Сюжетно-ролевая игра «Сказки в шляпе». Конспект режиссерской игры «Золушка» в старшей группе Сюжетно ролевые игры в старшей по сказкам

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по сказкам»

Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Цель:

Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Прививать интерес к произведениям детских писателей и русого народного фольклора. Развивать способности принимать на себя роль сказочного героя.

Игровой материал:

1. Костюмы литературных героев:

(Лиса, заяц, петух, Аленушки, Иванушки, Емели, вельможи, царя

2. Картинки по сказкам.

3. Атрибуты:

Избушка лубяная,

Печка русская,

4. Герои сказок (рисунки- раскраски).

5. «Ковер-самолёт» (покрывало)

Предварительная работа:

1. НОД «Путешествие в страну сказок».

2. Чтение русских народных сказок:

Заюшкина избушка:

Лиса со скалочкой;

Лиса –лапотница;

Кот, петух и дрозд;.

По - щучьему велению;

Гуси-лебеди;

Ход сюжетно-ролевой игры:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А какие сказки бывают? Сказки бывают народные и авторские.

Народные – это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор. Например, «Серебряное копытце» является авторской, потому что ее автор известен. Это Павел Бажов Воспитатель: Скажите, на чём можно отправиться в путешествие?

Дети: На самолете, ракете, поезде, машине.

Воспитатель: А на чем путешествовали в сказках?

Послушайте загадку:

На полу он тихонько лежит

И тепло моих ног сторожит.

Но отправиться может в полёт

Разноцветный…

(Ковер самолет)

Дети: На ковре- самолете.

Воспитатель: А вы хотели бы, отправится в путешествие по сказкам?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, у меня есть ковер очень красивый, наверно, волшебный. Давайте отправимся с вами путешествовать. Тогда я его сейчас расстелю. Встаньте все на ковер – самолет, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной: «Мы летим над горами, над лесами. Все ближе и ближе сказочная страна».

Ковер – самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели.

Воспитатель: Ковер-самолет нам ещё пригодится, мы его заберем с собой,

положим вот в сумочку. А сами отправимся в путь - в Страну сказок.

Вот смотрите дорожка какая-то. Давайте по ней и пойдем.

(Педагог с детьми идет по дорожке до избушки)

Воспитатель: Смотрите, стоит избушка, в ней живёт Баба-Яга. Она может нам

поможет. Давайте у неё спросим дорогу в страну сказок.

Диалог Бабы-Яги и девочки Алёнушки.

Девочка вошла в избушку:

Девочка: Здравствуй, бабушка!

Баба-Яга: Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Девочка: Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

Баба-Яга: Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает

мышка и говорит ей.

Мышка: Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала.

Мышка: Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей говорит.

Мышка: Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала.

Баба-Яга (подойдет к окошку и спрашивает): Девица, прядешь ли?

Мышка (ей отвечает): Пряду, бабушка.

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А девочки нет. Она в погоню.

А тут навстречу ей дети.

Баба-Яга: А вы кто такие, и что делаете в моей сказке.

Воспитатель и дети: Мы путешественники, ищем дорогу в страну Сказок.

Может, вы нам укажите дорогу?

Баба-Яга: А вы отгадайте мои загадки, тогда помогу.

1. Не доглядела за братом сестра,

И долго искала мальчишку она.

Помогла ей волшебная речка,

Пирожков испекла русская печка.

От птиц под яблоней укрылись дети.

Что за птицы были эти? (Гуси-лебеди.)

2. В ступе летает,

Следы заметает.

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке. (Баба Яга)

3. Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный. (Ступа)

4. К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

Баба-Яга: Молодцы! Все загадки отгадали, а сейчас идите вон до того лесочка, а там вам помогут найти дорогу в страну Сказок.

Воспитатель: Смотрите, вон какая полянка хорошая, давайте на ней остановимся,

отдохнем, может, кого повстречаем, спросим дорогу в страну сказок.

Смотрите, зайка сидит под деревом, о чем - то печалится.

Отгадайте загадку и вы узнаете, почему он такой печальный:

В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Заюшкина избушка)

Дети: Сказка называется «Заюшкина избушка»

Диалог зайчика, петушка и лисы.

Ведущая-сказочница: Опять идет Зайчик плачет пуще прежнего.

Ему навстречу Петух с косой.

Петух: Кука-ре-ку! О чем, Зайчик, плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная.

Пришла весна, растаяла у нее избушка, попросилась она ко мне

переночевать, да меня и выгнала.

Петух: Пойдем, я твоему горю помогу!

Заяц: Нет, Петух, не поможешь! Собака гнала – не выгнала, Волк гнал – не выгнал, Медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать!

Петух: Нет, я выгоню! Пойдем к Лисе!

Ведущая-Сказочница: Пошли они к избушке. Петух лапами затопал, крыльями

захлопал…

(Заяц и Петух подходят к избушке. Петух ногами топает, крыльями - хлопает.)

Петух: Ку - ка-ре-ку!

Иду на ногах!

Несу косу на плечах!

Хочу Лису посечи!

Слезай Лиса с печи!

Ведущая - Сказочница: Услышала Лиса, испугалась и говорит…

Петух: Ку - ка-ре-ку!

Иду на ногах!

Несу косу на плечах!

Хочу Лису посечи!

Слезай Лиса с печи!

Петух: Кука-ре-ку!

Иду на ногах!

Несу косу на плечах!

Хочу Лису посечи!

Слезай Лиса с печи!

(Петух ногами топает, крыльями хлопает и косой машет.)

Лиса: Отгадайте мою загадку, тогда я и уйду из избушки.

Зайка: Ребята, помогите мне отгадайте загадки лисы.

Дети: Хорошо, мы попробуем тебе помочь.

Загадка:

Назовите сказки, где я, лиса, встречаюсь.

Дети:

Кот и Лиса

Кот, Петух и Лиса

Лисичка-сестричка и волк

Лиса и журавль

Лиса, заяц и петух

Лиса и козел

Лиса и кувшин

Лиса и лапоть

Снегурушка и лиса

«Медведь и лиса»

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать.

Заюшка: Спасибо вам, ребята, что помогли загадки отгадать и лису прогнать.

Дети: Заюшка, петушок, подскажите нам дорогу в страну Сказок.

Заюшка: Идите прямо по дорожке, там есть деревенька.

Дети с педагогом идут по дорожке, а навстречу им Вельможа.

Вельможа: Здравствуйте дети, вы тут не видали человека, а какого вы отгадайте загадку мою:

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Ответ: Емеля

Дети: Емеля.

Вельможа: А вы не видали его?

Дети: Нет.

Вельможа: Пойдемте вместе, может, и встретим его.

(Навстречу им Емеля на печке.)

Диалог Емели и Вельможи

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит.

Вельможа: Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

Емеля: Мне и тут тепло.

Вельможа: Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, - пожалуйста, поедем.

Емеля: А мне неохота.

Вельможа: Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля (подумал-подумал): А вы отгадайте мои загадки, тогда я поеду к царю.

В какой ещё сказке рыбка исполняет желания?

«Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года». («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Емеля: Ну ладно, раз вы такие умные, отгадали загадку, поеду к вашему царю.

Вельможа: вот и хорошо. И ребятам в страну Сказок к царю нужно попасть.

Емеля: А теперь давайте мы все закроем глаза, а то волшебство не получится.

(дети закрывают глаза, выходит царь и садится на трон)

По-Щучьему велению, по моему хотению, пусть я и мои друзья окажутся во дворце царя.

Вельможа: Вот мы и во дворце Царя, откройте глаза.

Здравствуй, Царь-батюшка!

Я привел к тебе Емелю?

Царь: Вот и молодец, сослужил службу, и ребят ко мне привёл.

Скажите, ребята, быстро дорогу ко мне нашли?

Дети: Да

Царь: Встречали ли кого-нибудь вы по дороге ко мне?

Дети: Да. Печку, Аленушку и Иванушку из сказки «Гуси-лебеди», Зайчика и Петушка из сказки «Заюшкина избушка», Емелю из сказки «По щучьему велению».

Царь: Вы такие умные, знаете много сказок, хочу вам подарить небольшой подарочек на память о моих сказках - раскраски по сказкам.

елена залузина
Конспект режиссерской игры «Золушка» в старшей группе

Задачи :

Учить детей объединяться для самостоятельных игр, выполнять действия в соответствии с ролью, умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения;

Развивать творческие способности детей;

Развивать у детей интереc к режиccерским играм

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки;

Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками;

Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление;

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процеcсе игры .

Материалы и оборудование : костюмы, маски животные, рисунки детей с изображением дворца, домов, игрушки-заместители.

Методы и приемы :

Практические (рисунки детей)

Наглядные (картинки персонажей)

Словесные (чтение сказки, беседы) ;

Проблемно-поисковые вопросы

Предварительная работа : чтение сказки Ш. Перро «Золушка » ; просмотр мультфильма; беседы о внешнем виде персонажей сказки и о их характерах; рисунки детей, дворцы и дома для развитие интереса к созданию игровой предметной среды.

Ход режиссерской игры:

Ребята, вы очень любите играть? А какие игры вам больше нравятся ?

А давайте мы сегодня попробуем поиграть в сказку.

В какие сказки вы бы хотели поиграть?

Я рада, что вам многие сказки нравятся, но давайте мы сегодня поиграем в сказку «Золушка » , а в остальные сказки мы поиграем в другие дни.

Вспомним эту сказку, предлагаю вам поиграть в игры-этюды :

Покажи, какое лицо было у Золушке , когда ее не взяли на бал. Почему у нее было такое лицо?

Какое лицо было у сестер Золушки , когда они хвалились нарядами? Покажи.

Покажите, как мыши превратились в лошадей.

А сейчас пришло время распределить роли.

Кто хочет быть Золушкой ? Какая Золушка будет в нашей сказке? (характер, поведение в разных ситуация)

Кто крестная Золушки ? (Фея)

Кто хочет быть Феей? Какая Фея в сказке? (характер)

Давайте наши актеры попробуют изобразить диалог Золушки и феи (диалог) .

Ребята, как вы думаете, получилось у наших актеров или нет?

А какие ещё персонажи были в сказке? (Мачеха, сестры)

Какие они герои положительные или отрицательные?

(Ответы детей)

Кто хочет быть Мачехой? Кто сестрами?

Попробуем разыграть диалог Мачехи и Золушки (диалог, сестер и Золушки (диалог)

Кого встречает Золушка на балу ? (принца) .

Кто хочет сыграть принца? Какой ты будешь в нашей сказке?

Разыграем диалог Золушки и принца (диалог) . Звучит музыка.

Кого из животных Фея превратила в лошадей и кучера? (мышей, крыса)

Кто хочет быть мышками? Кто крысой? Они в сказке не разговаривают, но вы должны показать образ, как после прикосновения волшебной палочки Феи, они превратились.

Попробуем разыграть сценку, превращения мышек в лошадей и крысу в кучера.

Молодцы.

Чем наша сказка закончится?

А сейчас, давайте подумаем, где и кто будет стоять? Обозначим дом Золушки и замок нашими рисунками (расстановка)

А теперь каждый подберет для себя костюм, чтобы быть похожим на своего героя, и нужные ему атрибуты и подготовимся к спектаклю.

Подготовка костюмов и расстановка героев.

А сейчас мы покажем спектакль для наших гостей, как самые настоящие актеры.

Показ спектакля

Итог игры :

Ребята, понравилась ли вам наша игра?

Что понравилось? Что было трудно?

Кому удалось соблюдать все правила в игре?

Давайте похлопаем друг другу за наш актерский успех!

Мне очень понравилось, вы все молодцы.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Золушка в гостях у ребят» Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. – Здравствуйте. – Ребята, какое у вас.

Цель: Закреплять в игровой форме пройденный материал: порядковый счет, работу с геометрическими фигурами, упражнять в построении геометрических.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием игры «Танграм» в старшей группе Конспект НОД образовательной области «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Интеграция с другими.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе. Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе. Цель: Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» в старшей группе Цель:Формирование представлений детей, о труде взрослых работающих в театре. Задачи: Закреплять представления детей о театре. Формировать.

«Сказки в шляпе»

Сюжетно-ролевая игра.

Дорогие друзья!

Совершите увлекательное путешествие в мир сказок, станьте героем одной из сказок.

В добрый путь!

В игре могут принимать участие от 7 до 10 и 1 ведущий.

Цель: актуализация знаний о русских народных сказках.

Цель игры: отгадать своего персонажа.

Игра будет закончена, когда все участники отгадают своего персонажа.

Миссия каждого игрока как можно быстрее отгадать своего персонажа.

Миссия ведущего: следить за соблюдением правил игроками. Для того, чтобы проверить и повысить уровень информированности игроков о сказках, перед игрой зачитываются отрывки из сказок, а дети их отгадывают.

Суть игры: Каждый участник вытягивает из шляпы бумажку, с названием героя сказки. Он должен прикрепить эту бумажку любому другому человеку на спину(так, чтобы игрок не видел героя, который у него загадан), а тот участник, которому прикрепили на спину, должен угадать этого героя, задавая наводящие вопросы. Вопросы должны носить односложный характер (Ответом должно быть слово «Да» или «Нет»).

Ход игры:

    Объявление названия игры, правил.

    Чтение отрывков сказок:

    Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: - Здравствуй, бабушка! - Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? (Гуси-Лебеди)

    « Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица. Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице. Позвал он сыновей и говорит им: - Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу .» (Иван Царевич и серый волк)

    Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, От тебя, зайца, подавно уйду! (Колобок)

    Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась. Пришла она в саму глушь, в саму чащу. Видит - стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь - дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. (Маша и медведь)

    Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, Дедка за репку - Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. (Репка)

    Купец ей говорит: Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами. - Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки. Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    - Я, мышка–норушка. - Я, лягушка–квакушка. - Я, зайчик–побегайчик. - А ты кто? - А я лисичка–сестричка. - Иди к нам жить! (Теремок)

    Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один - в боярском тереме, другой - на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит - сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки… (Царевна лягушка)

    Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам - города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие...(Царевна лягушка)

    Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит: Сяду на пенек, - Съем пирожок! (Маша и медведь)

    Вытягивание героев. Передача бумажек между игроками.

Герои: Аленушка, Иванушка, Машенька, Колобок, Баба- Яга, Жучка, Иван-Царевич, Царевна-лягушка, Кощей бессмертный, Василиса Премудрая.

    Дети ходят и расспрашивают друг друга о герое, который указан на листочке.

    Итоги игры. Подведение результатов. Выявление активных и награждение.

Если участников будет больше, то можно поделить игроков на 2 или 4 команды (Тогда понадобится 2 шляпы). Каждая команда по очереди вытягивает листок, и объясняет другой команде героя, не называя сказки. Выигрывает команда, которая угадала больше других героев.

Название . Ролевая игра "Сказка"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники сообща разыгрывают сказку: один из них сказочник, другой – главный персонаж, остальные – второстепенные.

Участники тренинга равномерно распределяются по площади тренингового зала. Кто-то может сесть, кто-то может стоять.

Один участник получает роль «сказителя» – то есть того человека, который будет рассказывать сказку. Второй получает роль главного персонажа. Например, это может быть Колобок или Иван-царевич.

«Сказитель» начинает рассказывать свою сказку, сочиняя на ходу. Главный персонаж должен подстраиваться и изображать то, о чём говорится.

Если, например, говорится, что Колобок покатился по дорожке, то этот участник может изображать тем или иным способом, как Колобок катится. Если говорится, что Иван-царевич стреляет из лука, этот участник показывает, как он натягивает тетиву и стреляет.

По ходу сказки главный персонаж должен встретиться с разными персонажами. Это может быть кто угодно: баба-яга, серый волк, Кащей, Буратино и т. п. Эти второстепенные роли играют остальные участники.

Ведущий так или иначе поощряет остроумие и находчивость как «сказителя», так и «персонажей».

Сказка должна иметь логичный, счастливый финал.

Во время обсуждения участники и ведущий делятся своими наблюдениями. В первую очередь, обращается внимание на разнообразные актерские находки.

Игру можно повторить.

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.