Системы управления охраной труда в организации. Охрана труда и пожарная безопасность на производстве. С типовым положением о суот можно ознакомиться тут

По новым требованиям закона создание и введение в действие на предприятии эффективной системы управления охраной труда подразумевает наличие определенного набора документов СУОТ . Расскажем, что это за документы и как с ними работать.

Общий подход

Основные нормативные документы СУОТ с 2016 года, которыми должно руководствоваться каждое предприятие, это:

  1. Трудовой кодекс (ст. 209 и 212 ТК РФ);
  2. Типовое Положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, далее – Положение № 438н).

Хотя заметим, что указанное положение можно с натяжкой назвать нормативным документом СУОТ. В 2016 году оно наконец-то принято, однако носит примерный характер. Его можно взять лишь за основу как ориентир.

О каких документах идет речь

Многие легкомысленно считают, что политика предприятия по охране труда ограничивается принятием общей декларации о СУОТ, которая включает гарантии соблюдения государственных нормативов охраны труда и добровольно взятых на себя обязательств. Это не так. Перечень документов по СУОТ должен быть значительно шире. Как минимум, он включает (п. 4 Положения № 438н):

  1. внутренние нормативные документы СУОТ (2016 года и более ранних периодов);
  2. документы, в которых происходит фиксация различных событий и мероприятий по охране труда: журналы, акты, записи и др.

Таким образом, в целом – это документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ . Трудовая инспекция ими обязательно заинтересуется. Кроме того, они позволят безопасно списать в налоговом учете затраты на мероприятия, которые предусмотрены в разработанной для вашего предприятия СУОТ.

Читайте также Требования к аптечкам первой помощи работникам

Кто и с какими документами СУОТ на предприятии должен иметь дело в силу обязанности, установленной Трудовым кодексом? Ответ на этот вопрос можно частично найти в Типовом положении Минтруда о СУОТ. Для вашего удобства мы собрали основные сведения в таблицу.

Должность Обязанности по ТК РФ в отношении документов СУОТ
Работодатель (самостоятельно) Руководит разработкой распорядительных документов и распределяет обязанности по охране труда между:

Своими заместителями;
руководителями структурных подразделений;
службой (специалистом) охраны труда.

Работодатель (через своих замов, начальников подразделений) Обеспечивает доступность действующих документов и информации с требованиями охраны труда, чтобы персонал и иные лица могли с ними ознакомиться
Служба или специалист по охране труда Контролирует, что персонал обеспечен юридической и методической документацией по охране труда.
Начальник структурного подразделения Обеспечивает наличие в общедоступных местах подразделения документов и информации с требованиями охраны труда, чтобы персонал и иные лица могли с ними ознакомиться
Мастер или бригадир Отстраняет от работы сотрудников в состоянии алкогольного (наркотического, иного токсического опьянения) и документально оформляет подобные факты, сообщает об этом начальнику подразделения.

Кроме того, на работодателе лежит обязанность установить порядок оформления отчетов об (п. 63 Положения № 438н):

  1. авариях;
  2. несчастных случаях;
  3. профессиональных недугах.

Как организовать документооборот

Пункт 8 Положения № 438н гласит, что в положение предприятия о СУОТ обязательно должен входить раздел о том, как происходит управление документами СУОТ . И здесь в первую очередь нужно отталкиваться от сферы и особенностей вашей деятельности.

Положения российского законодательства закрепляют право всех работников на обеспечение работодателем безопасных условий труда на любом месте работы и занимаемой должности. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, является ли местом реализации его трудовой деятельности офис, учреждение культуры или промышленное предприятие.

СУОТ или система управления охраной труда направлена на создание условий для осуществления постоянного контроля за тем, насколько качественно соблюдаются нормы и выполняются правила охраны труда каждым участником производственного процесса от руководителя до рядового сотрудника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В обязанности работодателя входит создание эффективной системы управления и обеспечение ее внедрения в жизнь организации за счет четкого распределения обязанностей между всеми сотрудниками.

Система управления охраной труда в организации

Система управления охраной труда (сокращенно СУОТ) является частью общей управленческой системы компании, которая позволяет управлять возможными рисками в таких сферах рабочего процесса, как охрана здоровья и безопасность труда.

Согласно существующему традиционному подходу к управлению областью охраны труда, документы, которые разработаны в организации для , должны соответствовать таким требованиям:

  • оценка состояния охраны труда (ОТ) должна быть постоянной на уровне всех подразделений;
  • документы должны отображать политику компании в данной области;
  • в них должны быть отображены способы достижения целей;
  • на их основании оценивается работа руководящего состава и специалистов организации в сфере охраны труда.

Документы СУОТ должны распределять обязанности должностных особ предприятия. Четко изложенные и закрепленные функции дают возможность лучше организовать работу организации, а также повышают эффективность контроля.

Информационная составляющая системы осуществляется согласно с действующими локальными нормативными актами. Мероприятия в рамках СУОТ планируются на основании фактического .

Когда разрабатываются планы в расчет принимается:

  • степень травматизма;
  • общая и профзаболеваемость;
  • аварии, которые имели место на производстве;
  • результаты проведенной аттестации рабочих мест сотрудников;
  • состояние используемого оборудования и сооружений;
  • предписания, сделанные надзорными органами, и другие факторы.

Руководство и рядовые сотрудники должны понимать, что система управления охраной труда является сложной многогранной системой и каждый человек, работающий в организации, занимает в ней свое важное место. То есть создание слаженного механизма является результатом совместных усилий, приложенных как директором компании, так и каждым рядовым сотрудником.

Целеполагание

Управление в сфере охраны труда в 2019 году имеет одну главную цель – не допустить нанесения любого рода ущерба работникам организации во время их нахождения на рабочем месте.

Для это нужно реализовать следующие основные задачи:

  • борьба с травматизмом в организации должна носить систематический характер;
  • введение в качестве обязательного компонента системы профилактики профзаболеваний;
  • предотвращение взрывов и возможных пожаров, которые заканчиваются не только увечьями, но зачастую смертью работников;
  • рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы совершенствовать качество процесса производства и повышать степень работоспособности трудящихся;
  • обязательное обучение технике безопасности во время введения в эксплуатацию нового оборудования или в тех случаях, когда к обязанностям приступает новый сотрудник;
  • в процессе работы могут возникать различные неприятные факторы, которые нужно своевременно выявлять и ликвидировать.

Если проводить качественное обучение работников, это обеспечит в цехах безопасность благодаря тому, что каждый будет знать, как правильно использовать инструменты, какие средства можно применять для индивидуальной защиты и на что нужно обратить внимание, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций.

Предотвратить развитие профзаболеваний у работников можно, проводя регулярные лечебно-профилактические осмотры. В данном случае по показаниям врача определенные сотрудники могут быть переведены на другую работу с облегченными условиями труда. Выплата материальных компенсаций и оздоровление помогут сохранить здоровье рабочих в опасных условиях труда.

Важно воспитать у работников чувство ответственности за жизнь других людей. Предприятия большого размера могут организовывать для рабочих, которые закреплены за разными участками, обмен опытом.

Функции

Основные функции СУОТ заключаются в следующем:

  • предложить действующую систему для всех структурных подразделений с учетом особенностей их функционирования;
  • оказание методической поддержки;
  • составление плана и проведение согласно него инструктажей по технике безопасности;
  • разработка стандартов, правил, нормативов, инструкций;
  • анализ причин, которые привели к аварийным ситуациям, и созданных условий работы;
  • разработка статистической отчетности;
  • постоянное повышение квалификационного уровня работников и организация экзаменов по вопросам, касающимся техники безопасности на предприятии.

Нормативные документы СУОТ в 2019 году

Минимальный перечень документов СУОТ на каждом предприятии должен состоять из таких документов:

  • СУОТ;
  • документы, в которых фиксируются разные события и мероприятия, касающиеся вопросов охраны труда (это различные акты, журналы и т.д.).

То есть речь идет про любые документы, подтверждающие создание в организации системы управления охраной труда и ее эффективное функционирование. Они вызывают интерес у трудовой инспекции в ходе проведения плановых и внеочередных проверок. Также они дают возможность без опасений проводить в налоговом учете списание затрат на мероприятия, предусмотренные в рамках СУОТ предприятия.

В Типовом положении про СУОТ Министерства Труда содержится информация о том, кто на предприятии должен иметь дело с определенными документами СУОТ:

  • лично работодатель управляет процессом разработки документов распорядительного характера и производит распределение обязанностей по охране труда между своими подчиненными: замами, начальниками структурных подразделений и службой ОТ;
  • работодатель через заместителей и руководителей структурных подразделений должен обеспечить доступность документов, действующих в организации, для персонала;
  • служба ОТ должна контролировать, чтобы сотрудники имели постоянный доступ к документации юридического и методического характера, которая касается охраны труда;
  • руководитель структурного подразделения должен обеспечить наличие в местах общего пользования документов и материалов, в которых изложены требования, касающиеся ОТ, тем самым давая возможность с ними ознакомиться работникам, которые находятся в его непосредственном подчинении;
  • бригадир следит за тем, чтобы работники не приступали к выполнению своих обязанностей, пребывая в состоянии опьянения (подобные факты он должен оформить подобающим образом и довести до ведома руководителя подразделения).

Работодатель также должен определить порядок, по которому будут оформляться следующие отчеты:

  • про аварии;
  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные недуги.

Разработка нового типового Положения и его образец

В октябре 2019 года Министерством Юстиции был зарегистрирован , разработанный в августе 2019 года Министерством труда под номером 438н. Этим документом было утверждено Типовое положение про систему управления охраной труда, которое официально набрало силу 28 октября 2019 года.

Образец данного положения без труда можно найти на специализированных сайтах в интернете или скачав приказ №438н. Его польза заключается в том, что работодатели с легкостью могут выполнить свои обязательства, касающиеся создания работоспособной системы на своем предприятии, подобрав подходящую структуру документа и корректно сформулировав положения про охрану труда.

Нужно отметить, что в Российском Трудовом кодексе обязанность Министерства Труда по разработке типового положения про СУОТ была зафиксирована еще в 2019 году. Однако это произошло на два года позже. В связи с чем до последнего времени на предприятиях могло и не быть документов СУОТ нового образца.

Эксперты говорят о том, что представители Министерства на протяжении двух лет пытались разработать универсальный документ, который бы подошел для каждой организации. Однако, на практике это оказалось невозможно воплотить в жизнь, поскольку работа каждого предприятия сопряжена с наличием множества нюансов и особенностей.

Управление

Согласно приказу №438н, положение каждого предприятия по СУОТ в обязательном порядке должно содержать раздел, касающийся управления документами СУОТ. Работодателю в этом случае следует отталкиваться от особенностей деятельности компании и сферы, в которой она функционирует.

Руководитель должен ввести в документацию 4 основных параметра, которые обеспечат эффективную работу системы:

  • какие обязанности какого рода ответственность в сфере охраны труда возлагаются на каждое структурное подразделение и конкретных исполнителей;
  • определить формы, которые используются при разработке внутренних нормативных документов СУОТ, и дать рекомендации по их заполнению;
  • закрепить документально наличие необходимых связей между различными подразделениями для обеспечения работы СУОТ;
  • определиться, каким образом будет обеспечиваться охрана труда, а также контроль за ее соблюдением.

При составлении документов СУОТ важно не пропустить ни одно подразделение или сотрудника.

Что касается документов, которые также нужны для эффективного функционирования системы, то среди них можно выделить порядки, по которым проводится:

  • разработка;
  • согласование;
  • принятие;
  • пересмотр документов;
  • а также определяются сроки их хранения.

Существует ряд документов и записей СУОТ, которые не могут быть пересмотрены, обновлены или изменены, это:

  • различные акты и прочие записи, сделанные по результатам работы СУОТ;
  • учетные журналы про произошедшие ЧП, несчастные случаи, профзаболевания;
  • записи про влияние на сотрудников различных негативных факторов;
  • ­контрольные итоги работы СУОТ.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Современный взгляд на охрану труда сформулировал ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Система управления охраной труда, в соответствие с ГОСТ 12.0.230-2007 - это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации. Система управления охраной труда в организации должна включать:

1. Политику в области охраны труда.
2. Цели в области охраны труда.
3. Организация охраны труда.
4. Планирование и применение системы управления охраной труда.
5. Предотвращение опасностей.
6. Наблюдение, проверка и анализ эффективности деятельности в области охраны труда.
7. Действия по совершенствованию охраны труда.

Рассмотрим более подробно составные части система управления охраной труда.

Политика в области охраны труда


Политика в области охраны труда – это локальный нормативный акт, в котором излагаются основные принципы и цели организации в области охраны труда. Они включают:
- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- соблюдение законов, нормативных правовых актов и других документов по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
- обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
Политика предприятия в области охраны труда разрабатывается после консультации с работниками и их представителями и должна:
- соответствовать специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями;
- быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания и вводиться в действие подписью работодателя либо по его доверенности уполномоченного лица в организации;
- предоставляться всем работникам организации и находиться в легко доступных местах для их ознакомления;
- подлежать анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям.

ГОСТ 12.0.230-2007 настаивает на том, чтобы работники и их представители активно участвовали в системе управления охраной труда в организации. Для этого необходимо привлекать их к консультациям и участию в совершенствовании охраны труда, информировать и повышать их квалификации в области охраны труда, совестно с профсоюзами или представителями работников создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда.


Цели в области охраны труда


ГОСТ 12.0.230-20 требует, чтобы для каждого подразделения, функции и уровня управления организацией в соответствии с политикой в области охраны труда, на основе исходного и последующих анализов, устанавливались измеримые цели в области охраны труда, которые:
- соответствуют размеру и характеру деятельности организации;
- соответствовали требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, технических и коммерческих обязательств организации, относящихся к охране труда;
- были направлены на непрерывное совершенствование защитных мероприятий по охране труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;
- обеспечены ресурсами, реальны и достижимы;
- оформлены в виде документа и доведены до всех соответствующих функциональных структур и уровней управления организацией;
- были подконтрольны и в случае необходимости корректировались.
Целями в области охраны труда могут быть:
1. Установить дополнительное искусственное освещение на 2-х рабочих местах.
2. Установка станка __________ в цехе _____________ на виброгасящий фундамент.
3. Организация комнаты психологической разгрузки в __________
4. Проведение замеров изоляции в __________
5. Проведение Дня охраны труда в подразделениях…
6. Подготовка системы отопления и водопровода к работе в зимних условиях.
7. Установка тепловой пушки на входе в цех _________.
8. Осенняя проверка зданий комиссией по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений и т.д.
Целями в области охраны труда могут также быть снижение травматизма, уменьшение выбросов вредных отходов в атмосферу, организация восстановительного лечения работников, повышение квалификации работников, обмен опытом и другие.


Организация охраны труда


В соответствие с ГОСТ 12.0.230-20 работодатель должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации.
В организации должны быть установлены структуры и процессы:
- управления охраной труда в виде линейной управленческой функции;
- определения и доведения до работников организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда;
- проведения эффективного и оперативного наблюдения за безопасностью и охраной здоровья работников;
- сотрудничества, передачи и обмена информацией между специалистами и работниками в области охраны труда;
- соблюдения принципов построения систем управления охраной труда в соответствие с действующим законодательством и обязательствами, которые принимает на себя организация;
- установления и выполнения ясной политики по охране труда и измеряемые цели;
- установления эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков, способствующие сохранению здоровья в течение трудового процесса;
- разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников;
- обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда;
- предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного выполнения ими своих функций;
- обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при их наличии).
На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
- развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управлении охраной труда;
- периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
- содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда.

Компетентность и подготовка

В организации должна быть обеспечена компетентность и подготовка всех работников в области охраны труда. Для этого определяются соответствующие требования к необходимой компетентности работников, устанавливаются и своевременно корректируются мероприятия, обеспечивающие наличие у работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по выполнению требований безопасности и охраны здоровья.
Особо подчеркивается, что работодатель должен быть достаточно компетентным в области охраны труда, чтобы грамотно применять системы управления охраной труда, своевременно и точно определять и оптимизировать опасности и риски.
Программы подготовки компетентности персонала в области охраны труда должны:
- охватывать всех работников организации в установленном порядке;
- предусматривать своевременную эффективную и первоначальную и повторную подготовку;
- включать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки слушателями;
- предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку, по мере необходимости, для обеспечения их соответствия и эффективности;
- предусматривать оформление результатов проверки знаний в установленном порядке, зависящем от размера и характера деятельности организации;
- документально оформляться в установленном порядке в зависимости от размера и характера деятельности организации.
Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.

Документация системы управления охраной труда

Документация по охране труда может содержать:
- политику и цели организации по охране труда;
- распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;
- наиболее значительные опасности или риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.
Документация системы управления охраной труда должна:
- быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;
- периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается.
Записи данных по охране труда должны вестись, оптимизироваться и находиться в местах, удобных для пользования. Они должны быть легко определяемыми, и должен быть определен срок их хранения.
Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной деятельности, и здоровью с учетом, требований конфиденциальности.
Записи данных по охране труда могут включать:
- сведения, вытекающие из применения системы управления охраной труда;
- сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой;
- требования законов или иных нормативных правовых актов по охране труда;
- данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников;
- результаты текущего и реагирующего наблюдения функционирования системы управления охраной труда.

Передача и обмен информацией

Для успешного функционирования системы охраны труда необходимо устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:
- получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений (запросов, идей и предложений), связанных с охраной труда, их документальным оформлением, а также подготовки и выдачи ответов на них;
- обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;
- обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.


Планирование и применение системы управления охраной труда


Исходный анализ

Перед составлением плана по охране труда необходимо провести анализ состояния системы управления охраной труда на предприятии.
Это важно как для новых предприятий, так и существующих длительное время. Исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.
Исходный анализ проводят компетентные лица (главный инженер и отдел (инженер) по охране труда, или комиссия по охране труда) с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. В ходе анализа необходимо:
- определить действующие законы и правила, стандарты, программы по охране труда и другие требования, которые необходимо соблюдать;
- определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
- определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;
- провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.
По результатам анализа составляется документ, который должен стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда, а также содержать базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации.

Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

Цель планирования в системе управления охраной труда в организации заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих:
- соответствие условий труда требованиям законов и иных нормативных правовых актов;
- основные элементы системы управления охраной труда в организации;
- непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
План по охране труда составляется по результатам исходного анализа, последующих анализов по результатам контроля за охраной труда, имеющихся опасностей, предложений работников.
Мероприятия по охране труда должны и включать:
- ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда;
- подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей: достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности, деятельности для каждого подразделения и уровня управления;
- отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
- предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.

Предотвращение опасностей

Предупредительные и контролирующие меры

ГОСТ 12.0.230-2007 требует, чтобы опасности и риски для безопасности и здоровья работников на предприятии определялись и оценивались постоянно, а предупредительные и контролирующие меры осуществлялись по следующим приоритетам:
- устранить опасности (риски);
- ограничить опасности или риски в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
- минимизировать опасности (риски) путем проектирования или созданием безопасных производственных систем, включающих ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
- предоставление (бесплатно) соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду в случае невозможности ограничения опасностей средствами коллективной защиты.
Процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков должны:
- соответствовать имеющимся опасностям и рискам;
- регулярно анализироваться и при необходимости проходить модификацию;
- соответствовать действующему законодательству и передовому опыту;
- учитывать текущие знания и передовой опыт, включая информацию или отчеты инспекций труда, службы охраны труда и других служб.

Управление изменениями

При применении новых технологических и трудовых процессов, изменении организационных структур и внешних изменениях (издании нормативных правовых актов в области охраны труда, слияние компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть разработаны и применены в практике предприятия соответствующие мероприятия.
При применении новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования необходимо определить опасности и оценку рисков на рабочих местах. При необходимости такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда.
При введении новых мероприятий по охране труда следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение.

Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий

На предприятии должны быть разработаны мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, а также своевременное изменение этих мероприятий.
Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в области охраны труда. Все мероприятия разрабатываются в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны:
- гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне;
- предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам и обеспечивать надежную связь с ними;
- предусматривать оказание первой помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; предоставлять соответствующую информацию всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий.
При необходимости мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами.

Снабжение

Снабжению отводится важная роль в обеспечении охраны труда. Здесь устанавливаются процедуры и своевременно вносят в них изменения по:
- определению, оценке и включению в условия материально-технического снабжения и аренды требований обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации;
- определению, оценке и выполнение требований действующего законодательства, а также собственных требований организации по охране труда до приобретения товаров и услуг.

Подрядные работы

ГОСТ 12.0.230-2007 конкретизирует работу с подрядными организациями по охране труда.
Мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:
- включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
- устанавливать эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;
- включать мероприятия по информированию работников подрядчика о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и инцидентах на производстве при выполнении ими работ для организации;
- обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников подрядчика в про¬цессе заполнения работ на площадке организации;
- методично отслеживать выполнение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; - обеспечивать выполнение подрядчиком требуемых процедур и мероприятий по охране труда на площадке организации.

Наблюдение, проверка и анализ эффективности
деятельности в области охраны труда

Наблюдение и измерение результатов деятельности

На предприятии должны быть разработаны постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда.
В организации должны быть определены обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению должностных лиц на различных уровнях управленческой структуры.
Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:
- базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда;
- поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
Наблюдения и измерения результатов деятельности следует:
- использовать как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются;
- включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и не опираться только на статистику несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и инцидентов;
- фиксировать в записях.
Наблюдение должно обеспечивать:
- обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
- информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда.
Текущее наблюдение должно содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы и включать:
- наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и целей;
- систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
- наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
- наблюдение за состоянием здоровья работников с помощью медицинских осмотров для раннего выявления признаковой симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование:
- несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности) и инцидентов, на производстве;
- других потерь, таких, как имущественный ущерб;
- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
- программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья

Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть документально оформлено.
Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации.
Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.

Проверка (контроль) охраны труда

На предприятии устанавливается система проверки (контроля) с целью определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем. Проверка должна охватывать:
- политику в области охраны труда;
- участие работников (или) их представителей;
- обязанности и ответственность;
- компетентность и подготовку;
- документацию системы управления охраной труда;
- передачу и обмен информацией;
- планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
- предупреждающие и контролирующие меры;
- управление изменениями;
- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий;
- материально-техническое снабжение;
- подрядные работы;
- наблюдение и измерение результатов деятельности;
- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности охране здоровья;
- проверку;
- анализ эффективности управления охраной труда руководством;
- предупреждающие и корректирующие действия;
- непрерывное совершенствование;
- любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы:
- эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;
- эффективными для содействия полному участию работников;
- соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
- обеспечивающими соответствие требованиям законов и правил, относящихся к деятельности организаций;
- обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
Проверку (контроль) проводят компетентные, не связанными с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.
Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.

Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством

При анализе эффективности системы управления охраной труда руководство:
- оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности;
- оценивает способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
- оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда;
- определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов;
- обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
- оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий;
- оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда.
Частота и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или ответственным за охрану труда проводятся в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством должен учитывать:
- результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
- лиц, ответственных за конкретные элементы системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;
- комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Действия по совершенствованию охраны труда

Предупреждающие и корректирующие действия

На предприятии необходимо иметь и своевременно корректировать мероприятия, вытекающие из наблюдения, оценки и проверок системы управления охраной труда, а также анализа ее эффективности руководством. Эти мероприятия должны включать:
- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
- инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.
Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны, то необходимо принять меры, которые должны быть предусмотрены согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер. Эти меры должны быть полностью выполнены и документально оформлены.

Непрерывное совершенствование

В организации следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом. Эти мероприятия должны учитывать:
- цели организации по охране труда;
- результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- результаты наблюдения и измерения результатов деятельности;
- расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, результаты и рекомендации проверок;
- результаты анализа эффективности системы управления охраной труда руководством;
- предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда;
- изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
- новую информацию в области охраны труда;
- результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
Выполнение требований обеспечения безопасности и охраны здоровья желательно сравнивать с достижениями других организаций в целях совершенствования систему управления охраной труда.

Примечание.

Малые предприятия для построения системы управления охраны труда могут использовать ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению». Здесь реализованы нормы раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса РФ.
В основе стандарта ГОСТ Р 12.0.009-2009 лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
ГОСТ Р 12.0.009-2009 введен в действие 1 июля 2010 года.

На практике существенный процент нарушений на предприятиях происходит в направлениях, связанных с безопасностью производства. В большинстве компаний служба охраны труда не организована на должном уровне, а владельцы не выделяют на эту сферу достаточного финансирования. Такая ситуация наблюдается даже на предприятиях с численностью более 50 сотрудников, несмотря на то, что существующие законы обязывают создавать соответствующие подразделения.

Чем на предприятии занимается служба охраны труда

Соблюдение правил, регулирующих данную сферу, является обязательным для любых типов организаций с различной численностью. Действующие в этой области стандарты представлены в государственных законодательных нормативах.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

Основные документы, определяющие деятельность таких служб на предприятиях:

  1. Трудовой кодекс России.
  2. Межгосударственный норматив ГОСТ 12.0.230-2007 г. «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
  3. Рекомендации по организации службы охраны труда в организации. Установлены Постановлением Министерства по труду № 14 от 08.02.2000 г.

В основе функций государства в области охраны труда стоит обеспечение нормальных взаимодействий всех участников процесса. К главным субъектам данной сферы относятся органы власти, собственники предприятий, профсоюзы и другие. Государственно-правовые образования Российской Федерации постоянно ведут работу по формированию специализированных программ, задачей которых является обеспечение безопасности при осуществлении производственных операций и минимизация рисков, присутствующих в различных профессиональных областях. Практическая реализация мероприятий трудоохранного характера требует особой квалификации специалистов и наличия временных ресурсов. В связи с этим не нуждается в объяснении позиция, предполагающая, что такие задачи должны быть возложены на сотрудников, прошедших особую подготовку.

Образовательные мероприятия базируются на Постановлении Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Занятия могут проводиться на базе самих предприятий или в специализированных компаниях. Нормативы предусматривают обучение на протяжении тридцати дней с даты приема работника и в дальнейшем каждые три года (или при необходимости). Существует возможность заказа услуг в компаниях, которые прошли предусмотренные виды лицензирования.

Для постановки целей и описания миссии соответствующих отделов руководителям компаний следует применять «Рекомендации по организации работы службы охраны …», представленные выше в перечне основной документации. В данном нормативном акте указаны задачи службы охраны труда, которые следует установить собственникам и руководителям:

  1. Обеспечить организационные функции, направленные на эффективное выполнение специалистами таких служб предписаний, действующих в этой отрасли стандартов.
  2. Обеспечение контролирующих обязанностей в области соблюдения нормативных требований.
  3. Проведение мероприятий, направленных на профилактику травм, профессиональных болезней и других моментов, оказывающих негативное воздействие на условия работы.
  4. Проведение консультаций по трудоохранной деятельности для сотрудников и руководящих должностей предприятий.
  5. Анализ и внедрение передовых методик, а также осуществление мероприятий по пропаганде в области безопасности рабочего процесса.

Служба охраны труда: права и полномочия

Для того чтобы сотрудники специализированных подразделений могли эффективно выполнять функции службы охраны труда, им следует предоставить определенные полномочия и описать их реализацию. Для этого составляется внутренний нормативный акт.

  1. Право беспрепятственного посещения и осмотра помещений, предназначенных для выполнения служебных и производственных функций, исследования условий быта и трудооохранной документации в рамках собственной компетенции.
  2. Представление предписаний по преодолению негативных факторов, установленных в процессе ревизионных мероприятий на предмет соблюдения условий по безопасности производства, а также контроль за их исполнением.
  3. Выставление требований по отстранению от проведения работ без предусмотренных допусков, необходимых медосмотров предварительного и регулярного характера, без первоначального инструктирования по трудоохранным вопросам, без использования индивидуальных защитных приспособлений, а также для сотрудников, не исполняющих законодательные нормы.
  4. Осуществлять направление руководству рекомендаций по наложению наказаний на лиц, допустивших нарушение нормативов в данной области.
  5. Отправлять запросы, получать от администрации предприятий определенную информацию, документы службы охраны труда, выставлять требования по составлению объяснительных записок от сотрудников, допустивших нарушение нормативов.
  6. После предусмотренных согласований с руководством организаций и отделений, задействовать их представителей при проведении проверок соответствия условий работы установленным стандартам.
  7. Направлять администрации рекомендации по поощрению членов коллектива, проявивших активность в трудоохранных мероприятиях по повышению качества условий выполнения служебных задач.
  8. По запросу руководства представлять интересы предприятия в государственных органах и общественных организациях для решения вопросов в рамках своей компетентности.
  9. Осуществлять все функции, необходимые для того, чтобы выполнять основные задачи службы охраны труда.

Как выглядит структура службы охраны труда

Служба охраны труда создается на базе Межотраслевых норм, которые утверждены соответствующим Постановлением Министерства № 10 от 22.01.2001 г. «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях».

Структуру подразделений и их количественные параметры определяет внутреннее положение о службе охраны труда, руководство предприятия, особенности и уровень опасности производственных процессов, а также Межотраслевые нормативы. Помимо указанных здесь нормативов, при формировании соответствующих отделов следует руководствоваться «Рекомендациями по деятельности службы охраны труда», утвержденными Постановлением Министерства № 14 от 08.02.2000 г.

На первом этапе руководитель должен установить, кто будет реализовывать функцию специалиста по охране труда. Это может быть отдельное подразделение, сотрудник, сам директор или специализированная компания, с которой оформлено соответствующее соглашение.

Один из вопросов, которые возникают при определении исполнителя по реализации задач безопасности процесса производства, выглядит следующим образом: при какой численности создается служба охраны труда? Ответ можно найти в межотраслевых нормативах. Здесь указано, что для организаций численностью до 700 человек (где отсутствуют вредные либо опасные условия трудовой деятельности) допускается наличие одного сотрудника соответствующей службы. Для крупных предприятий предусмотрено формирование отдела или бюро численностью три и более специалиста.

Принятые в области обеспечения безопасности производства решения должны быть отражены в надлежащем приказе (приказ о службе охраны труда). На следующем этапе происходит формирование соответствующей структуры. В ее составе может быть как единичный специалист, так и целое подразделение. В случаях, когда ранее подобная служба не была предусмотрена, руководитель должен провести изменения в штатном расписании.

На следующем этапе необходимо сформировать положение о службе охраны труда. Этот акт описывает цели структуры, права и обязанности ее специалистов в процессе взаимодействия с отделениями компании. Кроме того, следует написать соответствующие должностные инструкции для сотрудников. Эти документы формируются на основе Квалификационного справочника, который представлен в Постановлении Министерства труда № 37 от 21.08.1998 г. С 01.07.2013 г. также действует «Единый квалификационный справочник должностей …».

Служба охраны труда компании подчинена напрямую руководящему лицу либо (если существует специальное распоряжение) его заместителю. В ситуациях, когда, по мнению руководства, отдельная структура или штатная единица не являются необходимыми, допускается совмещение таких обязанностей конкретным сотрудником предприятия или другой компанией. Такая возможность существует только для организаций численностью менее 50 человек. Но и в этом случае должность специалиста следует предусмотреть в штатном расписании. Совмещение обязанностей сотрудника структуры охраны труда с должностными функциями другого характера регламентируется распоряжением руководства компании.

Особенности организации взаимодействий со специалистом по трудоохранным вопросам при совместительстве:

  1. Для сотрудника, работающего по такой схеме, предусмотрено оформление контракта, согласно которому трудоохранная деятельность осуществляется в свободные от основных задач временные периоды.
  2. Выполнение дополнительных функций при совмещении происходит параллельно с основной работой, установленной трудовым соглашением при наличии согласия работника, оформленного в письменной форме.
  3. Комбинирование обязанностей с ключевой деятельностью закрепляется дополнительным соглашением к трудовому договору.
  4. До момента оформления трудового/дополнительного контракта сотрудник должен быть ознакомлен под роспись с внутренними инструкциями.
  5. Можно не издавать специальный приказ по формированию службы для компаний численностью до 50-ти человек, если директор (или ИП) намерен самостоятельно осуществлять такие обязанности. Это обусловлено тем, что в перечень обязательных функций руководителя, на основании статьи 212 Трудового Кодекса, входит обеспечение выполнения трудоохранных нормативов. Администрация, также как и специалисты соответствующего отдела, должна пройти специальный курс в разрезе должностных обязанностей в первый месяц после приема на работу, а также периодические обучающие мероприятия (не менее 1 раза на протяжении 3-х лет).
  6. Вступление в должность нового руководителя, согласно пункту 2.3.1 Порядка происходит только после того, как владелец компании или его представители проведут ознакомительные действия по внутренним нормативам трудоохранных положений.

Когда в штате компании отсутствует должность специалиста по охране труда, данные функции возлагаются на работодателя – индивидуального предпринимателя или руководителя фирмы. В некоторых случаях с этой целью обращаются к профессионалу, предоставляющему услуги в сфере охраны труда. Как правило, такой специалист привлекается к сотрудничеству на условиях гражданско-правового договора. Любая организация, оказывающая услуги в сфере охраны труда, обязательно подлежит аккредитации.

Пошаговая организация работы службы по охране труда на предприятии

Шаг № 1. Устанавливаем список задач, которые будет решать структура по охране труда

В перечень заданий таких структур входит реализация ряда важнейших функций. Одно из основных мест в этом списке занимают контролирующие обязанности, направленные на отслеживание соблюдения нормативов, регламентирующих охрану труда на предприятиях. Кроме того, особая роль отводится профилактическим мероприятиям по снижению количества травм, профессиональных болезней и других негативных факторов. В реальности функции службы охраны труда в организации представляют собой достаточно развернутый перечень.

Шаг № 2. Устанавливаем количество штатных специалистов службы охраны труда и организационную структуру

Численность работников службы охраны труда регламентирована требованиями, представленными в Постановлении Министерства труда № 10 от 22.01.2001 г. В документе указано, что количество сотрудников отдела зависит от:

  • наличия специалистов, работающих в условиях, которые могут быть квалифицированы как опасные или вредные для здоровья;
  • общего количества сотрудников и структурного разделения компании.

При наличии филиалов следует учесть расстояния между их расположением. В перечень моментов, влияющих на численный состав трудоохранной структуры, следует включить цели, поставленные перед этим отделом. Необходимо вносить поправку на возможность отсутствия штатных единиц по причине болезни или ухода в отпуск.

Шаг № 3. Определяем организационную структуру службы охраны труда

На организационную структуру влияют такие моменты, как:

  1. Присутствие специалистов, выполняющих производственные функции в тяжелых/опасных/вредных для здоровья условиях.
  2. Число работающих.
  3. Количественный состав отдела охраны труда.

Шаг № 4. Готовим нормативно-методологическую базу для службы охраны труда

Служба охраны труда на предприятии на начальном этапе предполагает разработку сопроводительной документации:

  1. Приказ по созданию структуры (возможно внесение коррективов в штатное расписание).
  2. Положение по данному подразделению, которое будет определять, какие имеет служба охраны труда обязанности, права, правила совместных мероприятий этого отдела с другими.
  3. Должностные инструкции.
  4. Нормативы и инструкции по охране труда, которые будут регулировать деятельность структуры в конкретной компании.
  5. Книги фиксации фактов инструктажа: вводного/первичного/повторного/внепланового/целевого и так далее.
  6. Учетные карточки специальных защитных приспособлений.
  7. Журнал, в котором производятся отметки по выявлению фактов несчастных случаев на производстве.
  8. Календарный план профилактического осмотра (для работников, по которым существуют предписания обязательного медицинского освидетельствования).

Инструкции, нормативные документы и другую информацию следует довести до сведения всех работников. Фактом, подтверждающим такой момент, является подпись ознакомившегося.

Шаг № 5. Готовим специалистов в области охраны труда

Штатная единица инженера охраны труда может быть замещена:

  • работниками с соответствующим квалификационным уровнем;
  • сотрудниками, имеющими высшее профтехобразование, независимо от профессионального опыта;
  • специалистами со средней технической подготовкой, проработавшими свыше трех лет техниками 1-й категории или более пяти лет на должностях, которые вправе занимать лица с таким уровнем образования.

Мероприятия, связанные с получением новых знаний по охране труда, могут проводиться непосредственно в компании с привлечением лицензированных специалистов, имеющих опыт работы в данной сфере. Сотрудники и управляющие службами по охране труда должны проходить проверку уровня профессиональных знаний раз в три года.

Шаг № 6. Проводим инструктаж работников компании

Виды инструктирования работников:

  1. Вводный инструктаж. Этот вид ознакомительных занятий предназначен как для новых работников, так и для тех, кто переводится на другую должность, впервые отправляется в командировку, прибыл для прохождения практики и так далее.
  2. Первичный инструктаж предназначен для сотрудников, которые осуществляют изучение, испытание оборудования, выполняют его ремонт, наладку, обслуживание с использованием электроинструмента. Проводит такое мероприятие лицо, руководящее работами, непосредственно на месте их выполнения перед началом производства. В дальнейшем нормативами предусмотрены последующие инструктажи, которые планируются не реже одного раза в 6 месяцев. В повторные процедуры могут вноситься определенные корректировки, вызванные обновлением парка оборудования, внедрением инновационных технологий и др. В ситуациях, когда выявлены грубейшие нарушения в вопросах охраны труда, применяется внеплановый инструктаж персонала.
  3. Целевой инструктаж предназначен для специалистов, приступающих к выполнению разовых работ.

Шаг № 7. Проводим аттестацию рабочих мест

Контроль службы охраны труда включает процедуры по оценке условий выполнения профессиональных обязанностей с помощью следующих методов:

  • лабораторные изыскания;
  • инструментальное оценивание;
  • эргономические исследования.

По факту анализа данных, полученных в ходе ревизии службы охраны труда, могут быть прекращены работы на определенном участке, в цехе, на оборудовании, скорректированы технологические процессы, вредные для здоровья или опасные для жизнедеятельности. В результате аттестации возможно обнаружение случаев профзаболеваний.

Базируясь на данных проверки рабочих мест, рассматривается вопрос применения льгот и компенсационных выплат категориям штатных единиц, чья деятельность предполагает опасные или вредные условия. Проводить аттестационную кампанию руководитель может собственными ресурсами. При необходимости к проверке привлекается специальная комиссия из числа работников. Еще один вариант заключается в сотрудничестве с компанией, наделенной соответствующими правами на выполнение таких мероприятий.

Шаг № 8. Контролируем структуру по охране труда

Работа службы по охране труда находится под управлением руководителя предприятия, аналогичного отдела вышестоящей организации либо регулируется исполнительной федеральной властью (госнадзором). Подобные нормы установлены в Положении о структуре или в других документах компании. Ответственным лицом выступает руководитель службы охраны труда и непосредственные ее работники.

Как должна функционировать служба охраны труда на предприятии

Для того чтобы обязанности службы охраны труда были выполнены качественно и эффективно, необходимо с особым вниманием подойти к вопросу организации рабочих мест специалистов, которые входят в её состав. Осмотрите помещение и мебель, убедитесь, что оргтехника и средства связи находятся в исправном состоянии. Также проверьте наличие необходимой информационной базы, предназначенной для проведения инструктажа и обучения персонала.

Согласно Постановлению Министерства Труда РФ № 7 от 17.01.2001 г., рекомендуется выделить отдельный кабинет для того, чтобы эффективно организовать деятельность службы охраны труда. Данное помещение оснащают всем необходимым учебным материалом, наглядными пособиями, плакатами и схемами.

Для организации кабинета службы охраны труда рекомендуют предоставить отдельное помещение, которое состоит из 1 – 2 комнат. Там следует расположить все необходимые технические средства, учебные пособия и образцы, иллюстративные и информационные материалы по данной тематике. Оформление уголка службы охраны труда зависит от предоставляемой для этих целей площади. К примеру, его можно представить как стенд, витрину, экран или специальную компьютерную программу.

В тех организациях, где производственный процесс осуществляется персоналом с численностью 100 и более сотрудников, а также в компаниях, имеющих специфические условия работы, которые требуют обеспечения надёжной защиты деятельности специалистов, необходимо создать отдельный кабинет охраны труда. В том случае, когда количество сотрудников предприятия и его структурных подразделений менее 100 – будет достаточно уголка охраны труда.

Помещение, выделяемое под кабинет охраны труда, необходимо оформить в соответствии с предписанными строительными нормами и правилами. Если в штате организации работают около 1 000 человек – данное помещение должно быть площадью не менее 24 кв.м, а если сотрудников больше – прибавляют ещё 6 кв.м на каждую тысячу специалистов. Для того чтобы организовать уголок охраны труда, можно выделить отдельное помещение, либо будет достаточно части кабинета общего назначения.

В том случае, когда сотрудники организации осуществляют производственную деятельность на различных объектах и рабочих участках (в пример можно привести вахтово-экспедиционный метод), лучше всего организовать передвижной кабинет и уголок охраны труда.

Как функции службы охраны труда отдать на аутсорсинг сторонней организации (специалисту)

В случае, когда создание службы по охране труда выглядит нецелесообразным, заключается соглашение с подрядчиком (исполнителем), в качестве которого может выступать:

  • организация, специализирующаяся в данной сфере и имеющая соответствующую аккредитацию;
  • квалифицированный сотрудник, которого взяли на работу по гражданско-правовому договору.

Список всех услуг, для которых необходимо лицензирование уполномоченными органами и порядок их проведения, утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ № 205н от 01.04.2010 г.

Перечень содержит следующие условия и виды работ:

  • функциональные требования к службе (специалисту) охраны труда у заказчика со штатом работников численностью до 50 человек;
  • проведение обучающих мероприятий для работодателей и их сотрудников относительно вопросов охраны труда.

Служба безопасности и охраны труда, а также органы, специализирующиеся в этой сфере, обязаны проходить государственную аккредитацию в Министерстве труда РФ (п. 14 Правил, описанных в приказе Министерства Здравсоцразвития РФ). Региональная аккредитация в виде лицензии или сертификата государственной не признается.

Поэтому при оформлении контракта с привлекаемой компанией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию (занесена в перечень аккредитованных предприятий). Получить информацию о таком реестре можно несколькими способами:

  • затребовать предъявление выписки у предприятия, с которым оформляется контракт;
  • сделать запрос в частном порядке на выписку из реестра в Министерстве труда России (данные сведения представляются на бесплатной основе);
  • провести проверку аккредитации, воспользовавшись официальным сайтом Министерства труда (на интернет-портале имеются сведения по компаниям с действующей и отозванной аккредитацией).

В контракте оговариваются все права и обязанности службы охраны труда и условия ее функционирования. Также в нем необходимо предусмотреть ответственность в случае невыполнения условий договора.

Важно помнить, что аккредитация компании (работника) требуется только для выполнения соответствующих функций в структуре, численность службы по охране труда которой соответствует требованиям, предусмотренным для предприятий с количеством сотрудников до 50-ти. Если штатный состав фирмы выше установленной нормы, то она не может заключить контракт на оказание услуг с организацией, специализирующейся в этой области. Такой же запрет распространяется и на специалиста, принятого по гражданско-правовому договору.

В списке обязанностей работодателей есть такое общее понятие, как создание и внедрение системы управления охраной труда на предприятии. Закреплена эта обязанность в . Она состоит из целого комплекса элементов. Каждый из этих элементов существует для достижения основной цели – обеспечение полной безопасности и сведение к минимуму рисков происхождения чрезвычайных ситуаций. При создании СУОТ опираются на несколько ГОСТов – и . В организациях, где уже внедрена СУОТ, влияние вредных факторов является минимальным, а потому увеличивается производительность работы и качество изготовляемой продукции.

Система управления промышленной безопасностью и охраной труда

При разработке политики в области охраны труда (ОТ), руководители предприятий должны позаботиться о создании полноценной системы. Сегодня данные требования регламентируются в ТК, типовых стандартах и законах России. У СУОТ есть ключевые функции и задания.

Система управления охраной труда на предприятии основные задачи следующие:

  • Обеспечить полную безопасность для сотрудников на рабочих местах;
  • Гарантировать безопасную работу технического оборудования;
  • Обеспечить безопасность на каждом этапе производственного процесса;
  • Нормализовать санитарные условия;
  • Вести пропаганду безопасной работы;
  • Обеспечить наличие всех средств, которые служат индивидуальной защитой персонала;
  • Обеспечить оптимальный режим работы/отдыха.

К функциям СУОТ относят оценку показателей ОТ, организацию нужных работ в рассматриваемой отрасли, функционирование основных правил безопасности и стимулирование работников, соблюдающих требования.

Система управления охраной труда что такое?

СУОТ представляет собой набор взаимосвязанных правил, норм, процедур и процессов, которые в конечном итоге должны сформировать безопасные условия работы на местах. Примерную схему и содержание всех составляющих системы управления охраной труда следует описывать, начиная с верхушки – органа управления. Им является руководитель или главный инженер, у которого в распоряжении есть такие инструменты, как законодательство и управленческие решения. При их помощи обеспечивается деятельность по ОТ во всех структурных подразделениях.

Вторая ступень в структуре – это организационно-методический орган. Он помогает вышестоящему руководству в разработке правил и требований, а также контролирует их реализацию на местах. Чаще всего речь идет об отделе ОТ. Помогает ему в осуществлении своих функций представители профкома, а также сотрудники медсанчасти предприятия.
Далее идет информационный орган, который должен обрабатывать, обобщать и представлять информацию по конкретной отрасли. При различных изменениях в нормативной базе именно этот орган сообщает, какие новые правила вступили в действие, а какие – перестали действовать.

Последний составной уровень в структуре – это объект управления. Это понятие подразумевает под собой деятельность различных организационных служб по обеспечению безопасности на рабочих местах.

Общие требования системы управления охраной труда на предприятии

Если говорить о требованиях, то каждое предприятие, а точнее его руководство, должно позаботиться об оформлении СУОТ. Она обязательно оформляется в документальной форме. После чего создаются специальные органы, которые следят за внедрением и поддержкой СУОТ. Иногда эти функции добавляются к обязанностям отдельных сотрудников. После того, как свод правил будет внедрен, его нужно постоянно совершенствовать, опираясь на изменения в законодательных актах.

Именно требования, содержащиеся в законах и стандартах, являются основой для формирования СУОТ на отдельно взятых предприятиях.

Система управления охраной труда на предприятии – ГОСТ

На сегодняшний день в РФ действует около десяти ГОСТов, касающихся этой области. Один из определяющих это — ГОСТ 12.0.007-2009 система управления охраной труда в организации. После основных положений он информирует о том, как правильно разрабатывать СУОТ на различных промышленных предприятиях. Далее следует раздел о разработке политики организации, касающейся данного вопроса. Важнейшей нормой является проведение работ по организации политики ОТ. Кроме того, планирование и применение ОТ – еще один ключевой раздел в ГОСТе. Заключительные разделы это оценивание и усовершенствование СУОТ.

Система управления охраной труда – образец 2018

Правильно оформленная система управления охраной труда в организации составляется по образцу приказа 438н. Политика промышленного предприятия, его цели, распределение обязанностей, процедуры и мероприятия по обеспечению ОТ, контроль и улучшение существующих правил, алгоритм реагирования на несчастные случаи – эти разделы присутствуют в образце.