Совокупность статьи 171 и 174.1 ук рф

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -


наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.


2. То же деяние, совершенное в крупном размере, -


наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.


3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:


а) группой лиц по предварительному сговору;


б) лицом с использованием своего служебного положения, -


наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:


а) организованной группой;


б) в особо крупном размере, -


наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.




Комментарии к ст. 174.1 УК РФ


1. О понятии легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и юридических признаках этого деяния см. коммент. к ст. 174.

2. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174.1, может быть только то лицо, достигшее возраста 16 лет, которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного (исходного) преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации (отмыванию).

3. Одним из способов легализации (отмывания) имущества, приобретенного преступным путем, в комментируемой статье указано использование этого имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В таком случае легализация произойдет, если преступно приобретенные средства вкладываются в легальный бизнес.

4. В ст. 174.1 ничего не говорится о цели совершения финансовых операций и иных сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, однако представляется, что только при наличии цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению таким имуществом финансовые операции и иные сделки, с ним совершенные, можно рассматривать как легализацию (отмывание). Простое распоряжение, например, похищенным имуществом, израсходование украденных денег или полученных как взятка и т.п. легализацией (отмыванием) не являются.

5.83

Можно и лучше Устраивает Нравится

Согласно ст. 66 УК РФ срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, при этом, согласно санкции п.г, ч.4, ст.228.1 УК РФ максимальный срок 15 лет лишения свободы, минимальный 10 лет лишения свободы, при учете, что судом не будет применена норма назначения наказания ниже низшего предела (ст.64 УК РФ)

Екатерина

Добрый день. 12 августа 2013 года гражданина взяли под стражу (имеет двойное гражданство РФ и Таджикистан, родился и вырос в России. Родители проживают в России). Осужден 25 февраля 2014 года на 5 лет строгого режима по ч.1 ст.30 - п Г ч.4 ст.228.1 УК РФ. Вопрос: когда он может подать на УДО? в тюрьме сказали, что только в мае, хотя считается по 2/3, а не по 3/4. Удовлетворят ли ходатайство по УДО, если у него 19 нарушений? Каким образом можно сделать, чтобы его не депортировали в Таджикистан?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Дежурный юрист)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте. При наличии гражданства РФ в Таджикистан не депортируют. Вместе с тем, при наличии взысканий освободиться условно-досрочно не получится.

Ответ юриста (Саенко Иван Алексеевич)

4

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! Пока нет, лишь после передачи дела в прокуратуру. Далее пересмотр будет проходить в судебном порядке.

Наталья

Здравствуйте. У меня осудили мужа ч.1 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 10 (десять) лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Но он уже раскаился можно ли что то сделать чтоб выйти раньше ли бо писать призиденту о помилования


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Эркюль Пуаро)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте, Наталья!
РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению ходатайства о помиловании
Право каждого осуждённого за преступление просить о помиловании или смягчении наказания – определяется как право лица, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, на обращение с просьбой о помиловании или смягчении наказания к главе государства; гарантией реализации права является полномочие главы государства осуществлять помилование (ч. 3 ст. 50, п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
Процедура помилования урегулирована Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».
Право на обращение с просьбой о помиловании имеет каждый осужденный за преступление. Это право не зависит от степени тяжести преступления, характера вины и личности осужденного. Если в жизни осужденного есть какие-либо заслуживающие внимание обстоятельства, которые могут быть учтены при решении вопроса о помиловании, – отбыл значительную часть срока наказания, или считает, что его дальнейшее пребывание в местах лишения свободы нецелесообразно ввиду того, что он доказал свое исправление, то вполне возможно обратиться с просьбой о помиловании.
Правом на обращение с просьбой о помиловании располагают граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранцы, отбывающие наказание на территории Российской Федерации. Отказ в помиловании обжалованию в судебном порядке не подлежит. В судебном порядке могут быть оспорены решения, отменяющие помилование.
Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении того, кто может обратиться с ходатайством о помиловании. Просить Президента Российской Федерации о помиловании вправе каждый осужденный и другие заинтересованные физические и юридические лица (родственники осуждённого, депутаты, должностные лица и иные граждане, а также учреждения, организации и общественные объединения) независимо от отбытого осужденным срока наказания. Однако обращения других заинтересованных лиц рассматриваются по существу лишь при наличии ходатайства самого осужденного.
Залогом объективности и своевременности принятия решения о помиловании являются полнота и достоверность сведений об осуждённом, поэтому важным является подготовка ходатайства о помиловании и иных материалов. Несоблюдение основных требований подготовки ходатайства приводит к дополнительной переписке, к задержке в решении вопроса по существу, так как рассмотрение вопроса о помиловании осужденного начинается именно в исправительном учреждении, в котором отбывает наказание осужденный.
Осужденный излагает свою просьбу произвольно, обычно в форме письма. На практике невозможно встретить два одинаковых ходатайства. Они отличаются и по объему, и по содержанию. Все зависит от личностных особенностей осужденного, от его образовательного уровня, а порой и от настроения, в котором он пребывал, когда излагал свое прошение. Поэтому рекомендации могут быть самыми общими, поскольку ходатайство о помиловании – это отражение личности осужденного. При написании ходатайства нужно стараться писать разборчиво, достаточно крупными буквами и не слишком длинно.
Поскольку помилование осуществляет Президент, то ходатайство должно писаться на его имя (Президенту Российской Федерации В.В.Путину). На стандартном листке бумаги формата А4 с соблюдением полей справа и слева в 25 мм в правом верхнем углу листа бумаги следует написать, кому адресуется ходатайство; от кого, указав свои фамилию, имя, отчество, год рождения; когда, по какой статье и каким судом осужден; какой срок от назначенного наказания отбыт. Если ходатайствующий о помиловании ранее судим, то это обстоятельство значительно снижает его шансы быть помилованным. Однако, если он все же решился просить о помиловании, в начале ходатайства следует указать, за что и когда он ранее был осужден.
В начале ходатайства необходимо указать характер обращения и просьбу применить один из предусмотренных п. 2 ст. 85 УК РФ видов помилования. Далее нужно изложить, как осужденный относится к совершенному преступлению. Если он считает, что совершению им преступления способствовали какие-то обстоятельства, то следует на них указать. Безусловно, это не означает, что нужно возлагать на кого-то вину, будь то потерпевший, общество или государство. В отличие от кассационной жалобы, не нужно перегружать его юридической терминологией и подробно описывать обстоятельства преступления, важнее сосредоточиться на своих чувствах и переживаниях по поводу происшедшего и перечислить обстоятельства, в связи с которыми он просит о помиловании.
Вторую часть ходатайства можно посвятить обстоятельствам, которые заставили осужденного обратиться с просьбой о помиловании. К таким обстоятельствам осужденные обычно относят тяжелое материальное положение семьи, болезнь близких родственников, которые нуждаются в помощи и уходе, наличие несовершеннолетних детей, тяжелое состояние здоровья самого осужденного, а также совершение преступления впервые и на бытовой почве. Юридически значимые факты подтверждаются справками, выписками и другими документами или их заверенными копиями которые необходимо приложить к ходатайству.
При написании ходатайства следует учесть замечания и рекомендации сотрудников исправительного учреждения, ответственных за подготовку документов на помилование, имеющих опыт по подготовке документов (например, по указанию дополнительных сведений в ходатайстве, которые могут повлиять на решение о помиловании).
Ходатайство о помиловании представляется в администрацию исправительного учреждения, которая регистрирует его в специальном журнале в день его подачи. К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются документы, предусмотренные Указом Президента от 28.12.2001 № 1500. По просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса помилования. О направлении ходатайства о помиловании для дальнейшего рассмотрения осужденному объявляется под роспись на копии сопроводительного письма. Прежде чем Президент вынесет свое решение, ходатайство о помиловании с прилагаемыми документами поступают на рассмотрение Комиссии по вопросам помилования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Губернатора автономного округа.
Некоторые рекомендации родственникам и другим заинтересованным лицам, кто обращается с просьбой о помиловании осуждённого, находящегося в местах лишения свободы. Они также должны быть адресованы Президенту Российской Федерации и направлены начальнику исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный либо в Комиссию по вопросам помилования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (адрес см. ниже).
Прежде всего, следует знать, что любое обращение в обязательном порядке будет зарегистрировано и принято во внимание. Но лишь после получения ходатайства самого осужденного, со всеми необходимыми материалами, прошение родственников и близких будет приобщено к делу осужденного.
В своем обращении родственники и другие заинтересованные лица (к которым можно отнести и потерпевшего, желающего выразить свое отношение к помилованию) обязательно должны указать точные имя, отчество и фамилию осужденного, которого они просят помиловать, сообщить, где он отбывает наказание и за что. Подробно описывать совершенное преступление не следует, для этого имеется приговор суда. Если пишут родственники, членом семьи которых осужденный является (мужем, сыном, отцом), то следует написать о том, как повлияло его осуждение на жизнь семьи. Юридически значимые факты также должны быть подтверждены справками, выписками и другими документами или их заверенными копиями прилагаемыми к ходатайству.
В прошении можно перечислить заслуживающие внимание достоинства осужденного, указать на обстоятельства, в связи с которыми осужденный может быть помилован.
Правом обращаться с просьбой о помиловании обладают также трудовые и учебный коллективы, членом которых являлся осужденный, общественные объединения, в которых он состоял до совершения преступления.
Родственникам и другим лицам, направляющим ходатайства о помиловании, следует поинтересоваться, отправлены ли материалы о помиловании из колонии, на какой стадии рассмотрения находятся материалы о помиловании осужденного.

Дарья Филина

Муж осужден на 1 год УК РФ: ст. 30 ч.3 - ст. 161 ч.1. Сумма ущерба 312 рублей.Отбывает наказание в другом городе.В середине ноября подходит 1/4 срока.Хочет уйти по УДО. У нас общий ребенок 2015 г.рож. Я не работаю.Какие нам нужны справки?Или нам нужен адвокат из того города?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Дежурный юрист)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;
г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 настоящего Кодекса;
д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.
При рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.
Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.
Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:
а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания;
б) осужденный совершил преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;
в) осужденный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 174.1 УК РФ

1. часть признаков преступлений, закрепленных в комментируемой статье и ст. 174 УК, совпадают. Различия заключаются в следующем: в рассматриваемом случае предметом преступления являются деньги и иное имущество, нажитые самим преступником; по ст. 174 УК - денежные средства или иное имущество, нажитые преступным путем другими лицами, о чем заведомо известно виновному.

2. Крупный размер деяния - сумма, превышающая 6 млн. руб.

3. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее возраста 16 лет, участвовавшее в совершении первичного преступления.

Другой комментарий к статье 174.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи, касающиеся объективных признаков состава преступления, в целом совпадают с разъяснениями к ст. 174 УК.

2. Для привлечения к уголовной ответственности по этой статье необходимо установить то, что денежные средства или иное имущество получены самим субъектом легализации преступным путем. Остается неразрешенной проблема признания лица, осуществляющего легализацию, виновным в преступном приобретении указанных предметов.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект осознает, что совершает финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными им в результате совершения преступления, и тем самым придает им законный характер, и желает так действовать. Специальная цель также остается обязательным признаком субъективной стороны, хотя некоторые специалисты полагают, что в данном составе преступления она отсутствует. Легализация сама по себе в данном случае означает, что виновный действует с желанием придать денежным средствам и иному имуществу правомерный вид.

4. Субъект преступления специальный - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое преступным путем приобрело денежные средства или иное имущество, и совершающее с ними финансовые операции и другие сделки.

Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки данного состава соответствуют указанным в комментарии к предыдущей статье, но касаются лишь предмета преступления в крупном размере, который определен в примечании к ст. 174 УК.

Объект: общественные отношения, связанные с нормальной предпринимательской деятельностью.

Предмет преступления – денежные средства и иное имущество, нажитые самим преступником.

Объективная сторона: деяние выражается в форме совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, нажитым самим преступником.

Субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, участвовавшее в совершении первичного преступления.

Субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Цель – придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

Конструкция состава: формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения финансовой операции или иной сделки.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 174.1 УК РФ):

Группой лиц по предварительному сговору; лицом с использованием своего служебного положения.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 174.1 УК РФ): деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой.

Пленум Верховного Суда РФ разъясняет (!):

    Под финансовыми операциями и другими сделками , указанными в статьях 174и174.1УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование.

    По смыслу закона ответственность по статье 174УК РФ или постатье 174.1УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом, при этом постатье 174.1УК РФ финансовая операция или сделка должны быть совершены в крупном размере.

    В тех случаях, когда лицо приобрело денежные средства или иное имущество в результате совершения преступления и использовало эти денежные средства или иное имущество для совершения финансовых операций и других сделок, содеянное этим лицом подлежит квалификации по совокупности преступлений (например, как получение взятки, кража, мошенничество и как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества).

    Под лицами, использующими свое служебное положение (пункт «б» части 3 статьи 174ипункт «б» части 2 статьи 174.1УК РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

    Сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения) иными лицами, не образует состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества (статья 174УК РФ), если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного.

    Если лицом был заключен договор купли-продажи в целях легализации имущества, полученного им в результате преступления, и покупатель, осознавая указанное обстоятельство, приобрел это имущество для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению им, то действия покупателя надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 174УК РФ, а действия продавца - по соответствующей частистатьи 174.1УК РФ.

Т.Д. УСТИНОВА,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ

Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, впервые была введена в российское уголовное законодательство Уголовным кодексом РФ 1996 года (ст. 174). Это объяснялось тем, что подобные деяния начали появляться в общей структуре преступлений, а международным сообществом они были причислены к разряду международных преступлений. В первоначальной редакции указанной статьи, которая действовала до июля 2001 года, уголовная ответственность устанавливалась за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равно за использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

С принятием Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (в наст. время - в ред. от 28.07.2004 г.; далее - Закон о легализации) ст. 174 УК РФ была изменена: учтены те недостатки ее конструкции, которые обнаружились в процессе применения. Фактически статья разделена на две самостоятельные статьи: ст. 174, устанавливающую ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, и ст. 174-1, где была установлена ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им самим преступления.

Достоинством реформированного уголовного законодательства стало то, что в его нормах было четко определено, какие доходы и имущество могут быть легализованы (только полученные преступным путем, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 УК РФ). Был установлен и размер легализованных средств, начиная с которого возможно привлечение к уголовной ответственности, - свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда.

Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ статьи 174 и 174-1 УК РФ были вновь изменены. Прежде всего изменения коснулись определения размера денежных средств и иного имущества, с которыми ранее связывалось наступление уголовной ответственности. Из примечания к этим статьям было исключено указание на нижний предел денежных средств и иного имущества, легализация которых влекла применение мер уголовного характера. Законодатель в этом во-

просе отчасти вернулся на позиции УК РФ 1996 года. В соответствии с новой редакцией двух статей уголовная ответственность наступает независимо от суммы легализованных денежных средств и иного имущества, что, на наш взгляд, является неоправданным, поскольку это приведет к дестабилизации следственной и судебной практики.

Достаточно вспомнить, что при действии прежней нормы (УК РФ 1996 года) об ответственности за легализацию, несмотря на значительное число зарегистрированных преступлений, до суда доходили лишь единичные уголовные дела, так как в уголовно-правовой норме не определялся размер денежных средств или иного имущества, легализация которых образовывала бы состав данного преступления. Больше половины опрошенных в тот период работников правоохранительных органов отметили, что ст. 174 нуждается в совершенствовании, почти 40% респондентов считали необходимым определить размер легализованных денежных средств или иного имущества, при установлении которого возможно привлечение к уголовной ответственности. И вот теперь снова произошел возврат к старому.

Вновь остается неясным, за легализацию какой суммы возможно привлечение к уголовной ответственности. В соответствии с положениями Закона о легализации сомнительными сделками, которые необходимо отслеживать соответствующим структурам, в том числе и Комитету по финансовому мониторингу, являются сделки на сумму, превышающую 600 тыс. руб. Означает ли это, что на приведенную сумму следует ориентироваться правоохранительным органам, решая вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности? В то же время применительно к иным составам преступлений, содержащимся в главе 22 УК РФ, крупный размер (за исключением анализируемых статей и статей 185, 185-1, 193, 194, 198, 199, 199-1) равен 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ). Но эти деяния менее общественно опасны, чем те, которые связаны фактически с сокрытием не только истинного происхождения денежных средств, но и совершенных преступлений.

Поэтому, как представляется, нижний порог привлечения к уголовной ответственности за легализацию должен быть никак не менее 250 тыс. руб.

Преступления, предусмотренные в ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174-1 УК РФ, отнесены к категории небольшой тяжести. За них установлено одинаковое наказание: штраф в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. Таким образом, санкции анализируемых статей стали относительно определенными. Но возникает вопрос: насколько оптимальным и справедливым является именно этот вид наказания и такой размер штрафа? Ведь легализация - достаточно опасное преступление, а за него будет назначаться штраф, размер которого в 9 раз меньше максимальной суммы легализованных денежных средств (до 1 млн руб.). При наличии в санкциях статей лишь одного вида наказания, да к тому же и в столь незначительных пределах, правоприменитель будет, на наш взгляд, лишен возможности дифференцированно подходить к его назначению. Для сравнения: незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, незаконное получение кредита, контрабанда и ряд других деяний, которые связаны с извлечением дохода или причинением крупного ущерба на сумму до 250 тыс. руб., предусматривают, помимо иных наказаний, и лишение свободы на срок до 4-5 лет.

Для большей дифференциации уголовной ответственности следовало бы включить в рассматриваемые статьи УК РФ и наказание в виде лишения свободы.

Легализация, совершенная в крупном размере, который в соответствии с примечанием к ст. 174 УК РФ равен 1 млн руб., образует квалифицированные составы указанных преступлений (ч. 2 ст. 174 и ч. 2 174-1 УК РФ). Таким образом, все действия, направленные на легализацию меньшей суммы, являются, по мнению законодателя, менее общественно опасными, и за их совершение лицо по действующему законодательству может быть даже освобождено от уголовной ответственности на основании положений, содержащихся в ст. 75 УК РФ, либо от наказания (ст. 80-1 УК РФ).

Максимальный размер легализованных денежных средств, равный 1 млн руб., по сравнению с размером, указанным в действовавшей ранее редакции статей 174 и 174-1 УК РФ, несколько снижен. Эта сумма на момент принятия новой редакции равнялась 1,2 млн руб. (в перерасчете с минимальных размеров оплаты труда). Можно отметить, что произошло в некоторой степени усиление уголовной ответственности, особенно если обратиться к ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174-1 УК РФ. Однако это лишь первое впечатление, и неправильное, так как преступления, как уже отмечалось, отнесены к категории небольшой тяжести, причем санкции статей не включают лишение свободы.

Системный анализ санкций иных статей главы 22 УК РФ показывает, что законодатель недостаточно адекватно отреагировал и на преступления, содержащиеся в ч. 2 ст. 174 и ч. 2 174-1 УК РФ. За легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, как самим преступником, так и иными лицами на сумму, превышающую 1 млн руб., самое строгое наказание - лишение свободы до 4 лет. Для сравнения: незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая с нарушением лицензионных условий и требований и сопровождающаяся получением дохода на сумму свыше 250 тыс. руб., наказывается лишением свободы до 5 лет (ч. 2 ст. 171 УК РФ). Таким образом, можно констатировать, что легализация (во всем мире признанная преступлением, наносящим существенный урон экономике и правопорядку) является менее опасным преступлением, хотя это, бесспорно, не так.

Обращает на себя внимание то, что в уголовном законе установлена более строгая ответственность при наличии квалифицирующих признаков только за легализацию денежных средств и иного имущества в крупном размере (соответственно части 3 и 4 ст. 174 и

174-1 УК РФ). Следовательно, легализация в сумме до 1 млн руб., совершенная даже организованной группой или лицом с использованием служебного положения, будет все равно наказываться штрафом в пределах до 120 тыс. руб. Вряд ли это соответствует степени общественной опасности деяний, совершаемых в соучастии.

К категории особо тяжких преступлений отнесена легализация денежных средств или иного имущества, совершенная организованной группой лиц, которые сами же и приобрели это имущество или получили эти средства в результате совершения преступления (ч. 3 ст. 174-1 УК РФ). Наказывается такое деяние лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, совершенная при особо отягчающих обстоятельствах, аналогичных приведенным выше, - не менее опасное деяние - на наш взгляд, необоснованно отнесена к категории тяжких преступлений, поскольку за нее предусмотрено лишение свободы на срок от 7 до 10 лет. Такая оценка степени общественной опасности указанного преступления небесспорна. Повышенную общественную опасность (это отмечается и в международных правовых документах, посвященных борьбе с легализацией имущества, полученного преступным путем) представляют действия посторонних лиц, не причастных к совершению преступления. Они способствуют и создают благоприятную почву для совершения первоначальных преступлений, воспроизводства таких опасных видов, как сбыт наркотиков, продажа оружия, торговля людьми и проституция. К категории особо тяжких преступлений следовало бы отнести преступление, содержащееся в ч. 3 ст. 174 УК РФ, - легализация, совершенная организованной группой, в отношении имущества, приобретенного другими лицами.

Конфискация имущества в санкциях особо квалифицированных составов анализируемых преступлений рассматриваемой группы была заменена - в связи с ее исключением из системы наказаний - на штраф в качестве дополнительного наказания в размере до 1 млн руб. или иного дохода осужденного за период до трех лет. Однако такое решение представляется не вполне оправданным; высказываются сомнения в его правильности, в несоответствии реальности.

Как уже отмечалось, из числа предикатных (предшествующих) преступлений, в результате совершения которых были получены преступные доходы, были исключены: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194) и налогов и (или) сборов как отдельными гражданами, так и организациями (статьи 198 и 199). Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ этот перечень был дополнен вновь введенными в УК РФ преступлениями: неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199-1) и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199-2).

Обращаясь к вопросу об определении круга преступлений, которые законодатель не считает общественно опасными и которые, по его мнению, не связаны с преступным обогащением, нельзя не отметить следующее. Из числа преступлений, которые привели к получению преступных доходов, законодатель исключил преступление, предусмотренное ст. 193 УК РФ, - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Такое решение представляется несколько поспешным, потому что в результате совершения этого деяния значительная часть денежных средств оказывается за рубежом без правомерных для этого оснований, по фиктивным торговым договорам; затем она переводится в офшорные зоны, оказывается на личных счетах, и впоследствии такие денежные средства используются в предпринимательской или иной экономической деятельности. При совершении указанного преступления налицо преступный доход, полученный в обход существующих правил оформления и проведения внешнеэкономических сделок, который является к тому же и преступным деянием, предусмотренным УК РФ. Руководствуясь изложенным, следует исключить упоминание ст. 193 из статей 174 и 174-1.

Вместе с тем следует, на наш взгляд, поставить на обсуждение вопрос и об исключении из диспозиции статей 174 и 174-1 УК РФ деяний, выразившихся в уклонении от уплаты налогов (статьи 198 и 199 УК РФ) и таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), которые являются преступлениями и связаны с сокрытием части денежных средств, подлежащих обязательному перечислению в доход государства. Поднимая вопрос о правомерности исключения отдельных правонарушений, в том числе и налоговых, из круга деяний, которые могут привести к появлению незаконных доходов, отдельные правоведы справедливо отмечают, что «...такой подход, с одной стороны, является существенным сужением принципов Совета Европы в этом вопросе, а с другой - ведет к созданию законодательных пробелов, которые используются криминальным миром».

С учетом высказанных замечаний вызывает недоумение включение в этот перечень и преступления, предусмотренного ст. 199-2 УК РФ. Совершая это деяние, лицо приумножает степень общественной опасности своих действий. Оно не только не платит установленные законом налоги и сборы, но и продолжает в дальнейшем чинить препятствия соответствующим органам, так как скрывает денежные средства либо имущество, за счет которых по российскому законодательству о налогах и сборах должно быть произведено взыскание недоимки.

Положительным моментом произведенных новаций следует считать установление крупного размера легализованных средств применительно к статьям 174 и 174-1 УК РФ (а к иным статьям главы 22 УК РФ - крупного ущерба, дохода или задолженности в крупном размере) в твердой денежной сумме, а не в минимальных размерах оплаты труда.

Это было обусловлено значительными трудностями, которые возникали у правоприменителя в связи с постоянно изменяющимся показателем минимального размера оплаты труда, который устанавливается в Федеральном законе от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 01.10.2003 г.). В ст. 3 его определялось, что минимальный размер оплаты труда применяется только лишь для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Порядок применения минимального размера оплаты труда при квалификации преступлений в нем не был прямо определен, т.е. имела место пробельность закона. Отдельные ученые и работники правоохранительных органов, основываясь на общих принципиальных положениях уголовного законодательства (о действии закона во времени, об обратной силе закона, о необходимости толковать все сомнения в пользу виновного и др.) при квалификации исследуемых преступлений предлагали исходить из того размера, который действовал на момент совершения преступления. При таком подходе не ухудшалось положение лица, совершившего преступление. В частности, на подобное решение вопроса ориентировал нижестоящие суды Верховный суд РФ.

Однако при этом возникал и другой, не менее сложный вопрос. Минимальный размер оплаты труда изменялся каждые полгода - означало ли это, что таким образом изменялись и признаки состава соответствующего преступления, т.е. что размер легализованных денежных средств постоянно увеличивался? Единой позиции по данному вопросу среди ученых и практических работников не было.

Видимо, на основании положений об обратной силе уголовного закона, когда он иным образом улучшает положение лица (п. 1 ст. 10 УК РФ), уголовные дела, возбужденные при действии ранее установленного минимального размера оплаты труда по признакам преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174-1, надлежало прекращать, если вводился иной размер. Аналогичной позиции придерживались и судьи Конституционного суда РФ Т.Г. Морщакова и А.Л. Кононов, которые при рассмотрении жалобы В.А. Скородумова о конституционности примечания 2 к ст. 158 УК РФ выразили свое особое мнение. Они пришли к выводу, что нет оснований для того, чтобы не распространять на нормы о минимальном размере оплаты труда требования ст. 54 Конституции РФ об обратной силе закона, смягчающего уголовную ответственность.

Изменения, внесенные в уголовное законодательство и касающиеся данного вопроса, разрешили эту проблему.

Библиография

1 См.: Алексеев А.И. Должна ли уголовная политика быть либеральной? // Черные дыры в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 263.

2 Шебунов А.А. Борьба с легализацией незаконно полученных доходов по уголовному праву ФРГ // Государство и право. 1998. № 6. С. 87. Как первичные преступления для последующей легализации налоговые преступления рассматриваются в ст.: Зафесов В.Г., Сиюхов А.Р. Налоговые преступления: соотношение со смежными составами преступлений в сфере экономической деятельности // Закон и право. 2002. С. 55; Вершинин А. Легализация средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем // Уголовное право. 1998. № 3. С. 5.

3 См.: Бюллетень Верховного суда РФ. 2001. № 4. С. 24.

4 См.: Российская газета. 2001. 3 февр. Вместе с тем позиция самого Конституционного суда РФ была прямо противоположной. В его Определении от 16.01.2001 г. № 1-О по указанному делу говорилось, что крупный размер «...устанавливается не уголовным законом, а законом иной отраслевой принадлежности. Его изменение не влечет изменения нормы уголовного закона, действовавшей на момент совершения преступления...».