Теократия была наиболее распространена в эпоху. Теократия как форма власти — теократические государства примеры. Автономное монашеское государство Святой Горы
Теократии обнаруживают много своеобразного в своих политико-правовых системах. Дословно теократия означает "божественное правление", власть Бога. Для клерикала и просто искренне верующего религия воплощает истину и справедливость. Поэтому, ожидать от верующего человека, что, став политиком, он постарается утвердить религиозные нормы и ценности властью, силой государства.
Неоднократно предпринимались попытки изобрести образец теократии, где все живут счастливо и справедливо под властью Бога. С другой стороны, мировая государственно-правовая практика свидетельствует о трудностях в создании или даже неосуществимости режима, где свобода совести и нравственного выбора уживаются с политическим господством религии. Существующие модели теократии тоталитарны, и потому теократический режим неприемлем для общества, приверженного идеалам личной свободы.
В литературе встречаются упрощенные, неточные определения теократии. Например, теократию обозначают как "форму правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой" 253 . Следуя такому определению, мы должны будем причислить к теократиям Великобританию, где монарх имеет титул главы англиканской церкви. В действительности понятие теократии сложнее.
Теократия - это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулято ром общественных, в том числе политических, отношений явля ются предписания религиозного происхождения, каноны.
Носитель религиозной власти связан ответственностью прежде всего перед небесной инстанцией. Поэтому он приобретает свободу от политических обязательств перед единоверцами, от контроля с их стороны. Например, в исламе довольно широко распространена идея таклида, т.е. беспрекословного повиновения религиозным авторитетам и доктринам. Мера добросовестности, характер власти зависят от личных нравственных и интеллектуальных качеств религиозных лидеров, а не от свободного политического выбора граждан.
251 Советский энциклопедический словарь. М., 1980, с. 1329.
Духовным авторитетом может стать глава государства. Например, египетский президент А. Садат старательно создавал вокруг себя ореол "верующего президента", способного руководить обществом правоверных. Но возможно, что господство окажется в руках авторитета или группы духовных лидеров, не включенных в структуру государства, использующих его в качестве инструмента для осуществления принадлежащей им власти. В порядке вещей теократическую власть получают лица, имеющие статус пророка, потомков пророка или даже связанные родовыми узами с божеством. "Первый человекоподобный император Японии ведет свою родословную от Аматеразу, верховной богини солнца". Микадо (император) приходится богине внуком. "Подобно Микадо, все знатные японские фамилии, равно как и священники, ведут свое происхождение от действующих лиц мифологической драмы 25/| . Происхождение Аятоллы Хомейни ведется от рода корейшитов, из которого вышел сам Магомед. Король Иордании также является прямым потомком пророка по линии Хашима 255 .
Любая религия способна к проникновению в политику. Теократия возможна на основе различных вероисповеданий.
Возможность христианской теократии подтверждает пример средневековой Испании, инквизиция, правление Мазарини и Ришелье. В XVII в. в штате Коннектикут издавались законы явно теократического содержания - "Кто будет поклоняться иному Богу, кроме Господа нашего, будет предан смерти"; в Массачусетсе прелюбодеяние каралось смертной казнью, уголовными наказаниями преследовались иные грехи. Конституция этого штата предусмотрела также, что "правом и в равной мере обязанностью каждого члена общества являются публичные, совершаемые в установленное время молитвы Господу Богу, великому Творцу и Хранителю мира" 256 . Было бы заблуждением считать современные демократии полностью свободными от влияния религии. Ка-
2М История религии. Т.1. Валаам, 1992, с. 89.
2: " См.: Аль Ржуоб Али Хаса"н Монарх и парламент Государства Иордания. Авторсф. канд. дис. М., 1994, с. 14.
23Ь См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992, с. 49 - 50; Ст.1 Конституции Массачусетса. // Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты.М., 1993, с. 51.
толицизм, например, является сильным политическим фактором в Италии, Испании, некоторых странах Латинской Америки, в Польше 257 .
Основой теократии может стать буддизм, судя по некоторым признакам политического режима в королевствах Бутан, Таиланд. Возможны теократии на почве индуизма, что отчасти подтверждается положением вещей в Непале.
Более того, даже политеизм (многобожие) способен дать обществу религиозный источник власти. "Положение традиционного вождя народа... в Африке не имеет ничего общего с положением лидера в демократическом государстве... Традиционные вожди получают свою власть от Бога... Современные африканские государственные деятели станут властителями только тогда, когда докажут, что они находятся в союзе со сверхъестественными силами..." 258 Власть тоголезского диктатора Эйадемы укрепилась после того, как он в 1974 г. уцелел в авиакатастрофе. Тоголезцы посчитали спасение генерала чудом, место катастрофы стало объектом паломничества. Предписания фетишей соблюдаются из соображений богобоязни, а Эйадема приобрел свойства фетиша, то есть посредника между людьми и духами.
Иудаизм представляет собой конфессию, которая весьма склонна к образованию теократии - "...государство иудеев сильно отличалось от прочих государств, ибо основывалось на теократии и в нем никогда не могло быть никакого различия между церковью и государством, как это существует после Христа. Законы о почитании единого и незримого божества были частью гражданского и политического управления, где сам Бог являлся законодателем" 259 . Теократическую систему евреи сохраняли даже в диаспоре до момента формирования Израиля. Современный Израиль, конечно, нельзя определенно назвать теократией, хотя политический авторитет раввината (духовенства) с начала формирования этого государства был исключительно высоким; офици-
257 Так, по условиям Конкордата, заключенного между Польской республи кой и католической церковью "в вопросах, касающихся преподавания теологи ческих дисциплин, учителя должны следовать правилам, устанавливаемым цер ковью." См.: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996, N° 3 (16), с. 31.
258 Киндрова Л. В ритмах черной Африки. М., 1985, с. 33 -34. 254 Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т.З, М., 1988, с. 117.
ально узаконены некоторые религиозные нормы (положения Торы, законы пророка Моисея); в сфере семейных отношений раввины получили власть большую, чем правительство; законом от 26 августа 1953 г. были учреждены суды раввинов, получившие исключительную компетенцию в бракоразводных и семейных делах 260 .
В современном мире наибольшую предрасположенность к теократии проявляет ислам, изначально основанный на идее религиозно-политического объединения арабов и правоверных в целом. Сравним возможности ислама с политическим потенциалом других вероисповеданий.
Учение буддизма содержит свод земных правил, что дает возможность проведения религиозной политики. Такая разновидность буддизма, как ламаизм, предписывает беспрекословное подчинение духовенству. Вместе с тем "нравственные требования играют большую роль в буддизме, но лишь как первая, элементарная ступень на пути к цели. Будда не был социальным реформатором, он не хотел исправлять людей для того, чтобы они были лучшими людьми, он не стремился создать рай на земле" 261 . В политическом отношении ислам - религия более сильная, чем буддизм. Проводимая Таиландом политика буддизации ("таизации") в 60-х годах потерпела провал на мусульманском юге страны.
Политеизм способен эффективно контролировать поведение верующих. Но многобожие порождает слишком много источников божественной власти, что усложняет согласованную теократическую политику. Довольно трудно установить общенацио*наль-ную политеистическую теократию, т. к. в каждом регионе свои боги и духи, а их представляют разные жрецы и вожди. "В обычной повседневной жизни население чаще всего обращается за помощью к духам личным, семейным, реже к родовым или племенным" 262 . Монотеистические религии, прежде всего ислам, объединяют народы, а политеизм нередко разделяет общество.
В христианстве имеется тенденция, которая освящает земную власть, дает ей опору в Боге. По словам апостола Павла, "всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога". Вместе с тем христианство содержит целый комплекс по-
м См.: Никитина Г.С. Государство Израиль. М., 1968, с. 105, 106, 112. !м Розснбсрг О.О. Труды по буддизму. М., 1991, с. 31. 262 Республика Зимбабве. М., 1985, с. 34.
ложений, определенно ограждающих его от мирских интересов и политики. Иисус прогнал сатану, когда тот стал искушать его властью над всеми царствами мира. Он не претендовал на "кесарево", т. е. на права земных государей. Христианство основано на идее личного спасения, индивидуальной связи с Богом, свободной от политических ориентации и социального статуса верующего.
Ислам возник как объединительное религиозно-политическое учение, оформляющее связь Аллаха с общиной правоверных. В исламе Бог заявляет о своих правах на политическую организацию исламского общества-государства (халифата, уммы). Если христианство дает нравственный выбор, за правильность которого человек несет ответственность перед Господом, то по исламу ответственность за грехи наступает не только перед Богом, но и перед государством, обществом. В исламе подготовка человека к высшему счастью в будущей жизни входит в сферу политики, является задачей государства 263 и не является личной заботой верующего. Более того, ислам заботится о том, чтобы правоверный не слишком долго ожидал вознаграждения и получал земные блага за свое послушание 21 *.
Особенности вероучения, а также исторические факторы способствовали тому, что в современном мире самой многочисленной группой теократических режимов являются исламские.
Исламская теократия представляет собой неоднородное явление. Мусульманский мир составляет многочисленная (более 50) группа стран. В некоторых из них теократия существует в ограниченном виде. В Тунисе, Алжире, Марокко и других она сохраняется преимущественно на нижних этажах власти, где поведение людей контролируют народные учителя, дервиши. На общенациональном и региональном уровне представители народного ислама объединяются в организации типа мусульманских братств, тарикатов. Неофициальная духовная власть несколько отдалена от участия в национальной политике. Это сосредоточивает ее на
2Ь " См.: Кирабасв Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали/Человск как философская проблема. М., 1991, с. 84.
2М Однажды Магомед "велел вырыть перед собой яму, в которой оказалось два кувшина, один с медом, другой с молоком. Пророк объяснил, что это - эмблемы изобилия, обещанного небом всем, кто будет повиноваться его законам." Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991, с. 67.
вопросах религии. В результате представители народной исламской власти не склонны учитывать изменения в обществе, стремятся к бескомпромиссному утверждению мусульманских общественно-политических принципов. На государственном уровне политика формируется с учетом множества факторов. Государство зачастую вынуждено принимать во внимание влияние религии на политику. Так, Египет в поправке к своему основному закону, принятой в 1980 г., провозгласил ислам государственной религией, а шариат основным источником законодательства. С другой стороны, Египет во многом придерживается принципов светской политики, отступает от религиозных догм. Между народным исламом и официальной властью, включая приближенных к государству священников, происходит раздел сфер влияния. Внешнюю политику, экономическую стратегию, оборону обычно удерживает государство. Низовым духовным авторитетам подвластны многие области культуры, межличностных, семейных отношений, местного управления, правосудия.
Если государство добивается успехов, его авторитет увеличивается, а пределы народно-религиозной власти сокращаются. Если же государственная власть и официальное духовенство ослаблены, то тарикаты, народный ислам восстанавливают свое влияние. К примеру, в Судане режим Нимейри в 1985 г. проводил увольнения из государственных учреждений представителей "Братьев-мусульман", затем правительство Омара аль-Башира, пришедшее к власти после переворота 1989 г., пыталось ограничить влияние исламистов. Но впоследствии режим аль-Башира, неспособный справиться с внутриполитическими неурядицами в стране, подчинился местной организации "Братьев-мусульман" (Национальному исламскому фронту) и уже к 31 декабря объявил о возвращении страны к исламским порядкам 265 . Представители народного ислама могут даже вступать в открытую борьбу с государством за свое господство, применять оружие, террор. Тот же Египет старается время от времени пойти на сотрудничество с народным исламом, позволяя его представителям уходить от ответственности за преступления, участвовать в выборах, выступать в средствах массовой информации. Но эти усилия часто не дают результата, так как организации типа "Братьев-мусульман" не удов-
2|>5 Омар А.А. США, исламский Ближний Восток и Россия.М., 1995, с. 34, 38.
летворяются полученными уступками и стараются расширить сферу своего господства над мусульманским обществом. Они небезуспешны, поскольку египетское правительство не всегда может соперничать с народным исламом, а проправительственная Национально-демократическая партия слаба и неактивна 266 .
В отдельных исламских странах установилась последовательная, общегосударственная теократия.
Исламским теократиям свойственны некоторые черты, описанные, в ряде работ 267 .
1. Субъектом власти, владельцем человеческих душ считается Аллах. 114-я сура Корана определяет Аллаха не только как Бога и творца, но и называет его "царем людей". В суре "Скот" он назван "господином всех миров". Ему же изначально принадле жит вся собственность (20-я сура, 5-й аят). Земные властители, даже монархи, являются поверенными, агентами Бога, через кото рых он осуществляет свою волю в общине правоверных. Король Саудовской Аравии объявил себя "слугой двух святынь" (Мек ки и Медины). В полном соответствии с мусульманской тради цией он признал свою служебную политическую роль, не желая, очевидно, уподобляться "тиранам, отрицающим святые знамения", о которых говорит 29-я сура (стих 48).
2. Из этого следует, что Аллах является высшей и един ственной законодательной инстанцией. В принципе, политиче ские институты не вправе законодательствовать. Все законы даны в Коране. Их совокупность образует исламское право, шариат. "Коран безупречен, он свет и в нем содержится решение всех проблем человека от личного статуса до международных проблем" ш . Законы, дарованные Богом, можно лишь истолковы вать и применять. Однако реальная законодательная деятель ность, проводимая как создание подчиненных Корану норм, разъяснение священного писания, дает достаточно широкие воз можности регулировать общественные отношения. В исламе сфор мировались юридические школы, школы шариата - - мазхабы.
(l(> Там же, с. 36.
2 " Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха... М.,1988; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.,1982; Конституционное право развивающихся стран. М., 1990.
2(18 Омар А.А. Указ.соч., с. 26.
Верховенство Корана закреплено в основополагающих государственно-правовых актах, "конституциях".
В исламе понятия государства и общества нераздельны и обозначаются единой категорией - умма, "община правоверных". Едиными оказываются политика, общественная и частная жизнь. В принципе, не существует такой области, которая была бы сво бодна от власти, внешнего регулирования. Даже внутрисемейные отношения приобретают политико-правовое значение. Моральные предписания и запреты являются одновременно юридическими. Понятия греха и преступления отождествляются. За их соверше ние установлена система наказаний -- худут, которые государ ство-общество применяет к провинившимся. Так, пьянство нака зывается поркой, воровство -- ампутацией конечностей, супру жеская измена -- побиванием камнями, которое совершают не профессиональные палачи, а простые мусульмане. "При побива нии камнями мужчину следует зарыть в землю по пояс,а женщи ну по грудь...Используемые для казни камни не должны быть слишком большими, чтобы не убить приговоренного одним-двумя ударами, но и не слишком маленькими, чтобы их все же можно было считать камнями" 269 . Даже преступления против государ ства одновременно расцениваются как посягательство на "права Аллаха", потому что наказания за них установлены Кораном 270 .
В теократии действуют правила мусульманского ведения хозяйства, позволяющие эффективно контролировать экономику страны. В частности, действует запрет взимания ростовщического (банковского) процента - "риба" 271 . Мусульманское право обя зывает правоверного к самоограничению, которое при необходи мости может стать и ограничением, предписанным официально. Для этого может быть использован механизм перераспределения имущества, контроля за бизнесом. Ислам осуждает чрезмерную концентрацию частной собственности, роскошь и эксплуатацию. Аллах передал пророку и его последователям собственность на
169 Приведенный материал содержится в рукописи Ю.В. Качановского Бур жуазное право эпохи империализма. 1991, с. 103.
170 См.: Хайдар А.Г. Источники международного права в доктрине и прак тике стран ислама. Автореф. канд. дис. М., 1996, с. 9-10.
71 До закону Судана от 1984 г. "О начале занята" банки превратились в Учреждения, предоставляющие беспроцентное заимствование. См.: Омар А.А. у каз. соч., с. 32.
землю и все, что на ней находится. Лица имеют право пользоваться объектами собственности, но в богоугодных целях. Имущественное уравнивание, отношения братства среди правоверных определяется интенсивным регулированием экономики.
5. Ислам имеет статус государственного вероисповедания, идейно-религиозная конкуренция с ним не допускается. Господство ислама обеспечено политически. Причем меры, гарантирующие это господство, практикуют многие государства, в том числе и те, которые нельзя однозначно причислить к теократиям. В Египте запрещено избрание депутатами и назначение чиновниками тех лиц, которые отрицают требования ислама; в Алжире, Сирии, Тунисе, Судане, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах государственное право признает обязательным применение принципов ислама в организации государства и проведении его политики; в Пакистане Коран изучают до 8-го класса, а в программы всех высших учебных заведений обязательно входит особый курс -- исламий-ат; в ряде стран, прежде всего тех, где господствует суннитский толк ислама, в структуру государственных учреждений включены знатоки ислама -- улемы. Они выполняют судебные функции (судьи-кади), возглавляют учреждения, ведающие культурой и просвещением. В Саудовской Аравии улемы участвуют в специальных комитетах по контролю за нравственностью, ведают религиозной полицией и получают жалованье от государства.
"В исламе нет церкви, нет посвящения в сан..." 272 , что упрощает достижение религиозного лидерства, главенства в мусульманском обществе. Духовным вождем может стать лицо, не отнесенное к разряду профессиональных священников. Круг субъектов, способных править именем Аллаха, однозначно не зафиксирован. Например, "солдатом ислама" назвался пакистанский диктатор генерал Зия уль-Хак. Ими могут стать просто авторитетный мусульманин и даже община правоверных (умма) в целом.
Современные теократические режимы по-разному определяют набор субъектов власти, религиозно-политических инстанций. Каждая из современных теократии имеет особенности в структуре и характере власти, ее религиозном обосновании.
В таких странах, как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман и некоторых других, сложился традиционный теократический
272 Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986, с. 15. 282
режим. Эти государства возглавляют монархи, которые связаны родовыми и историческими узами с пророком Мухаммедом и его сподвижниками. Высокое происхождение дает монархам право управлять мусульманами в качестве главы государства. В большей или меньшей степени им присущи также свойства религиозного авторитета.
Профессиональные священнослужители - улемы (улама) -непосредственно участвуют в управлении, в политике, особенно внутригосударственной. Одним из источников религиозно-юридического регулирования считается фетва - заключение духовного авторитета (муфтия, улема), даваемое на основе Корана, а также Сунны - собрания хадисов (рассказов, стихов) о деяниях и высказываниях Магомеда.
Эта разновидность теократии сохранилась не только как результат безоговорочной приверженности общества исламской традиции. Стабильность режима связана с экономическими факторами. Современные традиционные теократии - - это страны региона Персидского залива с развитой экономикой. Нефтедобывающая отрасль сосредоточена в руках правящих семей и служит надежным фактором устойчивости их власти.
Другой разновидностью теократии является фундаментали стский режим. В Иране он установился в наиболее завершенном виде по итогам исламской революции, осуществленной под руководством Аятоллы Хомейни. Фундаментализм чаще встречается в тех регионах, где господствует шиитский толк ислама. ,
Фундаментализм как режим основан на политике возрождения изначальных (фундаментальных) мусульманских ценностей в обществе, утратившем их под пагубным воздействием Запада и собственных безбожников. Это наиболее бескомпромиссная версия современных теократии. Общество и государство обязаны "возвратиться к истокам" ислама, невзирая ни на какие препятствия и сложившиеся устои.
В фундаментализме высшим земным политическим авторитетом являются профессионалы-богословы. В шиитском толке существует учение о "скрытом имаме" - Махди, - одном из сподвижников и последователей Магомеда. Шииты ожидают его пришествия и связывают с этим начало новой эпохи справедливости. В образе Махди воплощены черты высшего исламского авторитета на земле - праведника, учителя, проповедника. Естествен-
но, что роль проповедника, имама, аятоллы в фундаментализме исключительно высока. По разным версиям, лидеру шиитов приписывается таинственная связь с Махди или даже сам он отождествляется со "скрытым имамом" 273 . В шиитском толке право суждения по религиозно-правовым вопросам (иджтихад) принадлежит богословам, обладающим высшим знанием исламской религии и юриспруденции (муджтахибам).
Сообщество духовных авторитетов контролирует государство. По своему усмотрению имамы прямо вмешиваются в политику и принимают решения, обязательные для мусульман и государства. В Иране аятолла Хомейни стал безусловным лидером, лицом, политическое значение которого было выше, чем роль президента, правительства, меджлиса (парламента). Был учрежден Наблюдательный совет, образуемый из представителей меджлиса и шейхов, назначенных аятоллой. Функция Наблюдательного совета осуществление связи между исламским лидером и парламентом.
Арабский (исламский) социализм - относительно новая версия теократии. Не случайно наименование, присвоенное этому режиму. Теоретическое обоснование арабского социализма было предпринято Джамаль ад-Дин аль Афгани в начале XX века. Однако социалистичность, народность вообще свойственна многим религиям. Сам Мухаммед был одновременно посланцем Бога и, с другой стороны, долгое время находился в числе бедняков, народа, политическим представителем которого он впоследствии стал. "Он отвергал всякие почести, относящиеся лично к нему, и не присваивал себе царской власти" 2 ™. Существенно то, что в исламе усматривают такие свойства, как несогласие со скоплением богатства в руках немногих, поддержка государственной собственности на недра, запрет финансовой эксплуатации (ростовщичества), общинная организация крестьян-собственников, распределение наследуемого богатства среди широкого числа людей, высокий налог на капитал 275 . Страны, практикующие арабский
21Л В 19 веке скрытый имам явился в лице народного лидера Мухаммеда Ахмеда в Судане, а в Иране Али Мохаммед, по одним предположениям, считался самим Махди, а по другим - был провозвестником прихода мессии.
271 Ирвинг В. Жизнь Магомета. М.,1991, с. 201.
275 См.: Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982, с. 89.
социализм, декларируют бесклассовое устройство общества, отказ от буржуазности, капитализма.
В одном из высказываний пророк заявил: "Мой народ никогда не примет ошибочного решения". Принцип народовластия, в целом присущий социалистическим движениям, характерен и для исламского социализма. В суннитском толке ислама признана в качестве религиозно-политического регулятора иджма (по-арабски -- согласие). Причем в исламском социализме под иджмой подразумевается не столько единодушие богословов, сколько коллективную волю общины правоверных 276 .
Первоначально ареалом арабского социализма был Египет, возглавляемый Абделем Насером. Но впоследствии этот режим был потеснен правительством А. Садата, а новыми центрами арабского социализма стали Сирия, Ирак, Ливийская Джамахирия (джамахир -- народные массы).
Режим возглавляет общенациональный лидер, партия, которая пользуются более или менее искренней поддержкой мусульман. Они организуют, определяют "волю" общины. Идейно-религиозная аргументация имеет огромное значение для существующей власти. Исламские политические принципы составляют цементирующий фактор режима. Так, одним из первых мероприятий, предпринятых после государственного переворота в Ливии, было создание в 1971 г. комиссии по пересмотру правовой системы государства в соответствии с "основными принципами исламского шариата".
Обычно в арабском социализме политика осуществляется с участием военных. Духовный лидер является одновременно военачальником. Совет революционного командования - высший орган государственной власти Ирака. Практикуются самые бескомпромиссные, военные методы подавления оппозиции - так называемые "демократические казни", когда высшие военно-партийные Руководители лично участвуют в расстрелах врагов. Семейные отношения вытесняются отношениями верности режиму и дис-Диплиной - бывали случаи, когда казнь врага режима осуществили его отец и братья. Видимо, тому есть причины. Молодая теократия вводит слишком много новых правил и не имеет тех связей
См.: Хайдар А.Г. Источники международного права в доктрине и прак- с стран ислама. Авторсф. канд. дис. М., 1996, с. 14-15.
с традициями, которые обеспечивают власть в других исламских режимах. Вооруженные силы - важный фактор жизнеспособности исламского социализма. В отрыве от военных З.А.Бхутто не смог осуществить исламский социализм в Пакистане и стал жертвой генералов. Исламские социалисты в Индонезии также не удержали власть и были побеждены вооруженными силами.
Арабский социализм находит поддержку в идеалах социальной справедливости, приблизительного имущественного равенства, трудовой собственности. Эта идея, как и народовластие, имеет прочные корни в исламском учении. Так, в XII в. Аль-Хабба -известный и до сих пор почитаемый в Северной Африке авторитет - - утверждал, что "нет никого сильнее бедняков и никого ничтожнее богачей" 277 .
На практике реализация исламской доктрины справедливости означает социализацию экономики, создание крупного государственного сектора, административное регулирование финансово-хозяйственной деятельности.
Подобно любому тоталитарному режиму, арабский социализм не обходится без образа врага, борьба с которым объединяет общество и укрепляет власть. До настоящего времени врагом правоверных выступает прежде всего Запад. Империализм, США -это средоточие агрессии и безбожия.
«Бог» + κράτος «власть») - гражданская и духовная власть в одном лице .
// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
История
Теократия была основой правления многих развитых государств древности. Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями - жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Элементы теократии имелись и в более поздние времена - в Средние века и в новое время , когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, например, в кости или карты), или же просто бросание жребия - считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.
Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий . Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия , монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.
Исторические государства с элементами теократии
Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и ранний халифат Аббасидов , и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих теократий.
Древность
Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.
В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм - учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.
Правление отрёкшихся императоров
В средневековой Японии существовал феномен, при котором фактическим правителем являлся отрёкшийся от престола император, принявший постриг в буддийские монахи.
Тибет
Реформация
Ислам
Ныне существующие страны с элементами теократии
Автономное монашеское государство Святой Горы
Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана , Нигерии , Афганистане , Ливии и других странах.
Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским богословом, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.
Теократия в христианстве
В Христианстве теократической формой отношений между церковью и обществом является папоцезаризм , при которой духовное лицо, первый церковный иерарх (чаще всего Папа Римский), сосредоточило в своих руках как светскую, так и духовную власть. Период с по XIV век является периодом высшего развития папоцезаризма на Западе, в Католической церкви. В России периодом господства папоцезаризма является правление на патриаршестве Филарета Романова , когда именно он сосредоточил в своих руках как духовную, так и светскую власть с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633 года . Правление архиепископа Макариоса III на Кипре с 16 августа 1960 года по 15 июля 1974 года , когда Макариос III одновременно был главой государства - президентом Республики Кипр и предстоятелем Кипрской православной церкви также является проявлением папоцезаризма. Черногория в XVII-XIX веках.
Теократия в иудаизме
В иудаизме теократическая монархия - единоличное управление царём , выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек (по версии верующих) получил от Бога первые заповеди - то есть более 7500 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков
Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант).
Теократическое государство -такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими.
Истоки теократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата).
В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии.
Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви).
В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром.
В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства.
Можно выделить признаки теократического государства:
1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств. (приоритет государства над обществом)
2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики.
3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова.
4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний.
5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию. Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя.
Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.
46. Проблемы типологии правовых систем .
Поц: правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
В правовую систему входят :
Правовая идеология
Правовая культура
Правовая политика
Система права
Система законодательства
Юридическая практика … Исчерпывающий перечень дать практически невозможно.
Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).
Среда функционирования правовых систем : связи, отношения, состояния, режимы, статусы, гарантии, принципы, правосубъектность.
Блоки правовых систем : нормативный, динамический, правообразующий, блок прав и обязанностей, доктринальный (научный), статистический и др. - между ними связи и взаимоотношения.
Понятие правовой системы широкое, оно не охватывается даже понятием права.
Структура правовой системы:
1. Действующее законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.
Право - система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.д., устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений).
2. Правовая идеология – система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему (динамическое состояние) и желаемому (статическая составляющая, стереотипы) праву.
3. Юридическая практика – деятельность по изданию (толкованию, реализации) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. (правовая семья → правовая система → правовые группы).
Теократия — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.
Сравнительный анализ теократии и других форм правления
греч. Theos — Бог + Kratos – власть
Виды теократии
1 В зависимости от исторических форм своего выражения они делятся (критериями такого разграничения служат: политико-территориальной организованности, суверенности и структурированности теократической власти):
— теократические родоплеменные союзы, находящиеся в стадии своего перехода к государству, -теополитические корпорации ;
— теократические государства .
2 Основываясь на различии в них духовного и светского выделяют:
— "недифференцированную "(мусульманская теократия, практически все первые раннеклассовые государства Древнего Востока и Мезоамерики) — в которой верховная власть реализуется структурами, выполняющими одновременно мирские и священные функции
— "дифференцированную" теократию (Западной Европы, Египет времен правления Эхнатона, Византийскую империю, государство Тибет, а также Бирму и Таиланд начального периода развития), где высшая власть, хотя и отправляется религиозными и светскими институтами, между ними
3 Соотношения в них духовного и светского выделяют:
— "чистую" (нераздельную) теократию, характеризующуюся тесной связью религиозной и мирской жизни и главенством в церкви и государстве одного лица — представителя или наместника божества,
— "дуалистическую", где земные дела, хотя и определяются божественной волей, образуют отдельную от религиозной (церковной) сферу управления;
В зависимости от формы выражения божественной воли :
— непосредственной , — божественные установления не зафиксированы в письменных источниках и выражаются представителями (посланниками) бога устно,
— представительная , характеризующаяся опосредованием норм божественного закона различными "писаниями", "священными книгами" и т.д.
В зависимости от особенностей господствующей религии, они делятся
— монотеистические — Арабский халифат, Папское государство, Ватикан, Иран и т.п.
— политеистические — государства и племенные союзы доколумбовой Америки, теократические государства Древнего Востока, государство Тибет и другие;
— этнические — древнеегипетская, иудейская, теократия инков, майя,
— транснациональные — христианская, мусульманская, буддийская и т.п.
63 Форма государственного устройства как способ организации единства государства и его дифференциации. ……
Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Для них характерно:
— единая система высших органов власти и управления;
— единая валюта;
— единое гражданство и т.д.
Унитарное государство может быть централизованным (местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные чиновники) и децентрализованным (органы местного управления и самоуправления формируются местными избирателями)
Федерация (объединение, союз) - форма государственного устройства, при котором части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
В федерации функционирует 2-ухуровневая система органов гос.власти.
Субъекты имеют право принимать собственное законодательство, но не имеют право выступать на международной арене. Выделяют договорные (возникают на основе договора между субъектами), конституционные (путем применения конституции).
Конфедерация - союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий.
Союзное государство Беларуси и России ) - надгосударственность Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.
2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.
Европейский союз (Евросоюз , ЕС ) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.
Похожая информация:
Поиск на сайте:
4. Теократические режимы
Типология государств по их отношению к религии
Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские , клерикальные , теократические и атеистические государства.
Светское государство
Светское государство — это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства , не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.
Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия — светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.
Клерикальное государство
Клерикальное государство — это государство, где церковь имеет государственный статус , не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой.
Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство , ее главой выступает глава государства — монарх, ныне королева Елизавета II.
Что касается евангелическо-лютеранской церкви
, то она является государственной во многих странах:
1) в Швеции, где высшим административным органом церкви является правительство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем;
2) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;
3) в Финляндии, где расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;
4) в Дании, где главой церкви является король, и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими;
5) в Исландии, где главой церкви является президент, и государство отвечает за экономическое состояние церкви.
Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств.
Теократическое государство
Теократическое государство — особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии .
Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" — Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была "церковная десятина", взимаемая в католических странах Европы).
В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан , представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. В новейшее время теократические формы сохранялись также как пережитки прошлого в наименее развитых странах.
Атеистическое государство
Атеистическое государство — это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.
Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистические журналы "Наука и религия" (с 1959) и "Людина i свiт" ("Человек и мир" с 1965). В университетах, педагогических, медицинских, культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма.
Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.
* Обратная связь
Теократия - форма государственного устройства, в рамках которой верховное управление обществом осуществляется непосредственно Богом.
Если Бог правит всем миром, а значит и всеми государствами мира, то почему не всякое государство называется теократическим?
§ 1 Понятие теократии
Божественный Промысл и действительно распространяется на весь мир, включая все страны. Однако, это не значит, что все страны вообще должно оценивать как теократические.
Теократия подразумевает особую, тесную форму личностных взаимоотношений Бога и общества, чего не скажешь о народах, живущих по правилам мира сего.
В истории мира государством, имевшим теократическую форму правления, был Ветхозаветный Израиль. Насколько близким было к нему отношение со стороны Бога, как его Правителя, сказал Сам Господь: «Я носил вас на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх.19:4).
Взяв еврейский народ под особое управление, Бог назначил ему вождя, заключил с ним Завет, установил закон, утвердил священство.
На протяжении всего периода правления Бог избавлял Израиль от бед, в том числе - посредством чудес, детально разъяснял через вождей, священников и пророков, как следует действовать в тех или иных обстоятельствах, поражал врагов, направлял к ведомым Ему благим целям.
В случаях, если Израиль отступал от условий Завета, и соответственно, не желал следовать за Своим Верховным Владыкой, Бог попускал ему испытать «радости» самостоятельной жизни. В эти периоды еврейский народ страдал от внутренних ссор и раздоров, становился беззащитным перед опасностью со стороны внешних врагов.
Когда Израиль, раскаявшись во грехах, вновь обращался ко Господу, Бог посылал к нему благословенных вождей - судей, - вёл их Своею рукою, и ситуация выправлялась.
Период теократии закончился для Израильского общества после того, как оно, отступив от закона, решило избрать для себя земного царя. Бог расценил это действие, как предательство: «отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1Цар.8:7). Однако препятствовать желанию народа не стал и попустил им избрать себе земного правителя (1Цар.8:9).
Примером современного теократического общества (но не государства) является Вселенская Православная Церковь, живущая по Божьему закону и управляемая Господом Иисусом Христом.
Иногда к теократическим государствам причисляют древний Египет, древние Грецию и Рим. Это связано с тем, что по верованию их граждан, они управлялись богами. Немалую роль в этих странах играли прорицатели и жрецы, которые, будто бы, общались с богами, а затем передавали их волю властям и общественности.
Но такая оценка не выдерживает даже поверхностной критики. Ведь население этих стран поклонялось ложным богам. Общение же с идолами является мерзостью в очах Божьих, и ведёт не к сближению с Богом, а к сближению с демонами (см.: Идолопоклонство).
Характеристика теократической модели правления государства
Теократическая политическая система
Теократия (теократическая политическая система) представляет собой форму государства, в которой политическая и духовная власть сконцентрированы в руках одного человека - главы духовенства , рассматриваемого в качестве первосвященника. К современным странам с теократической политической системой можно отнести Ватикан и Иран, где публичную власть возглавляет лидер духовенства.
Для определения теократических тенденций в современных обществах нужно учитывать всю систему взаимодействия государства с социальными институтами, а не только структуру высшего управления.
Для теократических политических систем характерны следующие основные черты :
- признание верховного божества , которое делегирует полномочия государственного управления единовластному правителю, что обожествляет фигуру правителя ;
В теократических политических системах отмечается стремление к построению всемирного государства верующих без учета национальных границ, что предполагает вмешательство во внутренние дела других стран;
Признание превосходства государства над обществом , авторитарность управления страной, отделение власти от народа;
В теократических политических системах присутствует регулирование основных аспектов жизни общества осуществляется не правом, а религиозными нормами , соблюдение которых гарантируется властной силой теократического государства;
Теократически организованному обществу характерно наличие не только государственной религии , но и религиозного государства , что проявляется в религиозном окрасе всех государственных процедур и атрибутов власти;
Сильную иерархию и централизацию государственного аппарата , концентрацию значительных полномочий в руках главы государства, отсутствие реального контроля общества за работой государственных органов;
В теократических политических системах не применяется принцип разделения властей и отсутствует система сдержек и противовесов;
Преобладают деспотические и абсолютистские формы управления ;
В теократических политических системах отмечается превалирование религиозных начал , которые исключают отдельные свободы и права человека;
- особенное положение женщин , проявляющееся, например, в запрете на участие в деятельности государственных органов власти;
Применение внеправовых способов для разрешения споров и конфликтов, практика телесных наказаний и т.д.;
В теократических политических системах имеет место запрет на деятельность политических партий (Бутан, Непал, ОАЭ и т.д.) или разрешение партий только определенной религиозной направленности.
Таким образом, теократическая политическая система отличается совокупностью характерных черт, в современном мире она реализуется в редких случаях.
Оценивая власть (власть над людьми и их объединениями), можно показывать, где она проявляется: власть в армии, государстве, сословии, группе людей, коллективе, народе, обществе и его системах, организациях разного рода, различных сферах деятельности людей, партии (мы говорим о партиях ввиду их особой роли, не забывая, что это один из типов организаций), регионе, стране, учреждении, т. е. повсюду: по месту жизни, труда, учебы, общественной деятельности и даже отдыха людей. Не стоит забывать и о том, что человек может оказаться под властью политики или секса, под властью слов, той или иной информации или даже стрессов и страхов.
Такова наиболее распространенная сфера власти, возникшая и развивавшаяся с момента перехода людей к жизни сообща, жизни семьей, в племенах, в обществах и государствах, при воздействии религий и церквей. Такова сфера власти, регулирующая связи и взаимодействия людей в течение долгих времен и в разных странах. В реальной жизни это наиболее распространенный уровень и этаж власти.
Чтобы завершить этот экскурс, рассмотрим другие проявления власти, рожденные многовековой практикой.
Введение автором в научный оборот и активное использование понятия "кратология" во многом предопределено широким распространением со времен Древней Греции большого числа понятий, характеризующих конкретные виды властей и проявлений власти в истории и заканчивающихся составной частью слова "…кратия", а также множества производных от них слов.
Автократия (англ. autocracy , от греч. autokratia - самодержавие, самовластие) - форма власти, система правления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть. С этим словом
связаны понятия "автократизм", "автократ", "автократор", "автократичный руководитель".
Агиократия (от греч. hagios - святой) - высоконравственная власть святынь, как ее толковал отечественный исследователь П. И. Новгородцев (1866-1924), противопоставляя ее морально ущербной, по его мнению, демократии. Противопоставление в таком роде ошибочно, ибо демократия сама по себе порочной не является, а противопоставление должно идти по отношению к порнократии.
Адхократия* (от лат. ad hoc - предназначенный для данного случая) - система мер для преодоления бюрократических тенденций в хозяйственной жизни и повышения эффективности системы управления в США .
Аристократия (греч. aristokratia , от aristo . s - лучший) - 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; 2) в рабовладельческом и феодальном государствах - наиболее привилегированное сословие, сохраняющее ряд преимуществ и в буржуазном государстве; 3) привилегированная верхушка какого-либо слоя, класса, общества.
Аэрократия** (от греч.
Значение слова «теократия»
а er - воздух) - силовой компонент стратегии, основанной на освоении воздушного пространства и его использовании в целях геополитической экспансии.
Бандократия (от ит. banda) - власть банды, шайки. В сферу ее влияния попадают как простые граждане, так и сами члены банд. О бандократии применительно к организованной преступности в СССР публицисты заговорили незадолго до падения Советской власти.
Банкократия (от фр. banque) - власть банков, их реально растущее влияние во всей экономической и политической жизни.
Бюрократия (фр. bureaucratic , от фр. bureau - бюро, канцелярия) - 1) совокупность бюрократически мыслящих и бюрократически действующих лиц, прежде всего в органах власти и управления; 2) не всегда правомерное оскорбительное наименование лиц, по долгу службы занятых в административных структурах и выполняющих определенный круг жизненно необходимых обществу технических управленческих обязанностей; 3) характеризуемый в позитивном смысле тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, определенные правила и стандарты, показатели оценки работы, основывающиеся на компетенции работника.
Видеократия - власть видений, царство зрительных образов, предлагаемых средствами массовой информации.
Геократия (от греч. ge - земля) - власть Земли, понятие, используемое для определения геократических периодов в истории Земли, отличавшихся значительным расширением площади земной суши.
Геронтократия (от греч. geron - старик) - 1) власть старшего поколения; 2) предполагаемая ранняя форма общества, в котором власть принадлежала старейшим. Влиятельное положение старейших членов общины - один из элементов верховной власти у ряда народов при первобытнообщинном строе.
Гинекократия (от греч. gyne - женщина) - женовластие; предполагаемая универсальная стадия в истории общества. Ее основные признаки: родство по материнской линии, главенство женщин в общественной жизни. Это понятие, введенное швейцарским историком права И. Я. Бахофеном (1815-1887), тождественно понятию "матриархат", ;пользуемому в отечественной науке.
* Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 15.
** Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.:
Арктоеея, 1997. С. 113, 579. (В этой книге на с. 112-114 речь идет и о других геополитических модификациях власти; ср., напр., упоминаемые ниже талассо-кратия, теллурократия, эфирократия.)
Демократия (греч. demokratia , от demos - народ) - 1) народовластие; 2) общественно-политический, государственный строй, при котором верховная власть принадлежит народу; 3) принцип организации коллективной деятельности, при соблюдении которого обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов того или иного коллектива, партии, организации.
7 из числа опрошенных принимали участие в последних избирательных кампаниях
Об эстетике власти
Вы теперь цепляетесь к терминамquot
Становление идеи теократии (Августин, Фома Аквинский).
В средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание, соответствующее духу божественного откровения. Основным источником религиозного толкования проблем общественной жизни, в том числе политической власти, государства, свободы человека, выступала «вечная книга» — Библия. Наиболее яркими представителями религиозной и политической мысли средневековой Европы были Августин Аврелий (354 – 430) и Фома Аквинский (1225 – 1274).
Августин , прозванный Блаженным, развивал взгляды о божественном предопределении развития человеческого общества. В сочинении «О граде Божием» он ставит такие вопросы: «В чем смысл всемирно-исторического процесса? Каков тот единый план, по которому верховный Распорядитель истории направляет ее ход? К какой цели и какими путями стремится история в своем непрерывном и быстром ходе?»
Государство выступает в сочинении Августина в виде «Града земного », противостоящего «Граду Божиему ». «Один из градов желает жить по плоти, а другой по духу». Этим определяется глубокое различие принципов жизни в том и другом граде.
Глава V. Теократия
«У земного любовь к самому себе, доходящая до забвения Бога, а у небесного – любовь к Богу, простирающаяся до забвения себя». Отсюда вытекают многие следствия, касающиеся побудительных сил деятельности людей и их взаимоотношений, в том числе взаимоотношений властвующих и подчиненных. В граде Земном постоянно проявляется «похоть господствования», властолюбия, «управляющая и правителями и подчиненными», т.е. присущая тем и другим. В граде же Божием «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».
Соответственно решается и проблема свободы . Согласно своим христианским воззрениям Августин постоянно указывал на то, что человек рождается свободным . Для него является естественным вечное стремление к Богу , в этом заключается высшее проявление его свободы. Однако на пути данного стремления имеются многие ограничения , с которыми сталкивается человек в граде земном, т.е. в государстве. Чтобы преодолеть их, необходимо проявить твердую волю, в том числе политическую, поскольку речь идет об ограничениях, устанавливаемых государством. Решение проблемы человеческой воли занимает важное место в учении Августина. Он подчеркивал, что сильная воля необходима человеку, чтобы бороться со злом и творить добро, в том числе в государстве. Проявление человеком своей благонамеренной воли тем более необходимо, что носители добра и зла – Град Божий и град Земной «существуют один возле другого; очень часто они являются даже как бы переплетенными между собой, так что члены града Божия (благочестивые люди) живут среди членов града Земного (нечестивых людей) и наоборот».
Обосновывая разделение власти на церковную и светскую, государственную, Августин говорил о безусловном приоритете церковной власти, идущем от Бога. Власть государственная, объяснял он, регулирует поведение и деятельность людей в их временном земном существовании и сама является временной. Уже поэтому она должна подчиняться божественной власти, направляющей жизнь вечную. Земным олицетворением божественной власти выступает Христианская Церковь.
Политические взгляды Фомы Аквинского излагаются главным образом в его работе «О правлении властителей». Он заявляет, что государство берет свое начало от Бога и направляет развитие общества. Находясь под сильным влиянием учения Аристотеля, Ф.Аквинский большое внимание уделяет проблеме формы существования различных явлений. В данном случае речь идет о формах власти, государственного устройства и правления.
Ф.Аквинский пытается осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. При каждой из них реализуется определенная форма власти, и реализуется она прежде всего посредством соответствующей формы государственного правления.
По мнению Аквинского, ни одна из форм государства не является совершенной, ибо не может создать всех необходимых условий для счастья и блага людей, хотя из них он предпочитал монархию. В то же время он утверждал, что «наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические». Обосновывая «превосходство церковной власти над светской», он доказывал, что вмешательство Церкви в политические дела государства, даже ее участие в свержении монарха, может быть вполне оправданным.
Если правитель пришел к власти путем обмана народа или же дворцового переворота, а также если он подавляет народ и в целом правит несправедливо, то, по мнению Аквинского, народ может восстать против такого правителя и лишить его власти. Он указывает на ситуации, когда подобное восстание будет оправдано: «Если власть выступает против законов Бога и элементарных моральных принципов; в случае превышения властью ее компетенций, например, установление чрезмерных налогов… когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо».
Нетрудно видеть, что подобная концепция выражает интересы Церкви, ее стремление подчинить светскую власть своему влиянию.
По утверждению Аквинского, жизнь и деятельность всех людей регулируется в конечном счете «божественными принципами управления миром ». Они образуют так называемое вечное право, от которого происходят все другие формы права, в том числе те правовые принципы и нормы, которыми должны руководствоваться люди в их повседневной жизни.
11. Первые коммунистические теории (Т.Мор и Т.Кампанелла).
Первые коммунистические теории стали возникать в 16-17 вв., в период утверждения и укрепления капитализма. Резкое ослабление религиозной веры, и в частности веры в существование «рая на небесах», вместе с невиданным ранее развитием науки и техники послужило почвой для возникновения иллюзии всемогущества человека. Представлялось, что он способен своими силами, не уповая на милость Бога, построить общество изобилия и особо человечных отношений между людьми. Возникли десятки концепций К., особую известность из числа которых получили теории Т. Мора и Т. Кампанеллы. Было выдвинуто предположение, что построению собственно коммунистического общества должен предшествовать переходный период - период социализма, руководствующийся принципом: «От каждого по способностям, каждому по труду».
Утопия — это "царство будущего", которое человек создает себе в грезах. Это — то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет. Первые представления об утопии связаны для многих с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они были прогрессивными мыслителями и писателями, детьми эпохи Возрождения, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными движениями, вошла в стадию первоначального развития капитализма, когда техника и наука пошли вперед, когда мысль обгоняла действительность в поисках нового. Теории Мора и Кампанеллы предполагают возможность построения совершенного общества на базе не только существующих орудий и форм производства, но и общественных отношений, что отрицалось многими мыслителями задолго до утопистов. Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся и нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора — это остров Утопия, у Кампанеллы — отдельно взятый город.
В обществе, созданным Мором и Кампанеллой должны быть все равны . Однако в "Утопии" Мора встречается такой класс людей как рабы . в "Утопии" Мора и в "Городе Солнца" Кампанеллы существует социальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть верховного правителя очень напоминает диктатуру , что явно противоречит подлинному равенству. А "наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство" (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм.
В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство, описанное у них, нередко переходит всякие границы. Так, у Мора люди представляют собой массу, потерявшую свою индивидуальность. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.
В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство . Это не позволяет сказать, что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушные граждане вовсе не равны между собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших. Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора. И люди, стоящие у власти, по своему статусу не ниже, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над законами, а не на сельском поле. И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества , где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.
Основная религия на острове – католицизм
, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним. Так, священники на Утопии избираются народом.
Но, с другой стороны, вопросы веры на острове также регламентируются государством. Так, запрещено думать, "будто души гибнут вместе с телом, что мир несется наудачу, не управляемый провидением. И потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином".
Государством не может не быть власти, иначе это анархия. А раз есть власть, не может быть равенства! Человек, распоряжающийся жизнями других, всегда находится в привилегированном положении. Как Мор предлагает решить эту проблему? Ежегодными выборами. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.
Верховный орган государства – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.
На практике это означает, что правит лишь один компетентный руководитель, ибо за год разобраться в хозяйстве и научиться управлять невозможно.
На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.
Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.
Реализована в Утопии и идея железного занавеса : она живет в полной изоляции от окружающего мира.
Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства
у Кампанеллы
стоит не просто философ
, как у Платона, но ипервосвященник в одном лице
. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в «Городе Солнца» не отвергалась.
Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца – учителя и священники – интеллигенция. «Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии».
Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она более отдалена от народа, чем у Мора. Это власть народных избранников, превратившаяся в СССР во власть узкой группы людей.
Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские , клерикальные , теократические и атеистические государства.
Светское государство
Светское государство - это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства , не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.
Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия - светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.
Клерикальное государство
Клерикальное государство - это государство, где церковь имеет государственный статус , не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой.
Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство , ее главой выступает глава государства - монарх, ныне королева Елизавета II.
Что касается евангелическо-лютеранской церкви
, то она является государственной во многих странах:
1) в Швеции, где высшим административным органом церкви является правительство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем;
2) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;
3) в Финляндии, где расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;
4) в Дании, где главой церкви является король, и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими;
5) в Исландии, где главой церкви является президент, и государство отвечает за экономическое состояние церкви.
Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств.
Теократическое государство
Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии .
Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была "церковная десятина", взимаемая в католических странах Европы).
В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан , представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. В новейшее время теократические формы сохранялись также как пережитки прошлого в наименее развитых странах.
Атеистическое государство
Атеистическое государство - это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.
Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистические журналы "Наука и религия" (с 1959) и "Людина i свiт" ("Человек и мир" с 1965). В университетах, педагогических, медицинских, культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма.
Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.