Размеры азс. Требования к размещению азс. Требования к персоналу

 

Виды заправочных станций

Автозаправочные станции подразделяются на два типа : станции контейнерного типа (КАЗС), а так же на АЗС с подземным и наружным расположением резервуаров предназначенных для хранения топлива.

Отметим, что КАЗС применяются в основном для временного использования. Эксплуатация таких станций, в рамках розничной продажи ГСМ, по определенным объективным причинам считается нецелесообразной, так как к ним применяются очень жесткие требования безопасности со стороны контролирующих органов, в результате исполнения которых затраты по оформлению требуемой документации и монтажу оборудования значительно увеличиваются.

Как зарегистрировать заправку

Немаловажным фактором, для дальнейшего успешного продвижения выбранного направления является выбор системы налогообложения. В обозначенной отрасли практически все организации применяют общую систему, требующую работу с НДС (налог на добавленную стоимость). С предприятиями, которые работают без НДС, поставщики топлива договора заключают крайне неохотно.

Стоит учесть, что крупные поставщики и корпоративные клиенты предпочитают иметь дело с «ООО» (общество с ограниченной ответственностью). Такая форма ведения хозяйственной деятельности позволяет более углубленно подходить к решению определенных юридических и финансовых вопросов, возникающих в процессе взаимного сотрудничества предприятий.

Лицензирование деятельности АЗС отменено .

Выбор земельного участка

Особое внимание следует уделить выбору земельного участка под строительство АЗС, так как выбор места является основным критерием успешности будущей деятельности. Идеальным условием размещения заправочной станции является наличие:

  • автомобильной развязки,
  • дороги федерального значения с интенсивным движением,
  • автостоянки,
  • а так же, по возможности, максимальная приближенность объекта к населенным пунктам.

Хорошим показателем будет являться размещение заправки на территории, где отсутствуют «раскрученные» автозаправочные комплексы. Конечно, получить участок, который соответствует всем перечисленным требованиям, это большая редкость, но хотя бы одно из этих условий должно присутствовать обязательно.

Совет: Для определения пригодности в качестве использования под размещение ОДС (объект дорожного сервиса) требуется провести независимую экспертизу. От этого во многом зависит дальнейшая судьба вашего начинания

Размер участка определяется с учетом выбранного вами проекта АЗС. Но не забываем, что для бесперебойной работы автозаправочной станции необходимо наличие удобных подъездов. Разметка таких подъездов и организация движения по АЗС согласовывается с органами ГИБДД и дорожными службами.

Перед выбором проекта следует провести анализ места размещения АЗС, по результатам которого определяется требуемое количество и комплектация ТРК (топливораздаточная колонка), которыми будет оснащаться заправочная станция.

Регламентирующая документация

Не менее ответственным считается подготовка документации по оформлению земельного участка. Безоговорочно должны выполняться все требования, предъявляемые к условиям размещения АЗС, проектированию, строительству и организации территории автозаправочной станции. Учитывая, что на момент открытия своей первой АЗС вы столкнетесь с рядом неизвестных раннее вам проблем, решение этих вопросов стоит доверить специалистам.

На сегодняшний день существует множество организаций, которые комплексно выполнят все работы, начиная с оформления проектной документации земельного участка и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию с предоставлением всех необходимых сертификатов, одобрений, разрешений и согласований. Нет смысла перечислять все требования и положения с номерами и датами документов, так как принимаются они на региональном уровне и могут значительно отличаться друг от друга.

Общий перечень необходимых требований:

  1. Требование к размещению к АЗС.
  2. Требования к проектированию и строительству заправочной станции.
  3. Основные требования к зданиям, сооружениям и оборудованию автозаправки.
  4. Природоохранные и санитарно-гигиенические требования к проектированию АЗС.

Совет: Вы должны отчетливо понимать, что невыполнение даже самых незначительных, на ваш взгляд, пунктов, приведет впоследствии к проблемам, на решение которых будут потрачены значительная часть времени, финансов и собственных нервов. АЗС является объектом повышенной опасности.

Оборудование

На рынке представлено множество различных моделей как отечественных, так и зарубежных производителей. При выборе следует руководствоваться ценой и качеством предлагаемого товара.

В специализированных магазинах есть практически все комплектующие для обслуживания и ремонта топливораздаточной колонки. С этим проблем в процессе эксплуатации обычно не возникает. Перечислю минимальный набор необходимого оборудования для оснащения небольшой АЗС, с учетом того, что с каждой ТРК будет подаваться по два вида топлива.

  • Резервуар для хранения и отпуска ГСМ - 4шт. объемом по 15м 3 каждый.
  • Резервуар для аварийной перекачки топлива - 1шт. 15м 3
  • Резервуар для ливневой системы, можно любой Б/У - 10м 3
  • ТРК - 2шт. по 2 рукава каждый.

Пульты управления, кабеля и запорная арматура входит в комплект топливораздаточной колонки. Стоимость всего выше перечисленного зависит от выбранной вами модели и производителя.

На всех АЗС применяется надежное программное обеспечение, способное полностью автоматизировать весь цикл процесса отпуска топлива, начиная от слива бензовоза в резервуар и заканчивая сдачей суточного отчета с предварительной отправкой его в бухгалтерию. Тем самым сводя к нулю возможность возникновения непредвиденных ситуаций возникающих вследствие обстоятельств, которые принято называть «человеческий фактор». Такое оборудование и программное обеспечение к нему стоит не дорого и устанавливается за считанные часы.

Персонал

Следующим вопросом, который следует учесть при открытии автозаправки, является подбор персонала. Здесь все просто:

  • Начальник заправки - 1 чел., контроль над работой АЗС, работа с операторами, абсолютное знание программы обеспечивающей работу ТРК.
  • Ремонтник - 1 чел. в его обязанности входит ремонт оборудования и помещений, по возможности разбирающийся в программном обеспечении АЗС.
  • Оператор АЗС - 4 чел., отпуск топлива, контроль над выручкой и сдача ее инкассаторам.

Понадобиться еще и электрик, оформить которого можно по договору. Работников, занимающихся непосредственно заправкой автомашин на территории, я не рассматриваю, так как первое время можно обойтись и без них.

Заключение

В среднем на согласование всей документации требуемой для открытии автозаправки уходит от 3 до 6 месяцев, строительство заправочной станции занимает 6-12 месяцев. Стоимость открытия бюджетной АЗС составляет 12 - 15 мл. рублей. Срок окупаемости проекта 3-5 лет.


Нашей организацией руководит специалист, аттестованный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации:

Начиная с 2001 года, ООО «М.Градо» занимается проектированием гражданских объектов и разработкой проектной документации по территориальному планированию. Основными отличительными особенностями нашей проектной работы являются:
- уважение к заказчику и его идеям;
- соблюдение оговоренных сроков проектирования;
- выполнение работы качественно, на высоком профессиональном уровне;
- системный подход к решению вопросов, возникающих при разработке проектной документации;
- участие в рассмотрениях и в прохождении экспертизы проектов;
- наша проектная организация выполняет проекты собственными силами и с привлечением подрядных фирм, с которыми сотрудничает уже давно;
- высокий профессиональный уровень работников.

География деятельности института не ограничивается г. Старый Оскол и Белгородской областью, а выходит далеко за ее пределы.

Наши высокопрофессиональные специалисты предоставят вам также дополнительные услуги и информацию :
- консультации и разъяснения по самым последним новостям в области технического регулирования строительной сферы, а также в области саморегулирования, ответы на наболевшие вопросы в проектировании.
- информацию от практикующих коллег в области проектирования (рубрика вопрос–ответ).

ООО «М.Градо» специализируется на выполнении работ по территориальному планированию , проектам планировки территорий , разработке генеральных планов поселений , правил землепользования и застройки , архитектурно-строительному проектированию объектов непроизводственного назначения, в том числе: жилые и общественные здания , административные здания, а также разработкой проектной документации на промышленные объекты , в том числе: проектирование АЗС . Организация имеет максимальное количество допусков, зарегистрированной одной из первых в России саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "БЕЛАСПО" по подготовке проектной документации, включая допуск по организации подготовке проектной документации (генподряд).

За период существования ООО «М.Градо» мы создали множество проектов. Секрет нашей успешной работы заключается в стремлении получить максимальную информацию по существующим условиям проектирования, в том числе максимально понять нужды фирм - заказчиков. Наша основная цель – создание благоприятной и комфортной среды обитания человека, принятие в проекте красивых и надежных решений, которые обеспечат безопасность будущего объекта на весь его жизненный цикл, включая строительство и эксплуатацию.

Возглавляет организацию - генеральный директор ООО «М.Градо» - Ильяев Сергей Семенович , архитектор, автор более 70 архитектурных и градостроительных проектов, большинство из которых реализованы, Почетный Архитектор России, лауреат всесоюзных и Российских архитектурных смотров-конкурсов «Лучшие проекты года» и «Зодчество», член Совета Национального объединения проектировщиков (НОП), председатель комитета НОП по методологии регулирования проектной деятельности. С.С. Ильяев является основателем и руководителем Белгородской ассоциации проектных организаций "БЕЛАСПО", которую возглавлял с 2005 года. В 2009 году "БЕЛАСПО" под руководством С.С. Ильяева реорганизовалось в Некоммерческое партнерство Белгородское сообщество проектных организаций НП "БЕЛАСПО ", получившее статус Саморегулируемой организации под номером 5, одной из первых в стране.

Все специалисты ООО «М.Градо» имеют профильное образование и постоянно совершенствуют свои знания в области проектирования и проходят обучение и повышение квалификации по новым программным продуктам и методам проектирования: MapInfo, ArchiCAD, AutoCAD.

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска-ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан ниже.

Общий вид стационарной АЗС

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про-лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

  • удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;
  • широкий обзор всей территории из помещения оператора;
  • отведение зон под зеленые насаждения;
  • санитарно-гигиенические условия для работников станции;
  • согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус-танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи-тельных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани-ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно-логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас-стояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер-ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во-локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй-ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно-вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост-раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор-ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве-сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор-мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе-лем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж-ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук-та.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла-сованной с административными органами и Госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ-ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ-ствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте-продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

  • специальное оборудование и инструмент;
  • одиночный комплект запасных частей;
  • мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;
  • два огнетушителя;
  • кошма;
  • медицинская аптечка;
  • средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

Документация АЗС:

  • лицензия на право эксплуатации;
  • паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту; В паспорте указывается:
  • номер автозаправочной станции и ее точный адрес;
  • название собственника станции и эксплуатирующей организации;
  • величина используемого земельного участка и срок окончания его арен-ды;
  • дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка,количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага- зины и др.)
  • данные о проведении реконструкции;
  • сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер-вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).

При описании топливораздаточного оборудования указывается количе-ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).

При описании резервуаров указывается:

  • общее количество;
  • количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);
  • год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
  • номинальная вместимость и вид топлива;
  • общая вместимость резервуарного парка;
  • технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес-печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.

На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про-вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).

  • формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных коло-нок

Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа-тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.

  • паспорта и технические паспорта на резервуары.

Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич-ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).

  • градуировочные таблицы на резервуары

Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель-ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповерителем.

  • правила технической эксплуатации АЗС;
  • инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;
  • инструкция по эксплуатации очистных сооружений;
  • инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;
  • сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф-тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.
  • журнал учета поступивших нефтепродуктов;
  • журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору-дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки о снятии пломб Госповерителя.
  • график технического обслуживания и планово-предупредительного ремон-та технологического оборудования и сооружений;
  • график поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандарга
  • журнал учета расхода электроэнергии;
  • журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов;
  • журнал учета оборудования, инвентаря и имущества;
  • должностные инструкции работников;
  • табель оснащенности средствами измерений;
  • свидетельства о поверке средств измерений;
  • книга (журнал) приема и сдачи дежурства;
  • книга жалоб и предложений;
  • план ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар-ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми-нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения - по локализации, максимальному снижению тяжести послед-ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;
  • сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про-изводства; .. .
  • приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;
  • журнал учета и содержания средств электрозащиты;
  • журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:

  • должностная инструкция водителя-заправщика;
  • формуляр на топливораздаточный агрегат
  • техническое описание топливораздаточного агрегата;
  • паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;
  • паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бензоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.

Современные автозаправочные станции, или АЗС, принято классифицировать по нескольким основным принципам и направлениям, одним из которых являются нормативные параметры типовых проектов:

  • Количество топливораздаточных колонок (ТРК);
  • Общая вместимость имеющихся резервуаров;
  • Максимальное число заправок в течение определенного промежутка времени, например, в «часы пик»;
  • Количество машин, заправляемых в течение одних суток.

К числу наиболее используемых типовых проектов относятся:

1.1 Проект многотопливной автозаправочной станции , основной характеристикой которого служит возможность заправки транспортных средств двумя-тремя видами моторного топлива (светлые нефтепродукты, компилированный природный и сжиженный углеводородный газ).

1.2 Проект топливозаправочного пункта , размещаемого, как правило, на территории крупного производственного предприятия (автомобильного парка) и обеспечивающего моторным топливом транспортные средства данного предприятия.

1.3 Проект традиционной АЗС , предусматривающий подземное расположение топливных резервуаров-хранилищ, и реализующий технологическую схему, предполагающую разнесение ТРК и резервуаров.

Эффективность использование типовых проектов АЗС обусловлена следующими факторами:

  • упрощенный порядок согласований и прочих разрешительных мероприятий;
  • минимальные сроки проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
  • гарантированный экономический эффект, рассчитанные сроки окупаемости инвестиций и получения прибыли.

Генплан АЗС – это одна из составляющих проекта, назначение которой заключается в комплексном решении планировки, размещения зданий (сооружений), инженерных сетей и технологических коммуникаций, а также благоустройство территории автозаправочной станции. Расположение автозаправки в границах населенного пункта или промышленного (автотранспортного) узла тоже оговаривается в генеральном плане.

В данном документе в обязательном порядке учитываются:

  • места установки дорожных (по согласованию с ГИБДД) и информационных (о размещении пожарного гидранта, водозаборного колодца или пожарного водоема) знаков;
  • значения годовой «розы ветров»;
  • устройство пологих повышенных участков на въездах и выездах и дренажных лотков для отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, в очистные сооружения;
  • соблюдение минимальных расстояний.

Технологические требования, предъявляемые к схемам генеральных планов автозаправочных станций:

  • наличие возможности заправки моторным топливом транспортных средств с различными вариантами расположения топливных баков (правостороннее, левостороннее, двустороннее);
  • обеспечение независимого подъезда автомобилей к ТРК;
  • минимальная протяженность топливных коммуникаций;
  • оптимальность радиусов поворота транспортных средств;
  • вместимость зоны отстоя транспорта, ожидающего заправки;
  • наличие визуального контроля заправочной зоны (зон) оператором АЗС.

Проектирование и строительство автозаправочных станций

При проектировании автомобильных заправочных станций обязательным условием является соблюдение следующих требований:

3.1 Размещение АЗС выполняется на участках придорожной полосы, обладающих одним из следующих признаков:

  • возвышение;
  • уклон, превышающий 40%;
  • закругление, радиус которого превышает 1000 метров;
  • удаленность от железнодорожного переезда более 250 метров;
  • удаленность от мостовых переходов 1000 метров и более.

3.2 Включение в расчет поставки оборудования серийных технологических систем приема, хранения и раздачи топлива, сопровождающихся согласованной в установленном законодательством порядке технико-эксплуатационной документацией.

3.3 Соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем пожарной безопасности требованиям, предъявляемым нормами «НПБ 111» к автозаправочным станциям всех типов.

3.4 Учет требований комплекса требований, включающих правила безопасной эксплуатации в сфере взрывозащищенности, газовой и экологической безопасности, охраны труда и иных требований, регламентируемых утвержденными действующими нормативно-правовыми актами.

3.5 Определение минимальных расстояний в пределах территории АЗС.

Организация территорий

Процесс организации территорий АЗС сопровождается соблюдением нижеперечисленных условий:

4.1 Учет инженерно-геологических, климатических и социально-экономических особенностей данной территории. Размещение комплекса сооружений АЗС предполагает отсутствие негативного влияния деятельности автозаправки на состояние здоровья и санитарно-бытовые условия населения и обслуживающего персонала.

4.2 Выполнение функционального зонирования территории, учитывающее не только технологические связи, но и соблюдение противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятий, пропускную способность АЗС, рациональность транспортных и инженерных связей, а также защиту территорий, прилегающих к заправочной станции от загрязнений отходами ее деятельности.

4.3 Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудуются переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02.

4.4 Установление движения автотранспорта в одном направлении.

4.5 Размещение на территории АЗС необходимых средств организации дорожного движения (знаки, ограждения, направляющие устройства, разметка, светофоры и т.п.). Не допускается установка рекламных щитов на выездах (въездах) со стороны дорог.

4.6 Наличие малых архитектурных форм и устройство озеленения.

4.7 Устройство жестких покрытий и оснований (цементно-бетонных, асфальтобетонных, монолитных) проездов и площадок, предотвращающих попадание моторного топлива в грунт.

4.8 Равная прочность конструкции покрытий переходно-скоростных полос и основной дороги.

4.9 Наличие отдельного проезда (не менее 3,5 метров шириной) для проезда автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов.

4.10 Устройство «треугольника видимости» при въезде (выезде) на АЗС.

Применяемые для АЗС нормы проектирования

Контейнерная АЗС (КАЗС) - это комплексное устройство, состоящее из резервуара-хранилища и бензораздаточной колонки, которые позволяют соорудить мобильную автозаправку в любом удобном месте, где существует такая необходимость. Подобная конструкция позволяет установить собственную АЗС на предприятии и удовлетворить спросы его автопарка касаемо топлива.

Модульная автозаправочная станция - это одна из конфигураций КАЗС, характеризующаяся надземным местоположением резервуаров с горючим материалом, при этом технологическая схема представлена топливно-раздаточной колонкой и топливным резервуаром, выполненными как единое заводское решение. Благодаря чему данная автозаправка и получила название «модульная». Отличие модульной контейнерной АЗС в том, что она, как правило, лишена жесткого каркаса, а несущим элементом конструкции считается сам резервуар с горючим материалом с прикрепленным шкафом, в котором располагаются насосы, топливно-раздаточная колонка и автоматика, учитывающая расход топлива.

Размеры контейнерных АЗС могут различаться в зависимости от габаритов встроенного топливного резервуара.

Предназначение контейнерной АЗС

Главное назначение АЗС контейнерного типа - хранение, раздача и учет топлива на предприятии, в местах застройки, а также на участках, где существует потребность в хранении, транспортировке и подаче топлива в местах, где необходимость в заправочной станции носит кратковременный характер. Например, подобная конструкция может быть расположена рядом с местонахождением сельскохозяйственной техники, работающей в поле. В данном случае установка контейнерной АЗС позволит вести раздачу топлива для машинно-тракторных и иных агрегатов, а также его учет (как по виду горючего, так и по объему).

В последнее время подобные конструкции популярны в качестве резервного топливного хранилища преимущественно для дизель-генераторных установок на случай отключения электроэнергии, связанной с проведением аварийных работ либо ремонтом электросети.

Преимущества над другими видами АЗС

Контейнерные мини-АЗС обладают следующим особенностями и преимуществами:

  • благодаря надземному исполнению конструкций необходимость в сооружении дополнительного фундамента сведена к нулю;
  • топливно-раздаточные колонки могут быть установлены непосредственно в топливном хранилище;
  • резервуар с топливом имеет монолитную конструкцию;
  • на объект АЗС поставляется в виде отдельных функциональных блоков, и при наличии соответствующей инструкции собрать и наладить конструкцию можно в кратчайшие сроки;
  • эксплуатация при температуре в диапазоне -40 ... +50 °С;
  • возможность установки средств автоматизации;
  • быстрая окупаемость (до 12 месяцев);
  • защита от утечек;
  • компактность и отсутствие обслуживающего персонала;
  • возможность отпуска топлива в местах, удаленных от населенных пунктов;
  • оборудование полностью отвечает всем нормам и требованиям пожарной безопасности.

Модульную АЗС контейнерного типа можно быстро и легко доставить в любую удобную точку. Транспортировка осуществляется обычным грузовым транспортом. При поставке данная станция уже полностью укомплектована и может практически сразу начать работу. Для установки контейнерной АЗС необходима ровная бетонированная либо выложенная плитами площадка. Она должна быть выровнена по уровню для обеспечения корректной работы насоса и измерительного оборудования.

Проблемы, которые решает контейнерная заправочная станция

АЗС контейнерного типа позволяет избежать следующих ситуаций, возникающих при покупке топлива и заправках собственного автопарка:

  • продукт низкого качества на заправках общего использования;
  • необходимость в перегонке транспорта до расположенной поблизости АЗС;
  • жульничество со стороны обслуживающего персонала, механиков и водителей;
  • переливание топлива из одних резервуаров в другие;
  • лишние временные затраты между продажей и покупкой топлива.

Контейнерные АЗС (в Перми, например, да и в других городах России) используются для удовлетворения личных нужд предприятия при наличии оборота от 3000 литров топлива. Сфера применения данных конструкций охватывается почти все основные отрасли - от предприятий промышленной направленности до геологоразведочных.

Комплектование

АЗС контейнерного типа - это единая система, где все модули связаны между собой. Стандартная комплектация включает следующие оборудования и устройства:

  • двустенный (толщина одной стенки - 4 мм) резервуар требуемого объема;
  • топливно-раздаточную колонку, модификация которой заранее оговаривается с заказчиком;
  • консольно-моноблочный насосный агрегат, предназначенный для перекачки нефтепродукта из бензовозов в топливную емкость контейнерной АЗС (требуемую мощность определяет объем резервуара);
  • поддон для сбора пролитых горючих смесей под топливно-раздаточной колонкой и насосом;
  • обвязку горловины емкости с линией выдачи к топливно-раздаточной колонке и линий наполнения от насоса;
  • механический либо электронный уровнемер для определения уровня, плотности и температуры горючих жидкостей;
  • освещение отсека с топливно-раздаточной колонкой и насосами;
  • самосрабатывающие огнетушители;
  • шкаф для управления электроприводами.
  • оборудование оценки герметичности резервуара.

По желанию заказчика контейнерные АЗС могут оснащаться системой видеонаблюдения и охраны с передачей информации на удаленный операторский пункт. При установке станции для удовлетворения потребностей населения возможен вариант поставки автоматической АЗС с системой безоператорной оплаты и раздачи топлива.

Производство конструкций

Любая АЗС - это объект повышенной опасности, поскольку является хранилищем огромного объёма топлива, поэтому к производству ее элементов выдвигаются высокие требования. Особого внимания удостаивается изготовление топливных резервуаров, ведь от их качественного исполнения и прочности зависит надежность и безопасность последующей эксплуатации контейнерной АЗС.

Производственный процесс в отношении топливного резервуара сопряжен с выполнением ряда технологических мероприятий, способствующих повышению надежности емкости и снижения рисков утечек нефтепродуктов. Особое внимание в данном случае уделяется качеству сварочных работ, прочности резервуара и методу его установки в контейнере.

Для получения качественных сварных швов на предприятиях используются различные технические средства, к примеру установка для резки струей плазмы, позволяющая получать ровные кромки листового металла; гильотина для изготовления довольно больших деталей прямоугольной конфигурации из металла, а также стапели для скручивания.

Производственное помещение требует наличия достаточной площади для размещения самой установки и оборудования для ее изготовления. Производство контейнерных АЗС включает в себя ряд технических и технологических особенностей, направленных на безопасную будущую эксплуатацию автозаправочной станции. Особое внимание уделяется мастерам, участвующим в изготовлении подобных конструкций. При необходимости корпус резервуара может быть утеплен, что позволит создать условия для бесперебойной работы на территориях с низкими температурами. Зачастую утепление требуется на АЗС, работающих с дизельным топливом, загустевающем на сильном холоде.

Материал изготовления

При производстве контейнерных АЗС используется сталь различных марок. На выбор того или иного материала влияют погодные и климатические условия предполагаемой рабочей территории. Чаще всего задействуется стандартный вариант - СТ3Сп5 - обычная углеродистая сталь, обладающая необходимыми показателями при сопротивлении на изгиб, растяжении и ударной вязкости. Также применяется марка 09Г2С - сталь конструкционная низколегированная.

Если эксплуатация контейнерных АЗС подразумевает хранение опасных видов нефтепродуктов, то топливную емкость и сопутствующее оборудование производят из нержавеющей стали. При этом применяется марка AISI321 или же российский аналог 12Х18Н10Т.

Модификации контейнерных автозаправок

Основные различия контейнерных АЗС отдельных модификаций обусловлены следующими факторами:

  • размерами топливных резервуаров;
  • конструктивным исполнением емкостей (одностенные и двустенные);
  • количеством обособленных отсеков, выступающих в качестве хранилищ для различных видов нефтепродуктов;
  • составом группы вспомогательного оборудования, сказывающегося на эксплуатации КАЗС.

На сегодняшний день самыми востребованными считаются модификации, рассчитанные минимум на три вида горючего сырья и оборудованные двустенными резервуарами.

Требования к монтажу

Установка контейнерной автозаправки требует соблюдения ряда требований:

  • Установка должна быть произведена в заводских условиях и в соответствии с утвержденными техническими документами.
  • Оформление проекта привязки АЗС контейнерного типа на территории осуществляется в порядке, установленном для расположения типовых автозаправочных станций.
  • Заземление нетоковедущих элементов конструкции из металла, на которых может оказываться напряжение, осуществляется в соответствии с требованиями «Правил устройства электрических установок».
  • Монтаж контейнерной автозаправки должен производиться на площадях, обладающих твердым негорючим покрытием, устойчивым по отношению к воздействию нефтепродуктов либо их паров.
  • Размещение топливно-раздаточных колонок должно предусматривать организацию свободного доступа специалистов, осуществляющих их техническое обслуживание. Расположение топливно-раздаточных колонок должно обеспечивать беспроблемное управление и обзор информации касаемо расхода горючего сырья. Освещенность рабочего места регламентируется действующей нормативной базой.
  • Насос и топливно-раздаточная колонка обязательно устанавливаются в запирающемся отсеке контейнера.

Требования к контейнерной АЗС касательно норм пожарной безопасности следующие: максимально разрешенный объем для автозаправок контейнерного типа, расположенных в черте населенного пункта, составляет 40 м 3 (при этом объем одного отсека не должен превышать 10 м 3), для установок, размещенных за пределами населенных пунктов - 60 м 3 (с максимальным объемом одного отсека 20 м 3). КАЗС могут быть рассчитаны на хранение и отпуск 1-4 видов топлива.

Факторы, влияющие на конечную стоимость КАЗС

Производитель не может заранее озвучить стоимость каждой конкретной КАЗС. Цена складывается из многих факторов. Сегодня на рынке можно встретить самые разные предложения - от 160 тыс. до 4,5 млн рублей.

Основным фактором является численность резервуаров и их габариты. Емкость объемом 1 м 3 , как правило, рассчитана на один вид горючего, а объемом 40 м 3 - на три.

Второй фактор — это система учета нефтепродуктов и ее автоматизация. ПК, кассовый аппарат, специальное ПО, современные средства связи с центральным офисом по желанию заказчика могут быть установлены на контейнерной автозаправке, что существенно скажется на конечной стоимости.

Не каждый предприниматель готов тратиться и на отдельный пункт управления (диспетчерскую), который занимает отдельный контейнер.

Различна и стоимость контейнерных автозаправок разных климатических исполнений. Ведь чаще всего для производства резервуаров применяются специальные морозоустойчивые стали, помимо этого, нередко такие устройства комплектуются системой подогрева горючего материала в трубопроводах.

Цена на подобные автозаправки также зависит и от комплектности. Топливно-раздаточные колонки могут отличаться конструкцией, способом установки, типом и производителем. Даже, казалось бы, одинаковые контейнерные АЗС, фото которых сделаны в Германии, России и Китае, будут сильно разниться по стоимости.

Мощность насосного агрегата и наличие того или иного уровнемера также важны и играют не последнюю роль в ценообразовании.

Техническое обслуживание

Любая автозаправочная станция, будь то контейнерная или стационарная, нуждается в проведении периодических специальных мероприятий по очистке и визуальному осмотру на предмет возможных утечек. Обслуживание АЗС контейнерного типа определяется составленным графиком с указанием вида работ и ответственных лиц.

Контейнерная автозаправка не требует какого-либо специфического обслуживания. Технологический резервуар такого комплекса оснащен люком, предоставляющим доступ ко внутренней части корпуса емкости для ее механической очистки. Кроме того, в резервуаре предусмотрены места для крепления шлангов, что позволяет устранить осадок со дна емкости.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что автозаправка контейнерного типа - это дешевая, компактная и обладающая небольшим сроком окупаемости установка. Кроме того, она обладает прекрасными эксплуатационными характеристиками, особенно в условиях низких температур и отсутствия бетонного покрытия площадки расположения.