Структура и функции политики. Политологи объяснили, почему путин назначил кожемяко врио главы приморья

Само понятие "функция" (от лат. functio) означает исполнение, обязанность, круг деятельности. Реализуются функции политологии во многих областях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. В первую группу - "классических теоретических функций", - входят:

1) концептуально-описательная, которая предоставляет исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенный запас терминов, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих охваченное в этих категориях и понятиях содержание политической действительности. Это позволяет ответить на вопрос "что и как делается?";

2) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос "почему делается так, а не иначе?";

3) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения. Одна из основоплагающих целей науки - это прогнозирование. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий.

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

1) методологическо-оценивающая, предоставляющая в распоряжение исследователя систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа, а также формулирования оценок их познавательной полезности;

2) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования политологией достижений других дисциплин, то есть выявлении того, она на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и "соседей".

Третья группа состоит из функций, реализуемых за пределами политической науки:

1) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - "как и почему?" Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

2) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса - "для чего?" Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существующих связей между ними и мотивациями действий участников политических событий.

Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, значение которой в сегодняшней политической модернизации России неуклонно возрастает. Существуют и другие описания функций политологии, среди которых обычно выделяются:

Теоретико-познавательная, которая формирует знания о политике и ее роли в обществе;

Мировоззренческая, способствующая выработке определенного видения политической действительности;

Методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

Регулятивная, которая предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

Прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений с помощью методик предвидения;

Оценочная (аксиологическая), которая дает точную оценку политическим событиям.

Хотя в значительной степени и условно, но все же в многообразии политических учений в западной политологии можно выделить два основных направления, воплощающих две давние научные традиции в области изучения политики. Представители одного из них - рационалистического или, иначе, сциентистского (научного), - верят в безграничные возможности человеческого разума и имеющихся в распоряжении ученого средств познания, они постоянно стремятся создать общую теорию политики. На их взгляд, политология ничем не отличается от естественных наук. Она также как и фундаментальные науки, имеет дело с законами, действие которых в принципе может быть вычислено и предсказано.

Представители другого направления, которое обычно называют эмпирическим, скептически оценивают возможность открытия общих законов политических процессов и построения соответствующей реальности единой научной системы теоретических знаний. Они считают, что в сфере политики, как в любой другой общественной деятельности, всегда присутствуют некие неизвестные, не поддающиеся учету факты и факторы, которые способны дезавуировать самую идеальную теоретическую схему, поэтому задача политологии состоит не в предсказаниях чего-то еще не существующего, а в том, чтобы:

а) добросовестно исследовать прошлый опыт;

б) давать как можно более адекватное описание имеющейся действительности, опираясь на которое каждый профессиональный политик сможет делать собственные выводы о завтрашнем дне, руководствуясь при этом не только знаниями, но и интуицией.

Многие ученые разграничивают понимание политологии в широком и более узком смыслах. В первом случае политическая наука предстает как вся система научного знания о политике, совокупность всех политических дисциплин, включая политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и права, политическую психологию. Во втором случае речь идет о политологии как одной из политических наук, как о теории политики, политических явлений, отношений и процессов, изучающей сущность и всеобщие, универсальные формы проявления политики в различных условиях разных стран и народов. Политология поэтому предстает как наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества в их специфических проявлениях, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

  • Введение
  • 1. Структура политики
  • 2. Функции политики
  • Заключение

Введение

Политика является неотъемлемой частью человеческого существования, она коренится в самой природе человека, который живет в постоянном взаимодействии с другими людьми, государственными институтами, государством.

Термин «политика» произошёл от 2-х греческих слов «полис»-город, государство, и «политикос» - всё что связано с городом, государством. Получил распространение данный термин под влиянием трактата древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

Аристотель так определил политику «это - искусство управления государством, под которым понимался полис. По его определению, политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни».

На современном уровне существуют различные подходы к пониманию политики. Прежде всего, это устоявшееся представление о политике как об управлении обществом. Достаточно распространенным является взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, группами, государственными образованиями. Существует также понимание политики как сферы борьбы различных общественных групп и лиц за власть.

Традиционно под политикой понимают государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды .

Политика - область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть. Специфика политики заключается в следующем: она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое .

Политика - сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей .

Главный вопрос политики - вопрос о политической власти, о том, кому она принадлежит, кто на нее претендует, от кого к кому она переходит и каким способом .

Таким образом, разнообразие подходов к объяснению смысла политики осложняет выражение ее четкой формулировки. Обилие характеристик политики объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Следовательно, при определении политики такие ключевые элементы, как деятельность, государство и власть, должны быть взаимоувязанными. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них.

Обобщая различные дефиниции, политику можно определить, как деятельность, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целями которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти; выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. Здесь выделены сущностные признаки политики, а именно то, что политика является сферой властных отношений, служит удовлетворению общезначимых интересов, реализация которых невозможна вне государственного управления.

Цель данной работы: раскрыть структуру и функции политики как особой государственно-властной сферы общественной жизни

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Структура политики

В современной научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Самым распространенным является разграничение в политике ее содержания, формы, процесса, элементов и уровней .

Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты и объекты, которые выступают в качестве источника политической активности.

Объекты политики - общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.

Субъекты политики - это непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (политическая партия, общественное движение, профсоюзы, государство, средство массовой информации, международные организации, например, ООН,

Европейский парламент, инициативная группа граждан и т.д.), а также социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельные личности (политические лидеры, просто рядовые граждане).

Субъекты политики вступают в политические отношения - отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, целей, установок, ценностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. При этом, политические отношения между различными социальными силами, институтами, могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т.д., которые складываются в практике политической жизни. Соотнося их с реальными условиями собственного бытия, субъекты политики осознают содержание своих политических интересов . Так формируется система оценок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание политического сознания .

Комплекс взаимосвязанных явлений и процессов, охватываемых политикой как видом деятельности включает:

организованные действия социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественностью;

общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;

научно обоснованная теория, ориентирующая политику, определяющая ее цели, стратегию и тактику;

политическая идеология, совокупность идеологических ценностей и норм;

профессиональное политическое руководство.

Схематично структура политики представлена на рис.1.

Рисунок 1 - Структура политики

Политические процессы - система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил: согласие; сотрудничество; политическая борьба; конфронтация (противостояние).

Реализация осознанных интересов предполагает взаимодействие с другими группами, имеющими иные потребности, и институтами власти. Характер взаимодействия участников политической жизни (конфронтация между ними или согласие и терпимость, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества (его процветания, стабильности или кризиса). Возникающие и постоянно изменяющиеся социальные потребности групп и индивидов требуют своевременного представительства и удовлетворения. Для этого существует система институтов власти.

Политическая власть - наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп.

Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами. Она должна адекватно реагировать на политически значимые потребности, реализовывать их в форме управленческих решений, т.е. управлять социальными процессами и регулировать их.

Однако эффективность управленческих решений в значительной мере зависит от наличия зрелой системы представительства интересов, включающей партийную систему, общественно-политические организации и движения, группы давления и т.д., которые способны четко сформулировать действительные потребности групп и довести их до властных структур в виде требований, программ и т.д. Государство и его органы, партийная система, группы давления, общественные движения составляют политическую организацию общества, призванную выражать общезначимые, групповые и частные интересы. Политическая организация - это совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества. Но политическое участие может быть рационально осмысленным и строиться на основе следования системе представлений - политической идеологии . Все аспекты политического, в том числе функционирование политических институтов объясняют политические идеи и концепции .

Таким образом, факторы, влияющие на формирование политики, весьма многочисленны: это потребности, интересы и ожидания социальных групп и индивидов, моральные и правовые нормы общества, история, традиции, менталитет общества и лидеров, их психология, наконец, географическая среда, географическое положение государства, а также некоторые другие.

В качестве самостоятельных элементов политики можно выделить: институты власти и борьбы за нее; нормативные идеи: политико-правовые нормы, программы и избирательные платформы политических партий и т.п.; в) политическое сознание, менталитет (образ мыслей, душевный склад народа), ценностные ориентации и установки индивидов, политические взгляды и теории, традиции общества.

2. Функции политики

Функции политики многообразны и направлены на поддержание существования и развитие как собственно политической системы (подсистемы общества), так и всей общественной системы в целом. Поскольку через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т.д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса. Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия). Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом. Таким образом, в современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально :

функция управленческая - принятие ключевых решений по проблемам развития общественных сфер (политика, экономика, культура, социальная сфера);

функция регулятивная - отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения всех потребностей и изменения социального статуса. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений;

функция рационализации - изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан;

функция социальной интеграции - поддержание и укрепление целостности и стабильности общества как сложной дифференцированной социальной системы (согласование интересов социальных групп, регулирование взаимодействия между разными сферами жизни общества). Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы;

функция политической социализации - формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций;

функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика систематизирует общественное взаимодействие, обеспечивая их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

функция антиконфликтная, направлена на предотвращение и урегулирование социальных конфликтов и противоречий, предупреждает их или цивилизованно разрешает;

функция инновационная - обеспечение обновления социального развития общества и человека. (смена элит, режимов, корректировка законодательства, экономической политики). Согласую интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации;

функция гуманитарная - выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

Кроме того, выделяют:

функцию телеологическую (целеобразующую) - разработка целей (целевых программ) развития общества и его отдельных сфер;

функцию распределительную - обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; перераспределение национального богатства через налоговую систему и бюджет государства;

политика структура функция

функцию стабилизационную, ориентированную на обеспечение стабильного поступательного развития общества;

функцию коммуникативную - создание и поддержание механизмов общения между институтами власти и различными группами населения;

функцию манифестации (выражения) значимых интересов различных социальных групп, через политические механизмы: выборы, референдумы, лобби, парламентские фракции, протестные акции и др.

Основные функции политики отображены на рис.2.

Рисунок 2 - Основные функции политики

Таким образом, функций политики множество, они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. При этом, чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована. Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления.

Заключение

Таким образом, политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Структура политики - многосложное явление, которое включает в себя основные ее элементы и зависит от сложности структуры общества, в котором она реализовывается. Базисными элементами политики выступают субъекты - индивиды, социальные группы и слои, а также организации, которые принимают участие в политических процессах (они реализуют государственную власть или сами пытаются влиять на нее); объекты - политические отношения, под которыми понимают формы взаимодействия и взаимосвязи субъектов политики (например, господство и подчинение: одни слои населения подчиняются группе лиц, которым дана политическая власть); другие элементы политики (власть, организация, культура, сознание), - их качество определяет такие обширные понятия, как политический, экономический и государственный строй. Сюда же включено политическое сознание, которое в общем охватывает наличие идеологий, политические мотивы и психологию власти.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным, основные из которых:

обеспечения целостности и стабильности общества;

мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности;

управленческая и регулятивная функция;

функция рационализации;

политической социализации и гуманитарная функция.

Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развитое общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

Список используемой литературы

1. Бутырина М.В. Политология: Учебно-методическое пособие / М.В. Бутырина. - Иваново: ГОУ ВПО ИГЭУ 2007. - 252 с.

2. Климова С.В. Политология (Учебно-практическое пособие) / С.В. Климова - М.: МГУТУ, 2012. - 112 с.

3. Курьянов М.А. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д. Наумова. - Тамбов: ТГУ, 2005. - 80 с.

4. Мунтян М.А. Политология: Определение, предмет и объект, функции, методы, основные этапы становления и развития (лекция) / М.А. Мунтян. - М.: Изд-во МАБиУ, 2010. - 171 с.

5. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

6. Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций / Э.А. Пронин. - М.: МИЭМП, 2012. - 70 с.

7. Политология (в схемах): учеб. пособие / под ред.Р.А. Абдуллаева. - Волгоград: ВолгГТУ, 2015. - 68 с.

8. Словарь по политологии / Отв. ред.В.Н. Коновалов. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2011. - 285 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее понятие политики как особой сферы жизнедеятельности человека. Роль, место и значение политики в жизни современных обществ. Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы. Методология познания политической реальности.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2010

    Определения политики, изучение конфликтных дефиниций, которые лежат в основе данного понятия. Рассмотрение основных функций политики в обществе, ее распространения на различные социальные явления. Форма, содержание и процесс политической деятельности.

    реферат , добавлен 29.07.2015

    Политика как общественное явление. Основные цели, задачи и функции политики в отечественной политологии. Изучение и обобщение проблемы взаимоотношений политики с другими сферами общественной жизни, а именно с наукой, религией, культурой и искусством.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Политика как явление социальной жизни, результат ее усложнения и форма проявления государства. Происхождение политики и ее сущность, основные трактовки, внутренняя структура и функции. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Характер отношений политики с различными сферами общественной жизни. Взаимоотношения политики и экономики, права и морали. Возможность нравственной политики.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Политика: общее понятие, история происхождения и развития, основные теоретические подходы. Структура, важнейшие элементы и функции политики. Взаимосвязь и взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни: экономикой, правом, моралью.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2011

    Основное понятие политики в истории политической мысли. Структура, уровни и социальные функции политики. Цели и средства политической деятельности. Нормативная трактовка политики в глубокой древности. Сущность политической деятельности по М. Веберу.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2010

    Сущность политики, ее роль и значение в развитии государств и обществ. Феномен публичной политики, особенности публичной политики в Европе и России. Институты, непосредственно занятые в производстве публичной политики. Участие СМИ в политическом процессе.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    контрольная работа , добавлен 10.09.2007

    Подходы к определению понятия "политика", ее происхождение и структура. Политика как общественное явление. Виды и основные функции политики, ее соотношение политики с моралью, правом, экономикой. Политическое насилие в системе власти, его оправданность.

В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: институциональный, социологический, сравнительный, антропологический, психологический, бихевиористский, коммуникативный, метод политического моделирования.

Институциональный метод широко применим в политологии. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и т.п.). Сторонниками данного метода были Локк, Монтескье, Джефферсон. Изучение сложившихся институтов действительно важно, поскольку политические институты, в отличие от текущих политических процессов, достаточно устойчивы и стабильны.

Однако увлечение институциональным подходом в первой половине ХХ века привело к тому, что начало господствовать убеждение, что заимствование институтов демократии, хорошо зарекомендовавших себя на Западе, способно сыграть решающую роль в модернизации стран «догоняющего развития». Более 40 стран Африки буквально скопировали Конституцию США, но на практике они не приблизились к идеалам демократии. Оказалось, что сами по себе политические институты мертвы без живой политической активности.

Социологический метод
– представляет собой совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов путем анкет, опросов и т.п. Он исходит из принципа зависимости политики от социальных процессов, в особенности от социально-экономической структуры общества. Задача социологического метода - проявить и объяснить разнообразные интересы соперничающих социальных групп в политике. Примером может служить марксистский подход, где содержание политики объясняется жесткой зависимостью от экономической основы.

Сравнительный метод
– иначе его называют компаративный – известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сущность его состоит в сопоставлении политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. Сравнительный метод имеет большое значение, т.к. может использоваться не только на национальном, но и на международном уровне (сравнение сходных социальных явлений в разных странах). В соответствии с этим выделяют 2 вида сравнительных исследований:

А) Кросснациональные - сопоставление государств друг с другом, описание, бинарный анализ и т.п.;

Б) Кросскультурные – нацелены на сопоставление и сравнение национальных культур, институтов.

Антропологический метод . Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, то есть качеств человека как биосоциального существа. Исследует влияние национального характера, типа ментальности, мышления на политическое поведение и развитие, тем самым, определяя границы возможных применений политического опыта.

Психологический метод заключается в изучении соотношения психологических особенностей личности и власти. Этот метод основан на необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и т.д.

В основе данного метода лежат идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Гоббса и др. В рамках этого метода большую популярность приобрели идеи психоанализа. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Эффективным метод психоанализа оказался при выявлении природы авторитарного деструктивного политического поведения, политической некрофилии (стремления к разрушению).

Бихевиористский метод
возник как альтернатива институциональному методу. Он основан на тезисе, что политика имеет индивидуальное измерение. Данный метод обращает особенное внимание на поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий. В центре внимания бихевиористов находится изучение политического поведения с учетом побуждающих мотивов. Бихевиористы определяют формы и типы поведения определенных групп (женщины – домохозяйки, студенты и т.д.) для определения возможного политического действия в различных ситуациях. Таким образом, в качестве единицы анализа политического поведения выступают конкретные мотивации индивида, побудившие его к определенному поведению.

Коммуникативный метод разрабатывает кибернетическую модель политического процесса, рассматривая структуры как информационные потоки.

Метод политического моделирования основан на исследовании политических явлений путем переложения их на модели измерительные, описательные, предсказательные и др.

Социальную роль политологии в общественной жизни и системе образования реализуют ее функции . Выделим основные:

1. Познавательная - политология накапливает знания о политике.
2. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.
3. Методологическая - выводы политологии служат основой анализа частных политических теорий, отдельных политических явлений.
4. Мировоззренческая - знания о политике формируют определенное мировоззрение.
5. Культурная - эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремиться.
6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА.

Причины многообразия государственно-правовых форм в пределах одного и того же типа государств

Есть определœенная связь между типом и формой. Для рабовладельческого типа наиболее соответствующая форма монархия. Для феодального – монархия, республика (исключение Новгородская республика). Буржуазный тип – республики, конституционные монархии (исключение). Этот анализ устанавливает связь между типом и формой.

Необходимо выявить факторы, влияющие на это:

1. Уровень экономического развития (определяет в конечном счете);

2. Непосредственные факторы:

а) Соотношение политических сил внутри государства и на международной арене;

б) Степень остроты политической борьбы;

в) Национальные и культурные традиции;

г) Географическое положение.

Почему после революции во Франции республика, а в Англии – монархия? Во Франции соотношение политических сил – буржуазия, сильная борьба. В Англии – равновесие слабая политическая борьба, стремление к компромиссам и в результате ограниченная конституционная монархия.

В страны Восточной Европы изменяют политические силы в пользу Советского Союза.

Политическая система возникает как результат взаимодействия государства с институтами гражданского общества.

Основная цель - наиболее эффективное управление политическими, социальными и экономическими процессами общества на основе изучения интересов различных слоев населœения, на основе которых принимается политически взвешенные, оптимальные решения.

В учебниках политическая организация общества (политическая система общества) определяется как совокупность государственных и общественных организаций, принимающих участие в политической жизни. Это рабочее определœение. Его наличие не означает, что существует однообразный подход. Существуют различные взгляды на понимание политической системы, её субъектного состава и др.

Политическая система - ϶ᴛᴏ совокупность государственных и негосударственных объединœений, участвующих в политической жизни общества. Следующие субъекты:

1. Государство;

2. Политические партии;

3. Общественные объединœения.

Итак, политическая система рассматривается как организационный срез организации политической жизни общества.

Вторая точка зрения: предлагают включать не только политические организации, но и идеи, политические отношения между субъектами, нормы, регулирующие политическую деятельность. Некоторые авторы предлагают включать и отдельную личность, нацию, народ.

Существует проблема: тождественны ли понятия "политическая организация" и "политическая система общества"? Термин "политическая система общества" возник позже, в конце 70-х годов, когда стал наиболее популярен системный метод. Тогда некоторые авторы применили иной подход к пониманию политической системы. В политическую систему должны входить не только организации (в виде общественных объединœений, государства, политических партий), но и отношения, возникающие между ними, нормы, которые регулируют данные взаимоотношения и деятельность данных организаций, правовое политическое сознание, опосредующее политические и правовые диалоги данных организаций. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятие было расширено до понятия политической надстройки. Возникает вопрос: насколько это правомерно?

1. идеи, взгляды

2. отношения, которые складываются на их основе

3. организации, которые реализуют идеи, взгляды через взаимодействие

Политическая надстройка : политические взгляды, идеи, политические отношения, политические организации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, если мы расширим объем категории "политическая организация", то мы доведем его до объема категории "политическая надстройка". А это ничего хорошего не дает. Следовательно, такое расширение не оправдано. Более верно оставить за политической надстройкой организационные средства политической жизни. Некоторые авторы помимо государства, политических отношений включают другие элементы: одни - отдельные личности как самостоятельные субъекты политической системы, другие - нации, народности, классы. Т.е. так называемые социальные общности. В процессе полемики возникает вопрос о критериях отбора элементов политической системы. Данный вопрос был детально проработан Марченко Н.Н. в монографии "Политическая организация современного общества". Он предложил в качестве критерия следующие классифицирующие признаки:

1. Материальный (субъектом может быть только материальное образование; не соответствуют - взгляды, идеи, отношения)

2. Организационный (субъектом политической системы может быть не любое материальное образование, а то, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в той или иной степени организационно оформлено; не соответствует - нация, отдельная личность).

3. Политический критерий. В качестве данного критерия можно рассматривать:

1) участие в осуществлении государственной власти (но тогда за бортом окажутся оппозиционные партии и общественные отношения, получается "картина правящего класса": государство + правящие партии),

2) участие в политической жизни. Правильно руководствоваться данным критерием.

Политика – это, прежде всœего взаимоотношения между государствами, оформление базовых направлений, форм и методов решения задач. Ядро политики властеотношения по поводу завоевания, удержания и использование власти.

Политика:

а) борьба за власть, властеотношения по поводу завоевания, использования и удержания власти;

б) отношения между различными социальными группами, классами, народами, нациями, государствами;

в) участие в делах государства и определœение базовых направлений его деятельности. Эти политические отношения складываются на основе определœенных теорий, взглядов.

Политическая жизнь - реализация данных политических отношений. Возникает вопрос о месте Церкви. Раньше ее не включали. Сфера политической жизни - шире, чем сфера жизни государственной. Церковь оказывает определœенное воздействие, влияние на политическую жизнь, однако к государству не относится. Исключать ее из политической системы не стоит.

В рамках этих критериев можно провести классификацию субъектов.

По политическому критерию:

* Государство

* Политическая партия

* Общественные объединœения:

* политический характер (молодежные объединœения)

* относительно политический характер

* косвенный характер (спортивные общества, общества филателистов)

Политическая система и политическая организация общества - понятия равнозначные по объемы.

Могут ли быть нелœегальные субъекты политической системы? Политика более широкое понятие чем государственная деятельность. По этой причине всякая деятельность, в связи с этим всякая деятельность, которая не легальна, тоже является политической.

Основные направления политической системы проявляются в ее функциях. Функции политической системы :

1. Интеграционная (интегральная) функция, объединительная (объединяет различных субъектов политической жизни в рамках единой политической системы);

2. Распределительная функция (в рамках политической системы распределяется политическая власть, особенно через выборный механизм одни захватывают более влиятельные рычаги);

3. Функция выявления и учета интересов различных социальных групп, так как цель политической системы наиболее эффективное управление экономикой, социальными и политическими процессами в обществе;

4. Функция определœения базовых направлений развития политической системы (для России актуален вопрос формирования правового государства)

5. Воспитательная функция (приобретение политического опыта͵ опыта социальной активности. Наибольшее влияние оказывают общественные объединœения, формирования).

Классификация, типология политических систем может происходить по различным критериям.

1. Политическая система, основанная на распределительной системе отношений . Результаты труда сознательно распределяются государственными чиновниками. Эти чиновники организуют производство, распределяют продукцию, определяют цены. Место человека зависит от его связей (родственных, политических и др.). Социальная среда не стабильна, в не заложен порок – уравнительность, которая становится господствующей идеологией, убивает мотивация к труду. Такая среда порождает соответствующую политическую систему, характеризующуюся высокой ролью государства и аппарата. Оно вмешивается во всœе сферы жизни общества. Характерна однопартийная система. Как правило, роль политической партии законодательно закреплена и, как следствие, сращивание государства и партийного аппарата – партийные государства. Глава партии – глава государства. Политические системы закрыты, затруднен обмен идеями, информацией. Идет консервация общественной жизни. Все это порождает социальное иждивение и политическую терпимость населœения.

К примеру, СССР - одна форма собственности (государственная), уравнительная система распределœения, централизация власти и политической системы, однопартийность. Государство контролирует всœе сферы общественной жизни.

2. Политическая система, основанная на рыночной, товарно-денежной основе, свободном предпринимательстве. Деньги, как эквивалент соизмерения результатов труда, регулируют систему экономики. Положение в обществе определяется активностью, предприимчивостью, капиталом. При этом, имущество может быть приобретено и нечестным, преступным путем – возможны социальные потрясения. Эта модель более динамична и стабильна.

Политическая система характеризуется тем, что государство является организатором условий для рыночной экономики. Политический плюрализм, многопартийность. Собственность охраняется и гарантируется государством. Такая система является либерально-демократической моделью общественного развития последних десятилетий ХХ века. Государство действует в организационно-правовых формах, что обеспечивается конституционным регулированием.

3. Смешенная, переходная социальная среда – конвергационная (от 1 к 2). Пример - наша политическая система. Смешанная политическая среда и система. Существенный недостаток – нестабильность и противоречивость, содержит несовместимые политические институты. Это Россия 20-х годов в период НЭПа.

Cтраница 1


Политическая функция включает обеспечение социального партнерства и политической стабильности в обществе за счет снятия напряженности в обществе, продуцирующейся различиями в уровне жизни населения.  

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.  

Политическая функция социальной защиты способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные объективные различия в уровне жизни различных слоев населения.  

Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.  

Земства были лишены каких-либо политических функций, и по закону сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения. В ведение земству отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей, содержание местных тюрем и домов для умалишенных.  

Земства были лишены каких-либо политических функций.  

Помимо собственно культурных функций, образование выполняет в обществе также экономические, социальные и политические функции. Различные формы подготовки кадров (начиная со школы) поставляют хозяйственной системе работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и ориентациями.  

В то же время, государственная организация общества в ее политической функции направлена на стратегическую задачу обеспечения долговременного существования данного строя, и на решение этой задачи работают многие политические структуры. Однако общество должно поддаваться реорганизации, изменению. Если политическая система закрывает все возможности доступа к власти новым стратам коррекций в распределении прибавочного продукта, она дает тем самым основание тем, кто ставит под угрозу ее законность и указывает на насильственно-принудительный характер. Вместе с проявлением насильственного господства в обществе возрастает значение и потребность в легитимации для господствующих слоев. Религия в такой ситуации должна изыскать способ установления долгосрочных связей с существующей политической системой. Исторические модели этих связей многообразны и зависят как от степени взаимопроникновения общества и государства, так и от степени организованности религиозных систем, но задача одна - обеспечить лояльность масс по отношению к государственному строю.  

Нарастание репрессий вело к тому, что ведомство Семена Годунова стало приобретать все более широкие политические функции.  

Троцкий также вносит предложение: считая, что после сложения 4 членами ЦК ответственных политических функций, выход их из ЦК не вытекает из сложившегося положения и грозит стать точкой отправления раскола в партии, ЦК предлагает им оставаться в составе руководящего учреждения партии, сохраняя за ними право свободной агитации против принятого ЦК решения.  

Выполнение обязанностей Генерального секретаря и заместителя Генерального секретаря несовместимо с осуществлением каких бы то ни было политических функций. Ни Генеральный секретарь, ни любой заместитель Генерального секретаря не могут занимать какую-либо иную должность или выполнять какую-либо иную работу без одобрения Административного совета.  

Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, которые ему необходимы для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов входят: государственный бюджет (будет рассмотрен далее), внебюджетные фонды, государственный кредит. Государственные финансы функционируют на разных уровнях управления: общегосударственном, региональном, местном.  

Важной составляющей финансовой системы РБ являются государственные финансы, которые должны обеспечивать государство денежными средствами для выполнения экономических, социальных и политических функций.  

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.  

Принятие Закона СССР о Т.к., в котором определены их основные права и обязанности, полномочия в управлении и выполнении ими экономических, социальных и политических функций, служит отражением возрастающей их роли в развитом социалистическом обществе (см. Полномочия трудового коллектива, разд. Новый закон отражает взятый партией курс на дальнейшее всемерное развертывание социалистической демократии, на то, чтобы каждый труженик чувствовал себя подлинным хозяином на своем предприятии и представителем всей страны.