Техника безопасности при эксплуатации и ремонте автомобиля. Инструкция по охране труда при выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов. Испытание и опробование тормозов

Все работы по техническому обслужива­нию и ремонту автомобиля следует проводить на специаль­но оборудованных постах.

При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажига­ние, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулиров­ка карбюратора, реле-регулятора и т. д.) следует проверить и за­стегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, за­править волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.

На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать - работают люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах, связанных с проворачиванием колен­чатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить вы­ключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в ней­тральное положение. При пуске двигателя вручную следует осте­регаться обратных ударов и применять правильные приемы за­хвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачи­вать ее снизу вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.

Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запре­щается. При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с провертыванием карданных валов, необ­ходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поста­вить рычаг переключения передач в нейтральное положение и ос­вободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в ко­робке передач.

При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механиз­мах (домкратах, талях и т. д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.

Инструмент, применяемый при работах по техническому об­служиванию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Мо­лотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревян­ные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно произво­диться только исправными ключами соответствующих размеров.

После выполнения всех работ перед пуском двигателя и троганием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие уча­стие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудо­вание и инструмент убраны на свои места.

Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тор­мозных систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на под­ножках, крыльях запрещается.

При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следую­щие требования:

при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным поло­жением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы; поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса; пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве мож­но только с напряжением не выше 12 В; не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих; перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования; следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами горючего.

При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним Бензин- легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилирозапным бен­зином, в котором содержится сильнодействующее вещество - тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, дета­лей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин - ядовит». Для удаления пролитого бен­зина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.

Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость содержит в себе сильнодействующий яд - этилен-гликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслу­живания системы охлаждения, заправленной антифризом, необхо­димо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в ме­дицинский пункт для оказания помощи.

Тормозные жидкости и их пары также могут вы­звать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки.

Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и про­мыть сильной струей воды.

Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содер­жат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие ве­щества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть че­ловека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры по предупреждению отравлений отработавшими газами.

Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двига­теля в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудован­ных вентиляцией, запрещается.

Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в каби­ну отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравле­ниям.

При работе с электроинструментом необ­ходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техниче­ском обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы с инструментом, питаемым током напряже­нием 127-220 В, следует надевать защитные перчатки и пользо­ваться резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Ос­тавляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выклю­чить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.

При монтаже и демонтаже шин необходимо со­блюдать следующие правила: монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу (помосте), а в полевых условиях - на разостлан­ном брезенте или другой подстилке; перед демонтажем шины с обода колеса воздух из камеры дол­жен выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин; производить монтаж шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не соответствующие размеру обода колеса, за­прещается; во время накачивания шины необходимо применять специаль­ное ограждение или страхующие приспособления, при выполне­нии этой операции в полевых условиях нужно колесо положить замочным кольцом вниз.

Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения пожара в парке и на ав­томобиле. Необходимо следить за исправностью электрообо­рудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к ту­шению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара неза­висимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая в себя правовые и социально–экономические, организационно–технические, лечебно–профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда и техника безопасности в автотранспортных предприятиях, как и во всех других отраслях народного хозяйства, строго определяется законами, в которых учитывается их специфика. Основные положения по охране труда и технике безопасности изложены в Трудовом Кодексе.

На автотранспортных предприятиях организация и ведение работ по охране труда возложены на инженера (старшего инженера) по охране труда, подчиненного главному инженеру предприятия.

Одним из основных мероприятий по охране труда, технике безопасности и противопожарным мероприятиям является обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников автотранспортного предприятия. Особо большое значение имеет инструктаж на рабочем месте с показом безопасных приемов работы.

Для успешной борьбы с профессиональными болезнями и отравлениями особое значение имеют индивидуальные защитные приспособления, которые предохраняют глаза, дыхательные пути и другие органы человека от вредных воздействий. Для защиты тела от химических, механических, тепловых и иных вредных воздействий окружающей среды применяется спецодежда. Спецодежда должна быть легкой и не стеснять движений работающего. В зависимости от производственных процессов для спецодежды применяют специальные ткани (льняные, шерстяные, хлопчатобумажные, асбестовые), пропитанные резиной, парафином и другими веществами. Иногда применяют ткани, покрытые специальным слоем, предохраняющим от воспламенения, химического воздействия вредных веществ или тепловых излучений. Спецодежду шьют в виде куртки и брюк или комбинезона.

Комплекс оздоровительных мероприятий помимо использования средств индивидуальной защиты включает также необходимые для работающих санитарно-гигиенические устройства и бытовые помещения.

Каждый рабочий должен быть обучен приемам оказания первой помощи при несчастных случаях. Во всех случаях после оказания первой помощи пострадавшего следует показать врачу.

В зоне ТО основные обязанности по охране труда возложены на мастера. Для проведения технического обслуживания зона ТО-1 имеет четыре универсальных и один специализированный пост (проверки углов установки колес). Основная доля работ проводится в универсальных постах, два из которых оснащены осмотровыми канавами и на двух постах имеются электромеханические подъемники. Пост проверки развала и схождения колес с осмотровой канавой находится в отдельном участке.


Все посты являются тупиковыми. Осмотровые канавы имеют специальные реборды, изменяющие, в случае необходимости, взаимное расположение для установки автомобилей с различной шириной колеи. На каждый пост приходится по три рабочих. Посты занимают менее половины производственного участка, т. е. отведенная кубатура соответствует нормам. Удобное расположение постов позволяет осуществить постановку автомобиля без каких-либо трудностей.

Участок ТО оснащен местной вытяжной вентиляцией, для чего установлены вентиляторы в потолочном перекрытии. Местные отсосы имеются также в аккумуляторном отделении зоны ТО.

Отопление зоны ТО централизовано. Производственное освещение участка происходит совмещенным методом, где естественное освещение помещения осуществляется прямым светом, проникающим через боковые световые проемы, а искусственное освещение производится с помощью электрических ламп.

При техническом обслуживании №1 выполняются следующие виды работ:

¾ контрольно-осмотровые;

¾ крепежные;

¾ регулировочные;

¾ аккумуляторные;

¾ электротехнические;

¾ по обслуживанию системы питания;

¾ шинные;

¾ смазочные и очистительные;

¾ уборочные;

¾ моечные.

Все работы выполняют, только имея средства индивидуальной защиты.

При выполнении осмотровых работ, которые занимают основную долю работ ТО, предварительно перед установкой автомобиля убеждаются в надежности всех конструкций подъемно-осмотрового оборудования, в надежности всех креплений. Соблюдают осторожность при осмотре автомобиля снизу и проводят осмотр только после надежной постановки автомобиля.

После проведения осмотровых работ производятся при выявлении крепежные работы. Крепежные работы проводятся специальными инструментами, для чего целесообразно применять механизированные средства труда, применение которых понизит трудоемкость и повысит безопасность крепежных работ. Особую осторожность соблюдают при проведении работ под автомобилем, поднятым с помощью электромеханического подъемника.

Регулировочные работы выполняются при проведении диагностических работ. К проведению работ приступают только после полной остановки двигателя. Соблюдают все меры предосторожности.

Аккумуляторные работы требуют строгого соблюдения правил техники безопасности, так как особую опасность представляют содержание кислоты.


Во время проведения работ не разрешается курить, зажигать спички, вносить раскаленные предметы и т.д. Работы проводят только с помощью средств индивидуальной защиты.

В случае ожога от попавшего на кожу электролита место ожога быстро промыть сильной струей воды, а затем нейтрализовать 10%-ным раствором питьевой соды в воде при кислотном электролите и 5%-ным раствором борной кислоты при щелочном. Для промывания глаз применяют 2-3%-ные нейтрализующие растворы (питьевая сода).

Работы по системе питания представляют опасность в связи тем, что приходится иметь дело с токсинами, с горюче-смазочными материалами. При проведении шинных работ осторожно обращаются с инструментами, не производят резких движений.

Смазочные и очистительные работы проводятся вручную или с помощью специального оборудования. Работы необходимо проводить только с полностью исправным оборудованием для избегания травматизма. Осторожно обращаться с эксплуатационными материалами.

Уборочные и моечные работы проводятся, как правило, перед прохождением технического обслуживания. Выполняются работы на отведенном для этой цели месте, которое имеет достаточное освещение, общеобменную вентиляцию, местную вытяжную вентиляцию и различные приспособления для очистки кузова и ходовой части автомобиля от грязи. Обычно при уборке используют лопаты, скребки, веники, деревянные молотки, пылесосные установки, пылесосы и т. п.

При очистке кузова пользуются железными лопатами и лестницей с наконечниками во избежание ее скольжения.

Моечные работы выполняют вручную с применением шланга с пистолетом при помощи насоса низкого или высокого давления или механизированным способом с использованием моечных установок. При использовании установок придерживаются руководства изготовителя и соблюдают меры электрической безопасности. Приступают к работе только после проверки установки, состояния изоляционных материалов, заземления.

Во время проведения основных работ в зоне обслуживания на человека воздействуют нежелательные физические явления, такие как шум, вибрация, ионизирующие излучения, тепловая энергия и пыль. На предприятии принимаются все меры для того, чтобы максимально ограничить их вредное воздействие, сделать как можно безопасным нахождение людей в производственных помещениях, цехах предприятия.

Допустимые уровни звукового давления на постоянных рабочих местах в производственных помещениях и на рабочих местах водителя и обслуживающего персонала принимаются в соответствии с определенными стандартами по ГОСТ «Шум. Общие требования безопасности». Измерение шума производится шумомерами совместно с анализаторами спектра шума.


По физической природе вибрация так же, как и шум, представляет собой колебательное движение материальных тел. Вибрация – механические колебания упругих тел, проявляющиеся в перемещении центра их тяжести или оси симметрии в пространстве, а также периодическом изменении ими формы, которую они имели в статическом состоянии. Вибрация ухудшает зрительное восприятие, снижает качество внимания, вызывает утомление, головную боль.

Для борьбы с шумом и вибрацией используют как общие, так и индивидуальные средства защиты. Рационализация технологических процессов, применение глушителей, тщательная пригонка всех движущихся частей механизмов – все это во много раз снижает шум. По возможности шумные работы заменяются менее шумными.

Для снижения вибрации работающих агрегатов, оборудования используются звукопоглощающие конструкции близ источников шума или рабочего места. Покрываются вибрирующие поверхности вибропоглощающими и демпфирующими материалами (резиной, специальными мастиками, асбестом, битумом, пластмассами и т. д.).

При работе с пневматическими и ручными электрическими машинами возникает вибрация, передающаяся через рукоятки и корпусы на руки рабочих, а иногда и на ноги через обрабатываемую среду.

Для снижения вибрации в данном случае применяют рукоятки с виброгасящим или автоматизирующим устройствами.

Средства индивидуальной защиты от шума и вибрации применяют тогда, когда другие средства оказываются неэффективными. Средствами индивидуальной защиты от шума являются вкладыши (тампоны из ультратонкого волокна, твердые вкладыши) и наушники. В качестве средств индивидуальной защиты от вибрации применяют обувь с амортизирующими подошвами, рукавицы с упругими вибропоглощающими прокладками и т.д.

На автотранспортных предприятиях одним из производственных факторов, оказывающим вредное воздействие на человека, является производственная пыль. Пыль оказывает вредное действие на организм человека. Воздействие раздражающей пыли (минеральной, стальной, чугунной, древесной) зависит от дисперсности массы, растворимости, твердости, формы частиц. Наибольшую опасность для организма представляет мелко-дисперсная пыль. Одним из главных мероприятий по борьбе с пылью является организация технологического процесса, устраняющего образование пыли – применение пылесоса, оборудование различных станций местными отсосами. Для предупреждения взрываемости пыли избегают больших концентраций, которые являются взрывоопасными.

В цехах с большим пылевыделением необходима систематическая уборка пыли со стен, оборудования. Рабочие обеспечиваются индивидуальными средствами защиты – противопылевой спецодеждой, респираторами и очками,

а также душами и умывальниками. Все вновь поступающие и рабочие проходят предварительный и периодический медицинские осмотры.


5.2 Техника безопасности.

1. При работе возможно воздействие следующих опасных производственных факторов: травмы при работе неисправным инструментом, травмирование ног при падении деталей и узлов, превышение предельно допустимой нагрузки при переноске тяжести, отравление и ожоги при использовании легковоспламеняющейся жидкости.

2. При работе слесарь ремонтник должен использовать спецодежду.

3. В слесарно-монтажной мастерской должна быть медицинская аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи при травмах.

4. При работе в слесарно-монтажной мастерской необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать средства расположений первичных средств пожаротушения. В слесарно-монтажной мастерской должен быть огнетушитель и ящик с песком.

5. Перед началом работы необходимо одеть спецодежду.

6. Изучить порядок выполнения и безопасность.

7. Подготовить к работе оборудование, инструменты и приспособления проверить их исправность.

8. Быть внимательным, правильно выполнять трудовые приемы.

9. Работать только исправным инструментом и приспособлением.

10. Гаечные ключи применять только в соответствии только по размеру гаек и болтов. Запрещается наращивать ключи, использовать прокладки, ударять по ключу, разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных местах.

11. Отвертки следует применять в соответствии с шириной шлица винта.

12. При разборке и сборке агрегатов узлов следует применять съемные приспособления, которые указаны в конструкционной карте.

13.Снятые детали или узлы необходимо складывать на верстак, длинные детали валы, полуоси запрещается ставить вертикально во избежание их падения и травмирования людей.

14. Для подъема установки и снятия деталей и агрегатов массой более 15кг должны применяться подъемные приспособления. Для перемещения узлов и деталей массой более 15кг необходимо использовать тележки со стойками и упорами.

15. Во избежание отравлений и возникновения пожара запрещается применять для промывки деталей бензин.

16. При обработке деталей необходимо надежно закреплять их в тисках.

Утверждаю:
Директор ООО « «
_______________ С.А.Максимов
«__» ______________ 2015 г.
Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

1. Общие требования
1.1. Все вновь поступающие на работу допускаются к исполнению обязанностей только после прохождения вводного инструктажа по охране труда, инструктажа на рабочем месте, а также медицинского осмотра.
1.2. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий проводит непосредственный руководитель работ.
О проведении инструктажа и проверке знаний делается запись в журнале регистрации с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
1.3. Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования и стажа работы, один раз в три месяца.
1.4. Администрация издательства в течение трех месяцев со дня зачисления работника в штат должна обучить его безопасным методам ведения работ.
1.5. При переводе на новую работу, с временной на постоянную, с одной операции на другую работники должны пройти новый инструктаж по охране труда на рабочем месте с оформлением в журнале регистрации.
1.6. Администрация обязана обеспечивать рабочих спецодеждой, а также средствами защиты в соответствии с выполняемой ими работой и согласно действующим нормам.
1.7. Каждый работник обязан соблюдать требования общей и настоящей Инструкции, трудовую и производственную дисциплину, правила технической эксплуатации оборудования, правила внутреннего распорядка, личной гигиены, требования электробезопасности и
предупреждать своих товарищей о недопустимости нарушения этих правил и Инструкций.
1.8. Выполнение работ разрешается при включенной и эффективно работающей вентиляции, достаточном освещении рабочих помещений и мест.
1.9. Разрешается обслуживать только тот вид устройств, по которому проведено обучение и инструктаж.
2. Перед началом работы
2.1. Надеть костюм, застегнуть его на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.
2.2. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты:
-гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов, не иметь трещин и выбоин; губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны;
-раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях (класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки с помощью труб и болтов или других предметов запрещается).
2.3. О замеченных недостатках и неисправностях на рабочем месте немедленно сообщить руководителю работ и до устранения неполадок и разрешения к работе не приступать.
3. Во время работы
3.1. Привести рабочее место в надлежащий порядок. Убрать все мешающие работе посторонние предметы.
3.2. Проверить, есть ли на переносной электролампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка.
Напряжение переносных электроламп и ламп освещения в осмотровой яме должно быть не выше 12 В.
3.3. Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежанку или специальную тележку).
3.4. Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.
3.5. При капитальном, среднем ремонте автомобиля убедиться в том, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.
3.6. Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля только в специальную тару. Не допускать слив бензина, керосина и других растворителей в канализацию. Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол засыпать опилками или сухим песком и собрать в
специальную тару; пол протереть насухо.
3.7. При сварочных работах соблюдать требования «Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ».
3.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять меры, обеспечивающие безопасность работы: поставить автомобиль на тормоз и включить низшую передачу, подложить клинья под колеса, ключ от
замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
3.9. При снятии и установке агрегатов (задние и передние мосты, рессоры, колеса и т.п.) установить раму автомобиля на специальные металлические козлы, а под колеса автомобиля подложить клинья.
3.10. При работе с домкратом устанавливать его только на твердом грунте. В случае необходимости установить домкрат на нерыхлой или вязкой почве, под домкрат нужно подкладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.
3.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.
3.12. Залезать под автомобиль и вылезать из-под него только со стороны, противоположной проезду. Работая под автомобилем, размещаться следует между колесами вдоль машины.
3.13. При работе под автомобилем лежа необходимо использовать защитные очки.
3.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные металлические ящики с крышками. По окончании работы (ежедневно) обтирочный и промасленный материал удалять из рабочего помещения.
3.15. Не подходить к открытому огню, если руки или спецодежда смочены бензином, не курить и не зажигать спичек (зажигалок).
3.16. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), убедившись в том, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.
3.17. Для подъема, снятия, установки и транспортирования тяжелых агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно — транспортные механизмы и приспособления, обеспечивающие безопасность работ.
3.18. Не работать и не находиться под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма.
3.19. Перед работой по ремонту автомобиля, установленного над осмотровой ямой (канавой), необходимо:
-проверить правильность установки колес;
-поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса распорные подкладки;
-убедиться в наличии свободного доступа в яму, исправности лестницы и напольной решетки.
3.20. Находясь в осмотровой яме (канаве), осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.
3.21. При работе с переносной электродрелью, гайковертом, шлифовальной машиной соблюдать требования «Инструкции по безопасности труда для работающих с электроинструментом».
3.22. Заменять рессоры только после их разгрузки и установки козелков под раму автомобиля. Совпадение отверстий ушка рессоры и серьги проверять только с помощью бородки или оправки.
3.23. При разборке и сборке рессор пользоваться слесарными специальными зажимными приспособлениями.
3.24. Работая молотком или кувалдой, принять все меры предосторожности по отношению к себе и находящимся рядом людям.
3.25. При использовании подъемника необходимо соблюдать требования инструкции по его эксплуатации.
3.26. При работе с подъемником необходимо следить за правильной установкой пяток под автомобиль. Выполнение работ под автомобилем допускается только после подъема его на определенную высоту и выключения механизма подъемника.
3.27. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенцев.
3.28. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки. Для защиты окружающих от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м.
3.29. Сметать пыль и стружку с верстака и оборудования щеткой или щеткой — сметкой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку рукой запрещается.
3.30. При работе на сверлильном станке соблюдать требования безопасности при выполнении работ на сверлильных станках.
3.31. Работая на наждачном заточном станке, пользоваться защитным экраном или надевать очки. Следить за тем, чтобы зазор между абразивным кругом и подручником был не более 3 мм, а подручник надежно закреплен. Затачиваемую деталь или инструмент
плотно прижимать к подручнику и плавно подводить к абразивному кругу.
3.32. Не ремонтировать отдельные части автомобиля, находящиеся в движении, а также не находится под автомобилем при работающем двигателе.
3.33. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание несчастного случая снять с него приводной ремень.
3.34. При работе, выполняемой несколькими лицами, им необходимо согласовать свои действия.
3.35. При пуске двигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не допускать близко к нему людей.
3.36. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны.
3.37. При обкатке двигателя на стенде не производить никаких регулировок и не касаться вращающихся частей двигателя.
3.38. Во избежание создания загазованности воздуха не допускать продолжительной (более 5 мин.) работы двигателя в закрытом невентилируемом помещении.
3.39. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать «Инструкцию по безопасности труда для работающих с этилированным бензином».
3.40. Не хранить на рабочем месте легковоспламеняющуюся и горючую жидкости в количестве, больше установленной нормы, согласно действующим «Правилам пожарной безопасности».
3.41. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызывать дежурного или основного водителя.
3.42. Запрещается:
-подкладывать под раму и колеса случайные предметы (кирпичи, обрезки дерева и пр.);
-применять для страховки поднятого кузова ломы, доски и другие случайные предметы.
4. В аварийных ситуациях
4.1. При возникновении возгорания немедленно сообщить администрации о пожаре и всем работающим в помещении приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.2. При несчастном случае необходимо, в первую очередь, освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением тока.
4.3. Пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую помощь и сообщить администрации о происшедшем случае.
5. По окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в журнале о техническом состоянии оборудования.
5.2. О замеченных неисправностях в оборудовании сообщить руководителю работ.
5.3. Снять спецодежду, убрать ее в отведенное для этого место (шкаф).
5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.
5.5. По окончании работ находиться в рабочем помещении не разрешается.
Разработал:
Руководитель подразделения _______________
Согласовано:
Инженер по охране труда ___________________

88. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны выполняться в соответствии с Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта в предназначенных для этого местах (постах), оборудованных устройствами, необходимыми для выполнения установленных работ (смотровой канавой, подъемником, эстакадой, поворотным стендом и т.д.), а также подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем согласно табелю оборудования постов.

89. Рабочие должны быть обеспечены комплектом исправных инструментов и приспособлений, соответствующих характеру выполняемой работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Пользоваться неисправными инструментами и приспособлениями запрещается. Бракуют инструменты и приспособления регулярно, не реже одного раза в месяц. Неисправные инструменты и приспособления должны быть немедленно изъяты из употребления.

90. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно вывешивать на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не запускать - работают люди!»

91. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) - на механизме управления подъемником вывешивают табличку с надписью: «Не трогать - под автомобилем работают люди». В рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

92. В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой и т.д.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в смотровых канавах, на эстакадах и т.д.) о моменте начала движения автомобиля с поста на пост. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта без принудительного перемещения автомобиль следует затормозить ручным, тормозом и включить низшую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), под колеса подложить упоры (башмаки), не менее двух.

93. При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, подачу топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

94. При ремонте автомобилей вне смотровой канавы, эстакады или подъемника лица, производящие ремонт, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков (подстилок) на полу (земле) запрещается.

95. При выполнении работ, связанных со снятием колес, требуется поставить под подвешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса - упоры (башмаки). Выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе), подвешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается. Запрещается подкладывать под подвешенный автомобиль (прицеп) диски колес, кирпичи и прочие предметы.

96. При снятии и постановке рессор на автомобилях (прицепах) всех конструкций и типов обязательна предварительная их разгрузка от веса кузова путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей постановкой на козелки. Конструкция козелков должна гарантировать автомобиль (прицеп) от падения.

97. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе запрещается, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробования тормозов.

98. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля-самосвала при поднятом кузове можно выполнять только после укрепления кузова прочными металлическими упорами (штангами), исключающими возможность его самопроизвольного или случайного опускания. Использование вместо упора различных случайных подставок или подкладок запрещается. При замене подъемного механизма обязательна установка второго металлического упора. Ставить груженый кузов на упор, а также работать с поврежденным или неправильно установленным упором запрещается. Снимать агрегаты подъемника и разъединять трубопроводы, если под кузов не поставлен дополнительный упор, запрещается.

99. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами нужно обеспечить рабочих лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 15 см. Применять приставные лестницы не разрешается.

100. Перед обслуживанием и ремонтом днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде необходимо надежно укрепить автомобиль, слить топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

101. При ремонте автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов необходимо надежно его заземлить. При очистке или ремонте внутри цистерны или резервуаров из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, шланговыми противогазами, спасательными поясами с веревками; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник. К поясу работающих внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся сверху, должен наблюдать за работой, держаться за веревку, страхуя работающего в резервуаре.

102. Ремонтировать заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под этилированного бензина можно только после полного удаления остатков бензина и обезвреживания с соблюдением мер личной безопасности, предосторожности, исключающих возможность взрыва. При ремонте топливозаправочных колонок, насосов и другой заправочной аппаратуры без их демонтажа работу нужно организовать так, чтобы максимально защитить работающих от вдыхания паров бензина (необходимо работать на открытом воздухе с наветренной стороны или в хорошо вентилируемом помещении). Во время работы необходимо периодически мыть руки керосином, а после работы - теплой водой с мылом.

103. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, а также создает неудобства в работе (например, тормозные и клапанные пружины, барабаны, рессорные пальцы и т.д.) следует применять приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность при выполнении этой работы.

104. При разборке автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний мост, передний мост, кузов и раму следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Запрещается поднимать (подвешивать) автомобиль за буксирные крюки.

105. Поднимать (даже кратковременно) грузы весом, большим, чем это указано для данного подъемного механизма, запрещается. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения на платформе.

106. До снятия двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами охлаждения и смазки автомобиля, необходимо предварительно слить масло и воду в специальные резервуары, не допуская расплескивания и проливания жидкостей.

107. Стенды для монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов должны соответствовать своему назначению и быть удобными. Устройства для закрепления агрегатов должны исключить возможность смещения или падения последних.

108. При обслуживании и ремонте автомобилей, работающих в отрыве от автотранспортного предприятия, следует руководствоваться правилами техники безопасности, указанными в этом разделе, применяя возможные средства механизации.

Мойка автомобилей, агрегатов и деталей

109. При мойке автомобилей обязательно соблюдение следующих требований:

при открытой шланговой (ручной) мойке пост мойки должен располагаться в зоне, из которой струи воды не могут достигнуть открытых токонесущих проводников и оборудования, находящегося под напряжением;

при открытой (ручной) и закрытой (механизированной) мойке источники освещения, проводку и силовые двигатели герметически изолируют:

при механизированной мойке рабочее место мойщика должно располагаться в водонепроницаемой кабине;

электрическое управление агрегатами (двигателями насосов и т.п.), как правило, должно быть низковольтным (12 В).

Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при условии:

устройства механической и электрической блокировки при открывании дверей шкафов магнитных пускателей;

гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.

110. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик при ручной мойке, должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.

111. При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдение следующих условий:

детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в керосине и других нейтрализующих жидкостях;

концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%; моечные посты должны иметь надежную вентиляцию; после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой.

Работы с применением открытого огня в зоне таких постов запрещаются.

112. Агрегаты и детали весом свыше 20 кг необходимо доставлять на пост мойки механизированным способом.

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

113. Проверяют состояние автомобиля и его агрегатов при выпуске автомобиля на линию и возвращении с линии при неработающем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверка работы двигателя и прием автомобиля на ходу (лицо, принимающее автомобиль, должно находиться в кабине водителя). Работник, осматривающий и принимающий автомобиль (контролер, механик, дежурный и т.д.), должен иметь переносную электрическую лампу с предохранительной сеткой напряжением 36 В (при работе в смотровой канаве - 12 В) или переносный электрический фонарь. Проверяют техническое состояние автомобиля в соответствии с настоящими Правилами и Правилами технической эксплуатации автомобильного транспорта путем опробования отдельных механизмов (стартера, стеклоочистителя, указателей поворотов, тормозов и т.д.). При этом необходимо проверить номенклатуру и качество инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.

Пуск двигателя

114. До пуска двигателя автомобиль нужно затормозить, рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение. Пуск двигателя автомобиля производится при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

не включая зажигания, провернуть коленчатый вал, убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, затем включить зажигание;

пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

не брать рукоятку в обхват;

при пуске двигателей с ручной регулировкой опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

Буксировка автомобилей и автомобилей-тягачей с целью пуска двигателя (после ремонта, ночной стоянки и т.д.) запрещается.

Испытание и опробование тормозов

115. Испытывают и опробуют тормоза автомобиля на специальных стендах и на территории предприятия на ходу с применением деселерометров. В случае испытания и опробования тормозов на стенде автомобиль необходимо закрепить цепью или тросом, исключающим самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.

116. При испытании и опробовании тормозов на ходу обязательно соблюдение следующих требований:

площадка должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов;

размеры площадки должны исключать возможность наезда автомобиля на людей, строения и т.д.

При регулировке тормозов после их проверки нужно полностью остановить автомобиль и выключить двигатель. Пускать двигатель и трогать автомобиль с места следует после того, как водитель увидит, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.

Движение автомобилей, тягачей, мотоциклов, мотороллеров по территории предприятия

117. Водить автомобиль, мотоцикл и т.п. на территории автотранспортного предприятия разрешается только тем лицам (независимо от их специальности и занимаемой должности), которые имеют удостоверения на право управления соответствующим видом транспортного средства, выданные Госавтоинспекцией. Это правило распространяется на все случаи вождения автомобиля, мотоцикла, мотороллера, в том числе и на опробование их после ремонта и регулировки.

118. Движение на территории автотранспортного предприятия и в производственных помещениях регулируется установленными дорожными знаками. Вводить нестандартные дорожные знаки запрещается. Скорость движения транспортных средств на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях - 5 км/ч. Для движения автомобилей по территории предприятия, организации и строительства должен быть составлен схематический план движения транспортных средств и персонала с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, съездов и т.д. Этот план доводится до сведения всех работающих и вывешивается в нескольких местах на территории и в производственных помещениях.

119. Пребывание людей во время движения автомобиля, даже на малой скорости, на подножках, крыльях, крышах кабин запрещается.

120. При перегоне автомобилей по территории предприятия, а также при опробовании их после ремонта запрещается находиться в кузове и кабине людям, не имеющим непосредственного отношения к выполняемой в этот момент работе.

Техническое обслуживание (ТО) и технический ремонт (ТР) автомоби­лей необходимо выполнять в соответствии с требованиями Межотрасле­вых правил по охране труда на автомобильном и городском электричес­ком транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, и требова­ниями, предъявляемыми к техническому обслуживанию и текущему ре­монту подвижного состава автомобильного транспорта.

ТО и ТР транспортных средств производятся в специально отведен­ных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспо­соблениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

На посты ТО и ТР транспортные средства должны подаваться чисты­ми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руко­водством мастера или начальника участка.

Участие водителей, работников других профессий и должностей в тех­ническом обслуживании и ремонте транспортного средства допускается при соответствии их квалификации квалификационной характеристике выполняемых работ.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упо­ров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг короб­ки переключения передач должен быть установлен в нейтральное положение. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажи­гание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топ­лива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью: «Дви­гатель не запускать! Работают люди!».

Перед вывешиванием автомобиля с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо про­изводить в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, элект­ромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывеше­на табличка с надписью: «Не трогать - под автомобилем работают люди!».

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт транспортных средств, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.


При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъем­ными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стацио­нарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса про­тивооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием зад­ней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Работникам запрещается:

Выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприце­пе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специ­альных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;

Подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;

Снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприце­пах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от мас­сы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

Проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, техноло­гия проведения которых требует пуска двигателя;

Поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

Находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;

Оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

Без наличия соответствующей квалификации самостоятельно про­изводить устранение неисправностей оборудования.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя, бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации.

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, са­мосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исклю­чающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Не допускается:

Работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосваль­ного прицепа без специального дополнительного упора;

Использовать случайные подставки и подкладки вместо специаль­ного дополнительного упора;

Работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

Пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

Производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобожде­ния от груза.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взры­воопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Газобаллонные автомобили могут въезжать на посты ТО и ТР толь­ко после перевода их на бензин или дизельное топливо. В зоне ТО и ТР транспортных средств не допускается:

Заправлять автомобили топливом;

Мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостя­ми (бензином, растворителями и тому подобным);

Хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее;

Хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

Загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным);

Хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, сма­зочных материалов и антифриза.

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей ра­ботники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремян­ками. Применять приставные лестницы не допускается.