Санитарно эпидемиологические требования для перевозки детей. Документы. Как это сделать

С 13 апреля вступают в действие новые санитарные правила к перевозке организованных групп детей на железнодорожном транспорте. Это событие почти революционное - эксперты рынка бились над изменениями этого СанПиНа 10 лет. Особую роль в этой победе туристического рынка над бесмысслеными нормами СанПиН сыграла Комиссия по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма и ее руководитель Сергей Минделевич.

Действующий до недавнего времени СанПиН был принят еще в 2003 году, и все это время эксперты в сфере организации туристских поездок детей и общественные организации вели активную деятельность по внесению поправок в документ. Множество откровенно бредовых норм, которые содержались в документе, не просто тормозили развитие детского туризма внутри России, они его практически уничтожали.

«Мы работали над изменением СанПиНа более трех лет. За это время провели или участвовали в десятках совещаний, заседаний рабочих групп с привлечение экспертов различных уровней. Просьбу об изменении этого СанПиНа я высказал лично председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву на совещании в детском лагере «Орленок» в мае прошлого года. Не так давно (в декабре 2013 г.) было организовано совещание по инициативе заместителя председателя Правительства Ольги Голодец. На нем присутствовали представители около 10 ведомств. некоторые из наших предложений, благодаря чему удалось внести важные поправки в проект нового СанПиН. Активную поддержку нам оказал и глава Ростуризма, президент АТОР Александр Радьков», - сообщил «Вестнику АТОР» руководитель Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич.

Что поменялось в СанПиНе

Одно из ключевых изменений касается отмены требования об обязательном сопровождении медицинским работником группы детей от 8 человек. По СанПиНу, сопровождающий должен был быть действующим медицинским работником - т.е. нанимать студентов медицинских вузов или медиков-пенсионеров не разрешалось. На текущий момент, по данным Минздрава, в России не хватает около 40 тысяч врачей. В такой ситуации найти сопровождающего для каждой группы из восьми человек было крайне затруднительно. Кроме того, нет ни одного нормативного документа, обязывающего медицинские учреждения выделять своих сотрудников для сопровождения детских групп, поэтому все решалось путем личных договоренностей. Организаторы поездки, как правило, должны были оплатить сопровождающему билеты на поезд, проживание и питание в пункте назначения, а также предоставить соответствующую оплату его труда. Эти затраты закладывались в стоимость путевок для детей. Теперь эти расходы удастся сократить. По новым правилам, сопровождение медработника вообще не требуется в коротких поездках не более 12 часов для групп не более 30 человек. Для более продолжительных поездок или групп, численность которых превышает 30 человек, необходимо медицинское сопровождение. «Но теперь это может быть не только действующий сотрудник медицинского учреждения, достаточно, чтобы человек прошел обучение по оказанию первой помощи в установленном порядке. Такое обучение проходят, например, сотрудники МЧС и т.д. То есть появляется гораздо больше возможностей найти человека для сопровождения группы. Обязательно присутствие врача только при перевозке детей целыми составами», - пояснил Сергей Минделевич.

Он отметил, что упразднение действующей нормы вовсе не повышает риск для детей. Все поезда оборудованы связью с диспетчером, а остановки и узловые станции есть примерно каждые два часа следования поезда. Таким образом, при необходимости, детям будет оказана вся необходимая помощь. Кроме того, в каждом составе по действующим правилам должна быть аптечка, а проводники обязаны уметь оказать пассажирам первую помощь.

Были внесены изменения и в процедуру предоставления детям питания. В частности, сухие пайки больше не нужно согласовывать с Роспотребнадзором, а горячее питание можно покупать не только в вагоне-ресторане. «Раньше вагоны-рестораны были монополистами и могли назначать любую цену за питание, а руководители групп вынуждены были на нее соглашаться - им просто некуда было деваться. Нам удалось изменить эту ситуацию. В новых правилах нет обязательного требования кормить детей пищей только из вагона-ресторана, поэтому группы могут сами выбирать, чем питаться. Например, горячее питание может быть заказано на комбинате, поставляющем питание в школы одного из городов на пути следования поезда, и доставлено к вагону на узловой станции. Это питание может быть оплачено по безналичному расчету заранее при организации поездки. Таким образом, появляется конкуренция, которая неизменно приведет к улучшению качества питания, снижению его цены», - говорит г-н Минделевич.

Удалось добиться отмены части медицинских справок. Детям больше не нужно брать с собой справку о состоянии здоровья, а вот справка о контакте с инфекционными больными по-прежнему требуется. На сохранении этой нормы настояли Минздрав и Роспотребнадзор, к позиции которых впоследствии склонилась и Ольга Голодец. Напомним, что такая справка действует только три дня. С большим трудом удалось доказать, что получить такую справку на обратном пути фактически невозможно, поэтому при возвращении домой она теперь не нужна.

Также отменено дискриминационное требование о том, что детей-инвалидов надо перевозить только в отдельном купе.

Ну и, наконец, определена область применения самого документа. Дело в том, что размытая формулировка предыдущего СанПиНа распространяла его действие даже на пригородные электропоезда. То есть группе детей, следующих из Подмосковья в Москву с туристскими целями или для участия в концертах, соревнованиях, нужно было искать сопровождающего медика, электричку с биотуалетом и кондиционером и др. К сожалению, таких практически нигде в России нет. В новом документе указывается, что соблюдение СанПиНа обязательно при поездках длительностью более 10 часов. Правда, в это время включили время нахождения на вокзалах в пунктах отправления и прибытия. «Если поездка занимает меньше 10 часов, то эти требования на нее вообще не распространяются. Это очень существенный момент, т.к. большинство поездок не занимают длительное время», - говорит Сергей Минделевич.

По его словам, новый документ не вызывает серьезных возражений и не препятствует организации поездок детей на железнодорожном транспорте. Предполагается, что документ будет опробован в летнем сезоне, после чего, при необходимости, может быть вновь вынесен на обсуждение.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Письмо

О направлении Методических рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденныхРоспотребнадзором и МВД РФ

Направляем утвержденные "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом".

Указание территориальным органам управления Госавтоинспекции о реализации рекомендаций, в части касающейся, дано.

Начальник Департамента

обеспечения безопасности

дорожного движения

В.Н. Кирьянов

Утверждаю

Руководитель

Федеральной службы

по надзору в сфере защиты

прав потребителей

и благополучия человека,

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

Г.Г. Онищенко

Начальник Департамента

обеспечения безопасности

дорожного движения

Министерства внутренних дел

Российской Федерации,

Главный государственный

инспектор безопасности

дорожного движения

Российской Федерации

В.Н. Кирьянов

Общие положения

2. Главными задачами настоящих Методических рекомендаций являются:

Инкорпорация правовых норм в обеспечение безопасности при перевозке организованных групп детей автомобильным транспортом;

Распространение положительного опыта по предотвращению неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров и в пути следования автомобильным транспортом.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

10. Перевозки детей дошкольного возраста автомобильным транспортом при нахождении в пути более 4-х часов не рекомендуются.

11. В случае, если Заказчиком выступает детское учреждение, туристско-экскурсионные и разовые перевозки детей, как правило, организуются только при наличии письменного разрешения вышестоящей организации.

12. В случаях осуществления нерегулярной (разовой) поездки в пригородную зону или в междугородном сообщении Заказчик вправе потребовать, чтобы автобус накануне поездки был предъявлен для внеочередной проверки технического состояния в ГИБДД.

Основные требования по организации перевозок детей

13. Для организации перевозки детей Заказчик должен заключить договор с Исполнителем. При этом Исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан иметь лицензию на данный вид деятельности.

14. Если хозяйствующий субъект, в том числе и детское учреждение, имеет собственный(е) автобус(ы ), то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок детей.

15. К перевозкам групп детей допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

16. Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники. Перед поездкой полномочным представителем Исполнителя либо, как исключение, руководителем Заказчика проводится специальный инструктаж сопровождающих и водителей на основе Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами и настоящих Методических рекомендаций.

17. Каждый автобус перед выездом на линию должен пройти проверку технического состояния и соответствия требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

18. При выезде на линию к месту посадки водитель должен лично проверить состояние автобуса.

19. При перевозке организованных групп детей руководителем Исполнителя назначаются:

Из числа допущенных к перевозке детей водителей - старший водитель;

Из числа специалистов работников Исполнителя - старший автомобильной колонны.

Старший водитель, как правило, управляет последним автобусом колонны.

20. Перед выполнением перевозок Заказчик, не позднее 3-х суток до назначенного срока начала перевозки, представляет в управления (отделы) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации официальную заявку на обеспечение безопасности дорожного движения с указанием:

Даты и маршрута движения;

Графика движения, отвечающего требованиям режима труда и отдыха водителей, включающего в себя определение времени прохождения контрольных пунктов маршрута, места остановок и отдыха, оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства;

Схемы трассы движения с обозначением на них пунктов медицинской помощи, больниц и др.;

Подтверждения выделения медицинского работника;

Марки и государственного номера автобуса (автобусов), фамилии водителей, которые будут выполнять перевозку детей, с приложением списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных территориальными управлениями образования.

21. Заказчик обязан обеспечить организованные группы детей, находящиеся в пути следования более 3-х часов, наборами пищевых продуктов ("сухими пайками") с согласованием их ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в установленном порядке, а также предусмотреть во время движения соблюдение питьевого режима, в соответствии с санитарным законодательством.

22. Режим работы водителя автобуса должен предусматривать после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем предоставление водителю специального перерыва для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. При направлении в рейс 2-х водителей на один автобус, они меняются не реже чем через 3 часа.

23. Перед началом массовых перевозок детей в оздоровительные лагеря органом исполнительной власти в области образования назначается специальная комиссия, которая проводит предварительное обследование подъездных дорог к оздоровительным лагерям и, исходя из состояния дорог, определяет возможность осуществления перевозок детей в оздоровительные лагеря и в специальные зоны отдыха, о чем составляется соответствующий акт.

Требования по выполнению перевозок

24. Уполномоченное лицо Исполнителя вносит в путевой лист автобуса отметку о прохождении водителем специального инструктажа.

25. Водитель, осуществляющий перевозки, должен выполнять указания Старшего водителя в случае, если они не противоречат Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, Правилам дорожного движения и не связаны с изменением маршрута движения автобуса.

26. Автомобильная перевозка групп детей автобусами в период с 23.00 до 07.00 часов, а также в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад, дождь и др.) запрещается. В период суток с 23.00 до 07.00 часов, в порядке исключения, допускается перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них.

27. Перевозка детей автобусом осуществляется только в светлое время суток, с включенным ближним светом фар. Перевозка детей запрещается, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки.

28. Скорость движения автобуса выбирается водителем (а при сопровождении колонны патрульными автомобилями Госавтоинспекции - старшим наряда сопровождения) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом не должна превышать 60 км/час.

29. В пути следования остановка автобуса(ов ) может производиться только на специальных площадках, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.

30. При вынужденной остановке автобуса, вызванной технической неисправностью, водитель должен остановить автобус так, чтобы не создавать помех для движения других транспортных средств, включить аварийную сигнализацию и выставить позади автобуса знак аварийной остановки, на расстоянии не менее 15 метров от автобуса в населенном пункте и 30 метров - вне населенного пункта. Первым из автобуса выходит сопровождающий и, располагаясь у передней части автобуса, руководит высадкой детей.

31. В случае получения ребенком в пути следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и пр. водитель автобуса обязан немедленно принять меры по доставке ребенка в ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу) для оказания ребенку квалифицированной медицинской помощи.

32. Водителю автобуса при перевозке детей запрещается:

Перевозить в салоне автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей;

При следовании в автомобильной колонне производить обгон впереди идущего автобуса;

Выходить из салона автобуса при наличии детей в автобусе, в том числе при посадке и высадке детей;

Осуществлять движение автобуса задним ходом.

33. В пути следования водитель обязан строго выполнять Правила дорожного движения, плавно трогаться с места, выдерживать дистанцию между впереди идущим автотранспортным средством, без необходимости резко не тормозить, принимать меры предосторожности, быть внимательным к окружающей обстановке.

34. По прибытии к пункту высадки детей из автобуса водитель должен осмотреть салон автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их сопровождающему.

35. При наличии каких-либо замечаний (недостатков) по организации дорожного движения, в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности дорожного движения, водитель обязан сообщить диспетчеру Исполнителя. № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

1.4. № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.05.1997 № 1302 "Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров".

Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27. Зарегистрирован в Минюсте РФ 09.06.1995 № 868 "Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов".

Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15. Зарегистрирован в Минюсте РФ от 01.11.2004 № 6094 "Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (с изменениями) "Правила дорожного движения Российской Федерации. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения".

6. Приказ Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86 "Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации".

7. Положение "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом". Утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402.

Название: Письмо Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 сентября 2006 года № 13/4-4738 "О направлении Методических рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденных Роспотребнадзором и МВД РФ"

Дата вступления в силу: 21.09.2006

  • < Назад
  • Вперёд >

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека

2.5. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ


организованных групп детей

СП 2.5.3157-14

Москва 2014

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (И.В. Брагина, Э.Д. Сторожева, Г.В. Яновская, В.Н. Брагина) при участии ФГБУ НИИ питания РАМН (И.Я. Конь).

2. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 21 января 2014 года № 3.

3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 26 марта 2014 года, регистрационный номер 31731.

4. Введены в действие по истечении десяти дней после дня их официального опубликования в "Российской газете" одновременно на всей территории Российской Федерации с 13.04.2014.

5. С момента вступления в силу CП 2.5.3157-14 утратили силу СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов" и СП 2.5.2775-10 "Изменения и дополнения 1 к СП 2.5.1277-03 ".

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21.01.2014

Москва

"Об утверждении
СП 2.5.3157-14 "Санитарно-
эпидемиологические требования к
перевозке железнодорожным транспортом
организованных групп детей"

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей" (приложение).

Приложение

2.5. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

Санитарно-эпидемиологические требования
к перевозке железнодорожным транспортом
организованных групп детей

Санитарно-эпидемиологические правила

3.2. Полноценное горячее питание организуется в вагонах-ресторанах пассажирских поездов или по месту размещения организованных групп детей в пассажирских вагонах.

Не допускается использовать в питании организованных групп детей продукты и блюда, которые запрещены санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего образования.

3.3. При организации горячего питания распределение общей калорийности суточного рациона должно составлять: завтрак - 25 - 30 %, обед 35 - 45 %, ужин - 25 - 30 %. Рекомендуемые усредненные величины калорийности в день (далее - ккал/день): до 10 лет - 2100 ккал/день, от 11 лет и старше - 2550 ккал/день. Рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4.

3.4. При организации питания пищевые продукты по показателям безопасности должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации и сопровождаться документами, свидетельствующими об их качестве и безопасности.

Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

IV. Требования к медицинскому обеспечению организованных групп детей при перевозке их железнодорожным транспортом

4.1. При нахождении в пути следования более 12 ч организованной группы детей в количестве свыше 30 человек организатором поездки обеспечивается сопровождение организованной группы детей медицинским работником или сопровождающими лицами, прошедшими подготовку по оказанию первой помощи в соответствии с установленным порядком.

4.2. При организации поездок организованных групп детей специализированным железнодорожным подвижным составом, предназначенным для целей перевозки организованных групп детей, организатором поездки обеспечивается сопровождение организованных групп детей квалифицированным медицинским работником (врачом).

V. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинскими работниками при перевозке организованных групп детей

5.1. Медицинским работником осуществляется:

Взаимодействие с начальником пассажирского поезда, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Контроль состояния здоровья детей, входящих в организованные группы;

Опрос о состоянии здоровья детей перед посадкой в поезд;

Проверка наличия медицинских справок об отсутствии у детей контакта с инфекционными больными;

Принятие решения об отстранении от посадки в пассажирский поезд детей с явными признаками заболевания в острой форме;

Оказание медицинской помощи заболевшим детям в пути следования;

Своевременная изоляция инфекционных больных детей от здоровых и организация госпитализации больных. При выявлении инфекционного больного или подозрении на инфекционное заболевание, или пищевое отравление среди детей, медицинским работником совместно с проводником вагона изолируются заболевшие дети и немедленно сообщается об этом в ближайший по маршруту следования медицинский пункт вокзала и орган Роспотребнадзора;

Опрос и составление списка детей, контактировавших с больными детьми;

Контроль за соблюдением детьми правил личной гигиены;

Контроль за организацией питьевого режима и питанием детей.

5.2. В целях предупреждения пищевых отравлений медицинским работником совместно с сопровождающими лицами:

Исключаются случаи употребления детьми скоропортящихся продуктов питания, а также продуктов, которые не допускается использовать в питании детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего образования;

Проводятся беседы с детьми о профилактике инфекционных заболеваний и пищевых отравлений и о соблюдении правил личной гигиены;

Проверяется обеспеченность детей постельными принадлежностями и постельным бельем.

5.3. Первая помощь и медицинская помощь осуществляются в соответствии с установленным порядком.

VI. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению групп детей в зданиях вокзалов и в пассажирских вагонах

6.1. Организованные группы детей размещаются в залах ожидания, комнатах отдыха или других помещениях железнодорожных вокзалов.

6.2. В пути следования организованные группы детей обеспечиваются постельным бельем и постельными принадлежностями, а также питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Организация питьевого режима рекомендуется с использованием бутилированной питьевой воды.

Приложение 1

Информация о выезде железнодорожным транспортом организованных групп детей

№ п/п

Исходные данные

Подлежит заполнению

Организатор отдыха (учреждение, фирма, фонд, организация)

Адрес местонахождения организатора отдыха детей

Дата выезда

Станция отправления

Поезд №

Вид вагона (межобластной спальный, купейный, мягкий)

Количество детей

Количество сопровождающих

Наличие медицинского сопровождения (количество врачей, среднего медицинского персонала)

Станция назначения

Наименование и адрес конечного пункта назначения (детское оздоровительное учреждение, образовательная организация)

Планируемый тип питания в пути следования (вагон-ресторан, пассажирский вагон)

Руководитель,
организующий поездку _______________________________________

Приложение 2

1. Хлебобулочные и кондитерские изделия без крема:

Изделия хлебобулочные сдобные мелкоштучные в ассортименте из пшеничной муки высшего сорта в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 г;

Изделия хлебобулочные слоеные в ассортименте в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 г;

Сухари, сушки, пряники в вакуумной упаковке промышленного производства, расфасованные по 150 - 300 г;

Печенье, вафли в ассортименте в вакуумной упаковке промышленного производства для одноразового использования с возможностью длительного хранения при комнатной температуре, расфасованные по 25 - 50 - 100 г;

Кексы в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50 - 75 г;

Коржи молочные в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50 - 100 г и другие изделия.

2. Молоко в одноразовой упаковке промышленного производства с длительным сроком годности (более 10 дней) и возможностью хранения при комнатной температуре объемом 150 - 250 мл.

3. Сырок плавленый в промышленной упаковке весом 25 - 50 г.

4. Сахар пакетированный в одноразовой упаковке.

5. Чай пакетированный в одноразовой упаковке (без ароматизаторов и пищевых добавок).

6. Вода минеральная негазированная в промышленной упаковке до 0,5 л.

7. Фруктовые соки, нектары промышленного производства в одноразовой упаковке с возможностью длительного хранения при комнатной температуре объемом 150 - 200 мл.

8. Фрукты свежие (яблоки, груши, бананы, мандарины), готовые к употреблению, в упаковке, предварительно вымытые и просушенные.

9. Орехи, готовые к употреблению, в упаковке промышленного производства, расфасованные по 10 - 25 г.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2014 № 3 утверждены СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей». Данный нормативный правовой акт вступил в силу 13 апреля 2014 г., а значит, уже в нынешнем летнем сезоне при доставке детей в места отдыха и оздоровления железнодорожным транспортом необходимо руководствоваться новыми санитарно-эпидемиологическими правилами, которые мы и рассмотрим в статье.

СП 2.5.3157-14 устанавливают требования к условиям перевозки железнодорожным транспортом организованных групп детей, продолжительность пути следования которых свыше 10 часов. Их соблюдение является обязательным для всех юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, участвующих в организации поездок групп детей и подростков в количестве не менее 8 человек и в возрасте до 18 лет железнодорожным транспортом к месту назначения и обратно. При осуществлении перевозок организованных групп детей должны также соблюдаться санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте .

Согласно п. 2.2 СП 2.5.3157-14 не менее чем за 3 суток до начала поездки организаторы обязаны сообщить органам Роспотребнадзора информацию о планируемых сроках отправки группы детей и ее численности. Форма предоставления этой информации согласно приложению 1 к СП 2.5.3157-14 приведена в примере.

Одно из главных требований санитарно-эпидемиологической безопасности — наличие у каждого ребенка, включенного в состав группы, медицинской справки об отсутствии контакта с инфекционными больными, оформленная не более чем за 3 дня до отъезда. Не допускается посадка в поезд больных детей. При выявлении у ребенка до выезда, во время посадки или в пути следования симптомов заболевания в острой форме принимаются меры по его госпитализации.

Форма предоставления информации в органы Роспотребнадзора о выезде железнодорожным транспортом организованных групп детей

Информация о выезде железнодорожным транспортом
организованных групп детей

Исходные данные

Подлежит заполнению

Организатор отдыха (учреждение, фирма, фонд, организация)

Адрес местонахождения организатора отдыха детей

Дата выезда

Станция отправления

Вид вагона (межобластной, спальный, купейный, мягкий)

Количество детей

Количество сопровождающих

Наличие медицинского сопровождения (количество врачей, среднего медицинского персонала)

Станция назначения

Наименование и адрес конечного пункта назначения (детское оздоровительное учреждение, образовательная организация)

Планируемый тип питания в пути следования (вагон-ресторан, пассажирский вагон)

Руководитель,

организующий поездку ______________

Сопровождение организованных групп детей

СП 2.5.3157-14 регламентируют и вопросы сопровождения детей педагогическими работниками, родителями и другими взрослыми, а также медицинскими работниками. Так, на группу из 8-12 детей полагается 1 сопровождающий (педагог, воспитатель, тренер, родитель и др.). Группе детей в количестве более 30 человек, которая планирует находиться в пути свыше 12 часов, необходимо организовать сопровождение медицинским работником или лицом, прошедшим подготовку по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с установленным порядком. В тех случаях, когда железнодорожные перевозки организованных групп детей осуществляются специализированным подвижным составом, предназначенным для этих целей, детям обеспечивается сопровождение квалифицированного медицинского работника (врача).

СП 2.5.3157-14 также определяют основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия , которые проводятся медицинскими работниками при перевозке организованных групп детей. Среди них отметим следующие:

Взаимодействие с начальником пассажирского поезда, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Контроль за соблюдением детьми правил личной гигиены;

Контроль за организацией питьевого режима и питанием детей;

Контроль состояния здоровья детей, входящих в организованные группы;

Опрос о состоянии здоровья детей перед посадкой в поезд;

Проверка наличия медицинских справок об отсутствии у детей контакта с инфекционными больными;

Принятие решения об отстранении от посадки в поезд детей с явными признаками заболевания в острой форме;

Оказание медицинской помощи заболевшим детям в пути следования;

Своевременная изоляция инфекционных больных детей от здоровых и организация госпитализации больных;

Опрос и составление списка детей, контактировавших с больными детьми.

При выявлении инфекционного больного или при подозрении на инфекционное заболевание, пищевое отравление у ребенка медицинский работник совместно с проводником вагона изолирует заболевших и немедленно сообщает о произошедшем в ближайший по маршруту следования медицинский пункт вокзала и орган Роспотребнадзора. Совместно с сопровождающими лицами медицинский работник проверяет обеспеченность детей постельными принадлежностями и постельным бельем, проводит беседы с детьми о профилактике инфекционных заболеваний и пищевых отравлениях, о соблюдении правил личной гигиены.

Питание в пути

Раздел III СП 2.5.3157-14 содержит свод требований к организации питания детей в пути следования. Кратность приема пищи определяется продолжительностью поездки, зависит от времени суток и физиологических потребностей детей. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 4 часов в дневное время суток. Если поездка длиться более суток, необходима организация полноценного горячего питания. В меню включаются супы, гарниры, рыбные или мясные блюда. В тех случаях, когда дети находятся в пути менее суток, питание организуют с учетом примерного перечня продуктов для организации питания детей и подростков при перевозке их железнодорожным транспортом менее 24 часов , приведенного в приложении 1 к СП 2.5.3157-14. В данный перечень включены следующие позиции:

1. Хлебобулочные и кондитерские изделия без крема:

Изделия хлебобулочные сдобные мелкоштучные в ассортименте из пшеничной муки высшего сорта в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 г;

Изделия хлебобулочные слоеные в ассортименте в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 г;

Сухари, сушки, пряники в вакуумной упаковке промышленного производства, расфасованные по 150-300 г;

Печенье, вафли в ассортименте в вакуумной упаковке промышленного производства для одноразового использования, предусматривающей возможность длительного хранения при комнатной температуре, расфасованные по 25, 50, 100 г;

Кексы в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50-75 г;

Коржи молочные в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50-100 г и другие изделия.

2. Молоко с длительным сроком годности (более 10 дней) в одноразовой упаковке промышленного производства, позволяющей хранение при комнатной температуре объемом 150-250 мл.

3. Сырок плавленый в промышленной упаковке весом 25-50 г.

4 . Сахар пакетированный в одноразовой упаковке.

5. Чай пакетированный в одноразовой упаковке (без ароматизаторов и пищевых добавок).

6. Вода минеральная негазированная в промышленной упаковке объемом до 0,5 л.

7. Фруктовые соки, нектары промышленного производства в одноразовой упаковке, предусматривающей возможность длительного хранения при комнатной температуре, объемом 150-200 мл.

8. Фрукты свежие (яблоки, груши, бананы, мандарины), готовые к употреблению, в упаковке, предварительно вымытые и просушенные.

9. Орехи , готовые к употреблению, в упаковке промышленного производства, расфасованные по 10-25 г.

Полноценное горячее питание может быть организовано в вагонах-ресторанах или по месту размещения групп детей в пассажирских вагонах. В целях предупреждения пищевых отравлений в рацион питания не включают скоропортящиеся продукты, а также продукты, которые запрещены санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего образования. Согласно приложению 7 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в рацион питания детей в пути следования железнодорожным транспортом не допускается включать следующие продукты и блюда:

Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;

Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне;

Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыбу, сельскохозяйственную птицу, не прошедшие ветеринарный контроль;

Субпродукты, кроме печени, языка, сердца; непотрошеную птицу;

Мясо диких животных; яйца и мясо водоплавающих птиц;

Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;

Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

Крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями;

Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.

Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;

Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки; простоквашу-«самоквас»; молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров; молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию;

Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;

Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку;

Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;

Пищевые продукты, не предусмотренные в рекомендуемом ассортименте пищевых продуктов для организации дополнительного питания (см. приложение 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08);

Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы; острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;

Газированные напитки; квас; холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья; кофе натуральный; тонизирующие, в т. ч. энергетические напитки; алкоголь; кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5 %);

Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры;

Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты); жевательную резинку; карамель, в т. ч. леденцовую; ядро абрикосовой косточки, арахис;

Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди;

Первые и вторые блюда из (на) основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления; окрошки и холодные супы;

Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом; яичницу-глазунью; паштеты и блинчики с мясом и с творогом.

При организации горячего питания распределение общей калорийности суточного рациона должно быть следующим: завтрак — 25-30 %, обед — 35-45 %, ужин — 25-30 %. Рекомендуемая усредненная величина калорийности в день для детей до 10 лет составляет 2100 ккал/день, для детей от 11 и старше — 2550 ккал/день. Рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1:4.

Питьевая вода, в т. ч. расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Дети обеспечиваются питьевой водой не только в пути следования железнодорожным транспортом, но и при доставке их от вокзала до мест назначения и обратно, а также при нахождении организованных групп детей на вокзале.