Спец техника в пожарной охране. Современная пожарная техника. Оборудование пожарной части

Все записи с меткой "Пожарная техника "

Тема 10 Общие сведения о противопожарном водоснабжении охраняемого района, города (объекта). Состояние и перспективы развития противопожарного водоснабжения. Противопожарное водоснабжение в сельских населенных пунктах.

Тема 7 Классификация, назначение, устройство и принцип действия автоматических стационарных установок пожаротушения (водяного, пенного, парового, газового и аэрозольного). Требования к оросителям, трубопроводам, узлам управления, водопитателям, диспетчерскому пульту (станции). Места расположения пусковых устройств на объектах в охраняемом районе и порядок пуска установок пожаротушения.

Тема 6 Классификация, назначение, тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей. Порядок использования специальных пожарных автомобилей для выполнения работ, обеспечивающих успешное тушение пожаров, ликвидацию аварий, спасение людей.

Тема 5 Классификация, назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей специального назначения: аэродромных, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобиля первой помощи. Порядок подготовки их к работе и подачи огнетушащих веществ. Меры безопасности.

Тема 4 Классификация пожарных автомобилей общего применения. Назначение, марки, тактико-технические данные пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении в подразделении ГПС, пожарной охране муниципального образования, пожарной охране ЗАТО. Общие сведения о назначении и устройстве частей, агрегатов и групп механизмов основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Табель положенности пожарно-технического вооружения (оборудования) на пожарном автомобиле.


При посещении международных салонов и выставок пожарной техники и оборудования приходишь к выводу, что в России, как нигде в мире, уделяется внимание средствам подачи огнетушащих веществ. И заботимся мы об этом, что называется, не от хорошей жизни. Если за рубежом пожарная техника работает в цивилизованных условиях, у нас эксплуатировать ее часто приходится на совершенно неприспособленных площадках, на пересеченной местности, на большом удалении от водоисточников.

Именно это обстоятельство заставляет разработчиков идти «впереди планеты всей». Современная техника позволяет сегодня подавать тушащее вещество на большие расстояния и высоты. В условиях России именно эти ее качества позволяют успешно решать задачи по тушению пожаров. Примером здесь вполне могут служить конструкторы ВНИИПО МЧС России. За последние годы ими созданы образцы техники, по ключевым показателям превосходящие зарубежные аналоги. К таковым относятся высокоэнергетическая малогабаритная модульная «Установка-ВЭМ», установка для получения и подачи газонаполненной пены «УГНП», высокопроизводительные лафетные стволы ЛС(Д)-(В)330Уш, насосно-рукавные комплексы «Поток» и «Шквал».

Названные стволы, в частности, способны формировать струю и подавать воду на расстояние до 140 м с расходом до 330 л/сек. А «Поток» и «Шквал» предназначены для проведения пожарно-спасательных работ в условиях слаборазвитой или разрушенной инфраструктуры. С помощью этой техники можно забирать воду из источников, совершенно не приспособленных для пожарных машин, и подавать ее по проложенной рукавной магистрали на расстояние до 1760 м. Все эти качества особенно востребованы при тушении крупных пожаров, в том числе лесных.

Характерно, что ученые и специалисты института оперативно реагируют на требования жизни. Так, грозное лето 2010 года заставило подумать о том, как при тушении лесных пожаров эффективнее использовать смачиватели и водные гели, которые раньше применялись на сельхозугодиях в засушливых районах. Сегодня проведенные исследования уже позволяют давать рекомендации по тактике их применения, в итоге экономится вода и каждый ее кубометр используется при тушении с наибольшим результатом.

Но, как выясняется, в этом вопросе зарубежные коллеги нас все-таки обогнали. Оказывается, в Австралии разработана рецептура пенообразователей и смачивателей, которые могут применяться при совсем скудном водообеспечении. Рецептура держится в секрете. Так что отечественным ученым есть над чем работать.

Продолжаются и поиски новых, более эффективных способов тушения резервуаров с нефтью. Надо сказать, что это одна из самых актуальных проблем в пожаротушении, хотя и существует целый ряд технологий и способов тушения. Взять хотя бы широко известный и вроде бы весьма эффективный способ подслойного тушения резервуаров. К его преимуществам относятся и постоянная готовность системы пожаротушения к действию, и гарантированная сохранность арматуры и трубопровода с пенообразователем, и безопасность личного состава. Однако практика выявила и недостатки этого способа. Он, в частности, не может быть применен в резервуарах с понтоном или плавающей крышей или при большой вязкости горящей жидкости, потому широкого распространения способ так и не получил.

Между тем специалистами института разработан перспективный импульсный способ тушения резервуаров с помощью мобильной установки и с использованием «биологически мягкого» углеводородного пенообразователя отечественного производства. Этот способ неоднократно подтверждал свою эффективность на полигонных испытаниях.

ЗАО «Источник плюс» в г. Бийске специализируется на выпуске универсальных модулей порошкового пожаротушения «Тунгус» и созданной на их основе пожарной технике. Одно из основных достоинств оборудования - автономность действия, возможность применять его на объектах, удаленных от пожарных подразделений. Модули порошкового пожаротушения можно устанавливать стационарно на любом объекте, забрасывать в очаг пожара, переносить и перевозить. Они запускаются в работу электрическим сигналом небольшой мощности, имеют простую конструкцию, сохраняют работоспособность в течение 10 лет без технического обслуживания и могут быть использованы многократно.

Разработчики фирмы находятся в постоянном поиске. Ими, например, создана мобильная система залпового тушения, состоящая из девяти модулей, установленных на автомобиле. А совместно со специалистами «Роснефти» разработан комбинированный метод газоводяного порошкового пожаротушения нефтяных скважин. На автомобиль АГВТ-150 устанавливаются четыре модуля порошкового пожаротушения. Газоводяная струя, перемешанная с порошком ИСТО-1, способна усмирить горение даже крупного нефтяного фонтана.

Продукция ЗАО «Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР» в Петрозаводске - роботизированные установки пожаротушения на базе лафетных стволов - защищает многие объекты нефтяной и газовой промышленности, машинные залы АЭС, ТЭЦ и ГЭС, самолетные ангары и спорткомплексы.

Следует отметить, что Россия - первая страна в мире, где законодательно и нормативно обоснованы роботизированные установки пожаротушения. Они введены в «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Оснащенные ИК-сканерами для автоматического обнаружения возгорания и ТВ-камерами для видеоконтроля, такие установки представляют собой роботизированные пожарные комплексы. Они отличаются быстродействием, эффективностью, экономичностью. Это оборудование является российским ноу-хау и не имеет аналогов за рубежом.

С производителями оборудования, дистанционно подающего в очаг пожара воду, спорят фирмы, использующие в качестве огнетушащего вещества пену. Разумеется, спор этот весьма условный. У воды и у пены разные сферы применения. При тушении пожаров в жилье традиционно используется вода. В то же время горение нефтепродуктов можно ликвидировать только пеной. Пенная струя, будучи во многом эффективней водяной, вместе с тем менее дальнобойна. Отечественные разработчики придумали не имеющий аналогов за рубежом комбинированный способ подачи воды и пены в очаг горения. В результате дальнобойность пенной струи увеличивается в 8–10 раз, значительно возрастает и скорость тушения.

Бесспорный лидер в производстве установок комбинированного тушения пожаров (УКТП) - ЗАО «НПО «Сопот». Широко известная потребителю установка «Пурга» применяется при тушении резервуаров с нефтепродуктами и других объектов. На Международном салоне «Комплексная безопасность-2012» фирма представила новую автоматическую концепцию противопожарной защиты вертолетных площадок. Исследования и эксперименты, проведенные специалистами фирмы, выявили, что при тушении пожара авиационной техники решающее значение имеет скорость подачи огнетушащего вещества. Всего лишь за минуту огонь уничтожает самолет, за 30 секунд - вертолет. Водой такой пожар не тушится, и даже пена малоэффективна. Наиболее оптимальный вариант - подача комбинированной струи из УКТП «Пурга».

История пожарных автомобилей России началась в далёком 1907 году. На заводе Густава Листа на ходовую часть, купленную в Германии, установили кузов, оснащённый автонасосом-линейкой, лестницей, колоколом, лавками для экипажа. В дальнейшем выпуск пожарных автомобилей продолжили на автозаводе “Руссо-Балт” и к 1916 году в Москве было уже 13 пожарных автомобилей.
В те годы пожары случались очень часто и приносили значительный материальный ущерб. Совнарком 17 апреля 1918 г. выпустил декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Декрет регламентировал производство противопожарного оборудования и снаряжения; разработку пожарных инструментов (включая огнетушители) и машин.


Для увеличения количества пожарных автомобилей в 1925 году в Москве создали специальный завод фирмы «Автопромторг». Через некоторое время на вооружении пожарных подразделений Москвы находилось уже 85 автомобилей: 25 линеек, 32 насоса, 12 автолестниц.
Первый отечественны пожарный автомобиль на базе АМО Ф-15 появился в 1928 году и был оборудован коловратным насосом производительностью 1200 л/мин и, по традиции, медным колоколом.

По мере роста выпуска отечественных автомобилей, совершенствовались и пожарные автомобили. В 1931 году на базе АМО-4 был выпущен пожарный автомобиль с центробежным насосом, дальше в 1931-35 годах были выпущены первые автоцистерны ПМЗ-2, ёмкостью 1 500 литров на базе автомобилей ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЯГ-4, ПМЗ-1 с насосами Д-20 на базе ЗИС-11, ЯГ-10, с ёмкостью цистерны для воды до 4 500 литров. В 1935 году был построен завод пожарной техники в городе Торжке.

Пожарная техника стремительно развивалась и с 1937 года начали появляться спецмашины: газодымозащитной службы, прожекторные, средств связи, углекислотного тушения.
С 1952 года в нашей стране основным поставщиком щасси для пожарных автомобилей, на несколько десятилетий вперёд, стал автозавод «ЗиЛ».
В 1953 году появилась первая автомеханическая лестница АМ-35 (200).
В 1954 году автомеханическая автолестница АМ-45 (200) с лифтом грузоподьёмностью 180 кг.
Начиная с 70 годов в подразделения пожарной охраны стала поступать импортная техника, например финский коленчатый подъёмник «Бронто», смонтированный на шасси наших «Камазов».
В 1994 году - выпущена гидравлическая автолестница с высотой подъёма 50 метров.
С 1997 года вся пожарная техника должна соответствовать требованиям НПБ 163-97
Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.
Согласно этого документа все пожарные автомобили, в зависимости от назначения, подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.
К основным относятся пожарные автомобили, предназначенные для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.


В свою очередь основные пожарные автомобили подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения (для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях химической промышленности, в аэропортах и т. д.).
К специальным относятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: поднятия личного состава на высоту и спасания пострадавших из верхних этажей зданий, обеспечения связи и освещения, борьбы с дымом, вскрытия и разборки конструкций, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т. д.


К вспомогательным автомобилям относятся: авто-топливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ, а также для проведения агитационной работы.

Марина Трофимова

Управление по ЗелАО ГУ МЧС России по г. Москве

Классификации пожарных автомобилей нужна для лучшей и слаженной организации ведения оперативных действий при тушении личным составом подразделений МЧС. Перед тем как перейти непосредственно к классификации необходимо понимать, от чего отталкивались, какие характеристики и особенности учитывались перед тем как классифицировать .

Обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий соблюдается не только за счет профилактическими действиями со стороны органов надзора и контроля за , но и бывают к сожалению случаи, когда пренебрежение мер правил пожарной безопасности приводит к печальным последствиями которые зачастую сопровождаются пожаром.

Пожарная повозка

Тушение пожара уже непосредственная робота боевых подразделений МЧС, осуществления которой возможно лишь при наличии хорошего пожарно-технического оборудования и пожарной аварийно-спасательной техники. Применение пожарно-спасательной техники необходимо в связи с тем, что неконтролируемое (пожар) способствует появлению значительных температур вблизи очага пожара и как следствие появлением – дым, сажа, различные ядовитые вещества.

При таком варианте развития ситуации каждая минута на вес золота, таким образом, ликвидация пожара должна сводиться к элементарному разрушению , за счет подачи огнетушащего вещества в очаг пожара.

Так как горению могут подвергаться различные типы веществ со своими физическими свойствами и агрегатным состояниям – огнетушащие средства должны подаваться под определённым напором с заданной интенсивность. Выше перечисленные качества могут быть реализованы за счет использования пожарной техники.

Если рассматривать, что собой являет общее понятие пожарная техника , то можно сказать, что это комплекс технических средств и приспособлений различной конфигурации и строения, используемые для тушения пожаров (или обеспечения ведения действий по тушению пожаров), локализации пожара, защиты человека и материальных ценностей.

На сегодняшний день пожарная техника представлена разнообразными средствами, начиная от элементарного огнетушителя и заканчивая пожарным танком.

Если рассматривать пожарную технику необходимую для обеспечения тушения пожаров, то рассмотрим детальнее классификацию пожарных автомобилей.

В соответствии с тактикой тушения во время пожара часто бывает необходимость производить роботы по , спасение пострадавших, вскрытию разнообразных конструкций за счет ручного аварийно-спасательного инструмента ( , ) или же . Выполнение выше обозначенных работ может быть реализовано с помощью специальной пожарной техники (автомобилей) и применения специального пожарного инструмента.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов ( , пожарные насосы, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования , приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре ( , автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Типы

От величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

В зависимости от проходимости:

  • категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

По посадочной формуле:

Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме:

  • По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
  • Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По климатическому исполнению:

Делятся на три группы:

  • Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  • Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  • Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Условные обозначения

Для облегчения идентификации всех видов пожарных автомобилей принято применять аббревиатуру, обозначающую функциональную принадлежность пожарного автомобиля к тому или иному типу. Также данную аббревиатуру принято обозначать на бортах автомобилей.

Для примера: пожарная автоцистерна – АЦ, пожарный автомобиль первой помощи – АПП автоцистерна, – АСА и др.

Также для простоты запоминания характеристик пожарного автомобиля в основу специального названия автомобиля принято добавлять основные параметры это характеристики, производительность (как например 40 л/с в АЦ-40 (130) 63Б) или высота подъема коленчатого подъемника (30 м в АЛ-30 (4310)).

Согласно все пожарные автомобили принято окрашивать в красный цвет – который как принято считать символизирует огонь, опасность и т.д. Для большей восприимчивости красный цвет разбавляется широкими белыми полосками.

Также нормативным документом регламентировано правило размещения надписей и опознавательных знаков.

Так номер пожарной части, к которой относится автомобиль и населенный пункт указываться на двери автомобиля, на задней части кузова указывается тип пожарного автомобиля (АНР).

Для усиления восприимчивости окружающими и понимания каждым того, что это пожарный автомобиль, на нем размещаются также звуковые и сигнальные маячки. Так как пожарный автомобиль относится к автомобилям повышенной внимательности и важности на нем размещаются светопроблесковые маячки синего цвета.

Что касается звукового сигнала, то на сегодняшний день звуковое оповещения окружающих производится от электрической сирены хотя в был вариант воспроизведения звукового сигнала за счет отработанных газов автомобиля через систему отвода газов – (чем и объясняется специфический звук пожарных автомобилей в старых художественных фильмах).