Статья 14.19 коап рф с изменениями

Текст статьи 14.19 КоАП РФ в новой редакции.

Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 14.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в части производства и оборота этилового спирта и изготовленной из него продукции.

Объективная сторона данного нарушения может выражаться как посредством совершения противоправных действий, так и посредством бездействия, т.е. невыполнения обязательных действий по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Суть объективной стороны данного деяния сводится к нарушению или несоблюдению требований учета этилового спирта и продукции, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

2. Субъектом ответственности по комментируемой статье выступают лица, в обязанности которых вменяется проведение учета этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции. В соответствии с действующим законодательством указанная обязанность возлагается на юридических лиц, осуществляющих производство и оборот этилового спирта и продукции с его содержанием. Однако в структуре любого юридического лица определяется должностное лицо, в обязанности которого вменяется обеспечение учета указанных объектов. Таким образом, субъектами ответственности наряду с самим юридическим лицом выступают и его уполномоченные должностные лица.

Субъективная сторона выражается в умысле виновного, как правило, речь идет о прямом умысле.

Следующий комментарий к статье 14.19 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 14.19 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объект правонарушения составляют общественные отношения в сфере установленного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Установление административной ответственности за нарушения, указанные в диспозиции данной статьи, направлено на осуществление полномочий государства по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных в ст. 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) и в иных нормативных правовых актах РФ.

Согласно ст. 14 Закона организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Учет объема производства, оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям пункта 2 статьи 8 Закона.

Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта.

В настоящее время порядок учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются:

Положением об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2006 г. N 380;

Положением о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 858;

Постановлением Правительства от 25 августа 2006 г. N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 873 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции".

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих установленный порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

При учете объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции единицей измерения является декалитр при температуре этой продукции +20°C. Учет осуществляется с точностью до сотых долей декалитра.

Учет объема производства осуществляется в организациях, которые производят:

этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию, а также спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции (далее - продукция), основное технологическое оборудование для производства которой оснащается автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее - автоматические средства измерения) (см. также Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2006 г. N 396);

Учет объема производства осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации (далее - технические средства), которыми оснащено основное технологическое оборудование (о требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции см.: Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 253; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 873).

Учет объема оборота производится в организациях, осуществляющих оборот (за исключением розничной продажи) продукции, с применением технических средств, которыми оснащено оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи).

Для учета объема производства продукции (за исключением вина и (или) виноматериалов) используются следующие показатели:

объем готовой продукции;

объем безводного (100-процентного) спирта в готовой продукции; количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару; концентрация безводного спирта в готовой продукции.

Для учета объема производства вина и (или) виноматериалов (за исключением натурального вина, в том числе игристого вина, газированного вина, шипучего вина и шампанского) используются следующие показатели:

объем готовой продукции;

количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару.

Для учета объема производства натурального вина, в том числе игристого вина, газированного вина, шипучего вина и шампанского, используется показатель количества готовой продукции, разлитой в потребительскую тару.

Показатели, используемые для учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи), фиксируются в журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - журнал) с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - программные средства), устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи).

Показатели, используемые для учета объема производства продукции, фиксируются организацией, осуществляющей ее производство, в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование, оснащенное автоматическими средствами измерения.

Показатели, используемые для учета объема производства спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, включенной в перечень спиртосодержащей непищевой продукции, устанавливаемый Правительством РФ, фиксируются организацией, осуществляющей ее производство, в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование, не оснащенное автоматическими средствами измерения.

Показатели, используемые для учета объема оборота (за исключением импорта и розничной продажи), фиксируются организацией, осуществляющей оборот (за исключением импорта и розничной продажи) и (или) использование для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема импорта и розничной продажи).

Показатели, используемые для учета объема импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фиксируются организацией, осуществляющей их ввоз (импорт) на таможенную территорию РФ, в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Показатели, используемые для учета объемов производства и оборота, не должны отклоняться от показателей, указанных в первичных учетных документах организаций, осуществляющих производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, более чем на объем, рассчитанный в соответствии с порядком оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждаемым Министерством финансов РФ.

Отклонения показателей, полученные организациями при оценке достоверности учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фиксируются в журнале.

Информация, зафиксированная в журналах, используется организациями, осуществляющими производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

3. Субъекты данного правонарушения - юридические лица, а также их должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Комментарий к Ст. 14.19 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в части производства и оборота этилового спирта и изготовленной из него продукции.

Объективная сторона данного нарушения может выражаться как посредством совершения противоправных действий, так и посредством бездействия, т.е. невыполнения обязательных действий по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Суть объективной стороны данного деяния сводится к нарушению или несоблюдению требований учета этилового спирта и продукции, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 522 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

2. Субъектом ответственности по комментируемой статье выступают лица, в обязанности которых вменяется проведение учета этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции. В соответствии с действующим законодательством указанная обязанность возлагается на юридических лиц, осуществляющих производство и оборот этилового спирта и продукции с его содержанием. Однако в структуре любого юридического лица определяется должностное лицо, в обязанности которого вменяется обеспечение учета указанных объектов. Таким образом, субъектами ответственности наряду с самим юридическим лицом выступают и его уполномоченные должностные лица.

Субъективная сторона выражается в умысле виновного, как правило, речь идет о прямом умысле.

СТ 14.19 КоАП РФ

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Комментарий к Ст. 14.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Полномочия государства по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; в Постановлениях Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей", от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 08.01.2009 N 2 "Об оптимизации функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 09.03.2010 N 136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации"; в Приказах Росалкогольрегулирования от 30.04.2010 N 31н "О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях", от 01.07.2010 N 43н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

3. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.

4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 N 15АП-12195/2015 по делу N А32-16488/2015

Дело N А32-16488/2015


Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,

при участии:

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу: представитель Юнусов К.Т. по доверенности от 19.05.2015 N 3-13, удостоверение;

от общества с ограниченной ответственностью "Ритейл Импорт": представитель Киселева И.П. по доверенности от 15.04.2015, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 16.06.2015 по делу N А32-16488/2015, принятое судьей Любченко Ю.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритейл Импорт"

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу

о привлечении к административной ответственности,


установил:


Общество с ограниченной ответственностью "Ритейл импорт" (далее общество, ООО "Ритейл импорт", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО) о признании незаконным постановления N 09-17 от 28.04.2015 г., которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2015 заявленные требования удовлетворены, постановление от 28 апреля 2015 N 09-17 признано незаконным и отменено. ООО "Ритейл импорт" объявлено устное замечание. Судебный акт мотивирован малозначительностью совершенного обществом правонарушения.

Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствует об его исключительности, позволяющей сделать вывод о возможности применения малозначительности.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки ООО "Ритейл импорт", осуществляющего деятельность на основании лицензии N 23ЗАП0001859 от 10.06.2013, на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка сроком действия до 31.05.2018, (приказ о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО "Ритейл импорт" N 88 от 31.03.2015 г.), в период с 06.04.2015 по 10.04.2015, по адресу места нахождения обособленного подразделения (склада): 392540, Тамбовская область, с. Стрельцы, комплекс "Мотель", дом N 2, здание регионального распределительного центра Литера Ж, 1 этаж, номер по плану 114 (S = 327,2 кв. м) (место правонарушения), установлен факт нарушения ООО "Ритейл импорт" положений ст. ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 19.06.2006 г. N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" (далее - Постановление N 380), Приказа Федеральной налоговой службы России от 17.08.2006 г. N ММ-3-07/534@ "Об утверждении формы журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Приказ ФНС N ММ-3-07/534@), а именно:

ООО "Ритейл импорт" заведен журнал учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Журнал) по соответствующей форме, утвержденной приказом ФНС от 17.08.2006 N ММ-3-07/534@. При этом, в нарушение требований Порядка заполнения журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом ФНС России 17.08.2006 N ММ-3-07/534@, ООО "Ритейл импорт" в разделе 3 Оборот (закупка и хранение) в графе 1 "Дата" указаны недостоверные сведения о дате фактического поступления алкогольной продукции по таможенным декларациям и товарно-транспортным накладным на закупку алкогольной продукции.

Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении N 09-17 от 16.04.2015 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал законный представитель ООО "Ритейл импорт" Цыпленков В.В., которому были разъяснены права и обязанности, копию протокола получил нарочно, о чем свидетельствует подпись законного представителя общества в соответствующей графе протокола.

28.04.2015 заместитель руководителя Управления, в присутствии представителя общества по доверенности Кисилевой И.П. вынесено постановление N 09-17, которым ООО "Ритейл импорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.19 КоАП РФ, и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 -ФЗ.

Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей (далее по тексту - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 г. N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей".

Согласно п. 11 Правил, значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Форма журнала и порядок его заполнения учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта утверждены приказом ФНС от 17.08.2006 N ММ-3-07/534@ "Об утверждении формы журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Согласно Порядку заполнения Журнала в графе 1 "Дата" указывается дата фактического производства (поступления, отгрузки) продукции.

Дата фактического поступления алкогольной продукции отражается в графе 24 "Груз получен" в CMR (международной товарно-транспортной накладной), что также подтверждается пояснительной запиской ООО "Ритейл импорт" от 10.04.2015 N 151/РИ.

При этом, ООО "Ритейл импорт" в графе 1 "Дата" Журнала указана дата по таможенной декларации или товарно-транспортной накладной.

Таким образом, в нарушение п. 11 Правил, утвержденных Постановлением N 380, Приказа ФНС от 17.08.2006 г. N ММ-3-07/534@ ООО "Ритейл импорт" в Журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции зафиксированы недостоверные сведения о дате фактического поступления алкогольной продукции.

Суд первой инстанции обоснованно признал ошибочной позицию общества о том, что в приказе ФНС от 17.08.2006 г. N ММ-3-07/534@ отсутствует определение понятие "фактическое поступление продукции" по следующим основаниям.

В силу пункта 11 Постановления Правительства N 380 значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объема производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения устанавливаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Согласно письму ФНС от 17.11.2006 N 07-2-05/7241 "В графе 1 разд. 3 "Оборот (закупка и хранение)" Журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - журнал) следует указывать дату поступления продукции на склад, а в графе 1 разд. 4 "Оборот (хранение и поставка)" журнала - дату отгрузки продукции со склада. Журнал должен заполняться только в дни поступления или отгрузки продукции..."

Данные в графе 1 разд. 3 "Оборот (закупка и хранение)" Журнала учета алкогольной продукции в соответствии с требованиями закона должны совпадать со сведениями, содержащимися в ЕГАИС. В соответствии со сведениями, внесенными Обществом в ЕГАИС, Общество понимало значение формулировки "фактическое поступление продукции". При этом внесение сведений только в ЕГАИС, не может свидетельствовать о полном исполнении требований законодательства. Административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.19 КоАП РФ, относится к правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения установленных правил учета, в связи с чем, невыполнение одного из требований таких правил влечет применение административной ответственности.

Таким образом, для осуществления надлежащего контроля за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, организации, осуществляющие данный вид деятельности, обязаны вести журнал в соответствии с Приказом ФПС РФ от 17.09.2006 N ММ-3-07/53@.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу А53-14397/2014).

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

Факт нарушения требований законодательства обществом материалами административного дела доказан.

Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Надлежащее извещение общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.

ООО "Ритейл импорт" возражало против привлечения к административной ответственности с назначением наказания в размере 150 000 тысяч рублей, просило применить малозначительность. Обосновывает свою позицию, основываясь на системном толковании положений Закона N 171, Постановления Правительства от 19.06.2006 г. N 380 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Приказа ФНС РФ от 17.08.2006 г. N ММ-3-07/534@ "Об утверждении формы журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 г. N 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной продукции, об использовании производственных мощностей.

Так, в соответствии с нормами п. п. ч, ш пункта 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.2006 г. N 522 (в ред.от 18.03.2014 г.) организация в числе прочих сведений предоставляет в Единую информационную систему:

ч) сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории РФ, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза;

ш) сведения, содержащиеся в справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза.

Судом первой инстанции установлено, что сведения о дате поступления продукции непосредственно на склад хранения, не внесенные в журнал учета объемов оборота алкогольной продукции, были при этом внесены Обществом в ЕГАИС.

Кроме того, все товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию, содержащие дату документа и дату прибытия товара на склад хранения были представлены в ходе проверки. Обязанность по учету объема закупки, хранения и поставки алкогольной продукции была выполнена Обществом в соответствии с требованиями ФЗ N 171 и иных нормативных актов. Ошибок и несоответствий при внесении Обществом сведений в ЕГАИС, в ходе плановой проверки не было выявлено, что не оспаривается Заинтересованным лицом.

Существенных процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении административного дела, судом не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, основной целью административного наказания является не наказание, а предупреждение совершения новых правонарушений.

Между тем, в рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также из разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 не следует, что положения статьи 2.9 КоАП РФ не могут применяться к составу административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.19 КоАП РФ.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Судом не установлено пренебрежительного отношения субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", арбитражный суд, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.

Таким образом, оценив обстоятельства совершения правонарушения, его последствия, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения как малозначительного.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой апелляционный суд не усматривает.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


постановил:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2015 по делу N А32-16488/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.


Председательствующий М.В.СОЛОВЬЕВА


Судьи Н.Н.СМОТРОВА С.С.ФИЛИМОНОВА

Полный текст ст. 14.19 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 14.19 КОАП РФ.

Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ.

Комментарий к статье 14.19 КоАП РФ

1. Установление административной ответственности за нарушения, указанные в диспозиции данной статьи, направлено на осуществление полномочий государства по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных в ст. 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изм. и доп.), в Постановлениях Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изм. и доп.), от 19 июня 2006 г. N 380 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изм. и доп.), от 25 августа 2006 г. N 522 (с изм. и доп.), утвердившем Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и в иных нормативных правовых актах Российской Федерации. См. также Постановления Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 2 "Об оптимизации функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 9 марта 2010 г. N 136 "О некоторых мерах по ведению государственной информационной системы учета объема и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации"; Приказы Минфина России от 13 августа 2009 г. N 92н (РГ. 2009. 14 окт.), от 30 апреля 2010 г. N 31н (РГ. 2010. 1 сент.) и Росалкогольрегулирования от 1 июля 2010 г. N 43н (РГ. 2010. 1 сент.).

2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии как должностным лицом, так и организацией необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.

В частности, в соответствии со ст. 8 упомянутого Федерального закона организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия, выданный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, а при производстве на территории РФ и ввозе на территорию РФ алкогольной и спиртосодержащей продукции такое оборудование должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

Нарушениями, связанными с названными приборами и счетчиками, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 июля 1998 г. N 727 (с изм. и доп.), могут быть: факты производства продукции с вышедшим из строя контрольным и учетно-измерительным оборудованием, нарушения работы и условий эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования; факты производства продукции на технологическом оборудовании, не оснащенном контрольным и учетно-измерительным оборудованием; факты физического или иного воздействия на контрольное и учетно-измерительное оборудование с целью фальсификации данных и показателей, подлежащих контролю и регистрации на указанном оборудовании и т.п.; использование на технологическом оборудовании по производству продукции дополнительных устройств, оборудования, приспособлений и механизмов, позволяющих избежать или воспрепятствовать непрерывному контролю, учету и регистрации времени работы указанного технологического оборудования и объемов выпускаемой продукции; отсутствие или повреждение пломб на коммуникациях или приборах измерения и учета, опломбированных (опечатанных) уполномоченным на то органом.

3. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица (см. комментарии к ч. 3 ст. 2.1 и ст. 14.17).

С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

4. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 14.19 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 14.19 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.