Субъекты, земельных правоотношений. Объекты и субъекты земельных отношений

Субъекты земельных правоотношений. Субъектами земельных правоотношений, т. е. носителями прав и обязанностей в этих отношениях, законодательство признает Российскую Федерацию, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, юридических и физических лиц.

Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных правоотношений прежде всего в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих управленческих полномочий, правомочия распоряжения как собственников земельных участков, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности (федеральной собственностью) (п. 2 ст. 9 ЗК РФ). Такими же полномочиями наделены субъекты РФ в отношении земельных участков, которые являются их собственностью (п. 2 ст. 10 ЗКРФ).

Что касается исполнительных органов государственной власти, то они выступают субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т. е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также становятся субъектами земельных отношений. Эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель (ст. 11 ЗК РФ).

Юридические лица являются субъектами земельных правоотношений. По общему правилу юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента возникновения у них прав на землю, например, в результате предоставления земельного участка.

Юридические лица могут иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных основаниях.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранные юридические лица также признаются субъектами земельных правоотношений.

Объекты земельных правоотношений. Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений и, соответственно, объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков. Земельные правоотношения обычно возникают тогда, когда в установленном порядке обособлена и индивидуализирована определенная часть земли, т. е. образован земельный участок. Во всех этих случаях земельные правоотношения существуют одновременно как непосредственно по поводу земли, являющейся природным объектом и ресурсом природы, так и по поводу индивидуализированной части земли.

В зависимости от вида земельных правоотношений их объектами могут быть также земли, т. е. определенные категории земель, которые отграничиваются друг от друга на основании установленных критериев и признаков. Например, земли населенных пунктов отграничиваются от других категорий земель границами населенных пунктов. Объектами земельных правоотношений могут быть земли лесного и водного фондов. Как правило, эти земли находятся в публичной собственности. Лесное законодательство предусматривает право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах; водное законодательство - право общего водопользования, т. е. общедоступного, открытого пользования водными объектами для купания, рыбной ловли и других целей. Земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.

Юридическое понятие «земельный участок». Экспансия доктрины гражданского права о так называемых вещных правах в сферу земельного права привела к изменению определения понятия «земельный участок». До 1 марта 2015 г. ст. 11 1 ЗК РФ характеризовала земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Ныне п. 3 ст. 6 ЗК РФ содержит следующую дефиницию. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, на первый взгляд можно предположить, что только земельный участок может быть объектом права собственности и иных прав на землю и что земельный участок признается недвижимой вещью. Однако такое представление не соответствует не только теории земельного права, но и Конституции РФ, действующему законодательству, в том числе гражданскому.

1. Объектами права собственности и иных прав на землю могут быть не только земельные участки, обладающие характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенных вещей, но и земля. Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Это означает, что Конституция РФ признает объектом права собственности землю, а не земельный участок.

Указанное определение противоречит подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, который закрепляет принцип учет значения земли как основы жизни и деятельности человека: регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Кроме того, согласно подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ действует принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. В этих статьях речь идет о земле как недвижимом имуществе, а не о земельном участке как недвижимой вещи. Указанные правовые нормы-принципы имеют приоритет по отношению ко всем иным правовым нормам ЗК РФ. Эти нормы-принципы ставят во главу угла признание земли как природного объекта и ресурса. Земля признается недвижимостью, но не «недвижимой вещью».

Кроме того, в п. 3 ст. 6 ЗК РФ существует внутреннее противоречие. С одной стороны, объектом прав признается только земельный участок, а с другой - говорится о правах на землю, хотя с позиций гражданского права логически правильно было бы говорить о вещных правах или правах на земельные участки.

Данное определение, как это ни покажется на первый взгляд странным, не соответствует нормам ГК РФ. Данный Кодекс признает объектами права собственности и иных прав на землю не только земельные участки, но и землю. Согласно его п. 1 ст. 126 обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Пункт 3 ст. 129 ГК РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Пункт 3 ст. 209 ГК РФ определяет полномочия собственника в отношении земли, а не земельного участка. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 Кодекса), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Объектом права собственности и некоторых иных прав гражданское законодательство признает землю. Статья 260 ГК РФ называется «Общие положения о праве собственности на землю», а ст. 269 ГК РФ - «Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования».

2. Определение понятия «земельный участок» как объекта права собственности не позволяет применить его в отношении земель, которые находятся в публичной собственности. В публичной собственности могут быть не только земельные участки, но и земля, земли, т. е. отдельные категории земель. Объясняется это тем, что только очень незначительная часть государственных и муниципальных земель существует в виде земельных участков. Образование земельных участков, проведение государственного кадастрового учета земельных участков, в результате чего устанавливаются их границы, - это довольно сложный процесс. Очень трудно представить ситуацию, когда вся огромная территория нашей страны будет разграничена на отдельные земельные участки. Для этого потребуются века .

Хотя п. 3 ст. 6 ЗК РФ признает объектом прав на землю только земельный участок, гражданское законодательство считает объектами права государственной собственности землю, а не земельные участки. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Согласно ст. 8 ЛК РФ объектом права собственности признается лесной участок. Лесные (т. е. земельные) участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» уточняет это положение, признавая все земли лесного фонда федеральной собственностью, поскольку лишь на незначительной части данной категории земель образованы лесные участки.

Согласно п. 2 ст. 102 3К РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Поэтому подавляющая часть водных объектов и тем самым земель водного фонда (но не земельных участков) находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) (п. 1 ст. 8 ВдК РФ).

3. Законодательство признает земельным участком не только участок, границы которого определены, т. е. участок, характеристики которого позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи. В законодательстве используется понятие земельный участок в фактическом пользовании. На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин РФ вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие этого Кодекса.

Главное отличие такой дефиниции от определения в ст. 6 ЗК РФ заключается в том, что в отношении фактически используемого земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет и не определены его границы.

Кроме того, нужно иметь в виду следующее. Как предусмотрено в п. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, которые содержатся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Образование земельных участков. Согласно ст. II 2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности. Земельные участки образуются также при создании искусственных земельных участков.

Особо следует отметить, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых в указанных случаях образуются земельные участки.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в некоторых иных случаях. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется согласно проекту межевания территории, утвержденному в соответствии с ГсК РФ, или проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, либо утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (ст. 11 3 ЗК РФ).

В ст. II 4 ЗК РФ определены требования к разделу земельного участка. При этом образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, обычно прекращает свое существование. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При этом образуются один или несколько земельных участков. Земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (ст. 11 5 ЗК РФ).

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается. В этом случае у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок (ст. 11 6 ЗК РФ).

В соответствии со ст. II 7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка прекращается существование исходного земельного участка и образуется новый земельный участок. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в силу соглашений между собственниками.

Статья 11 9 ЗК РФ определяет требования к образуемым и измененным земельным участкам. Так, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых согласно законодательству о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если это приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные 3 К РФ, иными федеральными законами и др.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, утверждаются их условные номера (ст. 11 10 ЗКРФ).

Индивидуализация и идентификация земельного участка. Для того чтобы часть земли была признана земельным участком, он должен отвечать определенным признакам, которые выработаны в теории земельного права. Так, он должен быть индивидуализирован. Под индивидуализацией земельного участка понимается выявление таких особых его характеристик, с помощью которых возможно однозначно отличить данный участок от других земельных участков. Основными признаками (характеристиками) земельного участка, с помощью которых осуществляется его индивидуализация, являются местоположение, площадь и границы участка. Эти признаки устанавливаются в результате проведения государственного кадастрового учета земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь; другие сведения.

В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости: ранее присвоенный государственный учетный номер; адрес объекта недвижимости; сведения о вещных правах и об обладателях этих прав; сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование земельного участка и др. (п. 2 указанной статьи).

Местоположение земельного участка - это его адрес. Согласно п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. №42", запись об объекте недвижимости в Реестре объектов недвижимости имеет определенную структуру. В частности, указывается адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в Реестр вносится описание его местоположения с указанием субъекта РФ, муниципального образования, населенного пункта (при наличии).

Границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и выполнения обязанностей их собственников, других лиц, использующих земельные участки на законных основаниях.

Как предусматривает п. 8 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», площадью земельного участка, определенной с учетом установленных требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Согласно п. 7 ст. 38 этого Закона местоположение границ земельного участка указывается посредством определения координат характерных точек таких границ, т. е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При выполнении кадастровых работ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (п. 1 ст. 39 данного Закона).

Таковы основные способы индивидуализации земельного участка. Понятие «индивидуализация земельного участка» отличается от понятия «идентификация земельного участка». Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ст. 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Характеристики земельного участка. В законодательстве закрепляются по крайней мере два основных вида характеристик: 1) характеристики земельного участка как объекта природы, природного ресурса; 2) характеристики земельного участка как недвижимого имущества.

Характеристики земельного участка как объекта природы и природного ресурса отражают его качественные и количественные свойства и параметры. Например, они указаны в ст. 40 ГсК РФ: размеры земельных участков, конфигурация земельных участков, инженерно-геологические характеристики. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» 1 выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов и др.

Правовые характеристики земельного участка как недвижимого имущества закреплены в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости», в п. 3 ст. 1 которого указывается следующее. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества. Уникальные характеристики земельного участка, как отмечалось выше, указаны в ст. 7 этого Закона.

Виды документов на земельные участки. Законодательство содержит положения об оформлении ряда документов в отношении земельных участков. Так, п. 4 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает кадастровый паспорт объекта недвижимости. Это выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта иные сведения о нем. Форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2012 г. № 831 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» .

В соответствии сп. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. Свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 1 паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

Если на земельном участке находится памятник природы, то требуется оформление охранного обязательства, паспорта (п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Статья 44 ГсК РФ предусматривает оформление градостроительного плана земельного участка применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В законодательстве некоторых субъектов РФ требуется оформление и иных документов. Например, в соответствии со ст. 8 Закона Московской области от 2 декабря 2006 г. № 212/2006-03 «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области» оформляется паспорт плодородия земельного участка - документ, характеризующий уровень почвенного плодородия и его изменения в процессе хозяйственного использования земельного участка. В случае перехода права на земельный участок прежний собственник, землевладелец, землепользователь или арендатор земельного участка передает паспорт плодородия земельного участка новому собственнику, землевладельцу, землепользователю или арендатору.

Статья 1 Закона Ставропольского края от 15 мая 2006 г. № 31-кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» 1 предусматривает паспорт качества почв земельного участка - официальный документ о состоянии плодородия почв земельного участка.

Виды земельных участков. В законодательстве закреплены понятия различных видов земельных участков.

Так, понятие «лесной участок» аналогично понятию «земельный участок». Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в установленном порядке. В отношении лесного участка оформляется кадастровый паспорт лесного участка.

В ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений) .

Огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Дачный земельный участок представляет собой земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Существует также понятие земельные участки общего пользования. Так, п. 12 ст. 85 ЗК РФ относит к числу земельных участков общего пользования участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). В п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» 1 указаны земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, которые допускаются законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В законодательстве используется также понятие искусственный земельный участок. Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или на его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком (п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»),

Очень часто понятию «земельный участок» корреспондирует понятие смежный земельный участок. Смежный - находящийся непосредственно рядом, имеющий общую границу . Правовое значение взаимосвязанного использования этих двух понятии заключается в том, что с их помощью осуществляются индивидуализация земельного участка, постановка участка на кадастровый учет. Так, ст. 11 6 ЗК РФ предусматривает, что при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается. Согласно ст. II 7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Следует различать понятия «смежный земельный участок» и соседний земельный участок. Соседний - расположенный вблизи, рядом с кем-нибудь, чем-нибудь 1 . Нельзя не отметить, что иногда указанные термины используются в законодательстве без учета этого различия. Примером тому может служить ст. 274 ГК РФ, согласно которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Существуют понятия, фактически тождественные понятию «земельный участок». Некоторые виды земель транспорта представляют собой довольно узкую полосу земли очень большой протяженности, например полосы отвода земли для железных или автомобильных дорог. Не совсем точно применять термин «земельный участок» в отношении таких земель с учетом того, что их основной отличительный признак - большая протяженность. В отношении данных земель используется термин полоса отвода.

Другой пример. Согласно п. 3 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов. Как указано в ст. 8 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» , в интересах надлежащего содержания Государственной границы РФ пограничным органам в порядке, установленном законодательством РФ, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государствен-

ной границы РФ на суше и при необходимости по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.

Понятие «угодье». Наряду с понятием «земельный участок» в законодательстве применяется понятие «угодье», которое отражает вид функционального использования земельного участка, обусловленный его естественными свойствами и наличием на нем определенных природных ресурсов. С помощью данного термина уточняется правовой режим отдельных участков земли.

Выделяются разные виды угодий. Статья 77 ЗК РФ рассматривает сельскохозяйственные угодья как вид земель сельскохозяйственного назначения. В ст. 79 ЗК РФ определяются подвиды сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Отличие понятия «сельскохозяйственное угодье» от понятия «земельный участок» заключается в том, что угодье не индивидуализуется путем определения его местоположения и границ в том же порядке, как и земельный участок. Обычно угодье является частью самостоятельного земельного участка, поэтому индивидуализация угодья осуществляется путем индивидуализации всего земельного участка.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 1 определяет охотничьи угодья как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Согласно ст. 7 этого Закона в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных данным Законом (закрепленные охотничьи угодья), и на охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).

Часть земельного участка. Как указано в ст. 6 ЗК РФ, объектом земельных отношений могут быть части земельного участка. Обычно объектом земельных правоотношений выступает земельный участок как единое целое. Однако возникают ситуации, когда части одного участка могут использоваться разными лицами, на разных титулах; когда участок применяется одним лицом, но одна его часть принадлежит ему на одном праве, а другая - на ином; когда отдельные части одного и того же земельного участка имеют различный правовой режим. В таких случаях приходится выделять части земельного участка как отдельные объекты земельных правоотношений. Типичны ситуации, когда одна часть земельного участка находится в собственности гражданина, а другая - в пожизненном наследуемом владении. В этом случае указанные части земельного участка выделяются особо, а иногда вовсе не выделяются. Кроме того, сервитут может быть установлен в отношении части земельного участка.

Содержание земельных правоотношений. Содержание земельных правоотношений составляют права и обязанности, установленные нормами земельного законодательства, в соответствии с которыми субъекты земельных правоотношений используют и обеспечивают охрану находящихся в их собственности, владении, пользовании, аренде либо на иных титулах и основаниях земельных участков.

Так, ст. 40 ЗК РФ определяет права собственников земельных участков по их использованию. Собственник земельного участка имеет права: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения и др. Права по использованию земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков закреплены в ст. 41 ЗК РФ. Так, по общему правилу лица, не являющиеся собственниками земельных участков, кроме обладателей сервитутов, осуществляют указанные выше права собственников земельных участков, за некоторыми исключениями.

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся их собственниками, по использованию земель сформулированы в ст. 42 ЗК РФ. Эти лица обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и т. д.

  • Примером может служить ситуация, сложившаяся в Великобритании. Работы по межеванию земель, составлению планов земельных участков в Англии и Уэльсе, которые проводит Государственное картографическое управление, начались еще в 1791 г., и они до сих пор не завершены.
  • См.: РГ. 2010. 9 апр.
  • СЗ РФ. 2002. №4. Ст. 251.
  • См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 723.
  • См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 730.
  • Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
  • СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

Земельные отношения - одна из наиболее интенсивно развивающихся сфер жизнедеятельности. Земля в России, где испокон веков развивалось крестьянское хозяйство, всегда являлась основным средством производства и вложения капитала. Земельные правоотношения - урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи, иных сделок), ис-пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. Определение понятия «земельные правоотношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), где раскрывается содержание данной юридической дефиниции. «Земельными правоотношениями» признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не оговорено особо.

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

Субъекты правоотношений (участники земельных отношений);

Объект, по поводу которого возникают правоотношения (в данном случае - а) земля как природный объект и природный ресурс; б) земельные участки; в) части земельных участков);

Содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой и складываются данные отношения, при этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений. Иногда в состав земельных правоотношений включают правовую норму, которая регулирует этот вид отношений. Наличие регулятивной нормы отличает правоотношения от других общественных отношений. Между тем, правило (отдельное предписание, законодательство в целом) не охватывается составом правоотношений.

Понятие «Субъекты земельных правоотношений»

Субъекты (участники земельных отношений) определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ. Ими являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В ЗК РФ представлены следующие понятия:

- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

- правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть - возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие свои имущественные интересы.

В соответствии со ст.124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

Субъектный состав земельных правоотношений регламентируется ЗК РФ, однако может уточняться в иных нормативно-правовых актах. Участниками данного вида отношений являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута (Градостроительный кодекс РФ называет их «правообладателями земельных участков»). Их права на землю, в зависимости от категории этой земли, имеют некоторую специфику.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) - собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами. Для того, чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность физических и юридических лиц

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения. Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух качествах:

  • как регуляторы общественных отношений по использованию и охране земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их правовые акты имеют властный, публично-правовой характер, обязательный для исполнения в случае принятия их в соответствии с законодательством и в рамках компетенции;
  • как собственники земельных участков, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, и в этих случаях на равных началах с другими участниками земельных отношений, в том числе с физическими и юридическими лицами.

Земельные права иностранных граждан, лиц без гражданства

Земельные права иностранцев предусматриваются в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» от 25 октября 2001 г. и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г., в законах об иммунитете государства, об иностранцах, о лицах без гражданства и др. Перечень приграничных территорий, на которых указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. №26. Кроме того, поскольку действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, быть собственниками таких земельных участков иностранцы не имеют права. Объем прав иностранцев, лиц без гражданства и иностранных компаний ограничен. Они не могут быть собственникам земель с/х назначения. Кроме того, иностранным гражданам земля не передается в собственность безвозмездно.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, урегу­лируемые нормами земельного права, участники которых являются носителями прав и обязанностей.

Несмотря на то, что земельное правоотношение рассматри­вается как единое целое, в его составе можно выделить отдельные элементы: объект, субъект, содержание (совокупность прав и обязанностей).

Объектом земельных правоотношений является вещь, которая является основой возникновения земельного правоотношения, т.е. то, по поводу чего складываются отношения. Виды объектов земельных правоотношений закреплены в статье 6 Земельного кодекса РФ: земля как природный объект и природный ресурс , т.е. весь земельный фонд РФ в целом, его составные части в пределах определенных категорий; земельные участки , как объекты недвижимого имущества и также части земельных участков.

Земельный участок возникает как объект правоотноше­ний только после его идентификации, то есть установления индивидуально-определенных признаков.

Необходимо четко разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Земля как природный объект и природный ресурс - это всем при­вычное понятие. Как сказано в статье 9 Конституции Российской Федерации, земля - «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории». В статье 1 ЗК РФ термин «земля» рассматривается в разных значениях: как «осно­ва жизни и деятельности человека», как «важнейший компонент окружающей среды», как «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», как «недвижимое имущество» и т. д.

В настоящее время законодательное определение земельного участка дается в новой главе 1.1 ЗК РФ «Земельные участки» (вве­дена Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ), которая посвящена исключительно земельным участкам и способам их об­разования. Согласно статье 11.1 этой главы ЗК РФ,

земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответ­ствии с федеральными законами.

В части отдельных земельных участков в законодательстве Российской Федерации содержатся определения конкретизи­рующие основное понятие, но уже с точки зрения целевого ис­пользования участков. Так, в Федеральном

законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных неком­мерческих объединениях граждан» приведены и используются следующие определения:

садовый земельный участок ленный гражданину или приобретенный им для выращивания пло­ довых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жи­лого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйствен­ных строений и сооружений);

огородный земельный участок - это земельный участок, предо­ ставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жило­ го строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

дачный земельный участок - это земельный участок, предостав­ ленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяй­ ственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйствен­ ных культур и картофеля).

Иных определений земельного участка в российском законо­дательстве не содержится. Вместе с тем понятие участок ис­пользуется не только в приложении к земельным отношениям. В Лесном и Водном кодексах Российской Федерации также есть определения лесного участка и водохозяйственного участка . И хотя указанные участки являются частью поверхности земли, располагаются на ней, они не идентичны по своим правовым ха­рактеристикам земельным участкам.

Субъекты земельных правоотношений – это участники этих отношений, которые имеют определенные права и обязанности. К ним относятся: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); российские и иностранные юридические лица ; государство (Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования . Все субъекты, как индивидуальные, так и коллективные обладают правосубъектностью, которая включает в себя две составляющие: правоспособность (способность иметь гражданские права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права создавать для себя обязанности и исполнять их).

Также к субъектам земельных правоотношений используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

3.1. Граждане (физические лица)

Гражданин (физическое лицо) - это человек, основной субъект гражданских правоотношений. Правовое положение физического лица характеризуют акты гражданского состояния. Физические лица обла­дают гражданской правоспособностью (способностью иметь граждан­ские права и нести обязанности) и гражданской дееспособностью (спо­собностью своими действиями приобретать и осуществлять граждан­ские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. По общему правилу, полную дееспособность граждане приобретают по достижении ими восемнадцатилетнего воз­раста. Возможно приобретение полной дееспособности и до достиже­ния указанного возраста путем вступления в брак и эмансипации. Дее­способность малолетних (несовершеннолетних, не достигших четыр­надцати лет) носит исключительный характер, поскольку большинство сделок за них осуществляют законные представители. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет носит частичный ха­рактер, поскольку они имеют право совершать некоторые категории сделок самостоятельно, а остальные - с письменного согласия закон­ных представителей. Признание гражданина недееспособным и огра­ничение дееспособности гражданина возможно только по решению су­да. Над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека, а над гражданином, ограниченным в дееспособности - попечи­тельство. Гражданин может быть решением суда признан безвестно от­сутствующим и объявлен умершим. Гражданин отвечает по своим обя­зательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в соответ­ствии с гражданско-процессуальным законодательством.

Предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица осуществляется индивидуальным предпринимате­лем с момента его государственной регистрации. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства также признается индивидуальным предпри­нимателем. Индивидуальный предприниматель, а также крестьянское (фермерское) хозяйство могут быть признаны несостоятельными (бан­кротами), и к ним применяются предусмотренные законодательством процедуры банкротства.

3.2. Юридические лица

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособ­ленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имущест­вом, может от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ист­цом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоя­тельный баланс или смету, в которых указывается принадлежащее им имущество. От имени юридического лица права и обязанности приоб­ретают его органы, которые могут быть единоличными и коллегиаль­ными. Юридические лица могут иметь обособленные подразделения, именуемые представительствами и филиалами.

Юридическое лицо считается созданным после его государствен­ной регистрации. Реорганизация юридического лица представляет со­бой прекращение юридического лица с правопреемством, т.е. с пере­ходом их прав и обязанностей к другим юридическим лицам. Видами реорганизации являются слияние, присоединение, разделение, выделе­ние, преобразование. Ликвидация юридического лица - это его пре­кращение без правопреемства. Особым случаем ликвидации юридиче­ского лица является банкротство. Процедурами банкротства являются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурс­ное производство и мировое соглашение.

В зависимости от цели деятельности юридического лица выделяют коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью дея­тельности коммерческих организаций является извлечение прибыли и распределение ее среди участников. Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческими организа­циями являются хозяйственные товарищества и общества (полные то­варищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответст­венностью, общества с дополнительной ответственностью, акционер­ные общества - открытые и закрытые), производственные кооперати­вы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Не­коммерческими организациями являются потребительские кооперати­вы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, автономные не­коммерческие организации и другие.

3.3. Публичные образования

Публичные образования (государство и муниципальные образова­ния) выступают как участники гражданских правоотношений на рав­ных началах с гражданами и юридическими лицами. Гражданская пра­воспособность Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции и муниципальных образований приравнивается, за установленны­ми законом исключениями, к правоспособности юридических лиц. Го­сударственное и муниципальное имущество подразделяется на распре­деленное (переданное унитарным предприятиям и учреждениям) и не­распределенное (казну).

Земельные правоотношения можно классифицировать по различным признакам. Но главные из них - это отношения по собст­венности на землю и отношения по пользованию землей. По своему содержанию они могут быть имущественными (земля - объект сделок) и неимущественными (управленческие, надзорные, охранительные и др.).

Являясь классическими элементами правоотношений, элементы земельных правоотношений имеют некоторые специфиче­ские особенности, которые связаны с частной собственностью на зем­лю и гражданским оборотом земель.

С многообразием форм собственности на землю связаны и право­вые основания возникновения и прекращения земельных правоотно­шений. Помимо административных актов, в качестве оснований воз­никновения, изменения и прекращения земельных правоотношений выступают также сделки с землей (купля-продажа, дарение, аренда, ипотека и др.).

Земля как объект отношений имеет двойственный характер: она может выступать, с одной стороны, как недвижимое имущество (при совершении сделок, например), с другой, как природное тело (объект природы), выступая при этом в качестве средства производства. В свя­зи с этим земельные отношения могут регулироваться как нормами зе­мельного права, так и нормами гражданского права.

Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.
Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.
Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений.
Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю.
Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Субъекты земельных отношений - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.)*. Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства - тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.

* ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.

Объекты земельных правоотношений. Общим объектом земельных правоотношений является земля как определенная часть земной поверхности. Это определенная территория - пространственная сфера деятельности использующего ее лица. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля может также использоваться как средство производства для выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и других растений.
В зависимости от вида земельных правоотношений их объектом могут быть определенная категория земель, их часть. Например, объектами земельных правоотношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривает право общего лесопользования и право общего водопользования, т.е. право граждан свободно пребывать в лесах и общедоступно, открыто пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей. Таким образом, земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.
Непосредственным объектом земельных правоотношений является земельный участок. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных правоотношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Субъекты.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Под гражданами, субъектами земельных отношений, в данном случае следует понимать как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства (т. е. физических лиц). Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. На иностранных граждан и юридических лиц распространяются все нормы земельного законодательства, кроме случаев установления для них особого режима. Например, согласно ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены иностранным субъектам только в аренду.

Полномочия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований определяются в соответствии с ЗК РФ и иными нормативными актами, регулирующими земельные отношения. В ст. 9-11 ЗК РФ установлены основы полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в земельных отношениях. Вступление публичных образований в отношения собственности на землю, в том числе по совершению сделок, осуществляется с учетом особенностей, установленных гражданским законодательством.

Субъектами земельных отношений являются: 1) собственники земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Содержание земельных правоотношений – это взаимосвязанные между собой права и обязанности участников земельных отношений, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздержания от совершения этих действий, указанных в законодательном акте. Зависят они от их правового статуса, особенностей объекта, вида, подвида отношений. Субъективные земельные права и юридические обязанности юридических лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными. Субъективные права и юридические обязанности иных участников земельных правоотношений – физических лиц – зависят от наличия либо отсутствия гражданства рФ. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

12)Право собственности на землю:формы, виды, содержание, основания возникновения.

Конституция РФ (ст. 9, 36) установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и Гражданским кодексом (ст. 209-217) в России устанавливаются: частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов Федерации), муниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах Российской Федерации конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), то есть через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

1) частная собственность - осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

2) государственная собственность - реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

3) муниципальная собственность - реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

4) иные формы собственности - смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

Объект права собственности на землю – земельный участок (часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке).

Владение земельным участком означает обладание им как своим.

Пользование земельным участком представляет собой возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т. п. Собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд как поверхность земельного участка, ее почвенный покров, так и имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, закрытые водоемы. При этом участок должен использоваться в соответствии с целевым назначением, в зависимости от категории земель и разрешенного использования. Собственник участка обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.

Распоряжение участком представляет собой возможность для собственника определять его юридическую судьбу. Собственник вправе отчуждать земельный участок в собственность иным лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т. д.), а также передавать права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т. д.

Основания возникновения и прекращения права собственности на земельные участки. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Право собственности на земельные участки возникает с момента государственной регистрации.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего участка другим лицам, отказе собственника от права собственности, в силу принудительного изъятия.

Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Государственная собственность на землю.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Государственной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

Муниципальная собственность на землю.

Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

Права собственника от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют уполномоченные органы в пределах их компетенции.

Содержание частной собственности на земельные участки включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения. Правомочия владения и пользования неразрывно связаны между собой. На частного собственника возложена обязанность использовать земельный участок. Поэтому физическое или юридическое лицо, владея земельным участком, обязано и пользоваться им. Неиспользование земельного участка в течение срока, определенного в законе, является основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение земельного законодательства и может служить основанием изъятия такого земельного участка.

Правомочие владения – обеспеченная законом возможность фактического обладания земельным участком. Осуществляя правомочие владения землей, собственник вправе ограничить или запретить доступ граждан на принадлежащий ему земельный участок или определенный вид деятельности физических и юридических лиц на его участке. Реализация правомочия владения выражается также в обозначении границ земельного участка на местности (например, возведение забора).

Правомочие пользования – обеспеченная законом возможность хозяйственной эксплуатации земельного участка путем извлечения его полезных свойств для удовлетворения потребностей собственника.

Правомочие распоряжения – обеспеченная законом возможность собственника «определять юридическую судьбу» земельного участка. Правомочие распоряжения выражается в совершении собственником сделок с земельными участками. Известны случаи, когда отдельные субъекты Федерации принимали нормативные акты, ограничивающие правомочие собственника по распоряжению принадлежащим ему земельным участком.

Правомочия владения, пользования, распоряжения земельным участком осуществляются собственником свободно, но не произвольно. Владение, пользование и распоряжение землей не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы третьих лиц.