Согласование межевого плана границ земельного участка. Порядок и алгоритм согласования границ земельного участка при межевании

Недаром говорят, что Москва- это государство в государстве — во многом здесь все иначе, чем в остальной России. Не исключение и порядок подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Существует ряд отличий при получении схемы в Москве. Об этом и пойдет речь в этой статье.

В чем отличие и кто подготавливает схему расположения земельного участка в Москве?

Основное отличие- сначала подготавливается схема расположения для предварительного согласования местоположения участка. Для получения более полной информации по схеме (что за документ и для чего нужен) рекомендуем ознакомиться с сначала. И только после рассмотрения вышеописанной схемы расположения свою схему подготавливает Департамент Городского Имущества г. Москвы (раньше Департамент земельных ресурсов). Основным руководящим документом для подготовки служит . То есть существует две схемы расположения- первая, это предварительная от Заказчика, — вторую составляет и подписывает ДГИ.

Соответственно, вторая схема вместе с Распоряжением будет впоследствии использована для подготовки межевого плана по , или по (для госсобственности) земельного участка.

Особенности утверждения схемы расположения в Москве

Напомним, что схема (вместе с распоряжением) является одним из основных документов, на основании которого производится постановка образуемого в Москве земельного участка на кадастровый учет. Но не единственным.

Большая часть территории Москвы имеет на данный момент проект межевания. Те земельные участки, которые не включены в него, могут предоставляться на основании утвержденной схемы. Все, что уже включено- только согласно самого проекта межевания. С ним можно ознакомиться на официальном сайте ДГИ Москвы в разделе «Проекты межевания застроенных кварталов Москвы» . На основании проекта межевания можно скорректировать площадь и границы уже имеющегося участка- нужно обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит межевой план по или, если участок еще не сформирован- по .

Но информацию о проекте межевания иногда невозможно получить без предоставления предварительной схемы расположения в ДГИ. То есть этой информации нет в свободном доступе, а чтобы узнать о наличии проекта межевания- нужно раскошелиться на предварительную схему.

Как выглядит и что содержит?

Первым делом необходимо знать, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выданная в Москве, не является полноценным самостоятельным документом. Она является приложением к распоряжению ДГИ об утверждении этой схемы.

⇐Распоряжение об утверждении схемы, подготовленное ДГИ пример

Распоряжение в обязательном порядке содержит описание местоположения земельного участка и разрешенное использование.

Сама схема включает в себя данные кадастра недвижимости и обозначение непосредственно выделяемого участка. Также указываются красные линии градостроительного регулирования. Картографической основой служат планы масштаба 1:2000, которы
е очень часто не соответствуют действительности. Ведь Москва- это динамично развивающийся город. Часто бывает, что схема расположения на бумаге выглядит логично и предсказуемо, но фактические реалии ставят под сомнение «адекватность» указанных там границ. Как с этим справиться- написано ниже.

Схема расположения ЗУ,

подготовленная ДГИ пример⇒

Что делать со схемой после утверждения?

То есть Вы уже добились получения утвержденной схемы- что же дальше? На основании нее подготавливается межевой план для постановки на кадастровый учет. Нужно обратиться к кадастровому инженеру, который впоследствии проведет кадастровую съемку исследуемого земельного участка и уточнит прохождение границы на местности.

Основным условием является то, что земельный участок в межевом плане должен иметь такую же конфигурацию, как и на схеме и разница в площади не должна превышать 10%. Если эти условия не будут соблюдены (фактические границы сильно не совпадают с границами на схеме)- при согласовании границ ДГИ примет решение об отказе в согласовании. Избежать этого можно двумя путями- обосновать прохождение границы в заключении кадастрового инженера или непосредственно в заявлении в ДГИ. Если представители департамента сочтут доводы убедительными, то подготовят новую схему расположения границ (уже уточненную, согласно фактическим данным). После этого переделывается межплан и опять подается на согласование. Как только ДГИ подпишет акт согласования- можно подавать межплан в кадастровую палату и получать желанный кадастровый паспорт.

Паспортом подготовка всей документации не ограничивается. Нужно еще узаконить права на участок. Для этого нужно составить договор купли- продажи или аренды на земельный участок, оплатить нужную сумму и зарегистрировать договор в регистрационной палате. Только после этого можно ставить точку.

Что же в итоге?

Проведем некоторые обобщения. Предварительную схему заказчик готовит самостоятельно или при помощи кадастрового инженера. Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготавливает ДГИ, если нет проекта межевания. После получения схемы- надо поставить участок на кадастровый учет. Срок действия схемы расположения ЗУ, выданной вместе с распоряжением, составляет 2 года. За это время участок должен быть поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован в ЕГРП, иначе все хлопоты по получению схемы пропадут зря.

Земельные вопросы всегда сопряжены с длительными мероприятиями и серьезными моральными затратами даже в том случае, когда все соседи находятся в добрых отношениях. Связано это с тем, что регламенты по урегулирования земельных вопросов регулярно меняются. Поэтому необходимо получать свежую информацию непосредственно перед процессом.

Согласование границ между участками по новому закону подразумевает, что в законы межевания добавлены новые обязательства. Согласно изменениям, собственникам предстоит увеличение сбора документов.

В данном случае речь о ст. 39 ФЗ ГКН № 221, по которой при согласовании границ вменялось в обязанность отражение таких важных составляющих как:

  • акт межевания;
  • согласование границ;
  • письменное удостоверение подписей за каждые внесенные данные.

Это норма была введена в 2017 году, до того года подписывать акты не требовалось. Однако законодатель счел, что решение собственника может ущемлять права соседа, ведь межой владеют двое. Поэтому, опираясь на нормы Гражданского законодательства, были внесены изменения по согласованию. Только так возможно поставить под контроль межевание, где во внимание должны приниматься интересы обоих владельцев межи.

Данный акт должны подписать все участники процесса. Оповестить всех причастных соседей и обеспечить их ответ на событие — обязанность владельца участка. Для составления акта приглашается кадастровый инженер, который вносит необходимые сведения. Важно контролировать процедуру внесения данных. Если документ будет составлен с ошибкой, решать ситуацию придется только в судебном порядке.

Акт должен иметь все личные подписи участников, которые подтверждают согласие с результатами акта. То есть нет спорных вопросов по границам. Акт становится основным документом, на основании которого вносятся изменения в кадастр.

Этапы проведения согласования границ

Еще до того, как составляется сам акт, проводятся геодезические работы по межеванию самого участка. Необходимо установить границы участка, поворотные и контрольные точки. Практика показывает, что в каждом третьем случае приходится проводить полные работы, поскольку у владельца не оказывается документов в полном объеме. Большинство участков по определению слишком старые, документы утеряны.

Усложняет процесс и то, что долгое время владение участками регламентировалось слабо. Случаи самозахвата земли обнаруживаются в половине обращений, причем обе стороны вообще об этом ничего не знают. Поэтому изначально проводятся все работы по нормированию параметров самого участка, выделение границ, если требуется.

Перед тем как обращаться в кадастр, необходимо оповестить соседей о событии. Пока только в качестве информирования, заодно это поможет выяснить настрой последних. Часто межевание кончается судами по теме оспаривания границ, поэтому подойти к начальной стадии нужно грамотно и тщательно. Если все мирно и все согласны, согласовывается дата проведения процедуры.

В видеоматериале доступно о порядке межевания:

Далее инициатор обращается в земельный комитет или иную геодезическую организацию. Последняя выделяет специалиста с правом подписания акта по согласованию. Собственник обязан сам проверить наличие разрешительной документации у организации на проведение таких работ!

После этого составляется договор, определяющий форму оплаты. При идеальной ситуации все решается достаточно быстро.

Невозможность оповещения

Бывает так, что одного из участников сложно оповестить или он нарочно не идет на контакт. Обычно это происходит, если отношения между соседями испорчены и мирное общение прекращено. Однако закон требует, чтобы каждый участник был введен в курс дела. Если невозможно лично донести информацию и получить согласие на определение границ, можно использовать:

  1. электронную почту;
  2. доставить заказным письмом с уведомлением о вручении;
  3. оповещение через местные СМИ.

Относительно последней формы есть несколько особенностей. Использовать возможно, если не удается доступными путями узнать местонахождение субъекта. То есть есть смежный участок, но его владелец не выходит на контакт; нет данных о нахождении или нет отметки о вручении; или участок граничит сразу с 5 и более участками.

Форма извещения строго регламентирована и опирается на приказ Минэкономразвития № 735. Если после момента оповещения прошло больше 30 дней и не поступило возражений, процедура может быть проведена, как если бы было получено согласие. Нужно понимать, что игнорирование и нежелание явиться в указанный срок трактуется законом как заведомое согласие.

Акт согласования

Важно знать, после подписания никакие споры не допускаются. Все, что внесено в акт, априори законная форма документа, включая все предоставленные в нем данные. Если после составления возникает несогласие или в данных есть ошибка, все решается только в судебном порядке. Просто попросить изменить или переписать акт, запрещено законом.

В акт кадастровый инженер вписывает все данные как соседей, так и участка. Одновременно прилагается схематичное положение участка владельца по отношению к другим соседним.

Важный момент при оформлении в том, чтобы акт четко соответствовал законам. Долгое время земельные наделы не регламентировались, поэтому теперь почти каждый год вводят новые регламенты и вносят поправки. Процедура межевания и согласования сложная, поэтому рекомендуется всегда привлекать профильных юристов

ОТНЕСЕННЫХ К ЕГО ВЕДЕНИЮ

4.1. Порядок согласования кандидатур на должность первого заместителя мэра и глав территориальных администраций мэрии

Статья 92. В соответствии с Уставом города Ярославля первый заместитель мэра и главы территориальных администраций мэрии назначаются по согласованию с муниципалитетом.

Муниципалитет рассматривает кандидатуру на должность первого заместителя мэра (главы территориальной администрации мэрии) в течение четырнадцати дней со дня внесения представления мэром города Ярославля.

Статья 93. Мэр города Ярославля официально представляет кандидатуру на должность первого заместителя мэра города Ярославля (главы территориальной администрации мэрии).

Кандидат на должность первого заместителя мэра города Ярославля (главы территориальной администрации мэрии) выступает на заседании муниципалитета, отвечает на вопросы депутатов.

По окончании ответов на вопросы депутаты высказываются за предложенную кандидатуру или против нее.

Статья 94. Решение о согласовании кандидатуры на должность первого заместителя мэра города Ярославля (главы территориальной администрации мэрии) принимается по усмотрению муниципалитета открытым или тайным голосованием.

Согласование считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от установленного числа депутатов муниципалитета.

Статья 95. В случае отклонения муниципалитетом кандидатуры на должность первого заместителя мэра города Ярославля (главы территориальной администрации мэрии) мэр города Ярославля в течение одного месяца со дня ее отклонения вносит на согласование муниципалитета прежнюю или новую кандидатуру.

Обсуждение и согласование в этом случае происходит в порядке, предусмотренном ст. 93, 94 настоящего Регламента в течение четырнадцати дней после представления ее мэром города Ярославля.

Статья 96. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры на должность первого заместителя мэра города Ярославля (главы территориальной администрации мэрии) мэр города Ярославля в течение одного месяца со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить новую кандидатуру.

Обсуждение и согласование новой кандидатуры на должность первого заместителя мэра города Ярославля (главы территориальной администрации мэрии) происходит в сроки и в порядке, которые предусмотрены настоящим Регламентом для обсуждения и согласования первых двух кандидатур.

4.2. Ратификация договоров

Статья 97. Договор, заключаемый мэрией города Ярославля с юридическим, физическим лицом на сумму свыше ста тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации, вносится мэром города Ярославля на рассмотрение муниципалитета с проектом решения о его ратификации, пояснительной запиской, другими необходимыми документами.

Секретарь муниципалитета извещает депутатов муниципалитета о поступившем на ратификацию договоре и направляет договор и проект решения о его ратификации с сопроводительными материалами на заключение в соответствующую постоянную комиссию в течение десяти дней с момента получения.

Статья 98. Постоянная комиссия рассматривает представленные материалы в течение десяти дней.

По итогам рассмотрения постоянная комиссия представляет заключение, содержащее рекомендации о ратификации или нератификации договора.

Статья 99. По получении заключения постоянной комиссии секретарь муниципалитета в порядке, установленном настоящим Регламентом, включает в повестку дня ближайшего заседания вопрос о ратификации договора.

Статья 100. Муниципалитет рассматривает вопросы и принимает решения о ратификации договоров в таком же порядке, как и по другим вопросам.

Муниципалитет принимает решение о ратификации договора большинством голосов от установленного числа депутатов.

Статья 101. В случае, если муниципалитет принимает решение о нератификации договора либо решение об отсрочке рассмотрения вопроса о ратификации договора, такое решение должно быть мотивировано.

К таким ситуациям относятся следующие:

Неявка соседа в установленное время и место для процедуры согласования границ

Если он был должным образом уведомлен об этом (лично или по почте), однако не явился на согласование и не представил никаких письменных возражений с обоснованием своего отказа от проведения работ, то в таком случае границы участка считаются установленными без согласования.

При этом в акте обязательно должна быть сделана соответствующая запись, а к межевому плану - приложены документальные доказательства того, что порядок извещения данного субъекта был проведен правильно. Однако стоит учесть, что в дальнейшем сосед все равно сможет оспорить установленные границы через суд, если докажет наличие у него уважительных для неявки причин (например, болезнь, необходимость срочного отъезда, неполучение уведомления о межевании и т. п.).

Если же письменные возражения с обоснованным отказом были в течение установленного срока (то есть месяца) предоставлены, то об этом также делается соответствующая запись в акте.

Что касается предоставленных возражений, то они прилагаются к межевому плану.

Это не будет являться для собственника каким-то препятствием в участком, однако будущие покупатели недвижимости будут проинформированы о наличии возможного спора.

Отсутствие информации о местонахождении собственника соседнего надела

Еще одной ситуацией может быть такая, когда данного субъекта не получается найти - например, он забросил участок, давно не посещает его и не ухаживает за ним, а его адрес и контактные данные неизвестны. В этом случае личное уведомление невозможно, поэтому используется способ публикации объявления в газете. Если в течение 30 дней после этого собственник не выходит на связь, границы также считаются согласованными по умолчанию.

Наличие у всех соседних участков установленных границ

В частности, если все соседи уже провели ранее процедуру межевания, а границы оформлены должным образом (как фактически, так и документально), собственник может установить границы на свой участок без согласования с ними.

В этом случае кадастровый инженер получает информацию о проведении этих работ из единой государственной регистрационной базы и делает соответствующие пометки в документах. Стоит учесть, что это касается только тех ситуаций, когда установленные соседями границы не нарушают прав данного собственника - в противном случае решать спор придется только в судебном порядке.

Следует помнить, что отстоять свои права в суде получится только в том случае, если все процедуры уведомления соседей и согласования границ с ними были проведены в соответствии с законодательными требованиями.

В противном случае кто-то из собственников расположенных рядом наделов сможет оспорить установленные при межевании границы, если у него для этого будут законные основания.

Возможные кадастровые ошибки и ответственность за них

Возникновение при межевании различного рода ошибок не является редкостью и влечет за собой множество негативных последствий - как для собственника участка, так и для его соседей.

К наиболее распространенным ошибкам можно отнести:

  • отсутствие процедуры согласования с соседями или ее проведение с нарушениями законодательных требований (например, несвоевременное уведомление заинтересованных лиц, введение в заблуждение при согласовании и т. п.);
  • ошибки при составлении акта (в том числе, отсутствие подлинных подписей заинтересованных лиц, их подделка);
  • проведение кадастровых работ с нарушениями прав и интересов владельцев соседних наделов (в частности, захват части их территории).

За совершение большинства из данных ошибок прямую ответственность несет кадастровый инженер, поскольку именно он является тем специалистом, который отвечает за правильность и законность проведения межевания.

Стоит учесть, что за их совершение к нему могут применяться суровые меры наказания - в частности, наличие трех и более ошибок является основанием для лишения его квалификационного аттестата, без которого он не сможет продолжать свою дальнейшую работу.

Процедура оспаривания границ

Споры, которые связаны с неправильным установлением границ земельного участка и нарушением интересов третьих лиц, являются весьма популярными в современной судебной практике РФ.

И во многих случаях это связано с ошибками, допущенными при проведении межевания, а также его неправильным документальным оформлением.

Оспаривание установленных границ надела происходит в судебном порядке. Для этого необходимо обращаться с исковым заявлением в районный , расположенный по месту проживания ответчика. К делам, которые связаны с оспариванием границ участка, обязательно привлекается специалист, проводивший межевание - кадастровый инженер.

В процессе судебного слушания решаются следующие вопросы:

  • есть ли согласование границ земли между соседями;
  • имеются ли у сторон правоустанавливающие документы на участки, а также соответствует ли информация в них кадастровым и межевым планам;
  • в течение какого времени стоит забор (или другая граница), разделяющий участки (стоит учесть, что если он стоит более 15 лет, то он будет признан согласованной границей даже при отсутствии документов);
  • кто из сторон нарушает положения Земельного кодекса.

Обязательной процедурой при судебных спорах является проведение экспертизы, в ходе которой исследуются все границы участка, а также расположенные на нем здания и сооружения. Стоит учесть, что обязанности по ее оплате ложатся на сторону, которая проиграет дело(а эта сумма немаленькая и может достигать 50 тыс. руб.).

По результатам судебного рассмотрения дела выносится соответствующее решение, которое содержит определение границ земельного надела - их перераспределение, аннулирование прежних кадастровых и межевых паспортов, регистрация прав собственности на новый участок и т. д. То есть, суд решает, как именно правильно должна быть разделена собственность и каков дальнейший порядок пользования нею.

Стоит учесть, что решение возникших споров возможно и в досудебной форме - например, путем переговоров с соседями, при помощи обращения в государственную земельную контору или прокуратуру и т. п.

Предварительно можно провести замер своего участка и получить документы с результатами этой процедуры, чтобы было что предъявлять для решения спора.

Очевидно, что процедура согласования границ земельного участка с собственниками всех соседних наделов является не просто весьма желательной, но и обязательной при проведении межевания.

Причем перед согласованием они все должны быть заранее оповещены об этом одним из способов, установленных законодательно. Только в случае неявки соседа или отсутствия информации о его местонахождении границы могут быть определены и согласованы без его согласия, по тому плану, который подготовил кадастровый инженер.

Здравствуйте.

Если вы и ваш кадастровый инженер провели все мероприятия по согласованию границ указанные в ФЗ " О Государственном кадастре недвижимости" Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков и правильно оформили акт, и нет спора то на кадастровый учет поставят.Но вы уже спорите и скорее всего будет отказ, тогда спор необходимо решать в соответствии ЗК РФ в судебном порядке. Статья 64. Рассмотрение земельных споров. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Статья 40. Акт согласования местоположения границ

1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.