Теория государства и права учебное. Теория государства. Виды политических систем

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ 2
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 5
Глава первая. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА 5
Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 13
Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 30
Глава четвертая. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА 43
Глава пятая. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА 60
Глава шестая. ФУНКЦИИ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ИХ СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА 85
Глава седьмая. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 96
Глава восьмая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 104
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 154
Глава девятая. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 154
Глава десятая. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ 180
Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА 193
Глава двенадцатая. ФОРМА ПРАВА 206
Глава тринадцатая. НОРМА ПРАВА 220
Глава четырнадцатая. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ПРАВА 228
Глава пятнадцатая. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 237
Глава шестнадцатая. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 250
Глава семнадцатая. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА 261
Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ 273
Глава девятнадцатая. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 278
Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 293
Глава двадцать первая. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 301
Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 312

Учебник, написанный в соответствии с курсом «Теория государства и права» для юридических вузов, качественно отличается от выходивших ранее книг по этой дисциплине. Сохраняя все то ценное, что наработано в теоретико-правовой мысли за предыдущие годы, автор вместе с тем решительно отходит от вульгаризированных догм и методов, существенно обновляет и переосмысливает вопросы возникновения, развития и функционирования государства и права.
Книга, посвященная современной теории государства и права, содержит ряд принципиально новых тем. Впервые на высоком теоретическом уровне осмыслены и изложены вопросы новых государственно-правовых процессов современного российского общества. Дается характеристика гражданского общества в его соотношении с правом и государством.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников юридических вузов.

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ

Предлагаемая книга посвящена современной теории государства и права; в ее основе лежат лекции, которые автор читал в Московской государственной юридической академии. Кроме того, значительную ее часть составляют предыдущие, основательно переработанные, дополненные и обновленные работы автора.*

*Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.Б. Венгерова. М., 1995; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 1. М., 1996; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996.

Меня неоднократно просили объединить все три предыдущие тома в один том с тем, чтобы читатель мог познакомиться в одной книге с представлениями автора о современной теории государства и права. Однако объединение трех томов в один потребовало существенной переработки всего материала: понадобилось убрать повторы, дополнить, обновить некоторые разделы, написать новые.
Те же из разделов, которые (в первом томе) содержат фрагменты, подготовленные автором совместно с другими сотрудниками кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии, потребовали особого внимания и переработки с тем, чтобы уточнить собственные позиции автора, устранить некоторые компромиссы. Это коснулось главным образом разделов «Сущность государства» и «Виды политических режимов». Было уточнено также участие других сотрудников в написании раздела «Функции государства». Обо всем этом в книге сделаны соответствующие сноски.
Хочу высказать еще одно замечание, не имеющее, впрочем, прямого отношения к настоящей книге, но тем не менее тесно связанное с ней. Речь идет вообще о написании учебных пособий, учебников по теории государства и права, да и по некоторым другим общественным дисциплинам, коллективами авторов, как правило, сотрудниками одной кафедры, одного научно-исследовательского отдела соответствующего института. По моему мнению, это еще один из реликтов прежней отечественной теории государства и права, ее марксистско-ленинского этапа. На этом этапе предполагалось, что весь авторский коллектив, а в него включались порой десятки сотрудников, независимо даже от того, сколь мала бы ни были доля каждого, исповедует единомыслие, базирующееся на догмах марксизма-ленинизма, и потому не так важно, кто участвует в подготовке тех или иных разделов (глав, параграфов, отдельных фрагментов). Все материалы все равно в главном будут соответствовать незыблемым, даже «вечным» истинам марксистско-ленинской теории государства и права, содержать известный набор цитат из произведений классиков марксизма-ленинизма. Словом, коллективный учебный труд будет соответствовать заранее заданным «основополагающим» идеям, установкам, исключать персональную научную ответственность, иметь дополнительную искусственную научную весомость. Пожалуй, поэтому такие методы написания учебников и получили широкое распространение в прошлом. Да и в настоящем такие рецидивы имеют место. Впрочем, в последнее время появились интересные работы по теории государства и права, имеющие строго индивидуализированных авторов.
Следует заметить также, что этот коллективный творческий труд резко отличается от традиций дореволюционной русской теоретико-юридической мысли, да и современной мировой практики. Каждый крупный русский дореволюционный ученый-юрист был автором своих работ, не нуждался в присяге на единомыслие, на обсуждение и обязательное одобрение коллективом кафедры своих трудов, не скрывался за коллективной ответственностью. Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л. Петражицкий и многие другие – яркие примеры именно такого отношения к юридическому теоретическому знанию. (Впрочем, одно наличие самостоятельной работы еще не свидетельство масштабности ученого.)
Кроме того, в прошлом одной из бед многолюдства на пятачках тех или иных теоретических параграфов являлся порой и научный компромисс по теоретико-юридическим вопросам.
«Минное поле», которое оставила марксистско-ленинская теория государства и права, еще далеко не разминировано и один из «фугасов» как раз схоронили в приверженстве к коллективным формам подготовки учебников и учебных пособий, когда порой и не разберешь «кто есть кто» и о чем в целом идет речь.
Не скрою, предлагаемая книга знаменует известный разрыв и с привычными способами подготовки теоретических монографий, учебников в области государства и права, и с представлениями о государстве и праве, характерными для предыдущего этапа теоретико-правовой мысли. Но разрыв этот, как я надеюсь, не содержит зряшного голого отрицания, а удерживает и все то положительное, что было добыто и накоплено на предыдущем этапе.
Книга содержит сведения о современной теории государства и права, т.е. о таком уровне теоретического знания в области государства и права, который вобрал в себя и обобщил новые данные о происхождении этих социальных институтов, состоянии этих институтов на первых этапах появления и дальнейшего развития, о новых формах и типах государственности, о методологических продвижениях юридической науки, новой идеологической функции теоретического знания в условиях кризиса марксистско-ленинского обществоведения, о путях формирования гражданского общества и правового государства и о многих других государственно-правовых процессах и явлениях, с которыми человечество собирается войти в XXI век.
Потребность подготовить, в том числе для юридических вузов, такую книгу по теории государства и права, которая отличалась бы качественно от имевшейся литературы по этой дисциплине, назрела давно. Слишком очевиден был разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали к концу XX века состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в особенности.
К этому времени существенно обогатилось научное знание о весьма важных сторонах возникновения, развития и функционирования государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
В отечественной юридической науке разразился методологический кризис. Постепенно окостеневавшая и догматически толкуемая марксистско-ленинская методология, которая лежала в основе всех монографий, учебников и учебных пособий по теории государства и права, уже не могла быть использована для познания и объяснения новых государственно-правовых явлений и процессов. Возникла необходимость сформировать новую, современную методологическую базу.
Кризис социалистической идеи в том виде, в каком она была осуществлена в тоталитарном социалистическом государстве и его правовой сфере, явился одновременно кризисом марксистско-ленинской теории государства и права.
Вместе с тем автор стремился – при существенном обновлении и переосмыслении многих вопросов возникновения, развития и функционирования государства и права, при решительном отходе от вульгаризированных догм и методов – удерживать и развивать то ценное, что действительно было накоплено в движении государственно-правовой мысли, в том числе и на ее марксистско-ленинском направлении.
В книге по-новому решаются методологические вопросы, а также меняется привычная структура изложения материала. В ней сделан переход от сложившейся ранее марксистско-ленинской «энциклопедии государства и права», когда основное внимание уделялось дефинициям, почерпнутым из трудов Маркса, Энгельса, Ленина, к освещению подлинной государственно-правовой проблематики. Вместе с тем автор стремился привлечь внимание читателя к базовым понятиям, которые будут использоваться при изучении других юридических наук.
Теория государства и права, представленная в книге, не является марксистско-ленинской, а стремится учесть все богатство современной государственно-правовой мысли. В ней проводится идея, что многие взгляды Маркса, Энгельса, Ленина были обусловлены уровнем знаний XIX – начала XX века, политической борьбой, конкретно-историческими условиями. Специальное место отведено критике сталинизма и неосталинизма по вопросам теории государства и права.
По-иному ставится вопрос о немарксистских теориях, в том числе представленных трудами выдающихся дореволюционных русских юристов и современных крупных зарубежных философов и юристов. Длительное время отечественная литература по теории государства и права «очищалась» от взглядов и концепций ученых-немарксистов. Их учения подвергались критике и в лучшем случае были перенесены для критического освещения в проблематику истории политических и правовых учений. В настоящей книге автор старался выправить этот методологический перекос, ознакомить читателя с позитивным содержанием основных учений различных теоретико-правовых школ, в том числе российских. Однако главное внимание уделяется не столько рассмотрению различных взглядов, сколько осмыслению, описанию и объяснению реальных государственно-правовых процессов и явлений.
В книге формулируется положение, что теория государства и права состоит из двух крупных, относительно самостоятельных частей: теории государства и теории права. Тем самым происходит еще один разрыв с предыдущими государственно-правовыми догмами, а именно: с утверждениями о неразрывной связи государства и права, о праве как результате исключительно государственного развития общества.
Прослеживая реальные связи между государством и правом и включая их в предмет своего рассмотрения, автор после общей характеристики этих социальных институтов сосредоточивает в первой части книги свое внимание на теории государства, т.е. на теоретических вопросах, относящихся к возникновению, функционированию и развитию государственности у всех обществ, а также на теоретических вопросах российской государственности. Таким образом, формулируется положение об общей и специальной теории государства. Во второй части речь идет о теории права.
В книге некоторые государственные и правовые вопросы рассматриваются с позиций зарождающейся синергетики науки о самопроизвольных, самоорганизующихся, случайностных процессах. Вместе с тем в книге сохраняются материалистические основы теории, исследуется связь государства и права с классовыми, национальными структурами и интересами, с материальными условиями жизни общества.
Особое внимание уделяется осмыслению новых государственно-правовых процессов, протекающих в современном российском обществе: формированию новых государственных структур, правовой системы, отражающих переход России к новому общественному строю; освещается возрастающая роль конституционной законности, эволюция формы Российского государства, в том числе процессы распада и новые интеграционные процессы, становление правового государства и др.
По-новому рассматриваются и многие конкретные теоретические вопросы. Прежде всего используются новые знания о происхождении государства и права, накопленные за сто лет после выхода в свет книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Это касается перехода от присваивающей экономики к производящей («неолитическая революция»), влияния этого процесса на возникновение государства, права, государственной власти. А как известно, именно в анализе происхождения тех или иных социальных явлений и процессов и находится ключ к их пониманию, определению, обозначению.
Читатель встретится с критическим освещением формационного подхода к типологии государства и права, ознакомится с иными подходами, в том числе цивилизационным. В книге отклоняется идея прогресса государственности как перехода от одного типа государства к другому, признания социалистического типа государства и права в качестве высшего.
Автор отказался от специального тематического рассмотрения типов государства и права, а те или иные государственно-правовые институты и процессы оcвещаются на сквозном материале различных типов и форм государств. В этой связи формулируется понятие государственности, охватывающее различные типы формы государственной организации общества на различных этапах его развития. По-новому рассматриваются буржуазно-демократические государства, процессы возникновения и функционирования федерации, конфедерации, содружества, сообщества, империи, роль Российского государства на этапе перехода общества к рыночной экономике, место государства в современной политической системе, в том числе соотношение государства и партий государства и религиозных объединений. При этом учитываются реальные процессы, происходящие в российском обществе, в том числе при развитии российской государственности.
Книга содержит и ряд принципиально новых тем. В ней рассматриваются и анализируются также положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к характеристике современного Российского государства.

Разумеется, автор не считает, что в книге даны все ответы на вопросы современной теории государства и права, изложены все ее положения, полностью охарактеризовано ее состояние. Усилия насытить эту актуальную общественную потребность предпринимаются в настоящее время многими учеными, работающими в области теории государства и права. Кроме того, понятно, что иные ответы имеют и остродискуссионный характер. Но надежда на то, что удастся помочь читателю разобраться в современной теории государства и права, что он сумеет сформировать определенный массив необходимых теоретических государственно-правовых знаний, использовать его в научных и практических занятиях, вдохновляла автора на протяжении всей работы над этой книгой.

3- е изд. - М.: Юриспруденция, 2000 . - 528 с.

В учебнике рассматриваются предмет, методы, основные тенденции развития науки о государстве и праве, ее современное состояние и преследуемые ею цели, а также пути их достижения. Раскрываются основные понятия и категории этой фундаментальной юридической науки. Подробно рассказывается о происхождении государства, его сущности, содержании, формах, политической системе общества, о нормах и источниках права, о системе права и системе законодательства, юридической ответственности. Излагаются концепции правосознания и правовой культуры в современном обществе

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 . - 776 с.

    В Курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых проблем. Книга отражает современное состояние юридической науки и практики, конституционное и текущее законодательство, происходящие в России процессы. Во второе издание Курса включены дополнительные, актуальные темы (правовая политика, льготы и поощрения, ошибки в праве и др.). Некоторые темы расширены, переработаны, изложены с учетом новейших российских реалий и тенденций.

    Для студентов юридических вузов, слушателей школ и институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы государственно-правовых знаний.

    Формат: doc / zip

    Размер: 890 Кб

    / Download файл

    Оглавление
    Предисловие (Н.И. Матузов) 5
    Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (М.И. Байтин) 13
    1. Предмет теории государства и права 13
    2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками 19
    3. Метод изучения теории государства и права 22
    Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (В.Л. Кулапов) 29
    1. Плюрализм теорий происхождения государства 29
    2. Возникновение государства 31
    3. Возникновение права 37
    Тема 3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 42
    1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть 42
    2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства 47
    3. Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества 51
    4. Типы государства 53
    Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАМИ. Байтин, И.Н. Сенякин) 60
    1. Понятие и классификация функций государства " (М.И. Байтин) 60
    2. Основные внутренние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 64
    3. Основные внешние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 71
    4. Формы осуществления функций государства (М.И. Байтин) 75
    Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА (В.Л. Кулапов, 0.0. Миронов) 79
    1. Понятие формы государства (В.Л. Кулапов) 79
    2. формы правления (В.Л. Кулапов) 80
    3. Формы государственного устройства (0.0. Миронов) 86
    4. Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов 93
    Тема 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 97
    1. Орган государства: понятие, признаки, виды 97
    2. Понятие механизма государства 100
    3. Принципы организации и деятельности механизма государства 102
    4. Структура механизма государства 106
    Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО (А.И. Демидов) 114
    1. Системный подход к анализу политической жизни 114
    2. Понятие, структура и функции политической системы 116
    3. Место и роль государства в политической системе 121
    4. Основные субъекты политической системы 123
    5. Политический режим 125
    Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (М.И. Байтин) 130
    1. Основные направления учения о праве 130
    2. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 137
    3. О широком понимании права 145
    4. Принципы права 151
    5. функции права 156
    Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА, ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ (В.Л. Кулапов) 162
    Тема 10. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (Н.И. Матузов, В.Н. Синюков) 178
    1. Понятие и структура правовой системы (Н.И. Матузов) 178
    2. Классификация правовых систем (В.Н. Синюков) 186
    3. Основные правовые семьи народов мира (В.Н. Синюков) 190
    Тема 11. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО (Н.И. Матузов, Б.С. Эбзеев) 200
    1. Гражданское общество (Н.И. Матузов) 200
    2. О принципе «не запрещенное законом, дозволено» (Н.И. Матузов 214
    3. Государство и право в их соотношении (Н.И. Матузов) 235
    4. Соблюдение и защита прав человека - обязанность государства (Б.С. Эбзеев) 244
    Тема 12. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (А.В. Малько) 247
    1. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 247
    2. Понятие правового государства 252
    3. Принципы правового государства 254
    Тема 13. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (Н.И. Матузов, А.С. Мордовец) 263
    1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды (Н.И. Матузов) 263
    2. Право как мера свободы и ответственности личности (Н.И. Матузов) 269
    3. О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект ^Н.И. Матузов) 281
    4. Основные права личности (Н.И. Матузов) 289
    5. Теория и практика прав личности (Н.И. Матузов) 299
    6. Юридические обязанности личности (Н.И. Матузов) 306
    7. Гарантии прав личности: понятие и классификация (А.С. Мордовец) 311
    Тема 14. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (Н.И. Матузов) 320
    1. Социальные и технические нормы 320
    2. Понятие и классификация социальных норм 323
    3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия 326
    4. Право и другие социальные нормы 342
    5. Правовые презумпции и аксиомы 351
    Тема 15. НОРМЫ ПРАВА (М. И. Байтин) 357
    1. Понятие и признаки правовой нормы 357
    2. Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта 361
    3. Классификация правовых норм 368
    Тема 16. ФОРМЫ ПРАВА (В.Л. Кулапов) 374
    1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 374
    2. Виды форм права 377
    3. Система нормативных актов в Российской Федерации 381
    4. Понятие и виды законов. Краткая характеристика основных стадий законотворческой деятельности 382
    5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 390
    Тема 17. СИСТЕМА ПРАВА (Н.И. Матузов) 394
    1. Понятие и структурные элементы системы права 394
    2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты 399
    3. Частное и публичное право 403
    4. Общая характеристика отраслей российского права 406
    Тема 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (И.Н. Сенякин) 412
    1. Правотворчество: понятие, принципы, виды 412
    2. Стадии законотворческого процесса 415
    3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь 418
    4. Систематизация законодательства 421
    5. Тенденции развития современного российского законодательства 425
    6. Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития 429
    Тема 19. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (И.М. Зайцев, А.С. Мордовец) 440
    1. Понятие и содержание юридического процесса (И.М. Зайцев 440
    2. Стадии юридического процесса (И.М. Зайцев) 442
    3. Основные начала юридического процесса (И.М. Зайцев) 444
    4. Правовые процедуры и судебные процессы (И.М. Зайцев) 445
    5. Демократия, право, процедура (А.С. Мордовец) 448
    Тема 20. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 453
    1. формы реализации права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов). 453
    2. Применение права как особая форма его реализации (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 454
    3. Стадии правоприменительного процесса (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 457
    4. Акты применения права: понятие и виды (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 460
    5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 463
    6. Юридические коллизии и способы их разрешения (Н.И. Матузов 465
    Тема 21. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА (А.В. Осипов, Б.С. Эбзеев) 478
    1. Понятие и необходимость толкования права (А.В. Осипов) 478
    2. Виды толкования права по субъектам^А.В. Осипов) 480
    3. Способы толкования права (А.В. Осипов) 483
    4. Толкование права по объему (А.В. Осипов) 485
    5. Акты толкования права: понятие и виды (А. В. Осипов) 487
    6. Толкование Конституции и иных законов Российской Федерации Конституционным Судом (Б.С. Эбзеев) 488
    Тема 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В.Н. Карташов) 496
    1. Понятие юридической практики 496
    2. Структура юридической практики 498
    3. Виды юридической практики 501
    4. Функции юридической практики 502
    5. Пути совершенствования юридической практики 505
    Тема 23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Н.И. Матузов) 510
    1. Понятие правоотношений как особого вида обществен-то ных отношении 510
    2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений. Взаимосвязь нормы права и правоотношения 515
    3. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность 517
    4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения 525
    5. Объекты правоотношений: понятие и виды 528
    6. Юридические факты и их классификация 530
    7. Общерегулятивные правоотношения и их специфика 532
    Тема 24. ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ (А.Б. Лисюткин) 546
    1. Понятие и принципы законности 546
    2. Гарантии законности 555
    3. Ошибки в праве 557
    Тема 25. ПРАВОПОРЯДОК (В.В. Борисов) 562
    1. Правовой порядок: понятие, общая характеристика 562
    2. Структура правопорядка 567
    3. Уровни упорядоченности и функции правопорядка 571
    4. Право, законность, правопорядок 574
    Тема 26. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ (В.Л. Кулапов) 579
    1. Понятие и основные виды правомерного поведения 579
    2. Понятие и основные признаки правонарушения 582
    3. Юридический состав правонарушения 584
    4. Виды правонарушений 589
    5. Причины правонарушений и пути их устранения 591
    Тема 27. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (И.Н. Сенякин, Е.В. Черных) 595
    1. Социальная ответственность и ее виды (И.Н. Сенякин) 595
    2. Понятие, признаки и виды юридической ответственности (И.Н. Сенякин) 597
    3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность (И.Н. Сенякин) 601
    4. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности (И.Н. Сенякин) 603
    5. Юридическая ответственность и государственное принуждение (Е.В. Черных) 605
    Тема 28. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ (Т.В. Синюкова) 611
    1. Понятие, структура и виды правосознания 611
    2. Взаимосвязь права и правосознания 620
    3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 623
    Тема 29. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (В.П. Сальников) 626
    1. Понятие и общая характеристика 626
    2. Структура и функции правовой культуры 631
    Тема 30. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА (Н.И. Матузов) 639
    1. Общая характеристика политики 639
    2. Сущность и основные принципы правовой политики 647
    3. Современные приоритеты российской правовой политики 666
    Тема 31. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ (Н.И. Матузов) 683
    1. Нигилизм как общесоциальное явление 683
    2. Понятие и источники правового нигилизма 689
    3. Формы выражения правового нигилизма 695
    4. Правовой идеализм и его причины 712
    Тема 32. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (А.В. Малько) 722
    1. Правовые средства: понятие и виды 722
    2. Правовое регулирование и правовое воздействие 724
    3. Понятие механизма правового регулирования 725
    4. Структура механизма правового регулирования 727
    5. Эффективность механизма правового регулирования 732
    Тема 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В Малько) 734
    1. Информационно-психологический аспект действия права 734
    2. Понятие и виды правовых стимулов 737
    3. Понятие и виды правовых ограничений 739
    4. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 742
    5. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах 744
    Тема 34. ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В. Малько) 746
    1. Понятие, признаки и функции правовых льгот 746
    2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений 755
    3. Поощрительные санкции 761

    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

    Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.

    Выделяют следующие признаки государства:

    · Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

    · Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);

    · Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управ­ления (органы законодательной и испол­нительной власти);

    · Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);

    · Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и регио­нальной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

    Функции государства - это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее раз­витие общества; внешние функции - направления деятельности в от­ношениях с другими государствами.

    Внутренние функции:

    · политическая функция заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социально­го согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;

    · экономическая функция призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посред­ством охраны существующих форм собственности, установления нор­мативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;

    · социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоя­тельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.


    Внешние функции:

    · оборона страны;

    · свобода поддержания мирового порядка;

    · свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);

    · сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем

    Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

    · правотворчество – разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

    · правоприменение – государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

    · правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

    К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

    · экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;

    · политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;

    · идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;

    · организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.

    Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

    Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.

    Монархия – это форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).

    Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

    Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно-­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами. По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

    В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

    В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо по­литического кризиса.

    Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

    Республики характеризуются следующими чертами:

    · выборностью органов государственной власти на определенный срок;

    · производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

    · юридической ответственностью главы государства.

    Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

    В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

    В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

    Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламен­тарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

    В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально – под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.

    Форма государственного устройства – это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

    В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.

    1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (напри­мер, Индия, Канада).

    2. Унитарное государство – это единое, слит­ное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической само­стоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образо­вания (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются из­вестным своеобразием, но не имеют ни собственного законодатель­ства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция. Финляндия, Белоруссия).

    · под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

    · государства уния – сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве при­мера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства.

    · конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

    Политический режим – это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

    Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

    Авторитарный политический режим является одной из разновид­ностей недемократических режимов. Для него характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

    Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

    Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).

    Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).