Система управления в древней греции. Государственное управление в древней греции. Развитие системы местного управления

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народовДревней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Государственный строй древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Предпосылки и условия формирования полисного строя

Процесс формирования полиса растянулся в общей сложности на полтысячелетия. Не менее длительным был и период распада этого организма. Таким образом, история полиса по сути и являет собой историю всей античности. И хотя полису предшествовали определенные старые общественные структуры, а его распад вызвал к жизни новые - все они так или иначе имели либо своим конечным результатом, либо исходной точкой все тот же полис.

Формирование полиса было результатом длительного развития греческой цивилизации, и истоки этого феномена следует искать в глубокой древности - еще в крито-микенской эпохе. Корни полисного строя исследователи находят в исходной социальной ячейке древности – сельской общине и в главном принципе ее развития на западе - взаимодействии общинного и частновладельческого начал. Рациональным импульсом последующего оформления этой общины была эпическая мудрость, а носителями этого импульса стали представители старинной знати, уходящей корнями в героическое микенское время.

Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:

1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике - в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере - в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.

2. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

3. Природные условия . Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.

4. Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.

5. Великая греческая колонизация . Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.

Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:

от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;

от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;

от власти местных царьков-басилевсов, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом - гражданами.

В историографии нового и новейшего времени учеными высказывались самые различные взгляды на происхождение полиса, его природу и сущность. В XX в. тема полиса стала по существу ведущей в исследовании античности.

Основными чертами полиса как исторического феномена принято считать:

1. Двойственный, противоречивый характер собственности, когда в рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность, причем, как замечал еще Аристотель, общественный принцип должен обладать относительным значением, а частный - безусловным. Полис, как коллектив граждан, будучи верховным собственником, тщательно наблюдал за перемещением земельной собственности: он мог устанавливать земельный максимум, осуществлять надзор за наследованием земли, ограничивать права собственников на распоряжение ею. Полис выступал не только как верховный собственник, имеющий право вмешиваться в отношения собственности, но и как гарант земельной собственности отдельных граждан вплоть до наделения землей безземельных граждан из общественного фонда.

2. Совпадение в принципе политического коллектива с коллективом земельных собственников, то есть взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. это означало, что только граждане полиса имели право на участок земли в пределах полисной территории. Таким образом, в античности наблюдается совпадение территории полиса с землей, принадлежащей гражданам. Утрата в силу тех или иных причин участка земли нередко приводила к утрате гражданских прав. Поэтому гражданин полиса был готов лишиться всего в случае нужды, но только не своего участка. К тому же владение участком земли являлось непременным условием социального престижа. Следует отметить, что в некоторых полисах существовала зависимость между размером земельного участка и объемом политических прав. Такую зависимость установил, например, Солон в Афинах, определяя степень полноправия гражданина размером дохода с его земельного участка.

3. Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам, которые формально находились за пределами полисного организма, но реально обеспечивали его существование и благосостояние. Политико-правовая черта между членами полиса и лицами, находящимися за его пределами, подкреплялась в некоторых полисах запрещением порабощать граждан.

4. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Это приводило к тому, что сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

5. Более или менее полное совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

6. Тенденция к простому воспроизводству полиса как в экономическом, так и в социальном плане, в силу чего полис был заинтересован в том, чтобы поддерживать хотя бы относительную однородность гражданского коллектива, в котором были нежелательны ни чрезмерное богатство, ни крайняя бедность. Стремясь к сохранению стабильности, полис ориентировался на "средний класс" и регулярно производил определенное перераспределение богатств внутри гражданского коллектива, облагая повинностями (литургиями) богатых и "подкармливая" путем раздач продовольствия и организации зрелищ и общественных мероприятий бедных.

7. Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность.

8. Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть "легко обозримы".

Право в Древней Греции.

Обычно рассматривается на примере Афин, по которым больше всего письменных источников.

Источниками права в Древних Афинах были обычаи, законотворчество верховных органов власти полиса, законы Драконта, реформы Солона. В V-IV вв. до н.э.главный источник - законы, принятые народным собранием.

Право собственности и обязательства . Cобственность делилась на полисную и частную. Владение рассматривалось как фактическое обладание имуществом и владение с правом распоряжения. Также греки делили имущество на “видимое”(земля) и “невидимое”(деньги). “Невидимое” было выгоднее, т.к. богатые с “видимым” имуществом несли литургии в пользу полиса.

Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда (“вольные” и “невольные”). Исполнение договора предполагало задаток (при нарушении покупатель свой задаток терял, а продавец должен был в случае нарушения договора заплатить двойную сумму). Договор поручительства обеспечивался материальными гарантиями. В Афинах был распространен Залог земли в форме ипотеки : земля находилась в пользовании должника, но при неуплате долга он ее терял.

Существовали договоры займа (под 20%), имущественного найма (движимости и недвижимости, особенно среди метеков), личного найма. Договор товарищества предполагал разделение всех доходов и убытков по договору и пропорционально взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу и предполагали возмещение убытков. Если вред наносился умышленно требовалась уплата убытка в двойном размере. Ответственность наступала и тогда, когда вред имуществу был нанесен в результате действий подвластных лиц (рабов). Раб мог быть отдан новому владельцу в качестве компенсации за ущерб. Если вред причинялся личности, то ответственность как за преступление.

Семейное право. Безбрачие морально осуждалось. Брак заключался по договору, при этом обычно предполагалась плата за невесту. Приданое считалось собственностью жены не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Женщина находилась под властью отца и мужа и находилась в приниженном положении. Развод был свободным для мужа и был затруднен для жены. Власть отца над детьми была абсолютной вплоть до реформ Солона, но и потом значительна. Отец имел право лишить сына наследства.

Уголовное право. Выделялись преступления против личности и против государства. Обвинение возбуждалось или потерпевшим или заинтересованными лицами. Существовал перечень преступлений. Наказание в большинстве случаев предполагало возмещение вреда или штраф в двойном размере. Наиболее тяжкие преступления влекли смертную казнь. За отдельные преступления возможным было наказание в виде обращения в рабство (в т.ч. вор-рецедивист). В качестве наказаний фигурируют также конфискация имущества, изгнание. Телесные наказания применялись по отношению к рабам. Существовало специфическое наказание - атимия (бесчестье) - лишение политических прав. Несмотря на демократическое устройство в Афинах было распространены сикофанты - доносчики, но за ложное обвинение могли отдать под суд.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Истоки древнегреческого государства. Развитие Древней Греции и возникновение полисов. Реформы Тесея и законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право.

    реферат , добавлен 23.10.2002

    Распад родового строя, появление государства Греции. Реформы Тесея, Солонта и Клисфена, законы Драконта. Государство и право Древней Спарты (Лакедемон). Реформы Сервия Тулия, источники римского права. Государственный строй Рима в период республики.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Общая характеристика права Древней Греции. Становления демократических институтов: республика и монархия, республики, демократическая и аристократическая формы государства.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    История демократии, возникновение, свойства. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции. Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Формирование афинского законодательста, брачно-семейное и наследственное право.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Основы конституционного строя, статуса человека и гражданина по конституции Греции. Глава государства и исполнительная власть, законодательная и судебная власть в Греции. Политика территориального устройства и особенности местного самоуправления в Греции.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    История образования Афинского полиса, государственный строй Древних Афин. Характеристика демократических принципов власти и структуры государственного аппарата. Общественный строй Афин в V веке до н.э., государственно-правовая система, права граждан.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Общественный и государственный строй древней Спарты. Организация государственной власти в Спарте после "Ликургова законодательства". Герусия и басилеи. Народное собрание, Эфорат. Виды брака и регулирование брачно-семейных отношений по Законам Ману.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2015

    Образование протогосударств в Греции, своеобразие процесса становления государственности. Особенности полисов, их географическая и политическая замкнутость. Факторы победы республиканского строя. Причины гибели дневнегреческой государственности.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2015

Хронологическими рамками античности принято считать IX в. до н. э. - V в. н. э. В этих рамках выделяют различные этапы, наиболее общими из которых являются архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Географическими границами являются соответственно пределы греческого и римского влияния.

Современные историки относят образование Греции к III тыс. до н. э. Греки называли себя эллинами. Согласно легендам Эллин (Hellen) является родоначальником племени эллинов. Его сыновья считались предками главных греческих племенных объединений (дорийцев, эолийцев, ахейцев, ионийцев). Слово «эллин» италики (группа индоевропейских племен Древней Италии) перенесли на всех греков. В ходе своего продвижения греки на побережьях Черного и Средиземного морей основали города, со временем преобразовавшиеся в города- государства.

А.Н. Бодак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и другие авторы книги «История Древнего мира. Древняя Греция» отмечают, что греческие предания в основе своей соответствуют реальным фактам истории и являются наследием действительно существовавшей в III-II тыс. до н. э. богатой эгейской культуры. В этой связи интересны представления самих греков о возникновении и устройстве их государства, которые можно найти в таких величайших памятниках философской мысли данного периода, как наследие Платона

Одним из основных условий существования государства философ считал необходимость соблюдения гражданами законов, установленных правителем, поскольку законы ставят своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всех.

Однако, устанавливая законы, правителю необходимо учитывать общественное мнение; в государстве всегда должна существовать некая часть населения, разделяющая взгляды законодателя. Ведь если закон плох, его необходимо менять. Но пока закон существует, пусть в несовершенном виде, он обязателен для выполнения всеми гражданами, поскольку не может стоять целым и невредимым государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, а по воле частных лиц становятся недействительными и уничтожаются.

В данной связи немаловажное значение имеет форма управления государством. С этой точки зрения Платон выделяет следующие виды государственного правления: последовательно переходящие одна в другую аристократию - тимократию (или тимархию) - олигархию - демократию - царскую власть - тиранию.

Аристократическое правление - власть лучших. Эта форма применялась на заре рода человеческого. Она видится Платону наиболее справедливой среди других форм власти, которые представлялись философу в той или иной мере «болезнями» государства. При аристократии правят самые достойные, подготовленные для управленческой деятельности. Вследствие нарушения гармонии в этом обществе между ними возникает конфликт: одни властители желают наживы, приобретения земель и домов, золота, другие - добродетелей и древнего устроения. В ходе борьбы они приходят к среднему к установлению частной собственности на землю и недвижимость,распределив их между собой. Таким образом, форма власти переходит в Тимократию - нечто среднее между аристократией и олигархией. Тимократия форма государственного устройства, при которой господствует меркантилистский подход. Однако крайнее богатство не афишируется, жилища окружаются оградами, а удовольствиям предаются втайне. На государственные должности больше не ставятся мудрые люди, а законы переписываются в пользу имущих.

Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти находятся богатые, а неимущие не участвуют в управлении. Такого рода строй держится на применении вооруженной силы или же устанавливается путем запугивания. В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность граждан, даже допускают ее, поскольку стоящие у власти не хотят ограничивать ее законом. Они, воспользовавшись ошибками граждан, скупают их имущество или дают под процент ссуду с тем, чтобы становиться еще богаче и могущественнее. Такое государство не является единым, в нем существуют два государства: богачей и бедняков, противостоящих друг другу. В результате бунта последних государство переходит на демократическую форму правления.

Демократия - свободное государство, предоставляющее равные возможности каждому гражданину. Характерной чертой такого общества является то, что нет никакой надобности участвовать в управлении, даже если человек к этому способен; не обязательно и подчиняться, если не желаешь. Все принудительное вызывает возмущение как нечто недопустимое. Это ведет к тому что граждане перестают считаться с законами и из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство - тирания.

Тиран приходит к власти, раздавая обещания частным лицам и обществу. Придя к власти, он будет вынужден уничтожить тех, кто помогал ему, оставив наихудших и ничтожных, чтобы сохранить власть. Последние будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его.

Однако рассмотренные выше идеи Платона основаны на положении о том, что государственное устройство находится в тесной зависимости от нравов, которые господствуют в государстве. С тем чтобы устранить имеющиеся недостатки государственного устройства, Платоном предложена своя «идеальная» модель государства.

В этой связи Платон высказывает идею о целесообразности разделения труда в обществе - специализации на производстве определенных продуктов или оказании определенных услуг, так как можно сделать все в большом количестве; лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и вовремя, не отвлекаясь на другие работы. А потому обнаружится, что сапожник - это сапожник, а не кормчий вдобавок к сапожному делу, земледелец - земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, военный человек - военный человек, а не делец вдобавок к своим военным занятиям и т. п.

Важно, что Платон видел в разделении труда основу для существования разных сословий, главную причину иерархического строения общества. Однако известно, что попытка философа осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (на Сицилии) потерпела неудачу. Вопросы политики и государства, являясь предметом дискуссий философов античности (например, полемика между Аристотелем и Платоном, Сократом и Ксенофонтом), подчас рассматривались самым реалистичным образом.

Аристотель государство (как и экономику) понимал следующим образом: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен исходя из имеющихся возможностей, наилучшим образом управлять людьми - такими, каковы они есть, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

Несмотря на то что философская мысль античности акцентировала внимание на человеке, его счастье, добродетелях, нельзя забывать о том, что в основе данных философских систем лежал экономический интерес.

По представлению мыслителей Древней Греции, целью жизни человека является «счастье», но каждый человек мог понимать его по-своему. В результате помещения философами во главу угла счастья, в стороне осталось достойное и недостойное поведение, допустимое и недопустимое в отношениях с другими людьми. Мыслители Эллады это поняли. И появляется еще одно понятие - «добродетель». Добродетели, или душевные качества, оказываются функцией, зависящей от социального положения человека. При этом, согласно древнегреческой философии, трудовая деятельность связана с наименьшей степенью обладания добродетелями.

Так, согласно Аристотелю, раб «должен обладать добродетелью в малой степени, в такой, чтобы его своеволие и вялость не наносили ущерба исполняемым работам».

В трактате «Большая этика» Аристотель приходит к выводу о том, что государственная общность поддерживается посредством пропорциональности в обмене товарами через ценовой эквивалент (серебро). В то же время пропорциональность (справедливость) взаимоотношений является основой общественной жизни.

Во II в. до н. э. начинает формироваться новое сильное государство Рим, которое со временем поглотило Грецию, хотя во многом наследовало направления развития греческой цивилизации.

В формировании Рима как государства следует выделить несколько периодов развития: первобытная община (царский Рим) - Рим (город- государство / полис), республиканский Рим, Рим - империя, под властью которой находилась значительная территория Европы, средиземноморское побережье Северной Африки, Египет, Малая Азия, Сирия.

Началом истории Рима считается IX в. до н. э. В этот период возникли первые поселения на холмах: Палатин, Эсквилин, Кривинал, Виминал, Капитолий, Авентин, Целий. Основание Рима (754-753 гг. до н. э.) связывают с легендой об Энее и его потомках Ромуле и Реме, когда предположительно объединились племена, жившие в этой местности. Обозначили ритуальным обрядом центр, а затем пропахали борозду будущих границ (стен) города - это было начало. По свидетельству Плутарха, Ромул образовал войско из всех способных носить оружие и разделил его на отряды. Каждый отряд (легион) состоял из трех тысяч пехоты и трехсот всадников. Прочие составляли народ (популус ). Сто лучших граждан были избраны советниками и названы патрициями , собрание их - сенатом (советом старейшин). Римляне были поделены на две группы - богатые и бедные, патриции и клиенты, что означало покровители и покровительствуемые, и каждой из них вменялись определенные функции. «Первые растолковывали последним законы, защищали их на суде, были их советниками и опекунами во всем...» Хотя Ромула и рассматривали как царя, он таковым себя не считал, и скорее его можно было назвать вождем (лидером) римского народа. Следующим шагом со стороны Ромула стало похищение сабинянок, женщин и девушек соседнего народа сабинов (сабинцев), с целью пополнения населения. После ряда военных действий было заключено перемирие, по которому во главе Рима стали два царя - Ромул и Татий. Затем «было избрано сто новых патрициев. Число солдат легиона увеличилось до шести тысяч пехоты и шести сотен конницы. Было составлено три трибы, названных: первая - в честь Ромула - «Рамны», вторая «Татия», в честь Татия, и третья - «Лукеры», по имени священной рощи, где спасались многие, искавшие себе убежище и получавшие затем права гражданства... Каждая триба состояла из десяти курий... Цари не сразу совещались друг с другом - каждый имел сперва отдельное совещание с сенаторами, и затем все собирались вместе на общий Совет». Плутарх свидетельствует, что Ромул ввел культы, в частности «священного огня», и должность весталок. Он издал и ряд законов. После гибели Татия и победы над этрусками и кемирййцами Ромул заменил монархией народную форму правления, что изменило, в свою очередь, и ритуал (церемониал) властвования. «Он стал носить красивый хитон и пурпурную тогу и занимался делами, сидя на кресле со спинкой. Его всегда окружали молодые люди, названные целерами за ту быстроту, с какою они исполняли данные им приказания. Другие шли впереди него, разгоняя палками народ. Они были подпоясаны ремнями, чтобы связать немедленно всякого, на кого им укажут».

Однако Ромул не оставил идею народовластия: «...он внушал и римской аристократии мысль стремиться к уничтожению монархии, к образованию свободного государства, учиться управлять и быть управляемыми попеременно». Процарствовав 37 лет, Ромул пропал, и о его кончине ничего не известно.

В республиканский строй Рим вступил как хорошо организованное государство, но не как resprivata (частное дело царей), а как res publico, (общее дело римлян). Его правители внесли свой вклад в построение государства: «...Нума связал граждан религией, а Сервий - законами, Нума был творцом религиозного права (fas), а Сервий Туллий - гражданского, человеческого (ius)».

Республика в переводе с латинского определяется как «форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок населением, обладающим правом голосования». Это и было сделано в Риме, однако он долгое время оставался республикой аристократической.

Первоначально в Риме избирали двух консулов сроком на один год, чтобы не было единовластия. Они правили поочередно, сменяя друг друга каждый месяц. С возникновением республиканского Рима изменилась и структура системы управления, да и собственно управление: единовластие как таковое было отторгнуто, весомость приобрело народное голосование, возросла значимость согласований принимаемых решений, расширился круг ответственности звеньев управления и т. д.

Значимым реформатором в управлении государством в широком смысле слова, т. е. по видам управления, его элементам, звеньям, уровням, был Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.). С его именем связано начало эпохи императорского Рима, или принципата. Принципат (principatus ) - в римской истории образ правления, установленный Августом и продержавшийся до второй половины III в. н. э. Возникновение принципата относится к 27 г. до н. э., когда Октавиан Август закончил реорганизацию государства восстановлением правильного управления взамен господствующей анархии и водворил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. С правовой точки зрения, принципат есть диархия (двоевластие), при которой носителем власти является, с одной стороны, народ и Сенат, с другой - император. Принцепс в теории не самодержавный монарх, а просто магистрат, слуга единственного суверена - народа. Компетенция и власть принцепса ограничены строго конституционными рамками.

Однако в Древнем Риме император (повелитель) был носителем всей полноты военной, административной, судебной власти. Данный титул присваивали полководцу, если после битвы, которой он руководил, на поле боя оставалось более 6 тыс. погибших противников римлян. Это происходило следующим образом: легионеры, проходя в победном марше мимо полководца, стучали щитами и выкрикивали «Да здравствует император!»

Преобразованию в управлении империей послужили радикальные социальные меры, главной из которых было определение социального статуса каждого сословия (сенат, всадники, военные, римские граждане (свободнорожденные), вольноотпущенники, муниципальная аристократия», рабы, а также половозрастные группы и общественные формирования). Были внесены изменения в территориальные образования и их положения (города, поенные поселения, муниципии, провинции, региональные части империи).

Существенные изменения система управления государством претерпела при Диоклетиане (император с 284 по 305 г.). Прежде всего им была утверждена система соправителей. Вместо единственного в Риме центра управления (резиденция императоров) он создал несколько центров управления в г. Никомедии, Милане и др. и разделил империю на две части: Западную и Восточную. Был введен пышный императорский двор и церемониал (наподобие восточных государств), этим Диоклетиан демонстрировал неограниченную власть над подданными. В экономике Диоклетиан реформировал монетную систему, введя полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной, установил цены на продукты питания и потребности повседневной жизни, ужесточил налоговую систему, заменив натуральный налог денежным. Не обошли изменения и армию. Римское войско было переформировано в действующую армию, пограничные части и преторианскую гвардию, был введен рекрутский набор, в том числе за счет варварских племен. При Диоклетиане Рим вступил в период доминанта (режим неограниченной власти императора). Диоклетиан также выступил гонителем христианства и сторонником восстановления прежних религий, что снискало ему «славу» Герострата.

В 305 г. Диоклетиан добровольно уходит в отставку. Последующие императоры и их соправители до Константина I Великого больше занимались выяснением отношений между собой и боролись за власть, мало заботясь об управлении в государстве.

Лишь с приходом к власти императора Константина I положение в государственном управлении обрело новое понимание. Император Константин I Великий (306-337 гг.) отказался от язычества, проникся идеями и догмами христианства. Последнее к тому времени обрело многих сторонников, сложилась церковная иерархия с системой управления, включая методы, ритуалы. Христианство стало государственной религией, Константин принял крещение на смертном одре. В области управления Константин после победы над Лицинием (324 г.) сделался единодержавным правителем (императором) и западной и восточной частей Римской империи. Столицу в 330 г. он перенес в г. Византий (после его смерти город назвали Константинополем, ныне Стамбул). По своей роскоши этот город был более блистателен, чем Рим.

Выступив против разногласий и раздоров церковных иерархов, Константин в 325 г. собрал под своим началом I Вселенский Собор. В дальнейшем императоры Западной Римской империи внесли мало нового в управление государством (в церковное управление и в управление хозяйством), и даже законодательно - правовое обеспечение управления оказалось запутанным и неопределенным. В борьбе за власть, в междоусобных, захватнических войнах, подавлении восстаний императоры и претенденты на императорский трон не гнушались ничем (интриги, подкупы, убийства, казни и др.) и использовали любые средства. Столица перемещалась из одного города в другой (Милан, Рим, Равенна и обратно). Императоры сменяли один другого через небольшой отрезок времени. В тот период происходили гонения на христиан и восстановление язычества. Лишь Феодосий I Великий (379 395 гг.) сумел восстановить дисциплину и боеспособность армии, укрепил государственность, поддержал христианство, созвал Второй Вселенский Собор (381 г.), указами утвердил решения этого Собора и запретил язычество. Кроме того, случилось так, что Феодосий вынужден был покаяться перед Миланским епископом Амвросием. Он был первым императором, склонившим голову перед авторитетом церковной власти. Последний император западной части Римской империи Ромул Августул (475-476 гг.) был низложен предводителем одного из наемных германских отрядов в армии императоров Западной Римской империи Одоакром (433-493 гг.) в 476 г. Так Западная Римская империя прекратила свое существование. Восточная Римская империя, получившая название Византия в 330 г., просуществовала до 1453 г., до завоевания ее турками. Одоакр правил Италией до 493 г. И хотя формально он считался полководцем, назначенным Зеноном, фактически это был первый германский военный правитель. В конце своего правления Одоакр потерпел поражение от остготов и погиб. И Италии возникло государство остготов.

Влияние достижений древнеримской цивилизации на практику управления столь велико, что ощущается и сегодня. Это проявляется прежде всего в государственном устройстве ряда европейских государств, в которых сложились традиции централизованной власти. Как представляется, подобная тенденция характерна практически для всех романских стран, которые подвергались экспансии Римской империи, в противоположность, например, германским государствам, которые вплоть до XIX столетия не имели какой-либо сильной централизованной основы власти.

Распад родового строя, появление государстваРАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ,
ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Древние греки называли себя эллинами, а свою
страну - Элладой. В этнографическом смысле под
Элладой они понимали все те районы, где находились
их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово
"Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной
Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские
острова. В географическом смысле, Элладой или
Грецией называлась южная часть Балканского
полуострова. Это и будет греческий материк, который
делится на 3 основные части: северную, среднюю
(собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).

История Греции

ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ
История Греции - это есть история
отдельных государственных образований,
самостоятельных в политическом
отношении полисов.
Полис- это государство-город, объединение
ряда сельских поселений вокруг города,
который доминирует над этими
поселениями.
Самыми крупными в греческом мире
являлись только два полиса- Афины и
Спарта, которые и оказали большое
влияние на судьбу других полисов. Из
последних более значительными были:
Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида,
Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.
На рисунке полис в древней Греции
руины.

Появление полисов.

ПОЯВЛЕНИЕ ПОЛИСОВ.
Появление частной собственности вызвало
появление государства. Свободные граждане
противостояли массе эксплуатируемых рабов. В
результате глубоких изменений в греческом
обществе 8-9 вв. появились государства - полисы.

Можно выделить 3 вида полисов:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ВИДА ПОЛИСОВ:
1)Демократический.
Он означает то, что все
граждане полиса вне
зависимости от
социального,
материального,
имущественного
положения имели право
участвовать в
политической жизни
полиса: заниматься
созданием законом,
голосованием,
обсуждением важных
государственных вопросов.
Таким полисом являлись
Афины.

2)Аристократический.
Второй вид полиса Древней
Греции. В данном случае во
власти участвует не весь
демос – народ, а только
отдельные выборные слои
общества – аристократы,
которые в силу своего особого
происхождения, ума, таланта,
способностей имеют
исключительное право
реализовывать свои
политические права,
занимаясь правотворчеством,
обсуждение важных дел в
государственных органах.
Аристократическим полисом
была Спарта.

3)Олигархический.
Еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти
опять таки не является демос, а является определенный круг людей,
который обладают большими материальными богатствами, большой
экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное
право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где
занимались решение государственных задач люди знатные и
богатые.

Рассмотрим общественный и государственный строй двух наиболее влиятельных полисов античной Греции – Афины и Спарта.

РАССМОТРИМ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДВУХ
НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ
ПОЛИСОВ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ –
АФИНЫ
И
СПАРТА.

Афины

АФИНЫ

Афины

АФИНЫ
Государство возникло на территории
Аттики, где первоначально жили четыре
племени, каждое из которых имело свое
Народное собрание, Совет старейшин и
выборного вождя Базилевса. С переходом к
производящей экономике произошел
раздел общинной земли на участки,
происходила имущественная
дифференциация, что в конечном итоге
приводило к образованию верхушки
богатых людей и обнищанию масс
свободного населения, многие из которых
из долгов попадали в рабство. Классовости
также способствовало ремесло и торговля,
так как Афины имели непосредственный
доступ к морю. Так, богатые люди
начинали руководить и подчинять себе
бедных.

При легендарном греческом герое Тесее происходит слияние четырех племен, и, как следствие, образуется Афинское государство-полис.

ПРИ ЛЕГЕНДАРНОМ ГРЕЧЕСКОМ ГЕРОЕ
ТЕСЕЕ ПРОИСХОДИТ СЛИЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ
ПЛЕМЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОБРАЗУЕТСЯ
АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО-ПОЛИС.
Тесей разделил всё население на три
основные группы:
1)Эфпатриды – родоплеменная знать,
которая обладала исключительным правом
занимать государственные должности
2)Геоморы – люди, которые занимались
земледелием
3)Демиурги – люди, которые занимались
ремеслом.
Кроме того, были лица, не входившие ни в
одну из групп, например, торговцы и
крестьяне, которые составляли основную
массу населения и были лишены права
занимать государственные должности, они
лишь могли участвовать в Народном
собрании, в компетенции которого не
входили особо важные политические
вопросы.

в 8-7 веке до н.э. можно выделить следующие органы в Афинском полисе:

В 8-7 ВЕКЕ ДО Н.Э. МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ОРГАНЫ В АФИНСКОМ
ПОЛИСЕ:
1)Народное собрание
2)Архонт-изберался
из класса
Эфпартидов.
3)Ареопаг-орган,
который избирал и
контролировал
Архонтов и Народное
собрание,
осуществлял высшую
судебную власть.

Спарта

СПАРТА
Спарта - Древнегреческий полис,
который можно полностью
противопоставить Афинам. Как
было уже замечено, в Афинах
правил демос, в Спарте же
правила аристократия,
родоплеменная знать.
Спартанский полис образовался в
результате слияния двух племен дорийцев и микенцев. Именно эти
племена решили объединиться в
имя достижения общей цели,
чтобы направить всю силу против
врагов. В каждом племени
Спарты был свой царь. Спарта по
форме правления представляла
собой республику. Цари играли
роль военачальников, которых
избирали из родоплеменной
знати.

Что касается социальной структуры населения, то можно выделить две основные группы:

ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТО МОЖНО
ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:
1)Свободное население. В него входили прежде всего
спартанские граждане – самые привилегированные слои
общества, хотя участвовать в Народном собрании мог
только тот, кто имеет землю в собственности. Также к
свободному населению можно отнести периэков - жители
полиса, которые не обладали статусом гражданства, но,
тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить
в армии.
2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя
рабство и имело место, оно не получило большого
распространения. Большую массу зависимых составляли
так называемы Илоты – представители захваченного
населения.

Структуру органов власти можно охарактеризовать следующим образом:

СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
1)Народное собрание (принимало законы, избирало
чиновников, решало вопросы войны и мира)
2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти,
состоящий из пяти человек, который избирались сроком
на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются
вопросы внутренней и внешней политики)
3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались
из старейших граждан; в совете было 28 человек,
которые непосредственно обсуждали законопроект перед
принятием его на Народном собрании).

Список использованной литературы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Э.Д.Фролов.История Древней Греции
Москва 2003
2)Новиков. Всеобщая история Москва 2004
3) Крашенинников. История государства и
права зарубежных стран Москва 1999
4) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва

Центральные и местные органы управления.

Афинское государство возникает на основе объединения четырех племен, во главе которых стоял выборный вождь - базилевс.

В VIII веке до н.э. функции управления переходят к избираемой коллегии, состоящей из девяти архонтов, среди которых были архонт - базилевс, выполнявший судебные (по уголовным делам) и жреческие функции; архонт-эпоним, осуществлявший общее управление государством и судопроизводство по гражданским делам; архонт-полемарх, ведавший вопросами, связанными с обороной и войной; шесть архон- тов-фесмофетов, выполнявших судебные функции и участвовавших в формировании законодательства.

Первоначально власть архонтов была пожизненной, но с середины VIII в. до н.э. она ограничивалась десятилетним сроком, а с VII в. до н.э. - одним годом. Архонты, срок полномочий которых заканчивался, пополняли ареопаг - орган, возникший в VII в. до н.э. Ареопаг осуществлял контроль за всеми решениями, принимаемыми архонтами.

Помимо ареопага и коллегии архонтов, в Афинском государстве существовало еще народное собрание, роль которого была крайне незначительной, за исключением участия в решения вопросов войны и миры.

В VI веке до н.э. была создана новая система управления государством, допускавшая афинских граждан к выполнению управленческих функций на основе имущественного ценза, введенного реформами Солона. Был сохранен ареопаг и народное собрание, учреждены два новых органа - Совет 400 (булэ) и Суд присяжных (гелиэя).

Дальнейшее реформирование центральных органов власти Афинского государства происходит в период реформ Клисфена (509 г. до н.э.). Вместо Совета 400 был учрежден Совет 500, изменена роль и значение народного собрания, учреждался «остракизм» - «суд черепков», а также были созданы коллегия стратегов и «пританы». Реформы Клисфена завершили процесс формирования органов власти Афинского государства и сформировали демократическое государство, которое считается прообразом современной демократии

Высшим органом государственной власти в Древних Афинах в V-IV вв. до н.э. было народное собрание (экклесия), которому принадлежала вся полнота власти (законодательная, исполнительная, судебная). Оно обладало следующими исключительными полномочиями:

  • 1) принятие законов;
  • 2) решение вопросов войны и миры, утверждение международных соглашений;
  • 3) определение количества и состава вооруженных сил;
  • 4) назначение командующих войсками в случае ведения военных действий;
  • 5) избирание высших должностных лиц;
  • 6) контроль и надзор над деятельностью должностных лиц;
  • 7) принятие постановлений в отношении определенного конкретного лица, как правило, должностного обвиняемого в государственной измене и других преступлениях против государства;
  • 8) решение об изгнании гражданина либо смертной казни;
  • 9) пересмотр дел в апелляционном и кассационном порядке.

Участниками народного собрания были исключительно афинские

граждане - мужчины, которым исполнилось 18 лет. В зависимости от рассматриваемых вопросов народное собрание собиралось в различных публичных местах - на рыночной площади, в театре и т.п. Первоначально народное собрание созывалось десять раз в год, в последующем количество созывов было увеличено до 30 и 40 раз в год, однако одно собрание месяца считалось главным. Оно называлось притания.

Афинское народное собрание имело установленный порядок работы. Созывал народное собрание специальное должностное лицо (эпистат пританов). От его имени по городу ходили глашатаи, которые оповещали о времени и месте собрания. Заседание народного собрания начиналось с религиозного ритуала, который включал в себя жертвоприношения богам и проклятия всем, кто злоумышляет против народа. Затем зачитывалась повестка дня (пробулевма), предварительно одобренная Советом 500, которую нужно было утвердить либо в целом, либо каждый пункт по отдельности.

После утверждения повестки начиналось публичное обсуждение каждого вопроса. Первым слово для выступлений предоставлялось старшим по возрасту. Говорить можно было только по существу вопроса. В противном случае выступающий мог понести наказание в виде штрафа.

После обсуждения рассматриваемый вопрос ставился на голосование, которое могло быть либо открытым - простое поднятие рук (хейротония) и тайным. Тайное голосование могло проводиться тремя способами: при помощи бобов, камешков, черепков. Бобы и камешки были черного и белого цвета, что означало «против» или «за». Камушки бросались, как правило, в специальный сосуд. Черепки - это кусочки керамики, на которых голосующий должен был выцарапать фамилию лица, которого следовало изгнать из государства. Голосование черепками проводилось исключительно по вопросу, связанному с остракизмом.

За участие в работе народного собрания афинским гражданам выплачивалось вознаграждение.

Совет 500 - высший исполнительно-распорядительный орган Афинского государства, который подчинялся народному собранию и формировался на основе территориального представительства. Выборы кандидатов осуществлялись при помощи жребия. Компетенции Совета 500 были чрезвычайно большими. Совет:

  • ? организовывал и обеспечивал деятельность народного собрания;
  • ? давал заключение на законопроект, принятый народным собранием в первом чтении;
  • ? осуществлял проверку прежде всего имущественного положения всех должностных лиц, как назначенных, так и избранных;
  • ? осуществлял контроль, прежде всего финансовый, за деятельностью должностных лиц;
  • ? возбуждал обвинение и судебное преследование против должностных лиц;
  • ? решал вопросы обороноспособности, например, строительство новых кораблей, комплектование армии, ее количество и т.п.;
  • ? рассматривал вопросы внешней политики, включая заключение международных договоров и назначение послов;
  • ? управлял и распоряжался всем государственным имуществом и финансами;
  • ? устанавливал и отменял налоги, определял их количество и размер.

Непосредственно осуществление исполнительно-распорядительных функции возлагалось на 50 человек - членов Совета 500. Они назывались пританами. Каждый месяц эти 50 человек менялись так, что каждый член Совета 500 один месяц осуществлял исполнительные функции. В подчинении пританов находились многочисленные должностные лица, избираемые на народном собрании:

  • 1) рыночные надзиратели (агораномы) - ответственные за порядок и чистоту на рынках, сбор торговых сборов, а также соблюдение законов торговцами и покупателями;
  • 2) метрономы - ответственные за соблюдение установленных мер и весов;
  • 3) астиномы - осуществлявшие охрану правопорядка;
  • 4) гинекономы - следившие за соблюдением женщинами нравственности;
  • 5) логисты - осуществлявшие проверку деятельности других должностных лиц;
  • 6) полеты - ведавшие текущим управлением государственным имуществом, включая вопросы, связанные с его арендой, продажей и т.п.

Все должностные лица за свою деятельность получали вознаграждение. В должности они могли находиться не более года. После истечения срока полномочий они должны были пройти проверку перед специальной коллегией. До тех пор, пока проверка их деятельности не была закончена, бывшее должностное лицо не могло распоряжаться своим имуществом, покидать территорию государства и претендовать на новую должность.

В Афинском государстве продолжала существовать коллегия архонтов, однако ее роль и значение в системе государственного управления существенным образом уменьшились в пользу пританов и коллегии стратегов. Вместе с тем архонты продолжали исполнять религиозные и судебные функции, председательствуя в судах.

Еще одним исполнительно-распорядительным органом Афинского государства была коллегия стратегов, контроль и надзор за деятельностью которой осуществлял Совет 500. Всего избиралось десять стратегов, причем им мог стать только гражданин, который обладал недвижимым имуществом и состоял в браке. Стратеги не получали какого-либо вознаграждения за свою деятельность.

Стратеги выступали в качестве главнокомандующих афинских вооруженных сил. Они решали чрезвычайно широкий круг хозяйственных и финансовых вопросов, вели дипломатические сношения. Помимо этого, стратеги:

  • ? председательствовали в судах по обвинениям в воинских преступлениях;
  • ? скрепляли своей подписью все договоры, которые заключались от имени государства;
  • ? могли потребовать созыва Совета 500 и народного собрания.

Между стратегиями существовала «специализация». Каждый обладал всей полнотой властью в рамках какого-то одного направления деятельности: армия, флот, конные воины, защитные сооружения, гавани, порты и т.д. Количество и характер распределения вопросов между стратегами определялся ими кулуарно. Как правило, один стратег отвечал за координацию всей деятельности стратегов и назывался автократором.

Местное управление в Афинском государстве осуществлялось на основе особого территориального деления. Вся территория Аттики была разделена на 30 округов (триттий), из которых десять округов приходились на прибрежную часть, десять - на центральную и десять - непосредственно на Афины и прилегающую к ним территорию. Все округа были распределены между десятью филами посредством жребия, но при одном условии: каждая фила должна была включать в себя по одному прибрежному, центральному и афинскому округу. Каждая фила была поделена на десять дем (всего 100), в которой «прописывался» гражданин. Именно здесь он и должен был голосовать и избираться.

Опорой государственной власти в Афинах являлись вооруженные силы, которые представляли собой всеобщее ополчение свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. В военное время каждая фила выставляла отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников. Все афинские граждане от 18 до

20 лет проходили военное обучение. Причем их нередко привлекали к патрульной службе на границах. Начиная во второй половины V в. до н.э. к охране государственных границ стали привлекаться наемники, которых в дальнейшем использовали и в военных действиях.

В Афинском государстве полицейские функции выполняли рабы- токсоты; свободному афинянину исполнение полицейских обязанностей было унизительным.

Судебная система Афинского государства состояла из нескольких органов: гелиэи, ареопага, суда эфетов, коллегии одиннадцати, коллегии архонтов, суда диэтетов, «суда черепков».

Гелиэя - суд присяжных - высший судебный орган Афинского государства, который состоял из 6000 человек, ежегодно избираемых посредством жребия. Выборы проходили по филам. Каждая фила должна была избрать 600 граждан, достигших 30-летнего возраста. Все члены суда (гелиасты) делились на коллегии (дикастерии). Было десять коллегий по 500 человек в каждой; еще 1000 избранных судей не входили в какую-либо коллегию и считались запасными. Коллегии работали по очереди. Как правило, дела рассматривались одной, а в случае необходимости двумя или тремя коллегиями. Все дела между коллегиями распределялись жребием.

Особенностью гелиэи было то, что ее компетенция была шире, чем просто осуществление судебных функций, которые были основными, но не единственными. Кроме них, гелиэя утверждала законы, принятые народным собранием, размер налоговых выплат со стороны союзников, осуществляла проверку кандидатов на избрание в должностные лица с точки зрения их нравственных качеств и верности ценностям демократии. Члены гелиэи получали заработную плату.

Ареопаг - судебный орган, который рассматривал дела по уголовным обвинениям находящихся вне юрисдикции гелиэи. Главным образом это были дела, связанные с умышленным убийством или умышленным нанесением телесных увечий.

Суд эфетов рассматривал дела по обвинению в убийстве, характеризующиеся некоторыми осложнениями или особенностями:

  • 1) виновник убийства не известен, либо причиной убийства стал упавший камень, обрушившееся здание, животное и т.п.;
  • 2) непредумышленное убийство гражданина, или убийство иностранца;
  • 3) убийство, совершенное в состоянии аффекта или необходимой обороны, случайное убийство, убийство вора или любовника жены;
  • 4) убийство, которое совершили лица, находившиеся в изгнании.

Коллегия одиннадцати осуществляла суд по делам, связанным с разбоем, грабежом и кражами, а также ведала тюрьмами и исполнением приговоров.

Коллегия архонтов выполняла судебные функции, связанные с религиозными преступлениями, а также отвечала за организацию деятельности, которую принято определять, как оперативно-розыскную в сфере уголовных и религиозных преступлений.

Суд диэтетов рассматривал гражданские дела. Он был единственным судом, где наряду с государственными допускалось существование частных судей, которые выбирались по обоюдному согласию спорящих сторон. Все решения диэтетов можно было оспорить в гелиэи.

«Суд черепков» - остракизм, суть которого состояла в недопущении роста политической популярности и влияния какого-то конкретного лица, что могло создать угрозу институтам демократии.

Процедура остракизма была следующей. Каждую шестую пританию в повестку народного собрания ставился вопрос: есть ли гражданин, угрожающий государству? Если граждане посредством голосования признавали, что такой гражданин есть, то назначалось специальное голосование остраконами в восьмую пританию. В восьмую пританию каждый участник народного собрания брал остракон, на котором выцарапывал имя гражданина, который, по его мнению, угрожает государству и который должен быть изгнан за пределы государства на десять лет в течение десяти дней после голосования. Для принятия решения необходимо было, чтобы против гражданина было подано не менее 6 тыс. голосов.

В отличие от Афинского государства система центральных органов власти и управления в олигархической Спарте, созданная в ходе реформ Ликурга (IX в до н.э.), оставалась неизменной в течение столетий. Она включала в себя эфорат, герусию, царей, народное собрание.

Эфорат - это коллегия, состоявшая из пяти человек (эфоров), избираемых ежегодно народным собранием. Их компетенция была чрезвычайно большой:

  • ? созывать, председательствовать и формировать повестку заседаний народного собрания и герусии;
  • ? управлять финансами, всецело определяя расходы государства;
  • ? определять направления внешней политики;
  • ? объявлять набор войск;
  • ? осуществлять надзор и контроль за царями и иными командующими войсками в период военных компаний;
  • ? отрешать от должности царей и любых других должностных лиц, а также предавать их суду.

Эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Ни народное собрание, ни герусия, ни цари не имели право вмешиваться в их деятельность, критиковать и обвинять в чем-то.

Герусия - совет старейшин, состоявший из двух царей и 28 избираемых членов - геронтов. Первыми геронтами стали сторонники реформ Ликруга. В последующем места умерших занимали наиболее уважаемые граждане, которым исполнилось 60 лет.

Компетенции герусии состояли в следующем:

  • 1) подготовка проектов решений для народного собрания;
  • 2) выполнение судебных функций по обвинениям в религиозных и государственных преступлениях;
  • 3) осуществление контроля и надзора за деятельностью царей.

Два спартанских царя являлись, по сути, главнокомандующими

и возглавляли армию в период военных действий. Также они были наделены жреческими функциями. Считалось, что именно они представляют спартанцев перед богами и могут вопрошать их волю, все основные жертвоприношения совершались царями. Должность царей была наследственной.

Народное собрание (апелла) - орган, в котором участвовали спартианы-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Спартанское народное собрание имело ряд существенных особенностей. Во-первых, в народном собрании нельзя было ничего обсуждать, комментировать и т.п. Народ созывали только с целью одобрить или нет предложения эфоров, царей и геронтов. Если народ принимал решение, с которым были не согласны высшие должностные лица государства, то решение не вступало в силу. Во-вторых, собрание не имело каких-либо четких процедур, Как правило, оно собиралось раз в месяц по решению царей или эфоров. В-третьих, собрание не имело четко выраженной компетенции. Единственное, что можно выделить - это избрание геронтов и эфоров.

В отличие от Афин в Спарте не сложилась развитая система должностных лиц.

Судебная власть в Спарте как таковая отсутствовала, поскольку основной источник конфликтов - частная жизнь и собственность - в Спарте были не развиты.