Татарский флаг и герб. Герб Татарстана. Кто изображен на гербе Татарстана? Описание геральдического символа Татарстана

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Герб Республики Татарстан является государственным символом республики Татарстан Утверждён Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан № 1415-XII от 7 февраля 1992. В настоящее время правила использования Государственного герба регламентируются Законом «О государственных символах Республики Татарстан».

Описание

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трёх уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов: золотой цвет - изящество , красота , богатство земли Татарстана; зелёный цвет - зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет - зрелость , энергия , сила , жизнь , жизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро , справедливость , благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс .

Исторические символы

Ханская эпоха

Символами Казанского царства были на жёлтом фоне лежащий и смотрящий назад крылатый четырёхногий чёрный дракон со стреловидными языком и хвостом, а также на жёлтом фоне чёрная сова с персями желтоватыми . В Золотой Орде двуглавый орел встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века. Наиболее ранними считают двуглавых орлов на медных фоллариях монетного двора Сакчи (район Дуная) с изображением тамги беклярибека Ногая ( -) . Позже двуглавый орел встречается на монетах золотоордынских ханов Тохты , Джанибека , Узбека и Тохтамыша , широко представлен в корпусе монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.) .

Царская эпоха

В 1552 году Казанское царство прекратило своё существование и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к Русскому государству, а царь Иван ІV принял и титул «Царь Казанский».

Древнейшая дошедшая до нас достоверная эмблема Казани - печать Казанская с Большой печати Ивана Грозного (1577 год). Эмблема представляла собой изображение дракона-василиска (зиланта) в короне. Подобный дракон изображен на печатях царства Казанского под грамотой воеводы князя И. М. Воротынского (1596 год), данной архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией, под оброчной грамотой архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Герасиму (1637 год), на грамоте под ввозной грамотой игумену Казанского монастыря Ипатию (1693 год) и на других документах.

    Russian coat of arms of Volga Bulgaria.svg

    Российский герб Волжской Болгарии.

27 мая 1920 года Декретом ВЦИК на территории, выделенной из бывшей Казанской губернии и прилегающих территорий была образована Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика в составе РСФСР (тат. Avtonomia Tatarstan Soviet Socialistiq Respublikasy ).

На одном из фигурировавших проектах герба республики в красном щите, обрамленном пшеничными колосьями были изображены восходящее солнце и над ним лук, а внизу серп и молот . Щитодержателями выступали рабочий и колхозник с киркой и косой в руках.

Муниципально-территориальное деление :

Городские округа : Казань Набережные Челны
Районы : Агрызский Азнакаевский Аксубаевский Актанышский Алексеевский Алькеевский Альметьевский Апастовский Арский Атнинский Бавлинский Балтасинский Бугульминский Буинский Верхнеуслонский Высокогорский Дрожжановский Елабужский Заинский Зеленодольский Кайбицкий Камско-Устьинский Кукморский Лаишевский Лениногорский Мамадышский Менделеевский Мензелинский Муслюмовский Нижнекамский Новошешминский Нурлатский Пестречинский Рыбно-Слободский Сабинский Сармановский Спасский Тетюшский Тукаевский Тюлячинский Черемшанский Чистопольский Ютазинский

Отрывок, характеризующий Герб Татарстана

– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.
– Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:
– Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.

Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия. Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.

Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа.

Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь.

На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце - красного, барс, его крылья и розетка на щите - белого, обрамление - зеленого, щит, орнамент на обрамлении и надпись "Татарстан" - золотистого цвета.

Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления.

Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает.

Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах.

Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов:

золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана;

зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;

белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;

красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.

Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Белая полоса составляет 1/15 шиpины флага и pасположена между pавными по шиpине полосами зеленого и кpасного цветов. Зеленая полоса навеpху. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый - зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.

Русская Цивилизация

Любое государство, которое живет в мировом сообществе, должно иметь символы власти. Одним из них является герб. У каждой страны он уникальный.

Герб Татарстана, который используется в наши дни, был утвержден в 1992 году. Он характеризуется византийским щитом и животно-растительной символикой. Ключевой фигурой в нем является грозный и ловкий представитель семейства кошачьих. История создания герба довольно интересна и связана с именами двух творческих людей.

Создание символа

С признанием независимости многие жители Татарстана видели в качестве главного символа государства знак Казанской губернии, которая существовала во времена Российской империи. На нем изображался грозный змей зилант. Однако такая идея нравилась далеко не всем. Власти объявили конкурс на проект герба Татарстана. История показала, что одно из самых влиятельных племен, которое проживало в древности на территории Поволжья, называло себя «барсил», то есть «народ барса». Животное как нельзя лучше подходило в качестве символа обновленного государства. Так считал один ученый-филолог. Он начал продвигать свою идею.

Автором идеи относительно размещения на гербе Татарстана крылатого барса был Назым Ханзафаров. Он изучал мифологию татар и булгар и сделал вывод, что для Татарстана животное является символом плодородия и покровителем территории.

Назым Габдрахманович предложил свою идею еще в 1990 году. Он долго не мог найти специалиста, который бы воплотил его видение на бумаге. В 1991 году с ним познакомился художник Риф Фахрутдинов. Вместе они начали реализовывать свои замыслы по созданию герба.

Вопрос авторства

Несмотря на то что именно Назым Ханзафаров первым настоял на идее с крылатым барсом, долгое время авторство приписывали только художнику. Представители власти считали, что автор тот, кто нарисовал герб. Исправить ситуацию смог сын известного филолога Ильшат Ханзафаров. Архитектор из Зеленодольска доказал, что его отец принимал непосредственное участие в создании государственного символа Татарстана.

В официальных источниках написано, что Ханзафаров Н. Г. - автор идеи, а Риф З. Ф. - автор герба. Ни у кого больше этот вопрос сомнений не вызывает.

Описание герба страны

Символ государства имеет круглую форму. Ее считают восточным византийским видом. Символ выполнен в цветовой гамме флага страны.

Описание герба Татарстана:

  • В основании - крылатый барс, на боку которого помещен круглый щит, напоминающий астру. Розетка на цветке содержит восемь лепестков. Правая передняя лапа животного приподнята. На конечностях есть когти. Его рот приоткрыт, в нем видны зубы. Длинный хвост барса поднят вверх и слегка изогнут. Крыло состоит из семи перьев. Животное окрашено в белый тон.
  • Фон - солнечный диск красного цвета.
  • Обрамление - составлено из татарского народного орнамента. Основной цвет зеленый, а рисунок окрашен золотым. В основании обрамления золотыми печатными буквами написано «Татарстан». Сверху на орнаменте виден стилизованный бутон тюльпана.

Каждый знак, положение несет определенную смысловую нагрузку. Главным символом является барс.

Значение

Крылатый барс, который расположен на гербе Татарстана, в древности считался божеством плодородия, покровителем детей. В современной геральдике он стал покровителем всего народа. Солнце издавна являлось божеством для многих общин. Красное светило для Татарстана считается добрым знамением, которое символизирует успех, жизнь, счастье. Щит на левом боку животного свидетельствует о защищенности граждан. Что же означает приподнятая лапа в гербе Татарстана?

Значение приподнятой правой передней ноги в величии верховной власти. Также жест означает доброе начало движения государства на пути обновления. Зубы и когти традиционно говорят о способности постоять за себя и своих подопечных. Количество перьев символизирует воздействие со стороны неба и земли. Хвост поднят вверх, чтобы показать хорошее настроение животного, его дружелюбность.

Астра, которая видна на круглом щите, с четным количеством лепестков означает источник вечной жизни. А стилизованный тюльпан символизирует возрождение государства, поскольку цветок издавна обозначает весеннее пробуждение.

Гербы разных лет

На месте современного Татарстана в разное время существовало много государств. У каждого из них были свои символы:

  • Ханское время - четырехногий черный дракон на желтом фоне и черная сова на таком же фоне.
  • Царское время - дракон-василиск в короне. Использовался в XVI-XX веке. Герб много раз видоизменялся, но змей зилант на нем сохранялся, меняя цвета своих крыльев.
  • Советское время - с приходом новой власти символ страны стал повторять герб РСФСР. Он несколько раз дополнялся новыми надписями и знаками. Например, со временем на нем появилась звезда.

Современный герб Татарстана существует уже более двадцати пяти лет. Правила по его использованию регламентируются отдельным законом.

Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия. Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.

Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа.

Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь.

На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце - красного, барс, его крылья и розетка на щите - белого, обрамление - зеленого, щит, орнамент на обрамлении и надпись "Татарстан" - золотистого цвета.

Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления.

Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает.

Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах.

Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов:

золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана;

зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;

белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;

красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.

Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Белая полоса составляет 1/15 шиpины флага и pасположена между pавными по шиpине полосами зеленого и кpасного цветов. Зеленая полоса навеpху. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый - зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.

Русская Цивилизация

6 февраля отмечается день государственного герба республики Татарстан. 22 года назад, в 1992 году, был принят современный символ. Это, как следует из геральдического справочника, "изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков".

"РГ" подобрала несколько символов Татарстана, известных далеко за пределами республики.

Крылатый снежный барс

То самое животное с герба. В древности прародители современных татар - волжско-камские булгары - считали белого барса божеством плодородия и защитником детей. В современном гербе он символизирует покровительство гражданам республики. Острые зубы означают способность постоять за себя и своих подопечных, положение хвоста говорит о хорошем настроении и дружелюбии, а крылья в символическом изображении считаются знаком святости.

Кстати, барсы в районе среднего течения Волги и Камы никогда не водились. Исследователи полагают, что легенды об огромных белых кошках булгарские племена принесли со своей родины - Причерноморья и Кавказа, откуда им пришлось уйти из-за усилившихся конфликтов с Хазарским каганатом в VII веке нашей эры.

Сегодня имя Ак Барс (с татарского - "белый барс") носит не только известный хоккейный клуб из Татарстана, но и банк, и авиаперевозчик. Более того, талисманом Универсиады-2013 года в Казани был выбран котенок снежного барса.

Коронованный дракон

Во второй половине ХХ века, после распада СССР и объявления Татарстаном суверенитета, главным конкурентом Ак Барса за место на гербе стал дракон. Татары издревле использовали его изображение как в обыденной жизни, так и в геральдике: на исторической территории татарских ханств были найдены многочисленные предметы с изображением этого мифического существа, а позднее, в 1781 году герб с коронованным драконом утвердила в качестве символа Казани императрица Екатерин II. Ее современники вспоминают, что иностранных послов удивлял этот символ, столь хорошо знакомый Европе и столь не характерный для Руси.

Причину такого парадокса одни исследователи видят в том, что татары унаследовали любовь к драконам у китайцев в Х веке нашей эры, другие находят истоки странной традиции в персидской культуре.

В 90-х годах "конкурс" на право изображения на гербе выиграл Ак Барс, его сторонники напирали на то, что различные рептилии, среди которых змеи и драконы, всегда несли отрицательный смысл в татарском фольклоре. Однако к символу дракона в казанских интеллектуальных кругах снова вернулись в начале 2000-х годов. Вновь были приведены мнения о преемственности традиций. В итоге, благодаря серьезной работе историков, краеведов, филологов и археологов в 2004 году символ дракона все-таки был утвержден, но уже на гербе столицы Татарстана - Казани.

Казанский кремль

Едва ли не в самом центре Казани, на холме, расположен Кремль - комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников. Согласно исследованиям, первые сооружения появились на кремлевском холме в ХI веке, а через 100 лет Кремль обрел мощные каменные стены. С 1708 года крепость стала центром Казанской губернии.

Сегодня это частично отреставрированная средневековая крепость, занимающая площадь 150 тысяч квадратных метров. Ее внутреннее пространство имеет регулярную планировку и застройку XVI - XXI веков. Главными архитектурными памятниками, кроме самой крепости, считаются Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века), церковь Николы Ратного (XVI-XIX века), Присутственные места (XVIII - XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века). Именно в Кремле сегодня расположена резиденция президента Республики Татарстан.

В 2000 году Кремль включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В западной части Кремля расположен главный мусульманский храм столицы - мечеть Кул Шариф, построенная в 2005 году. Интересно то, что ее проект был создан по едва сохранившимся рисункам предыдущего деревянного храма. Внутри него может находиться 1500 человек и около 10 тысяч - на площади перед ним. Высота четырех основных минаретов составляет 58 метров.

На момент открытия мечеть Кул Шариф была самой большой в России. Однако в 2008 году был построен огромный комплекс в Грозном с мечетью "Сердце Чечни", расположенный на территории в 14 гектаров, который превзошел размерами главную татарскую мечеть.

Историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск". Основан Свияжск в 1551 году как форпост войск Ивана IV Грозного при осаде Казани. Царь велел его назвать Ивангородом, но название не прижилось. По размерам Свияжская крепость превосходила Московский и Новгородский Кремли.

В городе было построено 12 храмов, половина которых были практически разрушены в годы революции и гражданской войны. Позже, в 30-е годы прошлого века в древних стенах располагались тюрьма, психиатрическая лечебница, детская исправительная колония. Лишь в 1960 году в Союзе художников СССР был поставлен вопрос о сохранении фресок Успенского собора, что положило начало долгому и трудному процессу возобновления деятельности монастыря.

Сегодня здесь расположены памятники культовой и гражданской архитектуры, градостроительные ансамбли, древний культурный слой земли.

Самыми заметными достопримечательностями Свияжска считаются Иоанно-Предтеченский женский монастырь и Успенский мужской монастырь с храмовыми комплексами. Например, самое старое каменное здание здесь - церковь Николая Чудотворца, построенная в 50-х годах XVI века. С точки зрения архитектуры она представляет собой редкий тип церкви-колокольни. Поговаривают, что из нее к берегу Свияги ведет тайный подземный ход, по которому предполагалось снабжать крепость водой в случае осады. В наши дни церковь действует, но допускаются в нее лишь монахи.

Следов крепости, построенной Иваном Грозным, сегодня здесь уже не осталось, зато можно увидеть интересные строения более позднего времени. В XX веке на острове практически ничего не строили, поэтому прекрасно сохранилась планировка его центра с тех времен, когда был он городом. Жилые дома не являются шедеврами архитектурного искусства, зато дают полное представление о том, как выглядела городская застройка в российской глубинке в XIX веке.

Легендарный советский грузовик, с 1976 года производимый на автозводе в Набережных Челнах. Примечательно, что с момента открытия производства до наших дней здесь выпускают модели одной компоновки - с кабиной, размещенной над двигателем.

На сегодняшний день завод выпустил более двух миллионов грузовиков.

Команда "КАМАЗ-мастер" участвует и побеждает во множестве международных ралли. Грузовики из Татарстана брали первые места в гонке "Париж - Дакар" (ныне "Дакар") 12 раз. Последний, или как предпочитают выражаться сами спортсмены, крайний раз - в 2014 году.

Традиционная восточная сладость, которую туристы вывозят из Татарстана килограммами. Впрочем, сегодня производство этого нехитрого блюда - обжаренной сладкой лапши в меду - освоили уже во многих регионах. Но все же родиной чак-чака принято считать Татарстан.

В разных районах республики его готовят по-разному: где-то "орешки" бывают мелкими и продолговатыми, где-то - круглыми и крупными. Чак-чак обычно складывают горкой на большом плоском блюде или подносе. Из мелких "орешков" сооружают небольшие конусы или фигурки, например, в форме сердца.

Надо сказать, что самый большой в мире чак-чак был изготовлен накануне празднования 1000-летия Казани в 2005 году. Его вес составил 1000 килограммов, а на изготовление ушло 36 килограммов меда, 330 - муки, 160 яиц, 2 килограмма соли, 130 - сахара и 330 - топленого масла. Его выпекали 20 кулинаров в течение трех суток.

Кот Алабрыс

Порода казанских котов издревле отличалась необыкновенной хитростью и ловкостью в поимке мышей. О них говорили: "Кот казанский; ум астраханский, разум сибирский". Слава об этом кошачьем племени вышла далеко за пределы Казани. В летописях сохранился указ императрицы Елизаветы, датируемый 1745 годом: "Сыскать в Казани здешних пород самых лучших и больших котов, удобных в ловле мышей. И прислать в Санкт-Петербург ко двору. А кто котов не явит, тому штраф". С тех пор казанские коты несли постоянную службу в лейб-гвардии ее величества и, согласно тому же указу царицы, кормились бараниной, тетеревами и рябчиками.

В 2009 году на Казанском "Арбате" - пешеходной улице Баумана - появился памятник этому пушистому персонажу. Автор скульптуры Игорь Башмаков назвал кота татарским именем - Алабрыс. "Кот казанский - толстый, байский. Он все время думает, но без напряжения. Просто пьет чай и мечтает", - рассказывает автор о своем герое.

Татарский поцелуй

В некоторых дошедших до нас покаянных сборниках Древней Руси поцелуй, который мы в настоящее время называем "французским" носил название "татарского". "Вдевала ли язык свой, вкладывал ли по-татарски, или тебе кто тако ж? ", - спрашивал прихожанку на исповеди батюшка.

В XVIII веке тот же поцелуй получил новое название - "французский", что отражало общую для литературы того времени назидательную тенденцию приписывать иностранцам и иностранной культуре все "вредные" заимствования.