Технология проведения нестандартных уроков. Нестандартные формы уроков

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЛЕЗНЕВСКАЯ ШКОЛА № 18»

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ»

Подготовила

Усенко Е.Н.

Учитель биологии и химии

ГОУ ЛНР «Селезневская школа « 18»

Селезневка

2015

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к заняти­ям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуж­дение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Урок – динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.

Урок традиционный – это урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

    самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

    необычные условия работы;

    активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Преимущества нестандартных уроков:

    нестандартные уроки восполняют пробелы репродуктивных методов, недостаточность дифференциации;

    мобильность структуры;

    формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки;

    изменение эмоционального фона урока;

    оценивание знаний учащихся на всех этапах урока.

    использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;

    развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремления к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;

    заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;

    активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса;

    овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

    становление новых отношений между учителями и учащимися: учащиеся становятся партнерами педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда;

    оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков:

    стихийность и бессистемность применения;

    отсутствие прогноза положительных изменений, сдвигов в развитии учащихся;

    не все учителя могут определить идею урока, его развивающие возможности;

    преобладание репродуктивных технологий обучения;

    внимание обращается преимущественно на форму, а не на его содержание;

    перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим.

Основные принципы нестандартных уроков.

    отношение взаимопонимания с учеником;

    учение без принуждения;

    принцип трудной цели;

    принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;

    принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности;

    принцип самоанализа;

    принцип соответствующей формы;

    принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода;

    отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

    максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

    поддержка альтернативности, множественности мнений;

    развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

    «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;

    использование оценки в качестве формирующего, а не только результатирующего инструмента.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения.

Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

Замысел

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

    определение временных рамок;

    определение темы урока;

    определение типа урока;

    выбор класса;

    выбор нетрадиционной формы урока;

    выбор форм учебной работы.

Организация

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

    распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

    написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

    подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; - разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Индивидуальная работа. Возможны варианты составления заданий:

все учащиеся получают одинаковое задание;

Однотипные задания с разными данными (или с похожими формулировками);

Разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

Другие варианты.

Проведение.

В процессе проведения урока организуется индивидуальная или групповая работа учащихся.

Групповая работа. Группам можно предлагать:

одинаковое задание (если группа одноуровневая);

задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп);

Задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить их по группам;

Другие варианты.

Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

Анализ

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать выводы на будущее. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

Таким образом, эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения. Поэтому учитель всегда должен ставить перед собой задачу - сформировать познавательную деятельность школьников как мотив их деятельности и правильно его использовать как средство обучения. Одной из форм обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся является нестандартный урок.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

1. Какими требованиями руководствовался?

2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?

4. Как определил триединую задачу урока?

5. Как спланирована деятельность учащихся?

6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?

8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?

9. Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?

10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?

11.Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?

12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?

13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

15. Оценка результативности урока.

16. Самооценка урока учителем.

17. Пути совершенствования урока.

Мне­ния педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в на­правлении демократизации школы, а другие, наоборот, счита­ют такие уроки опасным нарушением педагогических принци­пов, вынужденным отступлением педагогов под напором обле­нившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно тру­диться.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор­ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и уста­новленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз­но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности и другого.

Типы нестандартных уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить не­сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике про­ведения таких занятий. Перечислим наиболее распространен­ные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Пример нестандартного урока

в школе:

Обобщающий урок-сказка по химии в 8 классе

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя - к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения

Традиционные уроки: уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.

Нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

Использование коллективных форм работы;

Привитие интереса к предмету;

Развитие умений и навыков самостоятельной работы;

Активизацию деятельности учащихся;

При подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

Становление новых отношений между учителем и учениками.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики - закона об активности обучения.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности

Признаки нетрадиционного урока

Несет элементы нового, места проведения.

Используется внепрограммный материал.

Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИКТ.

Выполняются творческие задания.

Проводится самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

Планируется урок заранее.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков

Уроки-«погружения»

Уроки - деловые игры

Уроки - пресс- конференции

Уроки- соревнования

Уроки КВН

Театрализованные уроки

Компьютерные уроки

Уроки с групповыми формами работы

Уроки взаимообучения учащихся

Уроки творчества

Уроки- аукционы

Уроки, которые ведут учащиеся

Уроки-зачеты

Уроки- сомнения

Уроки - творческие отсчеты

Уроки- формулы

Уроки- конкурсы

Бинарные уроки

Уроки- обобщения

Уроки- фантазии

Уроки- игры

Уроки- «суды»

Уроки поиска истины

Уроки- лекции «Парадоксы»

Уроки- концерты

Уроки- диалоги

Уроки «Следствие ведут знатоки»

Уроки - ролевые игры

Уроки- конференции

Интегрированные уроки

Уроки-семинары

Уроки - «круговая тренировка»

Межпредметные уроки

Уроки- экскурсии

Уроки - игры «Поле чудес»

Классификация уроков нетрадиционной формы

Типы уроков и формы

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учёта знаний и умений

Комбинированные уроки

Лекции, уроки-экспедиции, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки-практикумы, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой семинары внеклассного чтения, повторительно- обобщающие диспуты, игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», театрализованные (урок-суд), уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования зачётные викторины, конкурсы, уроки-аукционы, урок- общественный смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчёты

Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме

Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.

Не допускайте никаких излишеств.

Урок должен быть цельным.

Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.

Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание с классом.

Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, четко спланированная подготовка, продумывание форм и методов его проведения.

Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков

Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями

Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное - приносят радость.

Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Участие родителей

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители. Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей и детей. Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. .

Но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий:

Взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом урока;

Направленность игры на развитие у учащихся интереса к изучаемому материалу;

Формирование у учащихся нравственных качеств

Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Наиболее важные особенности современного урока:

Создаётся доброжелательная атмосфера;

Формируется высокий уровень мотивации;

Придаётся большое значение способам учебной работы;

Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Учёт особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся.

Общие правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.

5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН.

9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Анкета «Стиль деятельности учителя»

1. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации

2) я не обращаю на это внимание

3) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации

2) нет

3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана.

1) в зависимости от ситуации

2) предпочитаю импровизацию

3) всегда

5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1)предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять я

1) пытаюсь принять его точку зрения

2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

8. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

1) нет, это недопустимо

2) затрудняюсь ответить

3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать

2) лучше игнорировать

3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией

1) нет

2) когда как

3) не знаю

Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия-приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно. Значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Проанализируйте свои достижения и ошибки. Откройте свои потенциальные возможности. Откажитесь от надежды на рецептурную методику, на чужие конспекты, на воспроизведение готовых уроков. Отнеситесь к процессу подготовки к урокам не как к наказанию, а как к источнику своего профессионального роста, интеллектуальных, духовных и творческих сил. Творческих Вам успехов!

Доклад по педагогике студентки I курса Нечаевой М.А.

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

Екатеринбург

Введение

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

необычные условия работы;

активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Глава I Формы обучения.

Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

1.1 Классификация организационных форм.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и другому.

I По количеству учащихся выделяются:

массовые формы обучения

коллективные

групповые

микрогрупповые

индивидуальные

II По месту учебы различаются:

школьные - школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и другое.

внешкольные - домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и другое.

III По длительности времени обучения различают:

классический урок (45 мин)

спаренное занятие (90 мин)

спаренное укороченное занятие (70 мин)

уроки «без звонков» произвольной длительности.

1.2. Формы обучения.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (белл-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100-150 человек), .20% - в малых (10-15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

постоянное чередование уроков (расписание);

руководящая роль учителя (педагогическое управление);

применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному - вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и другое. Иногда к вне классным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, школьных кооперативах, походы по родному краю, физкультурные соревнования на стадионах и спортплощадках и т. д. При этом обычно происходит путаница и терминологическая подмена: класс как постоянный состав учащихся отождествляется с классной комнатой для проведения занятий, уроки «со звонками» противопоставляются урокам без них и т. д. Исходя из этого лишь домашняя самостоятельная работа учащихся и кружковые (клубные) занятия по интересам могут быть названы вспомогательными внеурочными формами организации обучения.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного учителя.

1.3. Требования к уроку.

Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Эффективное использование педагогических средств.

Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Основное отличие нестандартного урока от обычного - не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок - более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Н естандартные уроки помогают избавиться от : каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Н естандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Н естандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Н естандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра . На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция . Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча . На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка . Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок . Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология - чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока - показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра . Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование . Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте:

Не секрет, что каждый учитель должен творчески подходить к своей работе. Готовясь к урокам, он должен все четко продумать. Однако если это будет обычное занятие, то детям, особенно среднего звена, не будет интересно сидеть 45 минут и вслушиваться в слова лектора-учителя. Мероприятие должно проходить увлекательно и достаточно разнообразно. Только в таком случае школьники будут внимательно слушать педагога в классе. По завершении урока очень важно, чтобы учитель обобщил полученные знания и спросил у ребят, понравилось ли им проводить обучение в такой форме.

Интерес во время нестандартных уроков

Интересным может быть урок только тогда, когда учитель задействует межпредметные связи и предоставит запоминающиеся факты. Планируя занятие, важно правильно продумать его ход, не забыв о том, что надо повторить те знания, которые получили ребята в прошлом.

В этом плане интересными могут быть нестандартные уроки, которые позволят ребенку креативно мыслить, высказывать свое мнение, а также считаться с пожеланиями своих сверстников. Сегодня нестандартные могут практиковать учителя различных предметов. Очень важно, чтобы каждое занятие, проведенное учителем, было не только интересным, но и познавательным.

Нестандартные уроки в начальной школе

Сегодня нестандартные уроки лучше всего практиковать в классах с плохой успеваемостью. С помощью таких занятий можно существенно повысить уровень знаний. Импровизируя, учитель может обращать внимание на учеников с разным уровнем развития, предлагая им решать сложные задачи. Необходимо отметить, что нестандартные уроки в начальной школе могут привлечь внимание школьников и даже научить их усидчивости.

Порой учащимся младшей школы очень сложно высидеть на одном месте 45 минут. Тут можно пойти двумя путями. На административном уровне можно решить этот вопрос, сократив время занятий до 40 минут. Второй путь предусматривает тщательную подготовку учителя к уроку и заинтересованность школьника.

Проведение открытых уроков в школе

Очень часто в школе учителя проводят открытые уроки. Как правило, на таких занятиях ведущая роль отводится педагогу, а школьники только участвуют в процессе. Во время проведения нестандартных уроков необходимо помнить о том, что не стоит сильно отклоняться от программы, которая рассчитана на конкретную общеобразовательную школу. Все должно быть в рамках правил.

Конечно, нестандартные уроки в школе могут быть по разным предметам. Каждый учитель считается специалистом в своей области. Именно поэтому надо найти ту креативную составляющую, которая поможет ему вызвать у школьников интерес к предмету. Качественно проведенные нестандартные уроки позволяют учителю повышать свою категорию, улучшая при этом профессионализм.

Как разработать нестандартный урок?

К разработке нестандартного урока необходимо подходить с максимальной ответственностью. На этом этапе важно учесть особенности школьников и специфику предмета. Для составления сценария или плана такого занятия нужно хорошо ознакомиться с темой и выбрать максимально интересный материал.

Разработка нестандартного урока может включать в себя нескольких этапов. Сначала надо оценить уровень знаний и возможности школьников, которые могли бы принимать активное участие в мероприятии. Затем важно правильно выбрать и оформить материал.

Использование компьютерных технологий на занятиях

Желательно, чтобы на занятии использовались инновационные технологии, с помощью которых можно просматривать видео, слушать аудиоматериал. Такой подход возможен на уроках литературы, природоведения, истории и музыки. Интересным может быть использование компьютера на занятиях русского языка во время изучения новой темы. Какие еще могут быть нестандартные уроки? Можно составить презентацию. На слайдах будет отображаться полезная информация, а учитель будет ее комментировать. Кстати, материал может быть представлен не только в текстовом виде - это могут быть и графики, картинки, что сделает мероприятие более понятным и запоминающимся.

Особенности нестандартных уроков

Сегодня нестандартные уроки могут проводиться не только в стенах школы. Сама форма занятия уже предусматривает место его проведения. Так, например, урок-наблюдение при изучении новой темы по природоведению может быть организован на свежем воздухе. Это обязательно понравится ребятам. Подбирая нестандартные формы уроков, необходимо помнить о том, что в этом вопросе не должно быть самодеятельности. Важно, чтобы администрация школы знала, что учитель дает открытое занятие, тем самым повышает уровень знаний школьников.

Различные формы проведения уроков

Учитель в рамках заявленной темы при проведении нестандартного урока может дополнительно использовать внепрограммный материал, который будет с легкостью восприниматься школьниками. Довольно часто учителя общеобразовательных школ практикуют нестандартные уроки в виде соревнований между учащимися, а также ставят театрализованные шоу. Однако и в этом случае необходимо руководствоваться особенностями учебного процесса и спецификой конкретного предмета.

Нужно учитывать тот факт, что проведение нестандартного урока предусматривает привлечение школьников. Интересным может быть занятие, если ученики сами рассказывают о том, какими способами можно решить одну и ту же задачу. Не менее интересно может быть подана информация о личной жизни писателя или ученого. Неизвестные ранее факты могут заставить школьников внимательно слушать информацию, которая им пригодится в конце года во время сдачи экзамена.

Проведение нестандартного урока по математике

Не секрет, что на уроках математики надо мыслить не творчески, а точно. Тут обязательно надо повторять таблицу умножения, а также уметь строить логические схемы решения различных задач. Занятие может быть интересным при условии правильно подобранной формы. Сегодня нестандартный урок по математике, так же как и по любой другой дисциплине, надо проводить по предварительному согласованию с директором или завучем. Преимущественно учителя выбирают такую форму мероприятия, как соревнования.

На таких занятиях лучше всего разбить школьников на небольшие группы и дать им задание на решение однотипных задач. Победителем является тот коллектив, который раньше всех решил задачи и правильно составил алгоритм. На этом этапе могут организовываться уроки-аукционы, где школьникам необходимо будет просчитать, например, стоимость вещей, которые можно продать.

Не менее интересными являются уроки-формулы. Каждой группе учащихся можно предложить создание конкретной формулы, которая отображает определенную тему. Задействовать можно только реальные примеры из жизни (продажа картошки приобретение капусты, реализация морковки). Если правильно просчитать и придумать логическую схему, то учащиеся могут быть в восторге от поставленных проблемных задач, которые нужно будет решать на уроке. Жизненные ситуации всегда вызывают огромный интерес у ребят.

Проведение урока по литературе в нестандартной форме

Организовывая открытый урок по литературе, учитель должен правильно подобрать тему занятия. Ориентироваться в этом вопросе надо на учебную программу. Однако и тут стоит учитывать особенности школьников, их возраст. Если личность сама по себе не интересна, то лучше не выносить ее на обсуждение с ребятами. Прежде чем приступать к выбору писателя, необходимо ознакомиться с его творчеством. Роман или рассказ, которые выносятся на рассмотрение школьникам, должно быть ими прочитаны. Только в таком случае можно будет правильно определить тематику произведения, а также составить цитатную характеристику системы образов.

Сегодня нестандартный урок по литературе может иметь форму творческого диалога. Довольно часто учитель-филолог практикует урок-фантазию, урок-экскурсию, урок-семинар, а также урок-конференцию. Такие формы занятий позволят в изучить биографию конкретного писателя, а также проанализировать произведение, которые указано в учебной программе, и при этом не уснуть от скуки.

Организовывая нестандартный урок по литературе, можно ориентироваться на занятия-концерты, в которых главная роль отводится самому писателю. Такое мероприятие будет интересно учащимся старшей школы, поскольку по программе у них предусмотрено изучение творчества современных писателей. Поэта, прозаика или публициста можно пригласить в класс и разузнать о нюансах написания конкретных произведений. Такой урок-знакомство позволит учителю заинтересовать школьников. Ребята наверняка захотят изучить произведения представленного автора более досконально.

Проведение урока-сказки на уроках литературы

Большой интерес вызывает у ребят урок-сказка. Такая форма возможна в том случае, если ребята заблаговременно распределили все роли с помощью учителя, правильно расставив при этом приоритеты и акценты. На таких занятиях могут быть озвучены шутки, интересные высказывания, пословицы. Очень важно, чтобы во время инсценировки той или иной сказки добро победило зло.

Подготовка к проведению нестандартных уроков по русскому языку

Организовывая нестандартный урок, учитель может взять себе помощников, которые дома подготовят презентацию на конкретную тему. Это своего рода практика для маленьких исследователей. Оценить таких любознательных учащихся нужно по максимуму. Формой такого урока может быть интервью. Учитель будет задавать ребятам ряд вопросов, на которые они должны давать правильные ответы. Задача педагога заключается в правильном подборе материала для создания банка вопросов.

Организовывая нестандартный урок по русскому языку, необходимо ориентироваться на уровень знаний ребят, их словарный запас, а также возрастные особенности. На таких мероприятиях дети могут пользоваться созданными ранее словарями, что сделает их более раскрепощенными и продвинутыми.

Большой популярностью у школьников пользуется такая форма проведения занятий, как турнир. Можно сделать разминку, которая позволит детям вспомнить те слова, которые изучались на предыдущем занятии. Важно не забывать о словарном диктанте. Уроки-турниры лучше всего практиковать в младших классах. Разгадывая с учащимися ребусы, кроссворды, загадки и головоломки, можно развивать на занятиях память и мышление.

К числу нестандартных уроков относят игры, спектакли, импровизации, а также видеоуроки. Выбор формы занятия полностью зависит от учителя и школьников. Коллектив должен работать согласованно. Нестандартный урок - отличный способ разбавить скучную образовательную программу.