Технические условия пожарной безопасности. Специальные Технические Условия пожарной безопасности (СТУ)

Министерство регионального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

ПРИКАЗ

О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства


В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5) и пунктом 5.2.6 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст.3904),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству И.Е.Генкина.

Руководитель
В.И.Коган

Приложение. Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства

Приложение
к приказу Федерального агентства
по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству

1. Настоящий Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства устанавливает общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее - СТУ).

2. СТУ разрабатываются в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенными в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" , утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 28 июня 2010 года, N 26, статья 3405), недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, а также в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Включение в состав СТУ положений, содержащих отступления от действующих нормативных требований, допускается при одновременном включении в состав СТУ положений, компенсирующих эти отступления.

3. Нормативные требования, содержащиеся в документах, не включенных в перечни национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной и (или) добровольной основе обеспечивается соблюдение положений Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5) (ведомственные, территориальные, иные нормативные требования), могут быть включены в СТУ при условии обеспечения безопасности объекта капитального строительства с указанием источника таких нормативных требований.

4. Отдельные положения, содержащиеся в нормативных документах зарубежных стран, могут быть включены в СТУ при условии их соответствия законодательству Российской Федерации.

5. СТУ разрабатываются применительно к конкретному объекту капитального строительства и содержат положения, отражающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта капитального строительства.

Положения СТУ формулируются в виде конкретных нормативных требований к объекту капитального строительства, допускающих возможность контроля в установленном порядке, и не должны содержать предполагаемых проектных решений.

Не допускается формулировать положения СТУ в форме положений нормативного правового акта Российской Федерации.

6. Обозначения и единицы величин, использованные в СТУ, должны соответствовать обозначениям и единицам величин, принятым в документах в области стандартизации.

7. В СТУ не допускается:

отступление от требований федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

включение положений, содержащихся в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах, в том числе формулы расчета в другом построении.

СТУ не разрабатываются в отношении новых материалов, изделий, конструкций и технологий, требования к которым не регламентированы действующими документами в области стандартизации.

В состав СТУ не включаются чертежи, схемы, инструкции, методики, расчетные и иные обоснования нормативных требований.

8. Разработка СТУ осуществляется в соответствии с техническим заданием застройщика (технического заказчика).

В техническом задании приводится краткое обоснование необходимости разработки СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства, а также другие требования и информация, необходимые для разработки СТУ.

9. В зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта капитального строительства действующими нормативными положениями могут разрабатываться СТУ, содержащие требования, в том числе в части обеспечения механической, промышленной, сейсмической, пожарной и иной безопасности.

10. В СТУ должны содержаться следующие данные:

обоснование необходимости разработки СТУ с указанием недостающих нормативных требований и (или) вынужденных отступлений от действующих нормативных требований применительно к конкретному объекту капитального строительства;

основание для строительства;

данные, включающие наименование и место расположения объекта капитального строительства и условия строительства;

сведения о застройщике (техническом заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;

краткое описание объекта капитального строительства с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений.

11. Структура СТУ должна соответствовать структуре действующих документов в области стандартизации (или их разделов) применительно к установленным дополнительным и (или) отсутствующим нормативным требованиям.

12. Согласование СТУ осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Госстрой).

13. Организационно-технические мероприятия по подготовке согласования СТУ осуществляет уполномоченное структурное подразделение Госстроя (далее - Управление).

Рассмотрение СТУ, подготовка рекомендаций о согласовании либо отказе в согласовании СТУ, а также рекомендаций по оформлению СТУ осуществляются Нормативно-техническим советом Госстроя (далее - Совет). Положение о Совете и Состав Совета утверждается приказом Госстроя.

14. Для согласования СТУ застройщик (технический заказчик) представляет в Госстрой следующие документы:

заявление застройщика (технического заказчика) на имя руководителя Госстроя о рассмотрении СТУ, подписанное руководителем застройщика (технического заказчика) или лицом, исполняющим его обязанности. В случае если заявление подается юридическим лицом, указанное заявление заверяется печатью.

проект СТУ в двух экземплярах, подписанный представителем разработчика. В случае если СТУ разрабатывается юридическим лицом, указанное СТУ заверяется печатью;

пояснительную записку, содержащую обоснование предложенных в СТУ нормативных требований и включающую при необходимости расчеты, результаты проведенных испытаний и исследований, схемы, графики, протоколы совещаний и другую подобную информацию;

копию технического задания на разработку СТУ;

расчеты рисков (при необходимости);

документы, подтверждающие согласование СТУ или нормативных требований, содержащихся в СТУ, с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. СТУ, содержащие нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, представляются с соответствующим согласованием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. По рекомендации Совета Госстрой направляет СТУ в заинтересованный федеральный орган исполнительной власти для согласования или получения позиции такого органа о возможности применения дополнительных нормативных требований, а также соответствующих компенсирующих и дополнительных мероприятий, содержащихся в СТУ;

копию технического задания на разработку СТУ, заверенного руководителем застройщика (технического заказчика) или лицом, исполняющим его обязанности.

Представленные застройщиком (техническим заказчиком) документы возврату не подлежат, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком.

15. Документы для согласования СТУ, представленные с нарушением пункта 14 настоящего Порядка, в течение десяти рабочих дней с даты регистрации возвращаются отправителю без рассмотрения по существу с указанием причин возврата.

Документы для согласования СТУ, представленные в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, выносятся Управлением на рассмотрение Совета.

16. По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, СТУ рекомендуются Советом к согласованию или отказу в согласовании. Рекомендации Совета указываются в протоколе заседания Совета.

Рассмотрение СТУ Советом осуществляется в течение месяца с даты регистрации в Госстрое документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка. В отношении объектов капитального строительства, перечисленных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2010, N 49, ст.6410; 2011, N 29, ст.4281; N 49, ст.7015), указанный срок может продлеваться на один месяц по решению руководителя Госстроя либо его уполномоченного заместителя, курирующего вопросы согласования СТУ.

В рассмотрении СТУ Советом не принимают участие члены Совета, участвовавшие в разработке СТУ или проектной документации на соответствующий объект капитального строительства.

17. Решение о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ принимается руководителем Госстроя либо его заместителем, курирующим вопросы согласования СТУ, на основании рекомендаций Совета в течение десяти рабочих дней с даты соответствующего заседания Совета.

18. Решение о согласовании СТУ оформляется путем проставления на титульном листе двух экземпляров СТУ согласующей подписи лица, принявшего указанное решение, и проставления на каждом листе двух экземпляров СТУ визирующей подписи уполномоченного сотрудника Управления. О принятом решении застройщик (технический заказчик) извещается письмом Госстроя в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения, к которому прикладывается один экземпляр согласованных СТУ.

19. Решение об отказе в согласовании СТУ оформляется письмом Госстроя в адрес застройщика (технического заказчика) за подписью лица, принявшего решение об отказе в согласовании СТУ, с приложением выписки из протокола заседания Совета, в которой указываются основания для рекомендации об отказе в согласовании.

20. После устранения причин, послуживших основанием для отказа в согласовании СТУ, они могут быть повторно направлены на согласование в установленном порядке.

21. В случае возникновения необходимости внесения изменений и дополнений в ранее согласованные СТУ застройщик (технический заказчик) представляет в Госстрой документы в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка. При этом проект СТУ представляется в полном объеме с учетом внесенных изменений и дополнений, а в пояснительной записке к СТУ приводится таблица внесенных изменений и (или) дополнений.

В случае согласования СТУ в новой редакции с учетом внесенных изменений и дополнений ранее согласованные СТУ утрачивают силу со дня принятия соответствующего решения.

22. Опечатки и описки в согласованных СТУ могут быть исправлены путем указания в письме Госстроя новой редакции соответствующих положений СТУ.

23. Согласованные СТУ подлежат хранению и учету Управлением.

24. Застройщик (технический заказчик) вправе на любой стадии рассмотрения отозвать свое заявление о согласовании СТУ путем направления соответствующего письма в Госстрой.

Сведения о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющие значение для оценки регулирующего воздействия

Проект приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства"

1. Краткое описание предлагаемого нового правового регулирования

Проект приказа устанавливает общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее - СТУ).

2. Проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы.

Установление нового порядка разработки и согласования СТУ с учётом изменения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на согласование СТУ.

3. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Проект приказа разработан в соответствии с пунктами 5.2.6 , 5.4.13 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 670 , в целях приведения ведомственных актов в соответствие с вышестоящими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Новые полномочия, функции, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления или изменение порядка их реализации.

В связи с передачей соответствующей функции Госстрою проект приказа устанавливает, что согласование СТУ осуществляет Госстрой.

5. Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение новых полномочий, функций, обязанностей и реализацию прав или на изменение порядка их реализации.

Издание проекта приказа не потребует дополнительных расходов за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации.

6. Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности или изменение содержания существующих обязанностей.

Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности и изменение содержания существующих обязанностей не предусматриваются.

7. Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием, их количественная оценка.

Застройщик (технический заказчик).

8. Оценка расходов субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, связанных с необходимостью соблюдать закрепляемые за ними обязанности, либо с изменением содержания таких обязанностей.

За согласование СТУ плата с застройщика (технического заказчика) не взимается.

9. Риски невозможности решения проблемы предложенным способом, риски непредвиденных негативных последствий.

Риски невозможности решения проблемы предложенным способом, риски непредвиденных негативных последствий отсутствуют.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

Речь идет о документе, в котором содержатся технические нормы, разработанные на конкретный объект капитального строительства. В специальных технических условиях (СТУ) отображаются дополнительные особенности строительства, когда в ходе проектирования объектов самых разных типов нет возможности соблюсти все нормы и требования.

Уважаемые посетители, если вы искали информацию по Техническим Условиям (ТУ) на продукцию, то вы можете перейти на интересующую Вас страницу:

Все требования, которые будут указаны в СТУ, будут приоритетными в процессе проектирования и строительства на всей территории Российской Федерации. Иногда, необходимо России, если дополнительно есть часть обеспечения пожарной безопасности.
Вообще, на сегодняшний день существует сразу несколько разновидностей специальных технических условий. Определяется вид документации по характеру описанных требований в нем, а также сферой нормирования спец ТУ.

Когда требуется разработка и согласование специальных технических условий (СТУ) на объекты капитального строительства?


1. Если объект имеет проектные решения, имеющий отличия от нормативных требований законодательства РФ по пожарной безопасности.
2. Если нормативно-технической документацией не устанавливаются требования к объекту. Иными словами, объект отличается уникальностью и технической сложностью – речь идет про аэровокзальные комплексы, высотные здания, нефтедобывающие платформы.

Стоимость СТУ

Стоимость специальной технической документации зависит от вида здания и влияющий на его постройку факторов, например подземное или наземное сооружение. ?

Основанием для разработки и согласования является отсутствие основных норм проектирования для тех объектов, которые имеют особые уникальные параметры.


СТУ разрабатываются в соответствии с утвержденным приказом Минрегиона РФ от 01.04.2008 г. №36 .

И жилищно-коммунального хозяйства РФ. Деятельность по разработке СТУ на сегодняшний день не лицензируется.

Именно этот подход дает возможность инвесторам и проектировщикам эффективно использовать СТУ в качестве документа, который позволяет регулировать все несоответствия проекта требованиям противопожарной безопасности, сохраняя при этом, возможность применять важные для инвестора решения (техническая и экономическая целесообразность).

В зависимости от того, насколько планируемый к строительству объект соответствует действующим нормативным положениям, СТУ могут разрабатываться трех видов:

СТУ, содержащие технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами.
СТУ, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.
СТУ, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов.

Разработка и согласование Спец ТУ (СТУ) устанавливает максимально четкие требования для каждого конкретного объекта – это дает возможность значительно упрощать подготовку проектной документации, подготовив ее к успешному прохождению государственной экспертизы.

Какие возможности открывает Спец ТУ?



1. Регулирует различные спорные вопросы, связанные с расхождениями в нормативной документации.
2. Определяет оптимальный перечень основных противопожарных мероприятий.
3. Использование более эффективных проектных решений.

Рекомендовано выполнять разработку проектной документации (а также специальные технические условия) параллельно в условиях очень тесного взаимодействия между проектировщиками. Именно это помогает внедрять в проект рациональные решения, сводя к минимуму риски возникновения лишних временных и финансовых затрат.

Специальные Технические Условия пожарной безопасности (СТУ)

При проектировании и строительстве новых объектов, в случае отклонения от пожарных норм требуется разработка СТУ, в которых разрабатываются нормы пожарной безопасности применительно к данному конкретному объекту.

Зачастую разработка СТУ требуется для складских логистических комплексов, торговых, развлекательных, офисных центров, зданий и сооружений нефтегазовой отрасли.

СТУ (специальные технические условия) – это документ, содержащий правила проектирования, которые разрабатываются для уникального объекта строительства, для которого не определены нормативные требования пожарной безопасности в общих нормативных документах. СТУ позволяют урегулировать несоответствия проекта существующим требованиям в области пожарной безопасности, и при этом сохранить возможность применения проектных решений с точки зрения экономической и технической целесообразности. СТУ являются обязательной частью проектной документации для этих объектов, входят в состав проектной документации в Раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (раздел ППМ, МОПБ). Раздел ППМ содержит описание принятых проектных решений в части обеспечения пожарной безопасности объектов различного функционального назначения. В первую очередь в обязательном порядке должны предусматриваться решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Основание для разработки СТУ — отсутствие норм проектирования для объектов, имеющих особые уникальные параметры.

В процессе разработки СТУ устанавливаются четкие требования для конкретного объекта, что даёт возможность существенно упростить подготовку проектной документации и её последующее согласование. Вместе с СТУ выполняется Расчет пожарных рисков (согласно 404 приказу МЧС), в котором расчетным путем подтверждается безопасность пребывания людей на объектах. Необходимость в проведении расчетов по оценке пожарного риска определяется наличием в проекте решений, применение которых требует обоснования такими расчетами. Расчет риска может проводиться на разных стадиях, и в зависимости от особенностей проекта, может являться как приложением к СТУ, так и входить в состав раздела МОПБ.

СТУ пожарной безопасности разрабатывается для следующих объектов:

  • Технически-сложные, уникальные объекты
  • Объекты без установленных норм проектирования
  • Отступления от норм в проектной документации
  • Несоответствие проекту (допущены ошибки при строительстве)
  • Невозможности проведения некоторых обязательных мероприятий по пожарной безопасности на объекте

Необходимость разработки СТУ:

  • Здания высотой более 50 метров
  • Жилые дома высотой более 75 метров
  • Здания у которых более одного подземного этажа
  • Здания особо сложной архитектуры
  • Объекты находящиеся на территории двух и более субъектов РФ
  • Объекты с зафиксированными нарушениями, устранение которых не представляется возможным

Первичная документация для разработки СТУ:

  • Архитектурно-планировочные решения
  • Чертежи
  • Схема организации земельного участка
  • Описание объекта в целом
  • Функциональное назначение помещений
  • Сведения о наличии и количестве пожароопасных веществ и материалов, а также о количестве людей в помещениях

Этапы разработки и согласования СТУ:

  1. Анализ предоставленной документации, составление перечня отступлений
  2. Подготовка технического задания ТЗ на разработку СТУ
  3. Расчет пожарных рисков в рамках разрабатываемых СТУ
  4. Формирование итогового документа СТУ, согласование с Заказчиком
  5. Согласование СТУ в Департаменте Надзорной Деятельности МЧС России и в Минстрое РФ .
  6. В отдельных случаях СТУ по обеспечению пожарной безопасности согласовываются только c МЧС России.
  7. После согласования, в качестве приложения к проектной документации, СТУ предоставляется в орган (не)государственной экспертизы, где все разделы проекта проверяются на соответствие действующим требованиям пожарной безопасности, в том числе требованиям специальных технических условий.

Нормативная база:

Приказ Минстроя России от 15.04.2016 г., №248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».

Порядок организации работы МЧС России по согласованию СТУ определен Приказом от 28 ноября 2011 года № 710.
Приказ МЧС РФ от 28 ноября 2011 г. N 710 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).

Выдержка из ФЗ №123, Статья 78, п.2.

«Для зданий, сооружений, строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности»

Раздел ППМ (раздел МПБ, МОПБ) – это раздел 9 (раздел 8 для линейных объектов) проектной документации (в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87) на объекты капитального строительства.

Согласно п. 9 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29.12.2004 № 190-ФЗ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (раздел ППМ, раздел МОПБ).

В данной статье мы хотим подробно осветить такие вопросы как:

    входят ли специальные технические условия (СТУ) на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности в состав проектной документации?

    можно ли сказать, что «разработка СТУ» входит в понятие «разработка (подготовка) проектной документации»?

Итак, что такое СТУ (Специальные технические условия) и из чего состоит проектная документация (ПД)? Состав проектной документации утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Всё содержимое Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением №87, это как раз и есть ответ на вопрос: из чего состоит ПД и что в себя включает?

Проектная документация для объектов капитального строительства состоит из нескольких разделов: Пояснительная записка, Архитектурные решения, Конструктивные и объёмно-планировочные решения и т.д. В том числе ПД содержит и раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (МОПБ), в который включаются описания и обоснования проектных решений в части обеспечения пожарной безопасности проектируемого объекта, включая графические материалы в виде структурных схем систем противопожарной защиты и схем эвакуации. СТУ по обеспечению пожарной безопасности не содержатся в составе какого-либо раздела проектной документации, а также не фигурируют в постановлении как самостоятельный раздел. О специальных технических условиях в Постановлении №87 упомянуто только однажды — в пункте 5:

«В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. …»

Разработка СТУ должна предшествовать разработке проектной документации! Даже, если не погружаться глубоко в нормативно-техническую взаимосвязь между СТУ и проектной документацией, с точки зрения логики русского языка, уже понятно, что наличие слова «предшествовать» в п.5 Постановления №87 отделяет понятия «разработка СТУ» и «разработка ПД» друг от друга, формально расставляя эти два события по разным местам на временной шкале. Уже нельзя сказать что СТУ и проектная документация — это одно и то же.

Что такое СТУ? Исходя из того же пункта 5 Постановления №87, специальные технические условия — это документ, который содержит вновь разработанные нормы — те самые, недостающие или отсутствующие в нормативной базе РФ нормативные требования для проектирования конкретного уникального объекта или объекта с нестандартными проектными решениями. Примерно такое же определение «Специальным техническим условиям» дают ч. 8 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ) и ч. 2 статьи 78 Федерального Закона №123-ФЗ от 22.07.2008 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). Приказ Минрегиона России №36 от 01.04.2008 (пункт 2) прямо говорит о том, что «СТУ являются техническими нормами , содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта».

Таким образом, СТУ по обеспечению пожарной безопасности — документ, содержащий нормы, нормативные требования .

Получается, что по своему техническому смыслу любые СТУ — это индивидуальный нормативный документ , в соответствии с требованиями которого осуществляется проектирование конкретного объекта, для которого СТУ и были разработаны.

На графической схеме (ниже) просто, но наглядно, показано, что нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, включенные в СТУ, стоят в одном ряду с требованиями, содержащимися в других документах: ФЗ №123-ФЗ и в нормативных документах (Сводах Правил). Проектная организация, имея на руках разработанные и согласованные в установленном порядке СТУ по пожарной безопасности, разрабатывает все разделы ПД (особенно это касается раздела МОПБ) для своего уникального (нестандартного) объекта в соответствии со следующими группами «пожарных норм»:

    нормативными требованиями Федерального Закона №123-ФЗ,

    нормативными требованиями нормативных документов (Сводов Правил),

    нормативными требованиями СТУ.

Специальные технические условия по пожарной безопасности, Федеральный Закон №123-ФЗ и нормативные документы по ПБ – вместе составляют комплекс документов, формирующих единый, полный набор нормативных требований в области пожарной безопасности (для уникального объекта).

В данной статье мы не затрагиваем вопрос значимости и юридического статуса Специальных технических условий как нормативного документа, равного по статусу Сводам Правил, например. Мы рассматриваем только назначение и роль документа «Специальные технические условия» с нормативно-технической точки зрения, основываясь на определениях этого документа, закрепленных в законодательстве.

Понятно, что если Специальные технические условия содержат обоснование отступлений от нормативных требований пожарной безопасности, то это не могут быть отступления от требований ФЗ, это могут быть только отступления от требований Сводов Правил. Поэтому разработчик проектной документации имеет право при проектировании объекта рассматривать и применять требования СТУ, как более приоритетные, в части противоречащей требованиям Сводов Правил. Для этого собственно законодательством и предусмотрена возможность обоснования в СТУ отступлений от требований нормативных документов, коими являются Своды Правил, но не является ФЗ.

И кстати говоря, сам факт того, что документ «Специальные технические условия» является инструментом, позволяющим обосновать отступления от требований нормативных документов (СП), — это ещё один веский аргумент в подтверждение того, что СТУ — это, по смыслу, нормативный документ. Получается, что нормы, содержащиеся в СТУ, фактически способны заменить в определённой части нормы Сводов Правил в случае отступления от СП. Кроме того, часть 9 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 говорит о том, что согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. То есть, СТУ — это нормы для конкретного объекта, но они имеют теоретическую возможность «перекочевать» в нац. стандарты и СП, в случае массового применения и схожести.

Надо отметить, что существует несколько факторов, из-за которых может ошибочно показаться, что СТУ – это всё-таки часть проектной документации. Во-первых, СТУ – это, как и проектная документация, адресный, индивидуальный документ, который, как и все разделы ПД, разрабатывается для одного конкретного объекта кап. строительства. При этом, СТУ и проектная документация вместе должны направляться в органы Экспертизы. И если не погружаться глубоко в суть вопроса, то можно принять СТУ за раздел проекта. Только надо понимать, что на самом деле СТУ направляются в Экспертизу не в качестве раздела ПД, а в качестве нормативного документа, в соответствии с которым были разработаны разделы ПД, содержащие уникальные проектные решения. Во-вторых, несмотря на то, что по логике и в теории разработка специальных технических условий (адресного нормативного документа) должна предшествовать разработке проектных решений, на практике очень часто получается наоборот. Зачастую только в процессе проектирования можно понять, что заказчик строительства или проектная организация планирует применить нестандартное проектное решение, которое выходит за рамки актуальной нормативной базы в области ПБ, и для которого недостаточно нормативных требований по пожарной безопасности. То есть только тогда, когда уже началась разработка ПД, становится понятно, что объект превращается в уникальный (нестандартный) в той или иной степени, и поэтому необходима разработка СТУ по пожарной безопасности на проектирование этого объекта. Это влечет за собой ввод нового этапа «разработка СТУ», который выполняется параллельно разработке ПД. Поэтому может показаться, что СТУ – это просто один из разделов проектной документации. Возникает ситуация, при которой СТУ фактически подгоняются максимально близко, насколько это возможно, под уже готовое уникальное проектное решение, которое заказчик предполагает, планирует применить на своём объекте. И в принципе, такой ход событий является нормальным, если говорить о практической стороне вопроса: по-другому просто невозможно иной раз, не начав проектировать, выявить недостаточность норм и, как следствие, необходимость в разработке СТУ. Как же понимать тогда Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87, в котором говорится о том, что разработке ПД должны предшествовать разработка и согласование специальных технических условий, если на практике всё получается вроде бы наоборот? Дело в том, что если говорить о взаимосвязи двух процессов: 1) разработка и согласование СТУ и 2) разработка и согласование ПД , в начале проектирования, то картина одна: как правило, действительно, первым начинается процесс разработки проектной документации. Однако слово «предшествовать» п.5 Постановления №87 несёт в себе более глубокий смысл. Если рассматривать как связаны оба эти процесса цельно, от начала и до конца каждого из них, на всём отрезке проектирования, то картина вырисовывается совсем другая. Сначала завершается процесс: разработка и согласование СТУ – то есть, официально появляются нормативные требования (после согласования СТУ в МЧС и в Минстрое). И только потом завершается процесс разработки и согласования (экспертизы) ПД – то есть официально появляется окончательный проект с положительным заключением Экспертизы. И даже если в самом начале проектирования заказчик строительства заложил в проект некое нестандартное проектное решение, то оно пока ещё является его планом ; заказчик может на этом начальном этапе только планировать и предполагать , что в будущем будут разработаны и согласованы СТУ, легализующие возможность использования этого уникального решения именно в том виде, в котором хочет заказчик. Полноценные основания для включения этого проектного решения в проект у заказчика появляются только после, того как официально получены нормы, по которым это проектное решение было (будет) спроектировано, то есть после разработки и согласования СТУ. Также надо понимать, что СТУ это далеко не всегда постоянный, неменяющийся документ, который от разработки 1-ой редакции и до окончания всех согласований не подвергается никаким корректировкам. Процедура согласования специальных технических условий заключается в том, что СТУ рассматриваются и обсуждаются на двух нормативно-технических советах МЧС России и Минстроя России по очереди, где члены советов (эксперты, учёные) могут посчитать необходимым откорректировать, доработать СТУ (имеют полное на это право). Поэтому специальные технические условия в процессе согласования могут преобразиться в такую редакцию, которая будет отличаться от планируемой в начале. Бывает, что корректировки, вносимые в СТУ на стадии согласования, носят принципиальный характер. Это бывает нечасто, но теоретически такое возможно в рамках действующей процедуры соглсасования СТУ. В этом случае, заказчику иногда приходится корректировать своё нестандартное проектное решение так, чтобы оно соответствовало требованиям окончательной редакции СТУ, учитывающей мнения членов НТС. Иначе проект не пройдёт Экспертизу, т.к. будет на лицо несоответствие проекта требованиям согласованных СТУ в части обоснования нестандартных решений. Именно в таких ситуациях и становится очевидным, что сначала должны всё-таки появится нормы в окончательном варианте (согласованные СТУ), полностью прошедшие те этапы создания, на которых были возможны какие-либо изменения, а уже потом появляется основание использовать в проекте планируемое ранее нестандартное проектное решение с учетом приведения проекта в точное соответствие с требованиями этих норм (полностью согласованных СТУ). И в конечном итоге проект разрабатывается в соответствии с СТУ, проект подгоняется под финальную редакцию СТУ (с учетом мнения членов НТС), а не наоборот.

СТУ по пожарной безопасности — это по сути нормативные требования, необходимые для проектирования нестандартного объекта, то есть это нормативный документ, который в идеале уже нужно иметь на руках к моменту разработки проектных решений (точно также как мы имеем на руках ФЗ №123-ФЗ и Своды Правил). И несмотря на то, что на практике почти всегда СТУ разрабатываются одновременно с ПД, — формально применять требования СТУ при проектировании можно только после разработки и согласования СТУ, когда этот документ приобретает свою финальную редакцию и официальный статус, пройдя через все необходимые нормативно-технические советы (МЧС России и Минстроя России).

Проектная документация — это по сути описание и обоснование (текстовое, графическое, расчетное) проектных решений. Как нельзя сказать, что фраза «описание проектных решений» по смыслу включает в себя «разработку нормативных требований», так и нельзя сказать, что термин «проектная документация» включает в себя «Специальные технические условия».

Специальные технические условия по своему определению в рамках действующего законодательства ни при каких обстоятельствах не могут входить в состав проектной документации, являться её составной частью или самостоятельным разделом проекта. СТУ — это нормы, которые необходимы проектировщику для разработки конкретных проектных решений (проектной документации).

Соответственно, такой вид деятельность как «разработка (подготовка) проектной документации» не может включать в себя по умолчанию такую работу как «разработка СТУ».

Необходимость написания данной статьи вызвана тем, что, на практике в рамках своей деятельности профессиональные разработчики СТУ постоянно сталкиваются со случаями полного непонимания и незнания со стороны заказчиков СТУ, генеральных проектных организаций, и даже экспертов государственной (или негосударственной) экспертизы простой истины: ни формально, ни технически, специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности — это не проектная документация, а индивидуальный нормативный документ, имеющий свой (особый) статус.

Каким образом проявляется это непонимание, и к чему оно приводит, мы постараемся подробнее рассказать в следующих статьях на примере конкретных случаев из реальной деятельности в области разработки СТУ.