Самые интересные факты про самолеты. Интересные факты о самолётах

А Вы это знали?


Какова вероятность авиакатастрофы? Одна стотысячная процента:)

Каждый день летают 25000 самолетов.


Открыть дверь самолета нельзя, когда самолет летит. Ведь в замок двери встроено так называемое барометрическое реле. Замок просто блокируется.

Черный ящик на самом деле не имеет форму ящика. Он выглядит как шар. И он вовсе не черный. Обычно он красного или оранжевого цвета, чтобы его было лучше найти при аварии.


Оказывается, что скорость реактивного самолета равна скорости волны цунами.

Слово самолет появилось очень давно. Как ни странно, но тогда еще не было никаких самолетов. Оказывается, так называли самоходный паром, который "сам плыл" под силой речной струи.

С 1990 года авиация выросла на целых 90 процентов!


Некоторые самолеты вовремя полетов нагреваются настолько, что могут растягивать аж на 30 сантиметров!

Сливайте воду в туалете самолета, только когда встаете с унитаза, иначе Вас может присосать.

Среди обеспеченных людей в последнее время стало модно летать на боевых реактивных истребитеях! Причём услуга эта оказывается официально. Например получасовой полёт на высоту 22 км (в стратосферу) обходится в 17.000$. Хотя можно и просто прокатится на истребителе МИГ-29 за 8.000$


Самый большой самолет создан в Украине - Антонов Ан-225 . Он может перевозить 250 тонн и лететь со скоростью 800километров в час.

В 1914 году состоялся первый в истории пассажирский (коммерческий) авиарейс, уже через 5 лет (в 1919 году) появился самолет, осуществляющий пассажирские рейсы с ванной комнатой на борту.

После второй мировой войны на островах Тихого океана распространился культ карго. Аборигены строят из дерева и соломы точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа верят в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго).


За последние 20 лет из-за столкновений самолетов с птицами в мире погибло менее 200 человек. Абсолютное большинство случаев с человеческими жертвами приходится на малую и супермалую авиацию.

В 1960-70-х годах в СССР разрабатывалась авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Для испытаний был сконструирован аналог орбитального самолёта, оборудованный шасси с лыжно-тарельчатыми опорами. Однажды во время испытаний тяги двигателей было недостаточно, чтобы сдвинуть с места эти лыжи по грунтовой полосе. Было решено пригнать два грузовика с арбузами, которые равномерно разбили на протяжении 70 метров. Это обеспечило необходимое скольжение и самолёт сумел тронуться с места и разогнаться.


По статистике, три человека из ста страдают аэрофобией - паническим страхом летать на самолетах. Обидно, ведь без этого способа передвижения невозможно побывать в очень многих уголках земного шара.


Самый большой экраноплан (самолет-корабль летающий над водой) это в 1964 году созданный русский KM,который назвали монстром Каспийского моря. Его грузоемкость 500 тонн. Максимальная скорость 600km/h. После нескольких крушений проект этого "летающего грузовика" был полностью остановлен.

В 1970 году были введены самолеты ЯК-40 в эксплуатацию. За все время в Советском Союзе выпущено 1011 таких самолетов, 125 проданы за рубеж. За все это время (с 1970г.) с самолетами ЯК-40 произошло 123 катастрофы, из-за которых погибло 780 человек.


В азиатском высокогорном государстве Бутан всего один аэропорт с бетонированным покрытием взлётной полосы — Паро. Он находится на высоте 2235 метров в окружении гор-пятитысячников и считается одним из самых сложных в мире. Только восемь пилотов во всём мире сертифицированы для совершения посадок в этом аэропорте.

Вероятность погибнуть в автокатастрофе по дороге в аэропорт выше вероятности погибнуть при крушении самолета, а риск быть просто убитым на улице в три раза превышает вероятность оказаться в падающем самолете.


Американский самолёт-разведчик SR-71 Blackbird при обычной температуре имеет в своей обшивке зазоры. В полёте обшивка разогревается из-за трения о воздух, и зазоры исчезают, а охлаждает обшивку топливо. Но в обычном состоянии на земле самолёт теряет, пусть и в небольших количествах, топливо через эти щели. По этой причине (а также для уменьшения взлётной скорости путём экономии массы) сначала в самолёт заправляется только небольшое количество горючего, и уже в воздухе происходит дозаправка.

В самолёте Боинг 767 - около 3 миллионов Ста тысяч деталей. Кстати делают детали во всём мире: части фюзеляжа изготавливаются в Японии, центральные части крыльев - в Южной Калифорнии, закрылки - в Италии.


Самый перегруженный аэропорт это Хартсфилд-Джексон международный аэропорт Атланты. В этом аэропорту 5 взлетных полос. Самая длинная взлетная полоса 3,6км длинной. С 2009 года,перевозя 88,032,086 пассажиров уже 10лет держится в позиции самого нагруженного аэропорта в мире.

В год вылетает свыше 10 миллионов рейсов.


Длина полета (самого их первого) братьев Райт меньше чем размах крыльев самолета Боинг – 747.

Во время Второй Мировой войны пилотам союзников, летавшим над регионами проживания первобытных племён, рекомендовали брать с собой верёвочку на случай вынужденной посадки. Веревочку, как бы невзначай, нужно было достать при приближении аборигенов и делать из неё фигуры типа «колыбели для кошки». Несколько раз лётчикам это действительно помогло.

85% авиакатастроф приходится на страны «третьего» мира. Наиболее неблагополучными регионами остаются Африка, некоторые страны Азии (Индонезия) и Латинская Америка. Ряд авиакомпаний из этих стран включены в «черный список» ЕС, и им запрещено осуществлять перевозки в воздушном пространстве стран Евросоюза.


В немецком бомбардировщике времён Второй Мировой войны Юнкерс Ю-87 была предусмотрена сирена, которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха. Она громко выла во время пикирования и предназначалась для психологического воздействия на противника.

Однажды во время полёта в салоне Boeingа увидели... мышь. Из-за серого грызуна экипажу пришлось совершить экстренную посадку и высадить всех пассажиров. Была опасность, что мышь перегрызёт какой-нибудь кабель. В результате 200 пассажиров провели ночь в отеле аэропорта, а экипаж всю ночь ловил мышь с сыром и мышеловками. Но им ничего не удалось сделать! Тогда привезли несколько кошек, которые легко справились с мышью.


Большие Jumbo-Jet авиолайнеры во время одного межконтинентального рейся используют больше горючего, чем Формула 1 за весь сезон.

Язык, на котором разговаривают и себя идентифицируют все пилоты (любой национальности и странно принадлежности), совершающие международные полеты, является английский язык.

Шведская компания SAAB была основана в 1937 году и сначала производила только военные самолёты. Только двое из инженеров SAAB имели водительские права.


Рекордный размах крыльев — 98 метров — принадлежал американскому самолёту Хьюз H-4 Геркулес. Точнее, это была деревянная летающая лодка для транспорта грузов. Она была построена в ходе Второй Мировой войны, однако совершила всего один полёт на высоте 21 метр, после чего её отправили в музей.

Наибольшая высота, на которую поднялся самолет -37 650 м. В 77 году ее достиг советский летчик на самолете КБ Микояна.

Каждый день хотя бы в один самолет попадает молния. Со времен пятидесятых годов прошлого века самолеты снабжены громоотводом.


Самое большое число пассажиров, перевезенных на гражданском самолете за один рейс -1087 человек. Это случилось в "Боинге 747" при эвакуации беженцев из Эфиопии в 91 году. При поднятых подлокотниках на четырех креслах умещалось по 6 человек. Кстати, за время полета на борту родилось 3 младенца.

Советский сверхзвуковой бомбардировщик Т-4 разрабатывался как эффективное оружие против американских авианосцев. При полёте на высоте до 24 км он мог развивать скорость 3000 км/ч, чтобы радиолокационные станции противника не успевали навести на самолёт зенитную ракету. Такие технические требования потребовали от конструкторов нескольких неординарных решений, среди которых — отклоняемая носовая часть. На предельных высотах и скоростях носовая часть поднималась для уменьшения сопротивления, и пилот мог управлять самолётом только по приборам, но при взлёте и посадке нос отклонялся и предоставлял обзор. А на случай аварийного отказа носовой части Т-4 был снабжён выдвигающимся вверх над кабиной пилота перископом.

Со времен изобретателей братьев Райт самолеты сильно изменились. Хотя по официальным источникам пионером авиации является бразильский конструктор Альберто Сантос. Кому бы не принадлежало авторство, первые летательные аппараты изготавливались из древесины и ткани. Они выглядели совсем не так, как современный Boeing Dreamliner.

За несколько десятилетий наука получила множество достижений в области аэрокосмической техники. Новинки меняются так быстро, что их становится трудно отслеживать. Далее мы расскажем вам о любопытных фактах, которые известны далеко не всем.

Самолет может выдержать удар молнии

Современные летательные аппараты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать удары молнии, которые случаются не так уж и редко. Подсчитано, что каждый существующий на земле самолет в среднем поражается молнией одни раз в течение года или каждые 1 000 часов, проведенных в полете. Тем не менее последний раз яркая световая вспышка поразила воздушное судно в далеком 1963 году. С тех пор аварий с участием стихии зарегистрировано не было. Современные самолеты сконструированы из алюминия, который является хорошим проводником электричества.

Не существует самого безопасного места в салоне

Эксперты утверждают, что безопасных мест в салоне самолета не существует. Хотя проводились исследования, которые установили, что пассажиры, сидящие в середине хвостовой части салона, по статистике, чаще выживают при крушениях. Однако в процентном соотношении наблюдается незначительный разрыв. Так, летальные случаи при аварии в задней части самолета наблюдаются в 32 процентах случаях, в передней - в 38 процентах и в средней части авиалайнера - в 39 процентах. Тем не менее никогда не представляется возможным предсказать, какая причина вызовет аварию и какое место станет очагом возникновения. Поэтому вы можете садиться куда угодно, с учетом того, что самолет по-прежнему считается одним из самых безопасных видов транспорта.

Некоторые авиалайнеры оснащены секретными спальнями для пилотов

На рейсах дальнего следования члены экипажа непрерывно работают до 16 часов в сутки. Для того чтобы помочь пилотам в борьбе с усталостью, некоторые самолеты оснащают крошечными спальнями, где можно отдохнуть по очереди.

Шины колес самолета могут быть использованы до 500 приземлений

Шины для колес разработаны таким образом, чтобы выдерживать гигантскую нагрузку почти в 40 тонн. Самолет может приземляться со скорость приближенной к 300 километрам до 500 раз, прежде чем покрышкам будет необходима замена. Кроме того, шины колес самолета накачаны под давлением, в 6 раз превышающим давление, которое используется для накачивания автомобильных шин.

Почему экипаж приглушает свет во время посадки?

В ночных рейсах пилоты во время посадки пользуются тусклым внутренним освещением. Это делается по соображениям безопасности. В случае катастрофы глаза пассажиров уже привыкнут к темноте, и эвакуироваться станет намного проще. Представьте себя в незнакомом ярко освещенном месте с коридорами и препятствиями, когда кто-то выключит свет и попросит вас немедленно эвакуироваться. Скорее всего, вы моментально потеряете ориентацию в пространстве.

Для полета не требуется задействовать два двигателя

Мысль о двигателе, отказавшем на высоте 10 000 метров, выглядит ужасающей, но каждый коммерческий рейс задействует только один из них. В противном случае они работали бы только на половине своей мощности. А это не выгодно с точки зрения экономии и эксплуатационного режима. Каждый двигатель авиалайнера разработан и испытан с учетом непредвиденных экстренных ситуаций.

Если самолет летит на дальние расстояния (особенно через океан), он должен иметь соответствующий сертификат Федерального управления гражданской авиации. На самом деле авиалайнер, набрав допустимую высоту, некоторое время может обходиться без двигателя вовсе. Самолет бесшумно планирует приблизительно 3 километра за каждые 300 метров над землей. А это значит, на высоте 10 000 метров он может пролететь без двигателя целых 100 километров.

Почему туалеты оснащены пепельницами?

Курение в самолетах несколько лет как запрещено. Но глазастые пассажиры могут заприметить пепельницы в уборных. Это сделано, чтобы предотвратить пожар, на случай если кто-то не побоится санкций и решит закурить. Нарушать политику, направленную на борьбу с курением, люди предпочитают в замкнутых пространствах. Поэтому лучше затушить окурок в пепельнице и быть готовым расстаться с круглой суммой.

Авиатранспорт – один из самых интересных, захватывающих и в то же время ненавистных многими средств передвижения. На высоте примерно в 10 км многие испытывают панический страх, другие же получают незабываемое удовольствие. Что же таят внутри себя самолеты, и какие вещи нужно знать, прежде чем начинать трястись в конвульсиях от предстоящего полета?

Над пропастью небес

Вокруг безопасности авиаперелетов постоянно возникают ожесточенные споры и дискуссии, и эту атмосферу очень часто подогревают СМИ, которые привыкли мусолить каждую авиакатастрофу. Да, ни одно техническое изобретение, будь то самолет или автомобиль, не застраховано от всякого рода неполадок и проблем, однако стоит признать, что авиатранспорт – самый безопасный транспорт в мире ! Различные журналы и исследовательские центры собирали множество данных, и все в один голос заявляют, что риск разбиться на самолете настолько низок, что гораздо опасней будет, например, отправиться на работу пешком или на метро. Если говорить более конкретно, то вероятность того, что самолет попадет в авиакатастрофу, составляет около 0,00001%.

Атмосфера страха перед воздушным транспортом подогревается тем, что когда случаются различные авиакатастрофы, количество жертв за один раз может быть довольно большим. Опять же, стоит задуматься – сколько автомобильных аварий и других трагедий случается ежедневно, а сколько раз в год происходят действительно страшные авиакатастрофы?

Пробки в воздухе

Убедиться также в безопасности самолетов могут специальные сервисы, которые сканируют воздушное пространство в реальном времени. Такие порталы, как, например, flightradar 24 , показывают, что каждый день в воздухе одновременно находится несколько тысяч самолетов, а количество совершаемых авиарейсов (гражданских) в день переваливает за 30 тысяч. Примитивные расчеты показывают, что в год таких рейсов совершается около 20 миллионов . Каждый год случается примерно 10 авиакатастроф , половина из которых, к сожалению, приводит к большому количеству жертв. Но стоит сказать, что большинство из этих трагедий происходит в странах третьего мира, где эксплуатируются самолеты с очень большим налетом, а халатность и безразличие некоторых работников приводит именно к таким последствиям. То есть, дело не в самом транспорте, а в человеческом факторе.

Бывают ситуации, когда новые, только вышедшие с конвейера самолеты престижных авиакомпаний попадают в авиакатастрофу в силу технического брака, но таких случаев – раз и обчелся.

Боже, хоть бы мы долетели…

У некоторых групп людей боязнь перелетов перерастает в настоящую болезнь, которая известна всем под названием «аэрофобия» . Врачи-психологи организовывают даже специальные курсы, которые направлены на помощь людям, страдающим от страха летать. Но, к сожалению, некоторым даже профессиональная помощь не в силах помочь. Многие настолько бояться садиться в замкнутое пространство огромного лайнера, что эти люди готовы несколько дней трястись в вагонах поездов или даже на кораблях, если дело касается переездов через океан. Сразу вспоминается пример футболиста Дениса Бергкампа из английского футбольного клуба «Арсенал». Пока все игроки летали на матчи на клубном самолете, футболист заранее брал билет на поезд и добирался до пункта назначения по рельсам.


Другие же люди, которые понимают неотвратимость путешествия по воздуху, прибегают к другим вещам – к алкоголю. Некоторым пара бокалов вина действительно помогает расслабиться, но большинство начинают испытывать еще больший страх, употребив алкоголь перед вылетом. А коктейль из алкоголя и повышенной нервной активности приводит в конечном счете к проблемам со здоровьем, так как специфическое усваивание алкоголя в воздухе гораздо вредней , чем на земле.

А что если?..

Опять же, ни одна машина, будь-то автомобиль или самолет, не застрахована от неполадок. Да, у самолета может отказать двигатель (или даже взорваться), сломаться шасси и еще много других систем, которые помогают самолету набирать высоту, держать курс, снижаться. Но стоит отметить, что во всех современных самолетах на каждую техническую позицию приходится дублирующая система. Например, если у самолета отказал один двигатель, лайнер спокойно сможет продолжать полет, причем даже без значительной потери скорости и комфорта. Если вдруг отключился автопилот, капитан воздушного судна может взять управление на себя. Если в конечном итоге капитану воздушного судна вдруг станет плохо, то управление принимает второй пилот, который также хорошо разбирается в системах управления самолетом.


Даже если представить, что случится серьезная неполадка, а именно отключение шасси, есть высокие шансы на благополучное приземление. Не секрет, что пилоты, обучаясь искусству пилотирования самолетом, часами отрабатывают на специальных имитаторах всевозможные экстренные ситуации . А многие примеры из жизни показывают, что посадить самолет без шасси хоть и трудно, но вполне реально.

На кочках облаков…

Одно из самых «страшных» в понимании аэрофобов явлений – турбулентность . Когда на высоте в несколько километров самолет начинает трястись, многие пассажиры начинают чувствовать себя некомфортно. Различные потоки воздуха, а также облака начинают трясти самолет, однако факт остается фактом – турбулентность в воздухе сравнима с кочками и вмятинами на шоссе. Да, ощущения от тряски совершенно другое, чем в автомобиле, но принцип идентичен. Самолет рассчитан на самые экстремальные погоды и самые сильные порывы ветра. Турбулентность никогда не приводила к авиакатастрофам ! Однако сильная тряска может нанести пассажирам различные травмы – порой даже тяжелые. Поэтому никогда не нужно проявлять равнодушие к оповещению о турбулентности, а лучше заранее пристегнуть ремень безопасности.


Авиатранспорт – сложный механизм, который подчас непонятен обывателю из-за различных предубеждений, которые навязывают СМИ. Но статистика не врет, поэтому лучше лишний раз ознакомиться с особенностями работы самолета, с его поведением в воздухе, чтобы сделать свой перелет максимально комфортным.

Еще несколько интересных фактов о самолетах:

  • Молния, попавшая в самолет, вряд ли способна нанести какой-либо значительный урон лайнеру, на котором стоит громоотвод. Статистика показывают, что за день в самолет как минимум 1 раз попадает молния.
  • Самая безопасная авиакомпания в мире – австралийская Qantas Airlines.
  • Многие не любят лететь в хвосте самолета, потому что там больше трясет. Статистика же говорит, что если самолет попал в авиакатастрофу, наибольшие шансы выжить как раз у пассажиров, сидящих в хвостовой части.
  • Один из самых длинных рейсов – из Европы в Австралию. Две пересадки и около 30 часов в пути.
  • Нынешнее поколение первым застанет новую эру гражданской авиации. Многие производители самолетов уже работают над созданием самолетов будущего, скорость которых будет в 3-4 раза превышать нынешнюю.

А Вы это знали?


Какова вероятность авиакатастрофы? Одна стотысячная процента:)

Каждый день летают 25000 самолетов.


Открыть дверь самолета нельзя, когда самолет летит. Ведь в замок двери встроено так называемое барометрическое реле. Замок просто блокируется.

Черный ящик на самом деле не имеет форму ящика. Он выглядит как шар. И он вовсе не черный. Обычно он красного или оранжевого цвета, чтобы его было лучше найти при аварии.


Оказывается, что скорость реактивного самолета равна скорости волны цунами.

Слово самолет появилось очень давно. Как ни странно, но тогда еще не было никаких самолетов. Оказывается, так называли самоходный паром, который "сам плыл" под силой речной струи.

С 1990 года авиация выросла на целых 90 процентов!


Некоторые самолеты вовремя полетов нагреваются настолько, что могут растягивать аж на 30 сантиметров!

Сливайте воду в туалете самолета, только когда встаете с унитаза, иначе Вас может присосать.

Среди обеспеченных людей в последнее время стало модно летать на боевых реактивных истребитеях! Причём услуга эта оказывается официально. Например получасовой полёт на высоту 22 км (в стратосферу) обходится в 17.000$. Хотя можно и просто прокатится на истребителе МИГ-29 за 8.000$


Самый большой самолет создан в Украине - Антонов Ан-225 . Он может перевозить 250 тонн и лететь со скоростью 800километров в час.

В 1914 году состоялся первый в истории пассажирский (коммерческий) авиарейс, уже через 5 лет (в 1919 году) появился самолет, осуществляющий пассажирские рейсы с ванной комнатой на борту.

После второй мировой войны на островах Тихого океана распространился культ карго. Аборигены строят из дерева и соломы точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа верят в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго).


За последние 20 лет из-за столкновений самолетов с птицами в мире погибло менее 200 человек. Абсолютное большинство случаев с человеческими жертвами приходится на малую и супермалую авиацию.

В 1960-70-х годах в СССР разрабатывалась авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Для испытаний был сконструирован аналог орбитального самолёта, оборудованный шасси с лыжно-тарельчатыми опорами. Однажды во время испытаний тяги двигателей было недостаточно, чтобы сдвинуть с места эти лыжи по грунтовой полосе. Было решено пригнать два грузовика с арбузами, которые равномерно разбили на протяжении 70 метров. Это обеспечило необходимое скольжение и самолёт сумел тронуться с места и разогнаться.


По статистике, три человека из ста страдают аэрофобией - паническим страхом летать на самолетах. Обидно, ведь без этого способа передвижения невозможно побывать в очень многих уголках земного шара.


Самый большой экраноплан (самолет-корабль летающий над водой) это в 1964 году созданный русский KM,который назвали монстром Каспийского моря. Его грузоемкость 500 тонн. Максимальная скорость 600km/h. После нескольких крушений проект этого "летающего грузовика" был полностью остановлен.

В 1970 году были введены самолеты ЯК-40 в эксплуатацию. За все время в Советском Союзе выпущено 1011 таких самолетов, 125 проданы за рубеж. За все это время (с 1970г.) с самолетами ЯК-40 произошло 123 катастрофы, из-за которых погибло 780 человек.


В азиатском высокогорном государстве Бутан всего один аэропорт с бетонированным покрытием взлётной полосы — Паро. Он находится на высоте 2235 метров в окружении гор-пятитысячников и считается одним из самых сложных в мире. Только восемь пилотов во всём мире сертифицированы для совершения посадок в этом аэропорте.

Вероятность погибнуть в автокатастрофе по дороге в аэропорт выше вероятности погибнуть при крушении самолета, а риск быть просто убитым на улице в три раза превышает вероятность оказаться в падающем самолете.


Американский самолёт-разведчик SR-71 Blackbird при обычной температуре имеет в своей обшивке зазоры. В полёте обшивка разогревается из-за трения о воздух, и зазоры исчезают, а охлаждает обшивку топливо. Но в обычном состоянии на земле самолёт теряет, пусть и в небольших количествах, топливо через эти щели. По этой причине (а также для уменьшения взлётной скорости путём экономии массы) сначала в самолёт заправляется только небольшое количество горючего, и уже в воздухе происходит дозаправка.

В самолёте Боинг 767 - около 3 миллионов Ста тысяч деталей. Кстати делают детали во всём мире: части фюзеляжа изготавливаются в Японии, центральные части крыльев - в Южной Калифорнии, закрылки - в Италии.


Самый перегруженный аэропорт это Хартсфилд-Джексон международный аэропорт Атланты. В этом аэропорту 5 взлетных полос. Самая длинная взлетная полоса 3,6км длинной. С 2009 года,перевозя 88,032,086 пассажиров уже 10лет держится в позиции самого нагруженного аэропорта в мире.

В год вылетает свыше 10 миллионов рейсов.


Длина полета (самого их первого) братьев Райт меньше чем размах крыльев самолета Боинг – 747.

Во время Второй Мировой войны пилотам союзников, летавшим над регионами проживания первобытных племён, рекомендовали брать с собой верёвочку на случай вынужденной посадки. Веревочку, как бы невзначай, нужно было достать при приближении аборигенов и делать из неё фигуры типа «колыбели для кошки». Несколько раз лётчикам это действительно помогло.

85% авиакатастроф приходится на страны «третьего» мира. Наиболее неблагополучными регионами остаются Африка, некоторые страны Азии (Индонезия) и Латинская Америка. Ряд авиакомпаний из этих стран включены в «черный список» ЕС, и им запрещено осуществлять перевозки в воздушном пространстве стран Евросоюза.


В немецком бомбардировщике времён Второй Мировой войны Юнкерс Ю-87 была предусмотрена сирена, которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха. Она громко выла во время пикирования и предназначалась для психологического воздействия на противника.

Однажды во время полёта в салоне Boeingа увидели... мышь. Из-за серого грызуна экипажу пришлось совершить экстренную посадку и высадить всех пассажиров. Была опасность, что мышь перегрызёт какой-нибудь кабель. В результате 200 пассажиров провели ночь в отеле аэропорта, а экипаж всю ночь ловил мышь с сыром и мышеловками. Но им ничего не удалось сделать! Тогда привезли несколько кошек, которые легко справились с мышью.


Большие Jumbo-Jet авиолайнеры во время одного межконтинентального рейся используют больше горючего, чем Формула 1 за весь сезон.

Язык, на котором разговаривают и себя идентифицируют все пилоты (любой национальности и странно принадлежности), совершающие международные полеты, является английский язык.

Шведская компания SAAB была основана в 1937 году и сначала производила только военные самолёты. Только двое из инженеров SAAB имели водительские права.


Рекордный размах крыльев — 98 метров — принадлежал американскому самолёту Хьюз H-4 Геркулес. Точнее, это была деревянная летающая лодка для транспорта грузов. Она была построена в ходе Второй Мировой войны, однако совершила всего один полёт на высоте 21 метр, после чего её отправили в музей.

Наибольшая высота, на которую поднялся самолет -37 650 м. В 77 году ее достиг советский летчик на самолете КБ Микояна.

Каждый день хотя бы в один самолет попадает молния. Со времен пятидесятых годов прошлого века самолеты снабжены громоотводом.


Самое большое число пассажиров, перевезенных на гражданском самолете за один рейс -1087 человек. Это случилось в "Боинге 747" при эвакуации беженцев из Эфиопии в 91 году. При поднятых подлокотниках на четырех креслах умещалось по 6 человек. Кстати, за время полета на борту родилось 3 младенца.

Советский сверхзвуковой бомбардировщик Т-4 разрабатывался как эффективное оружие против американских авианосцев. При полёте на высоте до 24 км он мог развивать скорость 3000 км/ч, чтобы радиолокационные станции противника не успевали навести на самолёт зенитную ракету. Такие технические требования потребовали от конструкторов нескольких неординарных решений, среди которых — отклоняемая носовая часть. На предельных высотах и скоростях носовая часть поднималась для уменьшения сопротивления, и пилот мог управлять самолётом только по приборам, но при взлёте и посадке нос отклонялся и предоставлял обзор. А на случай аварийного отказа носовой части Т-4 был снабжён выдвигающимся вверх над кабиной пилота перископом.

Самолет стал одним из главных изобретений человечества, кардинально изменившим многие стороны нашей цивилизации – экономику, военное дело, культуру и т. д. С его помощью сегодня люди могут всего за несколько часов пересечь океаны и континенты, побывать в других государствах. Годы эксплуатации этого вида транспорта сопровождались различными достижениями и событиями, поэтому упомянем наиболее интересные факты о самолетах.

Единственные сверхзвуковые.

За всю историю гражданской авиации было разработано и эксплуатировалось всего два пассажирских самолета, летающих быстрее звука – советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд». И если первый использовался сравнительно недолго (всего 2 года), то второй исправно перевозил людей целых 25 лет.

Самый широкий.

Самолетом с наибольшим размахом крыла (97 метров) по сей день остается американский самолет-амфибия Hughes H-4 Hercules. Однако он совершил всего 1 испытательный полет в 1947 году и никогда не использовался.

Самый быстрый.

Упоминая интересные факты про самолеты, нельзя пройти мимо американского высотного разведчика SR-71 BlackBird, развившего рекордную по сей день скорость в 3529,56 км/ч. Характерной особенностью этого аппарата был футуристичный дизайн, который придавал ему фантастический облик.

Самый первый.

О том, кто изобрел первый в мире самолет до сих пор идут споры. Во второй половине 19 века впервые оторвались с человеком на борту аппараты дю Тампля (Франция) и Можайского (Российская империя). Однако первым полноценным самолетом считается конструкция братьев Райт, так как он смог оторваться от земли исключительно за счет собственного двигателя.

Первый пассажирский.

А вот самолетом, впервые использованным для перевозки пассажиров, однозначно является российский «Илья Муромец», который имел отдельный комфортабельный отсек для пассажиров, электрическое освещение и даже туалет. Хотя сам аппарат был разработан и использовался преимущественно как бомбардировщик.

Самый большой.

Наиболее крупным серийным пассажирским авиалайнером является A-380 компании Airbus. Его высота составляет 24,08 метра, длина — 72,75 метра, размах крыла — 79,75 метра, а вместимость – 853 человек в одноклассовом варианте, при этом все они размещаются на двух палубах, расположенных друг над другом.

Изменения размера.

Высокоскоростные самолеты из-за полета на больших скоростях сильно нагреваются, что вызывает увеличение фюзеляжа. Так, «Конкорд» в сверхзвуковом режиме удлинялся на 30 см, а в конструкции разведчика SR-71 были специально предусмотрены щели, компенсирующие это увеличение.

Безопасность молний.

Попадание электрических разрядов в самолет – обыденное явление, случающееся каждый день. Однако это не несет никакой опасности, так как воздушные суда оборудованы системой громоотводов. Благодаря ей разряды не наносят никакого вреда ни конструкции планера, ни электронике.

Автоматизация полетов.

Современный самолет имеет сложную электронную начинку, благодаря которой может устойчиво лететь в воздухе по заданному курсу без участия человека. Поэтому мастерство пилота оценивается не по самому полету, а по посадке и взлету.

Самый экологичный.

Завершает наши 10 фактов о самолетах Solar Impulse – первый в мире летательный аппарат, полностью работающий на солнечном электричестве. Был создан одноименно компанией для пропаганды идей зеленой энергетики. В 2015-2016 (с перерывом почти в год) году вторая модификация этого самолета под управлением пилотов Андре Боршберга и Бертрана Пиккара совершила кругосветное путешествие.