Социально-нравственная проблематика романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание. Нравственно-философская проблематика романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Проблема жанра Проблема романа преступление и наказание краткое

Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех... муках людских... Этот человек -- Достоевский», - писал М. Горький. «Преступление и наказание» - самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

В письме к издателю журнала, в котором хотел поместить свой роман Достоевский, писатель излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Главный мотив преступления Раскольникова рассматривается так: молодой человек, поддавшись «недоконченным» идеям, решил убить старуху, ненужную и злую, чтобы сделать счастливыми своих родных и самому выбиться из нищеты. Ему удается преступление, но после него развертывается весь психологический процесс преступления... он доносит на себя, закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения... в моей повести есть, кроме того, намек, что налагаемое юридическое наказание меньше устрашает преступника... отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Достоевский в «Преступлении и наказании» разоблачил и осудил буржуазный индивидуализм, показал несостоятельность анархического бунта, но сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства писатель уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных этических представлений. В романе поставлены те социальные и этические проблемы, которые Достоевский неоднократно развивал в своих произведениях на протяжении всей жизни. Это вопросы о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, о возможности революционного изменения действительности и гармоничного устройства мира, социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания. Носитель «бунта», отрицания существующего порядка - Раскольников. Он при всей непоследовательности своих идей и взглядов решительно вступает на путь протеста и борьбы за поруганное человеческое достоинство, не может примириться с несправедливостью и фальшью окружающего общества, основанного на циничном презрении к человеку, на корысти и эксплуатации человека человеком.

В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий. Основная проблема романа - проблема права на кровь. С ней тесно связана и другая важная проблема - проблема униженных и оскорбленных, которая раскрывается в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента. Зарисовки площадей, Сенной площади, описания доходных домов, трактиров, вонючих улиц создают картины бедствия и страданий городских низов. Именно эта часть Петербурга, в которой было совершено преступление Раскольникова, получила название Петербурга Достоевского.

Герой романа - талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников (семья Мармеладова) и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам (Лужин). Писатель беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость преступного в своей основе собственнического общества. Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» хищной старухи-ростовщицы и отказывают в праве на существование молодому даровитому студенту. Развратник и преступник Свидригайлов может безнаказанно совершать насилие над беззащитными людьми, потому что он помещик и богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы ее семья не умерла от голода.

Важнейшим вопросом, который освещает Достоевский, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действия романа - время коренных реформ (отмена крепостного права). Люди в стремительно изменяющейся жизни искали четкие духовные ориентиры. Молодые, образованные люди не хотели жить по-старому и искали свой путь в духовной жизни, распространяя идеи нигилизма и атеизма. Новые идеи конфликтовали с христианскими догмами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека.

Взгляд Лужина на христианство неприемлем. Его главная цель - достичь успеха и славы любой ценой, он любит одного себя, нарушая христианскую заповедь, он эгоистично переступает через людей без малейших угрызений совести. У Мармеладова совершенно не было силы воли, он всячески оправдывал свои действия, не менялся сам и не пытался что-нибудь изменить, потому что был уверен во всепрощении Бога. Раскольников был воспитан в христианской среде, но в Петербурге христианство не отвечает его духовным потребностям, потому что оно уравнивает всех перед Богом. После убийства Раскольников вновь обращается к христианству. В этом ему помогла Соня, которая верила в Бога и поэтому жила в гармонии с собой. Ее вера, в отличие от веры Мармеладова, была активной и помогла ей пережить все превратности судьбы, унижения и обиды. Чувство любви к Соне заставляет Раскольникова попытаться принять ее взгляды.

Непомерные страдания бедняков, тружеников, обреченных на нищету, унижение, проституцию, гибель, Достоевский передал в своем романе с таким горячим, взволнованным сочувствием, с такой силой жизненной правды, с такой гневной ненавистью в адрес их палачей, хозяев жизни, виновных в страданиях простых людей, что роман стал безжалостным, суровым приговором обществу, основанному на эксплуатации, толкающему человека на путь преступления, порока и гибели.

В романе проблемы нравственного, философского и религиозного характера.

1. Проблемы общества . Нищета — одна из вечных проблем русского общества. пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

2. Проблема нравственности. Одна из главных проблем романа — вопрос о жизненных приоритетах. Родион Раскольников сначала ставил превыше всего деньги, а потом уже все остальное. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

3. Проблема добра и зла в романе
Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.

4. Проблема гуманизма
Достоевский в романе «Преступление и наказание» анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы спасти себя и других людей от нищеты, может убить «никчемное» существо.

Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой — процентницей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей. Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом. Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии, завладев её капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей.

Христианская проблематика в романе "Преступление и наказание "

Роман Преступление и наказание очень многогранен. Достоевский заставляет читателя задуматься о многих проблемах: проблеме преступления и наказания, проблеме маленького человека и проблеме нравственного и безнравственного и т, д. Одним из важнейших вопросов, освещаемых автором, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа.

Время, описываемое Достоевским, было временем великих реформ (отмена крепостного права, земское и городское уложение), и поэтому людям в их бурно изменяющемся мире нужны были четкие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, так как они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни. Именно в этих кругах начинают распространяться идеи атеизма, нигилизма и т. д. Новые идеи входят в конфликт с христианскими постулатами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека; как раз этот конфликт описан Достоевским.

Весь роман пропитан христианской лексикой. Такие выражения, как страшный грех, креста на тебе нет и т. д. очень часто используются героями и автором. Раскольников, человек далекий от поклонения Богу, в обиходной речи упоминает имя Бога, говоря Боже мой, Бог его знает, Бог подаст. Все это говорит об очень сильном влиянии христианской культуры.

Постараемся выяснить отношение Достоевского к христианству и для этого проанализируем судьбы некоторых героев.

эгоистичен, что мог переступать через людей без малейшего угрызения совести. Своими поступками он нарушает все христианские постулаты. Лужин терпит полное фиаско, все герои отворачиваются от него, и в глазах читателя Лужин становится самым отвратительным героем. Из этого можно сделать вывод, что и для Достоевского взгляд Лужина на жизнь и на христианство неприемлем.

Мармеладов, по-моему, один из самых интересных персонажей в романе. Это был человек, у которого совершенно не было силы воли. Он не мог бросить пить, когда ему по великой случайности нашли работу, хотя именно работа, оплачиваемая служба могли бы вернуть ему уважение людей, а главное изменить к лучшему положение его бедствующей семьи. Однако Мармеладов не винил себя за свое безволие, а, напротив, всячески старался оправдать свое пьянство, говоря, что пьет ради страдания и слез. Мармеладов не менялся и не пытался что-нибудь изменить, поскольку был уверен во всепрощении Бога. Жизнь Мармеладова была бесцельной и его смерть не случайна, а закономерна. Описав судьбу этого героя, Достоевский еще раз доказал русскую пословицу: На Бога надейся, а сам не плошай.

Христианство для большинства людей того времени составляло правила, по которым жили все. Раскольников был воспитан именно в такой среде, о чем мы узнаем из письма матери и из сна Раскольникова, но когда он приезжает в Петербург, на него обрушивается целый поток новых идей. В Петербурге христианство уже не отвечает духовным потребностям Раскольникова, поскольку оно уравнивает всех перед Богом, а Раскольников был слишком самолюбив и не мог себя поставить на одну ступень со старухой-процентщицей. В это время в душе главного героя происходит раскол (не зря фамилия главного персонажа Раскольников), и он заболевает идеей Наполеона, вынашивает в себе убеждение, что он выше других, имеет право распоряжаться судьбами других людей.

необычайно цельным внутренним миром, она жила в гармонии с собой, потому что верила в Бога, Ее вера была не пассивной, она каждый раз доказывала ее своими поступками (согласилась пойти по желтому билету, чтобы помочь семье, а не закончила жизнь самоубийством). Вера Сони позволила ей пережить все превратности жизни, все унижения и обиды.

Достоевский не доводит Раскольникова до полного раскаяния, а точнее сказать, мы, читатели, не становимся свидетелями такого раскаяния. Раскольников влюбляется в Соню, и великое чувство любви заставляет его попытаться принять взгляды Сони. И роман кончается на том месте, когда Раскольников начинает читать Евангелие.

В произведении намечена тема противостояния духа столичного Петербурга остальной стране. В пошлом Петербурге Раскольников с его новыми идеями чувствует себя своим человеком, а в Сибири чуть-чуть не был убит как безбожник. Соня в Петербурге проститутка, а в Сибири очень почитаемая девушка. Из этого можно сделать вывод, что Петербург это не только оплот пошлости и греха, а Сибирь место очищения; из этого следует, что вся страна продолжает хранить глубоко восприятие идеала христианства, стремится жить по его законам.

Достоевский не дает однозначный совет, как нам жить. Но рисует замечательный портрет Сони, он говорит читателю о многом: говорит о том, на чьей стороне он сам, говорит о действенной силе добра, о той силе, которую дает человеческой душе пропущенная через сердце вера в Бога.

Основная идея в романе отражает шестую заповедь Ветхого Завета - «Не убей».
Замысел романа: Главный герой - представитель поколения разночинцев 60‑х гг. Приехав в Петербург, Родион увидел страшную картину нищеты, социальную несправедливость, страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, богатство и власть циничных дельцов Лужиных. все это поколебало его веру в Бога. Он узнал жизнь с негативной стороны (одиночество, нищета). С точки зрения автора, терзание Раскольникова есть проявление не слабости, а нравственного начала, которое живет в душе преступника и запрещает человеку использовать зло против зла. Общественная система вызвала протест, бунт, что выразилось в создании своей теории, объясняющей все течение мировой истории.
Теория героя явилась не только следствием общественных проблем, она расценивается как высшее проявление нравственной деградации общества и носится в воздухе. Это идеи об убийстве одного паука ради блага тысяч людей. Правом на уничтожение обладает особый класс людей - «сверхчеловеки», которые являются создателями нового в мире, они «двигатели» человечества. Следствием этих идей становится намерение главного героя убить старуху процентщицу. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не ʼʼтварь дрожащаяʼʼ, а ʼʼнастоящий властелин, кому всœе разрешаетсяʼʼ.
Идею Раскольникова автор увязывает с современной ему исторической эпохой. Причины духовного кризиса эпохи Достоевский видел в наступлении периода человеческого уединения. Не имеея четких духовных ориентиров,он превращается в раба идеи, утратившего свободу выбора. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам.. во время совершения убийства в квартиру вдруг входит Лизавета, Он убивает и ее.
ПиН- полифонический роман. Сюжетом романа опровергает суждения героя, однако преображение героя за рамками романа. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неожиданные чувства мучают его сердце. После преступления он не может видеть близких, они ему неприятны. Чувствует предельное одиночество. Божия правда, земной закон берет свое, и он - принужден сам на себя донести. Принужден,чтобы примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил по совершении преступления, замучило его... Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело.. Воскреснет герой на каторге. Под воскресением, возрождением автор понимает покаяние и осознание содеянного.
Причины, заставившие Раскольникова ʼʼпереступить через кровьʼʼ, раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне. все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. теперь, перед ʼʼправдойʼʼ Сони.
Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский опровергает бесчеловечную, антихристианскую теорию и доказывает, что историей движет духовное совершенство, что люди должны жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца. Идея ʼʼПреступлении и наказанииʼʼ в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло.

Лекция, реферат. Социально-нравственная проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.











Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» затронул глубокие нравственные проблемы. Автор рассмотрел социальные несправедливости того времени, в которое он жил и творил. Впрочем, эти проблемы были, есть и будут. Писателя тревожит отсутствие нравственности, которое царит в разных общественных слоях, власть денег, которая формирует неравенство людей в отношении друг друга. Эти бумажки ценятся превыше всего.

В судьбе главного героя анализируемого произведения, общество сыграло не последнюю роль. Молодой человек уверен, что совершаемое им убийство необходимо. И идет на этот шаг.

Им движет мысль, что таким образом он сможет помочь всем униженным и оскорбленным. Родион ощущает свою силу и значимость.

Но теории несостоявшегося «Наполеона» не суждено воплотиться в жизнь. Она не логична уже в своей основе. Именно это теперь причина всех мучений и страданий Родиона. Он осознает, что зря совершил грех, что он и есть та самая «дрожащая тварь» и никаких прав на решение чьих-то судеб он не имеет.

Достоевский в своем произведении не берет в расчет юридическую составляющую, его интересует преступление против нравственных законов.

Главный герой, хотя и такой молодой, равнодушен к людям, в его жизни нет любви. Убийство другого человека в данном случае равносильно убийству самого себя. Это преступление сделало совершенно пустой душу и жизнь Раскольникова. Автор понимает, что необходим человек, который тоже много страдал, но остался чист нравственно. Только он сможет спасти Родиона. И этим человеком становится Соня Мармеладова. Девушка будто ангел-хранитель наполняет жизнь молодого человека смыслом, заполняет всю ту пустоту, которая была до нее.

Не отличается внешней красотой, да это и не важно для Достоевского. Главное, что она прекрасна в душе. Слабая девушка несет на себе непосильную ношу. Деньги, заработанные распутством, она отдает пьянице-отцу, Катерине Ивановне и ее маленьким детям. Соня – жертва, которая безропотно подчиняется правилам жизни. Этот персонаж самый искренний, добрый и чистый в романе Достоевского, она готова помогать всем и каждому, сострадать и переживать.

Девушка сильна своей верой, и именно она вытаскивает Раскольникова из тьмы, в которую он сам себя загнал.

Благодаря ей Родион идет признаваться в совершенном преступлении. Соня не боится разлуки с любимым, она решает пройти и этот путь на каторге вместе с ним, разделить с ним все лишения и тяготы. Молодой человек сначала равнодушно принимал все эти знаки внимания, ласку и заботу. И только лишь постепенно оттаял душой, смягчился. В нем зародилось чувство, которое он никогда раньше не испытывал, Родион полюбил. Росток любви в сердце Родиона Раскольникова помог ему начать новую жизнь, возродить нравственное начало в его душе, раскаяться в совершенном преступлении.