Сообщения intellect board автомобиль и закон. В россии появится закон об искусственном интеллекте. Автоматическое обнаружение нарушений ПДД и подготовка постановлений об административных наказаниях


УСТАНОВКА INTELLECT BOARD 2.22 (версия от 26 декабря 2007 года)

1. Требования для установки:

1) Web-сервер, поддерживающий выполнение PHP-скриптов
2) PHP версии не ниже 4.2.0 или 5.0 (должна быть включена опция short_open_tag)
3) MySQL версии 3.23.53 или выше (рекомендуется 4.1 и выше) или PostgreSQL 8.1.3 с установленным модулем T2Search
4) базу данных с правами на создание таблиц и индексов и выполнение с ними основных действий: выборки, создания, удаления записей.
5) Не менее 4 Mb дискового пространства для скриптов и картинок и 5 Mb для базы данных (по мере роста форума требования к объему БД будут расти)
6) Для корректной работы с графическими файлами для PHP должно быть подключено расширение GD (рекомендуется GD2)
7) В большинстве случаев для корректной работы скрипту достаточно 3 Mb памяти, однако в ряде ситуаций (например, при загрузке графического изображения с выполнением преобразований над ним) этот объем может существенно увеличиваться.

Желательно, чтобы администратор форума обладал минимальными знаниями в PHP и MySQL (по крайней мере, мог понять смысл стандартных сообщений об ошибках).

Если вы выполняете обновления с предыдущих версий, не забудтье сделать резервную копию форума перед обновлением (наиболее часто при обновлении оказываются замененными файлы addons.php и langs/ru/rules.txt) и прочтите документ "Особенности обновления" который находится в дистрибутиве в файле!update!.txt.

Внимание: Intellect Board не работает с некоторми старыми версиями Denver!
В случае возникновения такой ситуации рекомендуем обновить Denver до последней версси, или воспользоваться Small HTTP Server или настоящим Apache, а не тем, что входит в состав Denver.

Если на сервере установлена библиотека ZZIPlib, то все файлы, кроме install.php, можно заархивировать в файл iboard.zip и закачать на форум в виде ZIP-архива. Если этой библиотеки не установлено, то файлы следует загружать по FTP в двоичном (binary) режиме обычным способом (т.е. поштучно).

Закачивать форум следует в один из подкаталогов (в дальнейших примерах будем считать, что вы назвали этот подкаталог forum), вложенных в каталог, который предназначен для HTML-страниц (обычно он называется public_html, html, www, подробнее см. в FAQ вашего хостинга). НЕ СЛЕДУЕТ ПОМЕЩАТЬ СКРИПТЫ ФОРУМА В ПОДКАТАЛОГ cgi-bin! Если вы хотите сделать сайт, состоящий только из форума, то закачивайте скрипты прямо в каталог для HTML-страниц.

Права доступа.

Права доступа следует выставлять в зависимости от того, от чьего имени выполняется скрипт (эта информация выводится на первой странице вместе с остальной информацией о сервере). Возможны 2 варианта: 1) скрипт выполняется от вашего имени (имя пользователя совпадает с вашим основным логином для FTP), 2) скрипт выполняется от имени серверного пользователя (как правило, этот пользователь имеет имя nobody, apache или IIS_*).

Если скрипт выполняется от вашего имени, то права ставятся следующим образом:
- на каталоги config и temp достаточно выставить права 700 (иногда это обозначается как rwx------, разрешение на запись/чтение/выполнение владельцу и запрет эти действий группе и всем остальным).
- каталог styles и все его подкаталоги должны быть доступны владельцу для любых операций, всем остальным только на чтение/выполнение (права 755 или rwxr-xr-x).
- каталоги files и photos должны быть доступны владельцу для любых операций, всем остальным только на чтение/выполнение (права 755 или rwxr-xr-x).
- если вы планируете редактировать языковые файлы, то на все файлы в подкаталогах каталога /langs следует поставить права 644.
- остальным файлам следует выставить разрешения следующим образом: владелец имеет право на чтение/запись, группа - только на чтение (640 или rw-r-----), или так: владелец имеет право на чтение/запись, а группа и все остальные - только на чтение (644 или rw-r--r--).

Если скрипт выполняется от имени сервеного пользователя, то права необходимо выставить так:
- на каталоги config и temp - права 777 (любые действия разрешены владельцу, группе и всем остальным)
- на каталог styles и подкаталоги - также 777, на файлы в данных подкаталогах - 666 (чтение/запись разрешена владельцу, группе и всем остальным)
- каталоги files и photos должны быть доступны владельцу для любых операций, всем остальным только на чтение/выполнение (права 777 или rwxrwxrwx).
- если установка производится впервые, в корневом каталоге форума необходимо создать пустой файл addons.php и сделать его доступным для записи (права 666). Внимание: в состав дистрибутива этот файл не входит, его нужно создать самостоятельно!
- если вы планируете редактировать языковые файлы, то на все все файлы в подкаталогах каталога /langs следует поставить права 644
- остальным файлам следует выставить разрешения следующим образом: владелец имеет право на чтение/запись, а группа и все остальные - только на чтение (644 или rw-r--r--).

Внимание: если после установки форума вы устанавливаете какие-либо обновления, может потребоваться сделать некоторые файлы доступными на запись. В этом случае следует установить права такие же, как на файлы в каталоге /langs/ru.

3. Установка

После того, как все файлы (или ZIP-архив) загружены, следует запустить на сервере скрипт install.php. (Для этого необходимо ввести в броузере URL http://your_site/forum/install.php , где your_site - название вашего сайта, а forum - название подкаталога, в который вы установили форум).

Скрипт установки произведет поиск уже установленных в текущем каталоге версий Intellect Board (если они имеются) и предложить либо изменить их настройки, либо установить новую версию.

На следующем шаге будет произведена распаковка файлов (если они были загружены в виде ZIP-архива) и проверка их размеров. Если проверка пройдет успешно, то будет выведена форма с запросом параметров базы данных, которая будет использоваться для форума. Здесь необходимо указать следующую информацию:
- путь к каталогу на сервере, где находятся скрипты форума и URL форума. Cкрипт попытается автоматически определить путь и URL. В большинстве случаев это происходит корректно, и вам достаточно просто нажать кнопку "Установить", чтобы перейти к следующему шагу установки. Если что-то не так, то вам необходимо узнать полный путь к вашему сайту в службе поддержки хостинга, и ввести его, добавив в конец название каталога, куда вы хотите установить форум. (Т.е. если полный путь к вашему сайту /var/www/iboard, а вы устанавливаете форум в каталог forum, то путь будет /var/www/iboard/forum/).
- тип СУБД (версия 2.19 поддерживает MySQL и PostgreSQL)
- имя пользователя, пароль и название базы данных, которые будут использоваться при подключении к базе данных (эту информацию вы должны были получить при регистрации сайта, если у вас ее нет - обратитесь в службу поддержки хостинга)
- префикс имен таблиц базы данных. Это общая часть названия таблиц БД, относящихся к данной установке Intellect Board, если у вас установлено несколько копий форума, то у каждой из них должен быть свой префикс (чтобы не возникало путаницы). Если вы не собираетесь устанавливать больше одного экземпляра форума, то рекомендуется использовать в качестве префикса ib_.
- пароль пользователя System. Пользователь System обладает полными и ничем неограниченными правами доступа к Центру Администрирования форума, поэтому выбирайте достаточно сложный пароль (рекомендации: пароль должен быть не менее 8 символов, и содержать большие и малые буквы, а также цифры или спецсимволы).
После того, как вся необходимая информация введена, скрипт установки произведет начальную настройку форума и запишет файлы конфигурации, после чего выдаст сообщение о том, что установка успешно завершена и предложит перейти в Центр Администрирования, где вы сможете провести провести настройку основных параметров форума.
По окончании установки возможна ситуация, когда не удастся автоматически удалить файл install.php. (Такое обычно бывает, когда скрипт выполняется от имени серверного пользователя). В этом случае при попытке перейти в Центр Администрирования будет выведена ошибка. Вам необходимо подключиться по FTP и удалить этот файл вручную, иначе вы не сможете войти в Центр Администрирования по соображениям безопасности.

Для того, чтобы начать отправлять сообщения на форум, вам необходимо создать в нем хотя бы 1 категорию и 1 раздел в ней. Это делается в разделе "Настройка разделов и категорий" в Центре Администрирования (самый первый пункт меню).

Обратите внимание: из соображений безопасности пользователь System не может посещать пользовательскую часть форума, поэтому для перехода к ней вам потребуется выбрать "Перейти на форум в качестве гостя". В дальнейшем вы можете создать обычного пользователя (пункт меню "Создать пользователя") и проставить ему права администратора. Такой пользователь будет иметь доступ как на пользовательскую часть форума, так в Центр Администрирования.

4. Кодовая страница MySQL

Если при работе с MySQL возникают проблемы с кодовыми страницами (такие проблемы чаще всего возникают в ранних версиях PHP 5.x), то следует отредактировать файл db/mysql.php и раскомментировать (убрать // в начале) там следующую строку в функциях db_connect и db_pconnect:
mysql_query("SET NAMES "cp1251"",$lastlink);
Примечание: данный способ не будет работать в MySQL версий 3.x.

5. Некоторые особенности прав доступа в Intellect Board.

На форуме имеется 3 специальных пользователя, которые не могут совершать никаких действий на форуме со следующими зарезервированными именами: Guest (гость), System(суперпользователь), NewUser(параметры нового пользователя). Профили Guest и NewUser можно редактировать в Центре Администрирования форума, они используются для определения настроек форума, которые видны гостю, а также настроек, предлагаемых по умолчанию новым пользователям.

Почти для любого действия в разделе можно выставить минимальный уровень доступа, который необходим для его совершения. Уровни доступа организованны следующим образом: каждому уровню сопоставляется числовое значение в диапазоне от 1 до 999 (а точнее, до 1023, но уровни 1000 и выше дают право входить в Центр Администрирования). Пользователю может быть присвоен базовый уровень, а также локальный уровень для каждого раздела форума. Числовые значения -1,0, 1024 являются зарезервированными для изгнанного участника, гостя, и пользователя System.

Уровни доступа могут быть уникальными и не уникальными. Уникальные уровни могут быть выставлены только Администратором форума, неуникальные уровни могут быть присвоены автоматически по достижении определенного количества сообщений на форуме.

6. Поддержка

Если у вас возникли вопросы по установке или настройке форума, обращайтесь на официальный форум его поддержки по адресу
Для наиболее быстрого и эффективного получения ответа напоминаем, что кроме выкладывания сообщения об ошибке, необходимо также кратко охарактеризовать ситуацию, когда ошибка возникла (например, "при добавлении фото", или "при просмотре новости") и указывать, какие права имеются у пользователя, у которого эта ошибка произошла.
Там же вы можете высказать предложения и пожелания, а также прислать свои версии дизайна Intellect Board.

7. Логотип форума

Начиная с версии 2.19 в Intellect Board логотип должен находиться в каталог styles/имя_стиля с именем logo.gif. Если один и тот же логотип подходит для нескольких стилей, он должен быть скопирован в каждый каталог. Опция задания URL логотипа через соответствующую опцию в АЦ остается доступной и имеет смысл только для стилей, не использующих интегрированный шаблон, в целях обратной совместимости. На стили, использующие интегрированный шаблон, эта опция влияния не оказывает (см. раздел "Обновление до 2.19").

8. Человеко-читаемые URL

В версии 2.19 добавлена такая возможность, как задание человекочитаемых URL (HURLs) как для разделов, так и для тем. Для того, чтобы их использовать, необходимо включить соответствующую опцию в "Основных настройках форума", а также внести необходимые настройки на сервер. На сервере Apache это может быть сделано двумя способами: либо с помощью добавления ErrorHandler для ошибки 404,
либо с помощью mod_rewrite. И то и другое настраивается в файле.htaccess

Для включения mod_rewrite (если он есть на хостинге) нужно прописать в.htaccess следующее (если форум ставится не в корень сайта, в директиве RewriteBase / нужно заменить на относительный URL форума без / в конце, например, /forum):
RewriteEngine On
RewriteBase /
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f
RewriteRule ^(.*) index.php

Обратите внимание: названия разделов не должны совпадать с именами скриптов (без учета расширения) в составе IntB (типичная ошибка — раздел с HURL news)!

Для включения вызова скрипта через обработчик ошибки 404 нужно прописать в.htaccess такую строку:

ErrorDocument 404 /forum/index.php

Intellect Board позволяет создавать любое количество вариантов дизайна, называемых «наборами стилей». Каждый набор стилей состоит из CSS-файла, определяющего цвет, шрифты и некоторые другие параметры отображения, основного шаблона, определяющего вид общей части форума, и нескольких файлов-шаблонов, которые содержат функции для вывода HTML-кода, которые вызываются из основных скриптов. Каждый из наборов стилей находится в одном подкаталоге каталога styles, при этом имя файла CSS совпадает с названием подкаталога, основной шаблон называется templat.php, а шаблонов – с именем модуля, для которого они предназначены.

Начиная с версии 2.14 введена система наследования наборов стилей, которая работает следующим образом: производится проверка наличия файла шаблона в данном наборе стилей, если такого файла не существует, то производится его поиск в стиле, который считается родительским по отношению к данному, если файла нет и там, то в стиле, который считается предком родительского стиля и так далее по цепочке наследования до тех пор, пока не будет достигнут стиль abstract, который считается исходным для всех вариантов дизайна и содержит все используемые шаблоны.

При создании нового набора стилей в его каталог автоматически копируется CSS-файл родительскго стиля (при этом производится его переименование), все графические файлы и основной шаблон template.php. Прочие шаблоны PHP автоматически не копируются, поэтому если вам необходимо внести в какой-либо из файлов-шаблонов изменения, скопируйте его вручную в новый стиль и только после этого редактируйте.

Файлы CSS можно редактировать двумя способами: либо прямо на сервере с помощью редактора стилей в Центре Администрирования, либо на компьютере пользователя.
Шаблоны можно редактировать только локально (т.е. необходимо сгружать их по FTP, редактировать, после чего загружать обратно). При редактировании файлов шаблонов следует сохранять имена функций и названия полей, форм, а также значения скрытых полей. Не рекомендуется изменять стиль по умолчанию (он может изменяться в дальнейшем с выходом новых версий Intellect Board), лучше создайте его копию и изменяйте ее.

10. Список функций для шаблонов

В основном шаблоне Intellect Board (а также в едином шаблоне в режиме обратной совместимости) доступны для вызова следующие функции:

main_action(); — результат выполнения основного действия
main_location($locations); — указатель на текущее местоположение на форуме
time_diff(); — вывод времени выполнения скрипта
menu(); — список разделов форума в виде меню
main_copyright(); — вывод copyright-сообщения (должен присутствовать обязательно)
announce(); — объявление форума
last_topics(количество, тип, сообщение); — вывод списка последних тем (если количество не указано явно, оно считается равным 10), тип — определяет тип раздела. 0 — вывод из разделов любого типа, 1 — только из стандарных форумов. Сообщение — текст, который показывается над списком тем (этот параметр не обязателен).
active_topics(количество, тип, период); — вывод списка наиболее активных тем (т.е. тех, в которых было больше всего сообщений и последнее обновление приходится за указанный в днях период), параметры количество и тип — аналогичны параметрам last_topics
small_search_form(); — малая поисковая форма (по всему форуму сразу без выбора подраздела и периода)
present_list(); — список присутствующих на форуме/в разделе/в теме
fast_switch(); — быстрое переключение между форумами с помощью Select
show_vote(номер_темы); — отображения голосования из какой-либо темы в заданном месте
allowed_actions() — cписок доступных пользователю действий
show_news_feed(раздел,заголовок,количество,период) — вывод ленты новостей из указанного раздела в произвольной форме. Раздел — номер раздела, из которого выводятся новости.
Заголовк — текст, который должен выводиться в начале ленты.
Количество — максимальное количество новостей, которое может быть выведено в ленте. 0 — без ограничения по количеству.
Период — количество дней, за которое должны выводиться новости (т.е. новости, отправленные более указанного количества дней назад, выводиться не будут). 0 — без ограничения. Если заданы и период и количество, оба ограничения действуют одновременно (т.е. выводится не более количества новостей за указанный период).

В дистрибутив Intellect Board включен только минимальный набор смайликов и не включены аватары, однако сама возможность их поддержки в форуме присутствует. Вы можете загрузить любые понравившиеся вам смайлики и аватары после установки форума через пункт меню "Загрузка смайликов и аватаров" в Центре Администрирования.
Внимание: если при загрузке смайлика обозначение пишется обычным текстом (например, red или crying), рекомендуется окружить этот текст какими-либо спецсимволами (чтобы получилось что-нибудь вроде:red: и:crying:).

12. Резервное копирование

Начиная с версии 2.14 в Intellect Board включена возможность создания резервных копий содержимого базы данных. Резервная копия представляет собой файл с множеством SQL-запросов (так называемый дамп базы), что дает возможность проводить восстановление БД из резервной копии несколькими способами: с помощью скрипта установки Intellect Board, с помощью скрипта PhpMyAdmin или с помощью стандартного клиента mysql при наличии SSH-доступа на сервер (команда mysq<имя_файла.sql).
Резервная копия может сниматься двумя способами: а) выполнением через функцию exec программы mysqldump (более быстрый и надежный способ), б) если это по каким-то причинам не удалось, то дамп сниманиется средствами самого форума.
Дампы базы создаются в каталоге temp, имена файлов имеют формат имя_хоста_дата_случайнаячасть.sql. (Случайная часть состоит из 6 цифр от 0 до f и добавляется для того, чтобы злоумышленник не мог угадать имя файла). Список имеющихся файлов можно просмотреть с помощью пункта меню "Файлы резервных копий" в АЦ. Однако по соображениям безопасности скачивание файлов из данного каталога по протоколу HTTP запрещено с помощью.htaccess (внимание: данный запрет работает только в Web-сервере Apache, на других Web-серверах вы должны запретить скачивание самостоятельно). Вы можете либо скачивать файлы дампа по FTP, либо изменить настройки в.htaccess таким образом, чтобы только вы могли получить доступ к этим файлам (например, сделать проверку пароля или доступ по фиксированному IP-адресу). Также рекомендуется удалять файлы резервных копий с сервера сразу же после их скачивания на собственный компьютер.
Для того, чтобы обеспечить резервное копирование в PostgreSQL, необходимо один раз (перед первым копированием) выполнить запросы из файла psbackup.txt.
Примечание: при большом объеме базы данных возможны проблемы при снятии дампа из-за превышения объема памяти или времени выполнения скрипта.
В этом случае рекомендуем воспользоваться скриптом Sypex Dumper, который позволяет делать резервную копию базы по частям. Скрипт доступен по адресу: http://www.sypex.net

13. Файл.htaccess

Для более эффективной работы Intellect Board имеет смысл внести некоторые изменения в конфигурационный файл Web-сервера Apache. Так как разрешенные в этом файле директивы существенно различаются на различных хостингах, что приводит к ошибкам, в дистрибутив этот файл включен под именем htaccess.txt. В нем содержатся необходимые директивы + краткая инструкция по его использованию.

14. Блоги и пользовательские галереи

С версии 2.20 в Intellect Board появилась возможность создания пользователями собственных блогов и фотогалерей, при этом администратор может задавать минимальный уровень пользователя, которому эта возможность доступна, и категорию и контейнер, в которые будут помещаться блоги/галереи. Важно отметить, что пользователь создает фотогалерею и блог сам, по кнопке на странице редактирования своего профиля. Создавать пользовательские галереи и блоги из админ-центра не требуется (т.к. в этом случае они не будут "привязаны" к пользователю).

Примечание: копия данной статьи включена в дистрибутив под именем!readme!.txt

Подготовлен проект конвенции, регулирующей отношения искусственного интеллекта и людей

Отношения человека и искусственного интеллекта должны быть законодательно урегулированы, считают в Госдуме. В первой половине 2018 года профильный комитет рассмотрит проект конвенции о робототехнике и искусственном интеллекте

Фото: Michael Buholzer / Reuters

Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрит конвенцию по робототехнике и искусственному интеллекту, рассказал РБК представитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо», разработавшего документ (есть в распоряжении РБК).

Председатель комитета Сергей Жигарев через помощника подтвердил эту информацию. Предполагаемый срок рассмотрения конвенции, а также формирования предложений законотворческих документов по теме «роботехника» — первое полугодие 2018 года. «Вопросы отношения человека и искусственного интеллекта — это вопросы, которые должны быть законодательно урегулированы в ближайшее время. После широкого общественного обсуждения с участием представителей экспертного, научного сообщества, а также представителей общественности документ поступит на рассмотрение в нижнюю палату парламента», — сообщил Жигарев.

Цель разработанной конвенции — определить основные проблемы, которые могут возникнуть в обществе и правовой системе в связи с активным развитием киберфизических систем, обобщить основные правила робототехники и обозначить возможные направления решения существующих и ожидаемых проблем, указано в документе.

  • К объектам робототехники авторы документа относят все категории роботов в самом широком понимании независимо от их назначения, степени опасности, мобильности или автономности, а также киберфизические системы с искусственным интеллектом в любой форме.
  • Авторы документа предлагают исходить из того, что «создание, внедрение и использование роботов должно осуществляться при условии максимального обеспечения безопасности человека, общества и государства, а также непричинения вреда человеку, человечеству, живым существам и всей их среде обитания».
  • Роботы, создаваемые в военных целях, «должны иметь изначально заложенные в них и не поддающиеся изменениям ограничения, соответствующие положениям международного гуманитарного права». Такие роботы не должны использоваться для причинения вреда мирному населению.
  • Предлагается установить повышенные требования к защите от несанкционированного доступа третьих лиц при эксплуатации роботов, потенциально способных причинить человеку существенный, в том числе смертельный, вред (медицинские роботы, имплантируемые устройства, высокоавтоматизированные транспортные средства, военные роботы и т.д.).
  • Роботы должны постоянно фиксировать информацию об условиях своего функционирования и всех совершаемых ими действиях и хранить в специальном «черном ящике».
  • Физически взаимодействующие с людьми и не находящиеся под прямым управлением человека роботы должны иметь функцию моментального или аварийного отключения по требованию («красную кнопку»).
  • «Человек не должен умалять человеческое достоинство своим обращением с роботами».

Инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Никита Юрьев отмечает, что рынки роботов и искусственного интеллекта тесно взаимосвязаны — развитие первого невозможно без второго. «В свою очередь, рынок роботов создает широкие возможности для работы в направлении искусственного интеллекта: глубинного и машинного обучения, обработки естественного языка, машинного зрения», — отметил Юрьев. Он привел прогноз компании Grand View Research, согласно которому объем мирового рынка искусственного интеллекта в 2017 году должен составить около $19,18 млрд, а к 2025 году достигнет $35,9 млрд.

Рынок роботов только в сфере услуг должен достичь $27,5 млрд к 2023 году при среднем темпе роста 15,18% в год, приводит Юрьев данные компании MarketsandMarkets. Рынок роботов в производстве к этому же сроку должен достичь $71,72 млрд. При этом суммарно мировые расходы на роботов, по данным IDC, должны уже к 2019 году превысить $135,4 млрд. «Лидером в данном направлении считают Азиатско-Тихоокеанский регион, а одним из самых ярких игроков — Boston Dynamics (американская инжиниринговая компания, некоторое время принадлежавшая Google, сейчас принадлежит SoftBank. — РБК )», — рассказал представитель ФРИИ.

Проект конвенции, разработанный «Робоправом», не первая попытка законодательно урегулировать рынок искусственного интеллекта. В декабре 2016 года «Ведомости» , что основатель Grishin Robotics и сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин совместно с юристом Виктором Наумовым разработали концепцию закона о робототехнике.


Этот законопроект предлагает дополнить Гражданский кодекс главой о роботах-агентах, то есть тех роботах, которые могут действовать автономно. «Мы продолжаем активное обсуждение законодательных инициатив в этой области, по разным оценкам экспертов, рынок искусственного интеллекта к 2020 году вырастет до $5 млрд», — передал Гришин РБК через представителя.

Исследовательский центр «Робоправо» создан как автономная некоммерческая организация в начале 2017 года по инициативе сотрудников международной юридической фирмы Dentons Андрея Незнамова и Виктора Наумова, рассказал РБК представитель центра. По его словам, разработанные по заказу Гришина поправки стали «толчком к созданию конвенции». В то же время он отметил, что законопроект и конвенция практически не пересекаются по смыслу. «Появление «закона Гришина» инициировало широкое обсуждение вопросов регламентации робототехники. В совокупности с этими и другими факторами встал вопрос о принятии законов о робототехнике вообще, а не только внесении изменений в Гражданский кодекс», — отметил он.

Как пояснил представитель центра «Робоправо», многие эксперты в мире говорят о необходимости создания общего свода правил взаимодействия человека с роботами и искусственным интеллектом. «Мы решили попытаться сделать это. Проанализировали существующие законы и правила. Постарались их обобщить, а также сделать ряд новых предложений, не претендуя на исчерпываемость и окончательность», — отметил он.

Как в мире юридически регулируют искусственный интеллект

На данный момент в мире практически не существует специальных законодательных актов, определяющих статус машин с искусственным интеллектом. В США , например, рассмотрение возникающих споров по этой проблеме основывается на действующих общих законах, что зачастую вызывает трудности при рассмотрении дел в суде.

Специальный закон о робототехнике был принят в 2008 году в Южной Корее . Несмотря на то что в акте «О содействии развитию и распространению умных роботов» фактически не идет речи о регулировании искусственного интеллекта, а в качестве основной его цели было заявлено стимулирование робототехники и улучшение качества жизни граждан, в документе дается несколько важных определений. Под термином «умный робот» южнокорейские законодатели предлагают понимать «механическое устройство, которое самостоятельно воспринимает внешнюю среду, распознает обстоятельства, в которых работает, и движется самостоятельно». В одной из статей закона говорится, что в будущем правительство имеет право принять специальный закон, регулирующий этические нормы развития робототехники, которым должны следовать разработчики, производители и пользователи умных роботов.

Первые шаги в этом направлении делают и в Европе . В феврале 2016 года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права в робототехнике», в которой парламентарии обратили внимание на важность развития законодательной базы, а также отметили необходимость введения единой системы классификации роботов и общеевропейской системы их регистрации. Большое внимание в документе уделяется этическим принципам: например, отмечается, что потенциал использования робототехники должен оцениваться с точки зрения отсутствия угроз безопасности и здоровью человека, свободе и неприкосновенности частной жизни.

В ходе саммита ЕС, который прошел в Брюсселе в октябре 2017 года, лидеры европейских стран договорились в начале 2018 года разработать европейский подход к проблеме искусственного интеллекта. В официальных документах саммита также говорилось о необходимости активнее реагировать на новые мировые тенденции, к которым относится развитие искусственного интеллекта.

Основные задачи, которые решает программный комплекс «Авто-Интеллект»

Автоматизация контроля проезда транспортных средств на территорию предприятия

В «Авто-Интеллекте» реализована функция распознавания номеров транспортных средств по видео, получаемому от видеокамеры. «Авто-Интеллект» сохраняет в базу данных распознанный номер, изображение транспортного средства, часть кадра с номерным знаком, дата и время регистрации, адрес и другие данные. Таким образом, формируется база всех транспортных средств, прошедших через зону контроля.

В единую систему может быть объединено неограниченное количество видеокамер, серверов хранения и обработки данных, а также автоматизированных рабочих мест оператора.

Автоматическое обнаружение нарушений ПДД и подготовка постановлений об административных наказаниях

Для получения из федеральных и региональных баз данных сведений о владельце транспортного средства, для создания, регистрации и печати постановлений о назначении административных наказаний используется информационная система, позволяющая автоматически обрабатывать и автоматизировать контроль фото- и видеоматериалов, поступающих в электронном виде от систем фотовидеофиксации правонарушений и формировать на их основе дел об административных правонарушениях. Данная система позволяет повысить эффективность пополнения муниципального бюджета за счет штрафов за административные правонарушения.

Розыск транспортных средств

«Авто-Интеллект» позволяет оперативно ввести в собственную базу номер и другие данные разыскиваемого транспортного средства, а также сравнить этот номер с всеми распознаваемыми номерами и в случае совпадения оповестить об этом оператора. «Авто-Интеллект» позволяет сравнивать распознанный номер с федеральными и региональными базами данных розыска, а также с собственными локальными базами.

Оптимизация дорожного движения

Данная задача может решаться детекторами транспортных средств, например, детектором транспорта, который считает количество транспортных средств, их скорость и длину.

Автоматизация взимания платы за пользование платными автодорогами

Автоматизация технологических процессов

В программную платформу «Авто-Интеллект» интегрированы специальные модули, позволяющие автоматизировать производственные процессы, в частности - организацию весового контроля. Модуль обеспечивает своевременный контроль и точный мониторинг работы системы безопасности, автоматически формирует отчеты и производит обмен данными в режиме реального времени в системы бухгалтерского учета.

Контроль оборота подвижного состава

«Авто-Интеллект» распознает номера пассажирских и грузовых железнодорожных вагонов по видеоизображению, определяет направление движения, ведет подсчет вагонов в составе и вносит полученные данные, синхронизированные с видеозаписью, в базу данных. Система позволяет получить по каждому железнодорожному вагону отчет, содержащий время прохождения поста контроля, название поста и связанные видеокадры.

Распознавание номеров грузовых контейнеров

Решение с использованием модуля «ARH-Контейнеры» распознает номерные знаки грузовых контейнеров и сохраняет в базу полученные данные, синхронизированные с видеозаписью. С его помощью осуществляется поиск контейнеров и отслеживается их перемещение. Решение ориентировано на применение в системах управления железнодорожной и портовой логистикой, таможенного контроля грузов.

Основные функции программного комплекса «Авто-Интеллект»:

  • автоматическое распознавание государственных номерных знаков транспортных средств;
  • автоматический поиск распознанных номеров в базах данных (в том числе базах правоохранительных органов) с оповещением оператора;
  • накопление результатов распознавания и соответствующих фото-, видео-материалов в базе данных для последующего использования;
  • интеграция со специализированным оборудованием: средства контроля скоростного режима, интеллектуальные видеокамеры;
  • автоматическое обнаружение фактов нарушения ПДД:

Автоматизация юридического процесса или внедрение искусственного интеллекта. На международной конференции Legal Al в «Сколково» лучшие российские и иностранные практики рассказали, как сегодня в сфере права можно применить новейшие технологии.

«Если нейронные сети научатся просто отличать, где черное, а где белое - это уже будет большим успехом», - считает начальник юридического департамента «Гарант» Светлана Ревак .

Нейронные сети и роботы теперь держат юристов в тонусе. В перспективе - полная автоматизация и компьютеризация многих юридических процессов. Специалисты решают, как применять искусственный интеллект в юриспруденции, чтобы повысить эффективность поиска, обобщения информации в базах законодательства, судебной практики и других данных в рамках любого юридического проекта.

«Во-первых, я хотел бы сказать о важности данных в юридической сфере. Потому что информация обладает даже большей ценностью, чем золото. И для юридических фирм очень важно найти и подключиться к источнику сведений. Потому что информация помогает выигрывать дела. И необходимо понимать уровень зрелости и совершенства технологий. В этом случае мы говорим об искусственном интеллекте и о том, каким образом они [технологии] могут интегрироваться в предоставление юридических услуг», - рассказывает основатель «LegalComet» (Сингапур) Майкл Лью .

Глядя на перечень возможностей машины, может сложиться впечатление, что она в итоге заменит человека, однако цель у искусственного интеллекта совершенна другая.

«Я не думаю, что это заменит полностью юриста, потому что в нашей работе есть такие факторы, как эмоциональное восприятие, какие-то навыки в интерпретации речи, эмоций, интерпретации определенных слов и выражений, которые пока что недоступны машинам. И я думаю, что, в принципе, никогда и не будут [доступны] , именно из-за этой тонкости. Но ускорить работу, я думаю, эти алгоритмы помогут», - делится мнением старший консультант «KorumLegal» (Гонконг) Анна Ким .

«Я называю это демократизацией информации. Действительно, есть такая цель - приземлить эти сокровенные знания, сделать их ближе к людям. Потому что для юристов это - не выявленный спрос. Люди не понимают, зачем им обращаться к юристам и адвокатам, если у них что-то не произошло. Они связывают эти услуги с каким-то прецедентом, с каким-то негативом, просто потому что это достаточно консервативная отрасль, достаточно закрыта и непонятна большинству людей», - уверен директор центра юридических технологий инновационного центра «Сколково” Антон Пронин .

Сделать сферу права доступной и понятной каждому - вот о чем всерьез задумались в «Сколково». Привлечь и перенять зарубежный опыт, помочь российским стартапам в сфере развития искусственного интеллекта - ближайшее будущее молодых ученых России.

Во вторник, 8 мая, в России прошли первые испытания беспилотных автомобилей. Машины с роботом вместо водителя совершили тестовый проезд на автоподходах к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края. Все автомобили справились с заданиями и показали хорошие результаты. Прокатиться на беспилотном транспорте россияне смогут уже во время чемпионата мира по футболу. Каким будет автомобиль будущего и безопасен ли он, разбирался «360».

В ходе тест-драйва были задействованы автомобили пяти видов, которые оснащены технологиями автономного управления. Так, в испытаниях приняли участие грузовики брендов НАМИ и «КамАЗ», а также два легковых автомобиля моделей Skoda Superb и Ford Focus, говорится в сообщении министерства транспорта.

По данным ведомства, все автомобили справились с поставленными задачами. Машины разогнались до 40 километров в час и выполнили на дороге различные маневры, включая перестраивание в другой ряд, проезд по транспортной развязке и торможение перед пешеходами. Каждая из машин преодолела более 10 километров. На пассажирском сидении находились разработчики, которые «инспектировали» роботов.

«Все транспортные средства показали высокое качество маневрирования и бесперебойное функционирование системы высокоточного спутникового позиционирования, а также системы „машинного зрения“, обеспечивающего детекцию и распознавание объектов, разметки, дорожных знаков и анализ обстановки», - отмечается в сообщении. Тестовый проезд также послужит основанием для законодательного разрешения беспилотным автомобилям ездить по дорогам общего пользования в России.

Несмотря на то, что эти испытания стали первыми и самыми масштабными в стране, говорить о внедрении машин без водителей на дорогах массового пользования пока рано, считает Дмитрий Песков - директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, которое курирует развитие беспилотников в России.

«Пока российские беспилотники могут функционировать лишь в идеальных условиях, то есть ездить по заранее заданной траектории на трассах без другого транспорта и при этом развивать невысокую скорость. При этом в будущем они могут стать хорошей альтернативой для пассажиров, поскольку автомобиль с искусственным интеллектом в разы безопасней машины с водителем. Согласно мировой практике, роботы допускают в сотни раз меньше ошибок за рулем, чем реальные шоферы», - отметил собеседник «360».

Беспилотники на футболе

Тестирование беспилотников является частью стратегии развития автомобильной промышленности в России на период до 2025 года. Она предполагает внедрение машин без водителя в структуру общественного транспорта уже в ближайшие годы. Причем увидеть новые автомобили россияне смогут уже в июне этого года.

«Россия придерживается „дорожной карты“ по созданию беспилотной автомобильной платформы, и мы продемонстрируем вам результаты в ходе проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ», - рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович на открытии ежегодного Международного форума науки и технологии. По его словам, болельщики смогут прокатиться на беспилотных автобусах уже в июне.

Между тем на массовый рынок беспилотные автомобили смогут поступить через 5-10 лет, уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он сказал «360», что такие автомобили будут особенно востребованы в качестве общественного транспорта.

«Собирать беспилотные автомобили в промышленном масштабе начнут уже через пять, максимум через 10 лет, но среди автолюбителей они вряд ли будут популярны и, скорее всего, будут функционировать как такси или другой общественный транспорт. Конечно, они более безопасны, но у них есть существенный минус - это то, что в экстренной ситуации робот реагирует хуже, чем опытный водитель, который может нарушить ПДД, но избежать аварии. Искусственный интеллект так поступить не может», - добавил Канаев.

«Беспилотное» будущее

Источник фото: Министерство транспорта

В 2020 году во всем мире будут курсировать около 10 миллионов беспилотных автомобилей, а к 2035 году количество таких машин перешагнет отметку в 21 миллион единиц, прогнозируют аналитики BI Intelligence.

Новаторами в этой области выступили США, которые совершили первый коммерческий рейс в конце 2016 года. Тогда беспилотный грузовик Volvo компании Otto перевез 45 тысяч банок пива, преодолев около 160 километров по штату Колорадо.

Американцы даже запустили проект пассажирской беспилотной машины, однако он закончился смертью. В марте беспилотное такси из автопарка Uber сбило насмерть 49-летнюю женщину. В ходе расследования выяснилось, что причиной послужила ошибка в навигации. Сенсоры автомобиля зафиксировали и идентифицировали женщину, но программа решила не реагировать на это «препятствие», и в результате робот сбил человека на полной скорости.

Не отстают от США британские инженеры. В августе прошлого года вблизи Лондона состоялись успешные испытания беспилотных грузовиков. По планам местных властей, подобные машины без водителей появятся на дорогах страны до конца 2018 года. При этом автомобили будут двигаться в колонне по трое, а головным автомобилем все равно будет управлять человек.

Новейшие технологии внедряют и в общественный транспорт. К примеру, в прошлом году в Хельсинки начались испытания двух компактных автобусов, передвигающихся без водителя. По результатам тестов автобусы, разработанные французской компанией EasyMile, собираются включить в систему пассажирских перевозок Финляндии уже осенью 2018 году.