Русская иммиграция. Жизнь русских эмигрантов в Америке — ликбез для тех, кто туда собирается. Способ передвижения между штатами

И «


Удалившись от мирской жизни,

отказавшись от суеты, он последовал за Христом

и поселился в пустыне, где жил святой жизнью,

откуда перешел с радостью в палаты небесные,

и сейчас, вместе с ангелами, представ перед

Всевышним Престолом, помилуй нас, чад своих,

собравшихся милостью Божьей и тебе

с радостью в душе поющих:

радуйся, Савва, отец наш всеблаженный.

ТРОПАРЬ, Глас 7

Пока, по словам владыки Николая, сербские сыновья уходили на Запад с сумами, переполненными доблестью, а возвращались с мешками, полными заблуждений, с Востоком все было наоборот - взаимное чувство любви к Богу пропитывало многих великих сербов в России, как и многих великих русских в Сербии. Высшие, мистические связи между сербами и русскими создавались веками, и ни один враг, ни один захватчик не смог эти связи разрушить. Во времена татаро-монгольского нашествия на Русь мощная Сербия Неманичей всеми силами помогала своим православным братьям. А православные братья веками с благодарностью отвечали на эту помощь и возвращали ее с лихвой, остается так и по сей день.

Всегда было так: во времена тяжелых испытаний одного народа его истинная элита находила убежище у своих братьев, одновременно принося с собой развитие, силу веры и культуру. Так, падение Византии и средневекового Сербского царства вызвало прилив волны единоверцев-подвижников, строителей, иконописцев и культурных деятелей из Сербии в Россию. Они внесли свою лепту в развитие и всячески содействовали созданию величественного творения, которое сейчас мы называем «Святая Русь». С другой стороны, невозможно никакими весами измерить великий вклад, который русская эмиграция, спасаясь от Красного террора и Октябрьской революции, привнесла в сербскую культуру. О некоторых знаменитых сербах, сыгравших большую роль в русской истории, мы знаем достаточно, а о ком-то совсем немного.

Мы хотим рассказать об одном из таких забытых в Сербии людей. После падения Константинополя (1453 год) герой нашего рассказа - святой Савва Крыпецкий - пришел со Святой Горы на Русь (1454 год) через немецкие и литовские земли (так как южный путь через территорию, занятую турками, был намного опаснее).

Краткое описание жизни святого

Один из известных путей через немецко-литовские земли, по которому на Русь попадала сербская культурная элита, лежал через Псков. Мой русский друг, историк, подаривший мне книгу о Крыпецком монастыре, после возвращения с Чоровичевых встреч и находясь под впечатлением от «воеводства Святого Саввы» - Герцеговины, сказал мне в шутку, что, по его мнению, Псковщина - это «русская Герцеговина, воеводство святого Саввы Крыпецкого». Когда я прочитал книгу об этом монастыре и святом, его основавшем, понял, что в этой шутке большая доля правды. С волнением приступая к рассказу об этом духовном исполине, с молитвой прошу святого Савву Крыпецкого просветлить мой замутненный ум и дать силы моему слабому перу описать часть великого наследства этого поборника православной веры, дававшему защиту всем, кто к нему обращался. Житие святого Саввы Крыпецкого записал в 1555 году пресвитер Василий, служивший при митрополите Макарии Московском и епископе Пимене Псковском.

Итак, после падения Константинополя этот сербский монах приходит на Русь. Вначале он пребывает в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы недалеко от Пскова (до этого момента никаких свидетельств о его жизни и происхождении не сохранилось). Когда стала распространяться слава о его добродетельной жизни, он переселяется в монастырь преподобного Евфросиния на реку Толбу для дальнейшего духовного совершенствования. Евфросиний, увидев его старания, разглядел в нём великий свет веры православной и послал своего любимого ученика Савву в удаленную пустынь на монашеский подвиг отшельничества. Духовник предсказал своему ученику, что тот приведет ко Христу множество заблудших душ. Так потом и случилось.

Удалившись от лавры своего учителя больше чем на 15 верст, Савва выбрал себе уединенное место, населенное только животными и недоступное для людей. Это был небольшой холм в лесу, окруженный болотами, на котором блаженный Савва с молитвою построил себе небольшую хижину. Тут и стал жить этот святой человек, пребывая в строгом воздержании и постоянных молитвах, «слезами своими орошая постель свою » (Псалтырь, 6,7). С помощью своего небесного покровителя святого Саввы Сербского этот подвижник мог долгое время жить только на хлебе и воде, в среду и пятницу соблюдая полный пост и питаясь только молитвой Господу. Невозможно описать, какую борьбу с демонами выдерживал подвижник, но он всегда призывал на помощь силу Божию, и демоны не могли поколебать твердый камень его веры. В скором времени блаженный Савва начинает на этом месте строить церковь, посвященную любимому апостолу Христа - Иоанну Богослову (позднее здесь силами монастыря построена и часовня его небесного защитника, Святого Саввы Сербского). Вскоре слава о Савве, его праведной жизни и деяниях начала разносится по городу Пскову и окрестностям. Вокруг блаженного Саввы стали собираться иноки, желающие присоединиться к нему в его делах, а он встречал их с любовью, как верный ученик Христа. Вслед за ними в монастырь потянулись князья и правители тогдашней Руси, а также простые жители славного города Пскова, надеясь получить помощь Божию и благословение от святителя на свои земные дела. Савва выходил навстречу ко всем, наставляя и правителей этого мира, не принижая достоинства своего и часто прибегая к словам Господа: «каким судом судите, таким и вам суждено быть». По желанию монастыря и братии святитель благословил некоего Кассиана стать игуменом этого монастыря, а братьям наказал во всем его слушаться, составил монастырский типик по подобию афонских монастырей, и слава о живом святом все больше расходилась по русской земле.

Одно из первых чудес, которые своими молитвами сотворил Савва, говорит нам о Божьем промысле пришедших из Сербии на Русь угодников. Возможно, появление в стране таких святых является величайшим знаком отличия золотого периода властвования Неманичей, божественной симфонией светской и духовной власти того периода сербской истории. Во времена правления династии Неманичей эту симфонию сотворял Святой Савва Сербский, а на Руси - величайший святой Сергий Радонежский. Возвращаясь к делам Саввы Крыпецкого: князь псковский Ярослав Васильевич, наслышанный о великих делах Саввы и почитая его, много помогал подношениями и жертвовал на строительство монастыря. Однажды князь отправился к монастырю со своей тяжело больной женой, чтобы получить благословение и молитвенное заступничество от святого старца. Но церковный типик запрещал женщинам вход в монастырь, и Савва послал своего послушника предупредить об этом князя. Князь оставил свою свиту у ворот монастыря и пошел к старцу один, встал перед ним на колени и попросил прощения за свое легкомыслие. Увидев смирение князя, святитель вместе с игуменом и всей братией вышел из монастыря. Они совершили молебен перед его стенами и благословили княгиню, после чего болезнь оставила ее, и она выздоровела. После такого чудесного исхода князь приказал построить мост через болота, прямо до монастыря. Этот мост сохранился по сей день и называется Ярославов мост. Конечно, сейчас до монастыря проложена и асфальтированная дорога. Эти факты ясно говорят о единстве пути Небесной Сербии и Святой Руси.

Блаженная кончина и обретение мощей

Умер святитель в глубокой старости. Будучи уже телесно изможденным, он собрал вокруг себя монастырскую братию, еще раз благословил всех и 30 августа (10 сентября по новому стилю) 1495 года, после принятия Тайн Христовых с миром предал свою душу Господу.

Прошло шестьдесят лет после его кончины, когда Господь явил миру нового святителя. Случилось это так: в 1554 году от Рождества Христова священномонах Исайя, принявший постриг в Крыпецкой обители, задремал ненадолго после отслуженной Святой Литургии. И во сне он увидел, как Святой Савва, основатель этого монастыря, встает из гроба и обращается к трем монахам из монастырской братии. Проснувшись, Исайя тут же пошел к настоятелю и рассказал о чудесном видении. После молитвы игумен с братьями пошли на то место, которое приснилось Исайе и после недолгих поисков нашли дубовый гроб. Воистину, ум человеческий не может понять того, что уготовил Господь тем, кого он возлюбил, - братия обрела чудодейственные мощи святителя, издающие неземной запах. Мощи переложили в новый ковчег, а сразу же после того, как эта весть облетела округу, люди стали приходить в монастырь. Они разобрали на части старый гроб, в котором лежал святитель. Вскоре начали происходить чудесные исцеления, и это стало началом целой череды нескончаемых чудес, происходящих от мощей новопреставленного святого. Вышеупомянутому Василию, записавшему житие Святого Саввы Крыпецкого, об этом событии рассказал сам Исайя, что и побудило того составить жизнеописание. В нем описано 22 чуда, совершенных самим святым или случившимися над его мощами. А в книге «Крыпецкая обитель» перечислены многочисленные чудесные события, связанные с именем Святого Саввы Крыпецкого из позднейших времен и даже случившиеся в нашем веке.

История монастыря

В 1555 году, после обретения святых мощей игумен Феоктист начал строительство каменного храма вместо старого деревянного. Одновременно на южной стороне монастыря возвели большую часовню в честь первого сербского архиепископа Святого Саввы, посвященную также и Святому Савве Крыпецкому. Там же построена церковь в честь пяти святых мучеников - Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В период создания мощного русского государства - Московской Руси - монастыри представляли важные центры и служили как проводниками общенациональной идеи и православной веры, так и носителями культуры и образцами новой архитектуры. Они играли главную роль в политике объединения русских земель. Крыпецкий монастырь внес свою лепту в этот процесс. Золотой век монастыря пришелся на XVI столетие, и наибольшим тому подтверждением является вызов в 1598 году игумена Теодора в Москву на выборы царя Бориса Годунова. Во время кровавой Ливонской войны монастырь чудом сохранился и избежал разорения, чего, к сожалению, нельзя сказать о наступившем затем «смутном времени». Может это случилось из-за того, что среди иноков «затесался» Гришка Отрепьев, ставший позднее самозванцем и причинивший много страданий и горестей русскому народу и государству.

Между тем, в это «смутное время» в Крыпецком монастыре пребывал еще один знаменитый гость Пскова - Алексей Хозин, человек, чья смерть привела к страшному народному бунту против приверженцев самозванца Лжедмитрия II, когда народ и духовенство изгнало стрельцов из стен Псковского кремля. Гроб Алексея Хозина нашли в 2003 году рядом с главным входом в соборный храм. На то, насколько сильной, державной, промосковской была позиция братства Крыпецкого монастыря, указывают два подношения, которые после Смуты были дарованы монастырю - большой колокол, специально отлитый для колокольни, а в 1614 году монастырь получил новое подворье (напомним, что тогда на Руси было совсем немного монастырей, которые имели собственные подворья). К Крыпецкому монастырю приписаны и монастырь великомученика Пантелеймона в Пскове, и петровская фортификация на берегу реки Великой. В XVII веке Крыпецкий монастырь был ведущим среди Псковских обителей, о чем свидетельствуют записи о долгом пребывании в нем видных политических деятелей допетровской эпохи. В середине XVIII века отмечается строительный бум. Воздвигнута новая капелла над мощами святого Саввы Крыпецкого, новая колокольня... В XIX веке сооружена новая каменная монастырская стена, трапезная, конюшня, стойло для скота, и весь северо-западный комплекс монастыря обретает вид буквы «п». Построен дом для паломников с девятью кельями. Практически все здания монастыря обновлены и построена капелла Алексея, божьего человека. Во второй половине XIX века к монастырю перешел и храм святого Василия на Горе в Пскове. В начале XX века реконструирован главный монастырский храм Иоанна Богослова. А в 1907 году на обитель было совершено разбойничье нападение, погибли два монаха.

На всем протяжении своего существования, вплоть до революционных событий, Крыпецкий монастырь стяжал славу важнейшей святыни Пскова, а монастырская братия всячески поддерживала честь своей обители и хранила ее традиции.

Важнейшими монастырскими святынями являются: мощи Саввы Крыпецкого, мощи Корнилия Крыпецкого, иконы преподобного Ефросиния Псковского, святого Иоана Богослова, Святого Саввы Сербского, преподобного Саввы Крыпецкого... Одной из важнейших святынь монастыря веками считалась икона, которую святой Савва Крыпецкий принес с собой из Сербии. Она находилась на иконостасе главного храма, на ней было представлено погребение Иоанна Богослова, а по бокам от него изображены Святой Савва Сербский и Святой Иоанн Златоуст. Икону покрывал золотой оклад со множеством драгоценных камней, а в правой руке апостол Иоанн держал серебряное перо. В 1893 году для этой иконы изготовили киот из никеля. Сама икона была написана на кедровой доске.

Разорение монастыря и его возрождение

Богослужения в Успенском храме были прекращены еще в 1918 году, так как большевики реквизировали имущество монастыря. Но несмотря на страшные времена братия монастыря продолжала строительство. Так, в 1921 году была воздвигнута церковь, посвященная Святому Николаю Мирликийскому, а в 1922 году обновлена кровля на Успенской церкви. Монастырь окончательно закрыли 19 декабря 1923 года, всю братию разогнали, многих арестовали. Вскоре с храмов были сброшены колокола и увезены в неизвестном направлении. Одно время в монастыре располагалось правление совхоза. В тридцатых годах уничтожили и монастырское кладбище. Во время второй мировой войны монастырь использовали партизаны как свою базу. К концу 50-х годов двадцатого века от монастыря остались только полуразрушенные стены главного храма и колокольни, и даже совхоз оттуда съехал.

В 1958 году было начато строительство капеллы преподобному Корнилию, но вскоре все прекратилось, и ее разрушили; потом, в 1958 - 1961 годах здесь велось строительство консерватории. И только в восьмидесятых годах двадцатого века, после перемен в общественном отношении к РПЦ, обновление монастыря приобретает широкую поддержку.

Первое богослужение в еще разрушенном храме Иоанна Богослова состоялось 10 сентября 1991 года. Первым настоятелем в новом периоде жизни монастыря стал отец Дамаскин, рукоположенный в монахи по благословению знаменитого Иоанна Крестьянкина. Удивительны и непредсказуемы пути твои, Господи! Так, отец Домастин принял постриг в 1974 году, в день почитания преподобного Корнилия Крыпецкого. Началось обновление монастыря, строительство дороги. Приехали реставраторы из Москвы, которые провели большую научно-исследовательскую работу и создали основу проекта реконструкции каменного ансамбля монастыря.

Строительство началось в 1993 году и завершилось к большому юбилею - 500-летию упокоения основателя монастыря. Новый монастырь освящен 10 сентября 1995 года. Этот день стал всенародным праздником с участием архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия и тогдашнего Псковского губернатора. В тот же день был освящен и обновленный храм, посвященный Святому Савве Крыпецкому. Так как он не мог вместить всех желающих, молебен был совершен перед стенами собора. В следующем, 1996 году, началось обновление храма Пяти мучеников с часовней Святого Саввы Сербского, а в 1997 году в монастырь провели электричество.

В 2000-2001 годах полностью завершилось строительство соборного храма Иоанна Богослова и остальных храмов монастыря, а освящение и первая служба в главном храме прошла 10 января 2004 года. Позднее было проведено еще много работ по реставрации монастырского комплекса, но и сейчас дел остается непочатый край. Монастырь, основанный знаменитым сербом на службе России и православию, в наши дни обрел новых святителей. Так, во время Рождественских праздников, 10 января 2010 года, праздновали и прославляли преподобного Корнилия Крыпецкого, пророка и чудотворца, причисленного к лику святителей Русской Православной Церкви.

В начале XX века преподобный Корнилий предсказывал: «Мы потеряем царя! Его снимут, как плохого хозяина... Меня похоронят, головой на север... и до тех пор, пока мое тело правильно не похоронят, в России будет разорение и страдания...» . Перезахоронение мощей ясновидца Крыпецкого и правильное их расположение - головой на восток - завершилось 23 июля 1997 года. Хочется надеяться, что и другие его пророчества о возрождении России также исполнятся.

Веками духовные исполины, святые люди, строили нерасторжимые связи между Россией и Сербией, и эти связи не может разрушить никакой враг. Злая воля всех тиранов в конце концов превращалась в орудие их самоуничтожения. Житие Саввы Крыпецкого, как и история его монастыря, лучший тому пример. Хотелось бы только сказать «номинальным» христианам как в Сербии, так и в России, что для спасения недостаточно одной формальной приверженности Церкви. А также хочу напомнить отдельным сербским церковным иерархам, что вера - это не только изучение теологических постулатов, но прежде всего - возможность живого общения с Богом, и в первую очередь во всех церковных заповедях и канонах значится любовь между Богом и людьми.

Когда я сейчас смотрю на фотографии обновленных храмов Крыпецкого монастыря, чувствую, что для России - это знак Божьей милости и свидетельство свершения пророчеств преподобного Корнилия, что Крыпецкий монастырь станет царской лаврой, а над его гробом встанет храм. Людям увидеть это не дано, а Богу все возможно, так как дивен Господь в делах Своих! Святой Савва Крыпецкий, моли Бога за спасение твоих отчизн - Сербии и России!

Перевод Ольги Симоновой

Краткое житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Пре-по-доб-ный Сав-ва Кры-пец-кий был по-стри-жен на Афоне, от-ку-да при-был в Псков. Он на-чал под-ви-зать-ся на Снет-ной го-ре в Бо-го-ро-дич-ной оби-те-ли, близ Пско-ва, за-тем пе-ре-шел в бо-лее уеди-нен-ное ме-сто на реч-ку Тол-ву, в оби-тель пре-по-доб-но-го Ев-фро-си-на (па-мять 15 мая). На-ко-нец, он уда-лил-ся на со-вер-шен-ное без-мол-вие в Кры-пец-кую пу-стынь, за 15 верст от Тол-вы, и по-се-лил-ся один при неболь-шом озе-ре в непро-хо-ди-мом ле-су. Пи-щею от-шель-ни-ка бы-ли хлеб и во-да, а в сре-ду и пят-ни-цу он ни-че-го не вку-шал. В от-шель-ни-че-ской жиз-ни мно-го он пре-тер-пел от нечи-стых ду-хов, но все-гда по-беж-дал их мо-лит-вой. Спу-стя несколь-ко лет уеди-нен-ной жиз-ни к пре-по-доб-но-му Сав-ве ста-ли со-би-рать-ся рев-ни-те-ли пу-стын-ной жиз-ни. Они упро-си-ли его учре-дить оби-тель и по-стро-ить храм в честь апо-сто-ла Иоан-на Бо-го-сло-ва. Пре-по-доб-ный от-ка-зал-ся быть игу-ме-ном оби-те-ли и по-ру-чил управ-ле-ние ино-ку Кас-си-а-ну. К стро-го-му стар-цу при-хо-ди-ли мно-гие из Пско-ва, ко-то-рых он ис-це-лял и уве-ще-вал, но ни от ко-го не при-ни-мал да-ров.

Од-на-жды Псков-ский князь Яро-слав Ва-си-лье-вич Обо-лен-ский,ко-то-рый ча-сто по-се-щал оби-тель, при-е-хал к свя-то-му вме-сте с боль-ной су-пру-гой. Пре-по-доб-ный Сав-ва по-слал ска-зать ему: "Ста-рец, греш-ный Сав-ва, го-во-рит те-бе, князь, не всту-пай в оби-тель с кня-ги-нею; у нас здесь та-кое пра-ви-ло - же-ны не долж-ны вхо-дить в оби-тель: ес-ли пре-сту-пишь оте-че-скую за-по-ведь, кня-ги-ня твоя не по-лу-чит ис-це-ле-ния". Князь про-сил про-ще-ния, что по незна-нию хо-тел на-ру-шить устав. Пре-по-доб-ный Сав-ва вме-сте с бра-ти-ей вы-шел за во-ро-та и от-слу-жил мо-ле-бен. Кня-ги-ня ис-це-ле-ла. По хо-да-тай-ству кня-зя в 1487 го-ду Псков по-лу-чил гра-мо-ту на зем-лю для оби-те-ли.

Ми-рян пре-по-доб-ный учил со-блю-дать чи-сто-ту, на-по-ми-ная о су-де апо-столь-ском про-тив сквер-ни-те-лей те-ла. Бо-га-тым и су-дьям го-во-рил, чтобы не кор-ми-лись за счет бед-ных и со-блю-да-ли прав-ду. Ча-сто на-по-ми-нал всем укло-нять-ся от ссор и враж-ды, со-хра-нять лю-бовь и мир и по-кры-вать ошиб-ки дру-гих снис-хож-де-ни-ем, дабы и нас про-сти-ли. В оби-те-ли с са-мо-го на-ча-ла бы-ло вве-де-но стро-гое об-ще-жи-тие. И то-гда, ко-гда со-бра-лось до-воль-но бра-тии и средств, в кел-лии пре-по-доб-но-го не бы-ло ни-че-го, кро-ме двух икон, ман-тии и ро-гож-ки, на ко-то-рую он ло-жил-ся от-ды-хать. Той же ни-ще-те он обу-чал бра-тию. Пре-по-доб-ный за-по-ве-дал им воз-де-лы-вать зем-лю сво-и-ми ру-ка-ми. Он го-во-рил: "К че-му на-зы-ва-ем мы древ-них по-движ-ни-ков сво-и-ми от-ца-ми, ко-гда не жи-вем их жиз-нию, как сле-ду-ет де-тям. Они, без-дом-ные, ни-щие, про-во-ди-ли вре-мя в вер-те-пах, в пу-сты-нях и для Гос-по-да со всей твер-до-стью по-ко-ря-ли свою плоть ду-ху, не зна-ли по-коя ни днем, ни но-чью. Воз-лю-бим, де-ти, бла-го-го Гос-по-да, не зву-ка-ми толь-ко и одеж-дою бу-дем по-ка-зы-вать лю-бовь на-шу к Нему, а де-ла-ми: лю-бо-вью друг ко дру-гу, сле-за-ми, по-стом, вся-ким воз-дер-жа-ни-ем, как со-вер-ша-ли это древ-ние от-цы".

Бла-го-дар-ный князь по-стро-ил через мхи и бо-ло-та мост к оби-те-ли дли-ною в 1400 са-жен. По-сле сво-ей кон-чи-ны († 28 ав-гу-ста 1495) пре-по-доб-ный Сав-ва не оста-вил оби-те-ли, а мно-го раз ока-зы-вал за-щи-ту. Од-на-жды но-чью к мо-на-сты-рю по-до-шли раз-бой-ни-ки. Но они уви-де-ли бла-го-леп-но-го стар-ца, ко-то-рый, дер-жа в ру-ке жезл, гроз-но ве-лел им по-ка-ять-ся. На-ут-ро узна-ли, что в мо-на-сты-ре та-ко-го стар-ца не бы-ло, и по-ня-ли, что это яв-лял-ся сам пре-по-доб-ный Сав-ва. Пред-во-ди-тель раз-бой-ни-ков по-ка-ял-ся игу-ме-ну и остал-ся жить в мо-на-сты-ре.

Пре-по-доб-ный Сав-ва был вы-сок ро-стом, с бо-ро-дой се-дой, как снег, круг-лою, гу-стою и не очень дол-гою. В та-ком ви-де он явил-ся в се-ре-дине ХVI ве-ка ино-ку Ис-а-ии, ука-зав, где на-хо-дят-ся его нетлен-ные мо-щи. То-гда же, в 1555 го-ду, по прось-бе кры-пец-кой бра-тии псков-ский свя-щен-ник Ва-си-лий на-пи-сал жи-тие пре-по-доб-но-го Сав-вы, и ему бы-ло уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние.

Полное житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Ос-но-ва-тель Кры-пец-кой оби-те-ли, пре-по-доб-ный Сав-ва око-ло по-ло-ви-ны 15 ве-ка при-шел в Рос-сию из чу-жих стран. Неко-то-рые по-ла-га-ют, что при-шел он из Серб-ской зем-ли, дру-гие же, что от Го-ры Афон-ской. Спер-ва он пре-бы-вал близ Пско-ва в брат-стве Сне-то-гор-ско-го мо-на-сты-ря, но ско-ро от-ту-да пе-ре-шел в пу-сты-ню к пре-по-доб-но-му Ев-фро-си-ну, а по-том же-лая еще стро-жай-ше-го уеди-не-ния, ис-про-сив у него бла-го-сло-ве-ния, уда-лил-ся на 15 верст от оби-те-ли свя-то-го Ев-фро-си-на, в Кры-пец-кое уро-чи-ще, где оби-та-ли лишь мед-ве-ди и дру-гие хищ-ные зве-ри. Там по-се-лил-ся он один при неболь-шом озер-ке, сре-ди об-шир-ных бо-лот, по-рос-ших мел-ким сос-но-вым ле-сом. Пре-по-доб-ный про-во-дил бы-тие в по-сте, мо-лит-ве и воз-дер-жа-нии ве-ли-ком, пи-та-ясь от тру-дов сво-их. Утвер-див-шись на пу-стын-ном хол-ме, пре-по-доб-ный Сав-ва со-ору-дил неболь-шую цер-ковь во имя лю-би-мо-го уче-ни-ка Хри-сто-ва, св. апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва. Через несколь-ко лет со-бра-лось ря-дом уже неболь-шое чис-ло спо-движ-ни-ков. Упро-си-ли они его ос-но-вать мо-на-стырь, но игу-мен-ство на се-бя от-че при-нять от-ка-зал-ся, а как некое по-слу-ша-ние пре-по-ру-чил сие од-но-му из бла-го-че-сти-вых чад - Кас-си-а-ну. Сла-ва о дерз-но-вен-ном пред-ста-те-ле Гос-под-нем рос-ла все боль-ше и боль-ше, за по-мо-щью и со-ве-том к нему за-спе-ши-ли не толь-ко про-стые лю-ди, но и силь-ные ми-ра се-го. Пра-вив-ший в то вре-мя в уде-ле князь Яро-слав Ва-си-лье-вич по-се-щал пре-по-доб-но-го не толь-ко в ве-ли-кие пре-столь-ные, но и все вос-крес-ные празд-ни-ки, а для удоб-ства про-ез-да про-ло-жил до-ро-гу через бо-ло-то - де-ре-вян-ный, на ты-ся-чу че-ты-ре-ста са-жень мост.

Од-на-жды уви-дел про-зре-ни-ем Сав-ва, что вы-со-кий гость ве-зет к нему свою боль-ную су-пру-гу. То-гда про-зор-ли-вый ста-рец вы-слал ему на-встре-чу уче-ни-ка сво-е-го с та-ки-ми сло-ва-ми: «Греш-ный ста-рец Сав-ва го-во-рит те-бе, князь, не вхо-ди с кня-ги-ней в мо-на-стырь, ибо по пре-да-нию свя-тых отец не доз-во-ле-но жен-щи-нам вхо-дить в оби-тель ино-че-скую. Ес-ли же не по-слу-ша-ешь ме-ня, то су-пру-га твоя не по-лу-чит ис-це-ле-ния». Князь не на-ру-шил тра-ди-ций ино-че-ских и спеш-но ис-про-сил про-ще-ние в на-ру-ше-нии за-по-ве-ди, ко-то-рой не знал. Ста-рец же, вый-дя из стен за во-ро-та, от-слу-жил с бра-ти-ей мо-ле-бен и, окро-пив во-дой, осво-бо-дил недуж-ную от бо-лез-ни. Бы-ли со-тво-ре-ны при жиз-ни пре-по-доб-но-го и мно-гие дру-гие чу-де-са.

По-сле от-ше-ствия свя-то-го из ми-ра се-го при-шли од-на-жды но-чью в оби-тель раз-бой-ни-ки с це-лью ограб-ле-ния. На-сель-ни-ков в тот миг в оби-те-ли немно-го бы-ло, да и те креп-ко спа-ли. Но по-яви-лись вдруг пе-ред незва-ны-ми при-шель-ца-ми неиз-вест-ные ино-ки с фо-на-ря-ми, как бы на стра-же сто-я-щие. И по-бе-жа-ли во-ры через бо-ло-та и ко-ря-ги в стра-хе Бо-жи-ем, слы-ша то-пот ног пре-сле-до-ва-те-лей и ви-дя гнев-но-го стар-ца се-до-вла-со-го, гла-го-лю-ще-го гроз-но: «Поч-то оби-тель мою ра-зо-рить хо-те-ли? Иди-те от-сю-да и кай-тесь, и по-доб-ное не тво-ри-те. Ес-ли же не уй-де-те, то со-тво-рю моль-бу на вас Ца-рю Небес-но-му Хри-сту, и вы по-гиб-не-те».

Устра-шен-ные мо-лит-ва-ми Сав-вы, на-ут-ро раз-бой-ни-ки при-шли в оби-тель и спро-си-ли у неко-го Ав-дия: «Кто у вас всю ночь был в мо-на-сты-ре и по-че-му мно-же-ство лю-дей в по-лу-но-чи хо-ди-ли с фо-на-ря-ми и ору-жи-ем по мо-на-сты-рю?» Ав-дий же от-ве-чал раз-бой-ни-кам, что ни-ко-го не бы-ло но-чью в оби-те-ли. Услы-шав сие, раз-бой-ни-ки по-ве-да-ли с по-ка-я-ни-ем и сле-за-ми игу-ме-ну и всей бра-тии о несо-сто-яв-шем-ся зло-де-я-нии. Раз-бой-ни-ки же со вре-ме-нем рас-ка-я-лись, а ата-ман их по-стриг-ся в оби-те-ли пре-по-доб-но-го Сав-вы.

Мо-щи свя-то-го бы-ли об-ре-те-ны вско-ре по-сле его смер-ти, ко-гда по усмот-ре-нию Бо-жи-е-му игу-мен Фео-к-тист воз-во-дил вме-сто де-ре-вян-ной церк-ви Иоан-на Бо-го-сло-ва храм ка-мен-ный и пред-по-ла-гал устро-ить стар-цу гроб-ни-цу. При раз-бор-ке ста-рых стро-е-ний и осмот-ре за-хо-ро-не-ний мо-щи пре-по-доб-но-го, к со-жа-ле-нию, об-на-ру-же-ны не бы-ли, от-че-го на-шла на всех ве-ли-кая скорбь. В па-мять свя-то-го Ге-ор-гия слу-жил ли-тур-гию мо-нах Ис-а-ия. При-дя в свою кел-лию от-дох-нуть, ви-дит он сон, буд-то на-хо-дят бра-тья некий гроб ду-бо-вый. Вскры-ва-ют его, но за-хо-ро-не-ния не по-зна-ют и вновь его за-кры-ва-ют. И тут вос-стал некий ста-рец чуд-ный и ука-зав се-бе на грудь, ска-зал: «Я мно-го-греш-ный Сав-ва, на-чаль-ник оби-те-ли сей, пе-ре-нес-ший мно-го на-па-стей для Гос-по-да. При-шло вре-мя, так угод-но Бо-гу, быть из-вест-ны-ми мо-щам мо-им».

И при-шед-шим игу-ме-ну с бра-ти-ей по-да-ет свя-той на вку-ше-ние три яго-ды пре-крас-ных, как сим-вол пло-дов ду-хов-ных во имя От-ца, Сы-на и Свя-та-го Ду-ха, чтобы Спа-си-тель услы-шал мо-лит-вы хри-сти-ан-ские и во ве-ки не оску-де-ла оби-тель сия.

Мно-гие при-те-ка-ю-щие с ве-рою к свя-тым мо-щам стар-ца по-лу-ча-ли ис-це-ле-ния не толь-ко от ду-шев-ных, но и от те-лес-ных неду-гов: бес-но-ва-ния, глу-бо-кой яз-вы, го-ряч-ки, скор-чен-ных ко-неч-но-стей, го-лов-ной и зуб-ной бо-ли.

В Соборах Афонских преподобных , преподобных русских Святогорцев и Псковских святых

Был пострижен на Афоне , откуда прибыл в Псков . Он начал подвизаться на Снетной горе в Богородичной обители , близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина . Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь , за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.

Однажды Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский , который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: "Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило - жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления ." Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. По ходатайству князя в году Псков получил грамоту на землю для обители.

Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде Апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келье преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: "К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы ."

Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен.

После своей кончины (+ 28 августа ) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в году, по просьбе Крыпецкой братии, псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Использованные материалы

  • Страница месяцеслова Журнала Московской Патриархии :

Преподобный Савва Крыпецкий был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков. Он начал подвизаться на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15 мая). Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.

Однажды Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: "Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило - жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления". Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. По ходатайству князя в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде Апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келье преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: "К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы".

Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен. После своей кончины († 28 августа 1495) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине ХVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе Крыпецкой братии, псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Иконописный подлинник