Система структуры федеральных органов исполнительной власти рф. Структура органов исполнительной власти. Деление по субъекту
Организация федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации составляет совместное введение Президента и Председателя Правительства (ст. 112 Конституции РФ). Председатель Правительства РФ, вступив в должность в установленном Конституцией порядке, в течение недели представляет Президенту свои предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и по персональному составу. Президент РФ своим Указом утверждает структуру федеральных органов и состав руководителей министерств, иных органов исполнительной власти. Политическая практика в России свидетельствует, что с каждым новым Председателем Правительства, а тем более новым Президентом происходит реорганизация структуры федеральных органов, т. е. исполнительно-распорядительная власть подвержена воздействию политической конъюнктуры, что дестабилизирует верхний эшелон исполнительной власти, а значит - всю систему управления.
Вице-президент РФ В.В.Путин Указом от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» утвердил новую структуру и новые подходы в организации федеральных органов исполнительной власти.
По этому Указу структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом:
I . Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агент ства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Министерство внутренних дел Российской Федерации – министр – Рашид Гумарович Нургалиев (с 9 марта 2004г.)
Федеральная миграционная служба
Министерство Российской Федерации по делам гражданской оборо ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед ствий – министр – Сергей Шойгу
Министерство иностранных дел Российской Федерации – министр С.В. Лавров
Министерство обороны Российской Федерации – министр А.Э. Сердюков
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по оборонному заказу
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации
Федеральное агентство специального строительства
Министерство юстиции Российской Федерации – министр Коновалов Александр Владимирович (с 12 мая 2008г.)
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная регистрационная служба
Федеральная служба судебных приставов
Государственная фельдъегерская 2 служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) - это форма взаимосвязи элементов (органов) системы, образованная в целях успешной реализации функций и задач государственного управления по предметам ведения и в объеме полномочий. Неделимым элементом организационной структуры ФОИВ является должность федерального государственного служащего.
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных структур системы федеральных органов исполнительной власти осуществляется после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование этих органов в основном осуществляется из средств федерального бюджета.
Создание структуры ФОИВ, их реорганизация и ликвидация осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Действующая структура ФОИВ утверждена указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. указа Президента РФ от 25.11. 2003 г. № 1389.
В структуру федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, а в указе Президента РФ «О системе ФОИВ», Правительство РФ не входит в систему и структуру ФОИВ, так как в соответствии с ст. 10, 110 Конституции РФ Правительство РФ является органом исполнительной власти, которая самостоятельна по предметам ведения и в объеме полномочий;
23 министерства РФ, из них 5 министерств подчинены непосредственно Президенту РФ;
7 Государственных комитетов РФ;
2 Федеральные комиссии;
10 Федеральных служб России, из них 5 подчинены непосредственно Президенту РФ;
7 Российских агентств;
2 Федеральных надзора России.
Иные ФОИВ (структурные подразделения института президентуры):
1) Главное управление специальных программ Президента РФ;*
2) Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;*
3) Управление делами Президента Российской Федерации;*
4) Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами;*
5) Комитет РФ по финансовому мониторингу.*
6) Государственный комитет РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ*.
Наличие в администрации Президента РФ иных федеральных органов исполнительной власти, а также принимаемые указы и распоряжения Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (часть 3, ст. 90 Конституции РФ) - все это является своеобразным отличительным признаком исполнительной власти в России и создает сложности в определении места и роли института президентуры в основах конституционного строя России.
На практике существует как бы «второе» Правительство РФ, которое принимает большинство решений по реализации внутренних и внешних функций государственного управления, подобное дублирование не способствует повышению эффективности государственного управления и, как следствие, не способствует социально-экономическому развитию России.
В связи с этим необходимо внесение изменений в ФКЗ «О Правительстве РФ» с целью расширения правового статуса Правительства РФ как единственного полномочного органа, возглавляющего всю систему органов исполнительной власти. Необходимо также принять ФЗ «О целостной системе исполнительной власти РФ» и ФЗ «О Президенте РФ» с целью упорядочения конституционного статуса Президента как главы государства и высшего должностного лица исполнительной власти, для снятия правовой коллизии ст. 10 и ст. 11 Конституции РФ по вопросу количества субъектов государственной власти. Необходимо также принятие следующих ФЗ: «Управленческий кодекс РФ»; «Об административных процедурах»; «Основы административного судопроизводства»; «Административные суды» и др.
Президент РФ как глава государства осуществляет представительные функции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).
Орган исполнительной власти как целостная система управления должен при этом иметь научно-обоснованную организационную структуру и штаты. Должность федерального государственного служащего является основным элементом структуры органа исполнительной власти. Каждая организационная структура имеет вертикальную связь между соподчиненными органами управления и горизонтальное построение отдельных подразделений.
Горизонтальное построение органа исполнительной власти включает в себя три составные части: руководство, коллегиальный орган и аппарат управления. К руководству относятся руководитель, его первый заместитель и заместители. Распределение должностных обязанностей между руководителями закрепляется соответствующими правовыми актами. Коллегии, как совещательные органы при начальнике, создаются во всех министерствах, государственных комитетах и иных федеральных органах исполнительной власти. Они вырабатывают проекты решений по наиболее важным вопросам, отнесенным к их компетенции. Решения коллегий, как правило, имеют рекомендательный характер, но, будучи объявленными приказом руководителя органа (например, приказом министра), они становятся обязательны для исполнения. К аппарату органа исполнительной власти относятся все его структурные подразделения и должностные лица, определенные правовым актом руководителя.
Штатное расписание - это правовой документ, в котором закреплено, кто персонально осуществляет функции и за что отвечает. Штатное расписание утверждается руководителем органа, предприятия, учреждения или организации.
Руководитель органа исполнительной власти утверждает штатное расписание, содержащее перечни структурных подразделений, их наименование, должности и оклады.
Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.
Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"
В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31, N 27, ст. 3866, N 29, ст. 4295, N 48, ст. 6730, N 49, ст. 7333, N 50, ст. 7337) и Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754, N 27, ст. 3674), с целью обеспечения организации служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих Министерства спорта Российской Федерации приказываю.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Два уровня органов исполнительной власти:
Федеральные органы исполнительной власти
Органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).
По организации:
Исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.
На федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ).
Исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ.
По характеру и объему компетенции:
Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик)
Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства)
Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).
Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются:
Правительство РФ;
Федеральные министерства;
Государственные комитеты РФ;
Федеральные комиссии России;
Федеральные службы РФ;
Российские агентства;
Федеральные надзоры России;
Иные федеральные органы исполнительной власти:
Главное управление специальных программ Президента,
Гос. техническая комиссия при Президенте,
Управление делами Президента.
Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть:
Правительства (советы министров, мэрии, администрации);
Министерства;
Комитеты;
Департаменты;
Главные управления,
Управления,
Отделы и иные органы.
По порядку разрешения подведомственных вопросов:
Коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.);
Единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).
Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам:
По порядку образования (избираемые, назначаемые);
По источникам финансирования (видам бюджета).
В системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить 4 фундаментальных укрупненных звена:
Федеральный центральный аппарат ИВ (центральных органов государственного управления и их территориальных органов);
Аппарат ИВ субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниц. образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.
Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.
Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структура системы федеральных органов исполнительной власти включает в себя 3 группы:
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ: федеральная антимонопольная служба и федеральная служба по финансовым рынкам.
Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое регулирование, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом.
Федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью. Не вправе осуществлять информационно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.
Федеральное агентство – осуществляет функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.
Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств (находящиеся в субъектах Федерации и отдельных регионах РФ) также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры.
В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают Губернатор (края или области), Правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).