Статья 217 упк рф действующая редакция. Теория всего. Материалы дела, что не подлежат разглашению

Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

  • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
  • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.

Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

ПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА С 2017 ГОДА.

Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года. Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.

Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году - 2,0, в 2019 году - 2,1, в 2020 году - 2,2, в 2021 году - 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.

Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

  • ПФР - 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
  • ОМС - 5,1 % без ограничения по сумме.
  • ФСС - 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.

Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.

В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.

Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:

  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
  • организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.

ВЫПЛАТЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки. Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.

То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.

ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЧИСЛЕННЫХ ПОСОБИЙ.

Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.

В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).

Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС. Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.

Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа - ФНС и отделение ФСС.

СРОКИ УПЛАТЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ.

Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).

Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.

Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.

В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.

Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.

Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.

С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.

До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ. Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.11-13 ст.431 НК РФ).

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.

База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12. К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%. При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа.

Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)

Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:

  • приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
  • приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
  • проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
  • проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина - 3 года);
  • контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.

Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.

Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы

Июль 2016 г. Эксперты компании «Правовест Аудит»

КОДИФИКАЦИЯ РФ действующее законодательство Российской Федерации Налоговый кодекс часть 2Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГлава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫСтатья 428. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков 1. Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи). 2.

An error occurred.

Статья 428. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков [Налоговый кодекс] [НК РФ ч. 2] [Раздел XI.] [Глава 34.] 1. Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи). 2.
Для плательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса Опасный 4 8,0 процента Вредный 3.4 7,0 процента 3.3 6,0 процента 3.2 4,0 процента 3.1 2,0 процента Допустимый 2 0,0 процента Оптимальный 1 0,0 процента.
Комментируемая статья предусматривает для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении тех выплат, которые производятся в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пункт 3 комментируемой статьи позволяет взамен дополнительных тарифов страховых взносов, указанных в п.
п. 1 и 2 данной статьи, применять перечисленные в нем тарифы в зависимости от определенного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», класса условий труда.

G 3 ст 428 налогового кодекса рф

Оптимальными условиями труда (1-й класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника. Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

П 3 ст 428 налогового кодекса рф

Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности. Положения комментируемой статьи фактически воспроизводят нормы ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ. Рассмотрим судебную практику, сформировавшуюся в отношении применения ст.


58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, выводы которой могут быть применены и при толковании комментируемой статьи. В случае, рассмотренном в Определении ВС РФ от 9 февраля 2016 г. N 309-КГ15-19443 по делу N А07-27360/2014, ПФР полагал, что страхователю правомерно доначислены страховые взносы (пени, штраф) по ч.

Новая редакция Ст. 217 УК РФ

1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 217 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественной безопасности России, причинении смерти человеку или крупного ущерба собственнику либо в создании угрозы наступления смерти человека.

Основной состав преступления раскрывается в ч. 1 коммент. статьи и описывает общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений небольшой тяжести. Квалифицированный состав предусмотрен ч. 2 коммент. статьи и включает в себя деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести. Особо квалифицированный состав закреплен в ч. 3 и раскрывает умышленные деяния, относящиеся к тяжким преступлениям, а также неосторожные деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является общественная безопасность, урегулированная правилами безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах. Факультативными объектами могут быть жизнь человека, отношения собственности. В квалифицированном и особо квалифицированном составах преступления жизнь человека - дополнительный объект посягательства.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия или бездействия. Активная форма преступного поведения находит отражение, например, в нарушении технологического процесса производства, эксплуатации неисправного оборудования, небрежном обращении с огнем. Пассивное преступное поведение возможно, например, при невыполнении действий, обеспечивающих безопасный технологический процесс производства.

4. Обязательным признаком объективной стороны составов преступления является место его совершения, которым может быть взрывоопасный объект или взрывоопасный цех.

4.1. Взрывоопасный объект - это участок местности (помещение, хранилище), на котором размещаются взрывоопасные вещества, такие, например, как порох, тротил, нитроглицерин, и имеющие их в своем составе изделия, в частности боевые припасы, пиротехнические изделия, взрывные устройства и т.д.

4.2. Взрывоопасный цех - это участок местности, оснащенный производственным оборудованием, на котором осуществляются работы, связанные с производством или использованием взрывоопасных веществ и изделий, в состав которых входят данные вещества.

5. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, см. п. 7 коммент. к ст. 216.

6. По законодательной конструкции состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи, является формально-материальным. Преступление окончено (составами) в момент совершения общественно опасного деяния - нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, создавшего реальную угрозу причинения по неосторожности смерти хотя бы одному человеку, либо в момент наступления в результате общественно опасного деяния крупного ущерба собственнику.

6.1. Крупный ущерб определяется согласно примечанию к ст. 216 и признается таковым, если сумма причиненного вреда превышает 500 тыс. руб.

7. Составы преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 коммент. статьи, по законодательной конструкции являются материальными. Преступление окончено (составами) в момент наступления по неосторожности в результате нарушения указанных правил безопасности соответственно смерти хотя бы одного человека (ч. 2) либо смерти двух или более лиц (ч. 3). Здесь должна существовать причинно-необходимая следственная связь между нарушением правил безопасности и наступившим материальным общественно опасным последствием.

7.1. О смерти человека см. в п. 11.2 коммент. к ст. 247.

8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. В первом случае, например, виновное лицо осознает, что нарушает правила безопасности на взрывоопасных объектах, предвидит возможность наступления в результате этого крупного ущерба и хотя не желает, но сознательно допускает его наступление либо относится к его наступлению безразлично. Во втором случае, например, виновное лицо не предвидит возможности наступления крупного ущерба в результате своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть это последствие.

8.1. В ч. 2 и 3 коммент. статьи вина может характеризоваться двумя формами. Здесь психическое отношение виновного к совершенному деянию может выразиться в умышленном нарушении правил безопасности на взрывоопасном объекте и создании реальной угрозы причинения крупного ущерба, сознательном допущении этого последствия (ч. 1), наступления по неосторожности смерти одного человека (ч. 2) либо смерти двух или более лиц (ч. 3).

9. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, обязанное соблюдать правила безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах и (или) ответственное за их соблюдение. Таковыми могут быть должностные лица, ответственные за участки работ специалисты, исполнители работ на взрывоопасных объектах (во взрывоопасных цехах).

Другой комментарий к Ст. 217 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевшим может быть любое лицо.

2. Объективная сторона заключается в нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах. Нарушение данных правил может выражаться как в форме действия (превышение предельных норм концентрации взрывоопасных веществ), так и бездействия (необеспечение рабочих мест вентиляционными устройствами).

Нарушение указанных правил влечет уголовную ответственность только в том случае, если оно: а) могло повлечь смерть человека. Состав преступления в таком случае относится к составам конкретной опасности. Преступление считается оконченным с момента нарушения указанных правил. Общественно опасные последствия находятся за рамками состава; б) повлекло причинение крупного ущерба. Согласно примечанию к ст. 216 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей. В этом случае состав становится материальным, преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий.

3. Место - взрывоопасные объекты - является обязательным признаком объективной стороны анализируемого преступления.

  • Вверх
  1. После выполнения требования статьи 216 настоящего Кодекса следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. В случае невозможности предъявления вещественных доказательств следователь выносит об этом постановление. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность знакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвуют несколько обвиняемых, то последовательность предоставления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

  1. В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.
  2. Обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Если обвиняемый и его защитник, приступившие к ознакомлению с материалами уголовного дела, явно затягивают время ознакомления с указанными материалами, то на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса, устанавливается определенный срок для ознакомления с материалами уголовного дела. В случае, если обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами уголовного дела в установленный судом срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия, о чем выносит соответствующее постановление и делает отметку в протоколе ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 28.04.2009 N 65-ФЗ)

  1. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь выясняет, какие у них имеются ходатайства или иные заявления. При этом у обвиняемого и его защитника выясняется, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты.
  2. Следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать:

Примечание. С 1 июня 2018 года Федеральным законом от 23.06.2016 N 190-ФЗ в пункт 1 части пятой статьи 217 вносятся изменения.

1) о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей — в случаях, предусмотренных пунктом 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей;

1.1) о рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции — в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 30 настоящего Кодекса;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2) о применении особого порядка судебного разбирательства — в случаях, предусмотренных статьей 314 настоящего Кодекса;

3) о проведении предварительных слушаний — в случаях, предусмотренных статьей 229 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 217 УПК РФ

  1. Из содержания части первой комментируемой статьи явствует, что обвиняемому и его защитнику материалы оконченного предварительного следствия предъявляются для ознакомления только после того, как разрешены все правоотношения с другими участниками процесса, имеющими законное право на такое ознакомление.
  2. Если по делу привлечено несколько обвиняемых, каждому из них предъявляются все материалы дела. Соответственно эти материалы предъявляются и каждому из защитников, если их в деле несколько. По многотомным делам о групповых преступлениях следователи ведут специальные графики ознакомления обвиняемых и защитников с материалами дела, в которых отмечается номер тома дела, с которым должен быть ознакомлен данный участник дела в определенную дату. График не обязателен для обвиняемого и защитника, он имеет чисто технический характер. Правило о том, что каждому обвиняемому и каждому защитнику должна быть предоставлена реальная возможность ознакомиться со всем следственным производством, направляемым для судебного разбирательства, не терпит никаких исключений и оговорок. В частности, в какой бы момент ни были соединены в одно производство несколько уголовных дел, все обвиняемые и их защитники должны быть ознакомлены со всем объединенным уголовным делом, даже если такое объединение состоялось после направления уголовных дел прокурору с обвинительными заключениями (см.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 2 июня 2005 г. по делу Золотарева, Минина и Цветкова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6. С. 28).
  3. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела следователь обязан опросить каждого из них, ходатайствуют ли они о дополнении следствия и о чем именно. Ходатайства могут быть заявлены как устно, так и письменно. Устные ходатайства заносятся в протокол, письменные приобщаются к делу. Обвиняемый и защитники имеют право заявлять ходатайства по всем вопросам, которые считают нужными, в частности о производстве дополнительных следственных действий, об изменении меры пресечения, о прекращении уголовного дела и т.д.
  4. Если обвиняемому или защитнику необходимо некоторое время, чтобы обдумать и сформулировать ходатайства, следователь должен предоставить им такую возможность.
  5. При ознакомлении стороной защиты с материалами предварительного следствия по уголовному делу, подсудному суду среднего звена федеральных судов общей юрисдикции (верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа), следователь обязан разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных и об основных отличительных чертах производства по уголовному делу в таком суде. Если при окончании предварительного следствия оснований для рассмотрения и разрешения вопроса о выделении уголовного дела не существовало (на момент подписания протокола о таком окончании никто из обвиняемых, в противоположность одному из них, об отказе от рассмотрения дела с участием присяжных не заявил), то поступившее в суд уголовное дело возвращению прокурору для решения указанного вопроса не подлежит (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 3. С. 15). (А поскольку суд сам вопросов о разделении уголовных дел не разрешает, практически это означает, что все уголовное дело подлежит рассмотрению с участием присяжных заседателей.)
  6. По делам о преступлениях, наказание за которые не превышает десяти лет лишения свободы, следователь по ознакомлении обвиняемого с материалами оконченного предварительного следствия обязан разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать о возможности рассмотрения его дела с применением сокращенного порядка судебного разбирательства, а точнее — о назначении ему наказания без судебного разбирательства (см. текст статьи 314 УПК и комментарий к ней).
  7. По всем уголовным делам следователь, ознакомив сторону защиты с материалами оконченного предварительного следствия, обязан разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать о проведении по данному делу предварительного судебного слушания (см. текст статьи 229 УПК и комментарий к ней).
  8. Верховный Суд РФ разъясняет, что уголовно-процессуальный закон не требует отражения в протоколе волеизъявления обвиняемого воспользоваться каждым из прав, предусмотренных частью пятой комментируемой статьи: достаточно фиксации общих сведений о разъяснении обвиняемому в присутствии защитника содержания этой нормы в день ознакомления с материалами уголовного дела (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 ноября 2004 г. по делу Скрапстина и других).
  9. Поскольку по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях обвиняемому предоставлено право самому решать, в каком составе — единолично судьей или коллегией из трех судей — будет рассматриваться его дело в первой инстанции, при ознакомлении с материалами оконченного следственного производства ему должно быть разъяснено это право, а волеизъявление по данному вопросу (выбор) — запротоколировано. Этот выбор принимается во внимание при назначении судебного заседания и имеет решающее значение при определении состава суда (см. пункт 2 части второй статьи 231 УПК).
  10. Часть третья комментируемой статьи представляет собой законодательную основу для разрешения острейших коллизий между сторонами обвинения и защиты в связи с преднамеренными действиями последней затянуть ознакомление с материалами оконченного следственного производства, чтобы истекли предельные сроки содержания обвиняемого под стражей, добиться его освобождения и тем самым усилить свои позиции. Право ограничения срока ознакомления предоставлено судье. Такое решение отвечает общей линии законодателя на усиление судебного контроля за предварительным расследованием, хотя оно, конечно, несколько громоздко и ставит следователя перед сложнейшей задачей доказать судье, что сторона защиты недобросовестна.

1. После выполнения требования статьи 216 настоящего Кодекса следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. В случае невозможности предъявления вещественных доказательств следователь выносит об этом постановление. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность знакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвуют несколько обвиняемых, то последовательность предоставления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем.

2. В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну , хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.

3. Обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Если обвиняемый и его защитник, приступившие к ознакомлению с материалами уголовного дела, явно затягивают время ознакомления с указанными материалами, то на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса, устанавливается определенный срок для ознакомления с материалами уголовного дела. В случае, если обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами уголовного дела в установленный судом срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия, о чем выносит соответствующее постановление и делает отметку в протоколе ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь выясняет, какие у них имеются ходатайства или иные заявления. При этом у обвиняемого и его защитника выясняется, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты.

5. Следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать:

1) о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей - в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 части второй статьи 30 настоящего Кодекса. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей;