Статья 314 ук рф состав преступления. Теория всего. Именем Российской Федерации

1. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Поскольку право граждан на предоставление информации определено Конституцией РФ, его ограничение в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ возможно только федеральным законом. Таким образом, под "законом", упомянутым в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, а также в комментируемой статье, подразумевается именно федеральный закон, но не закон субъекта Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

2. Под предоставлением гражданину документов, материалов подразумевается пользование гражданином информационными ресурсами, порядок которого определен Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Согласно данному Федеральному закону под информацией подразумеваются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документом (документированной информацией) является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

В соответствии со ст. 12 - 14 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов. Перечни видов информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций. Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за конкретные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к данным информационным ресурсам может быть обжалован в суд.

4. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь по основаниям, предусмотренным федеральными законами. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Согласно ст. 13 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" необоснованный отказ в доступе к государственному банку данных о детях, предоставление заведомо недостоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, сокрытие такой информации и другие неправомерные действия, нарушающие право граждан на получение указанной информации или создающие препятствия к осуществлению такого права, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

6. В соответствии со ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным ст. 61 Основ.

Новая редакция Ст. 314 УК РФ

1. Злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания -

наказывается принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок.

2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки -

наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера -

наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Примечания. 1. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.

2. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.

Комментарий к Статье 314 УК РФ

1. Объект уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы сходен с объектом побега из мест лишения свободы, однако отличается прежде всего признаками объективной стороны состава преступления. Сущность данного посягательства выражается в невозвращении в определенный срок в места лишения свободы лица, которому дано было разрешение на выезд из этих мест или предоставлена отсрочка. Данное преступление осуществляется путем невыполнения обязанности возвратиться в определенный срок в места лишения свободы, и оно не связано с незаконным оставлением указанных мест. Выезд из мест лишения свободы возможен на основании как УК, так и УИК. Так, подобный выезд предполагается в связи с отсрочкой отбывания наказания, возможность которой предусмотрена в ст. 81 и 82 УК РФ. Кроме того, на основании УИК в связи с исключительными личными обстоятельствами осужденному может быть предоставлен краткосрочный (до семи суток, не считая нахождения в пути) (п. "а" ч. 1 ст. 97 УИК) и даже длительный (на время ежегодного оплачиваемого отпуска или на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска) выезд (п. "б" ч. 1 ст. 97 УИК). Невозвращение в места лишения свободы означает неявку в исправительное учреждение по истечении срока, на который выдано разрешение, или срока, на который была предоставлена отсрочка.

2. Обязательным условием привлечения к УО по коммент. статье является наличие возможности выполнить соответствующую обязанность. Если неявка в исправительное учреждение была следствием уважительных причин (болезнь осужденного, перебои в работе транспорта, стихийное бедствие и т.п.), то данный состав преступления отсутствует.

3. Истечение срока для явки в соответствующее учреждение характеризует момент окончания преступления (составом). Последнее, как и побег, может рассматриваться как длящееся преступление.

4. Субъект преступного посягательства наряду с общими признаками должен обладать совокупностью нескольких специальных свойств. Во-первых, это должно быть лицо, осужденное к лишению свободы и реально отбывающее это наказание. Во-вторых, это должно быть лицо, получившее право на краткосрочный выезд из мест лишения свободы на основании разрешения администрации или покинувшее указанные места на основании отсрочки отбывания наказания, предоставленной судом.

5. Субъективная сторона состава преступления предполагает вину в форме умысла, причем прямого. Субъект осознает, что нарушает лежащую на нем обязанность возвратиться в места лишения свободы в определенный срок и наличие возможности выполнить эту обязанность, и желает тем самым уклониться от отбывания наказания. Для квалификации не имеет значения, желает ли субъект уклониться от отбывания всего срока лишения свободы или лишь на время.

6. Предусмотренное коммент. статьей преступление относится к категории небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 314 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1, состоит в злостном уклонении осужденного к ограничению свободы как к дополнительному виду наказания от его отбывания. Понятие злостности раскрывается в ч. 4 ст. 58 УИК РФ.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2, состоит в том, что после предоставленного выезда или по окончании отсрочки исполнения приговора суда или отбывания наказания осужденный в установленный срок не возвращается или не прибывает в исправительное учреждение.

В отличие от побега в рассматриваемом преступлении лицо правомерно покидает место лишения свободы либо не попадает туда после вступления в силу обвинительного приговора.

Возможность предоставления осужденному к лишению свободы выезда за пределы исправительного учреждения предусмотрена ст. 97 УИК РФ. Отсрочка исполнения приговора суда регламентирована ст. 398 УПК РФ. Отсрочка отбывания наказания закреплена ст. 82 УК РФ. Фактически последняя не имеет отношения к анализируемому преступлению: по окончании срока отсрочки осужденная женщина освобождается от отбывания оставшейся части наказания, или данная часть заменяется более мягким видом карательного воздействия.

3. Юридическим моментом окончания преступления, предусмотренного ч. 2, выступает истечение срока, на который осужденному разрешен выезд, или срока отсрочки.

Несвоевременное возвращение или прибытие в исправительное учреждение может рассматриваться как элемент деятельного раскаяния. Небольшой срок опоздания характеризует деяние как малозначительное.

Фактически, как длящееся преступление, уклонение от отбывания лишения свободы заканчивается в момент задержания преступника, явки его с повинной или наступления обстоятельств, освобождающих его от обязанности отбыть наказание.

4. Субъект преступления (ч. 2) - лицо, осужденное к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отсрочка отбывания наказания.

Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера

Комментарий к статье 314 УК РФ:

1. Комментируемая статья предусматривает ответственность за три самостоятельных состава преступления.
По ч. 1 непосредственным объектом состава преступления является установленный нормативными актами порядок исполнения назначенного судом дополнительного наказания в виде ограничения свободы. Объективная сторона данного состава преступления характеризуется совершением деяния в форме бездействия - злостного уклонения, т.е. невыполнения требований, возложенных судом на осужденного при назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы, содержание которых закреплено в ст. 53 УК в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ. Ответственность наступает после второго письменного предупреждения, сделанного органом уголовно-исполнительной инспекции. Состав преступления формальный, момент окончания связан с началом злостного уклонения.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
Субъект преступления специальный - осужденный, которому назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

2. По ч. 2 комментируемой статьи непосредственным объектом является установленный нормативными актами порядок исполнения назначенного судом наказания в виде лишения свободы с учетом имеющихся отсрочек.
Объективная сторона заключается в бездействии, выражающемся в невозвращении лица, осужденного к лишению свободы, в место отбывания наказания по истечении срока выезда либо в неявке в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки. Преступление считается оконченным с момента фактического невозвращения осужденного в место отбывания наказания в виде лишения свободы в срок, установленный администрацией исправительного учреждения или судом.
Субъективная сторона в этом случае характеризуется виной в форме прямого умысла.
Субъект преступления - осужденный, которому назначено наказание в виде лишения свободы и разрешен выезд за пределы исправительного учреждения или которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания.

3. По части 3 комментируемой статьи непосредственным объектом преступления является установленный порядок применения принудительных мер медицинского характера к лицу, страдающему расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (см. комментарий к ст. 97 УК).
Объективная сторона состоит в бездействии лица - уклонении освобожденного после отбытия наказания осужденного от применения к нему принудительных мер медицинского характера. Как представляется, ответственность наступает уже после одной неявки без уважительных причин в соответствующее медицинское учреждение. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной целью - желанием уклониться от соответствующих мер медицинского характера.
Субъект преступления специальный - осужденный, к которому после отбытия наказания судом назначены принудительные меры медицинского характера.