Тарифные ставки педагогических работников в году. Положение об оплате труда работников: как составить и утвердить? Новый показатель при расчете заработной платы работников системы образования

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Это правило распространяется и в отношении установления заработной платы работникам общеобразовательных учреждений, поскольку законодательством не предусмотрено иного.

В государственных и муниципальных учреждениях системы оплаты труда согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее — Постановление N 583), а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее — Положение N 583), утвержденным п. 5 указанного Постановления. Это следует из ч. 1 ст. 144 ТК РФ, п. 1 Положения N 583;

б) в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в) в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Такой порядок установления систем оплаты труда распространяется в том числе на общеобразовательные учреждения, поскольку в отношении них законодательством не предусмотрено каких-либо исключений, касающихся указанного порядка.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений устанавливаются, в частности, с учетом:

— ЕКС или с 1 января 2017 г. с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. Данный стандарт будет применяться с указанной даты при формировании кадровой политики, а также в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Это следует из п. 2 Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н и Приказа Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н;

Продолжение перечня

— государственных гарантий по оплате труда. Такие гарантии определены в ст. 130 ТК РФ;

— рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (рекомендации разрабатываются в соответствии с ч. 3 ст. 135 ТК РФ). Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г. утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11;

— Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822;

— Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818;

— мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Данные выводы следуют из ч. 5 ст. 144 ТК РФ, пп. «а», «в», «г», «д», «ж», «з» п. 2 Положения N 583.

  1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных общеобразовательных учреждений

Системы оплаты труда работников таких учреждений, согласно п. 1 Положения N 583, включают:

— размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;

— выплаты компенсационного характера;

— выплаты стимулирующего характера.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе, с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 Положения N 583). Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н.

При установлении окладов или ставок заработной платы учитывается, в частности, объем выполняемой работы (п. 3 Положения N 583). В отношении педагогических работников в Приложении 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 определена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Названным Приказом также утвержден Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок определения учебной нагрузки). В частности, согласно п. 1.3 этого Порядка объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Порядок исчисления заработной платы педагогов в зависимости от установленной учебной нагрузки определяется в разд. IV Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, содержащихся в Приложении к письму Минобрнауки России N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004. Однако руководствоваться этим документом можно только с учетом Постановления N 583, Положения N 583.

В образовательных организациях, находящихся в ведении Минобрнауки России, при исчислении месячной заработной платы педагогических работников необходимо также руководствоваться положениями Приложения N 2 к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015 — 2017 годы, утвержденному Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22.12.2014.

При установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок в бюджетных и автономных федеральных учреждениях можно учитывать примерные положения об оплате труда, о которых сказано в абз. 1 п. 2(1) Положения N 583. Согласно данному абзацу такие примерные положения носят рекомендательный характер для этих учреждений. Установление размеров окладов (ставок) в федеральных казенных учреждениях осуществляется в соответствии с положениями об оплате труда, названными в абз. 2 п. 2(1) Положения N 583, которые носят обязательный характер для данных учреждений.

Выплаты компенсационного характера

В федеральных учреждениях выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к этим окладам (ставкам) или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 4 Положения N 583).

При установлении указанных выплат в бюджетных и автономных федеральных учреждениях можно учитывать примерные положения об оплате труда, о которых сказано в абз. 1 п. 2(1) Положения N 583. Согласно данному абзацу такие примерные положения носят для этих учреждений рекомендательный характер. Установление компенсационных выплат в федеральных казенных учреждениях осуществляется в соответствии с положениями об оплате труда, названными в абз. 2 п. 2(1) Положения N 583, которые носят обязательный характер для данных учреждений.

Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно Приложению N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822. Это предусмотрено п. 2 Разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, приведенных в Приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.

В соответствии с названным Перечнем к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях относятся:

— выплаты работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

— выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными могут относиться также выплаты за дополнительные трудозатраты, которые непосредственно связаны с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, но при этом не входят в эти обязанности (например, классное руководство, проверка письменных работ). Это следует из Разъяснений по вопросам введения новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, приведенных в Письме ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений»;

— надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты стимулирующего характера

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления в федеральных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Такие выплаты устанавливаются в соответствии с п. 2(1) Положения N 583, а также:

— с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений;

— в пределах фонда оплаты труда;

— в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.

Данные выводы следуют из п. 5 Положения N 583, п. 1 Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 (далее — Разъяснение об установлении стимулирующих выплат).

К выплатам стимулирующего характера в федеральных учреждениях согласно названному Перечню относятся:

— выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

— выплаты за качество выполняемых работ;

— выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальные выплаты по итогам работы.

Указанные выплаты осуществляются в целях поощрения работника за выполненную работу и стимулирования его к качественному результату труда (абз. 1 п. 2 Разъяснения об установлении стимулирующих выплат).

— документ, регулирующий порядок расчета и выплаты заработной платы педагогов и других работников учебных заведений. Он позволяет гарантировать справедливость при расчетах с сотрудниками и обеспечить им достойный уровень оплаты труда.

Базовые принципы оплаты труда

Труд педагогов регулируется гл. 52 ТК РФ, а порядок его оплаты описан в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных Решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016 (протокол № 11). Документ устанавливает основные принципы оплаты труда сотрудников учебных заведений. Перечислим их:

  • невозможно ухудшение оплаты труда, по сравнению с установленной на законодательном уровне;
  • заработная плата закрепляется как на законодательном уровне, так и на локальном;
  • заработная плата зависит от квалификации работника и сложности выполняемых функций;
  • при расчете учитываются количество и качество затраченного труда;
  • оплата за труд равной ценности должна быть одинаковой, не допускается дискриминации в сфере оплаты труда, в том числе при установлении дополнительных выплат различного характера;
  • увеличение реального размера оплаты труда;
  • предоставление иных гарантий оплаты труда, закрепленных в нормах трудового законодательства.

При расчете заработной платы руководство должно учитывать положения ст. 133 ТК РФ: зарплата работника не может быть ниже МРОТ, если он выполнил свою трудовую норму. Также работодателю следует иметь в виду такие факторы, как условия работы, район проживания преподавателя. Если образовательное учреждение находится в местности с особыми климатическими условиями либо педагогу приходится трудиться в опасных или вредных условиях, руководство обязано выплачивать зарплату в повышенном размере (ст. 147, ст. 315 ТК РФ).

Рассчитываем зарплату педагога

Заработная плата педагога складывается из нескольких составляющих:

  • ставка заработной платы;
  • выплаты стимулирующего характера;
  • коэффициенты, установленные ТК РФ;
  • доплаты за выполнение дополнительной работы.

П. 37 Единых рекомендаций устанавливает процентное соотношение оклада и дополнительных выплат в системе образования. Размер оклада педагога должен составлять не менее 55-60% от полной суммы заработной платы. В учреждениях образования рекомендуемое процентное соотношение должно выглядеть следующим образом: 70% — оклад, 30% — дополнительные выплаты.

При расчете оклада работодатель должен учитывать норму часов на год или неделю и указывать ее в трудовом договоре. Она установлена приказом Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников…» от 22.12.2014 № 1601. Максимальная недельная норма таких работников — 36 часов, а годовая — 720 часов. Для некоторых категорий преподавателей она еще ниже. Например, 30 часов — для учителей физкультуры, 18 часов — для педагогов дополнительного образования, логопедов, учителей иностранного языка в дошкольных учебных заведениях и т. д. В соответствии с приложением 1 к приказу № 1601 в рабочее время педагога включается не только образовательная деятельность, но и методическая, организационная и диагностическая работа.

Новый показатель при расчете зарплаты педагога

В 2015 году в законодательство был введен новый показатель, на который должны ориентироваться работодатели. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О совершенствовании статистического учета…» от 14.09.2015 № 973 при расчете заработной платы преподавателей работодатель должен учитывать среднемесячную заработную плату работников, трудящихся в частных компаниях или у индивидуальных предпринимателей. Уровень зарплаты не может быть ниже этого показателя. П. 3 постановления Правительства РФ «Об организации федеральных статистических наблюдений…» от 11.07.20015 № 698 обязывает Росстат рассчитать этот показатель и направить информацию региональным властям.

Цель нововведения — повышение престижности профессии педагога и привлечение новых квалифицированных кадров в образовательный процесс.

Не знаете свои права?

Порядок выплат и их размер устанавливается федеральными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами, Едиными рекомендациями, а также локальными актами образовательной организации. Например, руководство учебного заведения может издать специальное положение, регулирующее особенности начисления и выплаты заработной платы. Главное требование к работодателю — номинальная зарплата педагога не может быть ниже уровня 2015 года (п. 4 постановления Правительства РФ № 973). Понижение заработной платы возможно только в случае сокращения трудовой нагрузки на работника.

Что должно содержать типовое положение об оплате труда работников образования в 2017-2018 году?

Положение об оплате труда педагогов (далее — Положение) — документ, который устанавливает все нюансы расчета зарплаты в образовательной организации, размеры стимулирующих выплат и т. д. Он согласовывается с профсоюзной организацией (при ее наличии) и утверждается руководителем учебного заведения.

Типовое положение может содержать:

  • название образовательного учреждения;
  • разъяснение основных понятий документа;
  • правила и формулы расчета зарплаты;
  • порядок изменения размеров окладов работников;
  • порядок и условия компенсационных и стимулирующих выплат;
  • обязанности руководства по организации расчета и выплаты зарплаты;
  • ответственность за задержку выплаты зарплаты;
  • срок действия документа;
  • форму расчетного листа.

Также в Положении работодатель вправе прописать даты выплаты зарплаты, особенности начисления в случаях, когда эти даты совпадают с официальными выходными днями, размер аванса, порядок начисления компенсаций в случае заболевания педагога и другие аспекты.

Важно учитывать требования трудового законодательства при составлении документа. В качестве примера приведем несколько распространенных ошибок.

Ст. 136 ТК РФ требует от работодателей выплачивать зарплату работникам как минимум 2 раза в месяц. Установление единственной даты начисления зарплаты является административным правонарушением (ст. 5.27 КоАП РФ). Установление слишком маленькой суммы аванса в Положении также неправомерно, так как письмо Роструда «Начисление авансов по зарплате» от 08.09.2006 № 1577-6 устанавливает минимальный размер аванса: он не может быть ниже тарифной ставки сотрудника за отработанное им время.

Положение, как правило, распечатывается на бумаге и хранится в организации. Оно утверждается подписью руководителя организации и печатью. На документ также ставится отметка о согласовании с профсоюзной организацией и подпись ее руководителя.

Обязательно ли составлять положение об оплате труда педагогов?

В п. 4.1 приказа Минкультуры РФ «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов…» от 25.08.2010 № 558 содержится упоминание о Положении об оплате труда и премировании работников. Однако обязанность составлять документ законодательством не установлена. Правила начисления зарплаты можно указать в трудовом договоре с работником, в правилах внутреннего трудового распорядка или в других локальных документах организации.

Таким образом, руководство учебного заведения вправе самостоятельно решить вопрос о целесообразности утверждения Положения. В большинстве случаев Положение присутствует в системе локальных актов организации, так как оно позволяет обобщить и систематизировать правила расчета и начисления зарплаты.

Сроки действия и порядок хранения документа

Законодательство не определяет срок действия Положения. Он может быть установлен в самом документе. Если же в Положении такой пункт не предусмотрен, оно действует вплоть до принятия нового локального акта.

Руководство образовательной организации вправе принять новый документ в любое время, руководствуясь соображениями экономической целесообразности. Также организация может внести изменения в действующий локальный акт. Руководству учебного заведения следует постоянно отслеживать нововведения в законодательстве и изменять положения документа в соответствии с ними.

Порядок хранения документа установлен приказом Минкультуры № 558. В течение всего срока действия документ должен храниться в образовательном учреждении, а после принятия нового положения — в архиве в течение 75 лет.

Положение об оплате труда педагогов должно учитывать принципы, установленные Едиными рекомендациями, а также новый показатель при начислении зарплаты, установленный приказом Правительства № 973. Только в этом случае документ достигнет своей цели — систематизация правил расчета с педагогами и приведение их в соответствие с действующим законодательством.

Оплата труда преподавателей – важный вопрос, от которого зависит не только материальное благополучие этих работников, но и уровень образования среди населения страны. Достойная оплата труда педагогических работников образовательного учреждения – необходимый материальный стимул, гарантия полноценного и эффективного труда работников системы образования.

С 2016 года действует новая система оплаты труда педагогических работников, установленная в рекомендациях Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Особенности оплаты труда педагогических работников

Работа преподавателей - регулярная деятельность, направленная на развитие и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров, повышение квалификации работников. Специфика такого труда заключается в следующем:

  • преобладание интеллектуальной деятельности;
  • творческий характер деятельности;
  • деятельность требует высокой эмоциональной включенности в процесс;
  • качество труда педагогического работника сложно оценить объективно;
  • труд учителя трудно стандартизировать;
  • общество предъявляет высокие требования к образованию, поведению и личным качествам педагогического работника.

Этими особенностями обусловлена система расчета зарплаты, принятая в образовательных учреждениях.

Периоды, включаемые в трудовую деятельность педагога

Главный критерий при расчете заработной платы - время, фактически затраченное на трудовую деятельность. Сюда включается:

  • осуществление преподавательской деятельности;
  • проверка домашних заданий;
  • классное руководство;
  • ведение отчетности;
  • участие в педсоветах;
  • периоды проведения аттестации;
  • обучение на курсах повышения квалификации.

Часто периоды каникул не совпадают с отпуском педагога. Но это время также считается рабочим. В такое время работник должен присутствовать на свое рабочем месте, и в пределах учебной нагрузки заниматься организационной и методической работой, оформлять классную комнату, повышать свою профессиональную квалификацию и т. д.

Законодательство устанавливает для педагогов сокращенную продолжительность рабочего времени: ставка составляет в среднем 36 часов в неделю. Для некоторых работников показатель еще ниже. Например, для старших воспитателей, инструкторам по физкультуре - 30 часов, для учителей, специализирующихся в сфере дефектологии и логопедии - 20 часов, воспитателям, работающим с детьми-инвалидами - 25 часов, музыкальным руководителям - 24 часа.

Педагог имеет право работать большее количество часов. Например, на 1,5 или 2 ставки. Однако работодатель должен учитывать: законодательство устанавливает верхний предел учебной нагрузки на работника. Например, преподаватели, занятые в учебных заведениях среднего профессионального образования не могут работать более 1440 часов в год, а преподаватели высших учебных заведений - более 900 часов.

Работники из числа профессорско-преподавательского состава вправе работать по совместительству на иных должностях или в другому учебном заведении. Для таких случаев законодательство также устанавливает ограничения. Допустимый объем учебной нагрузки в таком случае - половина максимальной учебной нагрузки для таких педагогов.

Из чего складывается зарплата педагогического работника?

Заработная плата педагога складывается из нескольких компонентов:

  • оплата по ставке за время, отработанное в течение месяца;
  • коэффициент за сложность учебной дисциплины;
  • коэффициент за квалификационную категорию работника;
  • доплаты за наличие государственных наград или почетного звания;
  • премии;
  • вознаграждения из фонда оплаты труда за достижение выдающихся результатов;
  • дополнительные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (отпуска, больничные и т. д.).

Стоит отметить, что оплата по ставке - это базовая часть оплаты труда педагогических работников, которая не может быть уменьшена ни при каких обстоятельствах. Сумму необходимо указать в трудовом договоре.

Повышающий коэффициент и его сумму должен устанавливать руководитель организации персонально для каждого сотрудника с учетом его профессиональных способностей и особенностей работы.

Выплаты производятся из Фонда оплаты труда образовательного учреждения. Их рассчитывает руководитель учебного заведения и фиксирует в локальном нормативно-правовом акте организации. Например, он может издать Положение об оплате труда педагогическим работникам.

Для определения базового размера зарплаты руководитель организации должен вычислить стоимость одного ученико-часа - стоимость занятий с одним учеником в течение часа.

Новая система оплаты труда педагогических работников

В настоящее время порядок оплаты труда педагогов регулируется Едиными рекомендациями, утвержденными 25. 12. 2015 г. Этот документ регулирует не только порядок оплаты труда педагогов, но и других сотрудников государственных и муниципальных учреждений. На него обязаны ориентироваться как сами учебные заведения, так и государственные органы, занимающиеся финансированием учебных заведений.

Цели документа

  • развитие кадрового потенциала внутри образовательных организаций;
  • повышение привлекательности профессии преподавателя;
  • увеличение заработной платы работников;
  • совершенствование системы оплаты труда.

Для этого документ регулирует порядок определения рабочего времени педагогов, особенности расчета зарплаты, условия, подлежащие включению в трудовой договор с работодателем.

Особенности применения документа на практике

Рассчитывая зарплату педагогов, необходимо учитывать некоторые требования нового документа:

  • при установлении фиксированного оклада работникам образования, работодатель должен ориентироваться на выполнение им трудовых обязанностей или нормы труда.
  • важно учитывать профессиональные квалификационные группы при определении оклада или ставки сотрудника;
  • работодатель может ориентироваться на уровень сложности трудовой деятельности работника, если его должность не включена в квалификационную группу;
  • работодатель должен применять компенсационные и стимулирующие выплаты в случаях установленных законодательством;
  • руководитель организации должен утверждать штатное расписание с учетом ставки каждого педагогического работника организации;
  • в случае введения на предприятии нового способа расчета заработной платы и сохранения трудовых обязанностей в прежнем объеме, зарплата педагога не должна уменьшиться.

Новый показатель при расчете заработной платы работников системы образования

Важное новшество в 2016 году - работодатель обязан рассчитывать зарплату с учетом среднемесячной зарплаты сотрудников, работающих в частных компаниях, а также на индивидуальных предпринимателей в конкретном субъекте РФ. Требование содержится в Постановлении правительства РФ от 14.09.2015 №973.

Правительство обязало Росстат рассчитать этот показатель и направить данные органам исполнительной власти в регионах России. А региональные власти со своей стороны должны учитывать данные Росстата во время планирования расходов на повышение зарплаты сотрудникам образовательных учреждений.

Важно помнить: законодательство запрещает понижать уровень заработной платы преподавателей. Таким образом, зарплата учителя в 2016 году не может быть ниже заработной платы в 2015 году. Единственный фактор, который может повлечь понижение зарплаты - уменьшение трудовой нагрузки. А ее увеличение станет фактором повышения заработной платы.

Если учебная нагрузка уменьшилась, работодателю не следует забывать о таком показателе, как минимальный размер оплаты труда. Сумма заработной платы не может быть ниже этого уровня.

Правильно составляем трудовой договор с педагогом

В целях правильного расчета зарплаты единые рекомендации требуют включать в трудовые договоры или дополнительные соглашения к ним, которые заключены с тренерами, учителями, педагогами дополнительного образования следующую информацию:

  • фактический объем учебной нагрузки;
  • размер ставки заработной платы;
  • сумма зарплаты, рассчитанная с учетом фактического объема учебной нагрузки;
  • факторы, влияющие на размер компенсационных выплат работнику;
  • объем и условия начисления стимулирующих выплат.

Исходя из этих требований, работодатель должен понимать: изменение учебной нагрузки и размера заработка возможно только через изменение трудового договора. Таким образом, локальное правовое регулирование оплаты труда педагогических работников возможно только после согласования с работником и с его письменного согласия.

Уменьшение учебной нагрузки на преподавателя возможно только в двух случаях: уменьшилось количество учеников или классов или количество часов на обучение.

Оплата труда педагогических работников по новым правилам - попытка власти улучшить положение этой категории сотрудников, сделать профессию привлекательной для молодежи и привлечь свежие кадры в образовательный процесс в стране. Эффективность новой системы покажет время.

    Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников Приложение N 2. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"

С изменениями и дополнениями от:

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).

Д.В. Ливанов

Пересмотрена продолжительность рабочего времени педагогов (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы). Учтены положения нового Закона об образовании и изменения, внесенные в ТК РФ.

По-прежнему предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.

Конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку зарплаты) зависит от должности и (или) специальности педагогического работника.

Так, норма 20 ч в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, 24 ч - для музыкальных руководителей и концертмейстеров, 25 ч - для воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья, 30 ч - для инструкторов по физкультуре и т. д. Для школьных учителей норма не изменилась и составляет 18 ч в неделю.

Системы оплаты труда работников определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, разработанными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом локальные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Оплата труда работников учреждений устанавливается на основе должностного оклада и выплат компенсационного, стимулирующего характера. В статье представим информацию по системе оплаты труда педагогических работников (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования), а также разберемся, какие виды компенсаций и других доплат им положены.

Согласно ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Трудовые договора с педагогическими работниками согласно п. 1 Постановления N 583 должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:

— размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

— размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, и др.);

— размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении систем оплаты труда следует учитывать:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС);

— государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ);

— перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— мнение представительного органа работников.

Оклад и ставка

Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

При этом под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, продолжительность рабочего времени которых составляет 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, понимаются размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям за норму часов преподавательской работы (нормируемую часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю.

Должностные оклады педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и наличия квалификационной категории, необходимой для соответствующей профессиональной деятельности, а также на основе отнесения должностей к профессиональной квалификационной группе.

К сведению. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н.

Ставка заработной платы определяется с учетом утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогического работника в зависимости от того, какую должность он занимает и каковы особенности труда на этой должности.

То есть оклады (должностные оклады), ставки по квалификационным уровням рассчитываются на основе дифференциации должностей, включаемых в штатные расписания учреждений. Дифференциация осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по профессии или специальности.

Отметим: необходимо, чтобы должности отвечали уставным целям учреждений и содержались в разд. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС.

Обратите внимание! Согласно Приказу Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", п. 10 Постановления N 583 штатное расписание учреждения утверждается его руководителем и включает в себя все должности работников учреждения.

Здесь следует обратить внимание на основное отличие оплаты труда на основе ставок от оплаты труда исходя из оклада. Дело в том, что при выполнении с согласия работника педагогической работы сверх установленной нормы оплата его труда производится пропорционально количеству часов работы и установленной ему ставке в одинарном размере. Если же педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по соответствующим правилам.

Минобрнауки в Письме от 22.11.2011 N АФ-538/18 указало, что согласно примечанию о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075, рост зарплаты путем увеличения учебной нагрузки сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы возможен только с согласия педагогических работников. Учителя общеобразовательных учреждений должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца. Кроме того, отмечено, что повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений за счет увеличения педагогической нагрузки недопустимо.

Повышающий коэффициент

Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу), ставке работников, имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук), ученое звание (доцент, профессор), а также персонального повышающего коэффициента. Решение об установлении повышающих коэффициентов и их размерах принимается руководителем учреждения в отношении конкретного работника с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Персональный повышающий коэффициент к рекомендуемым окладам (должностным окладам), ставкам устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Такой коэффициент может быть установлен только на определенный период времени.

Компенсационные выплаты

В соответствии с п. 4 Постановления N 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются педагогическим работникам по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

К сведению. Компенсационные выплаты не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 822 утверждены перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления. К выплатам компенсационного характера относятся:

1) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). При этом необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Напомним, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях по результатам аттестации рабочих мест определен Постановлением N 870 — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;

2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146, 148 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Особенности оплаты труда в таких районах и местностях регламентируются ст. 313-317 ТК РФ;

3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (ст. 149-154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время"). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными выше могут относиться выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, в частности, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников (Письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений").

Напомним, что согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. За выполнение этих функций Постановлением Правительства РФ N 850 установлено ежемесячное вознаграждение в размере 1 000 руб.

Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ из расчета выплаты педагогу 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для учреждений соответствующими типовыми положениями либо в классе с наполняемостью не менее 14 человек. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся.

Напомним, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (пп. "м" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Нормативными актами субъектов РФ могут устанавливаться повышенные надбавки. К примеру, согласно Постановлению администрации Красногорского муниципального района МО от 05.09.2012 N 2021/9 "Об утверждении Положений по оплате труда работников отраслей бюджетной сферы Красногорского муниципального района" за счет средств, предусмотренных на доплаты компенсационного характера за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника, устанавливаются доплаты в образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования:

1) за классное руководство:

а) учителям 1-4-х классов — 15%;

б) учителям 5-11-х классов — 20%.

Доплата устанавливается в процентах к должностному окладу с учетом его повышения;

2) за проверку тетрадей:

а) учителям 1-4-х классов — 10%;

б) учителям 5-11-х классов за проверку письменных работ:

— по русскому языку и литературе — 15%;

— по математике и иностранному языку — 10%;

— по истории, химии, физике, биологии, географии, черчению — 5%.

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района МО от 26.12.2011 N 461/32 "Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района" установлены доплаты и надбавки в размере 15% фонда оплаты труда педагогических работников, в том числе:

— за проверку тетрадей;

— за заведование кабинетом;

— за классное руководство;

— за заведование мастерскими;

— за внеклассную работу по физкультуре;

— за каждый рабочий компьютер;

— за заведование пришкольным участком;

— иные выплаты, установленные локальным актом учреждения.

К компенсационным выплатам также относятся надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"), но педагогическим работникам они не выплачиваются.

Кроме того, следует знать, что помимо компенсационных выплат, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами, работодатели в рамках указанного выше перечня вправе устанавливать в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах иные виды выплат компенсационного характера (п. 6 Разъяснений N 822). При этом размеры и условия осуществления таких выплат должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты

В соответствии с п. 5 Постановления N 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом стимулирующие выплаты вводятся для обеспечения решения задач, связанных с совершенствованием кадрового потенциала, повышением эффективности педагогического труда и качества образования. Такие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.

— за интенсивность и высокие результаты работы;

— за качество выполняемых работ;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальных по итогам работы.

Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается педагогическим работникам, в частности, за достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения; подготовку призеров олимпиад, конкурсов различного уровня; проведение уроков высокого качества; участие педагога в методической работе (конференции, семинары, методические объединения); снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовка отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел); отсутствие дисциплинарных, административных взысканий.

Стимулирующая надбавка за качество выполнения работ может быть установлена работникам за наличие почетного звания. Такая надбавка устанавливается работникам учреждений по основной должности при условии соответствия почетного звания профилю учреждения или педагогической деятельности работника и выплачивается за фактически отработанное время. При наличии у работника двух почетных званий стимулирующая выплата устанавливается только по одному основанию.

Премирование работников учреждения производится в пределах средств, предусмотренных на оплату труда за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Периодичность выплаты (месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.

При премировании по общему правилу учитываются успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителя); достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременность и полнота подготовки отчетности. Конкретный перечень критериев оценки деятельности работников устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Материальная помощь

Работникам образовательных учреждений может оказываться и материальная помощь. Условия ее выплаты должны быть установлены локальными нормативными актами таких учреждений. При этом решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимают руководители образовательных учреждений на основании письменного заявления работника.