Социальная проблематика преступление и наказание. Социально-философская и психологическая проблематика романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Основные исследования о романе. Имя вызывает ассоциацию

Христианская проблематика в романе "Преступление и наказание "

Роман Преступление и наказание очень многогранен. Достоевский заставляет читателя задуматься о многих проблемах: проблеме преступления и наказания, проблеме маленького человека и проблеме нравственного и безнравственного и т, д. Одним из важнейших вопросов, освещаемых автором, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа.

Время, описываемое Достоевским, было временем великих реформ (отмена крепостного права, земское и городское уложение), и поэтому людям в их бурно изменяющемся мире нужны были четкие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, так как они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни. Именно в этих кругах начинают распространяться идеи атеизма, нигилизма и т. д. Новые идеи входят в конфликт с христианскими постулатами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека; как раз этот конфликт описан Достоевским.

Весь роман пропитан христианской лексикой. Такие выражения, как страшный грех, креста на тебе нет и т. д. очень часто используются героями и автором. Раскольников, человек далекий от поклонения Богу, в обиходной речи упоминает имя Бога, говоря Боже мой, Бог его знает, Бог подаст. Все это говорит об очень сильном влиянии христианской культуры.

Постараемся выяснить отношение Достоевского к христианству и для этого проанализируем судьбы некоторых героев.

эгоистичен, что мог переступать через людей без малейшего угрызения совести. Своими поступками он нарушает все христианские постулаты. Лужин терпит полное фиаско, все герои отворачиваются от него, и в глазах читателя Лужин становится самым отвратительным героем. Из этого можно сделать вывод, что и для Достоевского взгляд Лужина на жизнь и на христианство неприемлем.

Мармеладов, по-моему, один из самых интересных персонажей в романе. Это был человек, у которого совершенно не было силы воли. Он не мог бросить пить, когда ему по великой случайности нашли работу, хотя именно работа, оплачиваемая служба могли бы вернуть ему уважение людей, а главное изменить к лучшему положение его бедствующей семьи. Однако Мармеладов не винил себя за свое безволие, а, напротив, всячески старался оправдать свое пьянство, говоря, что пьет ради страдания и слез. Мармеладов не менялся и не пытался что-нибудь изменить, поскольку был уверен во всепрощении Бога. Жизнь Мармеладова была бесцельной и его смерть не случайна, а закономерна. Описав судьбу этого героя, Достоевский еще раз доказал русскую пословицу: На Бога надейся, а сам не плошай.

Христианство для большинства людей того времени составляло правила, по которым жили все. Раскольников был воспитан именно в такой среде, о чем мы узнаем из письма матери и из сна Раскольникова, но когда он приезжает в Петербург, на него обрушивается целый поток новых идей. В Петербурге христианство уже не отвечает духовным потребностям Раскольникова, поскольку оно уравнивает всех перед Богом, а Раскольников был слишком самолюбив и не мог себя поставить на одну ступень со старухой-процентщицей. В это время в душе главного героя происходит раскол (не зря фамилия главного персонажа Раскольников), и он заболевает идеей Наполеона, вынашивает в себе убеждение, что он выше других, имеет право распоряжаться судьбами других людей.

необычайно цельным внутренним миром, она жила в гармонии с собой, потому что верила в Бога, Ее вера была не пассивной, она каждый раз доказывала ее своими поступками (согласилась пойти по желтому билету, чтобы помочь семье, а не закончила жизнь самоубийством). Вера Сони позволила ей пережить все превратности жизни, все унижения и обиды.

Достоевский не доводит Раскольникова до полного раскаяния, а точнее сказать, мы, читатели, не становимся свидетелями такого раскаяния. Раскольников влюбляется в Соню, и великое чувство любви заставляет его попытаться принять взгляды Сони. И роман кончается на том месте, когда Раскольников начинает читать Евангелие.

В произведении намечена тема противостояния духа столичного Петербурга остальной стране. В пошлом Петербурге Раскольников с его новыми идеями чувствует себя своим человеком, а в Сибири чуть-чуть не был убит как безбожник. Соня в Петербурге проститутка, а в Сибири очень почитаемая девушка. Из этого можно сделать вывод, что Петербург это не только оплот пошлости и греха, а Сибирь место очищения; из этого следует, что вся страна продолжает хранить глубоко восприятие идеала христианства, стремится жить по его законам.

Достоевский не дает однозначный совет, как нам жить. Но рисует замечательный портрет Сони, он говорит читателю о многом: говорит о том, на чьей стороне он сам, говорит о действенной силе добра, о той силе, которую дает человеческой душе пропущенная через сердце вера в Бога.

Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех... муках людских... Этот человек -- Достоевский», - писал М. Горький. «Преступление и наказание» - самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

В письме к издателю журнала, в котором хотел поместить свой роман Достоевский, писатель излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Главный мотив преступления Раскольникова рассматривается так: молодой человек, поддавшись «недоконченным» идеям, решил убить старуху, ненужную и злую, чтобы сделать счастливыми своих родных и самому выбиться из нищеты. Ему удается преступление, но после него развертывается весь психологический процесс преступления... он доносит на себя, закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения... в моей повести есть, кроме того, намек, что налагаемое юридическое наказание меньше устрашает преступника... отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Достоевский в «Преступлении и наказании» разоблачил и осудил буржуазный индивидуализм, показал несостоятельность анархического бунта, но сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства писатель уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных этических представлений. В романе поставлены те социальные и этические проблемы, которые Достоевский неоднократно развивал в своих произведениях на протяжении всей жизни. Это вопросы о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, о возможности революционного изменения действительности и гармоничного устройства мира, социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания. Носитель «бунта», отрицания существующего порядка - Раскольников. Он при всей непоследовательности своих идей и взглядов решительно вступает на путь протеста и борьбы за поруганное человеческое достоинство, не может примириться с несправедливостью и фальшью окружающего общества, основанного на циничном презрении к человеку, на корысти и эксплуатации человека человеком.

В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий. Основная проблема романа - проблема права на кровь. С ней тесно связана и другая важная проблема - проблема униженных и оскорбленных, которая раскрывается в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента. Зарисовки площадей, Сенной площади, описания доходных домов, трактиров, вонючих улиц создают картины бедствия и страданий городских низов. Именно эта часть Петербурга, в которой было совершено преступление Раскольникова, получила название Петербурга Достоевского.

Герой романа - талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников (семья Мармеладова) и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам (Лужин). Писатель беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость преступного в своей основе собственнического общества. Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» хищной старухи-ростовщицы и отказывают в праве на существование молодому даровитому студенту. Развратник и преступник Свидригайлов может безнаказанно совершать насилие над беззащитными людьми, потому что он помещик и богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы ее семья не умерла от голода.

Важнейшим вопросом, который освещает Достоевский, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действия романа - время коренных реформ (отмена крепостного права). Люди в стремительно изменяющейся жизни искали четкие духовные ориентиры. Молодые, образованные люди не хотели жить по-старому и искали свой путь в духовной жизни, распространяя идеи нигилизма и атеизма. Новые идеи конфликтовали с христианскими догмами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека.

Взгляд Лужина на христианство неприемлем. Его главная цель - достичь успеха и славы любой ценой, он любит одного себя, нарушая христианскую заповедь, он эгоистично переступает через людей без малейших угрызений совести. У Мармеладова совершенно не было силы воли, он всячески оправдывал свои действия, не менялся сам и не пытался что-нибудь изменить, потому что был уверен во всепрощении Бога. Раскольников был воспитан в христианской среде, но в Петербурге христианство не отвечает его духовным потребностям, потому что оно уравнивает всех перед Богом. После убийства Раскольников вновь обращается к христианству. В этом ему помогла Соня, которая верила в Бога и поэтому жила в гармонии с собой. Ее вера, в отличие от веры Мармеладова, была активной и помогла ей пережить все превратности судьбы, унижения и обиды. Чувство любви к Соне заставляет Раскольникова попытаться принять ее взгляды.

Непомерные страдания бедняков, тружеников, обреченных на нищету, унижение, проституцию, гибель, Достоевский передал в своем романе с таким горячим, взволнованным сочувствием, с такой силой жизненной правды, с такой гневной ненавистью в адрес их палачей, хозяев жизни, виновных в страданиях простых людей, что роман стал безжалостным, суровым приговором обществу, основанному на эксплуатации, толкающему человека на путь преступления, порока и гибели.

В романе проблемы нравственного, философского и религиозного характера.

1. Проблемы общества . Нищета — одна из вечных проблем русского общества. пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

2. Проблема нравственности. Одна из главных проблем романа — вопрос о жизненных приоритетах. Родион Раскольников сначала ставил превыше всего деньги, а потом уже все остальное. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

3. Проблема добра и зла в романе
Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.

4. Проблема гуманизма
Достоевский в романе «Преступление и наказание» анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы спасти себя и других людей от нищеты, может убить «никчемное» существо.

Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой — процентницей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей. Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом. Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии, завладев её капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей.

Проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе "Преступление и наказание".

Основная идея произведения

Другие образы в романе "Преступление и наказание" позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: "Станьте солнцем - и вас увидят". Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа "Преступление и наказание". Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе "Преступление и наказание" есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова , никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума , всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки . Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег , обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам Лужиным.

Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление , на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.

Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».

Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон , дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам . Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенноети с человечеством».

Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры , через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.

Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, - сцена его признания Соне . Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества , в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах , так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.

Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:«- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. - Это человек-то вошь!- Да ведь я знаю, что не вошь, - ответил он, странно смотря на нее. - А впрочем, я вру, Соня, - прибавил он, - давно уже вру...» Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом . Не в церковь, а на перекресток - то есть на самое людное место - посылает его Соня.

Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление . Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью - «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

Замысел р. у Д. возник еще на каторге. Речь шла о преступнике, которое сов.преступление. Потом Д. откладывает этот роман. В 62 г. в Петербурге возникла серия пожаров – горели целые дома и кварталы, люди низкого и среднего уровня остались без жилья. Правительство воспользовалось этой ситуацией и говорило, что город жгут нигилисты, чтобы нарушить стабильность государства. Полиция бездействовала. Д. был возмущен этой ситуацией. Правительство было равнодушно к людям, кот.осталсь без жилья, повально пьянство в подвалах бедноты. Д. хотел написать роман с заглавие «Пьяненькие», замысел которого воплотился в рассказе о семье Мармеладовых.

Статья Добролюбова «Когда придет настоящий день» о романе «Накануне»…

Р. Чернышевского «Что делать?»

Прокламация «Молодая Россия», ее сунули Д. под дверь. Ее суть – сломать соц.строй, призывали на восстание

- «История юлия цезаря» 1865, написанная якобы Наполеоном 3, как оправдание своего деспотизма, явно писал не он.

Пейзаж в романе: лирический, психологический, социальный, исторический, философский.

Лирический пейзаж – а) после встречи Р. с приятелем Заметовым, Р.хочет ему признаться в убийстве. Пейзаж в динамике: сумерки и 1 светящееся окно. Функции – образ солнца в системе Д. – свет духовный, дух.начало, осавшееся в сердце, но душа – сумерки, погружена во мрак, солнце село, свет отраженные – остаточный. Т.е. в глубине чувств теплится искорка добра.

Психологический пейзаж – Р. уходит от старухи после убийства, время убийства – время заката. Плыльность воздуха, его разряженность. Д. утяжеляет пейзаж. Образ духоты.

Соц. пейзаж – пейзаж Петербургских островов. Здесь не было распивочных, здесь растут пышные цветы (нет в изображении города, лишь один раз упоминается герань, как стремление к прекрасному).Эта зелень очень понравилась Р., он смотрит на нее сквозь решетку, но это ему недостуно. Характерный жест – он вытаскивает из кармана монетки и пересчитывает их – материальное сравнение с богатыми, кот.жили на островке. Это другой соц.слой.

Историч.пейзаж – вид с Николаевского моста. Это воспоминания о прошлом, мечта о будущем. Михайловский замок напоминает о времени Петра 1, о возможности переворота. Марсово поле, летний сад, памятник петру….

Философский п. – в конце романа, тема о прошлом и будущем человечства. Ориентация на Библию, в конце показан суд над Россией. ..2 берега река. На одной стороне – «там» находится солнце, на берегу Р. его нет. Слышна песня – возрождение души, ранее песню использовали только как способ зарабатывания денег. Река – символ переграды. Но нет символа моста.

Интерьеры: клетушка Раскольникова