Санитарное просвещение населения. Санитарное просвещение: принципы, формы, методы и средства

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:

Собеседование;

Групповые дискуссии;

Тематические вечера;

Вечера вопросов и ответов;

Беседы за круглым столом;

Устные журналы;

Школы здоровья;

Публикации в прессе;

Конференции,

широко использует и методы наглядной агитации:

Стенгазеты;

Санбюллетени;

Выставки и уголки здоровья;

Книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды. Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика». Санбюллетень состоит из 2-х частей-текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13-15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов. Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики. Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них - основной - должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими. Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием. В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1-2 раз в квартал.

Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

Согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

Определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

Выбор места - достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

Подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья - различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п. Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

Диспуты и конференции

Диспут - метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя». Диспут - это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем. Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте. Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие), длительным пребыванием на солнце и т. п.; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования. Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях. Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения. Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение - один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость - одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить

психическое здоровье.

В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, при антенатальной охране будущего потомства.

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ)

Основополагающим принципом здравоохранения является его профилактическая направленность. Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.

Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия. Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.

Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:

1) Формирование ЗОЖ у населения.

2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний

3) Популяризация достижений мед. науки

4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:

1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

II. Исторические типы учреждений службы ФЗОЖ.

Выделяют следующие исторические типы учреждений службы формирования ЗОЖ:

1) Дома санитарного просвещения.

2) Центры здоровья.

3) Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

В России функционировало 18 центров здоровья (республиканский, областные, городские).

Служба ФЗОЖ осуществляет свою работу через:

1. Систему учреждений здравоохранения

2. Систему образования

3. Молодежные организации

4. Каналы коммуникации (ТВ, радио, печать)

5. Факультативные формы обучения (школы здоровья, школы молодой матери и пожилого человека и т.д.)

6. Массовые формы пропаганды ЗОЖ (киновидеолектории, ярмарки, праздники, марафоны здоровья и т.д.)

Одним из первых приказов регламентирующим работу службы был Приказ «О повышении роли гигиенического обучения и воспитания, формирования ЗОЖ населения России». Этим Приказом утверждены: примерная штатно-организационная структура центров здоровья; типовой табель оснащения центров здоровья и кабинетов ФЗОЖ при поликлиниках; примерные нормативы времени на отдельные виды работ по гигиеническому воспитанию населения. Положения приказа обязывали:

1. Проводить финансирования Центров здоровья из расчета не менее 1% местного бюджета здравоохранения

2. Разрешить открытие платных консультативно-оздоровительных подразделений.

3. Создать при поликлиниках, центральных, районных и городских больницах кабинеты ФЗОЖ во главе с врачами,

4. Включить в обязанности главных врачей функции главных специалистов по ФЗОЖ.

5. Включить вопросы пропаганды ЗОЖ в программы всех циклов повышения квалификации и усовершенствования врачей всех специальностей

6. В программы обучения студентов и учащихся ввести курс основ ФЗОЖ

7. Включить в номенклатуру медицинских специальностей и должностей специальность врач - валеолог и фельдшер-валеолог.

8. Утвердить штатную структуру кабинета ФЗОЖ в зависимости от численности обслуживаемого населения: до 60 тыс.

9. В должностные инструкции каждого мед. работника включить 4 часа служебного времени ежемесячно на пропаганду ЗОЖ.

III. Отдел общественного здоровья ЦГЭиОЗ

Отдел общественного здоровья (ОЗ) является организационным, координирующим, методическим учреждением по проблемам ФЗОЖ населения.

Основные задачи:

1. Организационно-методическая

2. Пропагандистская

3. Издательская

4. Консультативно-оздоровительная

5. Проведение социологических исследований

6. Мониторинг общественного здоровья

Отдел ОЗ является организатором обучения ФЗОЖ как среди мед. работников, так и среди других специалистов (подготовка работников культуры, общ. организаций), анализирует работу по ФЗОЖ, организует и проводит семинары, конференции, совещания, распространяет передовой опыт по пропаганде ЗОЖ среди населения. Издательская деятельность – это разработка и издание методических руководств, информационных материалов, научно-популярной литературы, пропагандирующих ЗОЖ.

1. Разрабатывает совместно с УОЗ, а также другими ведомствами, программы по укреплению и сохранению здоровья населения, участвует в их реализации.

2. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий среди населения, направленных на пропаганду ЗОЖ, укрепление здоровья, повышение работоспособности, достижения активного долголетия.

3. Внедряет новые формы и методы работы: праздники здоровья, Дни здоровья, акции здоровья, марафоны здоровья и др.

4. Широко использует факультативные формы обучения населения (школы здоровья).

5. Организует мероприятия по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья через СМИ (ТВ, радио, печать, кино).

6. Проводит социологические исследования и выполняет функции пресс-центра УОЗ.

V. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни.

Концентрированным выражением взаимосвязи и взаимного влияния образа жизни и здоровья населения является понятие «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни (по ВОЗ) – это оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.

Компоненты здорового образа жизни:

1. Рациональное питание

2. Правильная двигательная активность

3. Сознательный отказ от вредных привычек

4. Психологическое здоровье

5. Здоровая сексуальность

ЗОЖ предполагает позитивное отношение к здоровью как отдельного человека, так и общества в целом и обеспечивает активное долголетие при высоком уровне здоровья и работоспособности. Формирование ЗОЖ – это комплекс общегосударственных мероприятий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивного и ответственного в отношении здоровья поведения, с другой стороны, на создание условий, предоставляющих равные возможности его реализации всем гражданам во всех сферах деятельности.

Данные социологических исследований выявили крайне негативную картину: при абсолютно положительном отношении людей к ЗОЖ практически используют руководства и рекомендации по сохранению и укреплению здоровья лишь 10-15% населения, а в ранге наиболее актуальных признанных ценностей (достаток, образование, положение в обществе) здоровье стоит лишь на 8-9 месте. Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье, формирование потребностей в соблюдении правил ЗОЖ и сознательном отказе от вредных привычек.

В пропаганде ЗОЖ среди населения пока превалируют вопросы физической культуры, рационального питания, искоренения вредных привычек. Между тем, формирование ЗОЖ должно рассматриваться как элементы общей культуры, воспитание определенных качеств личности, к которым относятся: - нравственные ориентиры и ценности;

Производственная и экономическая культура;

Культура быта и отдыха;

Рационального использования свободного времени;

Культура потребления;

Культура межличностных отношений;

Нормальный климат в семье;

Сексуальная культура;

Этика семейной жизни.

Поэтому гармоническое развитие личности возможно только лишь при оптимальном соотношении ведущих компонентов ЗОЖ.

IV. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств. Методы гигиенического обучения и воспитания по воздействию на население можно разделить следующим образом:

1. индивидуального воздействия;

2. воздействия на группу лиц;

3. массовой коммуникации.

Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так:

1. метод устной пропаганды;

2. метод печатной пропаганды;

3. метод изобразительной пропаганды (наглядной);

4. комбинированный метод.

Методы индивидуального воздействия:

1. индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);

2. индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

3. личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

Методы воздействия на группу лиц:

1. лекция, доклад;

2. групповая беседа;

3. групповая дискуссия;

4. групповое практическое обучение;

5. курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.)

Методы массовой коммуникации:

1. телевидение (телепередачи);

2. кинофильм;

3. радио (радиопередачи, прямые линии);

4. пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);

5. выставки и музеи.

Средства устной пропаганды:

1. лекции;

2. беседы (групповая, индивидуальная);

3. выступления;

4. вечер вопросов и ответов;

5. дискуссия;

6. викторина;

7. конференция;

8. занятия;

9. инструктаж.

Средства печатной пропаганды:

1. брошюры;

2. листовки;

3. буклеты;

4. бюллетени;

6. журнал;

7. лозунг;

8. стенная газета;

9. методические руководства.

Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность.

Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер. Памятки имеют конкретного адресат (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями). Даются советы здоровым и больным.

Санитарный бюллетень посвящается отдельной узкой теме, имеет название.

Средства наглядной агитации:

1. плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);

2. объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);

3. натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)

Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Комбинированные средства пропаганды:

1. праздник здоровья (конкурс детского рисунка, сочинений);

2. марафон здоровья;

3. неделя здоровья (здоровье женщин);

4. ярмарка здоровья;

Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.


Похожая информация.


Ограничительные и запретительные меры дают определен­ный, но недостаточный эффект. Когда преступник, извиняя себя, оправдывается тем, что он был пьян - это распространенное за­явление означает, что население невежественно, что конфетного человека не коснулась санитарная пропаганда, а коснувшись, не оставила следа. Зерно упало на неподготовленную почву.

Н. А. Бердяев в духовных исканиях своей молодости одно время был увлечен идеями марксизма и социал-демократии. Но быстро отказался от этих идей, некоторые из которых он катего­рически принять не мог. Он не соглашался, в частности, с тем, что пролетариат - передовой отряд и рабочего класса, и чело­вечества в целом, ведущий за собой вперед к светлому будуще­му. Н.А. Бердяев, напротив, считал, что пролетариат - наиболее слабая, невежественная, незащищенная часть общества, нуж­дающаяся в опеке, сострадании, помощи и в образовании, росте материального обеспечения и культуры. Кухарка не смогла управлять государством, что стало ясным спустя 20 лет после революции, и последующая история нашей страны показала не­обходимость для малообразованных слоев населения государ­ственной заботы, сострадания, помощи в развитии. Эта забота недостаточна и в настоящее время, что следует из оценки соци­ального состава жертв лохотронов, пирамид, одноруких банди­тов (несмотря на то, что мелкое мошенничество публично и мно­гократно разоблачается последние 10 - 15 лет), жертв тяжелого пьянства, несмотря на санитарное просвещение.

Мы видим недостаточность просветительской антиалкоголь­ной работы, результат которой зависит не только от ее качества, но и от почвы, в которую «сеют разумное, доброе, вечное». Ра­зумеется, некие подвижки в знакомстве населения с проблемой достигаются санитарно-просветительской работой: практически все, кроме деградированных больных алкоголизмом, теперь по­нимают, что спиртное нельзя пить беременным, детям и подро­сткам, что остальным надо пить меньше, что не при всех болез­нях - спиртное лучшее лекарство. Но знание не у всех взрослых означает понимание: не все, кто смотрит - видит. Сейчас дети уже в младших классах знают, что наркотики - плохо, но это не мешает им начать наркотики «пробовать». У детей эту противо­речивость объясняют незрелостью когнитивной сферы, неспо­собностью к синтезу знаний и действий. Продолженное зло­употребление уже, казалось, просвещенных взрослых также оз­начает незрелость и неразвитость их психики. Если исключить тех, кому «все позволено», кто может сесть пьяным за руль?

В Европе стали понимать, что только ограничений для уменьшения пьянства недостаточно с середины XIX в.

На исходе века необходимость санитарного просвещения пришла в медицину в начале как гигиена, как необходимость предотвращения инфекций. В России, не отказываясь от полити­ки ограничений, антиалкогольное просвещение начали с конца XIX в. с работами Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, рекомендациями Пироговского съезда. Чтение лекций в школах, гимназиях, казармах, на женских курсах, распро­странение брошюр было интенсивным. В работе участвовали священники. В российских губерниях организовывались общества трезвости, оказавшиеся более успешными, чем столетия спустя, когда ситуация была уже запущена, и население не принимало чересчур категорические требования активистов-трезвенников (безалкогольные свадьбы и пр.). Сразу после революции совет­ское правительство начало борьбу с самогоноварением и пьянст­вом. Санитарное просвещение сочеталось с агитационнопропагандистскими методами: боролись, и ожесточенно, не толь­ко с пьянством, но и прогулами и пр. Надо сказать, что эта работа была успешной, особенно если учесть разруху и распущенность населения после революции и гражданской вой­ны. К 40-м гг. перед войной население протрезвело, а санитарное просвещение приобрело устойчивую систему: Дома просвещения, литературы, листовок, плакатов массовыми тиражами.

Надо отметить, что перед Второй мировой войной умона­строение населения было совершенно иным, чем сейчас, и даже иным, чем сразу после войны. Тогда на фоне всеобщего массово­го энтузиазма построения нового общества подчеркивалась роль нового человека, его идеальные качества, что формировало по­ведение. Отрекались от старого мира, сбрасывали Пушкина с ко­рабля Революции, оставляли в прошлом мещанство (упорядочен­ный семейный быт), индивидуализм и т.п., в том числе и пьянство как «родимое пятно» дореволюционного капитализма.

После Второй мировой войны стройная система санитарного просвещения понемногу стала утрачивать свою эффективность, так как обесценились прежние идеалы человека и общества. Стали очевидны недостатки принципов санитарного просвеще­ния, от которых эта работа несвободна и сегодня, из-за чего мы получаем все меньший результат.

До сих пор пьянство все еще объясняют понятиями политиче­скими и экономическими (гнет эксплуатации, бедность и пр.), что действительно играет роль на отдельных этапах развития обще­ства. Но уже в 20-х и в 50-х гг. XXв. в Европе после выхода из во­енной разрухи отмечен факт пьянства при растущем материаль­ном достатке, пьянство богатых. Опыт нашей страны это под­тверждает: пьянство растет с благосостоянием и свободой от за­бот, а не только в бедности и незанятости, безделье. Это проти­воречие объяснимо многофункциональностью действия спиртного (пьют «и в горе и в радости»). Объясняют пьянство влиянием среды. Исключить это влияние невозможно, но в анти­алкогольном просвещении отсутствует формула необходимости для каждого человека преодолевать дурное и выбирать свою до­рогу. Недостаточно обращение к личности - ее индивидуальной ответственности за поведение, ее самоконтролю, обязанности знать и соблюдать дисциплину общежития. По существу, с лично­сти снимается вина за пьянство. Все это определяет ситуацию, при которой человек бездумно и безответственно входит в зло­употребление спиртными напитками. Не рассказывается, как вы­глядит и какую опасность таит бытовое злоупотребление. Роди­тели не замечают, когда подросток начал выпивать, а девушки выходят замуж за уже пьянствующих молодых людей, не прида­вая этому значение.

Для отвращения от пьянства и устрашения используются ка­тастрофические, отдаленные во времени и необязательные следствия. В медицинских лекциях - это рассказ о сформиро­ванном алкоголизме, циррозе печени, «бычьем» сердце, слабо­умии и т.п. В социологических лекциях - рассказ о потере ква­лификации, распаде семьи, преступности и т.п. Все это очень отвлеченно для потребляющих умеренно («со мной этого не случится»), а для злоупотребляющих, утративших критические возможности, не имеет большого значения.

В попытке обойти, умолчать о субъективно приятном действии малых доз спиртного («чтобы не провоцировать») отсутствует рассказ о действии малых доз, опасных в ряде ситуаций, о при­вычном умеренном потреблении, чреватом расстройством здоро­вья - о том, что предшествует алкоголизму. Это определяет бес­страшие невежества, с которым люди начинают пьянство. Не учи­тывается особенность предмета пропаганды - субъективно при­ятное действие алкоголя, с которым слушатель знаком. Личный опыт пьющего определяет скептическую установку восприятия. Пренебрежение пропагандистов особенностями предмета выра­жается в прямолинейном, лобовом построении работы.

Не учитывается, что современное население уже не столь наивно, как в 20-30-е гг. прошлого столетия и лучше (и неза­метно для себя) воспринимает необходимые знания тогда, когда они даются исподволь, одновременно с другими полезными све­дениями. Например, о биологическом вреде алкоголя нужно го­ворить не в специальной лекции, а в лекции о сохранении здо­ровья, в лекции о сердечно-сосудистых заболеваниях, о половых расстройствах, о неврозах и пр., в лекции на спортивную темати­ку. Эффект лекции «алкоголизм и преступность» будет меньший, чем лекции о психическом здоровье или нормах поведения, о се­мье, где каждый раз следует говорить, что спиртные напитки вы­зывают колебания самочувствия и настроения, снижение потен­ции (в том числе половой), утомление и раздражительность, злобность и агрессивность, затрудняют жизнь из-за нарушения отношений и т. д.

При этом одним из значимых недостатков санитарного анти­алкогольного просвещения является невнятность адреса. В луч­шем случае предусмотрено деление на взрослую и детскую ау­дитории. Во взрослой аудитории, например, на производстве, могут собраться люди, которые увлечены Гарри Поттером, чи­тающие И. Ильина и не читающие вообще ничего. Взрослая аудитория - это и матери, жены злоупотребляющих, и трезвые представители различных профессий, вовлеченные в борьбу с алкоголизмом (педагоги, милиционеры, работники социальных служб, опеки и многие другие). Женщина и милиционер, священ­ник и сосед, работник опеки и педагог - все они видят алкоголи­ка своими глазами, опираясь на свой опыт. Детям бывает и 10 и 15 лет, но даже в одновозрастной детской аудитории девочкам и мальчикам должен даваться разный материал. У нас не воспи­тывается с должным тщанием женственность (красота, очарова­ние) у девочек - их роль хранительницы очага, берегини, в том числе охраняющей семью от пьянства, и мужественность (сила, самообладание, надежность, ответственность) у мальчиков. За­крепление этих идеальных представлений с детства формирует чувство самоценности, а в дальнейшем окажет сдерживающее действие на отклоняющееся поведение.

К сожалению, наркологические знания не даются в необходи­мом объеме и врачам тех специальностей, которые постоянно ле­чат пациентов, чье болезненное состояние спровоцировано зло­употреблением, а незаметно и непонятно для персонала развив­шийся в общесоматической больнице алкогольный делирий - не­редкий случай. Диагноз сопутствующего алкоголизма можно пред­положить и до развития делирия: неадекватная жизнерадостность, общительность, неозабоченность своим состоянием, нетрезвые посетители в неурочные вечерние часы или столь же неадекват­ная дисфория, конфликтность, требования успокоительных и т.д. Участковый врач может заинтересоваться преобладающими пси­хосоматическими заболеваниями в семье, особенно у детей. Сла­бость сегодняшнего антиалкогольного просвещения наглядна в программах учебных медицинских учреждений, в программах медвузов не предусмотрено освещение алкоголизма в каждой дисциплине: как выглядят алкогольные расстройства в клинике терапии, хирургии, глазных, нервных и др. болезней, педиатрии, акушерстве и т.д. Ознакомление с основами наркологии, как и пси­хиатрии, для всех медицинских специальностей следует ввести в институтах усовершенствования врачей.

В ряде стран Запада и США организованы постоянно дейст­вующие семинары по вопросам наркологии, которые посещают­ся общественными активистами, бизнесменами (чтобы не взять на работу алкоголика, а коли взяли, то что с ним делать) и даже священниками (чтобы выявить больных, семьи, нуждающиеся в соответствующем воздействии, побуждении к лечению и пр.).

Представляется желательной подача кадрам руководителей и организаторов производства комплекса знаний о формах и степенях отклоняющегося поведения. Сюда можно отнести, помимо алкоголизма, противоправные действия, особенности массовых действий, конфликтность в коллективах, неустойчи­вость социальных отношений, профессиональную нестабиль­ность, патологическую миграцию, формы индивидуальных лич­ностных расстройств и пр. В цикле такого обучения должны пре­подавать, помимо наркологов, социологи, психологи, юристы, психиатры, экономисты.

Неизбежный недостаток любых форм санитарного просвеще­ния - рациональность, вербальные формы, в то время как впе­чатляет и запечатлевается наилучшим образом информация, подкрепленная чувственным воздействием, хотя бы на слайдах, муляжах. Не случайно произведения Де Квинси, Ш. Бодлера жи­вут намного дольше, чем труды классиков психиатрии и нарколо­гии, а о «Серой мыши» В. Липатова, «Плахе» Ч. Айтматова па­мять сохранилась дольше, чем об антинаркотических лекциях их современников. Нужно признать, что искусство более успешно, чем специалисты, могло бы проводить антиалкогольную профи­лактику (при консультации грамотных наркологов). Особо значи­ма чувственная подача материала детям, для которых это пока основной способ познания мира. Вербальное и чувственное их соотношение должно варьировать в зависимости от аудитории.

Всей пропагандистской работе противостоит и успешный опыт потребляющих умеренно и не спивающихся, и положитель­ное действие малых доз, традиции и обычаи. Поэтому знаниям о вреде спиртного населению есть что противопоставить.

«Это всего-то пиво», «Алкоголики - те, кто под забором», «Он слишком молод, чтобы быть алкоголиком», «Женщины не стано­вятся пьяницами», «Алкоголь - не наркотик», «Алкоголь - сексу­альный стимулятор», «Человек добреет, когда выпьет», «Спирт­ное веселит», «Неудобно сказать человеку, что он слишком мно­го пьет», «Люди, которые много пьют, вредят только себе», «По­хмелье бывает, если напитки смешивают», «Если родители не пьют, то и ребенок не будет хотеть пить».

Перечисленные высказывания отражают не российский взгляд на проблему алкоголизма, как это может показаться. Это суждения взрослых американцев, в стране, где тратятся колос­сальные суммы на санитарное просвещение.

ГЛАВА XIV

МЕТОДИКА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Санитарное просвещение является одним из обязательных разделов медицинского обеспечения личного состава.

Санитарное просвещение имеет целью воспитание у военнослужащих материалистического понимания явлений природы, разъяснение требований уставов и наставлений, касающихся сохранения и укрепления здоровья.

Одной из главных задач санитарного просвещения является закрепление знаний и практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при ранениях и поражениях современными видами оружия.

Важное место в санитарном просвещении занимают вопросы физиологии и гигиены военного труда, техники безопасности при работе с радиоактивными веществами и ядовитыми техническими жидкостями, профилактики заболеваний и отравлений. Особое значение придается пропаганде вопросов закаливания, физической культуры и спорта, гигиены спортсмена, а также обучению основам* самоконтроля за состоянием здоровья в процессе тренировок.

Санитарное просвещение в войсках неразрывно связано с воспитательной работой, поэтому оно проводится военно-медицинской службой совместно с политическими органами. Санитарно-просве-тительные мероприятия в частях проводятся по плану работы медицинской службы во внеклассное время, чаще всего в часы культурно-массовой работы, а также в любое другое свободное от занятий время.

В санитарно-просветительной работе используются разнообразные методы и средства пропаганды.

Наиболее распространенными средствами пропаганды являются индивидуальные и групповые беседы, лекции, выступления по радио, вечера вопросов и ответов, занятия по оказанию первой медицинской помощи, краткие медицинские информации, чтение вслух научно-популярной медицинской литературы и т. д.

Санитарным инструкторам поручается проведение бесед о Личной гигиене, профилактике некоторых заболеваний, громкие читки научно-популярной медицинской литературы личному составу подразделений. Они принимают участие в изготовлении наглядных пособий, в выпуске санитарно-просветительной газеты медицинским пунктом части, санитарного бюллетеня или боевого листка подразделения. Санитарный инструктор готовит иллюстративный материал к лекциям и беседам и в ходе их демонстрирует диапозитивы, диафильмы и другие наглядные пособия.

Беседу можно проводить как с группой военнослужащих, так и с каждым солдатом или сержантом в отдельности. Для проведения групповой беседы надо иметь конспект, проверенный врачом. Индивидуальные беседы чаще всего проводятся с военнослужащими, допустившими нарушение правил личной гигиены или профилактики.

Старший врач частр проводит с санитарными инструкторами инструктивно-методические занятия по каждой теме беседы или практического занятия.

Санитарный инструктор должен грамотно и доходчиво разъяснять возможные последствия нарушения правил гигиены и убеждать военнослужащих в необходимости их точного выполнешп В выполнении правил личной гигиены ему надо быть примером для других.

Громкие читки научно-популярной медицинской литературы санитарный инструктор проводит в подразделениях и в лазарете медицинского пункта. Желательно отдельные места при читке иллюстрировать примерами из жизни подразделения.

Вечера вопросов и ответов проводят, как правило, врачи частей или госпиталя. К предстоящему вечеру предварительно собирают вопросы, для чего в казарме, в вестибюле клуба части или у входа в столовую вывешивают афишу и ящичек для записок с вопросами.

Выступления по радио с лекциями, беседами, ответами на вопросы радиослушателей организует и ведет врач части в дни, предусмотренные планом клубной работы.

В санитарном просвещении широко используются листовки, лозунги, плакаты, санитарно-просветительные газеты и бюллетени, «Доски вопросов и ответов».

Листовки и лозунги выпускают в период, опасный в эпидемическом отношении, при возникновении в воинском коллективе групповых заразных заболеваний, а также перед выходом части на полевые учения, боевые стрельбы и т. д. Лозунги вывешивают на видных местах, а листовки (памятки) выдают каждому военнослужащему и раскладывают на столах в приемной медицинского пункта.

Плакаты агитационные и инструктивные предназначаются для самостоятельного ознакомления с ними военнослужащих и используются в качестве иллюстративного материала при проведении бесед и практических занятий с личным составом.

В частях и подразделениях практикуется выпуск санитарнопросветительных газет и бюллетеней.

В санитарно-просветительной газете обычно помещают от 6 до 10 статей, посвященных вопросам, наиболее актуальным для того или иного периода боевой подготовки (зимой - предупреждение отморожений и простудных заболеваний, летом - профилактика острых кишечных инфекций и теплового удара).

Отдельные номера газеты могут быть посвящены предупреждению травм, болезней кожи и подкожной клетчатки, плановым оздоровительным мероприятиям, закаливанию, физической подготовке и спорту. Газету вывешивают в комнате ожидания медицинского пункта, в Ленинской комнате и в комнате бытового обслуживания подразделения.

Санитарный бюллетень чаще всего посвящается одной теме, наиболее злободневной для подразделения.

Ответы на интересующие военнослужащих медицинские вопросы могут быть даны в письменной форме на «Доске вопросов и ответов». К ней прикрепляется ящичек для опускания записок с вопросами. В тексте-объявлении под ящичком должно быть указано, в какие дни материал на «Доске» заменяется. «Доска вопросов и ответов» красиво оформляется и вывешивается в хорошо освещенном месте.

В санитарном просвещении находят широкое применение фотовыставки, муляжи, макеты, модели, диапозитивы, диафильмы, натуральные объекты и т. д.

Фотовыставка состоит из серии фотоснимков с пояснительным текстом к ним. В комплекте обычно бывает 15-30 снимков. Фотоснимки в определенном порядке (согласно нумерации на них) наклеивают на чистый лист картона или фанеры, окаймленный рамкой. Стенды с фотоматериалами вывешивают в медицинском пункте, казарме, учебном классе по военно-медицинской подготовке, спортивном зале.

Лекции или беседы часто проводятся в сопровождении показа наглядных пособий, таких, как муляжи, макеты. Муляж - это точное воспроизведение натурального объекта - его формы, размеров, окраски. Модель воспроизводит натуральный объект в уменьшенном или, наоборот, увеличенном виде. Модель может изготавливаться разборной, что помогает изучить натуральный объект в деталях (рис. 224). Макет воспроизводит натуру, как правило, в уменьшенном виде, а иногда и схематично.

Выставочные диапозитивы представляют собой фотоснимки, напечатанные на стекле (черно-белые и цветные). Выпускаются они серией в 10-20 диапозитивов, обычно отражающих одну тему. Из диапозитивов монтируются специальные витражи (приоконные и электрифицированные) .

Плакаты, фотовыставки, диапозитивы, брошюры и памятки используются для оборудования «уголков здоровья» в помещении медицинского пункта или в комнате бытового обслуживания казармы подразделения.

Диафильм - это серия диапозитивов, напечатанных в определенной последовательности на кинопленке Диафильмы показывают с помощью проекционных фонарей, фильмоскопов и эпидиаскопов.

Проекционный фонарь

ПФ-115 позволяет показывать стеклянные диапозитивы, рисунки из книг, схемы, фотоснимки и диафильмы. Для показа диафильмов, изготовленных на кинопленке размером кадров 18X20 мм, используют фильмоскопы. Стеклянные диапозитивы, непрозрачные изображения и обычные плоские объекты показывают с помощью эпидиаскопа.

В санитарном просвещении применяются в качестве иллюстративного материала натуральные препараты: высушенные клещи, комары, мухи, чучела грызунов, микробные колонии в чашках Петри, препараты глистов и т. д.

Большую группу составляют учебные пособия: бинты, индивидуальный перевязочный и противохимический пакеты, шприц-тюбики, противогазы, жгуты-закрутки, шины и др.

      Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.

Цели медицинского просвещения:

    пропаганда гигиенических знаний;

    пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

    популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;

    привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

    снижение распространенности курения;

    улучшение качества питания;

    увеличение физической активности;

    смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

    соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

    снижение потребления алкоголя;

    профилактика употребления наркотиков;

    улучшение качества окружающей среды.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией,нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Третичная профилактика - основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:

– обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

– проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;

– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.

«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» - академик Н.М. Амосов.

      Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Медработники первичного звена в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики. Проводят мероприятия в местном сообществе: собственно в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях; выявляют лиц с факторами риска и первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая первичную и вторичную профилактику.

Методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения.

    Устный (лекция, беседа, совет, дискуссия, вечер вопросов и ответов, уроки здоровья).

    Печатный (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов).

    Наглядный (ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени).

    Смешанный (все средства вместе).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация - очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина) формы передачи информации.

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио - и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки.

Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают ученые, художники, педагоги и др. Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

    5% лекция;

    10% чтение;

    20% аудиовизуальные средства;

    30% использование наглядных пособий;

    50% обсуждение в группах;

    70% обучение практикой действия;

    90% выступление в роли обучающего (ведущего).

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, потому что медицинские работники должны настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

      Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Медицинский работник должен осуществлять такие функции.

    Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.

    Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек.

    Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.

    Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.

    Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.

    Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.

Медицинский работник должен придерживаться законов Российской Федерации.

    Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.

    Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

    Доступность медико-социальной помощи.

    Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.

    Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

6.20. санитарное просвещение

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарное просвещение. Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т.д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения. Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т.д.) пропаганды.

Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам - есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Рассмотрим принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения. Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т.д.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура - это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Но важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

Учреждения санитарного просвещения. Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, телеи радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.

Научно-методическим центром санитарного просвещения является Центральный научно-исследовательский институт медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т.д.

Санитарное просвещение - обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения - дифференцированное™ и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т.д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т.д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.

Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных, сотрудники отвечающие за жилищный фонд, работники водопроводных станций и т.д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т.д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т.д.).

Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и социальных работников. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских и социальных работников, сотрудников санитарно-просветителъных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.