Спортивное право как комплексная отрасль законодательства сердюков александр викторович. Спортивное право,как комплексная отрасль права:концептуально-правовые вопросы Физкультурное право

Отношения в обществе сегодня регулируются одной довольно сложной и обширной категорией, которая имеет название «право». Существование этого явления было обусловлено развитием социальных формаций. Постепенный переход человечества от родоплеменных объединений к государственным повлек необходимость создания механизма, который стал бы основным регулятором внутренних процессов подобных структур. Таковая категория была создана. Её конкурентоспособность была доказана исключительной эффективностью в процессе координирования отношений совершенно разной направленности.

При этом право в течение всей человеческой истории постоянно развивалось. На сегодняшний день оно есть настоящей системой, в которую входят разные по своей сути юридические отрасли. К тому же право не является одинаковым на всей планете. Экономические, исторические и этнические особенности каждого государства сильно влияют на юридическую категорию. Тем не менее, международная сфера сейчас приобретает все большую актуальность. Ведь большинство типов человеческой деятельности стали чаще выходить на всемирный уровень.

Отличным примером есть спорт. Сегодня состязания в разных видах спорта - это не только борьба за победу и первенство, но еще и тонкая политическая игра, особенностями которой пользуются многие государства. Поэтому данная сфера деятельности человека регулируется специальной а именно спортивной.

Международная отрасль регулирования: понятие

Международное спортивное право - это одна из отраслей классической международной сферы координирования. Поэтому рассмотрение категории необходимо начинать с анализа её истоков. Международное право существовало далеко не всегда, однако является поистине старинной отраслью. В теории оно представляет собой совокупность юридических норм и регулируемых ими правоотношений, в которых присутствует иностранных элемент.

Существуют также иные взгляды на проблематику этой отрасли. Например, некоторые ученые рассматривают международное право, исключительно как совокупность специальных нормативных актов, сторонами в которых есть суверенные государства. Развитие представленной отрасли началось давно, ведь дипломатия была известна уже во времена Древнего Египта, Греции, Рима и т.д. Заключенные между древними государствами соглашения стали примером первых международно-правовых отношений. Что касается современности, то в XXI веке отрасль разделена на несколько отдельных частей. Это обусловлено рядом достаточно специфических особенностей.

Что повлекло разделение международной отрасли?

Спортивное право есть относительно молодым структурным элементом ранее упомянутой сферы регулирования. Его появление обусловлено процессом развития и популяризации общественных отношений определенного рода. Забегая немного вперед, следует отметить, что спортивное право - это группа взаимосвязанных юридических норм, то есть, похожих или же однородных. Возникновение и последующее развитие подотрасли обуславливается тремя объективными факторами:

  • появлением новых, быстро набирающих популярность отношений в обществе;
  • фактической заинтересованностью нескольких государств в установлении правового порядка в новой среде общественных отношений;
  • разработкой, созданием и признанием общеправовых начал в новой сфере человеческой деятельности.

Таким образом, развитие новой отрасли или подотрасли возможно в том случае, если она есть актуальной для международного сообщества. В данном случае спортивное право является примером отрасли, уровень популярности и востребованности которой на сегодняшний день возрастает все больше. Поэтому представленную сферу регулирования можно рассматривать как самостоятельное явление.

Понятие спортивного права

Итак, выше мы рассмотрели ключевые особенности международной юридической отрасли в целом. В данном случае возникает логичный вопрос о том, что собой представляет международное спортивное право. Согласно общему мнению большинства ученых МСП, это целая система однородных юридических норм и устоявшихся правил, которыми регулируются отношения общественного характера в сфере спортивной деятельности. Ключевым фактором подобного взаимодействия социума есть его международный характер. То есть, мы говорим о спорте не в контексте одной страны, например России, а о деятельности, которая объединяет в себе интерес большого количества разных государств.

Что такое международная спортивная деятельность?

Любая правовая отрасль регулирует человеческую работу в определенной сфере. Физкультурно-спортивное право есть системой юридических норм. Это говорит о направленности его регулирования, ключевым объектом которого есть международная спортивная деятельность. Эта категория включает в себя массу относительно самостоятельных моментов. Другими словами, международную спортивную деятельность можно представить как:


Предмет сферы юридического регулирования

Анализируя все представленные выше ведомости, можно сделать вывод, что предметом спортивной отрасли есть отношения, возникающие в процессе осуществления субъектами спортивной деятельности мирового уровня. Но особенности данной сферы регулирования проявляются не только в структуре её предмета. Большое значение также имеют принципы и система спортивного права.

Структура отрасли

Любая правовая сфера регулирования есть системой по своей сути. В этом факте заключен принцип эффективного координирования общественных отношений юриспруденцией в целом. Спортивное право в данном случае не является исключением из правил. Его система поделена на институты и отдельные нормы. В данном случае мы не можем говорить о подотрасли МСП, ведь оно само является часть международного права. Характерной чертой системы спортивной отрасли является её открытость. Другими словами, субъекты МСП, то есть отдельные государства, могут его изменять посредством собственных национальных юридических систем.

Принципы спортивного права

Любая юридическая система регулирования общественных отношений имеет определенные исходные положения. В основу спортивного права также входят специфические принципы. Вообще, их система в рамках МСП довольно обширна, что обусловлено наличием нескольких групп. Спортивная школа права имеет некоторые общие принципы, структура которых включает в себя следующие основополагающие положения, а именно:

  • принцип добросовестности выполнения обязательств;
  • положение об уважении человеческих свобод;
  • принцип унификации норм и институтов МСП;
  • принцип всеобщей технологизации.

Представленные исходные положения можно встретить не только в рамках международного спортивного права.

Они существуют также в иных подотраслях международной и национальных сфер регулирования общественных отношений. Однако есть также специальные принципы МСП, которые отображают всю специфику и суть представленной в статье категории. Исходные положения такого рода регулируют конкретные отношения, связанные с:

  • проведением Олимпийских игр;
  • тренировочной деятельностью;
  • развитием МСП и всемирного спорта и т.п.

Таким образом, за счет данных принципов международное спортивное право существует в виде самостоятельной отрасли. При этом её исключительный характер также обусловлен наличием иных особенных категорий в структуре МСП.

Метод правового регулирования

Международное, российское спортивное право и аналогичные отрасли иных государств объединяет факт наличия определенных приемов и способов, которыми осуществляется регулирование общественных отношений. В теории это называется методом юридического координирования. В МСП регулирование осуществляется посредством целенаправленного воздействия на спортсменов, организации и других субъектов отрасли. Набор методов является довольно широким и включает в себя:

  • децентрализованное и ;
  • субординация, координация интересов отдельных сторон;
  • регулирование жесткого и мягкого характера.

Следует отметить, что в большинстве случаев используется метод двухстороннего воздействия на государства-участники. Иными словами, допускается проявление инициативы, но при условии следования общепринятым в спортивном сообществе правилам.

Отраслевые источники

Изучение любой существующей на сегодняшний день отрасли права невозможно без проведения анализа её источников. Международное спортивное право характеризуется определенной двойственностью в этом вопросе. Вся система источников делится на внутригосударственную и международно-правовую группу. В первом случае мы говорим о национальном законодательстве субъектов регулирования МСП, судебных прецедентах этих стран. Таким образом, источником в данном случае признается вся совокупность юридических норм отдельных держав. Международно-правовые источники есть более конкретными. Ведь в них заключены нормы, регулирующие отношения, входящие в компетенцию непосредственно МСП.

Источники международного характера

На сегодняшний день теоретики выделяют четыре формы МСП. Сюда непосредственно относится:

  • договор международного характера;
  • международно-правовой обычай;
  • акты спортивных организаций;
  • судебные прецеденты международных инстанций.

Представленные источники рождаются в процессе общей деятельности субъектов МСП. Например, права спортивной федерации какого-либо типа позволяют ей принимать определенные акты по вопросам внутренней организации или по внешнему взаимодействию. Если структура имеет международный характер, то выданный акт является эталонным и автоматически приравнивается к источнику МСП.

Заключение

Таким образом, международное спортивное право - это самостоятельная, вполне сформированная на сегодняшний день структура, которая имеет собственную систему и метод нормативного регулирования. Её развитие необходимо продолжать, ведь мировой спорт неустанно эволюционирует в XXI веке.

<*> Alekseev S.V. Sports law and sports legislation in Russia at the present stage: problems and prospects.

Алексеев Сергей Викторович, Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов, профессор Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов "Спорт: экономика, право, управление" и "Право и государство: теория и практика", доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

В статье изложены актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе. Большое внимание уделяется анализу и направлениям совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере. В частности, уделяется внимание законодательному обеспечению реализации системы мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; а также совершенствованию правового статуса спортивных федераций.

Ключевые слова: спортивное право, спортивное законодательство, система мер по социальной защите спортсменов, спортивная федерация.

The article describes the current problems of sports law and sports legislation at the present stage. Great attention is paid to the analysis and trends of improving the current legislation in this area. In particular attention is paid to the implementation of legal measures for social protection of athletes, coaches and other specialists in the sphere of physical culture and sports at the same time by enhancing social care for prominent Russian athletes who have completed career as well as improving a legal status of sports federations.

Key words: sports law, sports legislation, a system of social protection of athletes, sport federation.

Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности соответствующую нормативную правовую базу. Сейчас в правовой системе Российской Федерации постепенно складывается значительный массив правовых предписаний - норм законодательного, подзаконного и локального уровней об урегулировании общественных отношений в области физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта, других областях физкультурно-спортивного движения, а также в смежных с ними сферах общественной деятельности.

Вместе с тем до недавнего времени комплекс нормативных правовых актов, регулирующих физическую культуру и спорт, в юридической литературе практически не был исследован, не было системно изложенной и прокомментированной нормативной базы, обеспечивающей и регламентирующей все направления физической культуры и спорта как отрасли с необходимым теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией.

В начале века возникли детерминанты формирования спортивного права, коренящиеся как в самом праве, так и в правовом обороте <1>. В это время в России выходит цикл учебников по спортивному праву <2>. 25 июня 2008 г. решением Президиума Ассоциации юристов России создана специальная Комиссия по спортивному праву, объединяющая ведущих спортивных юристов, руководителей спортивной и юридической отраслей страны. 1 сентября 2011 г. в развитие данной Комиссии в связи со значительным увеличением числа членов сообщества спортивных юристов, а также в целях расширения масштабов деятельности, в частности для решения задач Комиссии на международном уровне, по аналогии с зарубежными спортивными державами основано Национальное объединение спортивных юристов под эгидой Международной ассоциации спортивного права ИАСЛ.

<1> См.: Алексеев С.В. Предпосылки становления физкультурно-спортивного права в Российской Федерации // Право и жизнь. 2001. N 37; Он же. Физкультурно-спортивное право как новая комплексная отрасль российского права // Право и жизнь. 2001. N 38; Он же. О формировании физкультурно-спортивного права в России // Стенограмма заседания Круглого стола экспертов по теме "Законодательство и спорт: правовые вопросы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации". М.: ВНИИФК, 2001. С. 9.
<2> См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007, 2012; Он же. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008; Он же. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.

В России уже на протяжении нескольких лет выпускаются отраслевой журнал "Спорт: экономика, право, управление" и тематическая газета "Спорт и право". В ряде юридических и физкультурно-спортивных вузов страны начали преподавать комплекс дисциплин спортивно-правового цикла: "Спортивное право России", "Международное спортивное право", "Олимпийское право" и др., создавать профильные специализации, отделения, кафедры и др. научно-образовательные структуры.

Вместе с тем спортивное право до сих пор некоторыми учеными-правоведами не признается в качестве самостоятельной структуры в правовой системе, отечественном научном правоведении и юридическом образовании.

Спортивное право - это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта. По мере развития физкультурно-спортивной деятельности, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования. В настоящее время в стране активно формируется и развивается законодательство, а также так называемое мягкое право (регламентные акты и др., регулирующие спортивные отношения на уровне федераций, союзов, ассоциаций, лиг, акты других спортивных организаций), регулирующие физкультурно-спортивные отношения, постепенно нарабатывается административная, судебная и дисциплинарная практика применения этой специфической нормативной базы.

Со дня вступления в силу (30 марта 2008 г.) Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) прошло более 4 лет, что позволяет подвести некоторые итоги реализации положений Федерального закона. Со времени его введения накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона.

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона в ряде субъектов Российской Федерации были приняты новые законы о физической культуре и спорте.

За время действия Федерального закона в него внесен ряд изменений, а именно:

  • Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ предусматривает, что ряд нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта будет утверждаться не Правительством Российской Федерации, а уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти;
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ уточняет полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта;
  • Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 82-ФЗ дополняет перечень прав спортсменов правом на включение в составы спортивных сборных команд Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения порядка формирования спортивных сборных команд Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 175-ФЗ предусматривает, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта, а порядок финансирования проведения физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в соответствующий Единый календарный план, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  • Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 276-ФЗ устанавливает, что организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в т.ч. условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 196-ФЗ уточняет основания принадлежности спортсмена к физкультурно-спортивной организации - на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией, и (или) на основании членства спортсмена в физкультурно-спортивной организации в организационно-правовой форме общественной организации или общественно-государственной организации;
  • Федеральный закон от 7 мая 2010 г. N 82-ФЗ вносит дополнения в части усиления мер по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов в спорте;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 321-ФЗ вводит ст. 37.1 о Всероссийском реестре объектов спорта, который формируется в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации и используемых для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 20-ФЗ вносит изменения в части совершенствования правового положения региональных спортивных федераций и, в частности, устанавливает, что региональная спортивная федерация может не приобретать права юридического лица в случае, если такая федерация является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации. Документ также уточняет условия для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации. Для приобретения указанного статуса у организации должны быть созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации аккредитованные региональные спортивные федерации, которые могут быть как членами общероссийской спортивной федерации - юридическими лицами, так и структурными подразделениями общероссийской спортивной федерации. Реализация указанного Федерального закона упрощает создание и аккредитацию региональных и общероссийских спортивных федераций;
  • Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 76-ФЗ дополняет часть 2 ст. 8 Федерального закона пунктом 5, предусматривающим в качестве одного из правомочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации участвовать в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ направлен на совершенствование системы подготовки спортсменов и спортивного резерва в Российской Федерации и обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, в т.ч. для спортивных сборных команд страны. В этих целях Федеральный закон N 412-ФЗ предусматривает введение федеральных стандартов спортивной подготовки, обеспечивающих единство основных требований к условиям и результатам реализации программ спортивной подготовки по каждому виду спорта на всей территории Российской Федерации. Согласно принятым нормам спортивная подготовка осуществляется физкультурно-спортивными организациями и образовательными учреждениями на основании государственного (муниципального) задания или договора оказания услуг по спортивной подготовке. Федеральным законом N 412-ФЗ определяются права и обязанности участников спортивной подготовки, а также права общероссийских и региональных спортивных федераций при осуществлении общественного контроля за соблюдением требований федеральных стандартов спортивной подготовки. Реализация Федерального закона N 412-ФЗ будет способствовать повышению эффективности системы подготовки спортсменов высокого класса, а также установлению единых требований к данной деятельности на основе федеральных стандартов спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена, либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Административная ответственность в виде дисквалификации может быть применена к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта. Федеральный закон N 413-ФЗ предусматривает, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Дела об указанных административных правонарушениях должны рассматриваться судьями. Одновременно Федеральный закон N 413-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части установления полномочий общероссийской антидопинговой организации по передаче в орган, уполномоченный составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, сведений о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в т.ч. для применения административного наказания.

Нельзя также не отметить, что Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" спортивным федерациям как социально ориентированным некоммерческим организациям в области физической культуры и спорта предусмотрена возможность оказания финансовой поддержки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, которой определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.

Как видно, с принятием Федерального закона законотворческая работа не закончилась, и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона и других нормативных правовых актов с учетом современных потребностей нормального функционирования и эффективного развития отрасли.

Так, в настоящее время Минспорттуризмом России одобрена Система мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в т.ч. путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; осуществляется совместная с другими органами исполнительной власти работа над ее реализацией. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, социально-бытового обеспечения, пенсионного обеспечения и др.

Этот комплекс мер требует дополнительных средств, поэтому одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный Закон игр, в т.ч. в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в т.ч. предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. Немаловажная роль в принятии данных поправок принадлежит в т.ч. Министерству финансов РФ.

Это также связано с тем, что в связи с выведением спортивного покера из Всероссийского реестра видов спорта в настоящее время существует пробел в нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр, что негативно отражается на их функционировании в стране.

Россия - одна из первых стран, признавших карточную игру "покер" видом спорта. Приказом Росспорта от 26 июня 2007 г. N 378 на основании заявления Общероссийской общественной организации "Федерация спортивного покера России" вид спорта "спортивный покер" был введен во Всероссийский реестр видов спорта со спортивными дисциплинами "омаха", "семикарточный стад-покер" и "техасский холдем". С тех пор покер стал относиться к спортивным играм наряду, скажем, с шахматами, бильярдом, карточной игрой "бриджем" и др. Таким образом, покер уже был признан государством спортивной игрой, полезной и интеллектуальной <3>.

<3> См. об этом: Алексеев С.В. Правовой статус спортивного покера в России // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 2. С. 3 - 6; Алексеев С.В. Покер как интеллектуальная спортивная игра: становление и развитие в России // ПолитЭкономика. 2009. N 2.

Согласно действующей типологии игр все игры классифицируются на:

I) игры атлетические/силовые (футбол, хоккей, теннис и др.), где результат игры зависит в основном от атлетических способностей игроков;

II) игры интеллектуальные (шахматы, шашки, бридж, турнирный покер, нарды, домино и др.), где результат игры зависит в основном от интеллектуальных способностей игроков и которые, в свою очередь, делятся на:

  1. игры интеллектуально-спортивные (шахматы, шашки, бридж и др.);
  2. игры просто интеллектуальные, спортом не являющиеся (турнирный покер, нарды, домино и др.);

III) стоящие особняком игры азартные (рулетка, блек-джек, орлянка), результат которых зависит в основном от случая, везения, фарта.

20 июля 2009 г. в связи с тем, что игорные заведения, организующие азартные игры, в связи с законодательным запретом их деятельности после 1 июля 2009 г., за исключением 4 специальных зон, стали пытаться камуфлировать азартную деятельность под вывесками "спортивный покерный клуб", Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ подписал Приказ N 517, согласно которому турнирный покер был исключен из Всероссийского реестра видов спорта <4>.

<4> В Российской Федерации некоторые карточные игры продолжают иметь статус вида спорта, например бридж. На основании Приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от 08.08.2005 N 475 Лига спортивного бриджа имеет государственную аккредитацию по виду спорта "спортивный бридж" // СПС "КонсультантПлюс".

Однако из этого не следует, что турнирный покер, который официально признавался на протяжении 2 лет спортом, стал азартной игрой. Покер выведен из состава спортивных игр, и только. В этой связи следует согласиться с заключением Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В.Л. Мутко, в интервью "Газете.Ru" 07.06.2011 справедливо констатировавшего, что "покер сегодня не запрещенный вид деятельности, невключение в реестр видов спорта не является запретом. Просто он должен развиваться по другим законам" <5>. Действительно, с юридической точки зрения покер остается интеллектуальной и полезной просто социальной игрой наряду, скажем, с преферансом, домино, нардами, также спортом не являющимися.

<5> URL: http://www.gazeta.ru/interview/nm/s3636681.shtml; http://minstm.gov.ru/press-centre/news/xPages/entry.5846.html; http://minstm.gov.ru/press-centre/interview/xPages/entry.5851.html.

Следует отметить, что российскими судами неоднократно давалась однозначная оценка интеллектуально-коммерческих игр как игр, не основанных на риске, а соответственно, не являющихся азартными <6>.

<6> См., например: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2005 N А31-9182/1, ФАС Дальневосточного округа от 14 декабря 2005 г. N Ф03-А24/05-2/3962 // СПС "КонсультантПлюс".

В некоторых странах, в частности в Литве, Украине, Казахстане и др., турнирный покер уже не первый год продолжает быть официально признанным интеллектуальным видом спорта. В начале 2012 г. Министерство спорта Бразилии официально признало покер спортивной игрой. Поспособствовала этому конфедерация техасского холдема Бразилии, которая теперь является главной по покеру в стране. В реестр видов спорта на официальном сайте Министерства попали холдем, омаха, семикарточный стад, разз и другие покерные дисциплины. В 2016 г. состоятся Олимпийские игры по интеллектуальным видам спорта, Бразилия является кандидатом на их проведение.

Требует совершенствования правовой статус спортивных федераций, в т.ч. в части оптимизации их взаимодействия с органами управления физической культурой и спортом. Основным недостатком в сфере регулирования и управления деятельностью общероссийских и региональных спортивных федераций, влияющим на результаты выступления российских спортсменов, являются слабые управленческие возможности органов государственного управления, не в полной мере скоординированные действия Минспорттуризма России, Олимпийского комитета России и общероссийских спортивных федераций.

Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани 26 марта 2010 г. было поручено Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер по совершенствованию системы управления спортом высших достижений и обеспечить их реализацию.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. N Пр-996 по итогам указанного заседания Совета при Президенте Российской Федерации Минспорттуризм России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России разработал проект Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный на совершенствование системы управления спортом высших достижений.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности общероссийских спортивных федераций, конкретизации их прав и обязанностей, а также ответственности за развитие соответствующих видов спорта и подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации, достижение ими высоких спортивных результатов на международных официальных спортивных мероприятиях.

Кроме того, законопроектом предусматривается разграничение сфер ведения Минспорттуризма России и органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, совершенствование вопросов кадровой политики в области физической культуры и спорта.

Законопроект направлен также на уточнение понятийного аппарата Федерального закона, устранение имеющихся пробелов в законодательстве Российской Федерации в области физической культуры и спорта, централизацию управления сферой физической культуры и спорта.

В настоящее время законопроект находится в стадии принятия в Государственной Думе.

Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Минспорттуризм России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России продолжают работу по анализу практики применения законодательства и подготовке предложений по совершенствованию деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций.

Разработка всех рассмотренных нововведений и инициатив невозможна без применения научного инструментария, использования современных достижений теории спортивного права. "Научная основа - единственно верный камертон правотворческой и законодательной деятельности" <7>.

<7> См.: Крашенинников П.В. Спортивное право, которое нужно всем: вступительная статья к учебнику: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007. С. 8 - 9.

Наука спортивного права предполагает изучение закономерностей правового регулирования физкультурно-спортивных отношений, а также генерацию новых знаний в данной области. Результатом является формирующееся учение о спортивном праве - специфическая система взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий <8>.

<8> Алексеев С.В. Указ. соч. С. 141.

Учитывая сказанное выше и многое другое, сегодня можно с удовлетворением и уверенностью констатировать, что в структуре современного права сформирована комплексная отрасль - спортивное право, что позволяет решить, в частности, следующие задачи:

  • придать системе управления спортивным движением оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность;
  • создать условия для разработки долговременной программы развития этой системы;
  • более четко формулировать, юридически выражать и закреплять, а также обеспечивать претворение в жизнь основных норм и принципов спортивного движения;
  • охватить единым нормативным регулированием спортивные отношения как с учетом уже достигнутой общности в их правовом регулировании, так и сохраняющихся различий, обусловленных многообразием национальных спортивных законодательств;
  • систематизировать и кодифицировать обширный нормативно-правовой массив, обеспечивающий спортивную сферу, в значительной мере преодолеть пробелы в правовом регулировании физкультурно-спортивного движения. Это позволит одновременно существенно обновить и обогатить соприкасающиеся со спортивным правом правовые структуры;
  • предупредить, а в случае возникновения повысить эффективность разрешения в рассматриваемой сфере спортивных споров;
  • активизировать и сделать более целеустремленной научную разработку актуальных спортивно-правовых проблем, включая и научную концепцию развития спортивного права;
  • способствовать улучшению подготовки в юридических вузах кадров для работы в государственных и коммерческих структурах, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, а также совершенствованию правового обучения студентов в учреждениях олимпийского образования, физкультурных, педагогических и других неюридических вузах, готовящих специалистов для физкультурно-спортивной сферы.

Одним из важнейших механизмов развития современной науки спортивного права и совершенствования спортивного законодательства является взаимодействие и сотрудничество теории и практики, в частности Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России с Минспорттуризмом России, Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Комитетом Совета Федерации по социальной политике. Это способствует обмену положительным опытом научно-практической юридической и законотворческой работы в различных областях спортивного движения, формированию научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию спортивного законодательства. В том числе может способствовать систематизации и кодификации нормативно-правового массива, обеспечивающего спортивную сферу, в значительной мере поможет преодолеть пробелы в правовом регулировании спортивных отношений, а также одновременно обновить и обогатить смежные и сопутствующие спортивному праву направления юриспруденции.

Не сомневаемся, что укрепление взаимодействия и сотрудничества Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России с Минспорттуризмом России, Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Комитетом Совета Федерации по социальной политике и другими профильными организациями управления спортивным движением будет максимально эффективно способствовать становлению и развитию российского и международного спортивного права и законодательства, его последовательному внедрению в практику отечественного и мирового спорта, что в, свою очередь, будет способствовать:

  • созданию эффективного механизма правового регулирования спортивного движения, основанного на теории российского и международного спортивного права;
  • укреплению правового сознания и правового порядка в сфере спорта;
  • динамичному развитию российского и международного спортивного движения, новым большим спортивным успехам, победам и рекордам;
  • претворению в жизнь олимпийских идей и принципов;
  • укреплению мира и международного сотрудничества между народами;
  • удержанию и приумножению завоеванных Россией позиций в мировом спорте, сохранению статуса великой спортивной державы;
  • а также даст возможность в XXI веке полностью реализовать огромный социальный потенциал спорта и физической культуры на благо современного общества.

Системность как существенное качество права в полной мере присуща и МСП. Первичным элементом международного спортивного права являются нормы (от лат. Norma – правило, образец).

Нормы, входящие в структуру МСП, должны быть построены в логическую систему, центром которой выступают принципы, т.е. исходные и ведущие начала формирования, функционирования и развития МСП. Принципы права пронизывают всю материю МСП, выступая в качестве особого рода несущей конструкции и позволяя сгруппировать разнообразные нормы МСП в отдельные правовые институты.

Институт представляет собой обособленную совокупность норм, имеющих узкую группу схожих общественных отношений в качестве предмета регулирования. Промежуточным подразделением между нормой и институтом в системе МСП может выступать субинститут.

Международное спортивное право как комплексное правовое образование включает ряд отдельных взаимосвязанных категорий – норм, институтов и субинститутов, которые объединяются в единую, целостную, внутренне организованную, логически структурированную систему, в часть общего международного права.

Своеобразным силовым полем, не только объединяющим юридически разнородный материал в известную целостность, но и придающим ему специфический иерархический оттенок, выступает наряду с основными принципами также предмет правового регулирования – международная спортивная деятельность. Именно она позволят «замкнуть» разные по своей природе категории в единый слаженный механизм.

Система МСП – явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается «под давлением» национальных, культурных, экономических, глобальных и иных факторов. В то же время объективная природа МСП не означает, что государства не могут управлять развитием этой системы. Каждое государство в определенной степени вносит свой вклад в становление и эволюцию системы МСП. Многие институты и субинституты МСП возникли под осознанным влиянием или по инициативе развитых стран – ведущих спортивных держав, отдельных групп государств. Более того, управляемое воздействие на развитие МСП со стороны государств вообще и развитых государств в особенности усиливается.

В структуру МСП входят все виды институтов и субинститутов. В составе МСП имеются институты (субинституты) материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к МСП и смешанные (т.е. состоящие из норм различных отраслей, подотраслей общего международного права); учредительные, регулятивные и охранительные.

Краеугольным камнем МСП, применительно главным образом к международному олимпийскому движению, являются нормативные акты МОК, нормы которых в значительной своей части универсальны и императивны. МОК представляет собой механизм, сопоставимый с функциями, образно говоря, мирового министерства олимпийского спорта. В то же время система и нормативные акты МОК требуют корректировки.

В увязке с нормативными актами МОК и ряда других центральных МСО создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних универсальных соглашений, касающихся спортивной проблематики и охватывающих различное количество государств. В МСП существуют нормативные комплексы, используемые в регулировании международных спортивных отношений на региональном уровне (например, в Европейском Союзе). Кроме того, в состав МСП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние международные спортивные отношения. Наконец, нормы МСП регламентируют внутригосударственные спортивные отношения, осложненные международным (иностранным) элементом.

При систематизации МСП его нормы по образцу международного права в целом можно подразделить на Общую и Особенную (или Специальную) части. В Общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все международные спортивные отношения, а в Особенную – нормы, институты и субинституты, регулирующие лишь отдельные вопросы, «срезы», группы международных спортивных отношений.

Следовательно, в Общую часть МСП можно включить нормы, институты и субинституты, закрепляющие:

· принципы МСП;

· правовое положение МСО;

· правовой статус государств в сфере международных спортивных отношений;

· правовое положение национальных спортивных организаций как субъектов МСП;

· статус спортсменов, тренеров, судей и других индивидуальных субъектов МСП, и др.

В Особенную часть МСП входят следующие институты:

· международное регулирование трудовых и социальных отношений в сфере международного спортивного движения; правовые основы организации и проведения международных спортивных соревнований;

· международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере спортивных отношений;

· регулирование международных налоговых отношений в сфере спорта;

· регулирование противодействия применению допинга в международном спортивном движении;

· международное регулирование борьбы с преступностью в сфере спорта;

· регулирование рассмотрения и разрешения международных спортивных споров и др.

Объем международно-правовых норм, задействованных в процессе регулирования международной спортивной деятельности, постоянно увеличивается. МСП становится все более сложным и разветвленным. Вместе с тем именно в международном спортивном праве особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его «мягкости» или даже некой «незрелости». Это касается и проблем международного движения трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, и международной деятельности спортивных агентов, и очевидного недостатка «структуро-держащих» международно-правовых принципов, и недостаточности многосторонних механизмов и т.п.

В последнее десятилетие XX и начале XXI в. стали ощутимы скоординированные усилия МСО и государств в наведении дисциплины в отдельных вопросах функционирования международного спортивного движения. В первую очередь речь идет о проблеме противодействия применению допинга. При этом МСО и государства все глубже осознают, что специализированные международно-правовые нормы и институты являются и могут стать еще более эффективным инструментом настройки и регулирования международных спортивных отношений.

Таким образом, МСП находится в постоянном движении и развитии, видоизменяясь и трансформируясь в зависимости от потребностей каждого периода времени. Динамика развития МСП непрямолинейна, однако можно утверждать, что определяющим фактором развития является тенденция к унификации норм МСП, в том числе на основе международных договоров и соглашений, и к их универсализации.

Жукова Юлия Игоревна/Zhukova Yulia Igorevna , Российский Государственный Университет Дружбы Народов

Аннотация : в статье рассматривается роль спортивного права в правовой системе РФ ….

Ключевые слова : анализ, право,спортивное право

В современный период в России и во всем мире возрастает роль законодательства, регулирующего сферу физической культуры и спорта. Физическое воспитание граждан в нашей стране является неотъемлемой частью здорового образа жизни населения и предметом особого внимания со стороны государства, что обусловливает необходимость более глубокого изучения и понимания внутренней логики и закономерностей развития правовых норм, совокупность которых в настоящее время объединяется в систему спортивного права.

Вопросы, поднимаемые и обсуждаемые ведущими специалистами в области правового регулирования физкультуры и спорта в монографических и диссертационных исследованиях , а также в иных научных публикациях охватывают достаточно широкий спектр вопросов исследуемой комплексной отрасли права. Возрастающий интерес к спортивному праву со стороны юристов и общественности продемонстрировала также состоявшаяся 3 апреля 2015 года Девятая Международная научно-практическая конференция «Спортивное право. Перспективы развития».

Однако на сегодняшний день существует ряд проблем в определении соотношения спортивного и иных отраслей права.

Рассмотрение законодательства, регулирующего спортивные отношения, его предметной и целевой структуры, а также специфики и обособленности в общей системе законодательства позволяет с определенностью утверждать, что спортивное право, несомненно, представляет новую сложившуюся комплексную отрасль. Вместе с тем нельзя отрицать существование корреляции законодательства о спорте и административного законодательства России.

Основным нормативным документом, регламентирующим отношения в сфере физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", вступивший в силу в 2008 году. Но за время, прошедшее с момента принятия закона, в него было внесено достаточно изменений, наиболее значимыми из которых являются введение в закон понятий всероссийского реестра видов спорта и антидопинговых правил.

Так, в 2011 г. целях введения юридической ответственности за применение допинга были внесены соответствующие поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В статье 6.18 КоАП РФ закреплено, что «нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет», а аналогичные действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена, влекут дисквалификацию на срок три года.

Перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте конкретизирован федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. В частности, к запрещенным субстанциям дополнительно отнесены миметики и триметазедин; каратэ исключено из списка видов спорта, по которым в соревновательный период запрещен алкоголь; бета-блокаторы дополнительно запрещены в соревновательный период по подводному плаванию.

Следует заметить, что вопрос о соотношении административного и спортивного права в определенной степени можно считать дискуссионным, и с утверждением о том, что спортивное законодательство представляет собой структурную часть административного законодательства, вряд ли можно согласиться.

Специфика метода регулирования общественных отношений в сфере физической культуры и спорта заключается в том, что регулирование определенной части этих отношений осуществляется без обращения к императивному методу правового регулирования. Таким образом, следует признать, что спортивное право, будучи органически и родственно связано с административным правом, в целом и основном от него отличается.

Если согласиться с той схемой отношений законодательства и права, которая представляется в работах А.Ф. Шебанова и С.С. Алексеева , то следует признать, что обособившееся законодательство в сфере физической культуры и спорта активно формируется в комплексную отрасль права – спортивное право.

В данном отношении С.С. Алексеевым совершенно точно отмечено, что "в большинстве случаев, когда исторически формируется отрасль законодательства, это одновременно означает, что перед нами становление особой отрасли права... Это связано с тем, что само по себе обособление той или иной области законодательства уже означает... известное преобразование в самой правовой материи"

Вышеизложенное, а также специфика формирующихся в сфере спорта и физической культуры особых общественных отношениях, подтверждает обоснованность выделения комплексной отрасли права - спортивного права.

Предмет спортивного права как комплексной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм и институтов – это общественные отношения, связанные с различными направлениями в сфере физической культуры и спорта, а также возникающие между физкультурно-спортивными организациями и другими субъектами. Здесь могут возникать и некоммерческие отношения, а также отношения, связанные с государственным регулированием физкультурно-спортивной деятельности в целях обеспечения интересов общества и государства

Механизм управления физкультурно-спортивной деятельностью отличается многоэлементностью, поэтому очевидно, что в нем должны ассоциативно использоваться различные методы правового регулирования, что характерно для комплексных отраслей права.

Конкретизация основных функций спортивного права позволяет выделить регулятивную (фиксирование физкультурно-спортивных правоотношений, формирование прав и обязанностей сторон физкультурно-спортивных правоотношений; определение фактов, с которыми нормы спортивного права связывают начало юридических последствий) и охранительную (установление санкций и составов правонарушений, которые образуют основания для юридической ответственности) функции.

В силу того, что отношения в спорте развиваются достаточно стремительно, в современной практике появляются проблемы, задающие векторы совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

Федеральным законом от 03.11.2015 N 308-ФЗ "О внесении изменения в статью 34.3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закреплена необходимость обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки.

Тем не менее, правовая регламентация спортивной подготовки, закрепляющая механизмы установления требований к тренировочному процессу, совершенствование федеральных стандартов спортивной подготовки, регламентации деятельности тренеров, нуждается в совершенствовании.

Еще одним, не менее значимым направлением развития спортивного права, является исследование правового статуса спортивных федераций, а также совершенствование правового механизма их взаимодействия с органами государственной власти.

Особое отражение в спорте приобретают институты гражданского права (проблемы спонсорства), трудового права (правовые отношения между работодателем и спортсменом, тренером и работодателем), институт аттестации (допуск спортсмена к соревнованиям и определение квалификации тренера\спортсмена), институт страхования спортсменов, а также агентская деятельность. Необходимо обратить внимание также и на то, что своеобразие спортивного права определяется не только особенностями институтов, которые его составляют, но и системой, спецификой взаимодействия этих институтов.

Спорт, с одной стороны, это комплексное явление с множеством функций: имиджевой, экономической, инвестиционной и спонсорской, с другой стороны, спорт интерпретируется как динамично развивающаяся сфера, что обусловливает необходимость своевременного совершенствования законодательства. В числе приоритетных направлений дальнейшего развития законодательства следует отметить урегулирование отношений в сфере детско-юношеского спорта, спорта инвалидов, профессионального спорта.

Представляется, что рассмотрение системы спортивного права на концептуально-правовом уровне, позволит дальше строить работу по его совершенствованию, результатом которого станет повышение уровня правовой регламентации общественных правовых отношений в сфере физической культуры и спорта, соответствующего прогрессивным интересам развития личности, общества и государства.

См., например, Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2013; Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право: правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. 2-е изд. М.: Проспект, 2011; Соловьев А. А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте: Монография / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011 и др.

См., например, Жабин Н. А. Административно-правовое регулирование отношений в области спорта: автореф. дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 25 с.; Гребнев Р. Д. Конституционное право на спорт: сравнительно-правовое исследование: дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 27 с.; Понкина, А. И. Государственное управление и самоуправление в области спорта: дисс. …к.ю.н.- М, 2013.- 217 с.; Бабаев Р. Ю. Особенности правового регулирования труда иностранных граждан в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации: дисс. …к.ю.н.- М, 2014.- 173 с.

См., например: Шебанов А.Ф. О понятиях источника и формы права. // Правоведение. 1965. № 4

См., например, Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2 томах. Свердловск, 1973.