Сочинение на тему: «Образ униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание. Мир униженных и оскорбленных в романе преступление и наказание Униженные в преступление и наказание

Роман “Преступление и наказание” принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени. В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире. В “Преступлении и наказании” показан буржуазный Петербург. Не тот яркий, красочный, с морем огней, а город, в котором живут Раскольниковы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, город уличных девиц и многочисленных распивочных. Нет места в этом городе бедному человеку. У него

Один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.

Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление – это крик души, это отзыв, порожденный в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников – это жертва буржуазного общества. Он сам “униженный и оскорбленный”, хотя считает себя “сильной личностью”. Он ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход

Из положения. Но его нет! Само общество виновато в его положении!

Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие. Яркий пример этому – семья Мармеладовых. Сам Мармеладов – конченый человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной. Грязь, вонь этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он находится за порогом человеческой чести и гордости.

Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: “В бедности вы еще сохраните свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету. метлой выметают из компании человеческой”. Нищета – это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой – нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты. Страдают все, и в первую очередь – Катерина Ивановна.

Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей этот брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения – вот что показывает Достоевский.

Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригайлову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость.

Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня – это “луч света в темном царстве”. Она выступает как носительница моральных ценностей “униженных и оскорбленных”. Соня, как и Мармеладовы, – жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее “преступить” свое “я”, отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.

Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире “маленькому” человеку. У всех “униженных и оскорбленных” есть только один выход – быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистическим обществом.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Достоевский вводит в роман “Преступление и наказание” двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его...
  2. Федор Михайлович Достоевский довольно часто в своем творче­стве использовал Библейские темы и мотивы. Не стал исключением и роман “Преступление и...
  3. Ф. М. Достоевский занимает уникальное место в мировой литературе. Его считают писателем-философом, в творчестве которого раскрывались важные проблемы и коренные...
  4. Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе “Преступление и наказание”...
  5. Библия – книга, известная всему человечеству. Ве­лико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей,...
  6. Ф. М Достоевского называют великим писателем – гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой...
  7. Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые...

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческих душ. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году он закончил работу над социально-психологическим романом «Преступление и наказание», в котором со всей полнотой раскрыл бесчеловечность буржуазно-крепостнического строя. Действие романа происходит в Петербурге шестидесятых годов XIX века. Это было сложное для России время: старый мир уже разрушен, а новый только начал формироваться. Наступала эпоха капиталистических отношений, и «маленькому человеку», живущему в нищете, лишенному всяких прав, не досталось места в этом буржуазном мире. Тема «униженных и оскорбленных» является одной из основных в романе «Преступление и наказание». Автор показывает среду, в которой обитают обделенные жизнью люди, их судьбы, искалеченные социальной несправедливостью, их попытки борьбы с жестокой действительностью.

Петербург Достоевского – это город, в котором тысячи людей обречены на нищету и страдания. Это город уличных девиц, бездомных детей, многочисленных распивочных. Описание Петербурга производит тяжелое впечатление. Повсюду пыль, духота, вонь. Шумные, грязные улицы угнетают людей. Даже дома, в которых они живут, давят на них. Все это создает атмосферу отчаяния и безысходности. Картину общего горя и унижения дополняют эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся на улицах Петербурга. Это и девочка, которую напоили и обманули, и женщина, бросившаяся с моста в воду, и Лизавета, безропотно сносившая унижения и оскорбления сестры.

К жертвам Петербурга относится и семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, испытывая огромную нужду во всем.

Семен Захарыч Мармеладов – бывший чиновник. Он ищет спасения от жизненных проблем в распивочной, своим пьянством довел семью до беспросветной нищеты. Мармеладов осознает свое положение. «В бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету…метлой выметают из компании человеческой…», – говорит он. В этом состоит трагедия Мармеладова. Он понимает, что ему некуда и не к кому идти, и от этого очень страдает. Не в состоянии бороться за жизнь, за семью, он опускается до пьяных разглагольствований с разными незнакомцами. Мармеладов склонен к моральному самоуничтожению: ему побои в наслаждение, ночует, где придется, на насмешливое отношение окружающих не обращает внимания. Физическая смерть Мармеладова становится неизбежной – он гибнет под колесами роскошной коляски.

«Некуда идти» и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи. Поэтому ей особенно тяжело жить в нищете, воспоминания о прошлом делают ее жизнь только мучительнее. Катерина Ивановна – натура гордая и тщеславная, но гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве, самолюбии заставляют забыть. Попытки подняться в собственных глазах, самоутвердиться выражаются в безудержных фантазиях. Но мания величия не может спасти Катерину Ивановну. Жестокий, бездушный мир и собственная гордыня приводят ее на улицу, а затем и к гибели.

Семью Раскольникова тоже можно отнести к «униженным и оскорбленным».

Мать Родиона всю жизнь надрывалась на работе, за которую платили гроши. Она всеми силами старалась помочь сыну окончить университет, чтобы обеспечить ему достойное существование.

Нелегкая судьба выпала и на долю сестры Раскольникова Дуни. Она вынуждена поступить в услужение в дом Свидригайловых, где терпит унижение и позор. Затем появляется преуспевающий делец Лужин, который хочет жениться на Дуне. Несмотря на отвращение к нему, девушка соглашается на замужество, чтобы иметь возможность помогать брату. Это пример самопожертвования «маленького человека», «униженного и оскорбленного», ради другого человека, попавшего в тяжелое положение.

Еще одна жертва буржуазного общества – главный герой романа Родион Раскольников. Это бывший студент, который ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение. Он живет в тесной каморке, похожей на гроб, в страшной нищете. Раскольников упорно рассуждает о несправедливо устроенном обществе. В условиях ужасающей действительности в его голове рождается чудовищная теория о делении человечества на людей «обыкновенных», которых большинство и которые вынуждены подчиняться силе, и людей «необыкновенных», имеющих право властвовать и преступать закон. Раскольников не желает быть одним из тех, кто подчиняется. И чтобы доказать свою принадлежность к людям «необыкновенным», решается на преступление. Таким образом, осуждая общество с его социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями, Раскольников создает теорию, которая может лишь усилить эту несправедливость, углубить беззаконие и произвол. Своим романом Ф.М.Достоевский развенчивает такую теорию, противопоставляя ей христианскую идею смирения и любви к людям.

Носительницей этой идеи в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Это чистая и невинная девушка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить спившегося отца, больную мачеху и ее детей. Ее толкнули на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Но, продавая свое тело, она сохраняет нравственную чистоту, пьянство и разврат не тронули ее. В отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные трудности, никакие гуманные цели не могут оправдать насилие и преступление. Ее путь – это путь смирения перед Богом. Ее сила в вере: «Что ж бы я без Бога-то была?». Для Ф.М.Достоевского Соня Мармеладова стала идеалом кротости, покорности, смирения и любви к людям. Именно «вечной Сонечке», ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных» «маленьких людей». Мир, в котором они живут, жесток и беспощаден. Каждый из этих людей пытается по-своему противостоять безжалостной действительности. Но своим романом Ф.М.Достоевский утверждает, что в этом мире может спастись лишь тот, кто выбирает путь смирения и покаяния, кто находит в своей душе Бога, кто больше всего ценит любовь к человеку, верит в неистребимость добра в его душе.

4601845-10223500Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РАСКОЛЬНИКОВ СРЕДИ «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЁННЫХ»
Дайте развёрнутые аргументированные ответы на вопросы, используйте цитаты из романа
Цель практической работы - показать, как изображает писатель жизнь «униженных и оскорбленных»; выявить главный конфликта романа - конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Семён Захарыч Мармеладов. Как Мармеладов появляется в романе? Какое впечатление он вызывает у окружающих? Каким видит его Раскольников? Каковы внешность и речь Мармеладова? Что рассказал Мармеладов о своей семье? Раскройте символику имени, отчества, фамилии героя. Какова дальнейшая судьба героя, почему он погибает? Достоин ли сострадания Мармеладов?
-1790704889500Какова судьба Сонечки? Раскройте символику имени героини. Раскройте символическое значение слов «…тридцать целковых молча выложила» о первом Сонином выходе на панель. Каковы главные черты характера Сони? Кого и почему можно считать двойниками героини?
32613604445000Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом? Какова дальнейшая судьба Катерины Ивановны? Какова главная черта ее характера? Как вы понимаете слова Сони о Катерине Ивановне «Она справедливости ищет. Она чистая»? Раскройте символику имени героини. Каково символическое значение образа «большого драдедамового зелёного платка»? Кого и почему можно считать двойниками героини?
Каково положение детей Катерины Ивановны? Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова? Как вы считаете, зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Семья Раскольниковых. Почему, как вы думаете, Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? Каковы отношения между членами семьи? Что мы узнаем о матери Раскольникова? Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова? Чем привлекла Дунечка Лужина? Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным? Раскройте символику имени, отчества героини, её матери. Кого и почему можно считать двойниками Авдотьи Романовны?
-17907054800500На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеладову, Катерине Ивановне, Дунечке? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?
Каковы внутренние конфликты «униженных и оскорблённых» героев романа? Кто, по-вашему, виноват в трагической судьбе героев?
Каковы размышления Раскольникова после разговора с Мармеладовым, посещения семьи Мармеладовых, чтения письма матери? Раскройте смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня.. .Так тому и быть!»). Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании его поступков? Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

МБОУ Софринская СОШ№2 Пушкинского района Московской области

Урок-семинар в 10 классе

«Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (2ч.)

Подготовила:

БОЕВА Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

2012-2013 учебный год

Тема: Урок-семинар «Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание» (2ч.)

Цель: выявление первоначального уровня восприятия романа Достоевского «преступление и наказание», продолжение изучения темы «маленького человека» в творчестве писателя; подготовка к рассмотрению философского,идеологического аспекта романа.

…бедность не порок, это истина… Но нищета… нищета – порок-с.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Роман Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, неразрешимость сомнений. Герои Достоевского оказываются в экстремальных ситуациях. Положение героев характеризуется крайностью, грозит физической или моральной гибелью.

Таков и роман «Преступление и наказание» (1866). Работа над ним началась за границей, откуда Достоевский писал своим друзьям отчаянные письма.

«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша, со вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем».

Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.

«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский. – Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжкую минуту грусти…».

«Преступление и наказание» часто называют «петербургским» романом.

Петербург играл важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки. Он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в самом имени города соединились 3 (три) языка.

Санкт (Santa – святой) – лат.

Петр (Peter (нем.)

Petros – камень, скала) – греч.

Бург (burg – замок, крепость) – нем.

  1. Беседа по вопросам (вопросы даются за 1-2 недели до урока).
  1. Петербург в изображении Пушкина и Гоголя.

Образ Петербурга создавали в своих произведениях многие поэты и писатели. В сущности, они участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением.

Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга.

Вспомним, каким предстает перед нами Петербург Пушкина? Гоголя? (сообщения учащихся).

  1. Петербург Достоевского.

А теперь давайте пройдем по Петербургу Достоевского…

Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников?

Каков внешний облик людей, встречающихся ему на улице?

Какое впечатление они производят на вас и почему?

Сравните Сенную и Васильевский остров в изображении Достоевского.

Вывод: Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. У Достоевского есть в Петербурге любимые места, любимый сезон, любимое время.

Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга – закаты солнца. У Достоевского город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…

Петербург – это тоже «действующее лицо» в романе.

Петербург Достоевского – город контрастов. Он как бы меняет маски.

Город у Достоевского эмоционально воздействует на героев. Не описывая место действия, автор лишь фиксирует ощущение от него. «Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!..» - говорит Свидригайлов, передавая наблюдения самого Достоевского…

Двойственность Петербурга Достоевский увидел не в контрасте «пышного» и «бедного», а во внешнем великолепии с безрадостной изнанкой. Страшный в своей безжалостной красоте, высокомерный к судьбе отдельного человека – таким его воспринимал писатель.

  1. Дети на страницах романа (традиции Некрасова, Тургенева).

Ф.М.Достоевский считал, что все блага мира не стоят и слезинки ребенка.

Каковы же отношения между детьми и городом в романе?

Каким изображает Достоевский ребенка в большом городе?

(сцена с пьяной девочкой (ч.1, гл.4); дети Катерины Ивановны: сцена молитвы (ч.2, гл.7); Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5,гл.5).

Вспомните, кто еще из русских писателей и поэтов XIX века с такой болью говорит о судьбе детей?

(традиции Некрасова «Плач детей», «Крестьянские дети», традиции Тургенева «Бежин луг»).

(выступления учащихся)

Чтение сцены из «Братьев Карамазовых» (книга 5, гл.IV «Бунт»).

Вывод: Доминирующее чувство в произведениях Достоевского – боль. Почти каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать, заставляет его буквально болеть. Особенно сильна боль за тех, кто ни в чем не виноват.

Пьяную девочку, детей Катерины Ивановны мы видим глазами Раскольникова. Достоевский использует прием внутреннего монолога, чтобы показать, что чувствует его герой, видя детские страдания.

  1. История жизни Мармеладова.

Когда и где мы впервые узнаем о Мармеладове?

Представьте себе, как бы эту историю рассказал кто-то из тех, кто снимает комнату у госпожи Липпевехзель и не раз наблюдал жизнь этой несчастной семьи. Внимательно следите, не искажаю ли я факты, и после скажите, какое отношение у вас вызвал Мармеладов?

Снимает у нас угол по соседству бывший чиновник, некий Мармеладов. Титулярный советник! Пьяница безнадежный! Облик человеческий утратил. Семья нищенствует, малые дети голодают, а он и не пытается их спасти. Жена из хорошей семьи, с помощью каких-то своих старых связей нашла ему место, взяли его на службу, сшили новый вицмундир (она последние ценности продала), молилась на него, на «кормильца», по ночам белье ему стирала, воротнички гладила, чтобы на службе он прилично выглядел, кофе ему по утрам со сливками подавала. Что вы думаете? Несколько дней продержался, а потом все пропил. И вицмундир пропил, и 11 целковых украл из сундука, зная, что детей не на что кормить, и их пропил, а теперь вот ходит к дочери, которая продает себя, чтобы семью от голодной смерти спаси, собой пожертвовала, так он у нее денег требует, чтобы опохмелиться. Ну, зачем, скажите, живет такой человек?

Может ли последняя фраза возникнуть у наблюдающего со стороны?

Отчего же мы так сочувствуем герою? Вспомним, какими средствами располагает писатель, чтобы передать свое отношение к герою: какая-нибудь портретная деталь, которая должна понравиться читателю, прямая авторская характеристика героя, передача его жестов манеры говорить, эмоционально окрашенные оценочные эпитеты и т.п. Обратившись к тексту, мы ничего такого не обнаружим, а то, что есть, явно не в пользу Мармеладова. Он горланит на всю распивочную, вызывая насмешки окружающих, вид у него отвратительный.

Почему же нам жаль героя? За что мы его полюбили? Просто за то, что он человек!

Каково отношение Раскольникова к Мармеладову?

Как вы думаете, чью точку зрения он выражает?

Вывод: Достоевский показывает пьяного, опустившегося, полубезумного человека, который, тем не менее, понимает ужас своего положения. Мармеладов САМ о себе рассказывает, да еще в такой ситуации, когда идти ему уже некуда. И здесь раскрывается его тайна, обнажается его душа, его измученная совесть. Он горько раскаивается, называет себя скотом. Его тайна потрясает.

Исповедь произносится высокими, торжественными словами. Все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.

  1. Галерея женских образов в романе.

Можно назвать три причины гибели Мармеладова: социальную (бедственное материальное положение семьи), нравственно-психологическую (отсутствие сострадания в семье, «некуда пойти»), философскую (двойственность человеческой природы, «я прирожденный скот!»).

Почему же нет сострадания в семье?

Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова?

Какой предстает Катерина Ивановна в сцене смерти Мармеладова, во время ее выхода с детьми на улицы города за подаянием, перед смертью?

(бунтующая и протестующая, она не смиряется и пред смертью, отказываясь от священника. Она, как и Раскольников, восстает не только против людей, но и против Бога, отказываясь от покаяния перед смертью: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!»).

Раскольников получает письмо из дом. О чем рассказывает мать в этом письме?

Где еще нам встречались письма героев?

Какими предстают перед нами Пульхерия Александровна, Дуня?

Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Но герои романа бессильны разрешить противоречия и «тупики», в которые ставит их жизнь; безвыходность тупиков, в которые попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

Д.Писарев: «Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какой голос эта девушка должна была принять за голос совести – тот ли, который ей говорил: «Сиди дома и терпи до конца, умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», - или тот, который говорил: «…не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало?».

Сложна и трагична ситуация, но все-таки Соня выбирает последнее. Она покупает «желтый билет».

Прочитайте сцену, в которой Соня первый раз принесла деньги.

Какой мы видим Соню?

Каково отношение к ней Достоевского?

Вывод: Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе (желание помочь голодным детям привело Соню к преступлению против совести, не лучше судьба Дуни). Люди вынуждены преступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Человеку в этом мире «некуда пойти».

Мармеладов сознает свою вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, обрекает близких на голодное существование, а любимую дочь на проституцию.

Но трагедия пьяницы Мармеладова не только в его пороке. К этой жизни такие понятия, как честный труд, неприложимы. Люди не только равнодушны друг к другу, но даже с усмешкой и злорадством относятся к чужому несчастью (эпизод «Похороны Мармеладова»).

  1. История жизни Раскольникова до преступления.

Но вот Раскольников, когда не со стороны взглянул на человека, а оказался причастным к его тайне, не только не смог переступить через падшего или отвернуться, но сделал все, что мог, чтобы поднять его. С первых страниц романа мы понимаем, что пред нам необычный герой.

В чем же его необычность? (сообщение)

И такой человек становится убийцей, не странно ли?

Что же привело Раскольникова к преступлению?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно многое понять в Раскольникове и тех, кто его окружает. А загадок здесь немало. И одна из них – отношение окружающих к герою. При всем бескорыстии Раскольникова оказывается, что его никто не любил. Почему? (эпизод с Настасьей из 3гл., 1 ч.).

Почувствовали ли вы необычность поведения героя?

Что за этим кроется? Невоспитанность, болезненная рассеянность или чувство социального превосходства (он студент, а она кухарка)?

Представим себе быт Раскольникова. Как должен себя чувствовать человек, живущий в комнатушке, похожей на шкаф?

Что можно сказать о характере Раскольникова?

Вывод: В Раскольникове все время происходит внутренняя борьба – он отрицает мир, в котором человеку «некуда больше идти», не принимает такую жизнь, но в то же время готов ее оправдать, готов «согласиться» принять мир. Сознание героя как бы раздваивается: он все время спорит сам с собой. Мысли героя так же противоречивы, как и поступки.

Итак, мы видим Раскольникова – мыслителя. Жизнь окружающих людей вызывает в нем углубленную работу ума, который бьется над решением больших общечеловеческих нравственных вопросов. Его мучает идея, ставшая основой его жизненного поведения.

На следующем уроке мы должны решить, как Раскольников пришел к этой идее.

  1. Подведение итогов урока.
  2. ДЗ. Вопросы к следующему уроку «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории»:
  1. История жизни Раскольникова.
  2. Отношение Раскольникова к матери, сестре, Соне, окружающим людям.
  3. Теория Раскольникова о сверхчеловеке. Как он к ней пришел?
  4. Убийство старухи и его мотивы.

Занятие 32. Слово о Ф.М.Достоевском. Этапы биографии и творчества

Занятие 33. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Ф.М.Достоевского

1. Соберите материал о Петербурге, изображенном в романе. Используйте следующие подсказки:

  • пейзажи: ч.1 гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня), ч.2 гл.1 (повторение предыдущей картины), ч.2 гл.2 («великолепная панорама Петербурга»), ч.2 гл.6 (вечерний Петербург), ч.4 гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова), ч.4 гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова);
  • сцены уличной жизни: ч.1 гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми), ч.2 гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние), ч.2 гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту), ч.5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны);
  • интерьеры: ч.1 гл.3 (каморка Раскольникова), ч.1 гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова), ч.1 гл.2 и ч.2 гл.7 (комната – проходной угол Мармеладовых), ч.4 гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов), ч.4 гл.4 (комната – «сарай» Сони).

1. Проанализируйте следующие сцены:

· Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1 гл.2).

· Сцена смерти Мармеладова (ч.2 гл.7).

· Встреча с пьяной девушкой (ч.2 гл.4).

· Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.2 гл. 5).

· Описание комнаты Сони (ч.4 гл.4).

· Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч.4 гл.2,3).

· Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5 гл.7).

2. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? В чем вас убеждает история семьи Мармеладовых?

Занятие 35. Теория Раскольникова и истоки его бунта

1. Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана? В чем заключается идея (теория) Раскольникова о двух разрядах людей? Сам ли герой ее выдумал?

Занятие 36. «Двойники» Раскольникова

1. Соберите материал об одном из героев: Лужине или Свидригайлове. Используйте следующие подсказки:

О Лужине: ч.1 гл.3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери), ч.2 гл.5 (1-я встреча Лужина с Раскольниковым), ч.4 гл.2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге), ч.5 гл.1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках)

О Свидригайлове: ч.1 гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове), ч.4 гл.1,2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым).

2. Можно ли этих героев назвать «двойниками» Раскольникова? Что его роднит с ними, а что отличает от них? В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Занятие 37. «Правда» Сони Мармеладовой

1. Расскажите о Соне Мармеладовой.

2. Проанализируйте две сцены встреч Раскольникова с Соней: ч.4 гл.4 и ч.5 гл.4. В чем состоит правда Сони? Докажите, что в романе автор утверждает именно правду Сони.