Русские народные игры. Картотека народных игр

Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе для ГМО

Тема: Семейная викторина «Знатоки родного города».

Цели: обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своем городе, стране; воспитывать чувство любви и уважения к своему родному городу, Родине; желание лучше узнать ее историю; привлечь к участию в викторине родителей.

Предварительная работа :беседы о достопримечательностях родного города, о героическом прошлом Ржева во время войны, рассматривание книг, альбомов с видами города, разучивание стихов, песен о Ржеве, рисование на тему «Мой любимый город», работа над понятиями «Родина», «малая родина», работа с родителями (подборка литературы, создание герба своей семьи).

Ход викторины

Звучит песня «С чего начинается Родина ...».

Ведущий: - Добрый день, дорогие гости! Сегодня в нашем музыкальном зале открывается клуб знатоков родного города., в котором принимают участие дети подготовительной к школе группы, родители и вы, уважаемые болельщики.

Представление участников команд и жюри. Капитаны команд представляют свое название и эмблему.

Сейчас прозвучала замечательная песня «С чего начинается Родина». Скажите пожалуйста, а что мы называем Родиной? (место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья…)

Ребенок: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

А как называется наша Родина, наша страна? (Россия). Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Она простирается от Северного Ледовитого океана до южного Черного моря., на востоке доходит до Тихого океана. (показать на карте).

Ребенок: Здесь – мороз, а там – жара,

Урожай снимать пора.

Там – закат, а здесь – рассвет,

Там садятся за обед.

В горы нас везет ишак,

В тундре – упряжь из собак,

А в пустыне могут люди

Ездить только на верблюде.

Да, действительно, страна наша очень большая. Когда в одной части ее люди ложатся спать, в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части может идти снег. А в другой – светить яркое солнце.

Песня «У моей России».

Начнем мы нашу викторину с небольшой разминки. Сначала я предлагаю ответить на вопросы только родителям.

1. Официальная эмблема государства. (герб).

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (страна)

3. Объясните значение слова «патриотизм» (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

4.Что означают цвета на флаге России?

А теперь вопросы детям.

1. Назовите главный город России (Москва)

2. Как называется главная площадь страны? (Красная)

Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Малая Родина – это часть большой страны, в которой живет наш народ.

Вопросы детям: 1. Как называется область, в которой мы живем? (Тверская).

2. Какое название носит областной центр? (Тверь).

На карте огромной страны Тверская область занимает скромное место, но мы легко отыщем ее, потому что именно здесь рождается Волга – одна из самых больших и знаменитых рек. И на этой земле много веков назад был основан чудесный город, в котором нам посчастливилось родиться и жить.

С двух сторон по Волге, на краю Валдая,

Город встал с названьем, рожь напоминая.

То ли корень Ржева – ржавая водица,

То ли слышен отзвук ржанья кобылицы.

Ржевичи – вояки был народ из гордых,

Угрожали Ржеву Чингиз – хана орды,

Рыцари в доспехах к Ржеву подходили,

Удалой Мстиславич – первый князь во Ржеве,

Отстоял наш город – бил врагов во гневе.

А потом наследством князь распоряжался,

Левый берег князю Федору достался.

Ну а князь Димитрий правый берег принял,

Так все и осталось до сих пор поныне.

А теперь наш город выше стал и краше,

Слава предкам гордым – ржевитянам нашим! (Роман Леонов)

Создал господь бог Землю. Все расположил на ней своим чередом: и горы, и равнины, и моря, и океаны, и пустыни. Хорошо получилось.

Потом призадумался: «А какими бы богатствами одарить каждое место на земле?» И решил – соберу все подарки и отправлюсь путешествовать. Пришел на Урал – подарил ему камни самоцветные. Оказался в Восточной Сибири – оставил там уголь и руду железную, Кавказу подарил минеральные источники, южным областям – сады и виноградники.

Когда же на Ржевской земле оказался, почувствовал, что устал, притомился. Взял он и высыпал здесь сразу полмешка подарков. Тут тебе и леса богатые, и зверь пушной, и рыба, да много еще чего…

Тысячи безымянных ключей бьют из нашей щедрой земли. Одному из них выпала великая судьба стать могучей рекой, символизирующей Россию. По нашим Тверским лугам делает она первые робкие шаги, на нашей земле она становится полноводной, здесь она становится труженицей. Волга – река – красавица! Волга – река – кормилица! Так называют ее русские люди.

Вопросы командам:

1.Что кроме рыбы добывали в древности в Волге? (жемчуг)

2.Покажите на карте России Волгу, начиная с того места, откуда она берет свое начало.

3.Какими ремеслами славилась земля ржевская? Чем занимались наши предки? (крестьяне обрабатывали землю, выращивали лен, занимались деревообработкой (прялки), гончарным ремеслом (посуда из глины), плели лапти из бересты, лыка, рыболовство и плетение сетей, веревок из конопли, из которых затем изготавливали морские канаты, торговали хлебом, железом, пеньковыми веревками).

4.Что было в старину на месте обелиска? (красивый Успенский собор – самое высокое здание в городе)

5.Сколько раньше было церквей во Ржеве? (22). Сколько их осталось сейчас? (5).

Над тихой речкою на круче

Стоял купеческий наш Ржев.

Висел над городом тягучий

Протяжный звон колоколов.

6.Где мы многое можем узнать об истории нашего города? (в краеведческом музее).

Молодцы! Очень много вы знаете о древнем городе Ржеве. Да наши предки славно трудились, а в свободное время, конечно же, гуляли. Самым большим праздником у ржевитян был Петров день (отмечался в середине июля). Люди отдыхали, веселились, играли в различные игры.

Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем.

Хороводная игра «Плетень».

Жюри подводит итоги.

Испокон веков славились наши места богатыми лесами. Самое красивое и нежное дерево нашего леса – это, конечно же, … (береза). Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная.

Ребенок: Березка, лебедь белая, Из – за тебя, красивая,

Рядком с тобой стою, Светло в лесу моем.

Тебе, моя несмелая, Зеленая, раздольная,

Я песенку пою. Ты гибче камыша.

Как ты стоишь, счастливая, Березка белоствольная

Веселым летним днем. Ну всем ты хороша!

Хоровод «Березка».

А теперь следующий конкурс. Все вы знаете, что каждая страна, каждый город имеет свои символы, одним из которых является герб.Задание так и называется «Собери герб». (кто быстрее сложит правильно герб из восьми деталей).

Каждая семья, участвующая в нашей викторине, заранее получила задание: нарисовать свой семейный герб. Ведь семья – это маленькое государство со своими законами, особенностями, интересами. Визитные карточки своих семей сейчас представят мамы как хранительницы своего государства.

Ребята, скажите, как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Республиканская). А вот чтобы узнать, как эта улица называлась в старину, выполните задание: расположите буквы по порядку номеров шариков. Сделать это нужно быстро и правильно. А затем родители помогут вам прочитать это слово. (Петровская)

А пока ребята выполняют задание, мы проведем игру с болельщиками.

1.Как называют жителей г. Ржева? (ржевитяне).

2.На какой стороне города мы с вами проживаем: Дмитровской или Федоровской?

3.Какие заводы, находящиеся в нашем городе вы знаете?

4.Я буду называть место работы родителей, а вы – их профессию: стройка (строитель), магазин, гараж, школа; а теперь – наоборот: профессия – место работы: воспитатель, токарь, доктор.

Жюри подводит итоги.

Следующий конкурс называется «Улицы нашего города». Команды поочередно будут называть улицы родного города. Победит команда, последней назвавшая улицу.

Старинному русскому городу на Волге выпала особая доля в Великой Отечественной войне. Ржев 17 месяцев не только находился в фашистской оккупации, но почти все это время был городом – фронтом. Летом и осенью 1942г. земля под Ржевом стонала от поступи сотен танков, от разрывов бомб, снарядов и мин. Более сорока братских захоронений находится на территории Ржева и ржевского района.

Внимание, вопрос командам: Какие памятные места Ржева вы знаете? (пушка, паровоз, танк, самолет). Эти памятники были установлены к 30 – летию освобождения города от немецко – фашистских захватчиков. Стелла подпольщикам на Советской площади, обелиск павшим воинам.

Кто знает, когда был освобожден Ржев?

Как еще люди чтят память героев? (сложены стихи, песни, их именами названы улицы).

Начертала война на трагических плитах

Имена, имена, имена.

Вы навек рождены,

Вы вовек не забыты,

Если Родина – мать спасена!

Ребенок: Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Он стоит из года в год –

Наша гордость и оплот!

Вот и пришла пора для нашего последнего конкурсного задания. Сейчас команды поочередно должны назвать как можно больше пословиц о Родине.

Вот и подошла к концу наша викторина. Мы сегодня много говорили о любимом городе, вспоминали о его прошлом. Мы все очень любим наш город. Давайте же беречь его и прославлять своими делами.

Ребенок: Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья,

Это все называется Родина,

Дорогая, родная земля!

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут,

И горжусь я землею своею –

Здесь хорошие люди живут…

Подведение жюри общего итога конкурса. Награждение участников викторины.

Песня о Ржеве.

Гуси-лебеди ……………………………………………………….3

Обыкновенные жмурки……………………………………………4

У медведя во бору …………………………………………………5

Краски………………………………………………………………6

Горелки……………………………………………………………..6

Выше ноги от земли……………………………………………… 8

Волк во рву………………………………………………………....8

Бездомный заяц…………………………………………………….8

Части тела………………………………………………………......8

Снежная королева………………………………………………….9

Охотники и зайцы………………………………………………….10

Два Мороза…………………………………………………………10

Коршун и наседка…………………………………………………..11

Караси и щука………………………………………………………11

Плетень……………………………………………………………...11

Иголка и нитка………………………………………………………12

Пошла коза по лесу…………………………………………………12

Как у бабушки Ларисы……………………………………………..13

Как у бабушки Маланьи…………………………………………… 14

Гуси – лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живет хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Обыкновенные жмурки

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

Кот, кот на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Квас.

Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

У медведя во бору

Медведь выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во, бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук, тук!

Кто там?

Покупатель.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: « Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка.

Играющие на распев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле, едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Выше ноги от земли

Игроки бегают по площадке в разных направлениях. Выбранному водящему дается в руки флажок. Водящий поднимает флажок вверх и бегает вместе со всеми. По команде «Лови!» дети убегают и «прячутся» на любом возвышении (гимнастическая стенка, скамейка, турник и т.п.). Игроков, не успевших «спрятаться», водящий пятнает флажком.

Игроки, которых запятнали, остаются в игре. Отмечаются водящие, которые запятнали большее количество игроков.

Волк во рву

Игроки – «козы» находятся на одной стороне площадки. В центре площадки параллельными линиями обозначен «ров», шириною 70-100 см. Водящий – «волк» стоит во рву. По команде «Козы – в поле, волк во рву!» козы перебегают на противоположную сторону, перепрыгивая через ров. Волк старается запятнать прыгающих коз. Игра повторяется 2 раза, затем выбирается новый водящий.

В прыжке отталкиваться одной ногой; волку нельзя выходить за пределы рва.

Бездомный заяц

Игроки – «зайцы» стоят в «домиках» - обручах, расположенных на одной стороне площадки. По команде зайцы выпрыгивают из домиков и прыгают по площадке на двух ногах. Педагог в это время убирает один или несколько обручей. По звуковому сигналу зайцы прячутся в домики. Тот, кому не хватило домика, - бездомный заяц, он остается в игре. Игра продолжается 4-5 раз, отмечаются самые ловкие зайцы.

Прятаться можно в любой домик, два зайца в один домик спрятаться не могут.

Части тела

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнера и кладет руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «спина-спина», «рука-нос» и др.

Снежная королева

Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остается стоять на месте.

При повторении игры из числа самых ловких игроков выбирается другой водящий.

Охотники и зайцы

Игроки – «зайцы» находятся в домике на одной стороне площадки, водящий – «охотник» стоит на противоположной стороне площадки. Рядом с водящим лежат снежки. Зайцы прыгают по площадке на двух ногах. По команде «Охотник!» убегают в домик, а охотник бросает в ноги зайцев снежки. По окончании игры подсчитывается количество пойманных зайцев и выбирается новый охотник.

Нельзя бросать снежки в туловище и голову игрокам.

Два мороза

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящие – «Два Мороза», в центре площадки лицом к игрокам. Морозы говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые!»

- «Я Мороз – Красный нос!»,

- «Я Мороз – Синий нос!»,

«Ну-ка, кто из вас решится, в путь дороженьку пустится?»

Дети хором говорят: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

После этих слов игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящие стараются их запятнать («заморозить»). По окончании игры подсчитывают количество «замороженных» игроков и выбирают новых водящих.

Перебегать с одной стороны площадки на другую, не толкаться и не мешать другим игрокам.

Коршун и наседка

Дети стоят в колонне по одному в сцеплении, положив руки на пояс впередистоящим игрокам. Первый игрок в колонне – «наседка», водящий – «коршун», располагается напротив игроков и старается запятнать позади наседки одного из «цыплят». Наседка не пропускает его, перемещаясь из стороны в сторону, не задерживая коршуна руками. Коршун выигрывает, если в течении установленного времени (30-40 с) ему удается запятнать игрока или если разорвется цепочка. Игра повторяется с новыми водящими.

Играют 8-10 человек, игроков можно разделить на 2-3 команды.

Караси и щука

Участвуют две группы. Одна группа строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться карасей, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с участием другой щуки. По окончании игры отмечается лучший водящий.

Карасям нельзя трогать камешки руками.

Плетень

Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноименные руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются по залу в разных направлениях, а о команде «Плетень» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда которая быстрее построится.

Очередность игроков в команде можно не соблюдать.

Иголка и нитка

Игроки строятся в круг, берутся за руки. Водящие – «иголка» и «нитка» находятся за кругом. По сигналу иголка начинает убегать от нитки, пробегая «змейкой» под руками игроков, стоящих в кругу. Нитка, догоняя иголку, бежит в том же направлении. Если нитка догонит иголку, или нитка перепутает путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих. Если нитка за 20-30 сек. Не смогла догнать иголку, то игра останавливается и выбираются новые водящие.

Если детей много, то можно составить 2-3 круга. Игрокам, стоящим в кругу, не разрешается трогать водящих руками и мешать им. Нитка должна бежать по тому же пути, что и иголка.

Пошла коза по лесу

Дети стоят в кругу взявшись за руки. Выбирается водящий - «коза». Водящий, стоя внутри круга, выбирает из играющих пару и выводит ее в круг.

Пошла коза по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

Дети вместе с водящим выполняют соответствующие движения. Слова песни можно пропевать.

Как у бабушки Ларисы

Все играющие становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они ни пили, ни ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так!

Игрок, стоящий в центре круга, принимает какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга. Если водящий – мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы….» заменяются словами «Как у дедушки Ивана»

Бабушка Маланья

Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке в одну сторону, держась за

Семь дочерей, руки. Останавливаются и с

Семь сыновей, помощью жестов и мимики

Все без бровей. изображают то, о чем говорится в

С такими глазами, тексте: закрывают руками брови

С такими ушами, делают «круглые глаза» и

С такими носами, «большой нос» и т.п.

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, Присаживаются на корточки и

Целый день сидели, одной рукой подпирают

На нее (него) глядели, подбородок. Повторяют за

Делали вот так… ведущим любое смешное

Движение.

Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными: можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, поплясать и т.д.

Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке.

Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В пое, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд-
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Жмурки (фантомас) — детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих.

Русские подвижные игры очень разнообразны. Ниже описана русская подвижная игра Жмурки, точнее несколько ее видов.

Обыкновенные жмурки.

Одному из играющих - жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:

«Кот, кот, на чем стоишь?» - «На квашне» (квашня - деревянная посуда для замешивания теста) - «Что в квашне?» - «Квас». - «Лови мышей, а не нас».

После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры:
Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока. который не может убежать от него;
Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать слишком далеко;
Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках;
Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению игры:

Игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Граница игровой площадки должна быть четко определена, и выходить за нее участники игры не должны.

Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».

Дети должны бегать неслышно около жмурки. смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и также неслышно убежать; могут за спиной у жмурки тихо произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»

Жмурки на местах.

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.

Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» - «На мосту». - «Что продаешь?» - «Квас». - «Ищи три года нас!»

После слов играющие расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки.

Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

Круговые жмурки (Трубочка).

Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку и заставляют повернуться три раза.

Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг жмурки, чтобы он не знал, кто где стоит.

Когда все остановятся, жмурка делает несколько шагов к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Кто?» Ему отвечают: «Мя-у!», «Ку-ка-ре-ку!»

Игра в жмурки

Только снег разоденет Сусанну в меха
И повиснет алмаз на носу пастуха,
Дорога мне скамья пред большим очагом
Да огнем озаренные стены кругом.

Горою уголь громоздите,
А поперек бревно кладите.
И табуретки ставьте в круг
Для наших парней и подруг.

В бочонке эль темней ореха.
Любовный шепот. Взрывы смеха,
Когда ж наскучит болтовня,
Затеем игры у огня.

Девчонки шустрые ребят
Кольнуть булавкой норовят.
Но не в долгу у них ребята -
Грозит проказницам расплата.

Вот Роджер бровью подмигнул
И утащил у Долли стул.
И вот, не ждавшая подвоха,
Поцеловала пол дуреха!
Потом оправила наряд,
На Джона бросив томный взгляд.

Джон посочувствовал девчурке.
Меж тем играть решили в жмурки
И стали быстро убирать
Все, что мешало им играть.

Платок сложила Мэг два раза
И завязала оба глаза
Косому Виллу для того,
Чтоб он не видел ничего.

Чуть не схватил он Мэг за платье,
А Мэг, смеясь, к нему в объятья
Толкнула Роджера, но Вилл
Из рук добычу упустил.

Девчонки дразнят ротозея:
"Лови меня! Лови скорее!"
И вот, измаявшись вконец,
Бедняжку Кэт настиг слепец.
Он по пятам бежал вдогонку
И в уголок загнал девчонку.

Попалась, Кэтти? Твой черед
Ловить того, кто попадет!
Смотри, вот Роджер, Роджер близко!.. -
И Кэтти быстро, словно киска,
В погоню кинулась за ним.
(Ему подставил ножку Джим.)

Надев платок, он против правил
Глаза свободными оставил.
И, глядя сквозь прозрачный шелк,
Напал на Джима он, как волк,
Но Джим ему не дался в руки
И с ног свалил малютку Сьюки.
Так не доводит до добра
Людей бесчестная игра!..

Но тут раздался дружный крик:
"Он видит, видит!" - крикнул Дик.
"Ай да слепец!" - кричат ребята.
Не спорит Роджер виноватый.

И вот, как требует, устав,
На Роджера наложен штраф:
Суровый суд заставил плута
Перевернуться трижды круто.
И, отпустив ему грехи,
Вертушка Крт прочла стихи,
Чтобы игру начать сначала.
"Лови!" - вертушка закричала.

Слепец помчался напрямик,
Но он не знал, что хитрый Дик
Коварно ждет его в засаде -
На четвереньках - шутки ради.

Он так и грохнулся... Увы!
Все наши планы таковы.
Не знает тот, кто счастье ловит,
Какой сюрприз судьба готовит...

Городки́ — русская народная спортивная игра. Выбивание палками с определённых расстояний из квадрата, так называемые «города», пяти городков, то есть — цилиндрических чурок, в виде разнообразных фигур.

История

Игра существует более двух столетий.

Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

В городки с удовольствием играли русские писатели Толстой и Горький, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, академик Павлов, генетик Тимофеев-Ресовский, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.

Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В 1928 году городки были включены в программу Всесоюзной Олимпиады. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур. Начиная с 1987 года асимметричные мишени для левшей стали зеркально переворачивать.

Особую популярность городки завоевали в XX веке. С 1936 года проводили чемпионаты СССР по городкам.

Почти все соревнования выигрывали москвичи. Заслуженный мастер спорта, чемпион Союза по городкам в командном и личном зачете Семён Громов в шутку утверждал, что в 50-х годах чемпионские звания распределялись ещё в поезде, который вёз московских городошников на соревнования. В командных баталиях самыми знаменитыми были команды «Серп и молот» (5 лет чемпионства), «Спартак» (5 лет чемпионства), «Зил».

Согласно официальной статистике, в 60-е — 70-е годы городками в СССР занималось около 350 тысяч человек. Популярность городков стала падать к 80—90-м годам.

После развала Советского Союза количество занимающихся резко сократилось, инвентарь городошный больше не производился.

С начала XXI века интерес к городошному спорту снова стал повышаться. В частности ежегодно проходят розыгрыши Кубка Европы по городкам.

Правила

Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

Размеры площадки («город») — 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полу кон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:
бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Партия в городки состоит из 15 фигур:













В этой последовательности их и выбивают.

Состязания городошников бывают личными — между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать следующую получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.

Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка.

В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее.

В каждой партий может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её.

Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.

Эта игра на свежем воздухе предполагает точный расчет, настойчивость, умение выбирать правильную стратегию, развивает меткость и выдержку, располагает к приятному общению… Нет, это не старинная забава шотландских пастухов, со скуки загонявших посохами камни в кроличьи норы, а ныне спорт аристократов - гольф. Это наши традиционные ГОРОДКИ!

К
огда говорят, что игре этой всего-то около девяноста лет, то имеют в виду городошный спорт. В 1923 г. в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. А без единых прописанных правил с произвольными «городами», «конами», «полуконами» и размером биты на Руси рюхами - так называли деревянные цилиндрические чурки - развлекались давненько. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в официальных исторических документах. А называть игру могли и «чухами», и «чушками», и «деревянными бабками». Поговаривают, что в городки с увлечением играли Петр I, генералиссимусы Суворов и Сталин, вождь пролетариата Ленин, писатели Лев Толстой и Максим Горький, академик Иван Павлов, оперный певец Федор Шаляпин и летчик-испытатель Валерий Чкалов.

Суть современной игры состоит в том, чтобы бросками бит поочередно выбить из площадки - города (отсюда и название) - определенное количество различных фигур, составленных из пяти цилиндрических столбиков из березы, липы или бука. И на выбивание пятнадцати фигур нужно затратить как можно меньше бросков. Победитель определяется по итогам трех туров. Главное городошное орудие делают из крепкого дерева - дуба, кизила, боярышника. Длина биты должна быть не более 1м, вес 1,5-2 кг. Длина городков - 20 см, а диаметр 4-5 см.

С 1936 г. в СССР регулярно проводились личные и командные чемпионаты. В городки стали играть повсеместно - городошные площадки оборудовали на стадионах, в парках, домах отдыха, пансионатах и пионерских лагерях.

Сегодня традиции игры бережет Международная федерация городошного спорта, которая объединяет спортсменов России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии и Швеции.

К слову, скандинавы имеют собственные вариации городков. Kyykka - древняя игра, сестра-близнец славянских рюх, некогда была очень любима в Карелии, Финляндии и Эстонии. В ней, как и в старороссийском варианте, используются сразу две площадки. А городков устанавливают не пять, а двадцать. Старинная игра Kubb довольно популярна в Швеции и сейчас. Эта разновидность городошной забавы имеет еще и запутанный сюжетный ход, а деревянные бруски у шведов разной формы и зовутся «викингами» и «королем».

Песня «Плетень» (Тень-тень-потетень выше города плетень)
Музыка В. Калинникова. Слова народные.
Песня-игра для детей старшего дошкольного возраста.



Текст песни:

Выбирают восемь детей на роли Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Коты. «Звери» становятся со всеми детьми в круг. 1-й куплет поют все и, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо. Остальные куплеты дети поют стоя.

1. Тень-тень, по-те-тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

2. Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»

3. Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»

4. Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю плаза!»

Каждый «зверь» выходит на слова, в которых о нем поется, «свои» слова каждый герой поет сам, стараясь в движениях передать образ. Например, Лиса может изображать, как она любуется своим хвостом. Зайка - прыгает. Медведь ходит, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Коза идет, приставив к голове пальчики-«рожки». По окончании пения Козы все звери разбегаются, а она их ловит. Игра заканчивается, когда Коза поймает несколько зверей (два-три). При повторении игры на роли зверей выбираются другие дети.

– любимое времяпровождение для дошколят. Играя, малыши укрепляют свое физическое здоровье, развивают мышление, быстроту, ловкость и силу.

С приходом осени дети все больше времени проводят . Поэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.

Какие игры осенью пользуются наибольшей популярностью среди детей? Рассмотрим самые популярные и всеми любимые.

Музыкальная игра «Осень спросим» известна еще с советских времен.

Среди детей выбирается Дождик и Осень. В то время как Дождик прячется, все малыши становятся в круг, в середине которого находится Осень. Начинают водить хоровод и петь «Осеннюю песенку»:

Дети:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:

сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.

А еще я принесла корзину со своими дарами.

Принесла вам мёду

Полную колоду.

Осень:

Принесла я вам муки,

Значит, будут пироги.

Осень:

Принесла вам гречки,

Каша будет в печке.

Осень:

Принесла вам фруктов, ягод!

Мы варенья сварим на год!

Дети:

Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и мёду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, осень, припасла?

Осень:

Дождику вы рады?

Дети:

Не хотим, не надо.

После последних слов выскакивает Дождик и начинает ловить участников. Тот, кто попадется – становится новым Дождиком и все повторяется снова.

Игра «Карусель» в детском саду

Развивает ритмичность движений и внимательность.

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

Еле - еле, еле - еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.

Игра «Плетень» в детском саду

Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.

В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.

Игра «Светофор» в детском саду

Развивает внимательность и быстроту реакции.

Выбирается ведущий игры – Светофор, который разворачивается к игрокам спиной. Дошкольники выстраиваются за условной линией (за 15–20 м). Если ведущий объявляет «зеленый свет» – дети начинают двигаться к нему. Но при словах – «красный свет» должны замереть. Кто не успел – выбывает. Игра продолжается, пока участники не коснутся Светофора.

Игра «Дождик» в детском саду

Позволяет развивать внимательность и ритмику.

Ребята становятся в круг и начинают водить хоровод под песенку, делая параллельно определенные движения.

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

(3 хлопка в ладоши)

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

(по 3 притопа каждой ногой)

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем

(3 прыжка на месте)

Игра «Пузырь» в детском саду

Стимулирует правильное произношение звука «Ш», развивает ловкость.

Дети, берясь за руки, образуют круг. Ведущий предлагает надуть игрокам волшебный пузырь, который будет очень большим, но не лопнет. Задача детей – внимательно слушая ведущего, максимально точно выполнять названные движения.

Раздувайся, пузырь!

(дети, не отпуская друг друга, максимально расходятся в стороны)

Раздувайся, большой…

Оставайся такой

И не лопайся!

(продолжая держать друг друга, дети останавливаются)

(начинают сходится к центру круга)

Игра «Ловишки» в детском саду

Дети становятся в круг, где по центру стоит Ловишка. По условному сигналу («раз, два, три») дети разбегаются, а ведущий стремится дотронуться до кого-то. Игра заканчивается, когда пойманы 5–6 человек.

Стоит лишь проявить фантазию и игры в детском саду осенью принесут дошколятам много веселья, радости и пользы.