Сочинитель связь. Сочинительная связь

Словосочетание.

С помощью сайт вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое - зависимое (подчинённое).

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Выделяют три вида подчинительной связи:

тип связи какой частью речи может быть зависимое слово какой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений какой?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется): существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

2. деепричастие

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Синтакси́ческая связь - связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение), а также бессоюзная связь.

Сочинительная связь – это связь между синтаксически равноправными единицами (словами или предложениями). Фабрики и заводы. Не утром, а вечером.

Подчинительная связь - Это связь между главным предл. и придаточным.Он сказал,что(что?)придет.

Практическая работа № 17

Начало есть в тетрадке:D

Родство языков

Чтобы конкретно представить, как формировалось понятие родства языков, схематично изобразим путь, по которому двигалось языкознание от собирания разнообразных языковых факторов к построению объясняющей их теории. Исследователи давно замечали, что в структурах многих евро-азиатских языков есть общие черты, например польское woda, русское вода, английское water, немецкое wasser,но японское мизду, китайское shui,или древнерусское око, польское око, немецкое auge, литовское akis, но японское мэ, китайское yangjing. Из тысяч таких фактов складывается общая картина. При этом выяснилось, что важно сравнивать именно древние слова и морфемы. Это связано с тем, что слова из так называемого интернационального словаря совпадают в очень далеких языках, например, русское радио-японское радзио (5 одинаковых звуков из 6),русское радио-белорусское радые (3 звука из 6 не совпадают).Такие слова распостранились в связи с недавними достижениями науки и культуры, поэтому их не нужно принимать во внимание при определении древнейших отношений между языками. Достоверным будет лишь сравнение исконных(изначальных) слов, корней, служебных аффиксов.

Понятие о сравнительно-историческом методе

Сравнение языков; выделение общих слов, корней и т.п.; установление регулярных фонетических соответствий между языками; установление временной соотносительности и последовательности фонетических изменений; восстановление предположительного звучания общих слов, корней и аффиксов в древности-вот те задачи, для решения которых в конце XVIII-начале XIX вв. потребовалось создание новой отрасли науки о языке – сравнительно-исторического языкознания.

Сравнительно-историческое языкознание (лингвисти́ческая компаративи́стика) - область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка).

6. Типология в общенаучном масштабе – это метод исследования сложных объектов путем их сопоставления, выявления их общих, или сходных черт и объединения схожих объектов в некие классы (группы, типы). Типология языков, или лингвистическая типология занимается изучением основных, существенных признаков языков, их группировкой, выведением общих закономерностей, наблюдаемых в ряде языков, и установлением типов языков.

Общие признаки могут быть обусловлены общим происхождением языков, т.е. их родством или генеалогией, а также продолжительным географическим и/или культурным контактом. В первом случае в результате общности языки систематизируются в «языковые семьи» (группы, макросемьи и т.д.), во втором случае – образуют «языковые союзы». В тех случаях, когда общность структурных черт языков не обусловлена ни их первичным генеалогическим родством, ни вторичным ареальным сродством, возможно выявление общих черт, обусловленных собственно строевыми возможностями языка, которые базируются на физиологических, когнитивных, психических и эмоциональных возможностях человека как его носителя. Только при исследовании таких общностей и расхождений в лингвистике используется идея типа как некоторого объединения объектов (в данном случае, языков) с учетом их общих черт.

7.Морфологическая классификация

Морфологическая классификация языков

классификация, основанная на сходстве и различии языковой структуры, в противоположность генеалогической классификации языков (См. Генеалогическая классификация языков). До тех пор, пока лингвистическая Типология ставила своей целью создание типологической классификации языков (См. Классификация языков), все типологические классификации были почти исключительно морфологическими, т. к. морфология длительное время была наиболее разработанной областью языкознания. Однако М. к. я. первоначально не мыслилась связанной исключительно с морфологическим уровнем языка (см. Уровни языка), а получила своё название в силу того, что в центре внимания её создателей находился формальный аспект языка. Базисные понятия М. к. я. - морфема и слово

В русском языке существует два вида синтаксических отношений - сочинительная и подчинительная связь. Именно связь вместе с служит основой для всего

Сочинение подразумевает сочетание практически равноправных с синтаксической точки зрения слов или частей (По небу быстро бежали облака, носились испуганные ветром птицы. Она читала стихотворение громко, уверенно, выразительно. Умный и красивый, он всегда был завидным женихом). Подчинение, напротив, свидетельствует о зависимом положении одного слова (или части предложения) от другого (Положить на стол. Я вышла из комнаты, потому что стало душно).

Сочинительная связь неоднородна. Существует противительная, соединительная, разделительная разновидности. Показателем является союз. При этом некоторые русоведы называют «бесформенными словами», поскольку ни собственной формы, ни собственного значения они не имеют. Задача их - устанавливать равноправные отношения разного вида (значения) между словами и частями предложения.

Сочинительная противительная связь выражается при помощи (но, однако, все же, а, да (в знач. «но») (С утра было очень холодно, но солнце светило ярко. Я сомневался в успехе, однако меня никто не слушал).

Сочинительная связь соединительная присутствует в предложениях, действие которых происходит в один момент. Он выражается соединительными союзами (и, да и, тоже, ни…ни, также, не только…но и, да (в знач. «и») (Я очень боялась кататься на карусели, да и мои друзья изрядно трусили. Не только детям понравился последний сериал, но и взрослые старались не пропустить ни серии).

Сочинительные разделительные союзы (или, то…то, либо, не то…не то) являются показателем того, что возможно только одно действие из всех перечисленных либо эти действия происходят по очереди (Либо ты оставляешь нам расписку, либо мы не дадим тебе нужной суммы. То снег срывается с мутного неба, то идет мелкий холодный дождь. Не то слезы боли катились по его лицу, не то просто капли дождя стекали).

Сочинительная связь в простом предложении нужна для того, чтобы раздвинуть его границы, показать, что несколько подчиненных членов находятся в одинаковых отношениях с главным (Пришли гости и проповедник. Он был рассержен, но не зол. Увидимся сегодня или через пару дней. Это видели не только дети, но и взрослые).

В таких равноправных отношениях могут состоять:

  • уточняющие и уточняемые слова. (Мы увиделись позже, вечером. Она ждала в парке, в беседке).
  • Пояснительные члены предложения с поясняемыми словами, к которым они присоединяются либо с помощью союзов, либо без них (Префикс, или приставка, служит для образования новых слов).
  • Присоединительные члены с теми словами, к которым они присоединяются. (Некоторые гости, особенно молодые, были удивлены великолепием праздника).

Некоторые филологи считают, что слова, объединенные при помощи сочинительной связи, образуют сочинительные словосочетания. Обычно все слова в них выражены одной частью речи (дикие и свободные; дерзкие, но осторожные). Однако встречаются другие конструкции, в которых части сочинительного словосочетания выражаются разными частями речи (Отважный (прил.), но взволнованный (прич.)).

Такие конструкции в предложении являются одним членом, образуя однородные ряды. (Страстный, но сумбурный монолог не убедил слушателей).

И сочинительные словосочетания, и предложения с сочинительной связью при произнесении сопровождаются интонацией перечисления.

Сочинительная связь в свидетельствует о равноправии частей (Я пришла вовремя, но библиотека была закрыта. Мы постарались, да только планер так и не взлетел).

Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Сложные предложения с сочинительной связью

Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.

Сложные предложения с подчинительной связью

Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.

Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.

Сложные предложения с бессоюзной связью

Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Сложные предложения с разными видами связи

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.

Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 468.

Основные синтаксические единицы (словоформа, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое), их функции и структурная характеристика.

Синтаксические единицы - это конструкции, элементы (компоненты) которых объединены синтаксическими связями и отношениями.

Словоформы - минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону синтаксических построений; элементами словоформ являются окончания и предлоги. Словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Словосочетание – это исторически сложившиеся в языке форма грамматического объединения двух или более знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия. Словосочетания: 1) не являются коммуникативными единицами языка, входят в речь только в составе предложения; 2) не имеют предикативных значений, интонации сообщения; 3) выступают как номинативные средства языка, называя предметы, их признаки, действия; 4) имеют парадигму изменения. Словосочетание - синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных подчинительной связью.

Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов. К простым словосочетаниям относятся также те, которые включают аналитические формы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которых зависимый компонент - это синтаксическое или фразеологическое единство: человек низкого роста (= низкорослый).

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания. 1.Простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа: красивое платье в горошек. 2.Стержневое слово и зависимое от него простое словосочетание: здание с белыми колоннами.3. Стержневое слово и две (и больше) зависимые словоформы, не образующие словосочетания (не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные словосочетания, в которых глагол способен распространяться двумя существительными: положить доски в ряд, вовлечь друзей в работу.

Основным признаком предложения как синтаксической единицы является предикативность , включающая в себя значения объективной модальности и синтаксического времени (основные грамматические значения предложения). Каждое предложение имеет определенную интонационную оформленность . Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации.

Сложное синтаксическое целое, или сверхфразовое единство ,- это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств.
Отдельные предложения в составе сложных синтаксических целых объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальными синтаксическими средствами. Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видо-временных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений.
Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом воздухе . - Предложения в составе сложного синтаксического целого связаны обозначением действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видо-временных форм глаголов-сказуемых и единством интонации.

2. Система синтаксических отношений и синтаксических связей в русском языке и грамматические средства их выражения.

Синтаксические отношения в предложении и словосочетании:

1. Предикативные (координация – грамматические характеристики есть у обоих слов

(Я сижу), соположение – грамматических соответствий нет (Я в отчаянии. Ты дома?), тяготение – связь между подлежащим и сказуемым осуществляется через третий компонент (Лекция оказалась скучной))

2. Субординативные (это связь прямая и односторонне направленная, связь подчиняющего и подчиненного. Такая связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.)

3. Сочинительные

4. Полупредикативные (между определяемым словом и обособленным членом)

5. Присоединения (для предельной актуализации. Я тебя поцелую потом. Если захочешь. (если захочешь - парцеллят))

Детерминанты – свободный распространитель предложения. Обычно располагается в начале предложения.

Синтаксические связи в словосочетании бывают такие:

-Атрибутные (существительному подчиняются другие части речи): желание учиться, первый дом .

-Объектные (подчинение глаголу или сущ., прил. в значении близком к глаг.): стрелять из пистолета , достойный награды (= удостоиться награды ).

-Субъектные (подчинение страд. глаголу): данный людьми .

-Обстоятельственные : бежать лесом, сказать в шутку .

-Восполняющие (есть недостаточность смысла в обоих словах): слыть недотёпой .

3. Словосочетание как синтаксическая единица. Словосочетания свободные и несвободные. Типология словосочетаний.

Словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства. Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово - это слово грамматически независимое. Зависимое слово - это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Словосочетание всегда строится по принципу субординации - подчиняющего и подчиненного. Это непредикативное соединение слов. Однако в некоторых словосочетаниях связь между стержневым и зависимым словом может упрочниться, в результате чего оба теряют по отдельности часть смысла: это фразеологизмы, либо связи комплетивные (восполняющие) – четыре дома, стать учителем .

Словосочетаниями не являются: подлежащее и сказуемое; слова, связанные сочинительной связью; слово и относящееся к нему обособление; аналитические формы (буду читать); формы сравнительной и превосходной степени (более интересный).

Типы словосочетаний:

*по структуре : простые (бить баклуши ) и сложные (больше двух знаменательных слов: всегда готовый избивать до полусмерти старые баклуши ), говорил громким голосом – нельзя разложить на два словосочетания, следовательно простое

*по опорному слову : глагольные (прицельно стрелять ), именные (время обеда ) и наречные (смешно до слёз ),

* по синтаксической связи : 1. Согласование: зависимое слово подстраивает свою форму в соответствии с главным (полное согласование: наша кошка ; неполное (в числе, падеже): на семи ветрах ). 2. Управление: зависимое слово меняет форму под встроенным управлением главного (сильное управление (всегда меняется форма зависимого): нарушить тишину ; слабое (факультативное изменение): поливать из лейки или поливать цветы ) 3. Примыкание: «пристраиваемые» слова не меняют форму, т.к. это свойство не заложено в них: пулять наугад , буду лечиться .

* по смыслу : определительные, объектные, обстотельственные.

*по свободности : свободные (спать на спине ) и несвободные (спать без задних ног , девушка высокого роста ). Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих своё лексическое значение, компоненты свободного словосочетания могут замещаться словами соответствующей категории: поздняя осень- ранняя осень- холодная осень, любить науку – любить труд – любить детей, говорить тихо – говорить ласково – говорить взволнованно. Однако свободные словосочетания могут быть лексически ограниченными: подслушать разговор лексически ограничено, так как семантика слова подслушать не допускает широкой сочетаемости (нельзя: подслушать лекцию).

Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е. слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически . Синтаксически несвободные словосочетания – это словосочетания, лексически связанные и нечленимые в данном контексте: например, Ко мне подошла девушка высокого роста – несвободное словосочетание высокого роста, оно выполняет единую определительную функцию. А в предложении: Высокий рост выделял эту девушку в группе – оба слова лексически полноценны.

Фразеологически несвободные словосочетания – это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентов применительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для такого контекста: вверх дном, спустя рукава, бить баклуши.

4. Предложение как конструктивная единица синтаксиса. Понятие структурной схемы предложения. Общая характеристика двусоставных и односоставных предложений.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, оформления и выражения мысли. В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единице – предикативности. Предикативность является содержательным признаком предложения. Это отношение содержания предложения с действительностью. Отличает предложение от других единиц. В предикативность входят модальность, синтаксическое время и лицо.

Структурная схема – тот отвлеченный образец, по которому построено предложение. Структурная схема строится из подлежащего и сказуемого. Структурные схемы лежат в основе разных предложений – однокомпонентных и двухкомпонентных. Например, предложения Наступила зима; Ученик рисует; Распустились почки на деревьях построены по глагольно-именному образцу; предложения Брат – учитель; Радуга – атмосферное явление имеют двухименную схему; предложения Темнеет; Холодает строятся по глагольному образцу. Парадигма предложения – возможные видоизменения структурной схемы. Полная парадигма семичленная: настоящее, прошедшее, будущее, сослагательное наклонение, условное действие, желательность действия, императив.

Актуально членение – это деление предложения на две части, предопределяемое коммуникативной связью. Тема входит в вопрос, а рема является ответом на вопрос к предложению. Порядок слов и интонация – это механизм.

Предложения считаются двусоставными , если его предикативное ядро представлено двумя позициями – подлежащего и сказуемого, и односоставным , если структура предложения предполагает лишь одну позицию главного члена.

Подлежащее вместе с его распространителями принято называть составом подлежащего, а сказуемое с его распространителями – составом сказуемого. Например, в предложении Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений - два состава: всегдашние занятия Троекурова – состав подлежащего, состояли в разъездах около пространных его владений – состав сказуемого. В предложении Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной один грамматический состав.

При синтаксической характеристике односоставных и двусоставных предложений немаловажную роль играет интонация, которая определяется коммуникативным заданием предложения. Веник у порога – один состав. Веник – у порога – два состава, посредством паузы обозначается структурный эллипсис.

5. Основные грамматические признаки предложения: объективная модальность, синтаксическое время и лицо. Субъективная модальность. Понятие предикативности.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, оформления и выражения мысли. В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единице – предикативности . Предикативность является содержательным признаком предложения. Это отношение содержания предложения с действительностью. Отличает предложение от других единиц. В предикативность входят модальность, синтаксическое время (протекание сообщаемого в рамках определённого времени) и лицо.

Модальность – применение категории наклонения глагола к предложению. Выразителем является сказуемому. Модальность реальная – изъявительное наклонение, модальность ирреальная – сослагательное и повелительное. Кроме общего значения модальности как отношения сообщаемого к действительности, предложение может заключать в себе и значение отношения говорящего к сообщаемому. Модальность первого плана называется объективной , модальность второго плана – субъективной . Объективная модальность выражена обязательно, субъективная – может быть выражена, может не выражена. Субъективная модальность – присутствие автора. Существует целая категория слов, которая выражает отношение автора – вводные слова.

Каждое предложение имеет определённую интонационную оформленность и завершённость.

6.Типы подчинительной связи в словосочетании (согласование полное и неполное, управление сильное и слабое, примыкание).

Связь между компонентами словосочетания всегда подчинительная , ибо всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. (зависимость, напоминаю, это когда зависимое слово подчиняется требованиям главного (род, падеж или число меняется, потому что так велит господствующее слово)

3 способа:

1. Согласование - формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего.

Согласование полное (т.е. в в роде, числе и падеже ) : зеленая трава, маленький мальчик, деревянное изделие или неполное : наша врач, бывшая секретарь (согласование в числе и падеже); озеро Байкал, на озере Байкал (согласование в числе); на семи ветрах, девятью мальчиками (согласование в падеже).

2. Управление - подчиненное слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматических возможностей господствующего слова и выражаемого им значения.

Управляемая словоформа - существительное или его эквивалент: подошел к соседу , подошел к отъезжающему . Господствующее - глагол, имя и наречие.

Управление сильное (переходные глаголы+то, что точно управляет падежной формой зависимых слов: послать письмо, нарушить тишину; девять дней, уйма времени;, верен долгу) и слабое (падеж необязательно меняется: стучать по столу, благодарить за подарок, улыбнуться другу, перебои в снабжении, перебои со снабжением, бедный духом, глубокий по мысли).

3. Примыкание - подчиненное слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом.

Примыкают наречия (или функционально близкие к ним словоформы), деепричастия, инфинитив. Например: читать вслух, приехать поздно, гулять днем,; ехать быстрее; хотеть учиться; очень хороший; совсем рядом, возможность отдохнуть.

7. Предикативные синтаксические связи в предложении (координация, соположение, тяготение).

Предложению свойственны особые синтаксические связи, отличные от связей в словосочетании. Между подлежащим и сказуемым - главными членами двусоставного предложения возникает взаимонаправленная синтаксическая связь , которая называется коордицацией : Я пишу , они пришли

Координация - взаимонаправленная связь, поскольку, с одной стороны, форма местоимения единственного или множественного числа предопределяет форму глагола-сказуемого, с другой стороны, форма сказуемого уподобляется подлежащему-местоимению. Кроме того, согласование осуществляется во всей парадигме (теплая погода, теплой погоды, теплой погоде…), а при координации объединяются только две словоформы (я пишу, она говорит), при согласовании отмечаются атрибутивные синтаксические отношения, а при координации - всегда предикативные синтаксические отношения.

Связь между подлежащим и сказуемым может быть формально не выражена : предикативные отношения выявляются на основе их взаимного расположения. Такая связь называется соположением . Например: Сад на горе. Деревья в цвету. Лес рядом. Он из служащих.

В приведенных предложениях связь устанавливается на основе логической последовательности, соположения словоформ относительно друг друга - понятие предмета всегда предшествует понятию признака.

Некоторым двусоставным предложениям с особой структурой сказуемого свойственна синтаксическая связь, называемая тяготением , где именная часть составного сказуемого соотносится с подлежащим через посредство третьего компонента , например: Он пришел усталый. Ночь выдалась холодной .

8. Типология простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные, односоставные и двусоставные, полные и неполные).

Предложения как синтаксическая единица имеет разные уровни организации: грамматическую структуру представляет предикативная основа предложения; семантическую структуру – компоненты, выражающие значения субъекта и его предиката, действия; буссубъектного состояния и др.; коммуникативную структуру – компоненты, обозначающие тему и рему.

Поэтому типология предложений в русском языке строится на основании учета разных признаков – содержательных, функциональных, структурных.

По соотнесённости компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли) и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли).

По коммуникативной целенаправленности и соответствующей интонации предложения – повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждое из предложений этих типов может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, передающейся особой восклицательной интонацией.

Предложения делятся на одно- идвусоставные в зависимости от того, имеют они один или два главных члена (подлежащее и сказуемое) в качестве организующих центров предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения делятся на распространенные и нераспространенные.

В полных предложениях словесно представлены все необходимые формальные звенья данной структуры (все синтаксические позиции), а в неполных – не все, т.е. одна или несколько синтаксических позиций данной структуры предложения оказываются незамещёнными по условиям контекста или ситуации.

Сочинительная и подчинительная связи в предложении.

Различаются два вида связи слов: сочинение и подчинение.

Сочинение – это соединение синтаксически равноправных, не зависящих одна от другой частей (слов в предложении, предикативных частей сложного предложения). Отношения между элементами при сочинительной связи обратимы; ср.: газеты и журналы – журналы и газеты; Шел дождь, и дул холодный ветер. – Дул холодный ветер, и шел дождь.

Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов, частей сложноподчиненного предложения): читать книгу, любоваться закатом; Когда стемнело, в комнате зажгли свет.

В предложении используются оба вида связи – сочинение и подчинение, в словосочетании – только подчинительная связь.