Разработка Проекта геологического изучения участка недр (ГИН). Разработка Проекта геологического изучения участка недр (ГИН) Закон о геологическом изучении недр

2. Ресурсы недр многообразны и представлены не только источниками минерального сырья, но и другими, пока мало используемыми или же такими, практическая ценность которых нам еще не известна.

Человечество тысячелетиями пользуется недрами, как источником рудных и нерудных полезных ископаемых; столетиями – как источником УВС и минеральных вод; десятилетия – как источником геотермальной энергии и в качестве полигонов для захоронения ОВ, РВ; годы – как источником сланцевой нефти и газа и т.д. Продолжая этот логический ряд, можно предположить, что в век научно-технического прогресса мы еще не все знаем об истинном потенциале недр и нас ждут новые открытия.

3. Решение вопросов рационального использования природ- ных ресурсов, их сохранения имеет первостепенное значение.

Используя потенциал недр, мы понимаем, что он – ограничен (конечен) и в большинстве случаев – не возобновляем. Поэтому его использование должно быть рачительным, учитывающим потребностикак настоящего, таки будущих поколений. Ограниченность известных ресурсов выдвигает требования к поиску новых их источников и/или новых технологий. Так, использование самородных металлов сменилось металлургией руд, а теперь уже и геотехнологическими методами извлечения металлов. Так же обстоит дело и с сохранностью и возобновляемостью ресурсов. Например, пресные и минеральные подземные воды возобновляются, но необходимо обеспечить такие условия их эксплуатации, которые позволят сохранить их качество и исключить деградацию и т.п.

4. В основе решения указанных вопросов лежит геологическое изучение недр, закладывающий научныйбазис,как для рационального использования имеющегося (известного) потенциала недр, так идля прогнозирования развития ситуации в сфере недропользования в ближайшем и отдаленном будущем.

В век научно-технического прогресса нельзя полагаться на случайность и пренебрегать научными исследованиями. В сфере использования ресурсного потенциала недр геологическое изучение является фундаментом, позволяющим на научной основе проводить поиски и разведку месторождений различных полезных ископаемых, прогнозировать изменения, протекающие в земной коре, планировать прирост запасов и ресурсов минерального сырья, прогнозировать обеспеченность ими отдельных предприятий, регионов и страны в целом и многое другое.

5. В условиях современной России процесс геологического изучения недр разделен на две неравные части, различающиеся целью изучения и получаемым результатом:

Что не менее важно, эти части разделены не только целью и результатами, но и источниками финансирования проведения работ и связанной с этим возможной коммерциализации результатов.

5.1. Региональное геологическое изучение недр, сбор и хранение всех отчетов по выполненным геологическим исследованиям, мониторинг состояния недр, происходящих в них природных процессов и прогнозирование воздействия техногенеза.

Получаемая информация не имеет коммерческой ценности, но жизненно необходима для государства, как основа для привлечения инвесторов в геологический и горный бизнес; как основа для мониторинга состояния недр и прогноза их изменения.

Задача – поддержание геологической изученности территории страны на современном уровне. На основе применения новейших методов сбора и обработки геологической информации постоянное обновление геологических карт, как основы для металлогенического прогнозирования и планирования поисковых работ, систематического переиздания обновленных карт геологического содержания.

Систематизация новых данных по геологическому строению территории и особенностям месторождений новых геолого-промышленных типов.

Формирование государственной политики в области изучения и освоения недр (оценка прогнозного потенциала регионов, обеспечение их опережающего/своевременного изучения, кадровая политика/подготовка и обеспечение отрасли специалистами).

Работы выполняется органами государственной геологической службы за счет средств федерального бюджета.Этот орган должен иметь собственную научно-производственную базу и достойное финансирование, что бы выполнять возложенную на него обязанность с высоким качеством.

5.2. Локальное геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых.

Работы выполняются предприятиями любой формы собственности за счет собственных средств, полученные результаты имеют коммерческую ценность для горного и геологического бизнеса:

  • Геологический бизнес. Работы проводится с целью опоискования перспективных площадей, оценки и разведки выявленных проявлений полезных ископаемых до начала их разработки, т.е. типичные объекты для юниорных компаний. Коммерческой продукцией являются выявленные, оцененные или разведанные месторождения полезных ископаемых, а так же отчетные материалы по проведенным работам.
  • Горный бизнес. Опережающая и сопровождающая эксплуатационные разведки в пределах горных отводов проводятся добывающими предприятиями с целью решения оперативных задач, возникающих при разработке разведанных месторождений.Коммерческой продукцией является уточненная информация о морфологии и особенностях внутреннего строения месторождений и участков месторождений, а так же отчетные материалы, содержащие сведения о результатах проведенных работ.

6. Самой заинтересованной стороной в наиболее полном, качественном и своевременном геологическом изучении недр является государство.

Бизнес заинтересован в получении максимальной прибыли и ограничить его аппетит можно только законами, что под силу только государству. Сложность заключается в том, что бы законы устанавливали только определенные «рамки» поведения, исключая возможный произвол со стороны государственных органов, их попытки руководить бизнесом, что вызовет только разгул коррупции и уход бизнеса в более благоприятные условия (другие страны, сферы деятельности и т.п.).

Государство заинтересовано в долгосрочном эффекте от использования ресурсного потенциала, для чего необходимо, с одной стороны, сдерживать аппетиты бизнеса, регулируя норму прибыли (с прогрессивным налогообложением), а с другой – создавать привлекательные условия для инвестиций в горный и геологический бизнес и обеспечить защиту интересов инвесторов.

Поэтому государство на законодательном уровне (т.е. в предлагаемом ФЗ «ГИН») должно определять «правила игры»,чтобы обеспечить:

6.1. Поддержание на высоком уровне региональной геолого- геофизической изученности недр. Проведения опережающих работ, обеспечение регулярной и своевременной актуализации мелкомасштабной геолого-геофизической основы для привлечения потенциальных недропользователей.

За государством должно остаться право (обязанность) выполнения общегеологических (региональные, шельф и т.д.) исследований. Без современной геологической основы не следует рассчитывать на открытие месторождений.

Это необходимая и разумная уступка: государство обеспечивает современной, регулярно актуализируемой мелкомасштабной геолого-геофизической основой потенциальных недропользователей (которые просто не смогут создать ее сами), тем самым активизируя их интеллектуальный потенциал, повышая вероятность открытия новых месторождений, налоги от разработки которых должны с лихвой перекрыть затраты, понесенные государством на ранние стадии изучения.

Такой подход позволит сохранить достоинство советской системы изучения недр (целостность и планомерность, последовательное приближение и т.п.), и обеспечит государство инструментом централизованного управления процессом воспроизводства МСБ не через запреты (разрешения) проведения работ, а поощряя ГРР; не ограничивая, а создавая благоприятные условия для проявления активности потенциальных недропользователей.

Это важнейшая задача, решению которой после 1991 г. не уделялось необходимого внимания.

6.2. Централизованный сбор и хранение геологических материалов, обеспечениек ним свободного доступа.

Материалы по всем выполненным геологическим исследованиям должны поступать в централизованные государственные фонды, обеспечивающие их сохранность и систематизацию, подобно нынешним ТГФ и РГФ. Должен быть обеспечен свободный доступ к геологической информации, полученной за счет бюджета СССР или РФ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а так же и коммерческую тайну (последнее – на разумно ограниченный период времени). Это поможет задействовать интеллект специалистов, способных переосмысливать имеющуюся информацию и сформулировать новые, неизвестные ранее выводы и предположения для их последующей полевой проверки.

6.3. Уверенность в достоверности получаемой информации о разведанных запасах и минеральных ресурсах, которая будет использоваться при планировании государственных исследований, для разработки государственных программ и т.д.

6.3.1. Для обеспечения научно обоснованного прогнозирования развития ресурсного потенциала недр и планирования необходимых мероприятий необходима уверенность в том, что полученная информация о текущем состоянии запасов и ресурсов – достоверная. Существующая система (Классификация запасов и государственная экспертиза запасов) неспособна выдавать достоверную информацию и требуется их реформа:

    Классификации запасов МТПИ путем:
  • упрощения с одновременным насыщением практическим смыслом выделяемых дефиниций;
  • обеспечение возможности использования блочного моделирования и геостатистических методов подсчета;
  • синхронизации с классификациями запасов, принимаемыми при листинге на сырьевых площадках западных фондовых бирж.

Наиболее эффективно решить вопрос реформы Классификации можно совместными усилиями ассоциаций добывающих компаний и независимых обществ геологов и горняков, что позволит избежать ошибки очередной косметической правки Классификации советского периода развития.

6.3.2. Существующая сейчас система государственной экспертизы запасов не обеспечивает необходимую достоверность оценки запасов и оперативность ее переоценки. Ее единственный продукт (определение величины запасов) нельзя признать качественным и востребованным: как регулятор финансовых потоков (для чего институт ГКЗ и был создан в свое время) он не используется в России и не принимается в мире. И учет запасов в недрах он был способен обеспечить только в условиях планового хозяйства СССР, а в рыночной экономике учет недостоверен, так как не способен учитывать конъюнктуру рынка.

Для начала надо хотя бы привести систему экспертизы запасов в соответствие с Постановлениями Правительства России № 69 от 11.02.05 г и № 37 от 22.01.07 г «О государственной экспертизе запасов….» и «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации об участках недр, предоставляемых в пользование», утвержденным МПР только в 2012 г. Согласно этим НПА решение принимается экспертной комиссией, в которой ≥70% внештатных работников. В течение 5-ти дней это решение должно быть утверждено Роснедра, причем возможность не утверждения Правительством не предусмотрена, что должно было бы означать независимость экспертной комиссии.

Но вообще-то необходимо обеспечить возможность оперативной адаптации оценки запасов к изменяющимся внешним условиям и персональную ответственность оценщика, т.е. назрело создание института Компетентных персон (ИКП) и реформа системы государственного учета запасов, изменением принципов ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Без перечисленных реформ государственные органы обречены получать недостоверную информацию, вводящую в заблуждение и исключающую возможность научного анализа (Наталка – первая ласточка, остальные стоят в очереди).

6.4. Создать условия для частных инвестиций в поиски и разведку полезных ископаемых. Формирование рынка рискового капитала, рынка акций юниорных компаний, обеспечение юниорных компаний правом распоряжения своей продукцией (продажа, залог), а так же условиями для реализации этого права.

Решить проблему интенсификации поисковых работ можно только создав благоприятные условия для работы юниорных компаний, цель которых – не добыча, а выявление месторождения и последующая продажа его добывающей компании с тем, что бы получить прибыль и вложить их в ГРР на другом участке. Рыночная стоимость актива может на порядок превышать расходы, затраченные юниорной компанией, что является как премией за риск, так и компенсацией неизбежных потерь компании на других объектах, обеспечивая тем самым возможность существования геологического бизнеса.

Главное отличие: в действующей сейчас схеме изучения недр у административных органов нет обозначенной в Законе ответственности за воспроизводство МСБ, в то время как у юниорных компаний ответственность четко мотивирована самим принципом их существования.

Это вторая важнейшая задача, которая после 1991г вообще не решалась, в результате чего ресурсная база МТПИ существенно деградировала.

6.5. Определить обязанности государства в геологическом изучении недр.

Создание государственного органа, отвечающего за геологическое изучение страны и основы государственной политики в сфере «недропользования» (по типу бывших Геолкома или Мингео). Орган должен иметь собственную научно-производственную базу и достойное финансирование, что бы выполнять возложенную на него обязанность с высоким качеством.

Необходимо обеспечить возможность товарного оборота геологической информации, как товара юниорных компаний, так и в качестве товарных активов добывающих компаний, т.е. обеспечение биржевого оборота разведанных запасов.

6.6. Определить обязанности бизнеса в геологическом из- учении недр.

    Коммерческие предприятия должны:
  • создать органы, координирующие решение вопросов в сфере геологического изучения недр с государственными органами;
  • обеспечить разработку Классификации запасов ТПИ, отвечающей современным требованиям бизнеса и обеспечивающей прозрачность в целях государственного учета движения запасов и ресурсов;
  • разработать принципы работы Института Компетентных персон (солидарная и персональная ответственность за результаты оценки) и обеспечить его функционирование.

7. Планирование геологического изучения недр проводится на основе долгосрочных планов федерального правительства, учитывающих реальное состояние добывающей промышленности, разведанной минерально-сырьевой базы, долгосрочные прогнозы по рынкам минерального сырья и обеспеченность перспективных территорий современной мелкомасштабной геолого-геофизической основой.

Планы по геологическому изучению недр разрабатываются федеральным органом исполнительной власти в содружестве с акционерным/ными институтом. Источником информации для разработки планов являются материалы по выполненным работам, накопленные в федеральном фонде, а также специализированные сведения, поставляемые иными заинтересованными федеральными ведомствами.

8. Контроль работ по геологическому изучению недр.

Оценка качества проводимого геологического изучения недр трудно поддается формализации в силу большой «инерционности» процесса геологического познания. Недостаточное качество выполняемых работ нанесет ощутимый вред, но выяснится это только много лет спустя. Указанные особенности процесса геологического изучения недр предъявляют повышенные требования к органу их управления, а так же к личной ответственности руководителей.

Критериями оценки работы органа управления геологическим изучением недр могут быть:

  • повышение инвестиционной привлекательности ведения горного и геологического бизнеса в России;
  • прирост разведанных запасов, возможность управления этим процессом (выход на новые территории, расширение ассортимента полезных ископаемых, новые геолого-промышленные типы месторождений и т.п.);
  • обеспечение оптимального баланса в использовании всего многообразия ресурсов недр.

4 часа назад, Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Распоряжение от 4 сентября 2019 года №1979-р. Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)», установить порядок её организации хозяйствующими субъектами, определить основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.

5 часов назад, Государственные и муниципальные услуги Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1965-р. Законопроектом предусмотрена унификация порядка предоставления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами и включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Предлагается также сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективному исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

28 августа 2019 , Национальная политика Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р. В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

23 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации Распоряжение от 21 августа 2019 года №1853-р. Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.

19 августа 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия Распоряжение от 19 августа 2019 года №1846-р. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, не могут проводить работы, изменяющие его облик. Законопроектом предлагается установить, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не допускается установка внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств или их частей на фасаде такого объекта культурного наследия в случае, если фасад относится к его предмету охраны. Эта норма не будет распространяться на технические устройства охраны и сигнализации.

17 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка использования судов под флагом иностранных государств при торговом мореплавании Распоряжение от 17 августа 2019 года №1831-р.Законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства России по принятию решений о возможности использования судов, плавающих под флагами иностранных государств, при некоторых видах деятельности в области торгового мореплавания, на осуществление которых суда, плавающие под российским государственным флагом, имеют преимущественное право.

16 августа 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Правительство внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи Распоряжение от 15 августа 2019 года №1815-р. Законопроектом, в частности, предусматривается исключение из перечня универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. Оказание таких услуг в населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить с использованием точек доступа.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка приёма платежей физических лиц платёжными агентами Распоряжение от 9 августа 2019 года №1772-р. В целях устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и бюджетным законодательством законопроектом предлагается отменить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казённых учреждений использовать специальный банковский счёт при приёме платежей физических лиц.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций, которые вправе выдавать потребительские займы Распоряжения от 3 августа 2019 года №1733-р, от 5 августа №1746-р. Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

6 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на поддержку отечественной судостроительной отрасли Распоряжение от 3 августа 2019 года №1730-р. Законопроектом предлагается установить механизм, предоставляющий Правительству России право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории России.

5 августа 2019 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощённом порядке въезда иностранных граждан по электронным визам через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа Распоряжение от 3 августа 2019 года №1731-р. Законопроектом предлагается распространить упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Россию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, перечень которых будет определяться Правительством России.

5 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке проведения специальной оценки условий труда Распоряжение от 3 августа 2019 года №1729-р. В целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников законопроектом, в частности, предлагается установить дополнительный механизм контроля за передачей отчётов организаций, которые проводят специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

5 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации Распоряжение от 1 августа 2019 года №1698-р. Законопроектом предлагается проводить оценку возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установить порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

1 После получения с дальнейшей целью использовать воду из артезианской скважины в бытовых или производственно-хозяйственных целях, собственник объекта должен организовать работы по разработке геологического проекта изучения участка недр.
Эти действия необходимы для получения научно-обоснованной оценки запаса водных ресурсов. Приказ, изданный Федеральным агентством по недропользованию (№ 1101 от 16.10.2012 г.) определяет, что ответственной организацией, на которую возлагаются полномочия по проведению Государственной экспертизы проектов изучения недр, является ФБУ «Росгеолэкспертиза».

Необходимость проведения государственной экспертизы проекта
Государственная экспертиза проводится на основании заявления владельца недрами в отношении объектов, зарегистрированных в Едином государственном реестре. В соответствии с положениями закона «О недрах» (ст. 36.1, редакция 2014 года) заявитель обязан разработать проект геологического изучения недр (другое название - проект геологоразведочных или геолого-оценочных работ).
Важно подчеркнуть, что разработка этого документа (и его последующая экспертиза) является обязательным условием для законного использования недр субъектом, независимо от того, какие именно обязательства были включены в приложение к договору.
На создание проекта отводится в среднем 10 месяцев от даты государственной регистрации лицензии. При отсутствии положительного заключения ФБУ «Росгеолэкспертизы» по отношению к владельцу участка недрами предусмотрены штрафные санкции и административные взыскания.


Как разрабатывается проект геологического изучения недр

Составление проекта - комплексная работа, состоящая из следующих этапов:
консультации эксперта;
составление плана и графика работ с учетом требований заявителя;
анализ исходных данных по объекту (нормативные, научно-исследовательские, архивные материалы);
систематизация обработанной информации;
практические работы (обследование территории, где расположена скважина, или несколько скважин);
проведение государственной регистрации работ по геологическому исследованию участка недр;
составление технического задания (учитываются специфические условия лицензии).

Для разработки проекта геологического изучения недр необходимо предоставить лицензию на проведение геологических работ (оригинал и копию), расчет водопотребления и водоотведения, копии договорных соглашений с организациями, которые будут проводить геологическое изучение участка недр.
К информационным материалам, используемым при составлении проекта, относятся геофизические показатели (см. ), данные экологического обследования, аналитические сведения о гидрогеологических условиях.

После перечисленных предварительных работ начинается составление самого проекта, который включает три раздела:
методический;
производственно-технический;
сметные расчеты.

В проект входят наглядные изображения (фото, рисунки), графические схемы, подробные расчеты. Документ подается на экспертизу в печатном виде (твердый переплет) с описью приложений.
Если у собственника недр уже есть разработанные скважины, то в проекты включаются только и состава водных ресурсов. Если скважины не разработаны, то в документе отражаются все технологические операции по исследованию участка недр (поисковые работы). Основная цель проекта - сбор и обобщение информации, касающейся запасов подземных вод на определенном участке территории.



Цели проведения государственной экспертизы

Проведение государственной геологической экспертизы необходимо для:
создания благоприятных условий для обоснованного использования недр;
выделения границ территории, где находятся эксплуатируемые участки недр;
оценки степени информационного материала и об участке недр, находящихся в пользовании субъектов хозяйствования;
определения качества и полноты геологических сведений о характеристиках геологических ресурсов изучаемого участка недр.
Государственная экспертиза проекта осуществляется по правилам Административного регламента, утвержденного Министерством природы Российской Федерации № 139 (редакция 12.04.2013 г.).

Законодательные нормативы, регулирующие проведение государственной экспертизы
Владелец лицензии обязан направить документ (проект) в территориальный орган по недропользованию (департамент или управление, уполномоченные принимать решения, касающиеся использования участков недр в пределах конкретного федерального округа). Далее, ФА (Федеральное агентство) передает документ в «Росгеолэкспертизу». Эта организация является единственной государственной инстанцией, наделенной правами выдавать заключение по геологическому проекту.

Кто оплачивает экспертизу
Государственная экспертиза осуществляется за счет средств заявителя (пользователя недрами). До принятия административных регламентов нового образца оплата работы могла осуществляться исполнителем, но после внесения изменений в законодательство платежные поручения принимаются только от собственников недр. Сумма перечислений в федеральный бюджет (получатель - Департамент «Роснедра») определяется приказом Министерства природы Российской Федерации № 252 (запись в Минюсте за номером 17767).

Стоимость экспертизы геологического проекта по изучению недр
Стоимость государственной экспертизы определяется в соответствии с приказом Министерства природы РФ № 252 (08.07.2010 г.) несколькими факторами:
количество проведенных геологоразведочных работ;
величина сметной стоимости;
категория проекта изучения недр (крупные, средние, мелкие);
одиночный водозабор или несколько скважин.

Заключение ФБУ «Росгеолэкспертиза»

После изучения документов (перечень определен административным регламентом), предоставленных заявителем (собственником участка недр), «Росгеолэкспертиза» выдает заключение, которое может быть положительным или отрицательным. Основанием для отказа в приеме документации является отсутствие письма-заявки или документа, подтверждающего перечисление средств за оплату государственной услуги в федеральный бюджет.
Другие основания для вынесения отрицательного решения - неверные сведения в информационных материалах, искажение цифровых данных, недостоверные личные данные, нарушение требований к формату оформления.
При обнаружении недочетов специалисты ФБУ составляют справку (прилагается к заключению), в которой выносят предложения по их устранению.

Разработка проекта геологического изучения недр под ключ

ООО «Геодин» оказывает комплексные услуги по составлению и согласованию проекта на поисково-оценочные работы (проведение геологического изучения подземных вод в артезианских скважинах) в Московской области с последующей регистрацией документов в «Росгеолэкспертизе». Квалификация специалистов, выполняющих задание, подтверждается положительными заключениями уполномоченной государственной службы. Записаться на консультацию по вопросам разработки документации можно по контактному телефону либо направить заявку в электронной форме. Обращайтесь!