Судебная практика по статьям уголовного кодекса 267.1

Новая редакция Ст. 267 УК РФ

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Статье 267 УК РФ

1. Основной объект преступного посягательства - безопасность движения или эксплуатации транспортных средств. Факультативные объекты - здоровье человека, чужая собственность. Дополнительный объект в квалифицированном и особо квалифицированном составах - жизнь человека.

2. В качестве предмета посягательства могут выступать транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование, транспортные коммуникации, характеристика которых дана в коммент. к ст. 263, 264, 266.

3. Под транспортными коммуникациями следует понимать и пути сообщения, и сооружения на них (дороги, железнодорожные переезды, обходные и объездные пути и т.п.).

4. Транспортные сооружения, механизмы и устройства должны обеспечивать нормальное функционирование транспортной системы, что определяет специфику предмета состава преступления. Так, если происходит хищение, уничтожение или повреждение механизмов или устройств, не призванных обеспечивать безопасность функционирования транспортной системы, деяния следует расценивать как преступления против собственности. В том случае, когда, например, похищаются устройства и механизмы, функционально предназначенные для обеспечения безаварийной работы транспорта, деяние образует совокупность ст. 158 и 267.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства и транспортного оборудования, а равно блокировании транспортных коммуникаций, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб.

6. Разрушение - практически полное уничтожение названных предметов при невозможности или экономической нецелесообразности восстановления их прежнего физического вида и утраченных функций.

7. Повреждение - частичная утрата оборудованием своих функций при возможности их восстановления.

8. Иной способ приведения в негодное для эксплуатации состояние не связан с физическим повреждением предмета (перенос различных знаков в иное место, отключение световой сигнализации либо светофора и т.п.).

9. Блокирование транспортных коммуникаций - воздвижение препятствий на путях сообщения, исключающих их эксплуатацию (подкладывание на рельсы бревен, камней, физическое противодействие лиц прохождению транспортного средства, воспрепятствование обслуживанию сооружений транспортной системы и т.п.).

10. По законодательной конструкции составы преступления материальные, т.е. момент окончания преступления связан с причинением тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1), а равно со смертью человека (ч. 2) или нескольких лиц (ч. 3).

10.1. О тяжком вреде здоровью человека см. ч. 1 ст. 111.

10.2. Крупный ущерб - категория оценочная. Под ним следует понимать реальный материальный вред в виде уничтожения или повреждения транспортного средства, уничтожение или повреждение сооружений, загрязнение суши или водной среды, длительную остановку движения и т.п.

11. Наличие причинной связи между деянием и указанными последствиями определяет верную квалификацию преступления. Необходимо установить, что разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние конкретного транспортного средства, путей сообщения, средства сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортной коммуникации повлекло данные последствия.

12. Субъектом преступного посягательства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины.

14. Квалифицированный состав преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный состав - в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

15. Деяния, описанные в коммент. статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 267 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предмет преступления совпадает с соответствующими признаками преступления, предусмотренного ст. 266 УК, с тем уточнением, что диспозиция нормы особо выделяет из путей сообщения такую разновидность предмета преступления, как транспортные коммуникации.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, общественно опасных последствиях и причинной связи между ними.

3. Разрушение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, связи или иного транспортного оборудования - это физическое или химическое воздействие, приводящее соответствующий предмет в полную негодность. Повреждение отличается от разрушения тем, что предполагает возможность восстановления соответствующего предмета. Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние не предполагает нарушения физической целостности или структуры соответствующего предмета, но также препятствует его использованию по назначению (например, затопление водой, отключение от электросети). Частным случаем приведения путей сообщения в негодное для эксплуатации состояние является блокирование транспортных коммуникаций, т.е. создание физических помех движению транспортных средств по путям сообщения (создание завалов, заполнение людьми и проч.).

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 267 УК РФ

1. Объектом преступления являются безопасные условия эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и наземного транспорта. Указанные в статье действия способны повлечь гибель людей, причинить большой материальный ущерб, дезорганизовать работу транспорта.

2. По предмету посягательства преступление совпадает в основном с составом ст. 266. В качестве дополнительного предмета названы транспортные коммуникации, под которыми следует понимать постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.

3. Объективная сторона преступления включает: разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в статье предметов, блокирование транспортных коммуникаций, тяжкий вред здоровью, крупный ущерб (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

Крупным ущербом признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. (примеч. к комментируемой статье).

4. Под разрушением понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).

Повреждение — частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.

Способы разрушения или повреждения: механическое воздействие, поджог, подрыв и т.д.

5. Иной способ приведения технического устройства в негодность — это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации. Это может быть, например, заправка системы охлаждения двигателя масляной жидкостью, в связи с чем он перестает работать и возникает необходимость замены блока цилиндров.

6. Блокирование транспортных коммуникаций — устройство препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.

8. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между указанными в статье деяниями и вредными последствиями.

9. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.

10. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Текущая редакция ст. 267 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к статье 267 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - отношения по охране безопасности функционирования транспорта; дополнительный - здоровье человека (в особо квалифицированных составах - жизнь человека (людей)) и/или собственность;
2) объективная сторона: предусматривает общественно опасное деяние в виде разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние технических систем транспорта, либо блокирования транспортных коммуникаций, общественно опасные последствия, выражающиеся в причинении тяжкого вреда здоровью человека или ущерба на сумму свыше 1 млн. рублей, и причинную связь между ними.

Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние означает воздействие на техническую систему, исключающее возможность ее использования по назначению при сохранении ее целостности. Например, перемещение бакенов на водном пути, в силу чего данные средства сигнализации не могут обеспечить безопасность движения судов;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста;
4) субъективная сторона: неосторожная форма вины (легкомыслие, небрежность).

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человеку или крупного ущерба (материальный состав).

К квалифицирующим признакам преступления относится причинение по неосторожности смерти человеку (ч.2), к особо квалифицирующим - смерти двум или более лицам (ч.3).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О транспортной безопасности" (ст. 1 и др.);
2) ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (ст. 2 и др.);
3) КВВТ РФ (ст. 3 и др.);
4) КТМ РФ (ст. 2, 7 и др.);
5) ВзК РФ (ст. 32, 83 и др.) и др.

3. Судебная практика. На практике могут возникать сложности с отграничением данного преступления от иных посягательств, объективную сторону которых образует уничтожение или повреждение имущества. От преступлений, предусмотренных ст. 167 и ст. 214 УК РФ, оно отличается предметом посягательства; ст. 281 УК РФ - целью диверсии; - способом и целью террористического акта.

Консультации и комментарии юристов по ст 267 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 267 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

(введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 60-ФЗ)

Совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, -

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к ст. 267.1 УК РФ

Деяния, которые формируют угрозу безопасности эксплуатации транспортных средств, выполненные в результате хулиганских побуждений, формируют ответственность по рассматриваемой статье. Каждая ситуация изучается в отдельности, с учетом последствий таких действий. В основном, в качестве ответственности применяется штрафная санкция, но в определенных ситуациях может быть использован вариант лишения свободы.

Санкции данной статьи предполагают, что теперь можно будет применить законное наказание для тех хулиганов, которые осуществляют забрасывание поездов камнями, что в определенных ситуациях может повлечь за собой серьезные повреждения и даже угрозу для жизни пассажиров. Сюда же попадают те хулиганы, которые занимались ослеплением пилотов указками лазерного типа.

Посредством нововведений в законодательную базу формируются более высокие принципы защиты от реальной опасности жизненно важных интересов личности, государства и общества.

Хулиганские действия - деяния, которые грубо нарушают условия общественной жизни, негативно влияют на имущество или же граждан. Последствия от действий из хулиганских побуждений являются весьма серьезными, они могут вызывать серьезную угрозу безопасности эксплуатации различных транспортных средств, и создают высокую степень общественной опасности.

Поэтому, была необходимость произвести своеобразное изменение базы законов, дополнив статьями, которые бы предусматривали наказания за действия, которые производятся по отношению к транспортным средствам.

Опасность, которой подвергаются граждане и лица, которые осуществляют управление средствам транспортного типа, соизмерима с той опасностью, которая формируется в результатах деятельности хулиганов в общественных местах. Следует учитывать, что данная норма уголовного законодательства сопрягается с административным кодексом, соответственно, формируется определенное разделение ответственности, в зависимости от действий, которые можно считать опасными для ТС, или же в случае, когда деяния можно считать хулиганскими, но не имеющими негативных последствий для безопасности. При оценке действий и определяется возможность применения той или же иной нормы закона к конкретному случаю.

До момента принятия данного законодательного акта, лица, которые занимались хулиганскими действиями с транспортом, угрожая его безопасности, привлекались исключительно к административной ответственности. Причем судебная практика зафиксировала немало случаев "разборок" с водителями общественного транспорта, которые по мнению "дебоширов" развивали слишком минимальную скорость. Применялась норма по мелкому хулиганству, что грозило исключительно штрафом, размер которого достигал одной тысячи рублей. Санкции уголовной нормы более существенны, они предполагают возможность использовать суровую ответственность в виде двух лет лишения свободы. Такие меры считаются обоснованными, и их применение уже дает результаты, так как хулиганы опасаются совершать действия, за которые предусмотрены столь серьезные варианты ответственности.