Структура управления охраной труда в организации. Система управления охраной труда (суот). Создание и внедрение суот
Перед разработкой системы управления охраной труда любой конкретной организации (компании, фирмы или проекта) целесообразно: оценить возможность интеграции системы управления охраной труда в общую систему управления организации в виде отдельной подсистемы; определить перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию; определить политику организации в области охраны труда; определить цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты; разработать программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач; подготовить аудиторов системы управления и разработать процедуру проведения внутренних аудитов системы управления.
В Руководстве (Положении) по системе управления охраной труда могут быть предусмотрены различные разделы. Обычно это: политика; планирование; внедрение и функционирование; проверочные и корректирующие действия; а также анализ функционирования системы со стороны высшего руководства для того, чтобы обеспечить ее соответствие принятой политике и ее последовательное совершенствование; адаптация к изменяющимся обстоятельствам.
Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления в отдельных организациях имеются существенные различия в моделях управления, в методах и средствах их реализации, в степени детализации и конкретизации, в построении информационных и управленческих связей, в формах документооборота, учета, анализа и контроля, методах планирования, аудита и тд. При этом основной целью управления охраной труда остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей на уровне организации для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека.
При управлении охраной труда на уровне организации для любой модели управления необходимо изначально предусмотреть, чтобы с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда гармонично сочетались принципы организации и функционирования всего производственного процесса (процесса оказания услуг и т.д.).
В числе наиболее важных организационных принципов СУОТ можно выделить:
Использование имеющихся уровней управления в качестве основы функционирования системы управления охраной труда;
Разграничение ответственности и функций субъектов управления охраной труда на всех уровнях управления;
Осуществление прямой и обратной связи всех звеньев системы на всех уровнях управления;
Взаимодействие руководства и служб организации с органами государственного надзора и общественного контроля, с органами исполнительной власти, профсоюзами, подрядчиками (сервисными организациями) и другими заинтересованными сторонами для выработки и реализации политики в области охраны труда и координации деятельности по улучшению условий и охраны труда работников;
Обеспечение общественного (или паритетного) контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и (или) иные уполномоченные работниками представительные органы;
Координация деятельности в области охраны труда и социально-экономической политики организации;
Координация деятельности в области социальной защиты работников, социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обеспечения расследования каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
Использование механизмов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
Учет и контроль требований безопасности труда при проектировании, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия (организации);
Внедрение и совершенствование рыночных механизмов для улучшения условий и охраны труда на предприятии (проведение экономической политики, стимулирующей заинтересованность работников в улучшении условий и охраны труда);
Единая скоординированная система профессионального отбора и обучения кадров на основе непрерывного обучения в области охраны труда;
Пропаганда значимости охраны труда как фактора сохранения жизни и здоровья работников;
Организация обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами в соответствии с действующим законодательством;
Внедрение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок, связанных с улучшением условий и охраны труда.
Целесообразно, чтобы в СУОТ наряду с уже перечисленными разделами был введен раздел "Мотивация работников на знание и соблюдение норм охраны труда", либо аналогичный документ был введен в действие на более низком уровне, чем Руководство (Положение о СУОТ).
Такой раздел необходим в СУОТ потому, что руководители среднего и даже высшего уровня управления иногда допускают пренебрежение опасностями, т. е. сознательно не соблюдают правила охраны труда. Деятельность системы в этом направлении должна сводиться к таким воздействиям на работников, чтобы они все стремились знать и соблюдать правила, отказывались от потенциально опасных действий. Причем желательно, чтобы такое влияние на поведение работника было максимально длительным и устойчивым. Поэтому материальными и моральными стимулами - премиями, конкурсными баллами и другими поощрениями в рамках предусмотренных смотров (конкурсов, опросов, лотерей) должны инициироваться долгосрочные мотивы уважения, признания и выгоды знания и соблюдения правил охраны труда.
Успешное решение вопросов охраны труда означает вертикальную (линейную) ответственность, требующую самого активного участия высшего и линейного руководства в вертикальном контроле на всех уровнях, распределении ресурсов и оптимизации принятой организационной структуры. Для этого организация должна определить функции, ответственность, полномочия и взаимосвязь сотрудников, участвующих в обеспечении СУ ОТ, в том числе:
Компетенцию, обеспечение ресурсами, кадрами для реализации СУОТ;
Получение и предоставление информации по вопросам охраны труда;
Определение действий и возможностей для совершенствования деятельности в области охраны труда.
В целом организационная структура и распределение функциональных обязанностей отражают линейную ответственность руководителей всех уровней за эффективное применение и поддержку СУОТ на их конкретных участках работы. Эта структура также отражает взаимоотношение между:
Различными звеньями управления и участками производства;
Участками производства и службами обеспечения (вспомогательным производством), независимо от того, принадлежат ли эти службы отдельному производству или всей организации;
Штатными работниками и привлеченными;
Партнерами по совместной деятельности.
Исключительно важно, чтобы высшее руководство организации воспитывало в сотрудниках чувство активного содействия СУОТ путем поощрения их участия во всех предусмотренных системой процедурах и приверженности этим процедурам, укрепления в них веры и мотивации, а также повышения индивидуальной ответственности. Прежде всего это заключается в демонстрации самого высшего руководства приверженности охране труда посредством личного участия в действиях, которые могут наблюдать работники. На практике этого можно достичь с помощью многих действий, оговариваемых в СУОТ, например, при использовании средств индивидуальной защиты, при руководстве проверками или при участии в расследовании несчастных случаев.
Демонстрация приверженности задачам СУОТ на разных административных уровнях включает в себя и многие другие аспекты:
Предоставление необходимых ресурсов, таких, как время и средства на решение проблемы охраны труда;
Личный пример в повседневной работе;
Придание вопросам охраны труда первостепенного значения в повестке дня любого заседания, начиная с заседаний Правления (Совета директоров) и ниже;
Активное участие в решении вопросов охраны труда и анализе работы СУОТ как на месте, так и на отдаленных производственных участках;
Внимание вопросам охраны труда при принятии любых деловых решений;
Признание и поощрение заслуг подразделений при достижении установленных целей;
Поощрение личных достижений и инициатив сотрудников, предлагающих меры по улучшению работы СУОТ;
Участие во внутренних и внешних проверках.
Все разделы Руководства (Положения о СУОТ) взаимосвязаны. Организация, определяя перечень мероприятий по охране труда, определяет и источники финансирования ("Бюджет охраны труда"), и критерии улучшения количественных параметров - обобщенных показателей травматизма и профессиональной заболеваемости, например, по отношению к установленным целям, остальным организациям или средним показателям в отрасли (подотрасли) с учетом планируемых скидок по страховым тарифам и т.д. В частности, это может быть снижение частоты травм (профзаболеваний) на тысячу работников и тяжести травм. Важность таких количественных параметров заключается в том, что они дают руководителям, специалистам, проверяющим и рядовым работникам представление о масштабах планируемых мероприятий и целевых конечных результатах.
Таким образом, в рамках Политики и стратегических целей в области охраны труда организация будет иметь планы (программы), соответствующие достижению этих целей и следовать принятым показателям (критериям) деятельности в данной области. Тогда и перспективные, и годовые планы всех уровней будут включать в себя следующие элементы:
Четкое определение целей;
Определение ответственности руководителей за достижение целей;
Средства достижения поставленных целей;
Требования к наличию ресурсов;
Сроки выполнения;
Конкретные программы (мероприятия) мотивации и стимулирования персонала для достижения цели (результата).
Кроме того, возможно включение документированных процедур по признанию (поощрению) коллективных успехов работников в области охраны труда и механизмов оценки эффективности мероприятий по охране труда (например, анализ "затраты/прибыль" или минимизации потерь).
Среди наиболее важных элементов "внешнего" механизма экономической заинтересованности организации в улучшении условий и охраны труда можно выделить надбавки/скидки к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также механизм частичного финансирования за счет страховых взносов некоторых предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Многие признанные органы по сертификации (BVQI, DNV, TUV и др.), аккредитованные в различных международных и национальных системах аккредитации, проводят добровольную сертификацию систем управления охраной труда. Тем самым подтверждая, что действующая в той или иной организации система управления охраной труда соответствует определенному стандарту (спецификации). В России крупные организации сертифицируют свои системы управления охраной труда (охраной труда и промышленной безопасностью) на соответствие спецификации OHSAS 18001.
Сертификация систем управления охраной труда на соответствие ГОСТ 12.0.006-2002 в России возможна в рамках зарегистрированной добровольной системы сертификации.
В определенной мере при проведении сертификационных аудитов таких систем управления охраной труда могут быть использованы принципы, программы и положения, касающиеся проведения внешних и внутренних аудитов и компетентности аудиторов, изложенные в международном стандарте ISO 19011:2002 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента".
Под управлением охраной труда понимается
подготовка,
принятие и реализация решений по осуществлению организационных,
технических,
санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий,
направленных на
обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности
человека в
процессе труда. Управление охраной труда на предприятии является
составной
частью его общей системы управления.
На
предприятиях, имеющих
автоматизированные системы управления производством, управление охраной
труда
входит в них в качестве одной из основных подсистем.
В
подготовке и реализации управленческих решений по охране труда
участвуют
практически все службы и подразделения предприятия, деятельность
которых в этой
области определена соответствующими положениями о Системе управления
охраной
труда (СУОТ).
Структура СУОТ на предприятии представлена ниже и включает следующие
основные
элементы.
Орган управления СУОТ. Его возглавляет директор (главный инженер), осуществляющий общее руководство работой по охране труда на предприятии с помощью управленческих решений (приказов, распоряжений, планов организационно-технических мероприятий и т. п.), методов управления и воздействия, обеспечивающих целенаправленную деятельность структурных подразделений и служб в области охраны труда.
В цехах
(участках, службах) функции органа управлении выполняют руководители
подразделений, организующие и систематически проводящие работу по
охране труда
в возглавляемых звеньях. Все они в своей деятельности руководствуются
законодательной (нормативно-правовой) документацией и текущей
информацией о
состоянии охраны труда. Работа проводится на основе анализа текущей
информации,
исходя из которого обосновываются и оперативно разрабатываются
управленческие
решения, направленные на приведение фактических показателей условий
труда в
соответствие с нормативными.
Организационно-методический орган. Он возглавляется отделом охраны
труда
(техники безопасности), который наряду с организационно-методическим
руководством работой по управлению охраной труда подготавливает
управленческие
решения для органа управления СУОТ, контролирует их реализацию. Эта
работа
отделом проводится совместно с комиссией охраны труда профкома и
медико-санитарной частью предприятия исходя из систематического анализа
текущей
информации о состоянии охраны труда и функционирования СУОТ,
Информационный орган. Его функции должен выполнять ИВЦ предприятия. Он
собирает, обобщает, обрабатывает, анализирует и выдает информацию,
дифференцированную применительно к структуре СУОТ предприятия.
Информация
содержит сведения о состоянии условий труда в цехах, на участках и
рабочих
местах, на предприятии в целом; эффективности СУОТ и отдельных методов
управления; динамике травматизма и заболеваемости, их причинах; об
изменениях
нормативной базы по безопасности труда применительно к конкретным
условиям
предприятия и др.
Объект управления в СУОТ. Объектом управления является деятельность
функциональных служб и структурных подразделений предприятия по
обеспечению
безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в бригадах, на
участках,
в цехах и на предприятии в целом.
Принципы формирования и порядок внедрения
Система управления охраной труда, являясь составной частью общей системы управления деятельностью предприятия, направлена не только на создание оптимальных условий труда, но и на использование резервов производства, повышение производительности труда и значительное улучшение качества выпускаемой продукции. Она осуществляется органами управления предприятия с активным участием в этой работе профсоюзной организации и всего трудового коллектива для создания и обеспечения высокопроизводительных, безопасных и безвредных условий груда при выполнении строительно-монтажных работ на основе соблюдения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии. Как известно, основной задачей СУОТ является проведение оперативных профилактических мероприятий по охране труда, предупреждающих случаи травматизма и профзаболеваемости. Если такие случаи произошли в течение периода между плановыми проверками, то это означает, что в системе не сработал механизм управления. Поэтому обоснование структуры и определение функций представляют собой обязательный этап по созданию эффективной системы управления охраной труда.
Структура системы управления охраной труда включает в себя все производственные подразделения и службы предприятия (объединения), которые участвуют в разработке и реализации мероприятии по созданию безопасных и здоровых условий труда (каждый на своем уровне). Эта структура характеризуется составом служб и подразделений, составом и распределением между ними задач и функций по управлению охраной труда, а также средств, необходимых для их выполнения. Элементами системы являются мероприятия, технические средства, нормативно-технические документы, формирующие систему и обеспечивающие нормальное ее функционирование.
Взаимосвязь между элементами системы обеспечивается комплексными планами, стандартами предприятий по безопасности труда, коллективными договорами, нормативными документами, регламентирующими порядок разработки, внедрения и функционирования системы. Основные функции в системе управления охраной труда для строительных организаций определяются исходя из структуры системы. Основой для формирования системы является схема управления. Анализ схемы показывает, что при решении задач в области охраны труда благодаря внедрению СУОТ обеспечивается исполнение многих функций, в первую очередь таких, как разработка для конкретных условий и установление правовых норм, определение обязанностей и ответственности конкретных работников за нарушение правил и условий техники безопасности и производственной санитарии, планирование и последовательная реализация комплекса мероприятий по охране труда, создание системы обучения, аттестации и повышения квалификации ИТР и рабочих в области охраны труда; широкое внедрение стандартов по безопасности труда, введение единой методики оценки уровня безопасности условий производства; создание системы оперативного и эффективного контроля за состоянием безопасности производственных условий; укрепление и повышение квалификации службы по технике безопасности; развертывание массового соревнования за лучшие результаты работы по охране труда, повышение активности членов трудовых коллективов и общественных организаций за создание здоровых и безопасных условий труда; организация пропаганды передового опыта и безопасных методов труда, внедрение единой методики учета и отчетности по охране труда.
При решении задач СУОТ необходимо обеспечивать:
широкое привлечение рабочих к активному участию в обеспечении безопасности труда;
приемку строительных площадок перед началом производства строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями норм;
систематический контроль за соблюдением технологии работ, правильным решением вопросов безопасности труда в проектах производства работ;
совместную работу хозяйственных и профсоюзных органов за соблюдением техники безопасности;
встречи руководителей трестов, строительных и специализированных управлений, начальников участков, руководителей работ с бригадирами и общественными инспекторами по охране труда по конкретным вопросам техники безопасности и производственной санитарии;
комплекс пропагандистских мероприятий с использованием кабинетов и уголков по технике безопасности, передвижных громкоговорящих устройств, магнитофонов, учебных и пропагандистских фильмов, плакатов, знаков безопасности и т. п.;
каждый объект специальным стендом, отражающим состояние травматизма за каждый день;
оснащение бригад комплектом средств коллективной и индивидуальной защиты и строгий контроль за их использованием.
Среди всех принципов формирования систем управления применительно к системе охраны труда следует выделить:
методологический , позволяющий использовать общие законы теории управления применительно к конкретной обстановке;
организационный , заключающийся в определении организационной и функциональной структуры управления и четкости действия ее звеньев;
технический , использующий инженерное обоснование и сочетание в средствах труда единства максимальной безопасности, эффективности и качества труда;
практический , обеспечивающий выполнение работ методами, предотвращающими опасность в трудовых процессах;
социологический ‑ путем планомерной организации работ по профориентации, обучения рабочих кадров, воспитания творческого отношения к труду и повышения уровня охраны труда на рабочих местах;
самоконтроля ‑ основанный на внедрении и воспитании управляющих воздействий в процессах производства работ;
самоуправляемости , позволяющий применять изменяемость, гибкость и адаптируемость системы при возможных переменах условий функционирования системы.
Приведенные принципы являются обязательными для формирования системы управления охраной труда и обеспечения ее эффективного функционирования в динамических условиях современного производства. Несоблюдение всех указанных принципов при формировании системы или нарушение их при реализации управления в различных аспектах ее действия приводят к снижению эффективности конечного результата.
Практика показывает, что к основным недостаткам в формировании системы управления следует отнести: неправильное понимание роли управления в конкретных условиях производства; подмену практического осуществления управления нормативными документами и инструкциями; отсутствие четко сформулированной как общей, так и частных задач управления охраной труда; неполное использование всех методов и средств охраны труда.
Формирование системы управления охраной труда происходит постепенно, включая несколько последовательных этапов, основные из которых следует выделить:
первый - период паспортизации условий труда, комплексного, перспективного планирования и финансирования мероприятии по охране труда. Организация системы обучения и аттестации работников по вопросам охраны труда. Четкое распределение обязанностей и определение прав всех должностных лиц на различных участках производства. Систематизация и повышение роли службы техники безопасности в решении производственных задач;
второй - отработка деятельности единой системы контроля за состоянием охраны труда. Совершенствование форм и повышение роли стимулирования за лучшее состояние охраны труда на отдельных рабочих участках. Развитие пропаганды передового опыта и внедрение безопасных методов труда. Повышение активности работы общественных организаций и участие трудовых коллективов в решении задач охраны труда;
третий - решение задачи организационного оформления этой системы, разработка основных нормативных документов, установление правовых, организационных и экономических основ деятельности созданной системы.
Основополагающие документы образуют специальную подборку материалов, которая доводится до сведения всех ИТР и хранится в службе техники безопасности. Эти документы регламентируют права, обязанности и ответственность работников за состоянием охраны труда, устанавливают порядок и правила разработки нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы управления охраной труда.
При создании организационной основы системы управления охраной труда определяются ее структура и функции применительно к конкретным условиям строительства, устанавливаются методика планирования, обучения и контроля в области охраны труда, порядок и способы оценки уровня безопасности производственных условий и отдельных процессов, проводится организация соревнования за безопасный труд.
Экономические основы системы управления включают в себя порядок финансирования работ по охране труда, оценку эффективности внедряемых мероприятий, морального стимулирования работников строительной организации в зависимости от состояния охраны труда.
При формировании системы общее организационное руководство осуществляет координационный совет, возглавляемый главным инженером. Для разработки нормативных и методических документов создаются рабочие группы из специалистов. В период разработки отдельных вопросов и внедрения их в практику работы изучается опыт передовых организаций, уже использующих в своей работе систему управления охраной труда.
Обшей методической основой формирования системы и функционирования отдельных ее звеньев служит Типовое положение о единой системе управления охраной труда с последующей разработкой положений для каждой строительной организации с учетом ее конкретных условий.
Формирование структуры и распределение обязанностей в отдельных звеньях управления охраной труда строительной организации базируются на положениях общей теории управления и включают в себя три обязательных компонента: объект (строительная площадка) управления (управляемая часть) системы, управляющий орган (бригадиры и должностные лица-линейные ИТР и аппарат организации); управляющее воздействие, с помощью которого реализуются принятые решения по безопасности труда путем использования организационных, технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и других методов. Процесс формирования безопасных и безвредных условий труда включает в себя предотвращение и устранение нарушений норм и правил охраны труда должностными лицами и непосредственно исполнителями при выполнении работ.
Основная цель строительной организации - повышение эффективности производства при постоянном обеспечении безопасных и здоровых условий, труда, поэтому для деятельности строительной организации как системы управления охраной труда необходимо сформулировать цели и задачи (содержание) для всех уровней управления (подсистемы) в виде классификатора требований безопасности труда и комплексных мероприятий, определить связи, зависимости между уровнями и структуру взаимодействия между ними, вовлечь все должностные лица на соответствующих подсистемах по выполнению их обязанностей, направленных на предупреждение нарушений и обеспечение безопасности труда на рабочих местах. Построенные таким образом задачи содержания работы в звеньях управления и связей между ними а также установление взаимодействия должностных лиц будет представлять собой схему системы управления охраной труда в строительной организации.
Классификатор требований безопасности труда или их возможных нарушений, в которых сформулированы основополагающие требования безопасности труда или, наоборот, наиболее часто встречающиеся нарушения этих требований на рабочих местах, объектах и участках можно рассматривать в качестве объектов, а их пункты - в качестве локальных объектов управления.
Так как нарушения техники безопасности происходят в бригаде, где непосредственно протекает трудовой процесс, то содержание классификаторов нарушений безопасности труда позволяет предопределить цели и содержание других уровней управления, деятельность и взаимодействие всех вышестоящих по подчиненности должностных лиц (мастера, участкового механика прораба, начальника участка, главного механика, главного энергетика и т. д.), разработать систему оценки их деятельности по охране труда и другие факторы.
В связи с этим при разработке классификатора нарушений следует рассматривать работающего (его личные факторы) как потенциального нарушителя техники безопасности с обязательным учетом орудий и предметов труда, взаимодействия работающего с окружающей производственной средой, а также с учетом организации труда на рабочих местах и на строительной площадке.
Исходя из имеющегося опыта практической деятельности по профилактике травматизма в отрасли рекомендуется классификатор нарушений требований безопасности (табл. 1). В данном классификаторе сгруппированы по десяти пунктам 25 наиболее характерных нарушений требований охраны труда, встречающихся на строительных площадках. Следует отметить, что данный классификатор может быть положен и основу, дополнен и уточнен с учетом специфики конкретных условий строительства, видов и степени опасности выполняемых работ. Примером видоизмененного аналогичного документа могут служить классификаторы, разработанные ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР и ЦК профсоюза, представляющие многоуровневую структуру подчинения, последовательности действий, а также взаимодействий должностных и руководящих лиц по обеспечению высокопроизводительного и безопасного труда на отдельных рабочих местах, объектах и участках.
Каждый уровень включает: локальные объекты управления, цели и задачи - классификатор основных требований безопасности труда (КБТ). Кроме того, для каждого уровня устанавливаются управляющие органы.
Классификаторы КБТ-единые для всех уровней управления:
для бригадира невыполнение пунктов рассматривается как выполнение процесса с нарушением безопасности труда; на уровне объема и участка нарушение пунктов классификаторов рассматривается как необеспеченно безопасности труда на рабочих местах, отсутствие кот роля за выполнением этих требований со стороны линейных ИТР, а для руководящих должностных лиц - не обеспечение безопасности труда на всех уровнях строительного производства.
Таблица 1.
Классификатор нарушений требований безопасности труда на объекте (КБТ)
№ группы | Индекс нарушения | Содержание нарушения |
1.1 | Захламленность рабочих мест и проездов | |
1.2 | Работа при недостаточном освещении | |
2.1 | Несвоевременность проведения инструктажа | |
2.2 | Работа без удостоверения на производстве работ или механизированных процессов | |
2.3 | Отсутствие дежурных по охране труда | |
3.1 | Отсутствие спецодежды, спецобуви при производстве работ | |
3.2 | Отсутствие предохранительного пояса | |
3.3 | Отсутствие защитной каски | |
4.1 | Нарушение правил эксплуатации или неисправность машин, механизмов, электрооборудования | |
4.2 | Неисправность или нарушение правил работы с ручным и немеханизированным инструментом | |
5 1 | Работа с нарушением требований ППР, правил эксплуатации (неисправность) грузозахватных приспособлений | |
5.2 | То же монтажной оснастки | |
5.3 | То же тары | |
6.1 | Нарушение при работе инструкций по охране труда | |
6.2 | Нарушение нарядов-допусков | |
6.3 | Несоблюдение порядка ведения журнала первой ступени трехступенчатого контроля | |
6.4 | Применение опасных приемов труда | |
7.1 | Использование в работе некачественных строительных конструкций и изделий | |
8.1 | Выполнение работ без ограждения опасных зон, проемов улавливающих устройств | |
8.2 | Работа без крепления котлованов, траншей и других выемок, отсутствие переходных мостиков, трапов, лестниц, стремянок и т. п. | |
9.1 | Работа с нарушением правил эксплуатации лесов, подмостей | |
9.2 | Нарушение правил складирования конструкций, материалов и изделий | |
9.3 | Работа с нарушением требований пожаровзрывоэлектробезопасности | |
10.1 | Нахождение в нетрезвом состоянии на строительной площадке или в бытовых помещениях |
С учетом этих положений и формируются функциональные обязанности должностных лиц по охране труда. Каждое должностное лицо отвечает и получает оценку за выполнение определенных пунктов классификаторов в соответствии с возложенными на них обязанностями.
Основное условие эффективной деятельности структуры в системе управления по подчиненности состоит в том, что если на уровне бригады основная ее цель заключается в выполнении работ без нарушений требований безопасности труда (практическая реализация правил и норм), то на вышестоящих уровнях управления главной задачей должностных лиц являются своевременное обеспечение требований безопасности труда в бригаде и контроль за ходом выполнения этих требований.
Помимо осуществления оперативного контроля и принятия решений по выполнению требований безопасности труда, заложенных в классификаторе КБТ, необходимо, чтобы эти требования подкреплялись системой перспективных мер комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.
Система управления представляет собой многоуровневую подчиненность должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями по обеспечению выполнения требовании безопасности труда, предусмотренных СНиП ІІІ-4-80* «Техника безопасности в строительстве» (прил. 1) и соответствующими документами министерств, ведомств.
Таким образом, система управления охраной труда в уровне СУ (СМУ) представляет собой структуру включающую 5 уровней: бригада, линейные ИТР, начальник участка (ст. прораб), специалисты и должностные лица аппарата управления, начальник и главный инженер организации. На каждом из этих уровней в соответствии с классификаторами решаются соответствующие вопросы и выполняются должностные и служебные функции в области обеспечения безопасных условии труда.
Основными задачами в управлении охраной труда на определенных уровнях являются следующие:
1-й уровень (бригада) - выполнение бригадой (бригадиром) требований технологии и безопасности труда и оценка этой деятельности по классификатору безопасности труда КБТ (табл. 2);
Таблица 2.
Классификатор нарушений требований безопасности труда (КБТ)
№ п.п. | Содержание нарушений правил и норм охраны труда |
Работа без дежурных по охране труда, без обучения, инструктажа, проверки знаний по технике безопасности рабочих и ИТР, без удостоверений на право эксплуатации строительных машин, механизированного инструмента электрооборудования и т. п. | |
Работа без индивидуальных средств защиты (спецодежды, спецобуви, поясов, касок и др.), с нарушением правил их применения | |
Нахождение на строительной площадке и в санитарно бытовых помещениях лиц в нетрезвом состоянии | |
Работа на неисправном оборудовании (строительные машины, грузоподъемные краны, механизмы, электрооборудование, механизированный и ручной инструмент, транспортные средства и др.), нарушение правил их эксплуатации с неисправными или не соответствующими ППР грузозахватными приспособлениями, тарой, монтажной оснасткой | |
Использование некачественных строительных конструкций, немаркированных изделий, неизвестных составов и т. п. | |
Работа без ППР, нарядов-допусков или нарушение установленных в них требований, в том числе применение опасных приемов труда | |
Работа без ограждения опасных зон, проемов, без крепления выемок, котлованов, без средств коллективной защиты. Работа с нарушением правил эксплуатации лесов, подмостей, со случайных средств подмащивания, без переходных мостиков, трапов и т.д. | |
Выполнение работ при недостаточном освещении, захламленность рабочих мест, нарушение правил складирования конструкций, материалов и изделий, загромождение проходов и проездов | |
Работа без документации по технике безопасности или с нарушением правил ее ведения (отсутствие графика совмещенных работ, журнала производства работ, журнала оперативного контроля в бригаде, на объекте, участке; инструкций, стандартов ССБТ, журнала инструктажа и др.) | |
Невыполнение предписаний, приказов, распоряжений по охране труда | |
Работа без знаков безопасности (в опасных зонах, в проездах, с электроустановками и т.п.), средства наглядной агитации | |
Несоблюдение правил пожаро-, взрыво и электробезопасности на объекте и в санитарно-бытовых помещениях |
2-й уровень (объект) - организация и обеспечение линейными ИТР (мастером, прорабом, механиком) безопасных условий труда на объектах и оценка этой деятельности по классификатору КБТ;
3-й уровень (участок) - организация и обеспечение начальником участка (старшим прорабом) безопасных условий труда на рабочих местах в целом на объекте и оценка их деятельности по классификатору КБТ;
4-й уровень - организация, обеспечение и контроль выполнения требований безопасности труда аппаратом управления и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП;
5-й уровень - правовое, организационное и материально-техническое обеспечение безопасности труда начальником, главным инженером в целом по Управлению и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП.
Основными элементами предлагаемой системы являются указанные выше классификаторы КБТ и КПП, в которых компоновка отдельных пунктов выполнена по принципу однородности нарушений норм охраны труда, с одной стороны, и путей их устранения-с другой.
После определения структуры системы управления охраной труда с учетом специфики строительных организаций и характера их производственной деятельности осуществляется внедрение системы управления практическую деятельность. Эта работа проводится одновременно на всех уровнях - в СУ (СМУ), тресте и территориальной организации. С этой целью по территориальной организации издается приказ, в котором устанавливаются срок и подведомственные организации, где намечено осуществить внедрение. Для практического осуществления работы по внедрению системы и подведения итогов в приказе объявляется состав комиссии. Как правило, в комиссию входят: председатель - главный инженер; члены комиссии - главные специалисты, руководитель службы охраны труда, представитель профсоюзного комитета. Комиссия осуществляет организационное и техническое руководство всеми необходимыми работами по внедрению системы, разрабатывает план организационно-технических мероприятий со сроками выполнения и ответственными исполнителями.
На основании приказа по территориальной организации в трестах и управлениях, где осуществляется внедрение, издаются аналогичные приказы, а в результате внедрения системы составляется акт специального содержания. Ниже приводятся в качестве примера форма приказа о внедрении системы управления охраной труда в конкретной организации.
Для эффективного внедрения системы управления охраной труда при организации строительных площадок необходимо каждый новый объект в первую очередь обеспечить:
полной номенклатурой санитарно-бытовых помещений;
спецодеждой, спецобувью и перчатками (рукавицами);
проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР);
объектным табелем требуемых средств для обеспечения безопасных условий труда на строительстве объекта, в том числе ограждение строительной площадки;
дренажем для отвода поверхностных вод;
подъездными путями;
площадками для складирования материалов и конструкций и установки кранов;
временными коммуникациями водо- и электроснабжения;
грузозахватными приспособлениями, оснасткой и средствами подмащивания;
схемами строповки грузов;
другими средствами обеспечения безопасности труда.
Российское законодательство достаточно жёстко относится к работодателям с точки зрения охраны труда, принуждая их с каждым годом обеспечивать всё большую и большую безопасность работников.
Сегодня речь пойдёт о таком элементе обеспечения безопасного функционирования производства, как система управления охраной труда (СУОТ).
Что это такое?
Данная система представляет собой перечень мероприятий, внедряемых и проводимых в течение длительных отрезков времени . Методы СУОТ используются не от случая к случаю (например, в преддверии проверок со стороны надзорных организаций), они могут дать результат только при последовательном и планомерном применении.
Предприятия, внедряющие у себя эти процедуры, ориентируются как на российские нормативные акты, так и на международные стандарты, главные среди которых – OHSAS 18001:2007 и руководство МОТ-СУОТ 2001.
Подробную информацию о данном понятии вы можете узнать из следующего видео:
Цели и задачи
Главными задачами системы являются:
- Отбор на рабочие места, требующие специальной квалификации и ответственности, кандидатов, полностью соответствующих требованиям и подтверждающих это на испытаниях.
- Обучение персонала предприятия методам работы, оказывающим минимально возможное опасное влияние на здоровье.
- Пропаганда проблем охраны труда в среде рабочих.
- Обеспечение безопасного функционирования оборудования и его утилизацию в случае выхода из эксплуатации.
- Обеспечение максимальной безопасности технологических процессов.
- Обеспечение максимальной безопасности сооружений и зданий, находящихся на территории компании.
- Обеспечение санитарно-гигиенических условий, соответствующих положениям нормативных документов.
- Обеспечение нормального режима отдыха рабочего персонала.
- Обеспечение работников, выполняющих связанные с риском для здоровья должностные обязанности, методами и средствами защиты, а также медико-гигиеническим оборудованием.
Основной целью является минимизация несчастных случаев на производстве и нормализация здоровья персонала, чей труд связан с постоянным негативным воздействием на внутренние и внешние органы.
Разработчики СУОТ, порядок утверждения
Любые работы по созданию системы охраны труда начинаются с выпуска приказа директора или руководителя предприятия, постановляющего в определённые сроки создать на производстве СУОТ, соответствующую требованиям законодательных актов.
Своим приказом руководитель назначает комиссию по охране труда (может быть сформирована как из действующих, так и из новых работников организации), отправляет её членов на переобучение и аттестацию (если необходимо), после чего комиссия начинает разработку системы с учётом специфики своего производства.
Порядок утверждения нормативной документации по ОТ, обязательной к исполнению для каждого сотрудника, выглядит следующим образом:
- Комиссия определяет рабочие места, которым потенциально может быть присвоен определённый класс опасности, проводит оценку условий труда рабочих собственными силами или при помощи приглашённых экспертов, после чего каждому рабочему месту в отдельности и предприятию в целом присваивается определённый ранг профессионального риска.
- На собрании комиссии определяются методы, с помощью которых можно минимизировать риск для здоровья работников, подбирается оборудование, транспорт, место размещения, при которых вред для здоровья и жизни персонала будет сведён к минимуму.
- Комиссия подготавливает проект акта о введении на предприятии СУОТ, где будет прописана политика руководства организации в области охраны труда и выдержки из федеральных законодательных актов, касающихся специфики деятельности компании.
- Рабочие места, получившие определённый класс опасности, комплектуются средствами защиты, для работников проводится инструктаж по правилам пользования СИЗ и мерам недопущения опасных для жизни ситуаций.
- Комиссия определяет размер денежной компенсации лицам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, персоналу, занятому на рабочих местах, вредных для здоровья, а также заключает договор с медицинской организацией, которая с определённой периодичностью (сроки проведения диспансеризации зависят от класса профессионального риска рабочих мест) будет осуществлять всеобщую проверку состояния здоровья персонала.
- Готовый документ подписывается всеми членами комиссии и утверждается директором. После подписания содержание нормативного акта доводится до сведения сотрудников, и его положения становятся обязательными для соблюдения.
Ее функции
- Распределение обязанностей по охране труда.
Руководство предприятия, производящего определённый вид промышленной продукции и штат которого не превышает 50 человек, имеет право самостоятельно определиться с необходимостью введения на производстве СУОТ. Для компаний, насчитывающих более 50 работников, наличие в штате специалиста по охране труда обязательно.
Решения о распределении обязанностей по ОТ принимаются совместно директором фирмы и комиссией. При проведении данной процедуры обязательно принятие к рассмотрению положений, закреплённых в постановлении Министерства Труда Российской Федерации от 08.02.2000 №14. Обязанность работника нести ответственность за тот или иной компонент системы возлагается либо должностной инструкцией, либо специальным приказом руководства. - Подготовка, обучение персонала
. Каждый сотрудник, нанимаемый на рабочее место, связанное с риском для здоровья, обязан пройти по нормам обеспечения безопасности и правилам использования технологического оборудования. Каждые шесть месяцев (для рабочих мест, связанных с большой опасностью для здоровья – каждые три месяца) персонал должен проходить повторный инструктаж. В случае закупки нового технологического оборудования или изменении условий труда все работники, затронутые новшествами, обязаны пройти или отправиться на переподготовку в соответствующие учебные центры.
Обеспечение деятельности по подготовке и обучению кадров возлагается на специалиста по охране труда. Список рабочих, отправляющихся на переаттестацию или на повторные инструктажи, формируется ответственным лицом и подписывается руководителем. - Доступность информации об ОТ.
Предприятие, внедряющее на своём производстве методы СУОТ, обязано известить всех сотрудников об изменениях в политике охраны труда с помощью размещения информационных листов на стендах и проведения внеплановых инструктажей и собраний. Персонал, работающий на местах, опасных для жизни и здоровья, должен знать о своих правах на материальную компенсацию, увеличенный отдых и сокращённый рабочий день (руководство должно организовать ознакомление рабочих с актами под роспись).
Также работники могут получать периодические издания об изменениях в ОТ и новшествах, применяемых компаниями-передовиками в данной сфере деятельности. - Ведение документации. Наличие на производстве СУОТ подтверждается в первую очередь наличием нормативных документов, где прописана политика предприятия в данной области и методы, применяемые для обеспечения нормального состояния здоровья персонала. Правильное ведение документации обеспечивает также эффективное планирование и функционирование процессов, что является одной из основных задач сегодняшнего менеджмента.
Документация и мероприятия
СУОТ предусматривает ведение большого количества документов, без которых эффективное функционирование системы невозможно. В перечень необходимых актов входят:
- Решения экспертных комиссий по состоянию производства на предприятии с точки зрения охраны труда.
- Политика, которой придерживается руководство организации при внедрении и реализации системы.
- Должностные инструкции для работников опасных профессий с прописанными нормами по обеспечению безопасного труда.
- персонала с руководством.
- Инструкции по обеспечению безопасного труда и действиям в случае возникновения нештатных ситуаций.
- Журналы, содержащие результаты проверки у рабочих знаний по основам обеспечения безопасности профессиональной деятельности.
- Журналы по учёту мероприятий, призванных повысить грамотность сотрудников в сфере минимизации вероятности возникновения ситуаций, потенциально опасных для здоровья.
Основные мероприятия по ОТ:
- Регулярный инструктаж всех работников предприятия.
- Повышение квалификации персонала и руководящих кадров в сфере ОТ.
- Постоянный контроль на содержание в крови сотрудников алкоголя и следов наркотических веществ.
- Прокладка наиболее безопасных маршрутов движения по производственным помещениям и цехам.
- Установка знаков безопасности, оформленных в соответствии с ГОСТ 12.4.026.
- Приобретение и раздача сотрудникам средств индивидуальной и коллективной защиты от основных поражающих факторов.
- Проведение испытаний технологического и вспомогательного оборудования, использующегося на предприятии, на предмет его соответствия нормативным показателям безопасности.
Прочие нюансы
- При отправке сотрудника на работы, непосредственно не связанные с его должностными обязанностями, руководство обязано обеспечить работника на предмет обеспечения безопасной деятельности.
- При отправке бригады на работы, связанные с риском для жизнедеятельности, директор фирмы или назначенное им ответственное лицо должны выписать наряд-допуск. Наряд-допуск оформляется на срок не более пяти суток, в конце смены или по завершении цикла работ руководитель бригады сдаёт документ лицу, выдавшему его. При отправке бригады на эти же работы в другом составе бумага должна быть выписана заново.
- В случае возникновения опасной для жизни ситуации и при отсутствии вины в её возникновении сотрудник, чьему здоровью угрожает опасность, имеет право потребовать от руководства предприятия разрыва трудового соглашения с последующей выплатой выходного пособия (не менее средней заработной платы за три месяца).
СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).
Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.
Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:
постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;
формулировать цели и политику в области ОТ;
разрабатывать и реализовывать способы их достижения;
осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;
оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.
В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:
уточнение целей и политики организации в области ОТ;
разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;
Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.
Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:
повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;
Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.
Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).
В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.
Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).
К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.
К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.
В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.
Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.
К формам индивидуального материального стимулирования относятся:
дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;
премирование работников за длительную безаварийную работу;
выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);
выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;
выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;
введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.
Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:
несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;
аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;
пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;
др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.
Пирамида происшествий
происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ