Статья 152 о персональных данных. Федеральный закон "О персональных данных": основные положения простыми словами

Федеральный Закон 152 «О персональных данных» регулирует всю деятельность, связанную с обработкой персональных данных. Он призван защищать права и свободу любого гражданина Российской Федерации, защитить семейные тайны, личную и частную жизнь каждого человека.

Общие положения

Закон о персональных данных 152 регулирует все правоотношения и условия обработки личной информации любым органом, физическим или юридическим лицом. Краткое содержание закона в том, что любые органы или лица могут автоматизировать сбор и обработку персональных данных, вносить их в материальные носители или картотеки и имеют право на доступ к ним.

Использовать этот закон можно не только внутри правовых органов, но и в информационно-телекоммуникационных сетях и организациях. Принят он был 8 июля 2006 года Государственной Думой и 14 июля того же года одобрен Советом Федераций. Состоит из шести глав и 25 статей. Последние изменения в него были внесены первого июля 2017 года.

Структура закона:

  • В первой главе объясняется суть закона, его цель, основные термины и понятия, на какую сферу влияет и распространяется;
  • Во второй главе объясняется принцип работы с персональными данными в соответствии с законом. Какие условия должны соблюдаться, конфиденциальность данных пользователей, их согласие на обработку данных, специальные категории и т. д.;
  • В третьей главе описываются права, которыми обладают субъекты, чьи данные собираются и используются;
  • В четвертой главе описываются обязанности лиц, занимающихся сбором, анализом, использованием данных. Такие лица называются операторами;
  • В пятой главе говорится об ответственности операторов и каким образом государство контролирует выполнение обязательств и служение закону;
  • В шестой главе оформлены все дополнительные и заключительные положения.

С каждым изменением в законе растут требования по отношению к организациям, собирающим личную информацию граждан и к операторам.

Особенности использования персональных данных по ФЗ 152

Главное условие использования персональных данных по ФЗ 152 - сбор, обработка и использование должны быть на законных и справедливых основаниях.

Органы, которые могут использовать 152 федеральный закон:

  • Федеральный орган государственной власти;
  • Муниципальные органы;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • Органы местного самоуправления;
  • Иные государственные органы.

Использование данных лицами разрешено в случаях:

  • Предварительно определены законные и действительные цели для использования;
  • Личная информация актуальна, полна и ее достаточно для выполнения поставленной цели. При недостаточном количестве информации для выполнения задач оператор дополняет их, при избыточном количестве информации, оператор ее удаляет;
  • Если информация обрабатывается и используется в поставленные для этого сроки. Храниться данные должны в форме, позволяющей в любой момент определить субъекта. По достижению цели оператор обезличивает данные или удаляет всю информацию.

Описываемый закон принят Государственной Думой и использование личной информации для органов, организаций и определенных физических лиц разрешено Правительством Российской Федерации.

Какие были внесены поправки?

Начиная с 2009 года было внесено множество поправок в закон о персональных данных.

В статье номер 3 по последней поправке перечислены термины и определения этих терминов, статья называется «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». В тексте объясняется что такое персональные данные, трансграничная передача персональных данных, кто такой оператор, что такое информационная система персональных данных, как происходит обработка и что это, обезличивание, автоматизация, распространение, уничтожение, предоставление и блокирование персональных данных.

В статье номер 5 последние поправки были произведены 25 июля 2011 года при помощи закона Согласно новой редакции 5 статьи, использование и обработка личной информации справедлива и законна. Все цели и задачи, по которым происходит сбор и обработка информации, законны и определены предварительно. В последней редакции 5 статьи определены условия хранения такого вида информации и способы обновления и удаления ее оператором.

В статье номер 7 по последним поправкам определена суть конфиденциальности персональных данных. Оператор не имеет права распространять ее третьим лицам без согласия на то субъекта.

Поправки произошли и в статье номер 9. Новая редакция этой статьи определяет согласие субъекта на распространение и обработку персональных данных. Дееспособный субъект может согласиться на условия оператора в любой доступной ему форме, в собственных интересах и по свободной воле. Субъект имеет право отозвать согласие.

Письменное согласие субъекта на предоставление персональных данных выглядит следующим образом:

  • ФИО, адрес, идентификационный номер паспорта, информация о документе (дата и место) и т. д.;
  • Информация из доверенности при наличии представителя субъекта;
  • ФИО, адрес и должность оператора, получающего документ;
  • Цель, для чего нужны данные субъекта;
  • Перечень персональной информации субъекта, которая будет использована оператором;
  • Список действий оператора, которые он произведет по согласию субъекта;
  • Срок использования и способы отзыва документа;
  • Подпись субъекта и оператора с расшифровками.

Поправки были внесены и в статью номер 19. В тексте этой редакции говорится о мерах безопасности, которые используются для защиты прав и свободы субъектов. Оператор обязан использовать все имеющиеся меры по безопасности и защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним третьих лиц. Происходит применение технических мер, контроль, установление порядка, установление правил, учет, восстановление и обнаружение фактов взлома и т. д. Требования к защите устанавливаются Правительством Российской Федерации. Каждая организация или орган принимают определенный устав или правовые нормы, положения которых обязуют сотрудников принимать определенные меры для безопасности личной информации субъектов и конфиденциальности.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 152

Последняя редакция Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» была произведена 29 июля 2017 года. Закон 152 ФЗ о защите персональных данных в последней редакции потерпел изменения в статьях 1, 2, 3 и 6.

Чтобы защититься от проникновения в личное пространство, защитить собственную свободу и права, субъект, чья личная информация используется, может изучить 152 Федеральный Закон.

Поправки и редакции Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» можно скачать

Федеральный закон о защите персональных данных претерпел последние изменения (обновления) в сентябре 2015 года, а вот с 1 января 2016 нововведений не поступило, хотя многие их ожидали.

Согласно последней редакции ФЗ каждый гражданин РФ имеет исключительное право на защиту личной конфиденциальной информации которая является недоступной для третьих лиц.

Что является персональными данными по закону РФ?

В соответствии с нынешним профильным законодательством Российской Федерации персональными данными принято считать:

  • паспортные данные,
  • имена и фамилии,
  • некоторые другие моменты, которые стали известны субъекту в процессе определенных правоотношений.

К примеру, ФЗ 152 также регламентирует правила о нераспространении полученной информации банком при заключении кредитных и иных соглашений. Практический смысл этого соглашения значится в том, что россиянин, доверив свои данные в рамках определенных отношений, может быть уверен в их сохранении в тайне. В противном случае, нарушение этого правила может предусматривать и уголовное наказание. Общими словами, указанная информация является конфиденциальной и о ее разглашении или распространении не может быть и речи.

152 ФЗ закон о персональных данных

Настоящий законопроект был окончательно подготовленным в 2006 году. До этого времени в России подобного акта не существовало, а это значит, что на территории нашей страны граждане в этом плане были незащищенными. Федеральный закон от 27 июля 2006 г n 152 ФЗ о персональных данных юридически вступил в силу после его одобрения Советом Федерации. Должный административный порядок предполагает, что чтение проводит Госдума, а верхняя палата дает одобрение. Этот порядок действий предусмотрен для узаконивания каждой новой редакции.

О том, что будет за нарушение ФЗ поговорим далее.

Закон 152 ФЗ об обработке персональных данных новая редакция на 2016,

Текст ФЗ с комментариями и пояснениями в новой редакции можно обнаружить в интернете на профильном сайте «Консультант+». Тут же описывается система и сфера работы данного акта. Материал указан с изменениями и поправками за 2016 год, поэтому он максимально актуальный. Ознакомившись с данным актом, каждое лицо найдет ответ на имеющийся вопрос. К примеру, россиян обычно интересуют следующие моменты:

  • определение о конфиденциальности (неразглашении);
  • ответственность в случае нарушения (действующая редакция);
  • работа норм (или что такое персональные данные);
  • судебная практика (обычно касается использования информации банками);
  • новая (последняя) редакция.

Нарушение закона о персональных данных и ответственность за разглашение информации

При несоблюдении установок ФЗ 152 о неразглашении персональных данных к ответчику может быть применено сразу два вида наказания:

  • по статье (до 5 лет заключения);
  • и по (штраф до 5 тыс. рублей).

Гражданский и трудовой кодексы содержат лишь предписывающие диспозиции в этой связи. Здесь даются разъяснения об обработке, предоставлении, хранении, передаче, удалении информации и наказании за все эти действия.

Закон о хранении персональных данных на территории РФ в Интернете

Соблюдение всех правил и защита персональных данных и прав являются обязательными на всей территории России. Государственный контроль за работой данного постановления в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор. Поэтому, если у вас обозначился вопрос относительно того, куда в таких случаях жаловаться, то мы вам указали на уполномоченную структуру. Образец обращения можно отыскать также в сети. Требование соблюдения всех положений акта не терпит исключений.

О передаче третьим лицам, что сказано в ФЗ 152?

Отношение Операторов персональных данных к требованиям законодательства разнообразно. Кто-то предпочитает ничего не делать, не подавать уведомление об обработке ПДн в Роскомнадзор и надеяться, что вопросы контроля обработки ПДн его не коснутся. Кто-то отдает вопросы защиты информации полностью на откуп сторонним организациям. Кто-то находит шаблонные комплекты организационно-распорядительных документов в общедоступных источниках, корректирует их, распечатывает и на этом останавливается. Каждый из этих подходов имеет свои недостатки.

Бездействие Оператора не спасает его от плановых или внеплановых (например, организованных по жалобе субъекта ПДн) проверок контролирующих органов. На фоне новостей о постоянно растущих штрафах за нарушения требований обработки ПДн такой подход выглядит малопривлекательным.

При полной передаче вопросов защиты информации на аутсорсинг появляется риск значительно переплатить. Это часто выливается в покупку дорогостоящих средств защиты информации с избыточной и не всегда востребованной функциональностью. Кроме того, созданная и внедренная система защиты без поддержки пользователей и администраторов Оператора в какой-то момент перестает быть актуальной. Ведь система защиты — это не только реализация технических мер и средств, а еще и организационные мероприятия, направленные на выработку сотрудниками Оператора норм и правил корректного отношения к защищаемой информации.

Шаблонные комплекты из сети позволяют создать лишь видимость защиты информации, при этом информационные системы фактически остаются уязвимы и подвержены угрозам.

Мы предлагаем синтетическую концепцию, когда уполномоченное лицо Оператора самостоятельно проходит определенные шаги построения системы защиты. А на этапе технической реализации системы защиты возможно привлечение специализированных организаций.

Такой подход позволяет уполномоченным лицам Оператора лучше понять существующие процессы обработки информации, включить в работу всех заинтересованных лиц и в результате получить эффективную систему защиты информации. Рассмотрим подход подробнее.

Нормативная база

Каждый оператор, приступая к работе, задается вопросом — с чего начать? Определимся с нормативной базой, на которую будем опираться.

  1. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10.07.2014 № 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности».

Разберем порядок действий на отдельно взятой информационной системе.

ГИС или не ГИС

Сначала необходимо понять, относится ли рассматриваемая система к государственным информационным системам (ГИС) или нет. От этого будет зависеть подход к защите. Как определить, ГИС перед нами или нет, описано в отдельной .

Актуальные угрозы ИБ

Необходимо определить, какие угрозы ИБ актуальны для рассматриваемой информационной системы. Определение актуальных угроз производится в соответствии с «Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных». В общем случае алгоритм выглядит так:

  1. По совокупности ответов на ряд первичных вопросов делается вывод об исходной защищенности информационной системы.
  2. Формируется перечень рассматриваемых угроз на основании «Базовой модели угроз безопасности персональных данных» и Банка данных угроз безопасности информации (см. выше). Для каждой угрозы экспертным путем определяется вероятность реализации.
  3. На основании вероятности реализации и уровня исходной защищенности определяется коэффициент реализуемости для каждой угрозы.
  4. Для каждой угрозы экспертным путем определяется показатель опасности для ИС и Оператора.
  5. На основании показателей реализуемости и опасности делается вывод об актуальности для каждой угрозы. Формируется перечень актуальных угроз.

Уровень защищенности ИСПДн

Необходимо определить, к какому типу относятся актуальные угрозы. Существуют три типа угроз:

  • связанные с наличием недекларированных возможностей в системном программном обеспечении;
  • связанные с наличием недекларированных возможностей в прикладном программном обеспечении;
  • не связанные с наличием недекларированных возможностей в системном и прикладном программном обеспечении.

Рассматриваем каждую угрозу в отдельности. Определяем, к какому максимальному типу они относятся.

Следующим шагом необходимо определить категорию обрабатываемых данных. Существуют следующие категории персональных данных:

  • специальные;
  • биометрические;
  • общедоступные;
  • иные.

В одной ИС могут обрабатываться несколько категорий персональных данных. Подробное определение категорий дано в № 152-ФЗ.

Необходимо определить объем обрабатываемых ПДн. Здесь возможны 3 вариации:

  • до 100 тысяч;
  • более 100 тысяч;
  • ПДн сотрудников Оператора (без привязки по объему).

На основании типа угроз, категории ПДн и объема ПДн делается вывод об уровне защищенности системы в соответствии с постановлением Правительства № 1119.

Для Определения УЗ можно воспользоваться специальной таблицей:

Класс ГИС

Если рассматриваемая система относится к ГИС, необходимо определить ее класс в соответствии с приказом ФСТЭК № 17 от 11.02.2013.

Для этого определяются дополнительные к предыдущему разделу показатели:

  1. Масштаб ГИС. Может быть федеральным, региональным и объектовым. Критерии определения зафиксированы в приказе ФСТЭК №17.
  2. Уровень значимости информации — определяется степенью возможного ущерба Оператора от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности информации. Имеет три значения по убыванию значимости — УЗ1, УЗ2, УЗ3. Определяется экспертным путем. Критерии определения зафиксированы в приказе ФСТЭК № 17.

На основании уровня значимости и масштаба ИС делается вывод о классе ГИС.

Базовый набор мер

После определения уровня защищенности и класса (для ГИС) нужно перейти к формированию общего перечня требований и мер, которые необходимо обеспечить в ИС.

Для ИСПДн требования формируются в соответствии с определенным уровнем защищенности на основании № 152-ФЗ, постановления Правительства № 1119, приказа ФСБ РФ № 378 и приказа ФСТЭК № 21.

Для ГИС, помимо требований, необходимых для ИСПДн, дополнительно добавляются требования приказа ФСТЭК № 17.

В результате должен быть сформирован общий перечень требований и мер, которые необходимо обеспечить в ИС. Назовем его базовый набор мер.

Адаптированный набор мер

Следующим шагом является анализ полученного базового набора мер и его актуализация. То есть удаление из него всех мер, несвойственных рассматриваемой информационной системе. Например, удаляем меру «Защита беспроводных сетей», если беспроводные технологии в ИС не применяются. В итоге получаем адаптированный базовый набор мер .

Дополненный набор мер

Исследуем адаптированный базовый набор мер и соотносим его с перечнем актуальных угроз ИБ. В случае если ни одна мера не закрывает отдельную актуальную угрозу, дополняем набор дополнительными мерами. В результате все актуальные угрозы должны быть закрыты мерами ИБ из набора мер. На выходе получаем дополненный адаптированный базовый набор мер .

Система защиты информации

В соответствии с полученным набором мер осуществляется выбор технических средств защиты или организационных мероприятий, направленных на выполнение мер. Происходит формирование проекта системы защиты информации.

Для ИСПДн сертифицированные средства защиты информации применяются для закрытия актуальных угроз ИБ.

Для ГИС применяются только сертифицированные средства защиты информации.

Реализуется внедрение системы защиты по созданному проекту. Внедряются организационные меры и технические средства защиты. Разрабатываются политики, положения, инструкции, которые внедряются в процессы обработки информации. Устанавливаются, настраиваются и вводятся в эксплуатацию средства защиты информации. На этом этапе привлекаются специализированные организации, оказывающие соответствующие услуги. При самостоятельном внедрении ознакомьтесь с типичными ошибками при построении СЗПДН .

Аттестация

После введения системы защиты в эксплуатацию проводится оценка соответствия принятых мер требованиям законодательства.

Для ИСПДн оценка соответствия в форме аттестации не обязательна. Достаточным является проведение испытаний на соответствие требованиям безопасности с выдачей заключения. Испытания могут быть проведены оператором как самостоятельно, так и с привлечением специализированных организаций.

Для ГИС оценка соответствия в форме аттестации является обязательной процедурой. Для аттестации по требованиям безопасности информации необходимо привлечение специализированной организации, уполномоченной на данную деятельность.

Что в итоге

В результате данного подхода получаем систему защиты информации. Как видим, привлечение специализированных организаций происходит только на заключительных этапах. Данный подход позволяет сэкономить организациям значительные средства, так как основную часть работ они выполняют самостоятельно.

Кроме того, последовательно выполняя шаги, уполномоченные лица Операторов напрямую участвуют в работе по защите ИС, что должно положительно сказаться на эффективности полученной системы защиты информации.

А что потом?

Система защиты информации внедрена и принята в эксплуатацию. Можно ли успокоиться и забыть о ней? Конечно нет. Мир информационных систем и технологий очень изменчив. Технологии развиваются и совершенствуются, изменяются информационные системы. Возможно, через какое-то время угрозы ИБ, которые не были актуальны при проектировании системы защиты, станут актуальны. Для поддержания системы защиты информации в рабочем состоянии рекомендуем проводить аудит информационной безопасности не реже одного раза в год, привлекая для этого специалистов — либо собственными силами.

Удачи на пути создания собственной эффективной системы защиты информации.

Станислав Шиляев , руководитель проектов по информационной безопасности компании «СКБ Контур»

Алексей Кондратов
Сооснователь и руководитель юридического отдела сервиса сайт, специалист в области защиты персоальных данных, юридического сопровождения стартапов и судебной защиты бизнеса.

Образование: юридический факультет Поморского государственного университета. Ранее работал на позиции CEO в компании «Иски Онлайн».

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в российском Кодексе Административных правонарушений. Увеличились размеры взысканий за нарушения по закону №152-ФЗ «О защите персональных данных», изменились некоторые формулировки. Новые правила заставили многих владельцев сайтов забеспокоиться о том, насколько их ресурсы соответствуют нормам закона. Пробуем разобраться.

Начнем с небольшой вводной информации. 152-ФЗ – первый в России современный закон о персональных данных. Он начал разрабатываться в 2000 году и вступил в силу 27 июля 2006 года. Основным положением закона стало обязательное согласие человека на обработку информации о нем в любых целях. Во время разработки 152-ФЗ были введены два новых термина, которыми закон оперирует до сих пор – субъект персональных данных и оператор персональных данных. Легко догадаться, что субъект – человек, личность которого можно установить, используя определенную информацию. Оператором же может стать как физическое, так и юридическое лицо, которое имеет доступ к личным данным субъекта. Последнее определение крайне важно для нас, поэтому остановимся на нем подробнее.

Кто по закону 152-ФЗ считается оператором персональных данных?

Органы государственной власти и муниципального управления, суды, образовательные и медицинские учреждения, работодатели, любые компании и организации, предоставляющие персональные услуги: банки, юридические фирмы, операторы мобильной связи, строительные компании, интернет-ресурсы – всё это операторы персональных данных, поскольку они в разной мере имеют доступ к личной информации людей.

Какие персональные данные пользователей могут быть на вашем сайте?

Чаще всего под персональными данными (ПДн) понимаются:

  • фамилия,
  • возраст,
  • место рождения,
  • фото,
  • адрес проживания,
  • номер телефона.

Также к персональным данным относятся сведения:

  • о семейном положении,
  • религиозных, философских и политических взглядах,
  • интимной жизни,
  • состоянии здоровья.

Обезличенные персональные данные и автоматически собираемая информация:

  • e-mail,
  • IP-адрес,
  • геолокация,
  • файлы cookie.

Какие есть формы сбора персональных данных на сайте?

  • Форма регистрации.
  • Форма заказа.
  • Форма обратной связи.
  • Кнопка «Заказать обратный звонок».
  • Форма подписки на e-mail рассылку.

Размеры штрафов после изменений 1 июля 2017 года

Номер статьи

Возможные нарушения

Размер штрафа

ч.1 ст.13.11 КоАП

  • Запрос сканов документов у посетителей сайта.
  • SMS- и e-mail рассылка без согласия клиента.
  • Любая дезинформация пользователей относительно цели ввода данных в форму на сайте.

Для физ. лиц - до 3 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

ст.13.11 КоАП

  • Обработка, сбор и хранение любых ПДн, в том числе IP-адресов и cookie, без электронной подписи пользователей.
  • Отсутствие на сайте документов «Политика конфиденциальности» и «Пользовательское соглашение».
  • Несоответствие документов требованиям закона, которое может возникнуть из-за ошибок при составлении.
  • Отсутствие дисклеймера при первом посещении сайта пользователем.

Для физ. лиц - до 5 т.р.

Для юр. лиц - до 75 т.р.

ч. 3 ст.13.11 КоАП

  • Отсутствие свободного доступа к Политике конфиденциальности для каждого посетителя сайта.

Для физ. лиц - до 1.5 т.р.

Для ИП - до 10 т.р.

Для юр. лиц - до 30 т.р.

ч. 4 ст.13.11 КоАП

  • Отказ, игнорирование или ложь в ответ на требование пользователя предоставить полную информацию о том, как хранят и обрабатывают его персональные данные.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 15 т.р.

Для юр. лиц - до 40 т.р.

ч. 5 ст.13.11 КоАП

  • Отказ удалить ПДн из публичного доступа по желанию пользователя.
  • Другие действия, нарушающие право субъекта отозвать согласие на обработку ПДн.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 45 т.р.

ч. 6 ст.13.11 КоАП

  • Хакерская атака, взлом базы данных третьими лицами, распространение ПДн пользователей.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

При совершении уголовного преступления к штрафу прибавляются дополнительные меры взыскания, в том числе блокировка ресурса и арест нарушителя.

Как это работает?

Чтобы выявить нарушения, Роскомнадзор проводит плановые, внеплановые (по заявлениям граждан) и документарные (с запросом документов) проверки сайтов. Например, в ходе проверки в 2016 году «Тамбовскую городскую юридическую компанию» оштрафовали за размещение формы обратной связи без сопроводительных документов, а зимой 2017 года за подобные нарушения были оштрафованы несколько астраханских сайтов.

Как избежать штрафа и блокировки сайта: 5 шагов

  1. Перенесите базы данных на российские сервера. Это требование закона N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нарушение закона может привести к блокировке ресурса – так, например, прекратила свою деятельность на территории России деловая социальная сеть LinkedIn.
  2. Составьте два документа – «Политику обработки персональных данных» и «Пользовательское соглашение». Обратите внимание, что публичная оферта заменяет документ о политике конфиденциальности. Крайне важно, чтобы документы не содержали в себе фактических и юридических ошибок. Лучше всего доверить эту работу профессиональному юристу. В 9 статье закона указано, что виртуальный документ равнозначен документу на бумажном носителе, поэтому никаких физических документов не потребуется.
  3. Подключите форму с согласием на обработку ПДн и обязательным чекбоксом ко всем полям сбора персональных данных на сайте.
  4. Убедитесь, что страница с «Политикой обработки персональных данных» доступна для прочтения каждому пользователю сайта.
  5. Отправьте бумажное и электронное уведомление в Роскомнадзор по установленной форме – ее можно найти на сайте Роскомнадзора. В соответствии со 22 статьей закона этот пункт является обязательным.

Если вы сомневаетесь в своей юридической компетенции или просто не хотите тратить много времени на формальности, есть более простое и практичное решение проблемы – сервис . Это простое, дешевое и быстрое решение для Вашего сайта и бизнеса.

Среди наших предложений, Вы, наверняка, сможете подобрать удобное Вам. Если Вы не хотите затягивать с решением проблемы, то можете уже сейчас. Возникающие юридические вопросы можно задать по телефону нашей службы поддержки 8 800 100 43 45 или ниже в форме комментариев.

С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ. О том, как избежать штрафов при проверках Роскомнадзора, БУХ.1С рассказал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .

Штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" были повышены в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы . Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей. При этом, если раньше в КоАП существовал только один, общий для всех случаев состав правонарушения в области персданных (ст.13.11 КоАП РФ), то теперь в данной статье появилось целых семь составов.

Чтобы избежать штрафов по 152-ФЗ , компаниям и ИП с 1 июля 2017 года следует внимательнее подходить к соблюдению требований закона о персональных данных.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных".

2. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей.

3. Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. Закон не содержит конкретного перечня таких организаций.

4. Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре.

5. Обезопасить себя от штрафов можно, соблюдая 6 правил:

  • исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных;
  • получать письменное согласие граждан на обработку их данных;
  • знакомить граждан с политикой обработки персональных данных;
  • отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные;
  • выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении;
  • обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.

6. С 01.07.2017 начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры.

Кого коснутся новые штрафы

Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. По закону они отнесены к операторам персональных данных и обязаны соблюдать законодательные ограничения.

Закон не содержит конкретного перечня таких организаций. Однако к ним можно отнести банки, страховые компании, операторов мобильной связи и интернета, медицинские организации, транспортные компании, учебные заведения и все те компании, при обращении в которые граждан просят указать личные данные или заполнить анкету.

Но и это еще не все. Закон распространяется на работодателей, получающих сведения от сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера. Работодатели тоже являются операторами персональных данных с небольшой оговоркой. Если работодатель состоит с гражданином в трудовых или гражданско-правовых отношениях, ему не требуется уведомлять Роскомнадзор об обработке личной информации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

Также к операторам персональных данных относятся компании, имеющие собственные сайты с обратной формой связи и регистрацией пользователей, у которых запрашиваются личные сведения.

Как обезопасить себя от штрафов: 6 правил

1. Исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных.

Под данное нарушение попадают и случаи сбора излишней информации о гражданах. Например, когда сайт для новостной рассылки по e-mail требует от посетителей предоставить, скажем, паспортные данные. Это считается обработкой данных не по назначению, поэтому исключите подобные случаи из практики работы своей компании и сайта.

Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.

2. Получать письменное согласие граждан на обработку их данных.

Согласие граждан на обработку персональных данных, когда это требуется по закону, операторы получают в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Исключений из этого правила не так много. Например, не требуется письменного согласия при получении персональных данных в личных, семейных целях (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ).

В большинстве же случаев дополнительно к основному договору стороны должны подписывать соглашение об обработке персональных данных. Это соглашение может включаться в текст основного договора, или выступать в качестве отдельного документа. Согласие должно поступить лично от гражданина. Без его ведома передавать данные нельзя.

Самый банальный пример злоупотреблений в этой части – когда, например, оператор мобильной связи передает контакты абонентов без их ведома сторонним компаниям, и на телефонные номера граждан начинает поступать всевозможный спам.

Если письменного соглашения на обработку данных у компании нет, на граждан (ИП) наложат штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 15 до 75 тысяч рублей (ч.2 ст.13.11 КоАП РФ). Судя по судебной практике, ИП первый раз штрафуют как физлиц, а если нарушение повторяется, то уже как должностных лиц - руководителей ИП, так как во втором случае штраф выше.

Последствия неполучения письменного согласия контролерам будут неважны, а важен будет сам факт наличия или отсутствия такого согласия в письменной форме.

3. Знакомить граждан с политикой обработки персональных данных.

Эта информация должна находиться в свободном доступе и с ней должен иметь возможность ознакомиться каждый. Например, сайты вывешивают информацию о порядке работы с персданными на отдельных своих страницах.

В противном случае наступит ответственность по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. ИП заплатят штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а организации в размере от 15 до 30 тысяч рублей.

4. Отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные .

На практике бывают случаи, когда данные «утекают» третьим лицам, и клиентам компании начинает поступать всевозможная реклама от магазинов, медицинских центров и кредитных организаций. В этом случае клиент может потребовать от оператора персональных данных предоставить информацию о том, как используются и хранятся его личные сведения.

За игнорирование обращений граждан операторы персданных несут ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, а для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей.

5. Выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении .

Это нужно делать в случаях, когда персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Неисполнение этой обязанности грозит штрафом по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ. Для ИП штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 25 до 45 тысяч рублей.

6. Обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д .

Ответственность за необеспечение сохранности личных сведений установлена ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Для предпринимателей – от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 25 до 50 тысяч рублей.

Ответственность для государственных и муниципальных органов власти

Штрафная ответственность предусмотрена и для государственных и муниципальных органов власти (ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ).

В своих документах (протоколах, сводках, решениях и т.д.) они должны обезличивать персональные данные граждан, не допуская указания их места жительства и полных ФИО.

В противном случае придется заплатить штраф в размере от 3 до 6 тысяч рублей.

Регистрация операторов персональных данных в Роскомнадзоре

Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Для этого необходимо подать уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

После заполнения формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных ее следует отправить в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Затем заполненную форму нужно распечатать и заверить надлежащим образом, скрепив подписью и печатью организации, после чего направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании-оператора персональных данных.

Что делать сайтам

Что касается сайтов (а сейчас они есть практически у любой компании), то основная масса нарушений здесь связана именно с нецелевым сбором и использованием персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Например, нередко в форме регистрации на сайте используются такие поля, как «дата рождения» и «телефон», а в форме профиля пользователя - «отчество», «дата рождения», «место жительства» (страна, область/край, город).

Следует понимать, что для регистрации пользователя на большинстве сетевых ресурсов не требуется знать такие данные, как телефон и место жительства/регистрации пользователя. Из формы регистрации эти сведения следует убрать.

А из формы личного профиля лучше убрать такие сведения, как «профессия», «www-страница», Skype (или другой мессенджер) и «дата рождения».

Посторонним лицам (а ваша компания и является таким лицом) знать эту информацию ни к чему. Форма подписки на новости сайта должна собирать информацию только об e-mail пользователей. Форма регистрации может собирать имя, фамилию, e-mail и пол пользователя.

Сбор лишней информации при проверке могут посчитать нарушением.

Выполнение вышеописанных правил и знание закона позволят избежать ответственности за его нарушение. При этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. Если раньше закон о персональных данных обходил вашу компанию стороной и никакой ответственности за его нарушение вы не несли, то с 1 июля все может измениться кардинальным образом.

Дело в том, что с этой даты начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Раньше дела в этой сфере возбуждала прокуратура (ст. 28.1 КоАП РФ). По новым же правилам (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры. На практике это означает, что количество штрафов и доведенных до суда дел может значительно увеличиться, и уйти от ответственности станет значительно сложнее.