Реализация и действие административно-правовых норм. Способы реализации административно-правовых норм Что понимается под реализацией административно правовых норм

Процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права правил по­ведения, содержащихся в нормах, называется ре­ализацией административно-правовых норм.

Существует четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, ис­полнение, использование и применение.

Соблюдение - это пассивное поведение субъек­та административного права. Оно характеризует­ся добровольным подчинением субъекта админис­тративно-правовых отношений требованиям норм. Соблюдение может осуществляться без вступления данного субъекта в конкретные правоотношения. Например, гражданин, выполняя решение органа местного самоуправления, в позднее время не на­рушает тишину и не создает тем самым неудобств для отдыхающих соседей.

Исполнение - это действия субъектов админи­стративно-правовых отношений по выполнению требований, установленных нормами, точное сле­дование субъектов тем юридическим предписани­ям, запретам или дозволениям, которые содержат­ся в нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным, планомерным поведением субъекта. Например, пассажир городского транспорта, выполняя правила пользования общественным транспортом, оплачивает свой про­езд (компостирует талоны на проезд).

Использование состоит в добровольном соверше­нии субъектами права действий, связанных с осу­ществлением субъективных прав в сфере управле­ния. При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предостав­ленным ему субъективным правом. Например, гражданин сам решает, обжаловать ли ему дей­ствия должностного лица, нарушившие его права, или нет. Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от него при использовании реализуются субъективные права участников правоотношений (в рассмотрен­ном примере у гражданина имеется право на обжа­лование действий и решений органов и должност­ных лиц, нарушающих его права и свободы).

Применение-- это особая форма реализации права, которая осуществляется только субъектами административного права, имеющими компетен­цию на осуществление исполнительных функций. Применение административно-правовой нормы со­стоит в принятии на ее основе соответствующим органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления (местной адми­нистрацией) или уполномоченным на то должност­ным лицом юридически властного решения. Прак­тически применение осуществляется в виде изда­ния в соответствии с нормой индивидуальных правовых актов. Это - важнейшая правовая фор­ма деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, руководителей органи­заций, предприятий и учреждений.

Применение административно-правовых норм является прерогативой субъектов, осуществляю­щих исполнительные, административные функции.

Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм. В некоторых слу­чаях, предусмотренных законодательством, приме­нение административно-правовых норм возлагает­ся на судей. Например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или жалоб на неправомерные действия и решения государ­ственных органов и их должностных лиц.

При этом к основным требованиям правильности применения норм административного права относят­ся: законность, обоснованность и целесообразность.

Законность означает, что органы и должност­ные лица могут применять административно-пра­вовую норму только в пределах предоставленных им полномочий и в точном соответствии с требо­ваниями нормы. Кроме того, законность - строгое соблюдение процессуального порядка примене­ния нормы и обязанность уполномоченных на то органов и должностных лиц применять ее во всех необходимых случаях.

Обоснованность означает возможность приме­нения нормы только в результате анализа досто­верной информации о событии, вызвавшем необ­ходимость ее применения, только после всесторон­ней проверки всех фактов и обстоятельств дела.

Целесообразность означает, что в результате применения нормы возможно в данной ситуации оптимальным образом достичь цели, ради которой применяется норма.

Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, т.е. принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса.

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, то есть проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений. Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, то есть, в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение как способ реализации административно-правовых норм по содержанию достаточно близок к исполнению. При соблюдении субъект (участник) административно-правовых отношений обязан воздерживаться от совершения деяний, запрещенных данными нормами. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами.

Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. Так, ст.10 Закона РК "О государственной службе" от 23 июля 1999 г. № 453 определен большой перечень запретов, связанных с государственной службой. В связи с ее прохождением государственному служащему, в частности, запрещается:

  • 1) быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления;
  • 2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческий деятельности;
  • 3) заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • 4) быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;
  • 5) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;
  • 6) участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки;
  • 7) в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.

Государственный служащий может оставаться на своей должности только в том случае, если он будет соблюдать все предписания.

В качестве других примеров соблюдения норм административного права мы можем обратиться к многочисленным запретам, установленным правилами дорожного движения, пожарной безопасности и подобными нормативными правовыми документами. Например, согласно п.1 ст.312 КоАП, административная ответственность возлагается за "нарушение или невыполнение в организациях, общественных местах, складских помещениях, в общежитиях и жилых домах противопожарных требований, предусмотренных правилами пожарной безопасности”. Т.е. Лица должны соблюдать правила пожарной безопасности.

Исполнение административно-правовых норм - точное следование субъектами (участниками) административно-правовых отношений предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного права. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут рассматриваться как противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность. Так, в соответствии с п.1 ст.707 КоАП РК административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки. Лицо, совершившее правонарушение должно исполнить возложенное на него административное взыскание - штраф.

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Использование представляет собой добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сфере, регулируемой административным правом. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых этим правом, и носить как активный, так и пассивный характер.

Так, для того чтобы реализовать свое субъективное право поступления на военную службу по контракту, заинтересованный субъект должен совершить ряд активных действий, предусмотренных законодательством о военной службе. Однако субъект может воспользоваться правом, не поступать на данную службу, поскольку обязанность такого поступления не предусмотрена законом.

Спецификой административно-правовых норм является то, что посредством использования заложенных в них возможностей заинтересованные субъекты реализуют свои права не только в сфере административного права, но и в сферах, регулируемых гражданским, семейным, трудовым правом. Так, используя возможности, предусмотренные законодательством о лицензировании, заинтересованный субъект получает лицензию на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию. Тем самым он реализует свои права на предпринимательскую деятельность, отдельные виды которой требуют специального разрешения (лицензии).

Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые кормы, нормы-дозволения.

Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти.

Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности.

Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке.

Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения, например, какого-либо запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Правоприменение как способ реализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов:

  • 1) определение фактических обстоятельств (например, изучение протокола об административном правонарушении, ознакомление с личным делом лица, желающего поступить на военную службу по контракту, оценка изложенного в жалобе на действия сотрудника дорожно-патрульной службы и т.п.);
  • 2) юридическая квалификация, представляющая собой установление юридической основы дела, выбор и анализ норм права, подлежащих применению к конкретной ситуации;
  • 3) издание соответствующего акта применения права, в котором мотивированно излагается решение по ситуации (например, принятие постановления по делу об административном правонарушении). Так, п.1 ст.651 КоАП РК определены обязательные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении. В данном постановлении, в частности, должны быть указаны:

a) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление;

b) дата и место рассмотрения дела;

c) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

d) статья КоАП РК, предусматривающая ответственность за административное правонарушение;

e) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

f) решение по делу;

g) порядок и сроки обжалования постановления.

4) исполнение принятого решения. При этом оно необязательно должно исполняться лицом, его принявшим. Как правило, исполнение решения возлагается на уполномоченные органы исполнительной власти и их должностных лиц. Например, в соответствии с п.1 ст.727. КоАП РК постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

Традиционно правоприменение как способ реализации административно-правовых норм рассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать и еще одну область правоприменения, которое может осуществляться без издания соответствующих актов.

Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами. Наиболее характерным примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.

Между использованием и применением, не связанным с изданием правового акта, существует четкое разделение, а именно право действовать по своему усмотрению, в том числе право отказа от использования возможностей, предоставляемых правовой нормой (исполнение), и обязанность применить механизмы принуждения (физическая сила, специальные средства, оружие) при наличии оснований, предусмотренных законом. Напротив, применительно к гражданам, столкнувшимся с противоправными посягательствами, существует выбор: воспользоваться правом на необходимую оборону, предоставляемым, например, нормами уголовного права, либо постараться избежать посягательства (путем бегства, обращения за помощью и т.д.).

Кроме того, в данном случае нельзя говорить о присутствии такого способа, как исполнение, поскольку его субъектами могут быть все субъекты административного права, в то время как применять принудительные механизмы может только ограниченный круг специальных субъектов.

Характеризуя применение как особый, специфический вид реализации административно-правовых норм, необходимо отметить существенное сходство административного и уголовного права, подавляющая часть норм которого может быть реализована исключительно в форме применения, прежде всего судом.

Основными требованиями правильности применения норм административного права являются: законность, обоснованность и целесообразность.

Законность означает, что органы и должностные лица, осуществляющие применение административно-правовой нормы, могут применять ее только в пределах предоставленных им полномочий и в точном соответствии с требованиями нормы. Законность означает также строгое соблюдение процессуального порядка применения нормы и обязанность уполномоченных на то органов и должностных лиц применять ее во всех необходимых случаях.

Обоснованность означает возможность применения нормы только в результате анализа достоверной информации о событии, вызвавшем необходимость ее применения, только после всесторонней проверки всех фактов и обстоятельств дела.

Целесообразность означает, что в результате применения нормы возможно в данной ситуации оптимальным образом достичь цели, ради которой применяется норма.

Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов (стадий). Данная деятельность регламентируется соответствующими органами, которые устанавливают определенный порядок правоприменения и обеспечивает его логическую завершенность.

Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса:

  • 1) устанавливает фактические основы дела;
  • 2) устанавливает юридические основы дела;
  • 3) принятие решения.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. Речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

На второй стадии правоприменение выбирает отрасль, институт, норму права, регулирующие данные общественные отношения.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, решается судьба данного дела и оттого какие выводы будут сформулированы в ходе решения зависит дальнейшее развитие правоотношения.

Правоприменительный акт - это такой правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Акт применения права выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:

  • 1) исходит от компетентных органов;
  • 2) носит государственно-властный характер;
  • 3) носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;
  • 4) имеет определенную, установленную законом форму.

Классифицируются правоприменительные акты по следующим основаниям:

  • 1) по форме - указы, приговоры, приказы, решения;
  • 2) по субъектам их издающим - на акты государственных и муниципальных органов;
  • 3) по функциям права - на регулятивные (например, приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)
  • 4) по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела - приговор), вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
  • 5) по характеру - материальные и процессуальные.

Главное назначение применения права состоит в том, чтобы обеспечить подвижность, гибкость, общественных отношений посредством индивидуального регулирования. Назначение правоприменения - это следование общенормативным, общеобязательным предписаниям, с одной стороны, учет и отражение многообразия фактов, условий, потребностей общественной жизни при решении индивидуальных вопросов, с другой.

Правоприменение необходимо, когда субъекты не могут без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда имеется спор по поводу юридического факта.

Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой "суверенизации", приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства.

Административно-правовые отношения и их виды.

Административно-правовые отношения - урегулированные нормами административного права общественные отношения, в которых их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. Предпосылками возникновения административно- правовых отношений явялются:

1. административно-правовая норма

2. административная правосубъектность его участников

3. юридический факт

Административно-правовые отношения можно классифицировать по разным основаниям:

· По своему содержанию административно правовые отношения делятся на: материальные и процессуальные . К материальным административно правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан. Административно процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в связи с разрешением индивидуально конкретных дел и регулируются административно процессуальными нормами.

· В зависимости от конкретных целей возникновения на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешние (вне системы исполнительной власти)

· По характеру юридических фактов , порождающих административно правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.

· По способу защиты можно выделить отношения, защищаемые в административном и в судебном порядке

· По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные и регулятивные , что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности.

· По юридическому характеру взаимодействия их участников: властные или субординационные(по вертикали) и отношения взаимодействия или согласования (по горизонтали) – когда стороны юридически равноправны.

· По структуре объекта: простые – объект, т.е. поведение или деятельность, является единственным; и сложные – поведение или деятельность может быть направлена на другие объекты.

Реализация административно-правовых норм - практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. Реализация норм административного права , так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права. Формами реализации норм административного права являются: Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения. Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение. Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

, No Comments

Чтобы регулирующее воздействие административного права в отношении к общественным отношениям, которые составляют его предмет, действительно имел место, нужно, чтобы реализовывались нормы административного права. Это достигается за счет осуществления на практике правила поведения, содержащиеся в нормах права. Только тогда нормы административного права «оживают», когда они реализуются в сознательно-волевой деятельности людей.

Реализация административно-правовых норм – это процесс практического воплощения в жизнь предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах.

Различают четыре основных способа реализации административно-правовых норм:

Соблюдение

– пассивное поведение субъектов, не допускает нарушение административно-правовых норм (например, если гражданин или должностное лицо не нарушают санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм);

Исполнение

– активное поведение субъектов, направленная на выполнение юридических обязанностей, зафиксированных в административно-правовых нормах. В качестве примера можно привести деятельность работников Антимонопольного комитета и его территориальных отделений при проведении проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок (распоряжение Антимонопольного комитета Украины от 20 июня 2006 г. № 214-р «Об утверждении Положения о порядке проведения проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок »). Суть выполнения заключается в четкой реализации обязывающих норм административного права, когда субъекты указанной отрасли права (и соответственно возникающих правоотношений) своими активными действиями воплощают в жизнь возложенные на них обязанности;

Использования

– активное поведение субъектов административного права, при которой они сами решают вопрос об осуществлении соответствующих действий или воздержанию от них. В этом случае норма права будет реализовано и тогда, когда субъект выбрал активное поведение (в форме действий), и тогда, когда он избрал пассивную форму поведения. Скажем, Закон Украины от 25 марта 2004 p. № 1665-IV «О выборах народных депутатов Украины” предоставляет гражданам Украины право принять участие в голосовании. Гражданин может непосредственно проголосовать (т.е. активно реализовать нормы административного права через использование) или не прийти на избирательный участок и не голосовать (т.е. пассивно реализовать нормы административного права через использование). Можно сделать вывод, что использование норм административного права является добровольным делом. Никто не может принуждать к их использованию, время никто не должен нести ответственность за неиспользование норм административного права;

Применения

– проявление властной деятельности уполномоченных государственных органов по поводу конкретных дел и с изданием индивидуальных юридических актов. В отличие от первых трех способов реализации административно-правовых норм, применение является прерогативой только органов, имеющих государственно-властные полномочия. Правоприменение осуществляется применительно к субъектам административно-правовых отношений с целью реализации абстрактных предписаний норм права по конкретной жизненной ситуации. Результатом правоприменительной деятельности является акт применения права, под которым следует понимать решение уполномоченного органа (должностного лица), принятое в результате рассмотрения конкретного юридического дела в сфере публичного управления.

Основными чертами акта применения права является: ‘

а) государственно-властный характер;

б) направленность на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений;

в) единовременное использование относительно конкретных субъектов в рамках конкретных общественных отношений;

г) обязательность исполнения.

Как пример акта применения права могут быть приведены Указ Президента Украины от 18 января 2007 г. № 21/2007 «О награждении государственными наградами Украины», где глава государства выступает субъектом правоприменения.


Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, то есть проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений. Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, то есть в соответствии с их административно-правовым статусом.
Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники уп-

равленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т. п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей), в частности, при наложении административных взысканий и т. д.
Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение - основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это - наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.
Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.
Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, то есть об их юридической силе.
Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в

47
46 Раздел I. Административное право в правовой системе РФ
отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их "выход" и за государственные границы РФ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Союза Независимых Государств (СНГ).
В пределах РФ административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.
Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. Возможно также установление определенных сроков их действия.
Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, постановлений Правительства РФ), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.
В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в РФ практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами РФ.
Принципиальное значение для действия административно-правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции РФ 1993 г.: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т. е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).