Смелые люди работающие в службе спасения. Конспект занятия служба спасения. О спасении людей до создания специальной службы

Чтобы создать медико-спасательную службу, аналогов которой в нашей стране пока нет, Вячеслав Половинко отказался от карьеры хирурга, хотя мечтал о ней с детства. Зато сейчас над Москвой летают реанимационные вертолеты, которые добираются до самых тяжелых пациентов за считанные минуты. И это, в том числе, и заслуга доктора Половинко.

В интервью сайт он рассказал о том, как ему за считанные месяцы удалось «сколотить» команду отважных врачей-вертолётчиков на базе «Московского авиационного центра» Департамента ГОЧСиПБ, и чем санитарные вертолёты отличаются от обычных.

О спасении людей до создания специальной службы

«Санитарная авиация в Москве раньше существовала в такой «лайт-версии» - МЧС предоставляло вертолёты, а Центр экстренной медицинской помощи предоставлял врачей.
Тогда объемы помощи были неизмеримо скромнее: мало специальных посадочных площадок по городу, мало специалистов.

Затем Правительство Москвы организовало отряд по быстрому спасению людей, которые попали в беду. Закупили авиационную технику - и постепенно стала выстраиваться цепочка взаимодействия нашей организации и департамента здравоохранения города Москвы.

Столица стала первым городом в нашей стране, власти которого подошли к решению вопроса организации медико-спасательной службы очень серьёзно. Начали вестись работы по подготовке пилотов, авиатехники, медицинских работников.

До этого момента в крупных российских городах работали авиакомпании, которые предоставляли вертолёты, в которых на вызовы летали врачи их разных медицинских учреждений. Медики совмещали экстренные выезды с ежедневной работой в больнице.

В Москве же впервые в России появились врачи, для которых работа в медико-спасательной службе была единственной».

О создании медико-спасательной службы

«На подготовку пилотов и получение лицензии ушло три года. После этого началась отработка всех моментов, которые уменьшают время подачи санитарного вертолета: например, согласование пролёта до места происшествия, места последующей госпитализации людей.
Ещё примерно месяц был потрачен на «притирку» всех служб - ведь Москва, это территория, закрытая для полётов.

Вячеслав Половинко с благодарностью от мэра Москвы Сергея Собянина.

Внутри города есть ещё несколько особых зон, над которыми пролетать ни при каких обстоятельствах нельзя. Однако вертолёту нужно прибыть на место происшествия как можно скорее - мы занимались очень плотно логистикой. Знакомились, заключали соглашения.

Теперь всё понятно - если летит наш вертолёт, то кому-то нужна срочная помощь. Все службы действуют в этот момент очень слаженно».

О самых тяжёлых случаях спасения

«Когда поступали первые вызовы - каждый вылет оценивался, как особое событие. Со временем работа реаниматологов вошла в русло, и теперь наши бригады действуют максимально оперативно и эффективно.

Самые страшные происшествия - это, конечно, массовые трагедии. В июле 2014 года на перегоне между станциями метро «Славянский бульвар» и «Парк Победы» сошёл с рельсов поезд. В катастрофе тогда погибли 24 человека.

В тот момент очень пригодилась особенность врачей «Московского авиационного центра» - анестезиологи-реаниматологи медико-спасательной службы обучены ещё и быть спасателями.

Именно поэтому они имеют право проходить в зону чрезвычайной ситуации. Обычно машины скорой помощи базируются по периметру этой зоны и ждут, когда им доставят пострадавших.

Медики нашей службы спускались вниз, помогали доставать людей, оказывали им первую помощь там же, в тоннеле, и на щитах несли на перрон.

Наверх поднимать раненых было очень трудно. Станция «Славянский бульвар» глубокая, а травмированных людей можно переносить только в горизонтальном положении. Врачи и спасатели на вытянутых руках держали людей на ступеньках эскалатора. Это было очень тяжело физически. Крайне тяжёлых пациентов наши вертолёты немедленно доставляли в больницы».

О том, кто решает, что людям нужна помощь медиков на вертолёте

«Решение о вылете вертолёта принимает старший врач Центра экстренной медицинской помощи. Он получает информацию от работников Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова.

Есть определённые критерии вызова вертолёта - мы летим, когда есть два и более пострадавших. Также если среди пострадавших есть дети, беременные женщины.

Если в аварию, к примеру, попал автобус, то летим вне зависимости от наличия информации о пострадавших.

Мы немедленно отправляемся туда, где произошла чрезвычайная ситуация - будь это взрыв бытового газа или пожар».

Об уникальной технике

«Наши вертолёты оборудованы так же, как реанимационные автомобили класса «С»: в салоне есть всё необходимое оснащение.

Это аппарат искусственной вентиляции лёгких, дефибриллятор, монитор контроля жизненно важных функций, шприцевые насосы-дозаторы, которые позволяют вводить лекарственные препараты, медицинский отсос.


Врач анестезиолог-реаниматолог «Московского авиационного центра» с пострадавшим.
Фото: архив пресс-службы «Московского авиационного центра»

У всех этих приборов есть особенность - всё они допущены к использованию на борту воздушных судов. Наше оборудование будет исправно работать в холод и в жару, выдержит серьёзное механическое воздействие (в том числе перегрузку).

Один из элементов нашего вертолёта - это диэлектрический пол. Во время полёта иногда нужно проводить дефибрилляцию. При обычной ситуации все в этот момент отходят от пациента, чтобы случайно не дотронуться до какой-нибудь металлической конструкции. В вертолёте пострадавший лежит на спинальном щите, а сам пол не проводит ток. Именно поэтому в наших машинах можно спокойно проводить опасную процедуру и не беспокоиться за персонал и авионику (комплекс электронного оборудования, установленного на борту воздушного судна - прим.ред.) вертолёта».

О новых разработках

«Наша техника актуальна на данный момент, но медицина не стоит на месте. Ведутся постоянные разработки каких-то новых моделей и дополнительных опций медицинского оборудования. Сейчас у нас есть даже возможность беспроводной передачи данных в больницу, куда летит вертолёт».

О новых задачах медиков

«Департамент здравоохранения добавил сейчас задачу нашим экипажам - это вылет к людям, которым необходима высокотехнологичная помощь. Многих больных нужно оперировать в первый час после наступления критического состояния. Речь идёт об инсультах, инфарктах и так далее.

Бригада скорой помощи, которая приезжает к пострадавшим на дом, определяет заболевание и, в случае, если пациентам необходима экстренная госпитализация, прилетает вертолёт.

Мы доставляем человека в ближайшую многопрофильную больницу, где его сразу определяют в операционную, минуя приёмный покой. В таком случае процент выживаемости очень сильно увеличивается. Если ехать на автомобиле по пробкам, можно упустить этот самый час».

О вертолётах

«Всего в нашем парке десять воздушных машин. Из них пять медицинских вертолётов, три вертолёта Ка-32 для тушения пожаров, один большой вертолёт Ми-26, который также используется для борьбы с огнём и ещё один - Bell 429, используемый в качестве штаба и транспортировки оперативной группы.

Ежедневно два вертолёта у нас заступают на суточное дежурство в аэропорту Остафьево (бывшая авиабаза НКВД на территории Новомосковского административного округа. Сейчас крупный аэропорт, где базируется как военная, так и гражданская авиация - прим.ред.) и ещё один дежурит на территории 15-й городской клинической больницы.


Посадка вертолёта на место ДТП. Фото: архив пресс-службы «Московского авиационного центра»

Очень редко случаются такие дни, когда мы никуда не летим - причиной обычно бывают запреты на полёт или погодные условия».

О ложных вызовах

«На человека, который принимает решение о вызове вертолёта, ложится очень большая нагрузка. И с самого начала такие вещи случались из-за недостаточного количества информации. Сейчас подобное практически исключено».

О выборе профессии

«В первом классе я на занятия ходил со специальной белой сумочкой с красным крестом, где был бинт, йод, зелёнка. Уже тогда я изучил вопрос оказания первой помощи!

После школы поступил в медицинское училище, и в армии потом отслужил медицинским работником.

Но настоящий опыт пришел в реанимационном отделении, куда я после дембеля пришел медбратом. Именно там я научился работать с тяжелыми пациентами. И захотел продолжить образование.
В медицинский институт я поступил, не оставляя работу у себя в реанимации. Специализацию выбрал сразу: хирургия. Однако в процессе учебы сменил «детскую хирургию» на взрослую.

Еще через несколько лет, уже работая хирургом, получил предложение «Московского авиационного центра» и начал заниматься созданием медико-спасательной службы. Пришлось снова многому учиться - управлению и организационной деятельности».

Об отношении к «случайным людям» в медицине

«Среди моих коллег таких людей нет. Вообще система здравоохранения так построена, что в большинстве случаев такие люди не могут работать врачами - они естественным образом отсеиваются. Да и вообще в последнее время профессиональные требования к медикам в нашей стране возросли».

О мечтах

«Когда наша организация создавалась, мы даже не думали, что Москва за несколько лет так увеличится территориально.

Мы старались что-то предвидеть и постепенно пришли к тому, что имеем. Мечтать в этой ситуации сложно.

На данный момент, мы действуем максимально эффективно, и не можем предположить, в каких условиях будем действовать в будущем. Нужно просто продолжать оттачивать своё мастерство здесь и сейчас».

Основными обязанностями работников спасательной службы (спасателей) является спасение людей и их имущества в экстренных и кризисных ситуациях – это пожары, наводнения, стихийные бедствия и иные непредвиденные несчастные случаи, к примеру, это может быть и помощь кошке слезть с дерева. Помощь спасателей требуется в случае дорожных происшествий, при работах по разминированию, кроме того, они занимаются ликвидацией последствий многих разных аварий и несчастий – например, ликвидацией загрязнения нефтью и т. д.
Когда люди звонят по номеру экстренной помощи 112 и просят помощи, спасатели должны реагировать немедленно – выезд состоится в течение 1 минуты. В продолжение своей рабочей смены спасатели находятся в состоянии постоянной готовности, чтобы при возникновении кризисной ситуации поспешить на место происшествия и разрешить ситуацию.
Спасательные работы крайне опасны, и они требуют надежной совместной работы – неправильное решение или поведение может поставить под угрозу жизнь и самого спасателя, и других людей. В целях безопасности спасатели носят специальную защитную одежду и применяют специальные защитные средства, имеется также ряд разных правил безопасности. Работы по тушению пожара и спасательные работы – сложные и тяжелые, они требуют психического и физического напряжения и предполагают организованность и работу в команде.
В спасательной команде обычно четкая структура и распределение труда, ее деятельностью руководит спасатель-специалист. Спасательные команды комплектуются для ликвидации какой-либо определенной опасности. Например, тушением пожаров занимаются пожарники, несчастьями на водах – морские спасатели, в случае происшествия с опасными веществами – спасатели-химики, на аэродромах спасательные работы проводят аварийно-спасательные службы аэродромов. Во время обширных кризисных ситуаций в спасательной операции задействуются разные команды, в то же время им приходится при необходимости заменять друг друга.
Спасательная служба делится на шесть основных направлений: спасательные работы, надзор за пожарной безопасностью, регулирование кризисных ситуаций, предупреждение несчастий, разминирование и обработка сообщений о несчастье. В этих шести основных сферах работаютспециалисты с разной выучкой.
Работники спасательной службы в узком смысле слова – это спасатели (пожарные), старшие команды, старшие отряда, начальники/старшие пожарной части (команды), оперативные дежурные и оперативные водители (шоферы). Их обязанностью является непосредственное тушение огня и проведение спасательных работ – спасение и защита людей, имущества и окружающей среды. Это ответственная работа, требующая психического напряжения, и она предполагает готовность и умение справляться с разрешением разных ситуаций. Спасатели регулярно проходят проверку здоровья и сдают тесты по физическим испытаниям.
Они должны быть готовыми работать в постоянно изменяющихся ситуациях и выносить период ожидания. В те минуты, когда спасательные работы не ведутся, они приводят в порядок и проверяют свои средства труда, отдыхают, читают литературу и т. п.

Успешное проведение спасательных работ обеспечивают разные спасатели-специалисты, целью работы которых является обеспечение путем организации труда оперативной готовности и проведения работ по тушению огня и спасательных работ. Их обязанностями являются: организация дежурной службы команды (части), организация и проведение практического и теоретического обучения членов пожарной и спасательной команд, а также руководство работами по тушению огня и спасательными работами на месте происшествия. Работа спасателя-специалиста предполагает умение разрешать различные ситуации как в команде, так и на месте происшествия.
Кэйсси

В истории человечества мы часто встречаем людей, которые, рискуя собственной жизнью, спасают жизни других людей. В любое время и при любых погодных условиях они готовы прийти на помощь. Они люди бесстрашные, смелые, профессионалы своего дела. Работают они спасателями в «Службе спасения 112». С одним из них мне посчастливилось беседовать и узнать подробнее об этой профессии.

Биографическая справка: Григорьев Александр Владимирович родился в городе Уфа 25 февраля 1979 года. После окончания школы №122, был призван на службу в Армии. Отслужив, молодой солдат поступает в Уральскую государственную академию физической культуры и получает высшее образование по специальности тренер-преподаватель. В службе спасения работает почти 15 лет.

Александр, почему вы выбрали профессию спасатель?

— Потому что, это — интересная, разнообразная, многопрофильная профессия.

За какой помощью чаще всего обращаются к спасателям?

— Открыть входные металлические двери в квартиру.

Расскажите о своей первой спасательной операции?

— Осенью мы базировались на станции в Сипайлово. Только заехали на базу, на наших глазах на реке перевернулась лодка с 13-ю пассажирами. Мы оперативно среагировали всех достали живыми и доставили на берег.

К стрессовому состоянию человека, который просит вас о помощи, наверное, вы уже привыкли. Но не могли бы вы рассказать нам, как обычно ведут себя люди, оказавшиеся в непростой ситуации?

— Кто-то плачет, в истерике кричит спасти его. Кто-то в шоковом состоянии ничего не понимает и молчит. Был такой случай, мы хотели вытащить мужчину из машины, который попал в аварию, а он говорил: «Не трогайте меня, можно я посплю».

Запомнившийся случай из вашей практики:

— Девушку родители закрыли дома, а она не растерялась, решила через соседний балкон выбраться из квартиры. Но нога соскочила, и оказалась она «в ступоре»: на 6-ом этаже, ни назад, ни вперед пройти не может, страх овладел ею. Я спустился с верхнего этажа и перекинул девушку обратно на ее балкон. И первая фраза ее была: «Кофе будете?».

Бывали ли случаи, когда невозможно было спасти человека?

— К сожалению, да.

Странные происшествия или ситуации?

— Вызывают снять с дерева куницу или сову.

Как родные относятся к вашей работе? Удается ли Вам достаточно времени уделять своей семье, детям?

— С пониманием. Свободное время я стараюсь посвятить семье.

Ваше хобби:

— Увлекаюсь горными лыжами.

Девиз по жизни:

— «Движение – это жизнь»

О чем мечтаете?

— В 2010 году в Москве был открыт памятник спасателям и пожарным, в 2006 — установлен памятник «Герою-спасателю» в Донецке. Хочется, чтобы и в нашей столице, в знак уважения к труду спасателя, создали памятное сооружение.

Александр Владимирович, спасибо вам за интересную беседу! Желаем благополучия в вашей трудной, ответственной работе!

Галикеева Лилия, ученица 5 класса
Гимназия № 158, г. Уфа

07.09.2018

880

9 сентября зрителей телеканала «Беларусь 1» ожидает премьера художественно-публицистического цикла «Истории спасения». Новый проект расскажет, как сотрудники МЧС вместе с обычными людьми оказывают помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

«Проект основан на реальных событиях, имена героев изменены, но в съемках приняли участие настоящие очевидцы, пострадавшие, а также сотрудники МЧС. Зрителей ожидают неподдельные и искренние эмоции, ведь в каждом фильме используются кадры оперативной съемки спасателей» , – говорит руководитель проекта «Истории спасения» Сергей Шишко.

В премьерном выпуске художественно-публицистического цикла речь пойдет о разрушительном пожаре в Бресте. Впечатлениями поделятся очевидцы тех «огненных» событий. Помимо этого, в первой серии рассказывается о женщине, пострадавшей от нападения волка, а также о попытке свести счеты с жизнью с помощью газа.