Социально правовая защита детей презентация. Основные виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. муоо администрации го «город волжск» проект исо информационные технологии. Дополнительные гарантии права на медицинское обслужив

ДЕПАРТАМЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова» (ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова») «Социальная работа и юридическая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Автор: преподаватель правовых дисциплин и профессиональных модулей, к.и.н. Буйских Олег Владимирович

Актуальность темы исследования определяется тем, что социальная охрана детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важных задач страны и общества и является важнейшим направлением социальной политики государства. Объект общественные отношения, связанные с политикой государства в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предмет -социальная работа и оказание юридической защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Цель – выявить основные направления социальной работы и юридической помощи детям – сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей. Задачи: – определить содержание основных понятий темы; – проанализировать соответствующую нормативную правовую базу; – исследовать различные формы устройств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; – охарактеризовать юридические гарантии реализации прав детей; – проанализировать государственную семейную политику и практическую деятельность центров социальной обслуживания населения в оказании помощи семьям с детьми.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей и в связи с другими жизненными обстоятельствами.

Направления социальной работы – защита прав несовершеннолетних; – оказание помощи в устройстве на работу; – контроль обеспечения жильем. Выполнение этих условий поручается органам опеки и попечительства.

Нормативная правовая база Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации Семейный кодекс Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Формы устройства детей Семейные формы устройства детей: – усыновление (удочерение); – опека (попечительство). Государственно-общественные формы устройства детей: – семейный детский дом (приемная семья); – временная приемная семья; – фостеровская (замещающая семья); – патронатная семья. Государственные формы устройства детей: – дом ребенка; – детский дом; – школа-интернат.

Опека и попечительство Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных». Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Опека наиболее популярна среди россиян.

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Право на образование; Право на медицинское обеспечение; Право на имущество и жилое помещение; Право на труд; Право на судебную защиту. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Государственная семейная политика в Российской Федерации Целями государственной семейной политики являются: - поддержка; -укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни; -создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций; - повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития. Основными задачами государственной семейной политики являются: – обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; – профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности; – развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; – создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; и др.

Центр социального обслуживания Центр социального обслуживания населения (ЦСО) – это государственное учреждение, призванное обеспечить помощь, реабилитацию, уход, поддержку социально уязвимым категориям населения, семьям, в том числе, и с детьми, пожилым гражданам и инвалидам и является государственным учреждением, которое оказывает широкий спектр социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических и социально-правовых услуг во всех формах социального обслуживания (на дому, в полустационарных и стационарных условиях)

Деятельность отделения помощи семьи и детям при ЦСО Основные направления: – выявление и учёт семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке; – оказание консультативно-правовой помощи по вопросам социальной защиты этой категории граждан; – оказание консультативно-правовой помощи по вопросам социальной защиты этой категории граждан; – содействие социальной адаптации семьи и детей в современных политических и экономических условиях.

Количество детей, стоящих на учете в ЦСО на 2014 год На учете в отделениях состоит 2484 семьи, в которых воспитывается 3677 детей, из них: - с детьми – инвалидами 218 детей, - многодетных 2266 детей, - неполных 291 ребенок, - одиноких матерей 466 детей, - малообеспеченных 392 ребенка, - опекунских 47 детей, -выпускников интернатных учреждений 15 чел.

Служба по проведению индивидуальной профилактической работы Задачи: – профилактика социального сиротства; – оказание различных видов социальной помощи и поддержки семьям; – предотвращение оставления детей без родительского попечения; – создание оптимальных условий для дальнейшей адаптации, социализации и развития детей.

Заключение - проблема сиротства остается достаточно острой; - нормативная правовая база по оказанию социальной защиты и юридической помощи достаточно широка, но она не исчерпывает всех проблем, которые требуют разрешения. - для обеспечения прав реабилитации необходимо взаимодействие всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. - политика в отношении детей должна быть защитно-охранной, включать комплекс медико-психологических, социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических направлений помощи и поддержке детей, в отношении которых есть опасность социального сиротства. Рекомендации: – совершенствование системы устройства детей-сирот; – экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства; – возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманности, любви и уважении к ребенку; – профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.

Спасибо за внимание!


Формы устройства детей-сирот Усыновление - принятие ребенка в семью на правах кровного Усыновление - принятие ребенка в семью на правах кровного Опека /попечительство/ - принятие ребенка в семью на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования. Опека /попечительство/ - принятие ребенка в семью на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования. Приемная семья – форма воспитания ребенка в семье на основе договора между приемным родителей, органом опеки и органом социальной защиты населения Приемная семья – форма воспитания ребенка в семье на основе договора между приемным родителей, органом опеки и органом социальной защиты населения


Дети в замещающих семьях Опека Семей Детей Приемная семья Семей Детей - 128




Материалы на КДНиЗП 1 материал -6 детей 1 материал -6 детей 2 и более- 10 детей 2 и более- 10 детей Из них: 1 – 10 материалов 1 – 5 материалов материала материала


Последствия Наказание в виде штрафа Наказание в виде штрафа Дети оказываются в спецшколах, спецучилищах Дети оказываются в спецшколах, спецучилищах Попадают в МЛС Попадают в МЛС Опекуны отказываются от их воспитания, и дети попадают в детский дом Опекуны отказываются от их воспитания, и дети попадают в детский дом


Права и обязанности опекуна и приемного родителя 1. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством. 1. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.законодательством 2. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. 2. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. 3. Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. 3. Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.


Гражданский кодекс Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей 1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. 1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. 2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. 2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. 3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. 3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.


Семейный кодекс Статья 150. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка 1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Кодекса. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Кодекса. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы получения образования ребенком, а также обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы получения образования ребенком, а также обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования. 2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка. 3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.


Семейный кодекс Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 1. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса. защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса. 2. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами, предусмотренными статьями 55 и 57 настоящего Кодекса. 2. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами, предусмотренными статьями 55 и 57 настоящего Кодекса.


Защита прав детей Охрана личных прав детей (пособия, пенсии, алименты, ЕДК, медосмотр, право на отдых и т.п.) Охрана личных прав детей (пособия, пенсии, алименты, ЕДК, медосмотр, право на отдых и т.п.) Охрана имущественных прав детей Охрана имущественных прав детей Охрана жилищных прав подопечных Охрана жилищных прав подопечных


Новое в законодательстве Изменения в ФЗ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Изменения в ФЗ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Право на образование 3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. 3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.


В период обучения по очной форме за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях. В период обучения по очной форме за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.


Федеральный Закон от года 15-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вступает в законную силу с года


Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение Если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным Проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения Проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения


Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение Проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно Проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно


Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение Жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам Жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам


Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное помещение детей-сирот Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное помещение детей-сирот


Куда обратиться Куда обратиться Сектор ОиП Сектор ОиП Служба сопровождения Служба сопровождения замещающих семей замещающих семей Телефон доверия Телефон доверия


За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".


Задачи и перспективы Сопровождение приемных семей со стороны государственных служб Сопровождение приемных семей со стороны государственных служб Организация семинаров, Организация семинаров, встреч с опекунами, «круглых столов» встреч с опекунами, «круглых столов» Прохождение гражданами Прохождение гражданами подготовки в ШПР подготовки в ШПР

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

1. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 СК РФ).

4 слайд

Описание слайда:

В Семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 . смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; Примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

5 слайд

Описание слайда:

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы, опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей

6 слайд

Описание слайда:

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст.121 СК РФ).

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (п.1 ст.122 СК РФ) Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п.1 ст.122 СК РФ)

9 слайд

Описание слайда:

Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации (п.2 ст.122 СК РФ)

10 слайд

Описание слайда:

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п.3 ст.122 СК РФ)

11 слайд

Описание слайда:

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (п.3 ст.122 СК РФ)

12 слайд

Описание слайда:

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом (п.3 ст.122 СК РФ) Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п.3 ст.122 СК РФ)

13 слайд

Описание слайда:

За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (п.4 ст.122 СК РФ)


Аннотация Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими и прочее. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими и прочее. Ребёнок, признанный по закону социальной сиротой, нуждается в устройстве Ребёнок, признанный по закону социальной сиротой, нуждается в устройстве Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения можно разделить на 3 категории. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения можно разделить на 3 категории.


Содержание Семейная форма устройства Семейная форма устройства Семейная форма устройства Семейная форма устройства Государственная форма устройства Государственная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Об авторе Об авторе Об авторе Об авторе




Усыновление (удочерение) Является приоритетной формой устройства. Является приоритетной формой устройства. Производится судом. Ребёнок, обретая статус родного, получает все его права и обязанности. Производится судом. Ребёнок, обретая статус родного, получает все его права и обязанности. Допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение и только в их интересах. Допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение и только в их интересах.


Усыновление (удочерение) Усыновление детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представляется возможным передать этих детей в семьи граждан РФ. Усыновление детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представляется возможным передать этих детей в семьи граждан РФ. Усыновление братьев и сестёр разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Усыновление братьев и сестёр разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.


Опека и попечительство: Устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания, а также для защиты их прав и интересов Устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания, а также для защиты их прав и интересов Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Является наиболее распространённой формой устройства. Является наиболее распространённой формой устройства.


Опека и попечительство: Опекуны и попечители – представители интересов своего подопечного, могут обращаться в любую инстанцию для его защиты. Опекуны и попечители – представители интересов своего подопечного, могут обращаться в любую инстанцию для его защиты. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун вправе требовать по суду возврата своего опекаемого. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун вправе требовать по суду возврата своего опекаемого.


Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Дом ребёнка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям, оставшихся без попечения родителей и подкинутых в возрасте до 3 лет. Дом ребёнка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям, оставшихся без попечения родителей и подкинутых в возрасте до 3 лет.


Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечиваются содержанием дети от 3 до 18 лет, лишившиеся родительского попечения. Бывают двух типов – для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и школьного от 7 до 18 лет Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечиваются содержанием дети от 3 до 18 лет, лишившиеся родительского попечения. Бывают двух типов – для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и школьного от 7 до 18 лет


Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приюты – государственные специальные учреждения социальной защиты населения, новая форма помощи детям, оказавшихся в трудной ситуации. Учреждения временного пребывания ребёнка. Главная задача – оказание детям психолого-педагогической поддержки и определение дальнейшей судьбы ребенка. Приюты – государственные специальные учреждения социальной защиты населения, новая форма помощи детям, оказавшихся в трудной ситуации. Учреждения временного пребывания ребёнка. Главная задача – оказание детям психолого-педагогической поддержки и определение дальнейшей судьбы ребенка.


Государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).


Государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Патронатное воспитание – форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах и школах- интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Патронатное воспитание – форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах и школах- интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Cлайд 1

Cлайд 2

Социальное сиротство Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребности

Cлайд 3

Социальное сиротство Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы. Первая группа - семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). Вторая группа - семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей.

Cлайд 4

Социальное сиротство Социальное сиротство отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Cлайд 5

Социальное сиротство Приоритеты деятельности Департамента семейной и молодежной политики в области недопущения социального сиротства и развития семейных форм устройства определены Городской программой «Год семьи в городе Москве».

Cлайд 6

Социальное сиротство Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Cлайд 7

Социальное сиротство Правовые основы социальной защиты данной категории детей составляют 3 основных закона – Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. №17-ФЗ .

Cлайд 8

Социальное сиротство Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировали абсолютное большинство существующих государств Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".

Cлайд 9

Особенности социального сиротства: 1) постоянный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) обострение проблемы жестокого обращения с детьми в семьях; 3) увеличение числа социально неблагополучных семей; 4) отмена или сокращение социальных льгот; 5) резкое увеличение количества безнадзорных детей, ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних; 6) низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей.