Шпаргалка: Антигитлеровская коалиция. Антигитлеровская коалиция: этапы формирования, цели, основные направления сотрудничества государств

Проблема послевоенного устройства мира. Проблема включала в себя 5 основных задач: освободить народы Европы и помочь им восстановить национальную государственность; предоставить освобожденным народам свободу в решении вопроса о государственном устройстве; сурово наказать виновников войны; установить в Германии порядок, который исключал бы новую агрессию с ее стороны; организовать длительное экономическое, политическое и культурное сотрудничество народов мира.

Впервые эти задачи широко обсуждались на Московской конференции министров иностранных дел трех великих держав в октябре 1943 г. На ней была принята декларация по вопросу о всеобщей безопасности. Три государства обязались не только вести войну до безоговорочной капитуляции стран фашистского блока, но и продолжить сотрудничество после войны. Несмотря на то, что в конференции приняли участие министры трех государств, декларация была опубликована от имени четырех государств (США, СССР, Англии и Китая). В историю она вошла как «Декларация четырех». Этот документ содержал главные направления послевоенного устройства и наметил некоторые основные принципы деятельности будущей Организации Объединенных Наций. Московская конференция подготовила условия для первой встречи «Большой тройки» в Тегеране.

Вопросы послевоенного устройства заняли важное место в повестке дня Тегеранской конференции (условное название «Эврика»). В принятой декларации главы правительств трех государств выразили решимость совместно работать как во время войны, так и в последующее мирное время. Поскольку советская делегация настаивала на решительных мерах по предупреждению в будущем германского реваншизма и милитаризма, Рузвельт предложил план расчленения Германии на 5 независимых государств. Его поддержал Черчилль. Сталин к этому плану отнесся настороженно, а в 1945 г. предложил в основном сохранить единство германского государства. В Тегеране СССР добился от союзников принципиального согласия на передачу Советскому Союзу восточной части Пруссии – Кенигсберга с прилегающими к нему территориями. Кроме германского, на конференции был обсужден польский вопрос, прежде всего в плане границ Польши. Конференция приняла формулу Черчилля: «очаг польского государства и народа должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер». Эта формула устроила Сталина.

Задачи послевоенного мирного устройства выдвинулись на первый план на Ялтинской и Потсдамской конференциях «Большой тройки». Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств трех держав состоялась 4 – 11 февраля 1945 г. во дворце Ливадия, построенном для Николая 11 накануне Первой мировой войны. Конференция наметила программу демократического устройства мира, которая вошла в историю как «дух Ялты». В нем явно преобладали советские интересы. Советская дипломатия смогла политически закрепить результаты военных побед СССР. В этом ей помогла делегация США, заинтересованная в скорейшем вступлении Советского Союза в войну против Японии. Предполагалось, что эта война будет продолжаться еще 18 месяцев после разгрома Германии.


На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, условия ее капитуляции, порядок ее оккупации, механизм союзного контроля. Целью оккупации и контроля объявлялось «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира». Не уничтожение германского государства и народа, а демилитаризация, денацификация и демократизация Германии объединили интересы трех великих держав. По настоянию советской делегации к оккупации Германии на равных правах с другими державами привлекалась Франция.

В связи с обсуждением германской проблемы на конференции был решен вопрос о взимании репараций (возмещения ущерба). Было согласовано взимать с Германии репараций в трех формах: путем единовременного изъятия из национального богатства фабрик, заводов, оборудования, судов и т.п.; путем ежегодных товарных поставок из текущей продукции; путем использования германского труда.

Конференция приняла «Декларацию об освобожденной Европе», где было заявлена необходимость уничтожить следы нацизма и фашизма в освобожденных странах Европы и создать демократические учреждения по собственному выбору народов. Особо были выделены польский и югославский вопросы, а также комплекс дальневосточных вопросов, в т.ч. возвращение Советскому Союзу Южного Сахалина, захваченного Японией в 1904 г., и передача ему южнокурильских островов, входивших в состав японских «северных территорий» (Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи).

На конференции в Крыму был окончательно решен вопрос о создании Организации Объединенных Наций для обеспечения международной безопасности в послевоенные годы. Стороны договорились созвать в апреле 1945 г. в Сан-Франциско конференцию для окончательной подготовки Устава ООН, пригласив на нее страны, подписавшие «Декларацию 26-ти», а также те страны, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г.

Несмотря на неоднократные усилия, сопровождавшиеся реформированием национально-государственного устройства СССР (в 1944 г. в каждой союзной республике были созданы наркоматы обороны и иностранных дел), Сталин не смог добиться от Рузвельта и Черчилля согласия на включение в состав ООН в качестве самостоятельных членов 16 союзных республик.

Ареной острого противоборства по проблемам послевоенного мирного урегулирования стала Потсдамская (Берлинская) конференция «Большой тройки» (17 июля – 1 августа 1945 г.). Она проходила во дворце Цецилиенхоф. На этой конференции не было сторонника активного сотрудничества с СССР Ф. Рузвельта. Он умер вскоре после возвращения по морю домой из Крыма, почувствовав недомогание уже в дороге. Американскую сторону представлял новый президент США Г. Трумен. Английскую делегацию возглавлял вначале премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а с 28 июля победивший на выборах лидер лейбористской партии К. Эттли. Во главе советской делегации, как и прежде, был И. Сталин.

Руководители трех держав пришли к взаимоприемлемым решениям по германскому вопросу и по вопросам о репарациях, о новых границах Польши, по проблемам Центральной и Юго-Восточной Европы. Кроме того, руководители США, Англии и Китая опубликовали 26 июля 1945 г. от имени Потсдамской конференции декларацию о Японии, в которой призвали правительство Японии немедленно провозгласить безоговорочную капитуляцию. Несмотря на то, что подготовка и опубликование декларации прошло без участия СССР, советское правительство присоединилось к ней 8 августа. Потсдам закрепил новое соотношение сил в Европе и во всем мире.

В апреле-июне 1945 г. в Сан-Франциско состоялась учредительная конференция ООН . В ее открытии участвовали представители 42 государств. Помимо СССР, в качестве самостоятельных членов на конференции присутствовали Украина и Белоруссия, советские республики, наиболее пострадавшие от германского нашествия. К закрытию конференции ее состав увеличился до 50 государств за счет бывших союзников Германии. Конференция обсудила проект Устава ООН. 26 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу. Этот день стал днем официального рождения ООН как инструмента поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между народами и государствами. Политическим ядром ООН стал Совет Безопасности, в состав которого в качестве постоянных членов с правом вето (запрета) вошло 5 стран-победительниц – СССР, США, Великобритания, Франция, Китай.

o 28 ноября–1 декабря 1943 Тегеранская конференция (И. В. Сталин, У. С. Черчилль и Ф. Д. Рузвельт).

o 4–11 февраля 1945 Крымская (Ялтинская) конференция (И. В. Сталин, У. С. Черчилль и Ф. Д. Рузвельт).

o 17 июля–2 августа 1945 Берлинская (Потсдамская) конференция (И. В. Сталин, Г. Трумэн и У. Черчилль).

Итоги Великой Отечественной войны:

· Разгром фашизма.

· Расширение границ страны.

· Начало создания мировой системы социализма.

Цена победы советского народа в войне:

· Общие людские потери – 27 млн. человек, в том числе

· - 11,4 млн. человек – потери в боевых действия.

· - 15,6 млн. человек – мирное население.

«ОТТЕПЕЛЬ» - РУКОВОДСТВО Н. С. ХРУЩЕВА

Начало десталинизации советского общества связано с деятельностью Н.С. Хрущева (1894-1971 ), советского государственного и партийного деятеля. В 1938-1947 гг. – первый секретарь ЦК КП(б) Украины. В годы войны – член Военных Советов ряда направлений и фронтов. В 1939-1964 гг. – член Политбюро ЦК ВКП(б), затем КПСС. В 1953-1964 гг. Первый секретарь ЦК КПСС. Одновременно с 1958 года – Председатель Совета Министров СССР. Освобожден от всех занимаемых постов в 1964 году.

Деятельность Н. С. Хрущёва:

1. Промышленность.

· Децентрализация управления экономикой и перестройка руководства промышленностью с отраслевого принципа на территориальный.

· Ликвидация 10 крупных промышленных министров и замена их территориальными управлениями – совнархозами, которые руководили предприятиями на местах.

2. Сельское хозяйство.

· Списание долгов с колхозников и уменьшение налогообложения.

· Расширение хозяйственной самостоятельности колхозов.

· Укрепление материально-технической базы колхозов.

· Освоение целины.

3. Социальная политика.

· Повышение минимальной зарплаты на 35 %.

· Увеличение размера пенсии по старости и в два раза снижение на пять лет пенсионного возраста.

· Развёртывание массового жилищного строительства и поощрение создания жилищно-строительных кооперативов.

· Введение денежной оплаты труда колхозникам.

· Установление 7-часового рабочего дня.

Май 1955 – создание Организации Варшавского договора.

Февраль 1956 – XX съезд КПСС.

Октябрь–ноябрь 1956 – ввод советских войск в Венгрию.

ГОДЫ «ЗАСТОЯ» - РУКОВОДСТВО Л. И. БРЕЖНЕВА

Брежнев Леонид Ильич (1906-1982 ) – советский партийный и государственный деятель. В 1964 году, будучи секретарем ЦК КПСС, принял участие в заговоре против Н.С. Хрущева. После его смещения занял пост Первого секретаря ЦК КПСС (с 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС). В 1977 году занял также пост Председателя Верховного Совета СССР. Был первым лицом в партии и государстве в течение 18 лет.

Особенности «застоя»:

· Жесткое административное планово-распределительная система управления страной.

· Экстенсивные методы ведения народного хозяйства.

· Значительные расходы на Военно-промышленный комплекс.

· Развитие теневой экономики.

· Медленное развитие инновационных технологий.

· Основные научно-технические достижения были сосредоточены в ВПК.

· Сырьевая направленность экспорта.

Август 1968 – ввод войск Организации Варшавского договора в Чехословакию для подавления сопративления коммунистическому режиму.

1977 – принятие новой Конституции СССР.

1979 – ввод советского воинского контингента в Афганистан.

1980 – XXII Олимпийские игры в Москве.

6. «ПЕРЕСТРОЙКА» - РУКОВОДСТВО М. С. ГОРБАЧЁВА

Горбачев Михаил Сергеевич (род. 1931 ) – партийный и государственный деятель. С 1955 года – на комсомольской, с 1962 года – на партийной работе, с 1978 года – секретарь ЦК КПСС, член Политбюро, с 1985 по 1991 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС. В 1988-1989 гг. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем Председатель Верховного Совета СССР. В 1990 году избран Президентом СССР. В 1991 году после Августовского путча и начала распада СССР, подал в отставку с поста Президента СССР.

Перестройка – процесс обновления советского общества, начатый группой руководителей КПСС весной 1985 г.

Задачи перестройки:

ü преодоление существенных недостатков в различных сферах жизни государства и общества,

ü дальнейшее укрепление социализма путем реализации мер политического, социально-экономического и идеологического характера.

В целом эта программа реформирования социализма потерпела неудачу.

Основные этапы перестройки:

1. 1985-1986 – задачи «улучшения социализма», ускорение развития, гласность.

2. 1987-первая половина 1988 г. – задачи либерализации экономики, введении рыночных элементов при сохранении сущности социалистического хозяйства.

· Предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет.

· Сокращение плановых показателей.

· Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности».

· Закон «О кооперации».

3. Вторая половина 1988 -1989 г. – задачи углубления рыночных реформ, реформирование политической сферы.

o 12 июля 1989 – Принятие декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

РАСПАД СССР

Причины распада Советского Союза:

1. Падение роли центральной власти.

2. Кризис коммунистической идеологии.

3. Экономический кризис охвативший все отрасли народного хозяйства.

4. Сепаратистские настроения региональных элит.

5. Межнациональные конфликты.

· 1986 – Митинг и демонстрация в Алма-Ате.

· 1988 – Нагорный Карабах – конфликт между Арменией и Азербайджаном.

· 1988 создание народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений.

· 1989 – Вооруженные столкновения в Абхазии.

· 1989 – Волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками.

· 1989 – Межэтнические столкновения в Киргизии.

После августовских событий 1991 года руководители большинства республик отказались подписать новый союзный договор. Лидеры России, Украины и Белоруссии – республик-учредителей СССР, заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 года и о создании Содружества Независимых Государств (8 декабря 1991 года , Белоруссия, Беловежская пуща). Советское государство, скреплявшееся силой КПСС, коммунистической идеологией и общественным строем, рухнуло, как только потерял силу политический центр, ядро всей системы – КПСС. Президент СССР М. С. Горбачев стал лишь декоративной фигурой (СССР не существовало) и был вынужден заявить, что он оставляет свой пост.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и США и их союзниками.

Советский Союз и США вели гонку вооружений – усовершенствование, разработка и распространение новых видов оружия. Появление Ядерного оружия, Межконтинентальных баллистических ракет, реактивные самолёты и т.д.

Равновесие страха – стороны не применяют ядерного оружия из-за опасности ответного ядерного удара. Количество ядерных зарядов у противостоящих сторон в случае неограниченной ядерной войны могло привести к тотальному уничтожению обоих противников. Гарантия взаимного уничтожения.

НАТО – Организация Североатлантического Договора (англ. – North Atlantic Traty Organization). Военно-политический союз, направленный против социалистических стран. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Греция, Турция, ФРГ.

ОВД – Организация Варшавского договора. Создан в ответ на агрессивные действия НАТО, с целью защиты социалистических стран. СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия и Албания (в 1968 вышла из договора).

Суть конфликта:

1. Разные идеологические модели.

2. Стремление доминировать в мире.

3. Желание навязать свою модель развития третьим странам.

Периоды Холодной войны:

1. 1945–1953 – Начало Холодной войны.

· 5 марта 1946 – речь У. Черчилля в Фултоне (США, штат Миссури), в которой он призвал к военному союзу Западных стран с целью борьбы с коммунизмом. Фактическое начало Холодной войны.

· 1949 – раздел Германии на Западную (ФРГ) и Восточную (ГДР).

· 1950 – 1953 – Гражданская война в Корее.

2. 1953–1962 – Обострение отношений.

· 1956 –Подавление антикоммунистического мятежа в Венгрии.

· 1961 Берлинский кризис . Начало строительство «Берлинской стены» между ГДР и ФРГ.

· 1962 Карибский ракетный кризис . Советское руководство решило разместить ядерные ракеты на Кубе. США установили военную блокаду Кубы. Вооруженные силы противостоящих военных блоков были приведены в боевую готовность. Новой Мировой войны удалось избежать благодаря взаимным уступкам лидеров стран (Н. С. Хрущева и Д. Ф. Кеннеди ) – СССР вывозил ракеты с Кубы, а США из Турции.

3. 1962–1979 – Разрядка международной напряженности.

· Достижение военного паритета с США.

· 5 августа 1963 – подписание договора о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой.

· 1968 – подавление антикоммунистического мятежа в Чехословакии.

· 1972 и 1979 – Договоры между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны.

· 1972–1975 – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

4. 1979–1985 – Новое обострение отношений.

· 1979 – ввод советских войск в Афганистан.

· Новый виток гонки вооружений.

5. 1985–1991 – Завершающий этап Холодной войны.

· М. С. Горбачёв провозгласил «Новое политическое мышление».

· 1989 – вывод войск из Афганистана.

· 1989 – «Бархатные революции». Падение просоветских режимов в странах Восточной Европы.

· 1989–1990 – объединение Германии.

· Декабрь 1991 – Распад СССР. Окончание Холодной войны.

Итоги Холодной воны:

· Сокращение обычных и ядерных вооружений.

· Переход от биполярной к многополярной системе международных отношений.

· Распад мировой системы социализма.

· Усиление влияния США в мире.

· Распространение НАТО на Восток.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

− объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов. Начало антигитлеровской коалиции исторически связывается с заявлениями правительств США и Великобритании о поддержке Советского Союза после нападения на него фашистской Германии, длительными переговорами правительств трех держав о взаимной поддержке и совместных действиях. Наиболее значимые события в ходе действия коалиции - Московское совещание (1941), Декларация двадцати шести (1942) Тегеранская конференция (1943), Ялтинская конференция (1945).

Ленд-лиз − программа, представлявшая собой систему, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:

поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);

переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.

На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента.

Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г., и сумма - $674 млн.

После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн. американских долларов.

Маршал Г. К. Жуков в послевоенных беседах с писателем К. М. Симоновым заявил: «Говоря о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев, потому что англичане в этом смысле помогали нам минимально. При анализе всех сторон войны это нельзя сбрасывать со счетов. Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок». При этом Жуков подчеркивал, что «мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией»

Проблема открытия второго фронта

После нападения фашистской Германии на СССР одной из главных задач внешнеполитической деятельности Советского правительства стало создание антигитлеровской коалиции. Учитывая противоречия между СССР и капиталистическими странами, решить эту задачу было непросто. В течение года шли дипломатические переговоры, переписка между правительствами СССР, США и Великобритании по вопросу создания антигитлеровской коалиции. Подписанием 26 мая 1942 г. в Лондоне советско-английского договора о союзе в войне против гитлеровской Германии и 11 июня в Вашингтоне советско-американского соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, антигитлеровская коалиция сложилась. Следующей задачей внешней политики СССР стало открытие союзниками второго фронта в Европе. Отсутствие второго фронта позволяло командованию вермахта держать на Востоке основные силы, не опасаясь за свой Западный фронт. Советское правительство, исходя из тяжелейшей обстановки на советско-германском фронте в 1941-1942 гг., добивалось от Англии и США открытия второго фронта в 1942 г. со всей настойчивостью. В ходе советско-американских переговоров в июне 1942 г., которые с советской стороны вел в Вашингтоне нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов, между правительствами СССР и США была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 г. Такого же согласия В.М. Молотов добился и от английского правительства, когда он по пути из Вашингтона в Москву остановился в Лондоне. На деле Англия не собиралась выполнять взятые на себя обязательства и выдвигала всевозможные оговорки, чтобы открытие второго фронта перенести на 1943 г. Кроме того премьер-министр Великобритании У. Черчилль делал все возможное, чтобы склонить президента США Ф. Рузвельта к отказу от взятого обязательства и сосредоточить усилия на осуществлении высадки англо-американских войск в Северной Африке. В июле 1942 г. президент США принял точку зрения У. Черчилля. В письме И.В. Сталину 18 июля, а затем в ходе переговоров с главой Советского правительства в Москве в августе 1942 г. У. Черчилль заявил об отказе Англии открыть второй фронт в Европе в 1942 г. Это же подтвердил от имени президента США Ф. Рузвельта и посол США в Москве А. Гарриман, присутствовавший на переговорах У. Черчилля и И.В. Сталина. Обещание союзников об открытии второго фронта не было выполнено и в 1943 г. Затягивание открытия второго фронта было связано с тем, что англо-американская коалиция рассчитывала на ослабление СССР, на то, что после изнурительной войны СССР потеряет значение великой державы. Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. с высадки англо - американских войск в Нормандии (Северная Франция) и американских войск в южной Франции 15 августа. К этому времени немцы имели во Франции, Бельгии, Голландии группу армий "Запад" в составе 50 дивизий, против СССР находилось более 200 дивизий и подавляющее большинство танков и авиации противника. Открытие второго фронта мало сказалось на положении Восточного фронта, так как союзники сразу же перешли к затяжному характеру ведения боевых операций. Активность англо - американцев возросла только после того, как они поняли, что СССР в скором времени самостоятельно разгромит фашистскую Германию, возьмет Берлин и освободит страны Западной Европы. Англо - американцы начали срочно оккупировать Австрию, Западную и Южную Германию, но к началу Берлинской операции советских войск они даже не дошли до р. Рейн.


Проблема послевоенного устройства мира

Тегеранская конференция состоялась 28 ноября - 1 декабря 1943 г. в Тегеране. На ней впервые собралась «Большая Тройка» - Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль, И. В. Сталин. Это была первая конференция «Большой Тройки» (СССР, США, Англия) за время Второй Мировой войны

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) - вторая из трёх встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции - Великобритании, СССР и США, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце г.Ялта, Крым.

Потсдамская конференция состоялась в Германии - г.Потсдам (дворец Цецилиенхоф) с 17 июля по 2 августа 1945 с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.

В конференции участвовали главы правительств трёх государств - президент США Гарри Трумэн (председательствовал на всех заседаниях), председатель Совета народных комиссаров СССР И. В. Сталин и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах, и в Потсдам прибыл его преемник Клемент Эттли).

Открытие второго фронта

Основными были военные вопросы, в особенности вопрос о втором фронте в Европе, к-рый вопреки обязательствам США и Великобритании не был открыт ими ни в 1942, ни в 1943. В новой обстановке, сложившейся в результате побед Сов. Армии, англо-амер. союзники стали опасаться, что Сов. Вооруж. Силы освободят Зап. Европу без участия вооруж. сил США и Великобритании. Вместе с тем в ходе переговоров обнаружилось различие точек зрения глав пр-в США и Великобритании о месте, масштабах и времени вторжения союзников в Европу. По настоянию сов. делегации Т. к. приняла решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944 (см. «Оверлорд»). Т. к. приняла также к сведению заявление И. В. Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт. В Теге- ране сов. делегация, идя навстречу просьбам пр-в США и Великобритании, а также учитывая неоднократные нарушения Японией сов.- япон. договора 1941 о нейтралитете и в целях сокращения сроков войны на Д. Востоке, заявила о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении воен. действий в Европе.

Германский вопрос (территориально и политика по отношению к ней

На конференции обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.

Репарации

Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.

Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию.По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

Польский вопрос

Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки. В Тегеране Сталин подтвердил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, и предложил передвинуть западную польскую границу к Одеру. Понимая, что Москва в этом вопросе будет стоять насмерть, Черчилль согласился с этим предложением, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин заявил также, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.

Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос – послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная – проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.

Рузвельт предложил создать президентский совет в Польше, состоящий из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по линии Керзона; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции.

Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье – в англо-американской сфере влияния.

На первом же пленарном заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру – Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно «переварить» такую большую территорию.

Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля Черчилль вместе с министром иностранных дел А.Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К.Эттли и новый министр иностранных дел Э.Бевин.

Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши было отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

Другие вопросы

Принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана». На конференции обсуждались также др. вопросы, в т. ч. касающиеся послевоен. Организации мира.

Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три – Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле 1945. Советская сторона согласилась с американским предложениям, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог принимать участие в голосовании в том случае, если вопрос касался страны-члена СБ. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.

Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ, Черчилль заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона заявила, что имелись в виду территории, отвоеванные у врага, например острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор со стороны ООН.

Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, – рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел – решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.

Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.

Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения.

АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ, военно-политический союз во главе с СССР, США и Великобританией против стран ʼʼосиʼʼ (Германия, Италия, Япония) в период Второй мировой войны.

Официально антигитлеровская коалиция оформилась 1 января 1942, когда 26 государств, объявивших войну Германии или ее союзникам, выступили с Вашингтонской декларацией Объединœенных Наций, объявив о намерении направить всœе свои усилия на борьбу со странами ʼʼосиʼʼ.

Деятельность антигитлеровской коалиции определялась решениями главных стран-участниц. Общая политическая и военная стратегия вырабатывалась на встречах их лидеров И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта (с апреля 1945 – Г.Трумена), У.Черчилля и министров иностранных дел в Москве (19–30 октября 1943), Тегеране (28 ноября – 1 декабря 1943), Ялте (4–11 февраля 1945) и Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945).

До середины 1943 не существовало единства по вопросу об открытии США и Великобританией второго фронта в Западной Европе, и Красной Армии пришлось одной нести бремя войны на европейском континœенте. Английская стратегия предполагала создание и постепенное сжимание кольца вокруг Германии путем нанесения ударов на второстепенных направлениях (Северная Африка, Средний Восток) и уничтожение ее военного и экономического потенциала путем систематических бомбардировок немецких городов и промышленных объектов. Американцы считали необходимым произвести высадку во Франции уже в 1942, однако под давлением У.Черчилля отказались от этих планов и согласились на проведение операции по захвату Французской Северной Африки. Только на Квебекской конференции в августе 1943 Ф.Д.Рузвельт и У.Черчилль приняли, наконец, решение о десантной операции во Франции в мае 1944 и подтвердили его на Тегеранской конференции; со своей стороны, Москва пообещала предпринять наступление на Восточном фронте, чтобы облегчить высадку союзников.

В то же время Советский Союз в 1941–1943 неизменно отклонял требование США и Великобритании об объявлении войны Японии. На Тегеранской конференции И.В.Сталин дал обещание вступить в ней войну, но только после капитуляции Германии. На Ялтинской конференции он добился от союзников в качестве условия начала военных действий их согласия на возвращение СССР территорий, утраченных Россией по Портсмутскому миру 1905, и передачи ему Курильских о-вов.

С конца 1943 на первый план в межсоюзнических отношениях вышли проблемы послевоенного урегулирования. На Московской и Тегеранской конференциях было принято решение о создании по окончании войны международной организации с участием всœех стран для сохранения всœеобщего мира и безопасности.

Важное место занимал вопрос о политическом будущем Германии. В Тегеране И.В.Сталин отверг предложение Ф.Д.Рузвельта о ее расчленении на пять автономных государств и разработанный У.Черчиллем проект отделœения Северной Германии (Пруссии) от Южной и включения последней в Дунайскую федерацию вместе с Австрией и Венгрией.На Ялтинской и Потсдамской конференциях были согласованы принципы послевоенного устройства Германии (демилитаризация, денацификация, демократизация, экономическая децентрализация) и приняты решения о разделœении ее на четыре оккупационные зоны (советскую, американскую, английскую и французскую) с единым органом управления (Контрольный Совет), о размерах и порядке выплаты ею репараций, об установлении ее восточной границы по рекам Одер и Нейсе, о разделœе Восточной Пруссии между СССР и Польшей и передаче последней Данцига (Гданьска), о переселœении немцев, проживавших в Польше, Чехословакии и Венгрии, в Германию.

Другими важнейшими политическими решениями лидеров антигитлеровской коалиции были решения о восстановлении независимости Австрии и демократическом переустройстве Италии (Московская конференция), о сохранении суверенитета и территориальной целостности Ирана и о масштабной помощи партизанскому движению в Югославии (Тегеранская конференция), о создании временного югославского правительства на базе Национального комитета освобождения во главе с И.Броз Тито и о передаче СССР всœех освобожденных союзниками советских граждан (Ялтинская конференция).

Антигитлеровская коалиция сыграла важную роль в достижении победы над Германией и ее союзниками и стала основой Организации Объединœенных Наций.

Начавшиеся советско-английские переговоры о совместных действиях в войне против Германии завершились подписанием 12 июля 1941 ᴦ. в Москве соглашения. Обе стороны обязались не заключать сепаратный мир с Германией.

Позже было подписано соглашение о торговле и кредитах. Заявление о том, что его страна окажет “всю возможную помощь Советскому Союзу” в борьбе с гитлеризмом, сделал и президент США Ф. Рузвельт. Он же в соответствии с законом о ленд-лизе дал согласие предоставить СССР первый беспроцентный заем в 1 млрд долларов. Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны были изложены в Атлантической хартии (август 1941 ᴦ.). В этой англо-американской декларации, разработанной при встрече Рузвельта и Черчилля, были определœены цели союзников в ройне. 24 сентября 1941 ᴦ. к этой хартии присоединился и Советский Союз, выразив свое согласие с ее основными принципами.

Складыванию антигитлеровской коалиции способствовало проведение осœенью 1941 ᴦ. Московской конференции с участием представителœей СССР, США и Великобритании по вопросу о военных поставках. Было подписано трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружений, военного снаряжения и продовольствия. Значительную роль в развитии военно-политического сотрудничества сыграла подписанная в Вашингтоне в январе 1942 ᴦ. “Декларация Объединœенных Наций”, к которой присоединились 26 государств, находившихся в состоянии войны с Германией.

Процесс создания коалиции завершился подписанием советско-английского договора от 26 мая и советско-американского соглашения от Ц июня 1942 ᴦ. о союзе в войне против Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. В ходе зимней кампании 1945 ᴦ. получила развитие координация действий вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции. Когда в Арденнах англоамериканские войска оказались в тяжелом положении, советские армии по просьбе Черчилля ранее запланированного срока перешли в наступление широким фронтом от Балтики до Карпат, оказав тем самым эффективную помощь союзникам. Как страны антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритания решали вопросы о судьбе побежденной Германии, наказании нацистских преступников и послевоенном устройстве мира на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме.

При этом при реализации ряда этих договоренностей после войны, в ходе выработки условий послевоенного урегулирования в Европе, возникли разногласия, приведшие к противоборству СССР и прежних союзников, биполяризации мира и “холодной войне”.

Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения." 2017, 2018.

ТАСС-ДОСЬЕ. С 4 по 11 февраля 1945 года в Крыму проходила Ялтинская конференция руководителей государств - союзников по антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании). Принятые на этой встрече решения заложили основы послевоенного миропорядка, оформили разделение сфер влияния между западными государствами и СССР.

Советскую делегацию на конференции возглавлял председатель Совета Народных Комиссаров СССР, маршал Советского Союза Иосиф Сталин (Джугашвили), американскую - президент Франклин Рузвельт, британскую - премьер-министр Уинстон Черчилль.

Условия капитуляции Германии и ее послевоенного устройства

Хочу напомнить, что и Венский конгресс 1815 года, и ялтинские соглашения 1945 года, принятые при очень активной роли России, обеспечили долгий мир. Сила России, сила победителя в эти поворотные моменты проявлялась в благородстве и справедливости

Владимир Путин, президент РФ

Единогласным решением были определены планы союзников относительно условий капитуляции Германии и ее послевоенного устройства. Было заявлено, что "непреклонной целью" трех держав "является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира". Для этого был предусмотрен целый комплекс мер, "включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии". Лидеры СССР, США и Великобритании договорились о разделении Германии на оккупационные зоны. Советским войскам отводилась восточная часть страны, войскам Великобритании - северо-западная, США - юго-западная. Кроме того, возможность образовать четвертую оккупационную зону за счет зон Великобритании и США была предоставлена Франции. Осуществлять административный контроль над Германией должен был Верховный контрольный орган в составе главнокомандующих СССР, США и Великобритании, а также представителей французского правительства. Позднее, в 1949 году, на территории американской, британской и французской оккупационных зон была создана Федеративная Республика Германия, а на территории советской оккупационной зоны - Германская Демократическая Республика.

"Декларация об освобожденной Европе"

Советская сторона подняла вопрос о выплате Германией компенсации за причиненный оккупированным странам ущерб в размере $20 млрд, а также на том, что половина репараций должна достаться СССР и взиматься они должны путем изъятия производственного оборудования и ежегодного вывоза продукции из Германии.

Я уверен, что благодаря соглашениям, достигнутым в Ялте, Европа будет более стабильной в политическом плане, чем когда бы то ни было еще

Франклин Рузвельт, президент США

Достигнув согласия относительно порядка взимания и распределения репараций, стороны не договорились об их общей сумме.

Главы СССР, США и Великобритании подписали в Ялте совместную "Декларацию об освобожденной Европе", которая предусматривала уничтожение союзных нацистам властей в оккупированных Германией странах и установление демократических учреждений на основе всеобщих выборов.

Создание ООН

В ходе переговоров была достигнута договоренность о создании всеобщей международной организации, которая позднее получила название Организации Объединенных Наций (ООН). В основу ее деятельности был положен принцип единогласного принятия решений постоянными членами Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, СССР, США, Франция), каждый из которых имел право заблокировать неприемлемое для себя решение (право вето). Кроме того, Сталин добился согласия партнеров по переговорам на то, чтобы в числе учредителей и членов ООН был не только СССР, но и Украинская и Белорусская союзные республики как наиболее пострадавшие от войны.

Возвращение СССР Курильских островов

На Ялтинской конференции Советский Союз обязался вступить в войну с Японией через два-три месяца после капитуляции Германии. При этом было получено согласие союзников на "восстановление прежних прав России, нарушенных предательским нападением японцев в 1904 году". Согласно достигнутым договоренностям, СССР возвращал контроль над южной частью Сахалина и Курильскими островами, получал право на использование военно-морской базы в Порт-Артуре и Китайско-Восточной железной дороги. Монголия в соответствии с соглашением признавалась независимым государством.

Разделение сфер влияния в Европе

В Ялте уступки Советского Союза Соединенным Штатам и Англии были больше, чем их уступки Советам

Эдвард Стеттиниус, государственный секретарь США (1944-1945 гг.)

книга воспоминаний "Рузвельт и русские", 1950 год

Ялтинская конференция была одним из самых трагических моментов XX века: Великобритания и США молчаливо признали право СССР распространить свою сферу влияния на всю восточную половину Европы

Дэниел Фрид, заместитель Государственного секретаря США по делам Европы и Евразии (2005-2009)

Союзникам не удалось достичь окончательной договоренности по вопросу о политическом устройстве и границах послевоенной Польши. Было принято расплывчатое решение преобразовать временное польское правительство на "широкой демократической основе" и провести как можно скорее свободные выборы. Восточная граница Польши определялась по этнографической границе расселения поляков, так называемой "линии Керзона". Таким образом было закреплено присоединение к СССР Западной Белоруссии и Украины. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции. В ходе переговоров Сталина, Черчилля и Рузвельта был подтвержден британо-американский контроль над Италией и Грецией, достигнуто соглашении об образовании Временного правительства в Югославии из представителей коммунистов и демократических партий.

Фактически решения Ялтинской конференции подтвердили, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье - в англо-американской сфере влияния.

Система международных отношений, основанная на решениях Ялтинской конференции, обеспечила мир в Европе в течение 50 лет и просуществовала до конца XX века. Некоторые ее элементы, такие как ООН, продолжают действовать и поныне.

Высказывания политических деятелей о решениях конференции

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании: "После встречи в Крыму и всех других проведенных мной переговоров у меня осталось впечатление, что маршал Сталин и советские лидеры хотят поддерживать честные дружеские отношения с западными демократиями и разговаривать с ними на равных. У меня есть ощущение, что это не просто слова. Я не знаю ни одно другое правительство, которое бы так твердо и последовательно выполняло свои обязательства, причем иногда даже во вред собственным интересам, как правительство советской России" (выступление в Палате общин 27 февраля 1945 года)

Гарри Гопкинс, советник президента США Франклина Рузвельта: "В глубине души мы действительно верили, что это был канун того дня, о наступлении которого мы мечтали и говорили в течение многих лет. Мы были абсолютно уверены в том, что подержали первую великую победу мира, и под словом "мы" я разумею всех нас, все цивилизованное человечество. Русские показали, что они могут поступать разумно и проницательно, и ни у президента, ни у кого-либо из нас не оставалось никакого сомнения в том, что мы сможем ужиться с ними и работать мирно так долго, как это только можно себе представить" (книга Р. Шервуда "Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца", 1958 год)

Франсуа Миттеран, президент Франции: "Ялтинский мировой порядок прекратил свое существование. Он был неприемлемым, но, тем не менее, устраивал всех. Новый миропорядок, который придет ему на смену, может быть более справедливым и продолжительным, если будет основываться на праве государственного суверенитета. Но я хотел бы спросить: не будет ли этот порядок более опасным и сложным для построения?" (выступление на конференции "Вопросы безопасности в Европе в наступающем XXI веке" 10-11 апреля 1991 года)

Джордж Буш-младший, президент США: "Так называемая стабильность Ялтинских соглашений была постоянным источником несправедливости и страха" (выступление в Брюсселе в 2005 году)