Статьи 65 арбитражного процессуального кодекса российской федерации. Теория всего

В раздел 2.1 вносятся суммы выплат физическим лицам, которые облагаются страховыми взносами по тарифу, установленному для данной организации (тариф указывается на странице Реквизиты формы).

    Если в течение одного отчетного периода применялось несколько тарифов, внесите суммы страховых взносов сначала по одному тарифу, а затем - аналогичным образом по следующим. То есть необходимо заполнить столько страниц (вкладок) раздела, сколько тарифов применялось. Переход между страницами (вкладками) осуществляется с помощью ссылок в верхней части страницы раздела.

    Значения денежных показателей отражаются в рублях и копейках, кроме строк 334, 341-342, а также разделов 3.5-3.8.

Необходимо внести вручную суммы только в поля белого цвета. Остальные суммы рассчитаются автоматически, если поля находятся в режиме автоматического расчета, т. е. серого цвета. .

Раздел состоит из 2-х блоков. В каждом блоке заполните следующие поля:

    Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (строки 201-203). Указываются:

    • (строки 201-202) суммы выплат, перечисленные в чч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ , а также начисленные в соответствии с межгосударственными соглашениями, нарастающим итогом с начала года и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода, применительно к годам рождения физических лиц.

      (строка 203) суммы выплат и иных вознаграждений, подлежащие обложению в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих/пребывающих на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также в соответствии с межгосударственными соглашениями.

    (строки 211-213). Указываются суммы выплат, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ и в соответствии с межгосударственными соглашениями.

    (строки 221-223). Указываются суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства или суммы расходов, которые не могут быть подтверждены документально и принимаемые к вычету, в размерах установленных .

    (строки 231-233). Указываются суммы выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц для начисления страховых взносов, превышающие предельную величину базы, устанавливаемую ежегодно Правительством Российской Федерации (в 2013 году - 568 000 руб.), в соответствии с .

    Взносы на суммы свыше предельной величины базы начисляются только по тарифам 01, 52, 53. А в индивидуальных сведениях с кодом категории НР эти суммы не отражаются.

    Количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы в соответствии с тарифом, всего (чел.) (строка 260). Отражается количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы в соответствии с тарифом, применяемым при заполнении подраздела 2.1.

    в том числе количество физических лиц, выплаты которым превысили предельную величину базы для начисления страховых взносов (чел.) (строка 261). Отражается количество физических лиц, выплаты которым превысили предельную величину базы для начисления страховых взносов, устанавливаемую ежегодно Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ .

Суммы базы для начисления взносов (строки 240-241) и суммы взносов на обязательное пенсионное страхование (строки 250-252) рассчитаются автоматически, исходя из введенных сумм выплат.

Обязательное медицинское страхование

    Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами (строка 272). Указываются суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами на обязательное медицинское страхование в соответствии с чч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ .

    Суммы расходов, принимаемых к вычету (строка 273). Указываются суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства или суммы расходов, которые не могут быть подтверждены документально и принимаемые к вычету, в размерах установленных ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ .

    Суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов (строка 274). Указываются суммы выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц для начисления страховых взносов, превышающие предельную величину базы, устанавливаемую ежегодно Правительством Российской Федерации, в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ .

Суммы выплат, начисленных в пользу физических лиц (строка 271), суммы базы для начисления взносов (строка 275) и суммы начисленных взносов на обязательное медицинское страхование (строка 276) рассчитаются автоматически, исходя из введенных сумм выплат.

В данном разделе сначала заполним блок Обязательное пенсионное страхование .

В I квартале 2013 г. заработок Иванова составил 300 тыс. руб. (по 100 тыс. руб. в каждом месяце). Он 1956 г. р., поэтому суммы выплат внесем в строку 201.

Петрову в отчетном периоде начислено 600 тыс. руб. (по 200 тыс. руб. в каждом месяце). Внесем эти суммы в 202 строку, т. к. Петров 1969 г. р.

Рисунок 1. Суммы выплат


В том числе в феврале Петрову было выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере 20 000 руб. Данная сумма не облагается страховыми взносами. Внесем эту сумму в строку 212.

У Иванова сумм, не облагаемых страховыми взносами, нет.

Каким документом утверждены формы СЗВ-6-3 и АДВ-6-4?

В целях обеспечения выполнения Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255 ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, формы СЗВ-6-3 представляются на основании Постановления ПФР от 24 марта2011 г. №59п.

C какой периодичностью представляются формы СЗВ-6-3 страхователями?

Формы СЗВ-6-3 представляются один раз в год, в отчетный период за календарный год.

Каким образом представляются формы СЗВ-6-3 в ПФР?

Формы СЗВ-6-3 представляются одновременно с отчетностью за 4 квартал 2011 года единым комплектом, который включает в себя:

1. Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица (СЗВ-6-3 +АДВ-6-4)

2. отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за 12 месяцев 2011 года.

3. сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - календарный 2011 год (АДВ 6-2 + СЗВ-6-1(2)).

Если организация представляет отчетность по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью, то отчетность должна быть направлена одновременно-ЕДИНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ ПАКЕТОМ.

В форме СЗВ-6-3 указывается только итоговая сумма заработной платы или обязательна разбивка по месяцам?

Разбивка по месяцам обязательна.

В форме СЗВ 6-3 в графе "Суммы выплат и иных вознаграждений" необходимо указывать сумму оклада или сумму, которую выплатили на руки?

В графе “Суммы выплат и иных вознаграждений” указываются все выплаты, которые начислены сотруднику, в течение календарного года. В графе “Из них, на которые начислены страховые взносы на ОПС” указываются суммы, на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Значение этой графы за год не должно превышать значение предельной базы (463000 руб. в 2011 году).

В случае если сотрудник работал в течение года в организации, применяющей один тариф налогообложения, как по трудовому договору, так и договору гражданско-правового характера, сколько форм СЗВ-6-3 необходимо на него формировать?

Необходимо формировать две формы СЗВ-6-3:

С типом договора трудовой;

С типом договора гражданско-правовой.

Если сотрудник часть отчетного периода проработал как обычный наемный работник, а затем стал инвалидом, каким образом представлять форму СЗВ-6-3?

Необходимо представить две формы СЗВ-6-3:

Одну с тарифом “НР”;

Вторую форму с тарифом “ООИ”.

При заполнении формы СЗВ-6-3 включается ли в доход оплата по временному листу нетрудоспособности?

В графу “Суммы выплат и иных вознаграждений”- включается. В графу “Из них, на которые начислены страховые взносы на ОПС” - не включается.

Необходимо ли представлять формы СЗВ-6-3 в случае, если:

1.организация не ведет финансово-хозяйственную деятельность. РСВ-1 представляется нулевая. ИС не представляются.

2.организация производит выплаты пенсионерам - бывшим работникам предприятия, на которых ИС не представляются.

1.Если в РСВ-1 строка 200 “Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц” >0 (есть начисления за предыдущие отчетные периоды), но нет начислений за 4 квартал, то в пакете должны быть формы СЗВ-6-3. Если в РСВ-1 строка 200“Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц”=0, формы СЗВ-6-3 не представляются.

2.Не представляется.

Указываются ли в форме СЗВ-6-3 выплаты по больничному листу по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком?

Указываются только в графе "Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица" в форме CЗВ-6-3. По выплатам, указанным в вышеназванной графе, ограничительных перечней нет.

К формам СЗВ-6-3 формируется одна опись?

Опись АДВ-6-4 формируется для каждой пачки с формами СЗВ-6-3. Отдельным файлом не формируется.

Каким образом осуществляется нумерация пачек с формами СЗВ-6-3?

Нумерация пачек сквозная. Для пачек с формами СЗВ-6-3 отдельной нумерации не вводится. Необходимо продолжить нумерацию, начатую в начале года по всем отчетам, представляемым в ПФР.

Опись АДВ-6-4 должна быть сформирована в рублях или в рублях с копейками?

Итоговая сумма по пачке указывается без копеек (

Каковы требования к заполнению форм СЗВ-6-3?

1.Отчетным периодом для формы СЗВ-6-3 является год.

2.При формировании данного вида отчетности необходимо учитывать всех сотрудников, работавших в организации в течение года, уволенных в том числе.

3. Суммы в форме указываются в рублях и копейках.

4.Заполнение итоговых сумм обязательно.

5.Помесячные суммы заполняются только в случае, если они в конкретном месяце есть.

6.В одной пачке форм СЗВ-6-3 может содержаться максимум 200 документов.

В соответствии с налоговой нормой ИП, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам, вправе уменьшить сумму "вмененного" налога на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФОМС в фиксированном размере. Однако, само понятие "индивидуальный предприниматель, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам" нуждается в уточнении, так как возможны различные варианты его толкования. Финансовое ведомство в Письме от 23.09.2013 N 03-11-09/39228 предложило свой вариант интерпретации этого понятия. Подробности - в данной статье.

Примечание. Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18595 данное Письмо доведено до сведения территориальных налоговых органов и налогоплательщиков. Кроме того, этот документ размещен на официальном сайте ФНС в разделе "Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами".

Прежде чем анализировать разъяснения, сделанные уполномоченным органом, следует пояснить, что явилось поводом для такого высказывания. Полагаем, здесь никакой интриги нет. Не последнюю роль в этом сыграли положения законодательства о .
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования") база для начисления страховых взносов для предпринимателей, производящих выплаты в пользу физических лиц, определяется как сумма таких выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Закона и начисленных за расчетный период, за исключением сумм, указанных в ст. 9 этого же Закона.

На основании ч. 3 ст. 9 Закона о страховых взносах в базу для начисления взносов, подлежащих уплате в ФСС, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (Постановление ФАС ЦО от 30.04.2013 N А35-9562/2012). Соответственно, в ПФР и ФОМС взносы с таких вознаграждений начисляются.
Согласно норме, установленной п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ, вправе уменьшить его на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФОМС в фиксированном размере, если не производят выплат и иных вознаграждений физическим лицам . При этом 50%-ное ограничение в данном случае не применяется.
Оговорка в налоговой норме о выплатах и иных вознаграждениях без указания основания, по которым они производятся, и стала поводом для разъяснений, приведенных в Письме Минфина России N 03-11-09/39228.

Версия Минфина о понятии "ИП, не производящий выплат и иных вознаграждений..."

В Письме N 03-11-09/39228 финансисты под индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, настоятельно рекомендуют (и налоговым органам, и налогоплательщикам) понимать, что им является предприниматель, который:

  • не имеет наемных работников;
  • не выплачивает вознаграждений физическим лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

При этом не имеет значения факт его регистрации в органах ПФР в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

Логика чиновников понятна: отсутствие наемных работников заведомо свидетельствует об отсутствии каких-либо выплат в их пользу. Ну а пассаж о гражданско-правовых договорах, очевидно, следует рассматривать как некий единый знаменатель для налоговых норм и норм законодательства о страховых взносах.

Здесь уместно отметить, что Письмо Минфина России N 03-11-09/39228, по сути, подводит черту под чередой разъяснений, посвященных практическому применению с 01.01.2013 правила, установленного п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ. По всей вероятности, чиновники решили больше не разбираться в хитросплетениях отдельных ситуаций, которые возникают у предпринимателей, а сразу расставить все точки над "i".

Ранее в Письме от 06.06.2013 N 03-11-11/21020 финансисты проанализировали ситуацию, когда единственный сотрудник предпринимателя находился в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, то есть фактически не осуществлял трудовую деятельность.

Как известно, назначение и выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица. Страхователем в данном случае является работодатель, а застрахованным лицом - работник (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 2.1 Закона о социальном страховании (Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")).

Итак, в рассматриваемой ситуации имеются и работодатель-предприниматель, и работник - физическое лицо, и выплата - социальное пособие. Вывод: п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ здесь не применяется. Тот факт, что такое пособие выплачивается за счет средств ФСС (ст. ст. 1.3, 11.1 Закона о социальном страховании), авторов Письма ничуть не смутил. Для них, очевидно, приоритетным стал сам факт выплаты, тогда как ее основание и источник, по их мнению, роли не играли.

Схожее мнение Минфин России высказал и по ситуации, когда единственная работница предпринимателя находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (Письмо от 25.04.2013 N 03-11-11/14473). Напомним, в анализируемой ситуации в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 работнице должны были осуществляться ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан. Согласно п. 20 этого Порядка такие выплаты производятся за счет средств, направляемых работодателем на оплату труда.

В данном случае также есть и работодатель, и работник, и выплата. Правда, на этот раз выплата хоть и поименована как компенсационная, тем не менее она осуществляется за счет средств, направляемых на оплату труда работодателем. Поэтому выводы финансового ведомства, сделанные в Письме N 03-11-11/14473, пожалуй, более корректны. Хотя и тут остаются сомнения, так как эта компенсационная выплата не является вознаграждением за исполнение трудовой функции.

Согласитесь, здесь есть над чем поразмыслить, поскольку отсутствие выплаты в пользу работника и отсутствие самого работника - это не одно и то же. Однако Минфин к решению обозначенной проблемы, как видим, подошел довольно жестко.

Со своей стороны полагаем, что положения п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ нельзя рассматривать отдельно от другой налоговой нормы - пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ. В ней буквально сказано следующее: сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам.

Ключевая фраза здесь - при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам . Полагаем, с ее учетом и должно трактоваться положение о том, что "выплаты не производятся", то есть "не производится выплат вознаграждений работникам". Это, в свою очередь, указывает на то, что не производятся выплаты за исполнение трудовых обязанностей , а не различного рода компенсационные выплаты и выплаты пособий.

Итак, рассмотренная ситуация остается неоднозначной, несмотря на точку зрения контролирующих органов. В целях избежания споров с налоговиками, очевидно, следует руководствоваться официальной позицией. Противоположный подход придется отстаивать в судебном порядке. И хотя исход подобных споров заранее предугадать довольно сложно, попробовать все же стоит, поскольку выводы, сделанные в Письме Минфина России N 03-11-11/14473, в дальнейшем могут заметно усложнить положение предпринимателей, применяющих спецрежим в виде ЕНВД. Примеры тому, увы, уже имеются.

Как версия Минфина воплощается в жизнь

Речь в данном разделе пойдет о Письме Минфина России от 15.10.2013 N 03-11-11/42963, в котором сделаны выводы, весьма негативные для налогоплательщиков.

Ситуация, рассмотренная чиновниками, довольно распространена на практике. Индивидуальный предприниматель осуществляет один и тот же вид деятельности, облагаемый в рамках спецрежима в виде ЕНВД, на территориях разных муниципальных образований. При этом в одной торговой точке (в одном муниципальном образовании) он работает сам, а в другой точке (в другом муниципальном образовании) - использует труд наемного работника. Страховые взносы, уплаченные за работника, превышают 50%-ный лимит вычета, то есть остается сумма взносов, не засчитываемых в счет уменьшения "вмененного" налога. Налогоплательщик спрашивает: можно ли этот остаток учесть при расчете налога по первой точке, поскольку торговые точки находятся в разных муниципальных образованиях и, соответственно, налоговые декларации сдаются в разные налоговые инспекции?

Сразу оговоримся, что описанная ситуация напрямую Налоговым кодексом не урегулирована.

Минфин России в Письме N 03-11-11/42963 ответил так. В случае осуществления одного вида предпринимательской деятельности на территории нескольких муниципальных образований уменьшение суммы "вмененного" налога на страховые взносы и иные выплаты, предусмотренные пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ, производится исходя из суммы выплат работникам, которые трудятся только в соответствующем муниципальном образовании .

Другими словами, в описанной ситуации предприниматель уплачивает не одну сумму налога по своей деятельности, а как бы разбивает ее на несколько частей, уплачиваемых в каждом муниципальном образовании, где он зарегистрирован в налоговой инспекции в качестве плательщика "вмененного" налога. Поэтому и вычет относится к каждой такой сумме, а не к сумме всего налога, уплачиваемого предпринимателем по "вмененному" виду деятельности.

Однако финансисты уточнили еще один момент: если предприниматель на территории одного муниципального образования осуществляет деятельность, в отношении которой применяет спецрежим в виде ЕНВД, и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то вне зависимости от того, что на территории другого муниципального образования, подведомственного другому налоговому органу, данный предприниматель, применяя спецрежим в виде ЕНВД, осуществляет тот же вид деятельности, но без привлечения наемных работников, он не вправе уменьшить сумму "вмененного" налога на уплаченные за себя страховые взносы в фиксированном размере, определяя налоговые обязательства по этому налогу по виду деятельности, который он осуществляет без привлечения наемных работников.

Как видим, данная позиция Минфина обусловлена его толкованием понятия "предприниматель, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам". Причем изложенный подход финансисты распространяют и на ситуацию, когда предприниматель применяет спецрежим в виде ЕНВД в отношении двух разных видов предпринимательской деятельности и использует труд наемных работников только при осуществлении одного из них. Как сказано в Письме Минфина России от 13.09.2013 N 03-11-09/37786, уменьшать сумму "вмененного" налога на сумму страховых взносов, уплаченных за себя в фиксированном размере, без применения ограничения в 50% в части суммы налога, исчисленной в отношении предпринимательской деятельности, которая осуществляется без привлечения наемных работников, предприниматель также не вправе.

Примечание. Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18590 данное Письмо доведено до сведения территориальных налоговых органов и налогоплательщиков. Кроме того, оно размещено на официальном сайте ФНС в разделе "Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами".

Между тем, если руководствоваться вышеизложенной точкой зрения финансового ведомства, выходит, что предприниматель, осуществляющий в одном из муниципальных образований предпринимательскую деятельность без привлечения наемной рабочей силы (самостоятельно), оказывается в худшем положении. Ведь в этом случае он не может воспользоваться вычетом, то есть сумма "вмененного" налога, подлежащего уплате в бюджет, у него будет больше, чем у имеющего работников и использующего вычет в виде сумм страховых взносов. И это при всех прочих равных условиях. Так и хочется спросить авторов Письма: а как же принцип равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ?

Декабрь 2013 г.