Самые интересные факты про самолеты. Интересные факты о самолетах и авиации

Самолёт - воздушное судно тяжелее воздуха, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата, крыла, создающего подъёмную силу. Неподвижное крыло отличает самолёт от махолёта (орнитоптера) и вертолёта, а наличие двигателя - от планёра. От дирижабля и аэростата самолёт отличается тем, что использует аэродинамический, а не аэростатический способ создания подъёмной силы. (wiki)

Первый коммерческий пассажирский авиарейс состоялся в 1914 году. Причём первый самолёт с уборной комнатой начал совершать полёты только через 5 лет:) Кстати, кормить в самолете впервые тоже начали только через 5 лет.

Согласно гражданскому кодексу нашей страны: Самолеты и корабли относятся к недвижимости. Вот такая движущаяся недвижимость:-)

Среди обеспеченных людей в последнее время стало модно летать на боевых реактивных истребитеях! Причём услуга эта оказывается официально. Например получасовой полёт на высоту 22 км (в стратосферу) обходится в 17.000$. Хотя можно и просто прокатится на истребителе МИГ-29 за 8.000$

По статистике, три человека из ста страдают аэрофобией - паническим страхом летать на самолетах. Обидно, ведь без этого способа передвижения невозможно побывать в очень многих уголках земного шара.

Кто из звёзд страдает аэрофобией? Певица Таня Буланова, актриса Елена Сафонова, певец и актёр Андриано Челентано, знаменитый голландский футболист Дэнис Бергкамп (его называют «нелетучим голландцем»), также Алла Пугачева панически боится летать, поэтому передвигается только в личном ж.д. вагоне.

Психологи советуют не думать в самолёте о плохом, лучше думать о своих действиях после прилёта. Перед посадкой в самолет следует выпить настой валерьяны, а от алкоголя, кофе и сладкого – надо отказаться. Эти продукты усиливают ощущение страха.

В самолёте Боинг 767 - около 3 миллионов Ста тысяч деталей. Кстати делают детали во всём мире: части фюзеляжа изготавливаются в Японии, центральные части крыльев - в Южной Калифорнии, закрылки - в Италии.

Однажды во время полёта в салоне Boeingа увидели… мышь. Из-за серого грызуна экипажу пришлось совершить экстренную посадку и высадить всех пассажиров. Была опасность, что мышь перегрызёт какой-нибудь кабель. В результате 200 пассажиров провели ночь в отеле аэропорта, а экипаж всю ночь ловил мышь с сыром и мышеловками. Но им ничего не удалось сделать! Тогда привезли несколько кошек, которые легко справились с мышью.

Наибольшая высота, на которую поднялся самолет -37 650 м. В 77 году ее достиг советский летчик на самолете КБ Микояна.

Наибольшая высота, с которой человек упал и остался в живых -10 км 160 м. Во время авиакатастрофы в 72 году стюардессе удалось выжить и установить этот печальный рекорд.

Был проведён опрос: Что вас больше всего раздражает при полете в самолете? 78% ответили, что не могут выносить постукивание соседа сзади о спинку своего сидения. 69% раздражаются, когда сосед спереди начинает опускать спинку кресла.

В самолёте президента Путина (борт № 1) находятся две спальни, душевая, комната для отдыха, зал совещаний и даже тренажёрный зал. Стоит такой самолёт около 300 млн.$

Самолёт Джоржа Буша благодаря дозаправкам в воздухе может облететь весь земной шар. Этот огромный лайнер имеет на борту операционный зал, трех врачей, 85 телефонов, 19 телевизоров, и электромагнитную защиту на случай ядерной атаки. А «Борт номер один» лидера Украины Виктора Ющенко внутри отделан золотом и драгоценными камнями.

Три самых крупных аэропорта мира: 1) Атланта 2) Чикаго 3) Лос Анджелес (все в США, за год эти три аэропорта вместе обслуживают около 200 млн. человек)

Все пилоты, выполняющие международные рейсы разговаривают с диспетчером только на английском языке.

Самое большое число пассажиров, перевезенных на гражданском самолете за один рейс -1087 человек. Это случилось в «Боинге 747» при эвакуации беженцев из Эфиопии в 91 году. При поднятых подлокотниках на четырех креслах умещалось по 6 человек. Кстати, за время полета на борту родилось 3 младенца.

Самый длинный перелёт состоялся в прошлом году тоже на самолёте Boeing, 35 человек (среди которых были менеджеры компании и журналисты) пролетели без посадки 18 600 км. Причём в кресле главного пилота была женщина.

По статистике, путешествия по воздуху - самые безопасные путешествия!
Первое в мире регулярное воздушное сообщение было открыто между Парижом и Лондоном в 1919 г. В самолёте находилось всего 4 пассажира.

По статистике: 84% жителей России полагают, что путешествия на самолетах опасны, и боятся летать на самолётах.

Вопреки расхожему мнению, будто паника присуща женщинам, психологи говорят, что ощущение страха перед полётами одинаково охватывает как женщин, так и мужчин.

Думать о хорошем – вот основное правило, если вы хотите победить страх перед полетом на самолете. Также специалисты советуют расслабиться. Потому что напряженные мышцы только усиливают чувство страха.

Для любителей снять стресс в самолёте при помощи алкоголя: в воздухе алкоголь усваивается значительно быстрее, чем на земле, а из-за низкого давления его действие усиливается в 2-3 раза.

Кто из звёзд страдает аэрофобией (боязнью полётов)? Легендарная Шер, Вупи Голдберг, Майкл Джексон, Тони Кертис! Актриса Дженифер Энистон, тантливый режиссер Ларсен фон Триер, писатель Габриэль Гарсия Маркес, актёр Колин Фаррелл и многие другие…

Три ведущие страны по количеству аэропортов: 1) США (14,500 аэропортов) 2) Бразилия 3) Россия (2,500 аэропортов)

Самый большой аэропорт в мире - им. Короля Халида (Саудовская Аравия). Площадь - 221 кв. км. Открыт 23 года назад.

Как часто теряется багаж в аэропортах? Согласно статистике авиакомпаний: в среднем 10 потерь на 1000 пассажиров. Причём большинство потерянного багажа находится в ближайшие 48 часов.

Самый популярный самолет в мире - Ан-2! Его первый полет состоялся в 47году. С тех пор в СССР построено больше 5 тыс. этих машин, в Польше-12 тысяч, в Китае-1 тыс.

Самый большой самолет в мире Ан-225 («Мрия»). Его взлетный вес - 600 тонн.

На скорости пассажирского самолета в 1000 км/час, длина самолета становится короче!


Теперь ты знаешь больше:)

Почему каждый пилот имеет личное меню, кого стюардессы могут пересадить в первый класс, откуда берется воздух в салоне — читайте эти и другие интересные факты о самолетах и полетах. Некоторые факты — не для тех, кто боится летать.

Меню всех пилотов абсолютно разное. Это дополнительная мера безопасности, для избежания пищевого отравления. Если одному пилоту попадется некачественная еда, второй останется «в строю» и сможет управлять самолетом.

2. Многие пилоты спят во время рейса

Более 40% опрошенных пилотов признали, что засыпали во время полета. Поэтому, поднимаясь на борт, не лишним будет заглянуть в кабину и поинтересоваться у пилотов, хорошо ли они спали, не голодны ли, и не хотят ли вздремнуть перед взлетом.

  • Читайте также :

3. Зачем пепельницы в туалетах, если курение запрещено?

Курение во время полета запрещено, так зачем пепельницы? Оказывается, есть достаточно желающих нарушить запрет. Для того, чтобы они не вызвали пожар, выбрасывая окурки в мусорное ведро, было решено оставить пепельницы.

4. Кислородных масок хватит только на 15 минут

Звучит страшно, но этого времени вполне достаточно, чтобы пилот опустил аппарат на высоту, где вы сможете нормально дышать. Что действительно страшно, так это то, что после разгерметизации у вас будет всего 15-20 секунд на одевание маски. После этого наступит обморок. Именно поэтому следует сначала одеть маску самому, а потом уже пытаться помочь другим.

5. Воздух вырабатывается двигателем

Внутри самолета мы дышим сжатым воздухом, производимым двигателями и распространяемым через систему вентиляции и кондиционирования. От трети до половины воздуха подается на кабину и бизнес-класс, остальное делят между собой остальные пассажиры.

6. Вероятность выхода из строя двигателя близка к нулю

Если какой-то Porsche способен проехать 160 тыс км со скоростью 200 км/час, даже не меняя масло, то что уж говорить о реактивных двигателях, которые значительно надежнее и дороже? Каждый компонент самолета проходит тщательные испытания и подлежит замене после износа в 10-20% своего ресурса.

7. А если даже мотор сломается, не все потеряно

Самолёт - воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу. Неподвижное крыло отличает самолёт от махолёта (орнитоптера) и вертолёта, а наличие двигателя - от планёра. От дирижабля и аэростата самолёт отличается тем, что использует аэродинамический, а не аэростатический способ создания подъёмной силы.

И нтересные факты о самолетах.

В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта.

В России первый проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым в 1864 году.

В 1874 году французский морской офицер Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной. Однако недостаточная мощность двигателя не позволяла ему совершать полёт.

К рылатый Бенц. Русский аэроплан в кузове грузовика на Кавказском фронте первой мировой. 1916 год.

Первый коммерческий пассажирский авиарейс состоялся в 1914 году.

Первый самолёт с уборной комнатой начал совершать полёты в 1919 году.

Психологи советуют не думать в самолёте о плохом, лучше думать о своих действиях после прилёта. Перед посадкой в самолет следует выпить настой валерьяны, а от алкоголя, кофе и сладкого – надо отказаться. Эти продукты усиливают ощущение страха.

Еду в самолете впервые начали давать в 1919 году.

Многие пассажиры самолётов вкус привычной еды воспринимают совершенно по-другому. Причиной этому служит шум полёта. При высоком уровне шума еда кажется менее солёной и сладкой, но при этом более хрустящей.

В самолёте Боинг 767 - около 3 миллионов Ста тысяч деталей. Кстати делают детали во всём мире: части фюзеляжа изготавливаются в Японии, центральные части крыльев - в Южной Калифорнии, закрылки - в Италии.

В самолёте президента Путина (борт № 1) находятся две спальни, душевая, комната для отдыха, зал совещаний и даже тренажёрный зал. Стоимость такого самолета около 300 млн. долларов.

Первое в мире регулярное воздушное сообщение было открыто между Парижом и Лондоном в 1919 г. В самолёте находилось всего 4 пассажира.

В США есть 14,500 аэропортов, а в России 2,500.

В. В. Татаринова. В 1909 году изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта.

В 1910 году, 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции.

Самый большой аэропорт в мире - им. Короля Халида (Саудовская Аравия). Площадь - 221 кв. км. Открыт 23 года назад.

После начала блокады Западного Берлина в 1948 году единственным путём его снабжения стал воздушный транспорт. Американский лётчик Гейл Хелворсен придумал перед заходом на посадку в аэропорт Темпельхоф сбрасывать для детей пакеты со сладостями на маленьких парашютах. Вскоре его пример подхватили другие пилоты, а сладости покупались на пожертвования жителей США и Великобритании. В пакетах обычно находились шоколад, жвачка и изюм, поэтому все доставлявшие грузы для Западного Берлина самолёты стали называть «изюмными бомбардировщиками».

Самый большой экраноплан (самолет-корабль летающий над водой) это в 1964 году созданный русский KM, который назвали монстром Каспийского моря. Его грузоемкость 500 тонн. Максимальная скорость 600km/h. После нескольких крушений проект этого “летающего грузовика” был полностью остановлен.

Самолёты Lockheed SR-71 Blackbird, введённые в эксплуатацию в 1966 году, более чем на 90% состояли из титана.

Самый большой самолет в мире Ан-225 («Мрия»). Его взлетный вес - 600 тонн

В 1977 году советский летчик на самолете КБ Микояна поднялся от земли 37 650 м.

Бумажная или тканевая салфетка, помещаемая на верхнюю часть кресел самолётов, поездов и автобусов, имеет название - антимакассар. Оно происходит от масла макассар на основе пальмового или кокосового масла, которым мужчины в викторианской Англии укладывали причёски.

В 1940 году в небе над Австралией столкнулись два патрульных самолёта Avro Anson. Авария не привела к взрыву - самолёты просто сцепились друг с другом. Пилот и двое штурманов нижнего Ансона сразу выпрыгнули с парашютами, однако пилот верхнего Леонард Фуллер обнаружил, что по-прежнему может управлять машиной даже с таким балластом, тем более что двигатель нижнего самолёта продолжал работать. В результате пилот совершил успешную аварийную посадку в поле, причём оба Ансона впоследствии были отремонтированы и вернулись на вооружение.

Кирк Керкорян был пилотом-инструктором Британских королевских воздушных сил, участник Второй мировой войны. После войны летал на самолётах воздушных сил через Атлантический океан, установил рекорд времени по перелету через Атлантику. В годы Второй Мировой войны-переправлял бомбардировщики ”Москит” из Канады на Британские острова.

Грузовая компания FedEx Express оперирует самым большим в мире парком грузовых самолётов - на сегодняшний день их более 650. Чтобы оперативно реагировать на возникающие сверхнормативные потребности в транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолётов.

В 1930-х в Советском Союзе существовал проект создания летающей подводной лодки, который не был завершён. Американцы в 1960-х годах продвинулись дальше: был построен реально работающий самолёт, способный сначала сесть на воду, а затем погрузиться в неё. Скорость его полёта в воздухе составляла 130 км/ч, скорость хода под водой - 8 узлов.

Авиатранспорт – один из самых интересных, захватывающих и в то же время ненавистных многими средств передвижения. На высоте примерно в 10 км многие испытывают панический страх, другие же получают незабываемое удовольствие. Что же таят внутри себя самолеты, и какие вещи нужно знать, прежде чем начинать трястись в конвульсиях от предстоящего полета?

Над пропастью небес

Вокруг безопасности авиаперелетов постоянно возникают ожесточенные споры и дискуссии, и эту атмосферу очень часто подогревают СМИ, которые привыкли мусолить каждую авиакатастрофу. Да, ни одно техническое изобретение, будь то самолет или автомобиль, не застраховано от всякого рода неполадок и проблем, однако стоит признать, что авиатранспорт – самый безопасный транспорт в мире ! Различные журналы и исследовательские центры собирали множество данных, и все в один голос заявляют, что риск разбиться на самолете настолько низок, что гораздо опасней будет, например, отправиться на работу пешком или на метро. Если говорить более конкретно, то вероятность того, что самолет попадет в авиакатастрофу, составляет около 0,00001%.

Атмосфера страха перед воздушным транспортом подогревается тем, что когда случаются различные авиакатастрофы, количество жертв за один раз может быть довольно большим. Опять же, стоит задуматься – сколько автомобильных аварий и других трагедий случается ежедневно, а сколько раз в год происходят действительно страшные авиакатастрофы?

Пробки в воздухе

Убедиться также в безопасности самолетов могут специальные сервисы, которые сканируют воздушное пространство в реальном времени. Такие порталы, как, например, flightradar 24 , показывают, что каждый день в воздухе одновременно находится несколько тысяч самолетов, а количество совершаемых авиарейсов (гражданских) в день переваливает за 30 тысяч. Примитивные расчеты показывают, что в год таких рейсов совершается около 20 миллионов . Каждый год случается примерно 10 авиакатастроф , половина из которых, к сожалению, приводит к большому количеству жертв. Но стоит сказать, что большинство из этих трагедий происходит в странах третьего мира, где эксплуатируются самолеты с очень большим налетом, а халатность и безразличие некоторых работников приводит именно к таким последствиям. То есть, дело не в самом транспорте, а в человеческом факторе.

Бывают ситуации, когда новые, только вышедшие с конвейера самолеты престижных авиакомпаний попадают в авиакатастрофу в силу технического брака, но таких случаев – раз и обчелся.

Боже, хоть бы мы долетели…

У некоторых групп людей боязнь перелетов перерастает в настоящую болезнь, которая известна всем под названием «аэрофобия» . Врачи-психологи организовывают даже специальные курсы, которые направлены на помощь людям, страдающим от страха летать. Но, к сожалению, некоторым даже профессиональная помощь не в силах помочь. Многие настолько бояться садиться в замкнутое пространство огромного лайнера, что эти люди готовы несколько дней трястись в вагонах поездов или даже на кораблях, если дело касается переездов через океан. Сразу вспоминается пример футболиста Дениса Бергкампа из английского футбольного клуба «Арсенал». Пока все игроки летали на матчи на клубном самолете, футболист заранее брал билет на поезд и добирался до пункта назначения по рельсам.


Другие же люди, которые понимают неотвратимость путешествия по воздуху, прибегают к другим вещам – к алкоголю. Некоторым пара бокалов вина действительно помогает расслабиться, но большинство начинают испытывать еще больший страх, употребив алкоголь перед вылетом. А коктейль из алкоголя и повышенной нервной активности приводит в конечном счете к проблемам со здоровьем, так как специфическое усваивание алкоголя в воздухе гораздо вредней , чем на земле.

А что если?..

Опять же, ни одна машина, будь-то автомобиль или самолет, не застрахована от неполадок. Да, у самолета может отказать двигатель (или даже взорваться), сломаться шасси и еще много других систем, которые помогают самолету набирать высоту, держать курс, снижаться. Но стоит отметить, что во всех современных самолетах на каждую техническую позицию приходится дублирующая система. Например, если у самолета отказал один двигатель, лайнер спокойно сможет продолжать полет, причем даже без значительной потери скорости и комфорта. Если вдруг отключился автопилот, капитан воздушного судна может взять управление на себя. Если в конечном итоге капитану воздушного судна вдруг станет плохо, то управление принимает второй пилот, который также хорошо разбирается в системах управления самолетом.


Даже если представить, что случится серьезная неполадка, а именно отключение шасси, есть высокие шансы на благополучное приземление. Не секрет, что пилоты, обучаясь искусству пилотирования самолетом, часами отрабатывают на специальных имитаторах всевозможные экстренные ситуации . А многие примеры из жизни показывают, что посадить самолет без шасси хоть и трудно, но вполне реально.

На кочках облаков…

Одно из самых «страшных» в понимании аэрофобов явлений – турбулентность . Когда на высоте в несколько километров самолет начинает трястись, многие пассажиры начинают чувствовать себя некомфортно. Различные потоки воздуха, а также облака начинают трясти самолет, однако факт остается фактом – турбулентность в воздухе сравнима с кочками и вмятинами на шоссе. Да, ощущения от тряски совершенно другое, чем в автомобиле, но принцип идентичен. Самолет рассчитан на самые экстремальные погоды и самые сильные порывы ветра. Турбулентность никогда не приводила к авиакатастрофам ! Однако сильная тряска может нанести пассажирам различные травмы – порой даже тяжелые. Поэтому никогда не нужно проявлять равнодушие к оповещению о турбулентности, а лучше заранее пристегнуть ремень безопасности.


Авиатранспорт – сложный механизм, который подчас непонятен обывателю из-за различных предубеждений, которые навязывают СМИ. Но статистика не врет, поэтому лучше лишний раз ознакомиться с особенностями работы самолета, с его поведением в воздухе, чтобы сделать свой перелет максимально комфортным.

Еще несколько интересных фактов о самолетах:

  • Молния, попавшая в самолет, вряд ли способна нанести какой-либо значительный урон лайнеру, на котором стоит громоотвод. Статистика показывают, что за день в самолет как минимум 1 раз попадает молния.
  • Самая безопасная авиакомпания в мире – австралийская Qantas Airlines.
  • Многие не любят лететь в хвосте самолета, потому что там больше трясет. Статистика же говорит, что если самолет попал в авиакатастрофу, наибольшие шансы выжить как раз у пассажиров, сидящих в хвостовой части.
  • Один из самых длинных рейсов – из Европы в Австралию. Две пересадки и около 30 часов в пути.
  • Нынешнее поколение первым застанет новую эру гражданской авиации. Многие производители самолетов уже работают над созданием самолетов будущего, скорость которых будет в 3-4 раза превышать нынешнюю.

Самолет стал одним из главных изобретений человечества, кардинально изменившим многие стороны нашей цивилизации – экономику, военное дело, культуру и т. д. С его помощью сегодня люди могут всего за несколько часов пересечь океаны и континенты, побывать в других государствах. Годы эксплуатации этого вида транспорта сопровождались различными достижениями и событиями, поэтому упомянем наиболее интересные факты о самолетах.

Единственные сверхзвуковые.

За всю историю гражданской авиации было разработано и эксплуатировалось всего два пассажирских самолета, летающих быстрее звука – советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд». И если первый использовался сравнительно недолго (всего 2 года), то второй исправно перевозил людей целых 25 лет.

Самый широкий.

Самолетом с наибольшим размахом крыла (97 метров) по сей день остается американский самолет-амфибия Hughes H-4 Hercules. Однако он совершил всего 1 испытательный полет в 1947 году и никогда не использовался.

Самый быстрый.

Упоминая интересные факты про самолеты, нельзя пройти мимо американского высотного разведчика SR-71 BlackBird, развившего рекордную по сей день скорость в 3529,56 км/ч. Характерной особенностью этого аппарата был футуристичный дизайн, который придавал ему фантастический облик.

Самый первый.

О том, кто изобрел первый в мире самолет до сих пор идут споры. Во второй половине 19 века впервые оторвались с человеком на борту аппараты дю Тампля (Франция) и Можайского (Российская империя). Однако первым полноценным самолетом считается конструкция братьев Райт, так как он смог оторваться от земли исключительно за счет собственного двигателя.

Первый пассажирский.

А вот самолетом, впервые использованным для перевозки пассажиров, однозначно является российский «Илья Муромец», который имел отдельный комфортабельный отсек для пассажиров, электрическое освещение и даже туалет. Хотя сам аппарат был разработан и использовался преимущественно как бомбардировщик.

Самый большой.

Наиболее крупным серийным пассажирским авиалайнером является A-380 компании Airbus. Его высота составляет 24,08 метра, длина — 72,75 метра, размах крыла — 79,75 метра, а вместимость – 853 человек в одноклассовом варианте, при этом все они размещаются на двух палубах, расположенных друг над другом.

Изменения размера.

Высокоскоростные самолеты из-за полета на больших скоростях сильно нагреваются, что вызывает увеличение фюзеляжа. Так, «Конкорд» в сверхзвуковом режиме удлинялся на 30 см, а в конструкции разведчика SR-71 были специально предусмотрены щели, компенсирующие это увеличение.

Безопасность молний.

Попадание электрических разрядов в самолет – обыденное явление, случающееся каждый день. Однако это не несет никакой опасности, так как воздушные суда оборудованы системой громоотводов. Благодаря ей разряды не наносят никакого вреда ни конструкции планера, ни электронике.

Автоматизация полетов.

Современный самолет имеет сложную электронную начинку, благодаря которой может устойчиво лететь в воздухе по заданному курсу без участия человека. Поэтому мастерство пилота оценивается не по самому полету, а по посадке и взлету.

Самый экологичный.

Завершает наши 10 фактов о самолетах Solar Impulse – первый в мире летательный аппарат, полностью работающий на солнечном электричестве. Был создан одноименно компанией для пропаганды идей зеленой энергетики. В 2015-2016 (с перерывом почти в год) году вторая модификация этого самолета под управлением пилотов Андре Боршберга и Бертрана Пиккара совершила кругосветное путешествие.