Система органов законодательной власти. Особенности законодательной власти

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Правовой статус и основы организации Федерального Собрания регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа. Федеральное Собрание - самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации - в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты - федеральные законы - не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный орган - парламент России - вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;

2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в

основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Основным законом страны. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государственной Думы установлено в 450 человек.


Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами Госдумы. Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зависят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные выборы) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

Она дает согласие Президенту на назначение Председателя

Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

Решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

Назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве - Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по

назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или

нет предложений Президента по этому вопросу;

Назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

Объявляет амнистию - это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его

от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к

ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

В Российской Федерации действует система разделения властей. Исполнительная, судебная и законодательная ветви равны между собой. Они обладают особой структурой и рядом установленных в законе полномочий. В этой статье будет рассказано про законодательные органы власти в РФ.

Характеристика системы

Чем занимается представительная ветвь власти в нашей стране? В соответствии с основным законом России, основной функцией законодательной системы является законотворчество. Это очень сложный и весьма продолжительный процесс, организуемый не только законодательной, но и судебной ветвью власти.

Центральным органом законодательной ветви власти является Парламент, именуемый Федеральным Собранием. В российской Конституции этому органу посвящена пятая глава. Это двухпалатная инстанция, в компетенцию которой входит назначение различных должностных лиц, взаимодействие с главой государства и, конечно же, законотворческая деятельность. являющаяся нижней палатой, представляет собой выборный орган, а верхняя, Совет Федерации, косвенно формируемую инстанцию. О каждой из этих палат будет подробно рассказано далее.

Общая характеристика Государственной думы

Госдума является законодательным органом власти в РФ. Эта нижняя палата Собрания, состоящая из 450 депутатов, половина которых избирается напрямую одним туром. Депутатом Госдумы может быть только российский гражданин, достигший возраста 21 года. Деятельность Думы возглавляет председатель - сегодня это Вячеслав Володин.

Выборы в Госдуму назначаются главой государства раз в пять лет. Федеральный закон № 51-ФЗ от 2005 года закрепляет пропорциональную систему голосования, при которой избрание депутатов происходит пропорционально поданным федеральным спискам. Устанавливается избирательный порог. В 2017 году он составляет 5%.

Первая государственная дума появилась еще в 1905 году. Функционировала она до 23 февраля 1917 года. В Советской России работал силой упраздненный в Указом Бориса Ельцина "О конституционной реформации в РФ" сформировался первый созыв нижней палаты Федерального собрания. Выборы в Госдуму состоялись 12 декабря 1993 года.

Функции Государственной думы

В статье 103 основного закона России закрепляются полномочия Госдумы. Основными функциями нижней палаты законодательного органа власти в РФ являются:

  • решение проблемы доверия федеральному РФ - Правительству;
  • предоставление Президенту согласия о вступлении на должность председателя федерального органа исполнительной власти;
  • ежегодное заслушивание отчетов федерального исполнительного органа РФ;
  • назначение на должность и снятие с должности председателя Центробанка, Счетной Палаты, а также уполномоченного по правам и свободам человека;
  • объявление государственной амнистии;
  • выдвижение обвинения против главы российского государства.

Наконец, стоит назвать самую важную функцию. Именно законотворчество законодательного органа власти в РФ является главной обязанностью нижней палаты.

Представители Государственной думы формирует законопроекты, после чего передают их на всеобщее рассмотрение, состоящее из трех этапов. Большую роль здесь играет Совет Федерации, члены которого могут пропустить или не пропустить законодательную инициативу. Так, если проект все же проходит, то он передается на проверку Конституционному суду. В конце закон подписывает глава государства.

Структура Госдумы

Нижняя палата Собрания содержит в себе Аппарат - постоянно действующий орган, в обязанности которого входит финансовое, организационное, аналитическое, социально-бытовое и техническое обеспечение депутатской деятельности. С октября 2016 года руководителем Аппарата нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Татьяна Геннадьевна Воронова.

Особую роль в Госдуме занимает и председатель. Это руководящее лицо в органе, обязанное осуществлять взаимодействие с судебной и исполнительной ветвями власти. Заместители председателя избираются путем голосования на заседании палаты. С октября 2016 года председателем Госдумы является член партии "Единая Россия" Вячеслав Викторович Володин.

В составе Госдумы действуют комиссии и комитеты. В полномочия комитетов входит подготовка проектов, внесение предложений по модернизации законотворчества, анализ применения законов и прочее. Комиссий же в составе Госдумы всего шесть. Здесь стоит выделить счетные, антикоррупционные и этические инстанции.

Еще одним структурным элементом в составе нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Совет Госдумы. Эта инстанция занимается планированием работы и разработкой законопроектов.

Общая характеристика верхней палаты

Органом законодательной власти в РФ является Совет Федерации - верхняя палата Собрания. Этот орган формируется косвенным путем - по два человека из каждого региона страны. При этом одного своего представителя посылает законодательный орган субъекта, а другого - исполнительный орган. Всего в Совете Федерации состоит 170 человек.

Неофициальное наименование Совфеда - "Палата регионов". Этот орган представляет интересы российских субъектов на федеральном уровне. Важнейшим принципом формирования является непартийность. Члены Совфеда не создают партийных объединений или особых фракций.

Президент не может распустить Совет Федерации. Заседания этого органа должны проводиться не менее двух раз в месяц. При этом обе палаты Федерального Собрания могут объединяться для заслушивания доклада главы государства.

По Конституции 1993 г., законодательный орган власти в РФ является инстанцией с характером неприкосновенности. Неприкосновенность эта соблюдается в течение всего срока реализации полномочий. А о каких именно полномочиях идет речь? Необходимо обратиться к статье 102 основного государственного закона, в которой указывается следующее:

Аппарат Совфеда состоит из руководителя и его заместителей. С 2008 года руководителем аппарата Совфеда является Владимир Валентинович Свинарев. Орган законодательный власти РФ является с 1993 г. непрерывно функционирующим.

Региональные представительные органы

Представительные органы российских регионов формируются путем тайного голосования. Большая часть членов органа баллотируется по единому округу пропорционально числу голосов, отданных за списки кандидатов. Число депутатов указывается в уставе региона страны.

Основные полномочия региональных законодательных в РФ - это, в первую очередь, законодательная инициатива. Помимо нее стоит выделить толкование законов, принятие устава или конституции субъекта, работа с региональной собственностью и многое другое.

Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Важнейшим органом законодательной власти в современных обществах является парламент. Латинское слово parliamentum означало послеобеденную беседу монахов. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. Французское слово parlement используется для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».

Первый парламент в Западной Европе - это Кортесы Кастилии, а в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 г.). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании этой дефиниции появился в Англии в 1265 г. Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.

Парламент - высший представительный и законодательный орган государства. Представительный - это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламента, сто эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательная власть создает объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед государством.

Современный парламент - это государственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Создание свободно избранного органа народного представительства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти.

На процессы формирования парламента оказывают огромное влияние многие факторы:

  • соотношение политических и социальных сил в обществе,
  • уровень правовой культуры,
  • традиции,
  • зарубежный опыт,
  • различные субъективные факторы.

Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.

Структура парламента

Одним из важнейших вопросов государственного устройства является вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако могут быть и исключения. Так, в Южно-Африканской Республике парламент был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расовому принципу - палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. В 1970-х гг. в союзной скупщине Югославии число палат доходило до шести.

Структура парламента, как правило, зависит от формы государственного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом нижней палате, в которой была представлена буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества.

Как правило, государства с федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов человек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.

В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил.

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т. д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.

Основными элементами внутренней организации парламентов являются:

  • руководящие органы;
  • парламентские комиссии (комитеты);
  • парламентские объединения депутатов.

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. Председатель палаты может быть как беспартийным (Великобритания), так и членом партии (от фракционного большинства). В руководящие органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели).

Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. Постоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача - оценка и разработка законопроектов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комитеты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения ка - ких-либо проблем. После достижения своих целей временные парламентские структуры прекращают свою деятельность.

Выборы (назначение) председателя комиссии (комитета) могут осуществляться: самими членами комиссии (комитета), исходя из принципа старшинства, председателем палаты.

Члены парламента (парламентарии) называются они в разных странах по-разному. Например, в Великобритании членами парламента называются только члены Палаты общин. В США конгрессменами называются только члены Палаты представителей. Во многих странах депутатами называются только члены низших палат. Членов верхних палат чаще называют сенаторами.

Правовой статус парламентариев большинства стран мира определяется конституциями государств и специальными законами, регламентом парламента и правовыми обычаями. Важнейшая обязанность каждого парламентария - представлять в главном представительном и законодательном органе интересы своих избирателей, встречаться с ними, выслушивать их наказы, содействовать их реализации.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. Депутату по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность. Довольно распространенной является практика, когда депутаты после выхода на заслуженный отдых получают повышенную пенсию. Срок полномочий депутата определяется Конституцией.

Депутаты всех парламентов имеют ряд прав:

  • право решающего голоса по всем вопросам, которые рассматриваются на заседаниях парламента и ее органов, в состав которых они входят;
  • выбирать и быть избранным в парламентские органы,
  • предлагать вопросы для их рассмотрения, вносить проекты законов, постановлений, других актов, поправки к ним;
  • обращаться с запросами, участвовать в дебатах, ставить вопрос докладчикам,
  • выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки и т. д.

Каждый депутат практически всех современных парламентов имеет две важнейшие привилегии:

1. Депутатский иммунитет или парламентская неприкосновенность - запрещение ареста или привлечение к судебной ответственности. Депутат пользуется неприкосновенностью только во время действия депутатского мандата. Он может быть лишен неприкосновенности только парламентом, членом которого является. Исключение, как правило, делается в том случае, если депутат был арестован на месте преступления.

2. Депутатский индемнитет - запрещение преследования депутатов за все действия, совершенные ими при исполнении депутатских обязанностей. Никто не имеет права привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.

Депутат парламента имеет определенные обязанности:

  • участвовать в законотворческом процессе;
  • выражать и защищать законные интересы государства, общества и избирателей;
  • присутствовать и принимать участие в заседаниях парламента и его органов, выполнять их поручения;
  • соблюдать Регламент парламента и иные нормативные акты, которые определяют порядок его деятельности.

В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Члены парламента не могут быть одновременно членом правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года. Срок исполнения полномочий депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и закапчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва. Их срок полномочий может быть продлен только в случае войны. Депутаты могут быть отозваны по основаниям, предусмотренным законодательством.

Порядок формирования парламента во многом зависит от его структуры. Если главный представительный и законодательный орган страны - однопалатный, то он избирается, как правило, прямым и тайным голосованием всего населения государства. Если парламент двухпалатный, то одна его палата, чаще всего - нижняя - также избирается всем населением. Верхние палаты могут избираться всеми гражданами страны. Но чаще всего непрямыми многоступенчатыми или косвенными выборами.

Порядок роспуска парламентов определяется Конституцией и представляет собой прекращение полномочий депутатского корпуса парламента или одной из его палат до истечения срока, на который были избраны депутаты. Конституции государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых и каким органом возможен роспуск парламента. Основные случаи, предусмотренные законами многих государств: невозможность формирования правительства или избрания президента страны, выражения парламентом вотума недоверия правительству, не утверждение программы правительства, непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета и др.

Функции парламента

Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ:

Правотворческая, законодательная функция - это основная функция парламента. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп, отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом;

Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства. Эта функция неразрывно связана с понятием демократии. Задача представительной власти - выражение мнения и интересов избравшего ее народа. Парламент - это единственный официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом;

Идеологическая функция - идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов;

Властная функция - принятие конкретных политических и управленческих решений, осуществление выбора альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем;

Функция участия в формировании органов государственной власти. Концепция разделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причем в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется;

Финансово-бюджетная функция парламента - парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. От него зависят практически вес стороны жизни современного государства;

Функция контроля за деятельностью исполнительной власти осуществляется при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначения тех или иных руководящих лиц.

Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля,

Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других - особыми (выражение недоверия правительству), в третьих - специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т. д.) полномочиями.

Функция политической гласности. Современный парламент - важный форум политической гласности, где представители различных слоев общества, политических партий, правительство, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их. Если этого не происходит, то принятие любого законопроекта оказывается под угрозой. Он требует открытой политической дискуссии;

Функция легитимации. Парламент выступает как важнейший институт легитимации политической власти. Современный парламент как организация и система институтов осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует;

Вынесение импичмента президенту и некоторым должностным лицам. Согласно Конституции, Парламенту или одной из его палат предоставлено право выдвигать против президента обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. После проведения соответствующего расследования и при наличии оснований Парламент двумя третями голосов от его полного состава может принять решение о смещении президента с должности.

Законодательная деятельность парламента следует рассматривать через стадии законодательного процесса, который можно представить следующим образом:

  • законодательная инициатива,
  • обсуждение законопроекта,
  • принятие законопроекта,
  • промульгация - утверждение и опубликование закона.

Законодательная инициатива - это право внесения законопроектов.

в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение.

Право законодательной инициативы может принадлежать Президенту, депутатам, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве определенным Конституцией. Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами одновременно. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта.

Прежде чем быть окончательно принятым, законопроект может пройти несколько стадий обсуждения, каждая из которых именуется чтением. После его принятия нижней палатой, он поступает в верхнюю. Законопроект в первом чтении принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава депутатов. После принятия законопроекта в первом чтении он передается на доработку и устанавливаются сроки для представления проекта ко второму чтению. Между первым и вторым чтением законопроект может быть вынесен на народное обсуждение.

При рассмотрении проекта закона во втором чтении голосование может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям законопроекта. Если по нему не имеется замечаний и предложений, то он может быть принят в целом и отправлен на обсуждение в верхнюю палату.

В случае его принятия обеими палатами законопроект поступает на подпись главе государства. Если Президент его не возвращает на протяжении двух недель, закон считается подписанным. Наступает стадия промульгации.

Президент может подписать его в десятидневный срок или наложить вето, т. с. отвергнуть. В случае своего несогласия с текстом будущего закона он возвращает его со своими возражениями в парламент. Однако палаты парламента могут преодолеть вето президента, если в каждой из них законопроект будет повторно одобрен квалифицированным большинством голосов. Голосование проводится по закону в целом. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов обеих палат.

Закон после преодоления парламентом возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации.

Федеральное собрание- парламент РФ,является представительным и законодательным органом РФ,состоит из двух палат:

Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Функции законодательной власти:

1)законодательная функция;

2) представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3)учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т. п.;

4)функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.



К основным полномочиям законодательной власти относятся следующие:

1. Принятие, изменение и отмена законов.

2. Утверждение бюджета.

3. Определение налоговой политики.

4. Формирование и упразднение государственных органов.

5. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

66.Право собственности: понятие, юридическое содержание; формы собственности в Российской Федерации.

Собственность – это прежде всего экономическая категория, правоспособность – это юр выражение и форма закрепления экономических отношений собственности.

Правоспособность рассматривается в объективном и субъективном смысле

В объективном смысле – это система правовых норм, закрепляющих и охраняющих отношения по владению, пользованию и распоряжению принадлежащих собственнику имуществом.

В субъективном смысле – это возможность собственника владеть, пользоваться, распоряжаться тем имуществом, которое у них имеется.

Правомочия владения означает фактическое обладание вещью, возможность господствовать над вещью. Правомочия пользования – это возможность извлекать из вещи полезные ее свойства в процессе потребления вещи. Это правомочие тесно связано с правомочием владения. Правомочия распоряжения – это возможность устанавливать, изменять, прекращать в отношении вещи правоотношения с помощью определенных юр фактов (отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.)

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.



Гражданское законодательство подразумевают следующее деление форм собственности:

1. Частная собственность подразделяется на собственность граждан и собственность юридических лиц.

2. Государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и автономным округам.

3. Муниципальная собственность подразделяется на собственность городов, поселков и других муниципальных образований.

В зависимости от формы собственности мы можем выделить следующие виды:

1) право частной собственности, которое включает право собственности граждан и право собственности юридических лиц. В свою очередь, право собственности юридических лиц охватывает собственность хозяйственных обществ и товариществ; собственность производственных и потребительских кооперативов; собственность общественных, религиозных и других некоммерческих организаций;

2) право государственной собственности, которое состоит из права федеральной собственности; право собственности субъектов Федерации; собственность республики; собственность автономного округа;

3) право муниципальной собственности, которое включает право собственности города и право собственности прочих муниципальных образований.

По критерию количества владельцев право собственности подразделяется на:

1) право собственности, принадлежащее одному лицу;

2) право собственности, принадлежащее двум или более лицам, включая долевую собственность и совместную собственность. При этом общая долевая собственность может принадлежать нескольким лицам независимо от того, какую форму собственности каждый из них представляет.Общая совместная собственность возможна только между гражданами. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

В зависимости от вида имущества право собственности можно раздеть на:

1) право собственности на движимое имущество;

2) право собственности на недвижимое имущество.

67. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Юридическое лицо – это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает им по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Признаки юридического лица – это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны, для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юридическим лицом с целью решения поставленных перед ним задач. Организационное единство выражается в закрепленной в учредительных документах системе органов юридического лица, их компетенции, взаимоотношениях, целях деятельности юридического лица;

Имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету;

Самостоятельная имущественная ответственность предполагает, что кредиторы могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств юридического лица, только к нему самому, взыскания по этим требованиям могут быть обращены лишь на его обособленное имущество. В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники;

Выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Государственная регистрация юридического лица.

Правосубъектность юридического лица . Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качества субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности. Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособностью. Она возникает с момента государственной регистрации и прекращается в момент регистрации прекращения юридического лица.

Индивидуализация юридического лица . Индивидуализация юридического лица, т.е. его выделение из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоение ему наименования.

Виды юридических лиц .

По целям деятельности юридические лица делятся на:

Коммерческие;

Некоммерческие.

В зависимости от характера прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество юридические лица делятся на те, в отношении которых их учредители (участники) имеют:

Вещные права (унитарные предприятия и учреждения);

Обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);

Не имеют никаких прав (фонды, общественные объединения).

По субъектному составу учредителей юридические лица делятся на:

Корпорации, создаваемые несколькими лицами и имеющие членство;

Учреждения - организации, не имеющие членства.

В зависимости от формы собственности:

Государственные;

Муниципальные;

(законодательная, судебная, исполнительная) считается самым важным достижением человечества. Это было сделано для решения ряда актуальных проблем, среди которых:

Необходимость предотвращения установления диктатуры, тоталитаризма, авторитаризма и злоупотребления властью;

Необходимость чёткого определения сфер деятельности, основных функций, компетентности и ответственности каждого из государственных органов;

Основанная на разделении властей возможность диалектического объединения таких малосовместимых сфер жизни, как право и власть, свобода и закон, гражданское общество и государство.

Ещё Джон Локк (известный философ XVII века) писал в своём главном трактате о неприемлемости соединения в руках одного правительственного органа исполнительной и законодательной власти, иначе может возникнуть угроза деспотизма, а также произойти ликвидация человеческих прав и свобод. Локк преобразовал теорию разделения властей в некую универсальную доктрину и развил её основные положения: законодательная власть должна реализовываться через представительный орган (выборный), этот орган не должен осуществлять исполнение законов, в связи с этим должна быть создана регулярно действующая структура и т.д.

Сейчас законодательная власть - это одна из ветвей государственной власти, разрабатывающая и принимающая законы (нормативные акты), регулирующие общественную жизнь, а также контролирующие и принимающие бюджет страны.

Субъекты законодательной власти

В современном обществе законодательная власть представлена важнейшими субъектами - парламентами. Парламенты - это высшие законодательные и представительные органы государства. От качества их работы будет зависеть степень эффективности принимаемых в стране политических решений, законодательных актов, идей, взглядов, убеждений, норм, принципов и моделей поведения. Именно Парламент как законодательный орган создаёт объективные условия для осуществления важнейших государственных задач и для формирования человеческих ценностей и идеалов.

Функции законодательной власти

Законодательная власть наделяет представительный орган следующими функциями:

1. Законодательная. Выражается в исключительном праве Парламента издавать нормативные акты, наделённые высшей правовой силой. Другие представительные органы такого сделать не могут.

2. Контрольная. Прежде всего, контроль осуществляется за исполнительной властью при помощи разрешения на назначение руководящих лиц и написания членами правительства отчётов для депутатского корпуса.

3. Финансовая. Тесно примыкает к предыдущей функции и заключается в принятии бюджета и жёстком контроле над его исполнением.

В Конституции РФ эти функции закреплены по-разному, но это не значит, что одни из них основные, а другие - дополнительные. Только в своей совокупности они могут в полном объёме раскрыть содержание термина «законодательная власть».