Сообщения intellect board автомобиль и закон. Программа для Путина: Российские законы пропустят через искусственный интеллект. Розыск транспортных средств

Уже совсем скоро роботы могут стать незаменимыми помощниками для сотрудников банков. Так, журнал Banking Technology провел опрос среди крупных банков о том, как они оценивают необходимость RegTech в своих бизнес-процессах. 93% респондентов ответили, что уже в ближайшем будущем такие технологии будут очень важны для финансового регулирования и качественного составления отчетности. Компания Baker McKenzie опросила более 400 руководителей крупных финансовых организаций. 49% участников сообщили, что планируют применять искусственный интеллект для управления рисками в ближайшие три года. 29% ожидают, что с помощью ИИ они смогут лучше знать своих клиентов и предотвращать риск отмывания денег. 26% полагают, что ИИ поможет их организации соответствовать требованиям законодательства.

Но это прогноз на будущее. А какие задачи по работе с правовыми рисками искусственный интеллект решает уже сегодня? Вот лишь несколько примеров.

  1. Разрешает конфликтные ситуации с клиентами.

Банки и инвестиционные компании должны хранить записи всех переговоров менеджеров с клиентами, в том числе текстовые сообщения из популярных мессенджеров. Чтобы разрешить противоречивую ситуацию, нужно быстро отыскать запись разговора, иногда даже через полгода после того, как сам диалог состоялся. Подобные решения уже предлагает ряд компаний: они одновременно «просматривают» записи из множества различных источников и проверяют тексты, аудио- и даже видеозаписи. Ряд банков, например Deutsche Bank , HSBC , уже тестирует искусственный интеллект для мониторинга переговоров и проведения служебных расследований. Это помогает департаменту комплаенс не заниматься «раскопками», часами прослушивая разговоры и анализируя переписку с клиентом, а находить нужные доказательства за несколько минут.

  1. Противодействует отмыванию денег.

Рейтинг и репутация банка или инвестиционной компании напрямую связаны с тем, что делают их клиенты и контрагенты. Чтобы предотвратить возможные риски, финансовые организации тратят огромные ресурсы на проверку информации в базах данных. Такие проверки необходимы, ведь банк отвечает за все операции, которые проходят через его систему. В то же время любая компания хочет сделать этот процесс «безболезненным» и удобным для своих клиентов. Искусственный интеллект помогает быстро собрать всю информацию, не требуя много времени. Например, при участии интеллектуальной технологии ABBYY Compreno банк может автоматически собрать информацию из заявки клиента и документов, дополнив их при необходимости данными из поисковых систем и отраслевых баз. А затем определить, единственный ли он владелец бизнеса, не является ли он индивидуальным предпринимателем, которому уже заблокировала счет налоговая инспекция, не наложены ли на его активы обременения по решению суда, а также не ведется ли в отношении него исполнительное производство. В отличие от человека искусственный интеллект может проверять и обновлять всю информацию постоянно, в режиме 24 х 7, к тому же он не устает.

Другая проблема, с которой сталкиваются компании, - это «ложные тревоги». Как правило, большинство расследований об отмывании денег проводят вручную тысячи сотрудников банков. Если подозрительная активность не подтвердилась, время тратится впустую. Системы на основе искусственного интеллекта помогают сравнить действия контрагентов с типовыми моделями недобросовестного поведения, проверять взаимосвязи клиентов, а используя текстовую аналитику - и сопоставлять назначения платежей с видом деятельности компании. Так, если бизнес, который по документам занимается производством фастфуда, вдруг безо всякой причины массово закупает лекарственные препараты - это не пройдет для системы незамеченным. В то же время робот не будет блокировать счет просто потому, что клиент поехал в отпуск в Рио-де-Жанейро и снял в банкомате крупную сумму денег. HSBC уже протестировал подобную систему и сократил случаи потенциального мошенничества на 20%.

  1. Отвечает на запросы регуляторов.

Банки отвечают за свои действия перед контролирующими органами. Так, они должны давать Центробанку ответы на жалобы от клиентов на качество услуг. Число таких обращений от граждан огромно: только в Московской области по итогам года Центробанк ожидает получить 128 000 жалоб . ЦБ может попросить банк предоставить подробный отчет о его деятельности, особенно если речь идет о жалобах, связанных со взысканием задолженности. Поиск нужной информации занимает массу времени и ресурсов.

Центробанк также имеет право требовать от банка доказательства, что его капитал сформирован надлежащими активами . Регулятору может понадобиться информация о различных доходах банка, например платежах страховых компаний в рамках программ страхования заемщиков; средствах, предоставленных аффилированным структурам или юрлицам, не ведущим реальной деятельности; случаях безвозмездного финансирования. Время на то, чтобы предоставить сведения, ограничено - всего два рабочих дня. Искусственный интеллект помогает быстро найти информацию о любом клиенте или транзакции. Так, например, технология ABBYY Compreno обрабатывает данные, содержащиеся в приказах, отчетах, письмах. Можно выделять в тексте конкретные объекты и связи между ними: имена людей и их паспортные данные, названия компаний и их ИНН, ОГРН и другие характеристики. Это помогает сильно сократить сроки для обработки запросов и обходиться меньшими ресурсами при поиске информации.

  1. Помогает регуляторам в законотворческом процессе.

Огромные массивы информации - проблема не только для бизнеса, но и для законодательных органов. Например, одна только российская Дума прошлого созыва рассмотрела 6012 законопроектов и приняла 1817 законов . Каждый такой документ - это комплекс норм, который устанавливает новые правила, изменяет или отменяет уже существующий порядок вещей. Нормативные акты входят в единую систему, содержат перекрестные ссылки, а это означает, что чиновникам нужно редактировать связанные законы, указы, постановления, инструкции и решения на федеральном, региональном и муниципальном уровне. В будущем такие задачи смогут решать с помощью машинного обучения. Роботы будут отслеживать версии документов при межведомственном согласовании. Автоматически добавлять во множество подзаконных актов ссылки на новые правила. Искать разъяснения Конституционного суда, связанные с текстом того или иного закона. В более отдаленной перспективе роботы даже смогут находить те области нашей жизни, которые еще не регулируются законодательством, и помогать людям формировать законодательную базу на простом языке, исключающем двойные трактовки.

Можно ли полностью исключить правовые риски с помощью роботов? Пожалуй, нет. Даже самым совершенным ИИ необходимо управлять, отсеивать ошибки, изучать проблемные случаи, а здесь не обойтись без опытных юристов, в том числе со знанием международного права. Но с помощью искусственного интеллекта можно значительно уменьшить количество случаев, связанных с нарушениями законодательства, и при этом освободить время юристов для решения более сложных задач. Не случайно Transatlantic Policy Working Group (TPWG) - совместная рабочая группа Великобритании и США для разработки нормативов в секторе финтеха - рекомендует регуляторам обеих стран поддерживать технологические разработки в области RegTech. Не за горами обновление «правил игры» от Базельского комитета - крупнейшего отраслевого регулятора, определяющего стандарты для банков стран «большой двадцатки», в которую входит и Россия. Помимо более жестких требований к капиталу банки должны будут предварительно высчитывать частоту дефолтов и проверять каждую транзакцию. Эти стандарты будет проще выполнить, если усилить команду юристов несколькими десятками неутомимых помощников.

С этого года в России планируют начать разработку концепции регулирования искусственного интеллекта (ИИ). Соответствующий документ будет действовать в рамках программы «Цифровая экономика». В этом вопросе мы находимся на одном уровне со всеми ведущими державами мира: ни в одной стране нет ясного государственного регулирования сферы ИИ.

С пугающей скоростью

Впервые термин «искусственный интеллект» (ИИ) был введен в 1956 году американским информатиком Джоном Маккарти. Но искусственный разум появился немного раньше, когда создали технологию, возможности которой были сопоставимы с интеллектуальными способностями человеческого мозга, то есть с момента разработки первых электронно-вычислительных машин в 1940-х годах. В широком смысле это способность машин имитировать поведение человека, воспринимать информацию, принимать решения; это система алгоритмов, основанная на машинном обучении.

«Термин «искусственный интеллект» последние годы размылся. Теории самого интеллекта не существует. Есть техническое понимание искусственного интеллекта - набор методов оптимизации, распознавания, машинного обучения, который позволяет компьютеру имитировать человеческую деятельность, замещать человеческие функции», - сообщил в интервью передаче «Красный угол» Игорь Ашманов, инженер, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры».

Активно об искусственном разуме, хоть и в фантастическом ключе, начали рассуждать спустя десятилетия после появления термина. Как отметил председатель правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, всплеск обсуждения искусственного интеллекта пришелся на 1970–1980-е годы. С тех пор его развитие поражает своими темпами. «Искусственный интеллект развивается с пугающей скоростью. Никогда не было таких скоростей», - отметила нейролингвист Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018. По данным исследовательской компании Gartner, к концу 2018 года объем глобального рынка искусственного интеллекта составит 1,2 трлн долларов.

В современной медицине искусственный интеллект пока решает не самые сложные задачи: обрабатывает данные о пациентах, находит на рентгеновских снимках патологии, проводит диагностику, ставит диагнозы или дает советы по их постановке, подбирает лечение, автоматизирует процессы. Тем не менее темпы его внедрения, способность на огромных скоростях собирать, анализировать и сопоставлять массивы данных, умение быстрее человека определять заболевание, отсутствие эмоций и усталости позволяют предположить, что его функционал в скором времени существенно расширится. Ключевой игрок, занимающийся искусственным интеллектом в здравоохранении, - компания IBM с компьютером IBM Watson, предназначенным для постановки диагноза и уже обученным основам психоанализа. Технология служит для лечения онкологических и кардиологических заболеваний. Компания Google основала в 2016 году подразделение - DeepMind Health - для внедрения ИИ в медицинскую отрасль. Эти разработки помогают врачам-офтальмологам находить причины слепоты. Летом этого года Google, по данным Bloomberg, представила алгоритм с элементами ИИ, способный оценить вероятность смерти пациентов. Израильские ученые разработали искусственный разум MedyMatch, который определяет инсульт, изучая снимки мозга одного человека и тысяч других, сравнивая их и фиксируя малейшие отклонения. Ошибка при таком диагнозе практически исключена. Хирургические роботы da Vinci уже несколько лет успешно выполняют свои функции с поразительной точностью. Даже мобильные приложения и гаджеты, которые помогают следить за здоровьем, мониторить давление, сердцебиение, пульс, отправлять информацию врачу, дают советы, - это все искусственный интеллект.

В финансовом секторе, банкинге ИИ активно применяется для автоматизации и ускорения процессов, повышения качества обслуживания, выявления мошенничества, исключения нежелательного человеческого влияния. «С помощью искусственного интеллекта мы уже выдаем кредиты физлицам», - сообщил Александр Ведяхин, первый заместитель председателя Правления Сбербанка, на международной конференции Sberbank Data Science Day. По его словам, кредитование физических лиц и малого бизнеса с использованием ИИ сокращает количество просрочек, вскоре эта технология сможет применяться для кредитования средних и крупных предприятий. Сбербанк как самый инновационный банк страны внедряет искусственный разум практически во все свои процессы. Банковский гигант роботизирует контактный центр для корпоративных клиентов, где робот Анна отвечает на вопросы о платежах, балансе, расположении банкоматов. Нововведение помогло увеличить скорость обслуживания клиентов по некоторым операциям на 50%.

В результате применения еще одной программы искусственного интеллекта Сбербанк сократил в прошлом году около 450 юристов. По оценкам экспертов финансовой организации, через пять лет 80% решений в отрасли будут основаны на ИИ. Как заявил Герман Греф, ежегодно банк получает примерно 2 млрд прибыли от внедрения искусственного интеллекта.

Компьютерное зрение - один из способов применения ИИ - делает более безопасной работу с банкоматом, мобильными платежами, более простой выдачу кредитов, проверку документов. Уже работают различные финансовые чат-боты, помогающие делать покупки в Интернете и оплачивать счета, цифровые кошельки, которые в том числе рекомендуют, как расходовать средства, изучив привычки пользователя. В более узких кругах используются роботы-советники для управления инвестициями.

Для промышленности применение робототехники - ключевое условие конкурентоспособности. Как сообщили эксперты Петербургского международного экономического форума, объем российского рынка искусственного интеллекта в промышленности может достичь 380 млн долларов к 2021 году. А среднемировой показатель плотности роботизации в мире - 70 роботов на 10 000 работников, по словам президента НАУРР Виталия Недельского.

В сельском хозяйстве компьютерное зрение применяется в том числе для анализа посевов. Ученые Сколковского института науки и технологий создали систему, предсказывающую рост растений посредством компьютерного зрения и методов машинного обучения.

Мониторинг соцсетей при помощи ИИ повышает качество работы HR-специалистов. По информации Forbes, искусственный разум расшифровывает и анализирует тысячи мегабайт в секунду текстовой, голосовой и видеоинформации о кандидате, определяет вероятность того, преуспеет ли будущий сотрудник. Машина лишена эмоций, а значит, неподвластна манипулированию или уговорам. По данным CB Insights, мировой рынок разработок в этой сфере приближается к 14 млрд долларов.

В сфере ритейла ИИ в основном задействован при обслуживании клиентов. Роботы уже заменяют кассиров, специалистов, связанных с бухгалтерией, сортировкой данных. Как отметили эксперты Недели российского ритейла, искусственный интеллект снижает число ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличивает продажи.

Один из самых ярких и успешных примеров применения искусственного интеллекта в сфере услуг - отель Henn-na Hotel в Японии, где гостей встречают и обслуживают роботы, владеющие четырьмя языками. Робот-уборщик или робот-пылесос в некоторых развитых странах - это уже обыденность.

Искусственный интеллект применяется и в автотранспорте, и для написания статей и финансовых отчетов (к примеру, разработки компании Narrative Science), и для проверки правописания (тот же алгоритм Т9), и для поиска и анализа информации. Искусственный интеллект уже обыграл чемпионов мира в шахматы и даже в покер. «Когда компьютер обыграл Гарри Каспарова, это была нечестная игра: компьютер не устает, не нервничает, он был натренирован на конкретного игрока, знал все его ходы наперед. Последняя надежда у меня была на покер - тут можно блефовать, играть на эмоциях, делать poker face, чего машина не может. Но и с этим компьютер справился», - сказала специалист по нейронауке, психолингвистике, искусственному интеллекту Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018.

Искусственный интеллект уже успешно обучается обману. К примеру, разработка компании Nvidia делает очень реалистичные фейковые видео, имитируя реальность: создает образы людей из ничего, меняет время суток, погоду.

Сегодня даже картина, написанная искусственным разумом и выставленная на аукционе за 10 000 долларов, уже не особо удивляет. «Искусственный интеллект стал главным трендом для всех. Говорим мы о государствах или об отдельных людях. Он стал методом роста, его использование стало очень легким», - сообщил Герман Греф в ходе завтрака Сбербанка на Давосском форуме.

Прогресс под контроль

Такое стремительное развитие не может оставаться бесконтрольным. Илон Маск назвал искусственный интеллект «самым большим риском, с которым мы сталкиваемся как цивилизация». По мнению основателя SpaceX, только государственное регулирование этой сферы поможет избежать рисков, которые могут спровоцировать разработчики в погоне за передовыми технологиями. Роботы также могут ошибаться, иногда их ошибки приводят к фатальным последствиям. К примеру, несчастный случай в Аризоне, когда беспилотник насмерть сбил пешехода. «Беспилотная машина сбивает человека - кто за это отвечает? Мы должны заложить моральные категории в искусственный интеллект и право решить, кому это все принадлежит. Право и мораль - категории, которые внутри цифрового мира имеют совершенно иные конфигурации», - заявила Татьяна Черниговская на ГФ-2018.

Вопрос регулирования ИИ и робототехники, связанный с автоматизированными транспортными средствами и беспилотными летательными аппаратами, стоит сегодня наиболее остро. Но законы не позволяют четко определить субъекта, ответственного за ошибки машин. Равно как и понять, почему искусственный интеллект принял то или иное решение в определенной ситуации. Изменения в регулировании этой сферы происходят во многих странах. Так, зимой прошлого года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права о робототехнике». Документ подразумевает введение общеевропейской системы регистрации интеллектуальных машин. Представители Европарламента также предлагают внедрить страхование ответственности за причиненный роботом ущерб. В резолюции учтена и нравственная сторона вопроса. В Германии приняли закон, упрощающий передвижение автономного транспорта, при этом ужесточающий наказание в случае ошибок беспилотника. По данным Forbes, Эстония стала первой страной в мире, где законодательно утвердили правила передвижения роботов-курьеров. А также первой в ЕС, разрешившей (пусть и с большими ограничениями) ездить беспилотникам. В Японии в 2018 году Министерство экономики, торговли и промышленности сформировало законы о контроле бизнес-отношений в области искусственного интеллекта, сообщила крупнейшая медиакорпорация страны Nikkei Asian Review. В первую очередь документ регулирует вопрос принадлежности авторских прав на технологии ИИ. Сейчас в Японии интеллектуальные права на разработки в сфере ИИ принадлежат заказчикам, согласно новым правилам ими будут владеть разработчики. Помимо этого, компании будут нести ответственность за последствия некорректной работы техники и выплачивать ущерб пострадавшим. Япония уже не первый год разрабатывает способы регулирования рынка искусственного интеллекта. Одна из самых развитых экономик мира планирует вводить сертификаты соответствия требованиям безопасности для робототехники.

В Южной Корее - одной из самых роботизированных стран мира - более десяти лет назад объявили о разработке Этического устава роботов (Корейского устава роботов). К сожалению, о нем сегодня по-прежнему мало что известно. Но закон о поддержке развития интеллектуальных роботов в стране принят.

В Китае спроектировали План развития технологий искусственного интеллекта нового поколения. В документе по большей части прописаны цели по становлению страны в качестве ведущей в области робототехники; первые законы по регулированию отрасли запланированы на 2020 год.

Конгресс США в 2017 году задался целью дать четкое определение термину «искусственный интеллект» на законодательном уровне. При Министерстве торговли США создан комитет, призванный решить, как именно необходимо регулировать ИИ. В некоторых штатах разрешено тестировать беспилотники на дорогах общего пользования.

В России в 2018 году может появиться первая концепция регулирования искусственного интеллекта. Ее разработкой занимается рабочая группа «Нормативное регулирование» в рамках Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика». Кроме того, в стране была анонсирована Модельная конвенция о робототехнике и искусственном интеллекте, созданная Исследовательским центром проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо». Конвенция определяет ключевые проблемы, с которыми может столкнуться общество, развивая искусственный интеллект, формулирует правила робототехники и указывает возможные пути решения проблем. Конвенция также подразумевает создание единого международного института регулирования на уровне ООН.

Еще раньше, в 2016 году, глава совета директоров Mail.ru, основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин сформулировал концепцию закона о робототехнике. По словам эксперта, роботов необходимо приравнять одновременно и к животным (так как они могут выполнять самостоятельные действия), и к юридическим лицам, а также создать реестр роботов на примере ЕГРЮЛ. ООН занимается вопросами правового регулирования систем искусственного интеллекта военного назначения. По мнению организации, необходимо заранее запретить применение автономных военных роботов. Помимо очевидных целей, таких как безопасность, ответственность за вред или ущерб, защита интеллектуальных прав, государственное регулирование этой сферы может повысить экономическую эффективность применения интеллектуальных систем. К примеру, как пишет издание «Популярная механика», закон «О развитии и распространении умных роботов», принятый в 2008 году в Корее, поднял производство в стране к 2016 году на 80% и принес 4 млрд долларов.

Ключевое, что должно содержаться в любом законодательстве о роботах, - это ответственность за действия искусственного разума. При этом государственное регулирование должно быть настолько грамотным, чтобы в стремлении к полному контролю не затормозить развитие инновационных технологий.

Делегация Госдумы во главе со спикером Вячеславом Володиным посетила Татарстан

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин,Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин, заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Васильев и председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин на презентации технопарка. Фото Анны Исаковой/Фотослужба Государственной Думы

В Госдуме создадут Совет по законодательному обеспечению цифровой экономики. Депутаты разработают законопроект о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. По прогнозам футуролога Рэя Курцвейла, к 2022 году все страны мира примут похожие законы.

Цифровые технологии стремительно развиваются

В Казань с Вячеславом Володиным приехали заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев, руководители думских комитетов Леонид Левин, Сергей Жигарев, Дмитрий Морозов и Вячеслав Никонов. Утром 13 февраля депутаты побывали в IT-парке. Такие площадки в России есть только в Сколково, Зеленограде и Казани. Технопарк представляет собой комплекс зданий с современной технической инфраструктурой, созданной для начинающих IT-компаний. Им создают все условия для разработки и вывода новых продуктов на рынок. Ключевое направление работы резидентов технопарка - программное обеспечение, в том числе для «электронного правительства» и «электронных госуслуг». В технопарке работает 31 компания, общая численность работающих - 800 человек.

В ходе встречи с представителями IT-бизнеса Вячеслав Володин напомнил, что Президент России в своём Послании уделил особенное внимание развитию цифровой экономики. «Сегодня IT-индустрия одна из самых перспективных отраслей в нашей стране, и она стремительно развивается», - констатировал спикер Госдумы.

По его словам, парламентариям предстоит подготовить целый ряд законопроектов, развивающих сферу цифровой экономики. Один из них - о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. В России уже принят ряд законов по поддержке IT-сектора, действуют налоговые льготы. В конце прошлого года Госдума приняла закон, по которому IT-компании будут до 2023 года платить сниженные до 14 процентов страховые взносы. Приняты законы, уравнивающие в правах российские интернет-компании с зарубежными. Необходимо поддерживать российских программистов, создать специалистам в IT-сфере все условия, чтобы они работали в России, а не уезжали за границу.

«Надо заниматься этим фундаментально, создавая условия для любой точки роста в этой отрасли», - сказал Вячеслав Володин. Инновационных площадок в России должно быть много, и если наша страна эффективно сработает в этом направлении, то будет успешно развиваться вся экономика. Кстати, даже в разгар кризиса рост IT-сектора составил 15 процентов.

Утро депутата начнётся с обращений граждан

Депутаты познакомились с новыми технологиями, которые делают жизнь людей удобнее. В Татарстане разработали систему электронного документооборота, электронные дневники. В электронном режиме идёт работа с обращениями граждан, отслеживаются сроки рассмотрения, реакция на просьбы. С 2006 года рассмотрено 167 миллионов обращений граждан.

Опыт Татарстана пригодится при разработке программы мониторинга законопроектов для Госдумы, о создании которой Вячеслав Володин говорил в декабре 2016 года. В зале Совета Думы может появиться большой экран, на котором будет отображаться, как комитеты рассматривают законопроекты, кто эффективно работает, а кто отстаёт.

Важно совершенствовать и работу с письмами избирателей. «Депутат должен видеть, как идёт работа с обращениями граждан, в том числе в регионе, - продолжил Володин. - Находясь в Москве, депутат должен начинать утро с контроля за обращениями граждан». Эти вопросы визуализируют, а обратная связь у депутатов и избирателей станет постоянной, а не только во время региональной недели. Программа контроля за прохождением обращений приобщит депутата к избирателю в режиме реального времени и оптимизирует работу парламентариев, добавил глава нижней палаты парламента.

Находясь в Москве, депутат должен начинать утро с контроля за обращениями граждан.

Госдума разработает законопроекты о телемедицине и ГЛОНАСС

Отдельный зал в технопарке посвящён системе ГЛОНАСС. Во многих городах страны её используют, чтобы информировать пассажиров, когда общественный транспорт прибудет к остановке. «Возможно, пора подумать о законе, который позволил бы пассажироперевозчикам раскрывать данные о координатах транспорта для распространения этой практики по всей России», - сказал Вячеслав Володин.

В технопарке разработана новая система контроля скорости на дорогах, позволяющая определять нарушения скоростного режима не в одной точке, а на целом отрезке дороги, чтобы водители не допускали резкого повышения скорости на участках, где нет камеры. Такая система, по словам разработчиков, «гармонизирует» транспортный поток. В зонах контроля за скоростным режимом в Татарстане смертность от ДТП снизилась на 50 процентов. Заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев спросил, в какую сумму обходится проект. Работа системы стоит недёшево: 100 километров обойдётся примерно в 6,5 миллиона рублей в месяц, если приборы контроля устанавливать на каждые 1-2 километра дороги.

Уже в этом году Госдума может принять закон о телемедицине, которая способна расширить возможности российского здравоохранения, повысить его доступность. «Применение телемедицины позволит обеспечить пациентов новыми медицинскими услугами, сократить время принятия решений в трудных ситуациях, - сказал спикер. - Всё вместе это повысит эффективность оказания медицинских услуг, поможет снизить смертность и увеличить продолжительность жизни в России».

Для Володина тема инноваций не новая. Работая в Администрации Президента России, он курировал вопросы развития IT и Интернета, регулярно встречался с представителями этих отраслей. При его поддержке в 2004 году был создан Институт развития Интернета (ИРИ), который занимается современными технологиями и выстраивает диалог между участниками рынка и властью. По поручению президента институт в 2015 году подготовил долгосрочную программу развития российской части сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики.

Иннополис - город будущего

В ходе визита в Татарстан делегация из Москвы побывала в Иннополисе. Это город в Верхнеуслонском районе в 30 километрах от Казани. Его достроят к 2030 году, а численность составит 150 тысяч человек.

В Иннополисе уже сооружены технопарк, спорткомплекс, а скоро появятся детский сад, общеобразовательная школа, медицинский центр. Глава Татарстана Рустам Минниханов подчеркнул, что университет - это интеллектуальное ядро города. Численность студентов доведут до 5000, и рядом с университетом появится инфраструктура, которая обеспечит комфортные условия для лучших специалистов IT-сферы.

Депутаты пообщались с профессорами и студентами вуза, который специализируется на образовании и научных исследованиях в области современных информационных технологий и робототехники. Вячеслав Володин обратил внимание на то, что весь мир скоро столкнётся с необходимостью комплексного правового регулирования этой сферы. Это нужно делать и в России. Инициатива подготовки законопроекта на эту тему была на днях озвучена Дмитрием Гришиным, председателем совета директоров и сооснователем Mail.ru Group. Спикер Госдумы предложил профессорам и студентам на правах экспертов по робототехнике принять участие в обсуждении этой темы.

Университет Иннополиса - первый в России вуз, специализирующийся на робототехнике. Здесь 85 профессоров, 75 процентов которых иностранцы. Вячеслав Володин спросил у профессоров, когда, по их мнению, в России должен появиться законопроект о взаимодействии искусственного интеллекта и человека? Специалисты университета считают, что такой закон появится в течение пяти лет.

Володин подчеркнул, что, исходя из прогнозов футурологов, в 2022 году во всём мире будут приняты законы, регулирующие взаимоотношения человека и роботов. По его словам, не за горами время, когда роботы придут, например, на смену водителям автобусов и троллейбусов. Насколько быстро это произойдёт, зависит от студентов инновационных вузов.

07.11.2017, Вт, 12:07, Мск , Текст: Игорь Королев

Для создания в России условий построения цифровой экономики планируется осуществить корректировку нормативной базы. Будут введены электронные судебные договора, электронные исковые заявления в суд, а нормативная база будет переведена в машиночитаемый вид для исполнения искусственными интеллектом административных процедур и смарт-контрактов.

Электронный дубликат документов

В распоряжении CNews оказался проект плана мероприятий программы «Цифровая экономика» по разделу «Нормативное регулирование».

Документ предполагает внесение большого числа изменений в регуляторную базу с целью развития в России цифровой экономики. Куратором этой работы является Минэкономразвития. Сама программа «Цифровая экономика» написана по поручению Президента России Владимира Путина .

Значительная часть документа посвящена переходу на электронный документооборот. В частности, в законах «Об архивном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» планируется прописать понятие электронного документооборота, критерии бумажных документов, которые нельзя уничтожать при наличии электронного дубликата, и перечень документов, которые следует хранить только в электронном виде.

В законах должна быть закреплена процедура уничтожения бумажного документа при наличии электронного дубликата. А электронный документ должен будет иметь юридическую силу при его запросе из системы хранения.

Электронный трудовой договор

Авторы документы предлагают отредактировать Трудовой кодекс для нужд цифровой экономики. Планируется устранить предписание на ознакомление под собственноручную подпись работника с рядом документов работодателя – как при приеме на работу, так и при исполнении своих служебных обязанностей – а также исключить необходимость подписания документов при приеме на работу исключительно собственноручной подписью.

Машиночитаемая нормативная база для автоматического исполнения контрактов

Наиболее амбициозной задачей документа значится перевод норм права в машиночитаемый вид для автоматизации их исполнения и появления самоисполняемых контрактов (смарт-контрактов). С этой целью должен быть сформирован машиночитаемый язык, предназначенный для описания самоисполняемых контрактов, а также содержащего формы и инструменты обобщения и конкретизации норм права.

В программе «Цифровая экономика», разработанной по заказу Президента России,
предусмотрена корректировка нормативной базы для исполнения ее искусственным интеллектом

Должен быть проведен анализ областей права, в которых возможно машиночитаемое описание норм, а также определение ограничений применения машиночитаемых норм и элементов контрактов. Планируется провести классификацию условий сделок и административных регламентов, принципиально допускающих автоматическое исполнение, и определить пределы воздействия на юридические и физические лица, которые допускают принятие автоматических решений.

Будет создана цифровая платформа с искусственным интеллектом для анализа содержимого нормативно-правовых актов, осуществления поиска по ним, проверки на избыточность и непротиворечивость. Также будет сформировано единое цифровое пространство на основе информации, которая учитывается уже созданными государственными информационными системами через систему реестров с распределенным доступом различных заинтересованных субъектов.

В Гражданском кодексе планируется обеспечить действие автоматизированных договоров - исполнение обязательств без воли должника. Для этого будет предусмотрено создание базы типовых договоров, применяемых контрагентами в электронном виде и предусматривающих возможность самоисполнения соглашения и автоматического третейского рассмотрения возникающих споров. Будет создана электронная система альтернативных механизмом разрешения споров и введена система досудебного и внесудебного разрешения споров (медиация и онлайн-разрешения споров).

Еще одним шагом для развития технологии автоматизированных договоров и системы децентрализованных реестров будут изменения в Закон «О таможенном регулировании», которые обеспечат возможность оформления товаросопроводительных документов и документов, опосредующих перевозку и прием и передачу товаров, в электронной форме.

В том числе необходимо будет определить возможность выдачи в бездокументарной форме складских свидетельств и коносаментов и возможность передачи посредством электронного взаимодействия права на бездокументарные данные бумаги. Общие правила о порядке учета прав по таким бездокументарным ценным бумагам не должны вызывать существенных дополнительных издержек участников оборота и обеспечивать доверие к такой ценной бумаге.

Судебные иски в электронной форме

Взаимодействие с судами и судебными приставами планируется перевести на электронный документооборот. С 2020 г. истцы, при наличии согласия ответчиков и иных участвующих в деле лиц, получат возможность направлять судебные иски исключительно в электронном виде через Портал госуслуг. А в арбитражные суды исковые заявления в обязательном порядке должны будут подаваться в электронном виде.

Суд при получении заявления в электронном виде, должен будет разместить его на определенном ресурсе с правом ознакомления и копирования. Решения судов будут оформлять в электронном, машиночитаемом и юридически значимом виде. При опубликовании решения суда в электронном виде в установленном порядке будет вводиться презумпция ознакомления сторон с ним.

Арбитражно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодекс будут унифицированы в части возможного представления доказательств в электронном виде, в том числе при совершении таких действия в сети интернет и в сетях сотовой связи. Будет разработан регламент использования в качестве доказательств в судебном процессе логов.

Участники судебных процессов получат право дистанционного участия в судебных заседаниях через видеоконференцсвязь. Для этого будет создана система удаленной идентификации участников судебных процессов и осуществлено техническое оснащение судов.

Передачу исполнительных листов в кредитные организации можно будет осуществлять в электронном виде для автоматического списания денежных средств. Для дистанционного взаимодействия со сторонами исполнительного производства будет введен единый реестр. Одновременно будет введен запрет на создание региональных реестров исполнительных производств.

Такой подход избавит взыскателей, имеющих региональную сеть, от необходимости одновременно поддерживать несколько форматов взаимодействия с федеральным и несколькими региональными реестрами, построенными на разных платформах.

Электронный нотариус

Нотариальные действия можно будет осуществлять дистанционно путем подписание электронного документа квалифицированной электронной подписью. Речь идет об удостоверении сделок, свидетельствовании верности копий электронных документов и выписок из них, свидетельствование верности перевода с одного языка на другой, удостоверении времени предъявления электронных документов, совершении исполнительных надписей в электронном виде на электронном виде и т.д.

Также будет определена функция электронных нотариусов - операторов, в функции которых входит независимая проверка, а также фиксация юридических актов и правоотношений, имеющих место при взаимодействии сторон в электронной форме, а также уполномоченных на проведении аутентификации лиц для целей доступа в государственные информационные системы с возможностью их осуществления одним лицом.

Дистанционный госконтроль

Другое направление плана мероприятий – инвентаризация форм отчетности, в том числе при сборе статистической и налоговой информации. Будет создана карта данных, подлежащих предоставлению в государственные органы, разработаны программы перехода от отчетности к реализации принципов автоматического обмена данными между предприятиями и государственными органами в режиме реального времени. При этом будет исключено дублирование различных данных, требуемых госорганами у предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Также планируется расширить функциональность личных кабинетов поднадзорных организаций для осуществления в отношении них контрольно-надзорных процедур и рассмотрения дел об административных правонарушений на всех этапах в электронной форме. Будет создан и электронный кабинет должностного лица, проводящего проверку.

На 2019 г. запланировано проведение контролируемого правового эксперимента – организации «регуляторной песочницы» - в сфере контрольно-надзорной деятельности. В рамках эксперимента будет осуществлена замена неэффективных видов госконтроля на негосударственные механизмы: страхование ответственности, саморегулирование, самоконтроль и сорегулирование в сфере цифровой экономики, добровольное раскрытие информации. По оставшимся формам будет введен преимущественно дистанционный контроль.

В законе «О Центробанке» предлагается установить запрет на запрос на бумажных носителях документов, направление которых реализуемо через личный кабинет кредитной организации на сайте Банка России. Это должно снизить затраты финансовых организаций и Центробанка на введение электронного документооборота.

В Гражданском кодексе предлагается ввести режим электронного (цифрового) резидентства. Речь идет о переходе от регистрации организаций в уведомительной электронной форме через Портал гослуг к альтернативному формату резидентства для компаний, включая возможность создать компанию дистанционно, полностью дистанционно ей управлять, осуществлять дистанционное взаимодействие с банковской системой и заменить физический адрес организации виртуальным («цифровым домом»).

Сохранить частные удостоверяющие центры электронной подписи

В области идентификации граждан планируется урегулировать вопрос с электронными документами, подписанными стилусом на планшете, и ввести биометрическую идентификацию. При этом авторы документы предлагают сохранить за частными организациями право быть удостоверяющими центрами квалифицированной электронной подписи, хотя Минкомсвязи разрабатывает законопроект о введении госмонополии в данной сфере.

В то же время за удостоверяющими центрами должен быть усилен контроль: они станут частью законодательства о противодействию отмыванию денег, будет введена система лицензирования удостоверяющих центров и увеличены требования к величине чистых активов и финансовому обеспечению для покрытия убытков третьих лиц. Также для физических лиц потребуется необходимость нотариального удостоверения доверенности для обращения от имени юридического лица за получением сертификата электронной подписи.

Будет обеспечена возможность предъявлять в госорганы электронные документы с визуализированной электронной подписью в виде штампа или иной графической фигуры (не биометрия), содержащим информацию о лице и сведения о действительности сертификата электронной подписи. Указанная информация должна находиться непосредственно в самом документе, а не в формате не воспринимаемого человеком файла sig, никак не связанного физически с самим документом.

Для государственных органов будет установлена обязанность проставлять отметки о результатах оказания госуслуг непосредственно в электронных документах, получаемых гражданами по результатам оказания услуг. Для организаций, обязанных проводить идентификацию граждан, будет уточнен порядок доступа к государственным информационным системам, при этом сам доступ будет безвозмездным. Перечень сведений, получаемый такими организациями, будет расширен за счет ИНН.

Еще один пункт в части идентификации – введение механизма электронной идентификации транспортных средств. Этот шаг, в числе прочего, позволит автоматизировать взимание платы за проезд по платным автодорогам.

Что надо поменять в Законе «О персональных данных»

В Законе «О персональных данных» предлагается устранить ограничения, мешающие развитию цифровой экономики. В том числе планируется: предусмотреть возможность изъявления согласия на обработку персональных данных (ПД) представителем субъекта этих данных, предусмотреть возможность выдачи единого согласия на различные цели обработки, в том числе без указания конкретных обработчиков, ввести понятие биометрических персональных данных и определить механизмы обезличивания и анонимизации персональных данных с выводом полученных данных из-под действия закона о персональных данных.

Также планируется ввести механизм обработки ПД в рамках одной группы лиц на основании одного согласия субъекта таких данных и обеспечить возможность передачи оператором ПД обработки таких данных третьему лице без получения отдельного согласия на такую передачи при сохранении полной ответственности оператора персональных данных за такую обработку.

Какую технику избавят от взимания авторских сборов

В области авторского права планируется уточнить механизм сбора вознаграждения с производителей и импортеров техники за свободное воспроизведение фонограмм в личных целях. Перечень соответствующей техники будет ежегодно пересматриваться, из него будут исключены устройства, предназначенные для ремонта и технического обслуживания, а также вывозимые с территории страны. Также будет введен механизм досудебного урегулирования споров сборщика вознаграждений с импортерами.

Процедура регистрации лицензионных договоров станет уведомительной вместе разрешительной, в том числе будет исключено требование об обязательном письменной экземпляре такого договора. Будут устранены ограничения на использование произведений в электронной форме библиотеками, которые сейчас существенно затрудняют доступ к современным знаниям.

Планируется определить случаи, при которых исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может принадлежать нескольким лицам с выделением долей в имущественном праве – распоряжение долями будет осуществляться по аналогии с режимом долевой собственности. Также предлагается отрегулировать правовой статус цифровых моделей, в том числе 3d- моделей, как объектов интеллектуальной собственности, распространение режима патентного права на нематериальные объекты.

Помощь ИТ-отрасли

В Налоговый кодекс в части пониженного налогообложения доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности (patent box). Будут уточнены параметры при применении компаниями коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) при исчислении налога на прибыль. Планируется устранить ограничения прав российских интернет-компаний, а также компаний, оказывающих услуги по обработке больших данных с использованием разработанного им ПО, на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Документ предполагает введение специальных налоговых льгот для бизнес-ангелов: для этого будут изменения и дополнения в законодательство в части создания стимулирующих механизмов инвестирования в высоко рискованный венчурный рынок для налогоплательщиков-физических лиц.

Будут упрощены процедуры налогового резидентства для физических лиц - высококвалифицированных специалистов. Также будут уточнены параметры обложения НДС услуг, оказываемых в электронной форме иностранными продавцами. А для российских компаний будет разрешен вычет входящего НДС при экспорте электронных и ИТ-услуг.

В законодательстве о валютном и экспортном контроле планируется ввести уведомительный порядок при подаче документов при экспорте программного обеспечения и ИТ-услуг – по факту получения выручки за счет экспортера. Поскольку при такого рода экспорте не происходит физического пересечения границ материальными активами, предлагаемый подход должен повысить привлекательность российской юрисдикции для ИТ-экспорта.

Объекты телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры должны быть включены в перечень объектов соглашений, предусмотренных законодательством о государственно-частном партнерстве и о концессионных соглашениях. Это позволит создать предпосылки для привлечения инвестиций как в создание самостоятельных объектов ИТ- и телекоммуникационной инфраструктуры, так и в информатизацию иных инфраструктурных объектов.

Наконец, страховые договора, а также договора на оказание услуг связи можно будет заключать в электронной форме.