Сколько государств мира с неписаной конституцией. Все конституции мира онлайн. Самая несветская конституция

Делится с Вами крайне полезным информационным ресурсом. На этот раз это сервис constituteproject.org, где собраны онлайн тексты конституций всех стран мира! В разработке этого проекта участвовала компании Google.


Одну из основных целей создания сервиса разработчики видят в том, чтобы помочь тем государствам, которые только пишут конституции (да, да — ежегодно появляется примерно пять новых конституций) либо вносят в правки уже имеющиеся, сделать это максимально грамотно, в соответствие с мировым накопленным опытом в данном вопросе, а также помочь тем, кто профессионально занимается изучением данной правовой сферы. Разработчики настаивают, что проект constituteproject.org является полноценным аналитическим инструментом, а не просто архивом оцифрованных документов.

Всего в базе проекта содержится порядка 160 конституций!

Крайне интересным фактом является то, что в списке доступных языков есть лишь два: английский и арабский. Ну с английским понятно – это международный язык, но почему арабский? Причем при выборе арабского переводится не только интерфейс сервиса, но и текст каждой конституции!

Тексты конституций разных стран мира можно сравнивать между собой по целому набору (более сотни) параметров: от объема знаков в них до позиций по отношению к обязательной воинской службе, частной собственности, возможности участия в политической жизни, обязанности платить налоги и пр. Для выбора критерия сравнения служит меню в левой части экрана.

Можно сказать, что сервис представляет собой отличный инструмент для составления «идеальной» конституции:) А вот ктати и ссылка на ресурс: https://www.constituteproject.org/?lang=en


Примечательные факты:
  1. Одной из самых старых и ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят ещё в 1600 году, при том что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году.
  2. Фактически у такой развитой страны как Великобритания нет конституции в привычном понимании. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы к ней относились.
  3. Обязанность гражданина платить налоги зафиксирована в 73 из 160 конституций.

Выше в работе были затронуты основные критерии классификации мировых конституций. Рассмотрим их подробнее.

Все мировые конституции можно разделить на юридические и фактические. Под юридической конституцией государства подразумевается конституция, которая существует документально, принята установленным законом образом, и закрепляет основы государственного, политического и экономического устройства конкретной страны.

Но необходимо понимать, что юридическая конституция по своей сути это просто документ, бумага. При реальном применении конституции в жизни возникает масса проблем и неясностей, разрешить которые призваны конкретные законодательные акты, принимаемые различными органами власти и должностными лицами во исполнение положений конституции. Например, в российской конституции прямо указана необходимость принятия ряда конституционных законов, так как фактически сама конституция является костяком, общим планом законодательной базы государства, и не может давать решения конкретным вопросам. Она содержит лишь базовые принципы, руководствоваться которыми должны граждане, должностные лица и организации всех типов и форм собственности данной страны. Таким образом, нормативно-правовые акты, которые конкретизируют положения конституции, можно назвать фактической конституцией государства.

Самой оптимальной является ситуация, когда юридическая и фактическая конституции полностью совпадают, то есть, основной документ, определяющий основы государственного устройства, действует в реальной жизни.

Существенные расхождения между юридической и фактически действующей конституциями говорит о нестабильности политического строя государства, о фиктивности законно принятой конституции, что типично для тоталитарных или военных государств.

Как уже было указано выше, история конституций в мире насчитывает чуть более 200 лет. Таким образом, в зависимости от времени и эпохи принятия, срока действия, конституции условно подразделяют на старые (принятые в XVIII - XIX веках) и новые (принятые в XX веке, в основном после Второй мировой войны). К старым конституциям можно отнести конституцию США (1787 год), Норвегии (1814 год), Бельгии (1831 год), Люксембурга (1868 год), Швейцарии (1874 год).

Для старых конституций типичен более общий характер. Так, например, Конституция Соединенных Штатов Америки содержит лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами, она изначально не содержала раздела, который бы закреплял права и свободы граждан, этот раздел «Билль о правах» - первые 10 поправок, были добавлены несколько позднее.

Конституции, созданные и принятые в XX веке, разработаны, как правило, гораздо более детально, чем их предшественницы с учетом накопившегося опыта конституционного регулирования общественной жизни государства.

В зависимости от формы территориального устройства государства конституции делятся на унитарные и федеративные.

Федеративные государства состоят из республик, земель, кантонов, провинций, штатов и других субъектов федерации. Унитарные государства представляют собой одно, единое, неделимое государство. Соответственно, форма государственного устройства накладывает свой отпечаток на конституцию.

Унитарные и федеративные конституции различаются по кругу регулируемых вопросов. Федеративные конституции в обязательном порядке должны содержать раздел, посвященный предметам совместного ведения и определяющий сферы, регулируемые законодательством на уровне субъектов федерации. В унитарных конституциях такой раздел отсутствует.

По принадлежности самому федеративному государству или его субъектам, конституции делятся на федеральные конституции и конституции субъектов федерации.

Конституции данного типа могут существовать только в федеративных государствах со сложным устройством. В таких случаях федеральные конституции являются главенствующими, в то время как конституции субъектов федерации будут вторичными по отношению к ним и не должны противоречить основному закону государства. Конституции субъектов федерации обычно имеют более детальный и конкретный характер, они должны регулировать вопросы более местного, локального значения, чем общегосударственные конституции, которые лишь очерчивают и определяют общие принципы государственного устройства.

В зависимости от характера политического режима, конституции делятся на демократические и реакционные (авторитарные). Конечно, это деление в значительной мере условное. Данное деление лучше использовать, говоря о фактических конституциях, то есть о тех, которые реально действуют и положения и принципы которых действительно используются в управлении государством, так как юридическая конституция может содержать сколь угодно много идеальных, демократических принципов, но существовать они могут только на бумаге, не имея ничего общего с действительностью.

Демократические конституции гарантируют и защищают определенный круг прав и свобод для своих граждан, допускают свободное образование и деятельность политических партий разного толка, предоставляют свободу в осуществлении экономической деятельности и т.д.

Реакционные конституции могут ограничивать или запрещать деятельность политических партий или других организаций, устанавливать диктат одной партии (что было типично для советских конституций), определять пределы осуществления прав и свобод, ограничивать граждан в практической реализации неотъемлемых, естественных прав.

Для авторитарных, а особенно тотальных конституций, характерна повышенная по сравнению с демократическими идеологическая насыщенность, вплоть до упоминания конкретных идеологий, враждебных существующему в стране строю, или, наоборот, признания приверженности одной определенной идеологии (коммунизма, ислама и т.п.). В авторитарных конституциях подчас провозглашаются иные принципы организации государственной власти, чем в демократических, например, создание государственных органов на корпоративной основе. Однако, следует иметь в виду, что демократические конституции иногда служат прикрытием авторитарного политического режима. Также, демократические режимы иногда для определённых целей сохраняют авторитарную конституцию (как правило, на переходный период).

Необходимо отметить, что большинство юридических конституций, действующих в настоящее время, являются демократическими, однако в реальной жизни дело часто обстоит иначе.

По способу объективирования конституции бывают писанными и неписаными, это деление отчасти близко к выделению юридических и фактических конституций.

Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме и имеющего стандартную структуру, разделы и содержание, естественно, различающиеся в каждом конкретном случае, но в целом, имеющем много общего. Обычно писаная конституция включает преамбулу, основной текст и переходные положения или сопроводительные приложения.

Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки к прежней конституции и некоторым другим документам. По общему правилу преамбула, хотя и является составной частью текста конституции, но обычно она не носит нормативного характера. Ее положения считаются чисто вводными и декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами (например, преамбула к Конституции Франции). Очень часто современные конституции (Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, большинство стран Латинской Америки) не имеют преамбулы, но общая тенденция все-таки сводится к тому, что новейшие конституции (в том числе российская) имеют в своем составе небольшую преамбулу.

Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Так, например, текст Конституции Италии состоит из раздела «Основные принципы» и двух частей - «Права и обязанности граждан» и «Государственный строй Республики». Части подразделяются на главы, главы на разделы, разделы на статьи. Схожую структуру имеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и некоторых других стран. Обычно наиболее крупные структурные подразделения текста имеют названия, но их может и не быть (США). Некоторые конституции (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями, в которых конкретизируются и уточняются общие положения конституции по определенным вопросам. В отдельных конституциях имеются переходные положения (Италия).

Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они существуют только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же круг предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и так далее, но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенная. Например, в Британии в течение небольшого срока (1653 - 1660 гг.) действовала писаная конституция - орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма. Современная неписаная конституция Британии представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она весьма гибка и удобна в практическом смысле, и в отличие от писаных конституций, не нуждается в сложной процедуре принятия дополнений и изменений. Для этого существует масса более простых способов - от парламентского закона до создания нового прецедента.

Собственно конституция Великобритании содержит и письменные источники. Писаная часть включает в себя статусное право, то есть принятые в различные годы и даже эпохи парламентом акты, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, каким считается Конституция страны, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, то есть зафиксированный на бумаге характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права.

Выражение «писанный» закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин «неписаный» закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом.

Судебные решения в Великобритании составляют систему «общего права», они затрагивают главным образом права и свободы граждан (что входит в любую писанную конституцию), а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество. Наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

К собственно неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычаи представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти.

Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами. В частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами.

Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы. Здесь играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

Статусное право носит фрагментарный характер. Парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности, - например, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно - процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

Своеобразная система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

По своему характеру можно сказать, что неписаная конституция весьма близка по сути к фактической конституции. В настоящее время большинство конституций различных государств являются писанными, так как это облегчает работу государственных органов власти, имеющих единый, четкий источник положений, которыми данные органы должны руководствоваться при осуществлении своей деятельности.

По времени действия конституции делятся на временные и постоянные.

Обычно конституции принимаются и действуют на постоянной основе, конечно, понятно, что даже наиболее тщательно разработанная конституция может раньше или позже устареть и перестать отвечать вновь сложившимся условиям (обычно политическим или экономическим). Однако при принятии новой конституции предполагается, что она будет постоянной, то есть, ее действие рассчитано на более или менее длительный срок. Постоянство конституции страны - весьма положительный признак, говорящий о стабильности данного государства, о тщательности разработки базовых положений основного закона страны, о том, что развитие страны идет в направлении, предусмотренном при создании конституции.

Однако временный характер конституции не говорит об ее ущербности или неполноценности. Это скорее признак того, что в стране ожидают и готовятся к серьезным изменениям, к изменениям настолько важным и коренным, что принятие постоянной конституции не представляется целесообразным, так как ожидаемые изменения либо трудно предсказуемы, либо временная конституция выступает в роли своего рода проводника, обеспечивающего страховку, обосновывает существование и функционирование государства в течение какого-то периода.

Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного события. Например, Конституция Таиланда 1959 г., включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

Большинство конституций являются постоянными. Например, Конституция Мексики 1917 г., содержащая наибольшее число поправок или самая старая конституция - конституция США, являются постоянными, устойчивыми.

Многие государства, обычно латиноамериканские, за сравнительно недолгий период своего существования сменили десятки конституций, так например Боливия - 20 конституций, Колумбия - 11, Доминиканская Республика - 15, Гаити - 23, Венесуэла - 22. Это было следствием частых военных переворотов, характерных для этих стран, а также стремлением военных, пришедших к власти насильственным путем, закрепиться у власти более легальным и законным способом.

По способу изменения, внесения поправок, дополнений и отмены, конституции также подразделяются на: жесткие, особо жесткие и гибкие конституции.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Как принятие конституции, так и её изменение относится к компетенции законодательной власти.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно для внесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так, каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего.

Гораздо сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций.

Чаще всего для изменения конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов.

Жесткость является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года.

В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое большинство присутствующих и голосующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением двух третей всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме.

В индийской Конституции ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной и судебной власти и др.) изменяется по решению двух третей присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с последующим одобрением не менее половины легислатур (законодательных собраний) штатов. Такие же положения Конституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатах Парламента.

Наиболее распространенный способ инкорпорирования поправок в текст конституции -- простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.).

Однако известен и другой способ включения поправок, а именно прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. США первыми применили такой способ: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции. Конституция Венесуэлы 1961 года даже урегулировала этот порядок в абзаце 6 ст. 245: «Поправкам будут присваиваться последовательные номера, и они будут публиковаться вслед за текстом Конституции без изменения ее текста со ссылкой после какой измененной статьи на номер и дату поправки». Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2005. C. 122 Этот способ используется в Югославии.

Главная причина внесения изменений в конституции заключается в новом соотношении политических сил в обществе. Для реформирования жестких конституций это соотношение должно измениться в значительной мере, причем изменение должно быть более или менее устойчивым.

Наиболее часто влияние изменившегося соотношения сил заметно при преобразованиях коренных положений конституций -- о правах и свободах, о форме правления и т.п. Однако есть поправки, которые носят технический характер и не вызывают острой борьбы в парламенте и обществе.

В большинстве конституций не содержится оговорок в отношении их пересмотра, однако в некоторых встречаются такие ограничения либо по существу, либо временного характера. Чаще всего они касаются формы правления в стране. В Конституции Греции запрещено изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики, а также ряд специально указанных норм. Конституция Португалии в ст. 290, озаглавленной «Пределы пересмотра Конституции», установила перечень из 15 пунктов, которые должны уважаться при пересмотре; это республиканская форма правления, принцип всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании, принцип разделения властей и взаимозависимости органов власти и др.

Из смысла ст. 131 Конституции Бельгии 1831 года следует, что полный пересмотр этого акта невозможен.

В конституциях иногда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. Такие положения преследуют цель обеспечить в течение какого-то времени стабилизацию вновь установленного конституционного строя. Первой такой конституцией была французская 1791 года, запрещавшая всякий пересмотр в течение первых двух легислатур, то есть в течение четырех лет, а учитывая, что для вступления в силу поправок необходимо было принять их в течение трех последовательных легислатур, то только в 1801 году можно было бы изменить эту Конституцию (известно, впрочем, что следующая Конституция была принята уже в 1793 г.). Конституция Греции разрешают пересмотр только по истечении пяти лет после окончания процедуры предыдущего пересмотра.

В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране. Конституция Франции 1946 года в ст. 94 запрещала начало или продолжение процедуры пересмотра в случае оккупации иностранными войсками всей или части страны. Цель этой нормы -- избежать повторения практики фашистского режима, во время которого 10 июля 1940 г. была упразднена конституция Третьей республики. Такое же запрещение включено в ст. 89 Конституции Франции 1958 года, а в 1968 году -- в Конституцию Бельгии.

Процедуры изменения конституций чрезвычайно разнообразны, однако можно выделить несколько общих этапов. Субъекты права инициативы конституционного пересмотра -- обычно те же, что и в нормальном законодательном процессе. Иногда к ним устанавливаются дополнительные требования. Конституция Греции, например, разрешает вносить предложение о конституционном пересмотре не менее чем 150 депутатам. Во Франции и Бельгии инициатива конституционного пересмотра принадлежит не только парламентариям, но и главе государства, действующему по предложению главы правительства. В Ирландии такая инициатива принадлежит только нижней палате Парламента.

Процедуру конституционного пересмотра можно условно разделить на два этапа -- принятие поправок парламентом и их ратификацию, хотя это не всегда четко просматривается в нормах. Так, во Франции после принятия поправок к Конституции Парламентом Президент Республики назначает для ратификации референдум или созывает Конгресс, включающий членов обеих палат Парламента (ст. 89 Конституции). В Греции поправки должны быть приняты Палатой депутатов двух последовательных созывов (ст. 110 Конституции). Ратифицирующие референдумы могут быть как факультативные, так и обязательные.

Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок зачастую сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Обычно предусматриваются повышенные требования к большинству голосов, необходимому для утверждения проекта (например, в Японии нужно согласие 2/3 общего числа членов каждой палаты Парламента), устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения и т.д.

Для подготовки конституционных поправок иногда образуются специальные органы. В Австралии, например, в 1927 и 1958 годах образовывался специальный консультативный орган, предварительно рассматривавший проекты пересмотра Конституции. Иногда парламент образует из своего состава конституционную комиссию для подготовки проекта (Швеция, Финляндия).

Если рассматривать конституцию Российской Федерации, принимая во внимание все возможные способы классификации, то можно определить, что Конституция РФ является новой, унитарной, федеративной, демократической, писаной, жесткой.

Сегодня, 5 мая, в Кыргызстане отмечается День Конституции. Ровно 23 года назад на XII сессии Верховный совет принял Конституцию уже суверенной Кыргызской Республики. За это время в нее .

Нынешнюю редакцию документа утвердили на референдуме 27 июня 2010 года. Но красным днем календаря в Кыргызстане по-прежнему остается 5 мая, который мы ежегодно отмечаем.

То, что именно Конституция является основным законом страны, по которым живем мы и государство, для нас совершенно естественно. Однако в мире есть страны, которые прекрасно обходятся и без конституции.

1. Саудовская Аравия

Основным законом Саудовской Аравии является "Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах", то есть Коран. Об этом говорится в ст. 1 Основного низама правления, второго после Конституции по юридической силе закона страны:

"Королевство Саудовская Аравия - суверенное арабское государство. Его религия - ислам, Конституция - Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык - арабский, столица - г. Эр-Рияд".

2. Великобритания

В Великобритании нет какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Нет даже точного перечня документов, которые бы относились к нему.

Так что Конституция Соединенного Королевства носит совершенно абстрактный характер и представляет собой совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.

3. Новая Зеландия

Будучи долгие годы колонией Великобритании, Новая Зеландия переняла у нее конституционное устройство и ряд законов. Так что единого документа, который бы представлял собой конституцию страны, здесь тоже нет.

4. Израиль

Израиль также не имеет конституции в привычном нам смысле этого слова. Ее роль выполняет так называемый свод "Основных законов", в котором регулируется и демократичный характер государства, и парламентская власть.

В 1950 году парламент Израиля решил принимать законы, имеющие силу конституции, раздел за разделом. Первый из ныне действующих "Основных законов" - О кнессете (парламенте) - был принят в 1958 году. Затем было принято еще 10 Основных законов.

5. Ватикан

В ноябре 2000 года Папа обнародовал новый Основной закон Ватикана, который фактически закрепил систему разделения властей.

Из документа, состоящего из 20 статей, следует, что Папа имеет высшую юридическую силу: недействительными объявляются все правовые нормы в Ватикане, которые ему противоречат. Вместе с тем в любое время, когда Папа сочтёт необходимым, он может изменить Основной закон или заменить его на новый.

6. Сан-Марино

Единого документа, который бы представлял собой свод основных законов, в Сан-Марино нет. Конституция состоит из двух нормативных актов - Законодательного статута республики Сан-Марино (Leges Statutae Republicae Sancti Marini) и Декларации прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино.

Leges Statutae Republicae Sancti Marini считается самым старым сводом законов из используемых независимыми государствами. Он был написан на латыни и состоит из шести книг. Первая книга – это 62 статьи, в которых регулируется деятельность советов, судов и различных учреждений исполнительной власти. Остальные пять книг содержат в себе криминальное и гражданское право, описания юридических процедур и судебных мер.

Написанный в 1600 году, этот документ основан на Statuti Comunali (Городском законе) 1300 года, который, в свою очередь, был написан под влиянием Кодекса Юстиниана. В силе он остается и по сей день.

7. Канада

Единого документа, действующего в качестве конституции, в Канаде нет. Под конституцией понимают серию объединённых Конституционных актов, а также иных документов, представленных письменными текстами и устными традициями и соглашениями.

Кроме того, "специальная статья" Канадской хартии прав и свобод предоставляет федеральному парламенту и провинциальным законодательным собраниям возможность устанавливать законы в любое время и в той мере, которая подходит законодателям, преступая на время некоторые положения Хартии (в фундаментальных свободах, юридических гарантиях, в праве на равенство – раз в пять лет).

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Самой первой конституцией принято считать Статут Великого Княжества Литовского от 1529 года, который позже дополняли дважды (в 1566 и 1588 годах). В современном понимании - документ, описывающий и устанавливающий разделение властей и компетенцию каждой из них - первой конституцией стала Конституция США. С неё мы и начнём наш список. Мы не включили в список Конституцию Речи Посполитой от 3 мая 1791 года («Правительственный акт», польск. Ustawa rządowa), который просуществовал 19 месяцев до того, как страна прекратила существование как независимое государство.

1787 год

Страна: США

Структура: состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок (в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах).

Количество поправок: 27.

Конституцию Соединенных Штатов приняли делегаты Филадельфийского конвента.

Делегаты (которые позже стали известны как «создатели» Конституции) были разделены на группы, представляющие торговцев, фермеров, а также банковский и юридический спектры. Многие из делегатов служили в Континентальной армии и работали в Континентальном Конгрессе. С точки зрения религиозной принадлежности, большинство из них были протестантами. Средний возраст представителей составлял 30-40 лет, самым возрастным делегатом был 81-летний представитель Пенсильвании - Бенджамин Франклин.

С тех пор, как приняли Конституцию, в основной закон штатов изменения вносили неоднократно. Первые 10 поправок самые известные. Именно они стали базой для Билля о правах и вступили в силу 15 декабря 1791 года. Кстати, за всё время существования американской Конституции было подано более 10 000 проектов поправок.

Страна: Швеция.

Является самой старой из действующих ныне письменных конституций Европы. Хотя в нее был внесен ряд изменений, она до настоящего времени служит основой шведской государственной системы. Тезисы Конституции:

1) «Король один управляет государством».

2) «Древнейшее право» шведского народа устанавливать налоги» должно осуществляться государственными сословиями на общем риксдаге.

3) Риксдаг, совместно с королем, имеет право принимать и изменять общие гражданские, уголовные и церковные законы.

4) Король, прежде чем принять решение, должен получить информацию и совет государственного совета, девять членов которого он назначает сам — министра юстиции, министра иностранных дел, канцлера двора и шесть других государственных советников; четыре государственных секретаря в качестве экспертов присутствуют при докладах на заседаниях правительства и имеют право голоса.

5) Члены государственного совета ответственны перед риксдагом за свои советы; эта ответственность определяется в различных случаях разными правилами. 6) Риксдаг созывается не реже одного раза в пять лет. Он должен, в соответствии с определенными правилами, контролировать деятельность государственного совета и руководство финансовым управлением.

Конституция была дополнена постановлением о свободе печати.


1814 год

Страна: Норвегия.

Количество поправок: более 80 параграфов.

Структура: 5 статей, 112 параграфов.

Норвежский конституционный акт, принятый 17 мая 1814 года в Эйдсволле, один из старейших в Европе.

11 апреля 112 мужчин собрались на государственное учредительное собрание в городке Эйдсволл (60 километрах к северу от Христиании) в особняке купца Карстена Анкера. Средний возраст собравшихся составлял 42,8 года.

Эйдсвольская Конституция определила Норвегию как дуалистическую монархию. Монарх рассматривался лишь как глава исполнительной власти. Единственным законодательным органом в стране со значительными финансовыми правами был парламент - Стортинг.

1815 год

Страна: Нидерланды.

Количество поправок: 9.

Главный закон государства был принят 24 августа 1815 года. Власть находилась в руках короля, а законотворчеством занимался двухпалатный парламент.

Главная эволюция конституции страны состоялась в 1848 году, когда изменили форму правления: с самодержавия на конституционную монархию, с последующим переходом к парламентской демократии. После этого голландская Конституция претерпевала ряд существенных поправок. В 1983 году главный закон закрепил запрет на смертную казнь и провозгласил борьбу с дискриминацией.

1831 год

Страна: Бельгия.

Количество поправок: 29.

7 февраля 1831 после обретения независимости страны Национальный конгресс утвердил её основной закон. Глобально пересмотрели Конституцию только через 160 лет - в 1993 году в связи с переходом на федеративный строй.

1853 год

Страна: Аргентина.

Количество поправок: 5 редакций.

Структура: 129 статей, несколько переходных правил.

И еще одна конституция из Нового Света, только с другого материка - с Южной Америки. Основной закон Аргентины приняли в 1853 году. С тех пор правки были и много. Первые изменения внесли через 7 лет после утверждения.

Весь корпус конституционных изменений был закреплен в пяти редакциях аргентинской Конституции: 1860, 1866, 1898, 1957 и 1994 гг. Конституционный акт Аргентины закрепляет основы федеративного устройства, а также президентской формы правления.

1868 год

Страна: Люксембург.

Количество поправок: 26.

Самое маленькое государство Европы приняло конституцию тоже в XIX веке - 17 октября1868 года.

Его утвердил тогдашний монарх Виллем III. За всю историю в здешнюю Конституцию было внесено 26 изменений, последние из которых утверждены в ноябре 2004 года.

1900 год

Страна: Австралия.

В первый год нового века Австралия приняла конституцию, вобравшую в себя несколько документов. Самым главным из них выступает Конституция Австралийского Союза. За ее принятие проголосовали жители всех австралийских колоний. Документ меняли только один раз: в 1967 году из текста исключили положение о запрете учитывать аборигенов при переписи населения.

Основные законы данной группы стран (преимущественно африканских и азиатских) регулируют важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством. Однако их авторитет и реальное воздействие на социально-политические процессы нередко бывает невысоким.

Как правило, конституции подготавливались сразу же после обретения колониальными странами независимости и суверенитета. Чаще всего они принимались национальными парламентами, реже - учредительными собраниями или референдумами. Первые конституции некоторых африканских государств, принятые в 70-е гг. XX в., принимались на съездах правящих общественно-политических движений, что ставило под сомнение их легитимность. К числу действующих относятся конституции Индии (1950 г.), Танзании (1977 г.), Мозамбика (1990 г.), Намибии (1990 г.), Анголы (2009 г.), Фиджи (1997 г.), Марокко (2011 г.), Сирии (2012 г.) и др.

В Королевстве Саудовская Аравия отсутствует кодифицированная конституция. Ее роль частично выполняет Хартия, принятая в 1992 г. по инициативе короля, которому принадлежит вся полнота власти, в том числе в судебной и религиозной сферах. Этот документ регулирует в основном вопросы устройства и управления государством.

В 2004 г. после свержения авторитарного режима С. Хусейна новыми властями была принята Временная конституция Ирака. В октябре 2005 г. в Ираке был проведен конституционный референдум. В нем приняло участие 63% избирателей. За принятие первой постоянной демократической Конституции высказались 78% граждан. Иракцы определились, что их страна будет "федеративной парламентской республикой, единой, независимой и суверенной, многоконфессиональной и многонациональной частью исламского мира". Однако полностью социально-политическая обстановка в этом государстве Среднего Востока пока не стабилизирована.

Многие подобные основополагающие акты разрабатывались при участии или инициативе бывших колониальных держав, а английские власти нередко даже "даровали" конституционные документы молодым освободившимся государствам, находившимся ранее под управлением Великобритании.

Конституции характеризуются следующими чертами:

1. Провозглашают образование нового суверенного государства, субъекта международного права.

2. Закрепляют конкретную форму государства и соответствующие институты государственной власти, в большинстве случаев речь идет о президентской или полупрезидентской модели.

3. Декларативностью многих основных норм, касающихся основ правового положения личности и принципиальных вопросов политики (избавление от иностранного засилья и эксплуатации, широкая номенклатура социально-экономических и личных прав граждан и др.).

4. Непоследовательностью и противоречивым отношением к базовому принципу разделения властей, который во многих странах Азии и Африки до недавнего времени отрицался или признавался частично, что самым негативным образом сказывалось на характере государственности и политического режима.

5. Отсутствием конституционно-правовой стабильности. Нередко основные нормы подгоняются под конъюнктурные интересы правящих кругов, тех или иных кланов и неоправданно часто изменяются. Так, Конституция Гаити 1987 г. стала 23-м конституционным документом в политической истории страны, начиная с 1801 г. В 2007 г. в Таиланде была принята 18-я по счету Конституция этого Королевства.

Большим своеобразием отличается Конституция Индии 1950 г., принятая Учредительным собранием, образованным еще до провозглашения независимости. Это первый и единственный конституционный документ в политической истории суверенного индийского государства (страна обрела независимость в 1947 г.). Данная Конституция - самый большой в мире конституционный акт, включающий преамбулу, около 400 статей, объединенных в 20 частей, и большое число приложений по различным отраслям права. Она отличается повышенной детализированностью и предельно широким предметом регулирования. Всего в конституционный текст внесено более 500 изменений и дополнений. Большинство поправок принимается простым большинством голосов каждой из двух палат парламента и передается на подпись президенту. Для отдельных основополагающих поправок требуется также одобрение в представительных (законодательных) органах не менее чем половины штатов.