Системное построение в статье 113 гк рф. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Примеры ГК РФ

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Также посмотреть

Статья 113. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Комментирует Рутман Л.М.

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (УП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам ГК, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права. Вместе с тем ст.113-115 ГК определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица, во-первых, создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности — государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Федерации) или муниципальное образование. В данном случае невозможно возникновение юридического лица и смешанной формы собственности. Во-вторых, собственник имущества, создавая УП и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает, в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов, прав на него. УП в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по-существу, принадлежит другому субъекту.

Перечисленные особенности, а именно - цельная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность УП, а также сохранение права собственности на имущество, закрепленное за ним, у его учредителя, формирует унитарную (unitaire - франц., от латинского unitas — единство) природу этого юридического лица.

2. Предусматривая деятельность УП с использованием чужой собственности, ГК в рамках данной организационно-правовой формы (п.2 коммент. статьи) наделяет субъекта определенными правомочиями на переданное ему имущество (право хозяйственного ведения либо оперативного управления), которые носят вещный характер (см. ст.216 ГК), что позволяет выделить в составе УП две разновидности с различным объемом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности. Содержание таких прав, предоставленных УП, а также отличие первых от вторых, их соотношение с правами собственников определены в ст.114, 115, 294-300 ГК (см. коммент. к ним).

3. Невозможность согласно ГК существования УП с использованием иной, кроме государственной или муниципальной, форм собственности предопределила принятие нормы п.5 ст.6 Вводного закона, согласно которой индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными обществами и товариществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на аналогичных имущественных правах, подлежат до 1 июля 1999г. преобразованию в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. До преобразования или ликвидации к данным предприятиям применяются нормы ГК, регулирующие деятельность УП, основанных на праве оперативного управления (ст.113, 115, 296, 297 ГК). Кредиторы таких предприятий вправе предъявлять иски к собственникам имущества (учредителям предприятий), которые несут субсидиарную ответственность по долгам таких унитарных предприятий (см. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ No.2/1).

4. Имущество, закрепленное собственником за УП, формирует его уставный фонд, размер которого, источники и порядок создания отражаются в учредительном документе, каковым для УП, согласно абз.3 п.1 ст.50 и п.1 ст.113, является устав. В нем должны фиксироваться предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности специальный характер (см. п.1 ст.49 и п.2 ст.52 ГК и коммент. к ним), а также фирменное наименование УП, которое, согласно п.3 ст.113 ГК, должно указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственного или муниципального предприятия.
Закон о бухгалтерском учете предусматривает обязанность УП ежегодно предоставлять бухгалтерскую отчетность органу, уполномоченному управлять государственным имуществом.

5. Руководитель УП действует в этом качестве на основе единоначалия и представляет юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему законом полномочий. Его назначает на основе контракта соответствующий исполнительный орган, который уполномочен на это Правительством РФ. Такое право, в частности, по федеральным УП предоставлено ГКИ РФ (СЗ РФ, 1995, No.50, ст.4930). Порядок отчетности руководителей федеральных государственных УП определен постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994г. No.1112 (СЗ РФ, 1994, No.24, ст.2639).

6. Имущественная ответственность УП по своим обязательствам принципиально соответствует общим правилам гражданско-правовой ответственности, характерной для юридического лица. УП не отвечает по обязательствам своего учредителя, а последний — по долгам и обязательствам УП. Вместе с тем ответственность этого юридического лица в определенной степени зависит от объема и характера прав на имущество, которое закреплено за ним собственником: на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Подробнее об этом см. ст.56 и 115 ГК и коммент. к ним.

7. Согласно п.6 коммент. статьи деятельность УП должна регулироваться специальным законом, формирующим их правовой статус, который в настоящее время отсутствует. Вместе с тем существующий сегодня сектор экономики в значительной мере основан на государственной и муниципальной формах собственности, что предопределило сравнительно большое число таких предприятий. В частности, в качестве государственных УП действуют практически все основные предприятия и организации железнодорожного транспорта, связи, атомной энергетики, водопользования и водоохраны и некоторых других отраслей народного хозяйства. Недостаточность законодательной базы, в данном случае отсутствие закона о государственных и муниципальных УП, ослабляет правовое регулирование этими субъектами рыночных отношений.

В настоящих условиях юридические лица данной организационно-правовой формы функционируют, помимо норм ГК, на основе законодательства Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996г. No.443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" (СЗ РФ, 1996, No.15, ст.1573) определяет имущественные права государственных УП, являющихся участниками таких групп; вопросам, касающимся продажи на аукционе имущества (активов) ликвидирующихся государственных и муниципальных УП, посвящено постановление Правительства РФ от 15 мая 1995г. No.469 (СЗ РФ, 1995, No.22, ст.2059). Согласно ст.1015 ГК эти предприятия не могут выполнять функции доверительного управляющего.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.


В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.


В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).


2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.


Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.


3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.


Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.


4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.


5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.


6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.


Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.


Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.


7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.


8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 , сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий (в ред. Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746).

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Полный текст ст. 113 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 113 ГК РФ.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к статье 113 ГК РФ

1. Унитарное предприятие обладает следующими характерными признаками:
1) это всегда коммерческая организация, т.е. основной целью создания унитарного предприятия является извлечение прибыли;
2) оно не наделяется правом собственности на закрепленное за ним имущество, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности. Исходя из этого, в форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия;
3) его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Данный признак вытекает из самого понятия "унитарный", что означает составляющий одно целое, единый. Имущество может находиться в оперативном управлении или хозяйственном ведении, что определяет объем прав предприятия в отношении имущества и степень ответственности предприятия;
4) его учредительным документом является устав;
5) его фирменное наименование должно содержать указание на:
- организационно-правовую форму: "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие", "муниципальное предприятие" или "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие", "муниципальное казенное предприятие";
- собственника имущества (Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование);
- слово "казенное" (для казенного предприятия);
6) оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;
7) оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;
8) собственник его имущества, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;
9) может быть реорганизовано в соответствии с ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и законами о приватизации.

2. Особенности создания унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия):
1) создается на базе государственного или муниципального имущества;
2) создается только в случаях, предусмотренных ст. 8 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях":
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;
- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий;
3) может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;
4) учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Исключения: уставы федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утверждаются Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со ст. 6 ФЗ от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", - государственными академиями наук.

Отличительная особенность устава казенного предприятия - устав должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;
5) фирменное наименование должно содержать слово "казенное";
6) уставной фонд не формируется.

3. В уставе унитарного предприятия обязательно указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда (за исключением устава казенного предприятия). Уставный фонд казенного предприятия не формируется, однако в уставе должны содержаться сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый уполномоченным собственником органом, если иное прямо не предусмотрено в законе, и подотчетный ему.

Руководитель унитарного предприятия вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности, в т.ч. представлять его интересы, совершать в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждать структуру и штаты унитарного предприятия, осуществлять прием на работу работников такого предприятия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры, издавать приказы, выдавать доверенности в порядке, установленном законодательством.

5. Применимое законодательство:
- ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
- ФЗ от 01.12.2007 N 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";
- ФЗ от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872;
- постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739;
- постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234;
- Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.06.2011 N 1060-р);
- приказ Минэкономразвития РФ от 02.03.2005 N 49;
- приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205;
- распоряжение Минимущества РФ от 11.12.2003 N 6945-р;
- приказ Росатома от 21.05.2008 N 116;
- приказ Роскосмоса от 23.01.2013 N 21к;
- письмо Росимущества от 20.06.2005 N ВН-12/13361.

6. Судебная практика:
- постановление ФАС Уральского округа от 27.02.2014 N Ф09-14933/13 по делу N А342726/2012;
- постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 N Ф06-2425/13 по делу N А557956/2013;
- постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 N 12АП9497/12.

Консультации и комментарии юристов по ст 113 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 113 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.