Социальная опека и попечительство. Органы опеки и попечительства
Опека и попечительство – это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.
Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы здравоохранения местных администраций, которые оказывают необходимую помощь лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения.
Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашения. В случае выздоровления душевнобольного решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.
Опека устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим право устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим, и опека над его имуществом прекращается.
Граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Эти граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Получать заработок, пенсию и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Попечитель оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей.
Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов.
Патронаж , как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель на основании договора, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.
В России функционирует широкая сеть домов-интернатов , осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.
Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, или недееспособность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы.
Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений, получают ее от различных граждан. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования.
В акте обследования содержится рекомендательная запись о возможных способах решения проблемы, включая такие, как передача ребенка под присмотр родственников, временное устройство в детском приюте и др. Предпочтительным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является временное отлучение от родителей, не заботящихся о своих детях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назначают постановлением главы районной, городской администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке, или по месту жительства будущего опекуна. Администрация возлагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству. В их число входит:
· обследование условий, в которых находится несовершеннолетний, и оформление акта обследования;
· временное устройство ребенка в специальное детское учреждение (приют, интернат);
· поиск подходящей кандидатуры опекуна;
· подготовка документов, необходимых для назначения опекуна либо для его отстранения от обязанностей;
· надзор за деятельностью опекуна;
· оказание помощи в воспитании подопечного и др.
Опекуном (попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя), лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Закон вводит ограничения для опекунов по состоянию здоровья (больных туберкулезом, имеющих онкологические заболевания, страдающих наркоманией, алкоголизмом и др.).
При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам. Опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Им выдаются удостоверения установленного образца. Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.
В отдельных случаях родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам не могут осуществлять его воспитание.
Как правило, такая просьба удовлетворяется, опека (или попечительство) может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения родителей из длительной командировки.
Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.
Опекуны исполняют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, они имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Их выплачивает государство не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими, недееспособными, умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы. Если родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не предусмотрены. Эти выплаты осуществляют сами родители.
Средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет. Если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до 18 лет (работает по трудовому договору, занимается предпринимательской деятельностью, вступил в брак).
Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного, при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, возвращении ребенка родителям, усыновлении или передаче ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения.
Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении от своих обязанностей. Причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных причин, то он может быть не освобожден, а отстранен от них. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.
Особенностью технологии оформления опеки (попечительства) несовершеннолетних лиц является то, что принимается такое решение постановлением главы местной администрации. Принятое местной администрацией решение об опеке (попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.
Правами и обязанностями опекуна (попечителя) обладают по отношению к приемному ребенку приемные родители. Передача ребенка в приемную семью осуществляется органами опеки и попечительства с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного, лечебно-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.
На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и др. Органы местного самоуправления выделяют приемным семьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для покупки продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Она пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санатории пребывания приемных родителей с детьми.
Приемным родителям предусмотрена оплата их труда в зависимости от количества взятых на воспитание детей.
Наряду с опекой (попечительством) особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление . Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усыновителей. Усыновление может быть осуществлено на основе судебного решения. Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. Гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка. Одним из обстоятельств, подлежащих установлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте должна быть не менее 16 лет. Законом предусматривается уголовная ответственность за незаконное усыновление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обязанностей по воспитанию детей, если оно соединено с жестоким обращением с детьми.
Усилен государственный контроль за международным усыновлением. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей, увеличен перечень оснований, по которым не допускается усыновление детей.
Таким образом, опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства.
Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).
Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.
Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. В соответствии со ст.39 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при помещении больного в указанное учреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашения. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.
По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной. Согласно введенной в Гражданский Кодекс страны нормы, сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна. Для этого суду необходимо доказать, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значения своих действий или руководить ими.
Опека на основании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим право устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему, В соответствии со ст. 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации, из этого имущества может быть назначено содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по его обязательствам. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается.
Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Последний оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов.
Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.
В России функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами, то есть домов-интернатов общего типа. Число домов-интернатов хотя и незначительно, но растет. Если в начале 90-х гг. их было более 870, то к концу десятилетия насчитывалось около 960. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.
Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.
Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав.
При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца.
Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.
В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Как правило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из длительной командировки.
Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.
Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.
Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов. Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.
Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.
Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного. Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.
Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.
Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.
Особенностью технологии оформления опеки (попечительства) несовершеннолетних лиц является то, что принимается такое решение единолично постановлением главы местной администрации. Предварительно все необходимые для этого документы передаются в органы опеки и попечительства, где готовится соответствующий проект постановления. Принятое местной администрацией решение об опеке (попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.
В соответствии с законодательным нововведением, орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка в течение месяца со дня, когда этому органу стало известно о необходимости устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно ст. 123 Семейного Кодекса Российской Федерации, до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки и попечительства, независимо от того, истек месячный срок или нет. Такой нормативный подход направлен на недопущение случаев, когда лицам, признанным недееспособными, опекун или попечитель мог по разным причинам длительное время не назначаться.
Правами и обязанностями опекуна (попечителя) обладают по отношению к приемному ребенку (детям) приемные родители. Они обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.
Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется органами опеки и попечительства с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного, лечебно-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.
В соответствии с Положением «О приемной семье», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1996 г., на содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Таким детям предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют приемным семьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санатории пребывания приемных родителей с детьми.
Следует отметить, что приемным родителям предусмотрена оплата их труда. По действующему положению, ее размер в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законом субъектов Российской Федерации.
Принятие Гражданского, Семейного Кодексов Российской Федерации, других законов и подзаконных актов создало дополнительные возможности для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в реальной жизни и в конце 90-х гг. сохранилась острота этой проблемы. Неблагоприятной тенденцией стал рост детской преступности, социального сиротства.
В Государственном докладе 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации» отмечалось, что опека (попечительство) была установлена в нашей стране над 67 863 детьми. Характерно, что по сравнению с предыдущим 1996 г. число детей, переданных под опеку и попечительство, сократилось почти на 5 000. В определенной мере это объясняется тем, что государство не выполняло обязательств, взятых на себя по содержанию таких детей. И подтверждением тому служит факт, что в 1997 г. денежное содержание выплачивалось только на 56% подопечных детей. Из-за сложного экономического положения ситуация существенным образом не была выправлена и в 1998-1999 гг.
Дефицит государственных бюджетных средств на социальные нужды становился хроническим.
Однако в отдельных регионах страны, несмотря на серьезные проблемы с государственным бюджетным финансированием, удавалось за счет перераспределения средств местных бюджетов поддерживать сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в Самарской области были созданы дополнительные условия для развития института приемной семьи. В мае 1998 г. здесь был принят Закон «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области». В соответствии с ним, с 1 июля 1998 г. сумма дотаций из областного бюджета на выплаты денежных средств на содержание детей в приемных семьях была установлена в размере 563 рублей. Эти средства выделялись комитетом по вопросам семьи, материнства и детства администрации области. Оплата труда приемных родителей определялась из расхода 3,5 минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка. По данным на 1 июля 1998 г. эта сумма составляла 292,2 рубля. И эти меры вскоре дали результаты. На начало 1999 г. несколько десятков самарских семей стояли в очереди на оформление приемных детей и проходили соответствующие проверочные испытания. Следует отметить, что местные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних совместно с органами опеки и попечительства, передав на воспитание детей в приемные семьи, оказывали таким семьям правовую и психологическую помощь, наблюдали за тем, как содержатся и воспитываются дети. * В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Воспитательный дом» г. Санкт-Петербурга апробирована такая форма передачи детей на воспитание в семью, как семейная воспитательная группа. Оставаясь воспитанниками социального учреждения, дети передаются в семьи, где воспитываются в домашних условиях. Передача детей на воспитание осуществляется здесь на основании консилиума специалистов (социальный работник, педагог, психолог, воспитатель). «Воспитательный дом» выделяет средства на содержание ребенка в семье, выплачивает зарплату воспитателям семейной группы, а также осуществляет контроль за воспитанием детей, переданных в семьи.
Наряду с опекой, попечительством, особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление (удочерение). Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усыновителей. Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и их родственники взаимно приравниваются в личных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление может быть осуществлено на основе судебного решения.
Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. После этого гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка. К заключению прилагается акт обследования условий жизни заявителя, свидетельство о рождении усыновляемого ребенка, медицинское заключение о состоянии его здоровья, физического и умственного развития, согласие на усыновление опекуна, приемных родителей, руководителя учреждения, в котором находится ребенок, а также согласие ребенка (если он достиг 10 лет) на усыновление, изменение имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей в свидетельство о рождении. При усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами нашей страны, иностранными гражданами или лицами без гражданства в судебную инстанцию представляется и документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на централизованном учете и невозможность его передачи на воспитание в семью.
В ходе судебного разбирательства по делу об усыновлении выясняется, соответствует ли усыновление интересам ребенка, могут ли заявители быть усыновителями, имеет ли ребенок согласие на усыновление. Одним из обстоятельств, подлежащих установлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте, по закону, должна быть не менее 16 лет. С 1 января 1997 г. Уголовным Кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за незаконное усыновление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обязанностей по воспитанию детей, если оно соединено с жестоким обращением с детьми.
Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» (июнь 1998 г.) усилил государственный контроль за усыновлением, в частности, усыновлением международным. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей. Увеличен перечень оснований, по которым не допускается усыновление детей. Ст. 165 Семейного Кодекса дополнена пунктом, в котором говорится, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации осуществляется консульскими учреждениями в пределах, допускаемых нормами международного права. Консульские учреждения Российской Федерации обязаны брать указанных детей на учет, где они состоят до достижения ими совершеннолетия.
Таким образом, опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление. Как уже отмечалось, приемные родители обладают по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна (попечителя). Нередки случаи, когда опекуны или попечители усыновляют своих подопечных. Некоторые специалисты по социальному праву (Ю.Беспалов и др.) не без основания полагают, что было бы целесообразно установить правовую норму, согласно которой, до принятия судебного решения об усыновлении, ребенок передавался бы заявителю на определенное время, например, на срок 6 месяцев под опеку или попечительство. Тогда опека (попечительство) стали бы обязательной процедурой, предшествующей усыновлению.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.
Опека и попечительство над детьми
Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).
Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.
Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать Значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашении. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.
По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной.
Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья являются: патронаж и функционирование системы домов-интернатов. Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.
Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.
Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы. Он вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений, получают ее от различных граждан, включая тех, кто намеревается стать опекуном или попечителем. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования. В нем указываются: дата и место обследования; информация о лице, проводящем обследование (его должность, фамилия, имя, отчество); информация об обследуемом родителе, не заботящемся о ребенке; информация о семье, где проживает в настоящее время ребенок; сведения о семье лица, претендующего на воспитание ребенка, и о нем самом. В акте обследования также содержится рекомендательная запись о возможных способах решения проблемы, включая такие, как передача ребенка под присмотр родственников, лишение родительских прав, временное устройство в детском приюте и др. Причем предпочтительным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является не лишение родительских прав, а временное отлучение от родителей, не заботящихся о своих детях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты. Временное отлучение детей от родителей сохраняет надежду на восстановление семьи. А для этого от социального работника требуются навыки работы с родителями, уклоняющимися от воспитания и содержания своих детей.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назначают постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве) или по месту жительства будущего опекуна (попечителя). Администрация возлагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы или управления образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству.
Опекуном (попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя), лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Также закон вводит ограничения для опекунов (попечителей) по состоянию здоровья. К заболеваниям, препятствующим исполнению опекунских (попечительских) обязанностей, относятся такие, как туберкулез, злокачественные онкологические заболевания, наркомания, алкоголизм и другие тяжелые заболевания.
При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца.
Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.
В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Как правило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из длительной командировки.
Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.
Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.
Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов. Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.
Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.
Прекращение опеки и попечительства
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.
Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного. Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.
Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.
Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.
17. Технологии социальной защиты населения в современных условиях.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в
следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и
другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь,
медикаменты и другие виды натуральной помощи).
2. Органы местного самоуправления осуществляют оказание
государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами
государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными
и финансовыми ресурсами для их осуществления.
19. Технологии социального страхования в Украине.
Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой - обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Виды социальных услуг в Украине согласно «Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании»:
1) пенсионное страхование;
Пенсии по возрасту, по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);
Пенсии в связи с потерей кормильца;
Медицинские профилактически - реабилитационные мероприятия;
Пособие на погребение пенсионеров;
2) медицинское страхование:
Диагностика и амбулаторное лечение;
Стационарное лечение;
Предоставление готовых лечебных средств и изделий медицинского назначения:
Профилактические и просветительские мероприятия;
Обеспечение медицинской реабилитации лиц, которые перенесли особенно тяжелые операции или имеют хронические заболевания.
Объем услуг, предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством;
3) страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением:
Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);
Пособие по беременности и родам:
Пособие при рождении ребенка и по уходу за ним;
Пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);
Обеспечение оздоровительных мероприятий;
4) страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания:
Профилактические мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Восстановление здоровья и трудоспособности потерпевшего;
Пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
Возмещение убытков, причиненных работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей;
Пенсия по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
Пенсия в связи с потерей кормильца, умершего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
Пособие на погребение лиц, умерших вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Повлекшего утрату трудоспособности», несчастный случай - это ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, происшедшее в процессе выполнения им трудовых обязанностей, вследствие которых причинен вред здоровью или наступила смерть. К профессиональному заболеванию относится заболевание, которое возникло вследствие профессиональной деятельности застрахованного и обусловливается исключительно или преимущественно воздействием вредных веществ и определенных видов работ и других факторов, связанных с работой.
5) страхование на случай безработицы:
Пособие по безработице;
Возмещение расходов, связанных с профессиональной подготовкой или переподготовкой и профориентацией;
Материальная помощь безработному и членам его семьи:
Дотация работодателю для создания рабочих мест;
Пособие на погребение безработного.
Страхование на случай безработицы осуществляется на принципах, определенных в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»
Предоставление государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав;
Обязательность страхования на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора (контракта) и на иных основаниях, предусмотренных законодательством о труде;
Добровольность такого страхования лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), а также гражданами – субъектами предпринимательской деятельности;
Целевое использование средств страхования на случай безработицы;
Солидарность и субсидирование;
Обязательность финансирования Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы расходов, связанных с предоставлением материального обеспечения в случае безработицы и социальных услуг в объемах, предусмотренных настоящим законом;
Паритетность в управлении страхованием на случай безработицы государства, представителей застрахованных лиц и работодателей;
Дифференциация размеров выплаты пособия по безработице в зависимости от страхового стажа и продолжительности безработицы;
Предоставление на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом, пособия по безработице и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
Законодательное определение условий и порядка осуществления страхования на случай безработицы.
Дополнение перечня материального обеспечения и социальных услуг, которые предоставляются лицам по общеобязательному государственному социальному страхованию, может осуществляться законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.
Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсионное страхование состоит из трех уровней - двух общеобязательных (солидарного и накопительного) и одного добровольного негосударственного. Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении» предусмотрел для граждан также возможность заключать договоры страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника пенсионного фонда. Негосударственное пенсионное обеспечение является важным дополнением к действующей системе государственного солидарного страхования, на данный момент не способной в полной мере удовлетворить все потребности граждан пенсионного возраста.
Негосударственное пенсионное страхование дополняет систему социального страхования. Одним из «столпов» пенсионной реформы в Украине является система негосударственного пенсионного обеспечения, призванная перенести время заботы об обеспечении ныне работающих после их выхода па пенсию с государства на самих работающих и их работодателей. Пенсионное обеспечение могут осуществлять: компании страхования жизни, негосударственные пенсионные фонды и банки.
Задачи Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении»:
Объявление о существовании в Украине системы пенсионного обеспечения, дополняющей государственную солидарную систему пенсионного обеспечения.
Объявление о финансовых институтах, принимающих участие в таком негосударственном пенсионном обеспечении на базе профильных (специальных) Законов: «О страховании», «О банках и банковской деятельности», «О пенсионных фондах».
Объявление о добровольности работодателя накапливать и обеспечивать гарантии предоставления накопленных сумм работнику, в зависимости от количества проработанных лет на предприятии работодателя.
Объявление о вариантах пенсионных схем (капитал, срочная рента, пенсия с гарантированным сроком выплат, пожизненный аннуитет).
Объявление о создании механизма сохранности средств путем создания Резервного фонда.
Объявление о налоговых льготах и сроках внесения изменений в Налоговый кодекс Украины (или в соответствующие налоговые законы). Пенсионные активы могут быть использованы исключительно для целей инвестиционной деятельности фонда, выполнения обязательств фонда перед его участниками и оплаты затрат, связанных с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения, а именно:
1) инвестирования соответственно с целью получения дохода в пользу участников фонда;
2) выполнения договоров выплаты пенсии на определенный срок, заключенных с участниками фонда, и для осуществления одноразовых пенсионных выплат, предусмотренных этим законом;
3) оплаты договоров страхования пожизненной пенсии и договоров «страхование риска», наступление инвалидности или смерти;
4) оплаты услуг профессионального администратора, включая оплату рекламных и агентских услуг, связанных с функционированием пенсионного фонда, и затрат на оповещение информации о его деятельности;
5) уплаты вознаграждения за предоставление услуг по управлению активами пенсионного фонда;
6) оплаты услуг хранителя;
7) оплаты услуг по проведению плановых аудиторских проверок пенсионного фонда;
8) оплаты услуг торговцев ценными бумагами (посредников), затрат на ведение учета и перерегистрацию прав собственности на активы пенсионного фонда;
9) оплаты других услуг, осуществление которых предусмотрено нормативно-правовыми актами по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и на оплату которых могут быть использованы пенсионные активы.
Пенсионные активы не могут использоваться для других целей, например, в качестве предмета залога. Они также не могут включаться в ликвидационную массу хранителя пенсионного фонда в случае признания его банкротом.
Таким образом, социальное страхование представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном производстве.
По форме страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное. Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования.
Акционерное страхование - негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам.
Взаимное страхование - негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических и юридических лиц в возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т. е. не преследует целей получения прибыли из созданного страхового предприятия. Общество взаимного страхования является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Целью взаимного страхования является не получение прибыли, а использование полученного дохода для возмещения ущерба и облегчения условий страхования, прежде всего, для снижения размера взносов для его участников. Согласно «Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», общеобязательное государственное социальное страхование - это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты.
Похожая информация.
Социальное обслуживание. Социальная помощь.
Социальное консультирование
В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в со-
ответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Все государства, в том числе и Россия, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), . признают право каждого человека на социальное обеспечение.
Социальное обеспечение - государственная система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски). Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различаются два вида социального обеспечения:
государственное (за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов);
негосударственное (за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц).
Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:
государственное социальное страхование (за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством);
государственное социальное обеспечение (за счет бюджетных средств);
государственная социальная помощь малоимущим гражданам (за счет средств федерального бюджета, субъектов РФ, местных бюджетов или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством РФ).
Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:
денежные выплаты:
социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.);
пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.);
компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и др.;
стипендии;
материальная помощь и т.д.
натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов - слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.).
социальные услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).
Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальная опека- одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования, а также над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство - форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. *
Органами опеки и попечительства в РФ выступают органы местного самоуправления. Функции по опеке и попечительству выполняются:
органами управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц;
органами здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
органами социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Органы опеки и попечительства выявляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут учет таких детей, избирают формы устройства детей, осуществляют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Предпочтение отдается семейным формам устройства несовершеннолетних. К ним относятся опека, усыновление, воспитание в патронатной семье.
Опекун (попечитель) - законный представитель подопечного, он выступает в защиту его прав и интересов. Опекуна (попечителя) назначают органы опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над гражданином. В исключительных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя).
Основанием для назначения опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами служат:
смерть родителей;
лишение родительских прав вследствие их асоциального поведения;
ограничение родителей в правах;
признание родителей недееспособными вследствие болезни;
длительное отсутствие родителей (продолжительные командировки, нахождение в местах заключения);
уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
другие причины отсутствия родительского попечения.
В случае если ребенок находится в соответствующем воспитательном, лечебном, социальном или ином аналогичном учреждении, опекунские (попечительские) обязанности возлагаются на администрацию данного заведения.
Социальная помощь- периодические и {или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.
Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.
Жизнедеятельность - сущность и свойства человеческого организма объективно выполнять свои физиологические и физические (обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, рост, приспособляемость к окружающей среде и т.д.), социальные (социальные отношения и социально-ролевые предписания) и другие функции. Жизнедеятельность обеспечивается как самим человеком, так и сложной системой мер со стороны общества и государства.
Понятие помощи - основная категория в социальной работе. Часто социальная работа понимается как совокупность конкретных практических действий по оказанию экономической, психологической, информационно-консультативной или иной помощи больным, немощным, социально незащищенным или социально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне.
В социальной работе помощь выступает как средство достижения определенной цели. Она носит вспомогательный характер и в первую очередь направлена на раскрытие самозащитных функций, активизацию потенциала индивида, группы или общины.
Существует несколько видов помощи:
материальная помощь (оказывается людям, испытывающим затруднения);
психологические консультации, психотренинги;
правовая помощь;
помощь в устройстве на работу.
В федеральном законе от 14.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В ст. 1 определено: «Государственная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров». Государственная социальная помощь рассматривается как временная мера адресной индивидуальной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия), способствующей устранению или уменьшению социальной недостаточности. Мероприятия проводятся в рамках общей политики контроля над доходами (пособие по нуждаемости и др.), а также в особых ситуациях (вынужденные переселенцы, ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и т.п.). Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).
Она назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Социальное консультирование. Особенность консультирования состоит в том, что упор делается на ресурсы клиента (гражданина, семьи, группы, общины), которого ориентируют на нахождение собственных решений.
Эта процедура часто используется с целью ориентации путем советов, указания на альтернативные формы помощи, определения целей и обеспечения необходимой информации.
Консультирование часто путают с предоставлением советов.
Совет - это односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения.
Руководство - также односторонний процесс поддержки и стимулирования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие.
Консультирование - двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и выполнять адекватные действия.
По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психо-
терапию, наставничество или решение проблем. Задача консультирования - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворИ тельной и полноценной жизни».
Таким образом, консультирование помогает:
выбирать способ действий и действовать по собственному усмотрению;
обучаться новому поведению;
развивать личность;
акцентировать ответственность клиента, т.е. признать, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант лишь создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;
взаимодействовать клиенту и консультанту, основываясь на философии клиент-центрированной гперапии.
Основоположник этой терапии известный американский психотерапевт К.Роджерс выделяет т р J* основных принципа этого направления:
каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения-
Выделяются следующие направления социального консультирования: медико-социальное, психологО -педагогическое, социально- правовое, социально-управленческое И ДР- Правомерно выделить и социономическое направление консультирования, основная цель которого - оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружаю щими. Это позволяет клиенту расширить представления о себе, собственной ситуации, понять свои новые возможности.
В результате консультирования клиент должен принять на себя ответственность за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.
Психолого-социальное консультирование должно строиться на следующих основных принципах:
добровольное участие клиента в консультировании;
безоценочное отношение к клиенту;
ориентация на нормы и ценности клиента;
запрет давать совет клиенту;
анонимность консультирования;
клиент должен быть включен в процесс консультирования;
разграничение личных и профессиональных отношений.
При консультировании происходит взаимодействие двух или нескольких человек, консультант передает консультируемому лицу специальные знания или соответствующую информацию, цель которых - помочь ему в решении его проблем.
Метод консультирования включает в себя исследование проблемы клиента, совместный с клиентом поиск позитивных путей ее решения, советы и рекомендации по ее разрешению. Консультации помогают клиенту оценить свои проблемы, из возможных вариантов решения выбрать наиболее оптимальный. Результатом консультирования должно стать изменение внутреннего мира клиента, переосмысление им своих жизненных ценностей.
Все проблемы клиентов можно разделить на две группы:
Разрешимые (для которых существует всего одно решение);
Неразрешимые (лежащие в сфере человеческих ценностей, отношений, для них есть несколько или огромное число решений. Эти проблемы имеют отношение больше к чувствам, чем к фактам. Например, женщина, подвергающаяся насилию со стороны мужа. Способов разрешения данной ситуации несколько: она может уйти от насильника, остаться с ним и терпеть унижения и побои, обратиться к специалистам кризисного центра и постараться изменить мужа и себя, собрать необходимые доказательства жестокого обращения и обратиться в суд или по месту его работы и т.п.).
У большинства людей есть «правильные», с их точки зрения, решения неразрешимых проблем, с которыми они согласны и следуют им в жизни. Именно с этой группой проблем социальному работнику приходится работать. В таких случаях консультирование часто заходит в тупик: консультант старается помочь, а клиент сопротивляется.
Консультирование состоит из следующих стадий: разблокирования, изменения, блокирования. На первой стадии подвергаются сомнению прежние нормы и ценности, разблокируются существующие установки, «освобождается место» для новых норм и ценностей.
Для того чтобы произошли изменения в сознании клиента, необходимы идентификация и интернализация I . Если клиент идентифицирует себя с человеком, имеющим желаемые установки, то у него может возникнуть желание измениться. Необходимо, чтобы пробы были удачными.
Под заблоккрованием понимается окончательное принятие и интеграция желаемых установок, новые нормы и ценности становятся постоянной частью личности и управляют ее деятельностью.
В социальной работе используется несколько типов консультирования:
общее консультирование клиентов специалистами социаль- ^ ной работы;
специальное консультирование клиентов специалистами социальных служб или учреждений по направлению социальных работников;
обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений;
договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
При консультировании нужно помнить.
Это процесс взаимовлияния, где воздействие консультанта заключается не столько в его словах, сколько в его личности.
На консультанта налагается нравственная ответственность, т.е. необходимо быть таким человеком, чтобы можно было влиять на других.
Консультант должен развивать в себе способность к эмпатии. Он должен уметь расслабляться физически, умственно и духовно, с готовностью входить в душевный мир другого человека и изменяться в процессе консультирования.
Специфический вид консультативной деятельности - дистанционное консультирование, а его основная форма - телефонное консультирование. «Телефон доверия» относится к самостоятельным видам психологической помощи. «Телефоны доверия» разнятся типами отношений, складывающихся между собеседниками. Можно говорить об их трех типах.
Модель «Врач помогает пациенту». Телефонный консультант, как врач, берет на себя ответственность за жизнь (и здоровье) обратившегося (например, телефон в США - 911).
Модель «Специалист помогает клиенту». Помощь специалиста-психолога в решении проблемы, которую ставит перед ним позвонивший.
Модель «Человек помогает чел овеку». Общение двух людей, один из которых нуждается в помощи. Помощью служат как сами складывающиеся между ними отношения, так и действия телефонного консультанта по разрешению кризиса позвонившего.
У «телефона доверия» две основные цели: предупреждение кризисов и их купирование. Для достижения первой цели необходимо добиваться снижения уровня агрессивности в обществе (агрессии, направленной на других, и аутоагрессии), предотвращения самоубийств и ослабления психологического дискомфорта в семьях. По «телефону доверия» ведется психологическое консультирование, оказывается экстренная психологическая помощь, позвонивших адресуют к иным службам, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно.
Для купирования кризиса необходимо оказывать неотложную психологическую помощь в момент обращения по телефону, помочь абоненту пережить кризисную ситуацию и иные психотрав- мирующие конфликты; выявлять случаи насилия над детьми и т.д.
Принципы деятельности «телефона доверия»:
анонимность;
конфиденциальность;
равенство и взаимоуважение;
раскованность и чистосердечность клиента в изложении ситуации или проблемы, так как с консультантом он никогда не встретится, отсюда и отсутствие страха;
недирективность;
доступность. Кризисная линия предполагает 24-часовой режим работы;
рабочие связи с другими службами города («скорая помощь», приемный покой травмопункта, больницы, ночной пункт профилактики венерических болезней при КВД, отделения милиции, центры помощи наркоманам, алкоголикам, лицам, пережившим сексуальное насилие, и т.д.).
К дистанционному консультированию относится также консультирование по переписке, или скриботерапия, когда нет телефонной связи в данном населенном пункте, телефона у клиента и в случаях нежелания клиента встречаться с глазу на глаз со специалистом.
Опека, попечительство и патронаж - это социальные технологии, применяемые для защиты личных, имущественных, правовых интересов граждан и оказания помощи разным категориям населения. Чаще всего вопросы опеки и попечительства возникают в связи с недееспособностью граждан. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными.
Гражданский кодекс РФ (часть J, подраздел 2, глава 3, статья 21) закрештяет следующее понятие дееспособности:
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.
В ряде случаев допускается признание дееспособным гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста:
- В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
- Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью.
Гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит его семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство.
Статья 32 Гражданского кодекса РФ регулирует порядок установления опеки.
- Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
- Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Статья 39 ч. 1 ГК РФ регулирует вопросы освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.
Одной из форм социального попечительства над людьми, не способными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, является патронаж. Патронаж возможен в рамках стационара (дома-интернаты, приюты) и вне стационара, патронаж на дому. Роль патронажного обслуживания на дому возрастает в связи с увеличением численности одиноких престарелых граждан и инвалидов, сокращением и недофинансированием системы государственных патронажных учреждений. Кроме того, патронаж на дому является более гибкой формой социальной поддержки граждан, не требующей изъятия человека из контекста его жизненного пространства, его естественной среды жизнедеятельности.
Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО И ПАТРОНАЖ:
- 3.2. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.