности контроля осужденных лиц, освобожденных от наказания. С этой целью с ними проводятся запланированные исполнительными комитетами. Они организовываются по месту работы, учебы либо жительства освобожденного лица под контролем наблюдательной комиссии. Воспитательные процессы осуществляются общественными организациями (часто трудовыми коллективами). Осужденные, освобожденные от наказания за тяжкие преступления, контролируются представителями уголовно-исполнительной инспекции, которая наблюдает за ними в профилактических целях. УИИ также контролируют условно-освобожденных досрочно лиц на протяжении не отбытого ими срока наказания. Эта процедура осуществляется по месту проживания осужденных.

Превентивный надзор

Российский УИК обязывает уполномоченные органы проводить превентивный надзор за освобожденными лицами, которые отбыли срок наказания в местах лишения свободы. Такую процедуру производит уголовно-исполнительная инспекция для предупреждения преступлений в будущем со стороны данных лиц и для оказания им необходимой профилактической поддержки. При этом превентивный надзор проводится без унижения достоинства ранее осужденных лиц. Законодательство устанавливает определенный порядок выполнения данной процедуры:

  • Постановление суда об осуществлении превентивного надзора направляется в отдел УИИ по месту проживания лиц, отбывших срок в местах лишения свободы.
  • Сотрудники инспекции предупреждают освобождаемого об ответственности за несоблюдение требований установленного в отношении его превентивного надзора и о последствиях уклонения от данной процедуры.
  • Если поднадзорный не пребывает в назначенный срок в избранное место жительство, УИИ объявляет его в розыск.

Работники уголовно-исполнительной инспекции в обязательном порядке осуществляют систематический контроль лиц, в отношении которых действует превентивный надзор.

Средства надзора и контроля

Каждый день уголовно-исполнительной инспекции начинается с контроля осужденных (освобожденных) лиц. В своей работе сотрудники УИИ используют электронные способы надзора и контроля. К ним относятся технические средства, применяемые государственными органами при осуществлении контроля при домашнем аресте; в случаях осуществления наказания в виде лишения свободы. Мониторинг в электронной форме подконтрольных лиц подразумевает использование следующего оборудования:

  • стационарные контрольные устройства (СКУ);
  • мобильные контрольные приборы (МКУ);
  • электронный браслет - ЭБ.

СКУ используются для непрерывного круглосуточного контроля присутствия на установленной территории определенных лиц. Прибор также подает сигналы, если подконтрольный предпринимает попытки избавиться от электронного браслета. МКУ - это электронное устройство, которое необходимо носить вместе с ЭБ. Оно позволяет отслеживать местонахождение осужденного по спутниковой системе GPS или ГЛОНАС.

День уголовно-исполнительной инспекции

Эффективное использование наказаний, которые являются альтернативой лишению свободы, по отношению к лицам, совершившим преступления средней степени тяжести, помогают защитить социум от преступника и снижают уровень общественной криминализации. Для эффективного контроля сотрудники УИИ применяют аудиовизуальные, электронные, технические средства наблюдения за осужденными. В практику внедряются программы по психологической личностной коррекции. Работа в УИИ ответственная, требует внимания, сопряжена с риском. Ежегодно 7 мая в Российской Федерации отмечается День уголовно-исполнительной инспекции. Это праздник сотрудников УИИ. Уголовно-исполнительная система постоянно развивается и совершенствуется. В своей работе она взаимодействует со службами МВД РФ, отделами судебных приставов и другими силовыми структурами. Деятельность УИИ также поддерживается руководителями районов, администрацией муниципальных образований. Это обеспечивает отлаженную работу уголовно-исполнительных инспекций, способствует их приближенности к потребностям общественного развития и международным стандартам.

Адреса Управлений исполнения наказаний (Москва)

  1. ФСИН России: улица Житная, дом 14.
  2. Уголовно-исполнительная инспекция (Ф-л 3): шоссе Ярославское, дом 49.
  3. Управление ФСИН по Москве (Отдел спецназначения «Сатурн»): улица Нарвская, дом 15 а.
  4. Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция (Москва) при ФСИН России: улица Селезневская, дом 26.
  5. Отдел улица Мантулинская, дом 24.
  6. Приемная ФСИН по России: улица Садовая-Сухаревская, 11.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 22): улица Свободы, дом 11, корпус 1.
  8. Управление ФСИН по Москве: улица Нарвская, дом 15 а.
  9. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 15): шоссе Ярославское, дом 77/2.
  10. Управление ФСИН по Московской области: улица дом 65.
  11. УИИ (Филиал 1): проспект Ясный, дом 24а.
  12. Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция 17-18: проспект Новоясеневский, дом 25.
  13. ФСИН (Филиал 8): улица Институтская, дом 3-я, корпус 2.
  14. ФКУ уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России по Москве (Филиалы 19, 20, 21): улица Пырьева, дом 4, корпус 3.
  15. Управление по конвоированию при Управлении ФСИН Москвы: улица Чагинская, дом 12.

Статья 188 УИК РФ предусматривает, что «уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей». Помимо этого, Положение говорит и о контроле за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных не только судом, но и инспекцией. Изложенное позволяет сделать вывод, что вопрос о предмете контроля в упомянутых нормативно-правовых актах однозначно не решается.

Контроль за условно осужденными предполагает систематическую проверку их поведения для оказания воспитательного воздействия на них и применения мер взыскания. В соответствии с п. 120 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества уголовно-исполнительная инспекция должна ежеквартально проверять условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Необходимо иметь в виду, что среди всех административных правонарушений, совершенных осужденным, уголовно-исполнительная инспекция должна в первую очередь следить за теми из них, которые посягают на общественный порядок, ибо только совершение этих административных правонарушений является основанием для вынесения предупреждения осужденному и возможного продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ. Совершение условно осужденным иных административных правонарушений может рассматриваться только как характеризующий материал.

Как показало исследование, предоставленную законом возможность посетить осужденного по месту жительства уголовно-исполнительные инспекции используют не всегда.

Как показало исследование, почти половина состоящих на учете осужденных посещались по месту жительства ежеквартально. Ежемесячно проверялись на дому только 16 % подучетных, 30 % – один раз в полугодие, а в отношении 5 % осужденных проверок проведено не было.

Проверки осужденных нередко носят чисто формальный характер, поскольку из соответствующих справок (рапортов) невозможно получить информацию, характеризующую его личность, условия и образ жизни. Сложившаяся ситуация обусловлена не только отсутствием заинтересованности участковых инспекторов милиции, но и объективными и субъективными факторами деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Что касается посещений условно осужденных по месту работы, то они, по нашим данным, осуществляются в среднем один раз в квартал и только в сельской местности. При этом сотрудники инспекций беседуют с начальниками отделов кадров, запрашивают характеристики на условно осужденных. В городских инспекциях, как правило, этого не делается, представить характеристику с места работы считается «долгом» самого осужденного. В городских инспекциях по этому поводу бытует мнение, что проверять осужденного по месту работы нецелесообразно, так как: а) это может отрицательно сказаться на его профессиональной деятельности; б) закон и Инструкция не требуют посещать условно осужденных по месту работы даже в том случае, когда на них возложены обязанности «не менять места работы без уведомления УИИ», «поступить на работу», «трудоустроиться», «работать»; в) с точки зрения экономии времени инспектора контроль за исполнением этих обязанностей возможен и целесообразен без проведения этого мероприятия: инспекции обязывают осужденного принести справку о том, что он работает, и характеристику с места работы.

С некоторыми из приведенных положений вполне можно согласиться. Но в целом существующую практику инспекций вряд ли можно считать оправданной.

1. Такой подход по существу превращает контроль в регистрацию поступившей документации без знания реального положения дел. В результате в практике есть немало случаев, когда осужденные предоставляли фальсифицированные положительные характеристики и справки с места работы.

2. Учитывая, что эти характеристики носят формальный характер и на 95 % являются «положительными» (а отрицательную осужденный не понесет), инспекции лишаются возможности получить действительные сведения о поведении осужденного и скорректировать проведение с ним профилактической работы.

3. При существующей практике «бремя» контроля на 90 % перекладывается на осужденного, что тем самым превращает контроль в самоконтроль.

4. Не взаимодействуя с трудовым коллективом или, в крайнем случае, с работодателем, инспекция не использует возможности иных субъектов профилактики.

5. Экономия времени инспектора может быть достигнута, если посещение по месту работы сделать обязанностью представителей общественности: например, опять возродить институт общественных инспекторов уголовно-исполнительных инспекций.

6. В Инструкции есть нормы, возлагающие на инспекцию дополнительные обязанности. Так, например, п. 120 Инструкции обязывает инспекцию ежеквартально направлять в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции. На наш взгляд, эта обязанность является излишней, поскольку влечет дополнительные затраты рабочего времени инспектора, поскольку обо всех условно осужденных, поставленных на учет уголовно-исполнительной инспекции, соответствующие подразделения органов внутренних дел узнают из поступающих к ним сообщений.

В то же время анализ практики позволяет сделать вывод и о том, что инспекции проводят стандартный набор контрольных мероприятий: проверку по спецучетам, посещение по месту жительства, проведение беседы, как правило, с одинаковой периодичностью (ежеквартально, ежемесячно) в отношении всех осужденных, находящихся на учете. Это во многом обусловлено и требованиями ведомственной Инструкции, в которой, как нам представляется, индивидуальный подход к каждому осужденному четко не определен. В этой связи целесообразно из всей массы изученных нами осужденных, состоящих на учете УИИ, выделить отдельные группы лиц, склонных к совершению различных нарушений режима испытания, что в дальнейшем должно учитываться при осуществлении контроля.

при осуществлении контроля полезным считаем разработку методики прогнозирования поведения осужденного в течение испытательного срока, в которой мы принимали самое непосредственное участие. См.: Ольховик Н.В., Тараленко К.Н . Индивидуальное криминологическое прогнозирование поведения условно осужденных как фактор коррекции плана индивидуально-профилактической работы // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы международной конференции. – М., 2001. – С. 131 – 140.

Таким образом, в целях обеспечения осуществления непрерывного и всестороннего контроля за поведением испытуемых, целесообразно включить в ведомственную инструкцию норму, предусматривающую обязанность уголовно-исполнительных инспекций не реже чем один раз в месяц проводить беседы с осужденными и проверять их по месту жительства, а также ежеквартально проверять поведение осужденных по месту работы. Кроме того, на федеральном и региональном уровне установить правовую основу взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, позволяющую осуществлять проверки осужденных в ходе совместно проводимых рейдов.

Положение Инструкции о том, что уголовно-исполнительная инспекция обязана принимать участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах, не является правовым основанием для такого взаимодействия со стороны органов внутренних дел. Как представляется, необходимо на федеральном уровне принять совместный приказ о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Это правило позволит не только обеспечить непрерывность контроля, но и повысить результативность качественной стороны его осуществления, которая не сводится исключительно к периодичности, к частоте, а требует пересмотра существующих форм и методов этой деятельности, а также круга субъектов, ее осуществляющих.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Изучение практики применения уголовно-исполнительной инспекцией предупреждений требует решения вопросов об основании их вынесения и сроке действия.

Основанием вынесения предупреждения являются следующие факты: уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, или нарушение общественного порядка, которое повлекло привлечение к административной ответственности.

После вступления приговора по уголовному делу в законную силу начинается его исполнение. И даже в той ситуации, когда осужденному судом не назначается реальное лишение свободы в виде наказания, его жизнь остается под строгим контролем специального органа.

В России этим органом является уголовно-исполнительная инспекция. Чем занимается уголовно-исполнительная инспекция? Круг ее полномочий строго регламентирован Уголовно-исполнительным Кодексом страны.

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции осуществляет контроль, как за осужденными, приговоренными к альтернативным реальной изоляции наказаниям, так и к тем, кто уже вышел из тюрьмы, но остается под надзором государства.

Что такое уголовно-исполнительная инспекция? Уголовно-исполнительная инспекция является подразделением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции страны (ФСИН).

Сегодня в стране функционирует около 2500 исполнительных инспекций по уголовным делам, которые разделяются на основании территориального признака.

Отбывать наказание, не связанное с лишением свободы, необходимо по месту жительства осужденного.

Когда осужденный получает реальный срок, при исполнении приговора его копия направляется в СИЗО, где он содержится. Уже в изоляторе решается вопрос о дальнейшем распределении преступников по колониям и отправка их по этапу.

Когда же осужденный по приговору получает, к примеру, обязательные или исправительные работы, условное осуждение или иные виды наказания, копия приговора после вступления его в законную силу отправляется в УИИ.

Предварительно в день оглашения приговора осужденный заполняет в суде обязательство о явке в УИИ, которое позже вместе с копией приговора поступает к инспектору УИИ.

Инспекция занимается контролем за отбыванием следующих видов наказаний:

Кроме того, инспекция по уголовным делам отслеживает судьбу тех, кто только освободился и начал адаптироваться к реальной жизни.

Как только приговор обретает законную силу, осужденному необходимо совершить явку в УИИ. Там инспектор, ответственный за данного осужденного, поставит его на учет.

Новоиспеченному преступнику придется заполнить на месте анкету или еще несколько документов, которые впоследствии будут сформированы в личное дело.

Инспекция выполняет, как контрольные и надзорные функции, так и воспитательные. Смысл ее работы заключается не только в том, чтобы следить за исполнением наказания, но и положительно влиять на осужденного, снижая вероятность наступления рецидивов.

Инспекция имеет право ходатайствовать в суде о замене назначенного наказания более строгим.

Такая практика применяется при нарушении осужденным режима исполнения наказания. Происходит это довольно просто. Инспектор УИИ подает в суд представление о замене наказания на реальное лишение свободы. Суд вызывает все стороны для разбирательства.

Инспектор в процессе осуществляет функции обвинения, в то время как прокурор защищает права осужденного.

Если виновное лицо не сможет представить доказательства уважительности своих прогулов или иных нарушений, судья может вынести постановление об удовлетворении представления.

Основные обязанности уголовной инспекции:

Кроме обязанностей, УИИ предоставлен определенный перечень прав:

  • Проведение профилактических бесед с осужденными;
  • Выяснение причин нарушений в отбывании наказаний;
  • Разъяснение правил отбывания наказаний;
  • Посещение осужденных по месту их жительства для контроля за их образом жизни;
  • Вынесение постановлений о приводе тех осужденных, кто уклоняется от явки;
  • Контролировать перечисление финансовых средств в бюджеты от исполнения наказания и др.

Перечень прав и обязанностей сотрудников УИИ намного шире, чем представленный выше список. Далее рассмотрим полномочия инспекции в разрезе отдельных видов уголовных наказаний.

Основные полномочия УИИ в разрезе уголовных деяний

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции контролирует все сферы жизни осужденного: его поведение в свободное время, образ жизни, исполнение трудовых обязанностей по основному месту работы и дополнительному, назначенному судом.

В зависимости от конкретного вида назначенного наказания особенности функционирования УИИ также меняются.

Условное назначение наказания отличается от реального тем, что виновное лицо не изолируется от общества. Но при этом его обычная жизнь терпит серьезные изменения, за соблюдением которых будет наблюдать УИИ.

Сам алгоритм исполнения условного наказания инспекцией выглядит следующим образом:

Инспекция в рамках исполнительной деятельности контролирует образ жизни осужденного, опрашивает его соседей и делает запросы в ГУ МВД о наличии административных правонарушений, совершенных в период отбывания наказания.

Обязательные работы предполагает отбыванием дополнительных трудовых обязанностей осужденным помимо его основного места работы. Инспекция решает, в какую организацию будет направлен осужденный для исполнения назначенного судом наказания.

Список организаций, в которых работают осужденные, определяется инспекцией раз в год совместно с администрацией города.

Начинается контроль за исполнение обязательных работ также, как и при уловном осуждении. Необходима явка виновного по уголовному делу лица в УИИ, где ему будут разъяснены его права и обязанности. Он на руки получает предписание о явке в конкретную организацию с указанием точного времени.

Отбывать обязательные работы осужденный может только от 2 до 4 часов в день.

Производить свой контроль сотрудники УИИ будут, в том числе, и через ту организацию, где будет числиться осужденный. При неуважительных прогулах инспектор обязан провести беседу с осужденным.

Если она не привела к положительным результатам, скорее всего сотрудник УИИ обратиться в суд с ходатайством о замене наказания на реальное лишение свободы.

Исправительные работы можно по закону отбывать на основном месте труда или в другой организации, которая будет назначена УИИ.

Самое главное, это чтобы с того предприятия, на котором работы отбываются, в бюджет ежемесячно перечислялись определенные судом суммы с дохода осужденного.

Размер взыскиваемой в бюджет суммы с дохода от исправительных работ не должен превышать 20%.

Инспектор в рамках контроля за исполнением наказания в виде исправительных работ осуществляет следующие полномочия:

  • Следит за поступлением квитанций из бухгалтерии об удержании выплат в бюджет;
  • Ведет табель учета рабочего времени осужденного;
  • Следит за соблюдением осужденным правил исполнения наказания;
  • Контролирует соблюдение прав трудящегося на предприятии.

Чаще всего для исправительных или обязательных работ избираются занятия по озеленению и ремонту дворов, уборке придомовых территорий. Чаще всего суды назначают размер в виде 5% отчислений от дохода осужденного в бюджет.

При ограничении свободы для осужденного устанавливаются строгие рамки его жизни, за соблюдением которых следит УИИ совместно с органами полиции.

К тем, кто находится под домашним арестом, применяются особо строгие условия содержания . Им запрещено покидать квартиру, общаться с подельниками. Часто на такие субъекты вешают электронный браслет, который в случае нарушений режима подает сигнал инспектору.

Когда осужденный, имеющий браслет, совершает попытку бегства, инспектор об этом оповещается . Он обязан немедленно выехать в квартиру осужденного и осуществить его поиск. Если место его нахождения остается неустановленным в течение 24 решается вопрос об объявлении его в розыск.

УИИ хоть и обязана контролировать поведение осужденного и исполнение им наказания, она прежде всего должна действовать в рамках вверенных ей полномочий и не допускать нарушения прав фигурантов уголовного дела. Действия инспектора УИИ могут быть обжалованы осужденным.

Чаще всего на 2020 год сотрудниками инспекции совершаются следующие виды нарушений:

Подать жалобу на действия или бездействия инспектора уголовно-исполнительной инспекции необходимо в районную прокуратуру.

В жалобе, адресованной в прокуратуру, следует детально расписать имеющиеся нарушения с ссылкой на нормативные нормы, которые предусматривают обязанность их исполнения инспектором. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней, в рамках чего проводится проверка.

Осужденным крайне не рекомендуется допускать нарушения правил исполнения наказания. Суды очень часто удовлетворяют ходатайства УИИ о замене наказания на реальный срок лишения свободы. При отбывании лишения свободы значительно увеличивается срок погашения судимости после освобождения осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция действует в системе органов уголовного права страны, совмещая в себе функции надзорного контроля за исполнением наказания, обеспечением общественной безопасности с отслеживанием соблюдения защиты прав самих осужденных.

Лица же, признанные по суду виновными в уголовном деле, должны следовать рекомендациям УИИ и соблюдать все установленные правила. Ведь от действий УИИ зависит дальнейшая судьба их приговора.

Согласно ч. 6 ст. 73 УК РФ контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом. Таким органом, как указано в ч. 1 ст. 187 УИК РФ, является уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства лица, а в отношении условно осужденного военнослужащего - командование воинской части по месту прохождения службы.

В процессе контроля осуществляющие его органы в порядке, предусмотренном ч.

2 ст. 187, ч. 1 ст. 188 УИК РФ и ведомственными нормативными правовыми актами, могут использовать помощь и других служб органов внутренних дел - участковых инспекторов милиции, сотрудников патрульно-постовой, криминальной милиции и др. в пределах их компетенции, например, при изучении поведения условно осужденного в быту, в общественных местах, при его розыске. Однако это не снимает с уголовно-исполнительной инспекции и командования воинской части ответственности за поведение лиц, находящихся под их контролем.

Время, в течение которого осуществляется контроль за условно осужденным, определяется назначенным ему испытательным сроком. Продолжительность последнего различна в зависимости от вида и срока наказания. Однако во всех случаях испытательный срок должен быть не меньше шести месяцев. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а при назначении наказания в виде лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет.

Согласно ст. 189 УИК РФ испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. Не позднее трех дней после вступления приговора в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции суд обязан направить в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства условно осужденного копию

J приговора, в день получения которого инспекция должна поставить осужденного на учет. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

В связи с этим контроль осуществляется в рамках определенного испытательного режима, выражающегося в комплексе обязательных требований и правоограничений, предъявляемых к осужденному.

Так, из текста ч. 4 и 5 ст. 188 УИК РФ следует, что уголовно-испол- нительные инспекции и командование воинских частей имеют право приглашать условно осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, осуществлять его принудительный привод в случае неявки без уважительных причин, проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от контроля и когда его местонахождение неизвестно. Кроме того, в соответствии с п.8 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях последние имеют право посещать осужденных по месту их нахождения, включая места жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдения ими установленных обязанностей и запретов.

В соответствии со ст. 73 и 74 УК РФ условно осужденный в течение испытательного срока своим поведением должен доказать свое исправление, исполнять возложенные на него судом обязанности и законные требования органов, осуществляющих контроль за его поведением, не допускать нарушений общественного порядка.

Назначая условное осуждение, суд может возложить на условно осужденного следующие обязанности: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления контролирующего органа, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно осужденного и иные обязанности, способствующие его исправлению. В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее возложенные на него обязанности.

Статья 190 УИК РФ «Ответственность условно осужденных» фактически предусматривает специфические меры реагирования на факты противоправного поведения условно осужденного, которые не следует смешивать с мерами юридической ответственности. В частности, к числу предусмотренных названной статьей мер воздействия на условно осужденного относятся следующие. 1.

Письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения.

Правовым основанием применения этой меры является уклонение условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо нарушение им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание. 2.

Внесение в суд представления о возложении на условно осужденного дополнительных обязанностей.

Такое представление вносится органом, осуществляющим контроль, в случае нарушения условно осужденным предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ обязанностей являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию и отчитываться о своем поведении, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на лицо других обязанностей. 3.

Направление в суд представления о продлении условно осужденному испытательного срока.

Как следует из ч. 2 ст. 74 УК РФ, направление такого представления возможно в случаях однократного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей или нарушения общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание. Продление испытательного срока допускается законом не более чем на один год. 4.

Направление в суд представления об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Правовые основания применения данной меры предусмотрены ч. 3 и 4 ст. 74 УК РФ и ч. 4 ст. 190 УИК РФ. Согласно последней из названных норм представление об отмене условного осуждения вносится уголовно-исполнительной инспекцией в случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если он скрывается от контроля. При этом под систематическим неисполнением обязанностей понимается совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на данное лицо судом. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Кроме того, из текста ч. 4 ст. 74 УК РФ следует, что представление об отмене условного осуждения может быть внесено в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести.

В случае совершения лицом в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления условное осуждение отменяется в обязательном порядке. Видимо, по этой причине закон не требует в подобных случаях направления уголовно-исполнительной инспекцией представления в суд об отмене условного осуждения.

Однако в п.5 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях подчеркнута необходимость взаимодействия последних не только с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденных, органами местного самоуправления, прокуратуры, общественными объединениями, но также и с судами. В связи с этим представляется, что уголовно-исполнительная инспекция должна незамедлительно информировать суд обо всех ставших ей известными фактах совершения условно осужденным преступлений.

Статья 190 УИК РФ предусматривает право применения вышеназванных мер только уголовно-исполнительными инспекциями. Очевидно, здесь имеет место неточность закона и соответствующие представления могут вноситься также командованием воинских частей, осуществляющим контроль за поведением условно осужденных военнослужащих. Например, об этом прямо говорится в вышеупомянутой Инструкции об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе, утвержденной приказом директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 1 февраля 1997 г. № 88.

Названная статья УИК РФ имеет и другие недостатки. В частности, она не определяет понятия злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей, имеет некоторые расхождения с ч. 3 ст. 74 УК РФ в части оснований отмены условного осуждения. Поэтому в целом можно сделать вывод, что она нуждается в дальнейшем совершенствовании.


Глава 24. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ
УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ

Ст-я. 187. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 187

1. Обязанность осуществления контроля за поведением условно осужденных закон возлагает на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных.
В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729, основными задачами инспекций являются:
а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ;
б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания (далее именуются - осужденные женщины);
в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
В связи с изменениями уголовного законодательства на уголовно- исполнительные инспекции также возлагается задача по исполнению наказания в виде ограничения свободы и контроля за поведением осужденных мужчин, которым судом отсрочено отбывание наказания.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации на инспекции применительно к контролю за поведением условно осужденных возлагаются следующие основные обязанности:
а) ведение учета осужденных;
б) разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;
в) контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;
г) проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных к исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, условно осужденных и осужденных женщин, местонахождение которых неизвестно;
д) внесение в суды в установленном ᴨᴏҏядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний;
е) выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению.
3. Для исполнения своих обязанностей уголовно-исполнительные инспекции наделены следующими правами:
а) вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;
б) посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;
в) выносить в установленном ᴨᴏҏядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;
г) запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;
д) обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний.
4. В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.
5. В отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей. Понятием "командование воинских частей" объединено командование воинских частей, учреждений, в которых военнослужащие проходят службу.

Ст-я. 188. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 188

1. Комментируемой статьей обязанность контроля за поведением условно осужденных возлагается на уголовно-исполнительные инспекции. В этих целях они ведут персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
Основанием постановки осужденных на учет является обвинительный приговор (определение, постановление) суда, распоряжение судьи или председателя суда об исполнении приговора (подробнее см. комментарий к ст. 7 УИК РФ).
2. В день поступления копия приговора (определения, постановления) суда и приложения к ней регистрируются в журнале входящих документов инспекции, а затем - в специальном пронумерованном, прошнурованном и опечатанном журнале учета условно осужденных. День регистрации копии приговора (определения, постановления) суда считается днем постановки осужденного на учет инспекции.
В таком же ᴨᴏҏядке регистрируются личные дела, поступившие из других инспекций в связи с изменением осужденными места работы и жительства.
В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению.
В отношении условно осужденного военнослужащего командир воинской части немедленно направляет в суд письменное подтверждение о получении копии приговора и установлении контроля за поведением осужденного. Контроль осуществляется в течение всего определенного судом испытательного срока. Обо всех перемещениях осужденного военнослужащего письменно ставится в известность суд, вынесший приговор. Командование воинской части осуществляет персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролирует соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
После регистрации копии приговора (определения, постановления) суда на каждого осужденного заводится личное дело, заполняется учетная карточка.
В личном деле осужденного хранятся копии приговора суда (в соответствующих случаях - копии определения, постановления) и все материалы, относящиеся к организации и осуществлению процесса исполнения наказания. В частности, в личном деле хранятся справка о проведении первоначальной беседы с осужденным при постановке его на учет, документы о проверке осужденного по учету административных правонарушений, справки о проверках поведения осужденного по месту жительства, рапорты участковых инспекторов милиции, документы о допущенных осужденным нарушениях и иные документы, необходимые для контроля за поведением условно осужденного.
Копии приговоров на осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту, хранятся в штабе воинской части вместе с их личными делами, а на военнослужащих, проходящих службу по призыву, - с учетно-послужными карточками. В штабе воинской части на осужденного ведется контрольная карточка по соответствующей форме. К ней могут приобщаться иные характеризующие материалы, аналогичные указанным выше.
3. О постановке осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного, а в отношении несовершеннолетнего осужденного инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы.
Сообщение направляется также в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту исполнения приговора.
О постановке на учет осужденного (гражданина России) призывного возраста инспекция извещает соответствующий военкомат.
При постановке на учет осужденному направляется уведомление о дате явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность.
Дата явки определяется с учетом объективных обстоятельств (расстояния, наличия транспортных возможностей, выходных, праздничных дней и др.), но не позднее десяти дней с момента постановки на учет.
Несовершеннолетнего осужденного инспекция вызывает с его родителями или иными законными представителями.
4. Если условно осужденному судом было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные ст. ст. 33 - 38 УИК РФ, регламентирующими исполнение названного наказания.
5. При условном осуждении осужденный своим поведением должен доказать свое исправление. Это означает, что в период испытательного срока он не должен совершать преступлений, не должен уклоняться от исполнения возложенных на него судом обязанностей, а также совершать нарушений общественного порядка. Невыполнение этих требований может влечь за собой негативные для осужденного последствия, например продление испытательного срока, отмену условного осуждения.
Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
Суд может также определить периодичность явки условно осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Однако если такая периодичность судом не была установлена, то она, а также дни явки условно осужденного устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией.
Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
Применительно к условно осужденным военнослужащим необходимость их явки по вызову отсутствует, что обусловлено условиями прохождения военной службы, ограниченностью территории, где могут находиться военнослужащие, практически постоянным контролем за поведением военнослужащего.
Поскольку осужденный, в том числе и условно осужденный, должен получить информацию о ᴨᴏҏядке и условиях отбывания наказания, то после постановки на учет он подлежит вызову в инспекцию для проведения беседы, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, о чем отбирается подписка, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. О результатах беседы составляется справка, которая вместе с подпиской приобщается к личному делу осужденного. Аналогичные процедуры предусмотрены и для военнослужащих.
6. В целях контроля за поведением условно осужденных в период испытательного срока инспекция:
- не реже одного раза в квартал проверяет условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности;
- принимает участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах. Справки о результатах проверок подшиваются в личные дела условно осужденных;
- систематически (не реже одного раза в квартал) направляет в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции.
7. В отношении условно осужденного, на которого судом возложены обязанности не менять места работы или учебы без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, уведомляет администрацию организации, учебного заведения и лечебного учреждения.
8. В отношении условно осужденного, на которого судом возложена обязанность являться в инспекцию для регистрации, заводится регистрационный лист.
9. При хорошем поведении условно осужденный может быть поощрен. Так, за хорошее поведение и добросовестное исполнение условно осужденным возложенных судом обязанностей в течение испытательного срока суд по представлению инспекции может отменить полностью или частично установленные для него обязанности.
Если же до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, суд по представлению инспекции может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с него судимости по истечении не менее половины установленного испытательного срока.
В представлении, направляемом в суд, излагаются данные, характеризующие личность условно осужденного, его поведение и исполнение возложенных на него судом обязанностей. К представлению прилагаются характеристики с места работы и учебы, информация участкового уполномоченного милиции и подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел о его поведении и образе жизни, а также другие документы, подтверждающие его исправление.
В случае положительного решения указанного вопроса в журнале учета делается соответствующая отметка, информируется участковый уполномоченный милиции, Федеральная миграционная служба, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, администрация организации (учебного заведения), где работает (учится) условно осужденный.
10. При неявке условно осужденного в инспекцию по вызову или на регистрацию без уважительных причин он может быть подвергнут приводу. В этом случае инспекция выносит постановление о приводе и доставляет осужденного. При этом рекомендуется обращаться к начальнику органа внутренних дел с ходатайством об оказании помощи в доставлении условно осужденного в инспекцию.
В тех же случаях, когда условно осужденный уклоняется от контроля за его поведением, уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.

Ст-я. 189. Исчисление испытательного срока

Комментарий к статье 189

1. Часть 1 ст. 189 УИК РФ относится к числу отсылочных норм. В ней содержится положение, согласно которому испытательный срок при условном осуждении исчисляется в ᴨᴏҏядке, установленном ст. 73 УК РФ, где говорится о том, что испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В этот же срок засчитывается и время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Ст-я. 390 УПК РФ устанавливает, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном ᴨᴏҏядке, если он не был обжалован сторонами.
Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном ᴨᴏҏядке, если он не был обжалован сторонами.
В случае подачи жалобы или представления в кассационном ᴨᴏҏядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения.
2. Говоря о начале испытательного срока, следует иметь в виду, что в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" содержится положение о том, что "по смыслу уголовного закона испытательный срок, назначаемый при условном осуждении, исчисляется с момента провозглашения приговора, поскольку этим судебным решением на осужденного возлагается обязанность своим поведением доказать свое исправление, независимо от обжалования приговора суда в апелляционном или кассационном ᴨᴏҏядке. Оставление приговора без изменения означает подтверждение его законности с указанного в приговоре срока". Однако это положение применимо лишь к вопросам о правовых последствиях нарушения условий условного осуждения до постановки осужденного на учет и не связано с деятельностью уголовно-исполнительных инспекций.
3. Испытательный срок считается истекшим в следующих случаях:
при истечении испытательного срока, назначенного судом;
при истечении продленного судом испытательного срока;
при досрочной отмене условного осуждения.
По истечении любого из этих сроков контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции или командования воинской части.
На лиц, выбывших до окончания испытательного срока с территории, обслуживаемой инспекцией, в связи с изменением места жительства, высылаются сообщения в инспекцию по новому месту жительства. Если дислокация инспекции неизвестна, сообщение направляется в соответствующий территориальный орган ФСИН России.

Ст-я. 190. Ответственность условно осужденных