Теория государственного суверенитета. Жан Боден (политические взгляды) Теория государственного суверенитета. Политическое учение Жана Бодена

- 72.33 Кб

Введение

Глава 1. Теория государственного

суверенитета.

1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

1.2 Форма государства

Глава 2. Государственность

2.1 Концепция верховной государственной власти

2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Заключение

Список использованных источников

Введение

В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма

оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а

на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой - протестанты.

Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с

равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это

противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну,

создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось,

общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же

на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее

населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать

единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы

вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось

мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос,

несущей ей распад.

Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть

способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы,

стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский

политический мыслитель Жан Боден (1530-1596). Взгляды на государство, на пути и

методы упрочения централизованной монархической власти изложены им в главном

его труде «Шесть, книг о республике» (1576). Под «республикой» Боден здесь

имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е.

государство вообще.

Открывается труд дефиницией государства. По Бодену, «государство есть

управление множеством семейств (или домохозяйств. - Л. М.) и тем, что

является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно

праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла

общности. Во второй - формы государства. В третьей - институты. В четвертой -

перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой -

приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, -

средства власти и вопрос о лучшей государственной

Боден родился в Анжере, во Франции. Одно время он был монахом-кармелитом.

Затем он покинул монастырь и поступил в университет в Тулузе, где стал

профессором римского права. Боден обладал блестящим умом и добился выдающихся

успехов в изучении философии, права, классических языков и экономики. В 1561

году он переехал из Тулузы в Париж, где поступил на королевскую службу.

Глава 1. Теория государственного суверенитета.

Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли;

Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн

выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат

третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против

феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. Боден впервые

сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного

признака государства: "Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть

государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами

и подданными".

Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть

как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя

суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего, независимость государства от

папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого

государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и

отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших

должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права

чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю,

искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному

Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико- правовых

учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем,

что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое

управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно

отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми

нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир,

на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство -

совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в

семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно

Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские,

родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником

рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений

в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений

феодальной зависимости там, где они еще сохранялись

Боден - один из первых критиков "Утопии". Одобряя некоторые мысли

"незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках Утопии,

Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на

общности имущества, писал Боден, "было бы прямо противоположно законам бога и

природы". Частная собственность связана с законами природы, поскольку

"естественный закон запрещает брать чужое".

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве.

Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он

подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит

божественным установлениям и природе человека.

"Имущественное равенство гибельно для государств", - неустанно повторял

Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться

уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и

долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо

утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим".

Государственная власть, по Ж. Бодену, верховна и суверенна, постоянна во

времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других

субъектов политической системы. Он делает все, что считает нужным в

законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть

суверена ограничивается лишь естественными и божественными законами (в

частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может

принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту),

либо всему народу, смешанная форма государства с разделением государственного

суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная

(исполнительная) власть.

Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что

предпочтительнее, как считал Ж. Боден), то Генеральные штаты (парламент)

никак не должны препятствовать суверенной воле короля.

Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее

цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы,

гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне,

заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в

познании бога, человека и природы, а в конечном итоге - в почитании бога. Не

должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности

еще и потому, что оно суверенно.

Разработка проблемы суверенитета государства - крупнейший вклад Бодена в

развитие политико- теоретического знания. «Суверенитет, - утверждает Боден, -

есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием

(достоинством)... означающим высшую власть повелевать». Абсолютность

суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо

ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет

место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение

неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то

определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы.

Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая,

что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти

прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать

никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них -

издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям

государства. Второй - решение вопросов войны и мира. Третий - назначение

должностных лиц. Четвертый - действие в качестве высшего суда, «суда в

последней инстанции. Пятый - помилование.

К своей трактовке суверенитета государственной власти Боден делает ряд важных

добавлений и уточнений. Одно из них касается тех требований, которые

непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью. Например,

последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности)

законы божественные и естественные. Вместе с тем уверенной государственной

власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся

жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать

принцип веротерпимости, и в особенности взимать (подати с подданных без их

согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена, единство,

неделимость суверенитета государственной власти на практике совмещаются с

дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся в

тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на

определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым

должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица

ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга.

Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости

отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает

право. Боден строго их различает, снимает их разнокачественность. Право «несет

с собой справедливость, а закон- приказ»

Как глубокий политический мыслитель Боден не мог не «оставить вопрос о том,

где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению,

передаче. На первую Часть вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в

совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ», (упоминание

тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что

Боден - приверженец народовластия. На вторую часть поставленного вопроса он

отвечает следующим образом: «Эту верховную и постоянную власть над

гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без

всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-

либо одарить».

Таким «одним из граждан» у Бодена оказывается монарх. Вот его аргумент в

пользу монархии. Подобно тому, как во Вселенной над всем властвует бог, а на

небе - солнце, так и у особей, образующих общность, должен быть один

правитель. Боден - убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его

трактовке - абсолютистской) монархической власти. Отсюда вовсе не вытекает

аристократических и демократических форм правления. Аристократические

элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только

знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в

государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям

практически всем свободным и разумным индивидам.

1.2 Форма государства

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает

распространенное деление форм государства на правильные и неправильные,

поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств.

Сторонники власти одного человека называют ее "монархия", противники -

Краткое описание

Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).
История человеческого познания мира политики, государства и права - важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях и вместе с тем необходимая предпосылка его дальнейшего развития. Уже в свете взаимосвязей исторического и логического очевидно, что
также и в политико-правовой сфере без истории нет теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозирования, становится все яснее, что без истории
невозможны также научная прогностика, футурология в области современных юридических, политологических и других социальных наук.

1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
1.2 Форма государства
Глава 2. Государственность
2.1 Концепция верховной государственной власти
2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Заключение
Список использованных источников

Идеологом теории «государственного суверенитета» считается Жан Боден (1530-1596) – французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. В период религиозных войн во Франции он выступил с обоснованием абсолютизма, критикой монархомахов, против феодальной децентрализации и религиозного фанатизма.

В труде "Шесть книг о государстве" Боден впервые сформулировал и обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными".

Власть государства постоянна и абсолютна; это – высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти – только бог и законы природы. Суверенитет, по Бодену – это, прежде всего, независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

Государство – правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство – совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские.

Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает деление форм государства на правильные и неправильные. Боден отрицал смешанную форму государства – власть никак не разделить "поровну", какой – то элемент будет иметь решающее значение в государстве.

По мнению Бодена целесообразность и прочность каждой из форм государства зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. Аристократия немыслима в большом государстве.


Наилучшей форма государства - монархия (особенно для больших государств). В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один).

По мнению Бодена, первоначально все государства созданы завоеванием и насилием. В результате справедливой войны возникли господские государства. Таковы монархии Востока. Монарх должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания, неприкосновенность имущества.

Боден выступал против избирательной монархии – в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной.

Наилучшая форма правления – королевская монархия: верховная власть целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть, улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Генеральные штаты могут давать королю советы, а принимать решения не могут; государь не вправе облагать подданных податями без их согласия.

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал 2 вида государственных соединений. Первый вид – соединения государств основанных на неравенстве. К ним он относил государственные образования , включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию , которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид – соединения государств основанных на равенстве. К ним он относил Швейцарскую конфедерацию, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.

Жан Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными. Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы».

Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государ- ство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, “было бы прямо противоположно законам бога и природы”. Частная собственность связана с законами природы, поскольку “естественный закон запрещает брать чужое”. “Имущественное равенство гибельно для государств”, - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, “то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим”.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее “монархия”, противники - “тирания”. Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть “аристократия”, недовольные ею - “олигархия” и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить “поровну”, какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе - разум и справедливость, на юге - религия. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ - “зверь многоглавый и лишенный рассудка” - не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования). “Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими”.

Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт - монархии существуют тысячи лет и это никого не удивляет; если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики. Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один).

Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в “законные монархии”, в которых народ повинуется законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать “законы бога и законы природы”, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной - в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выбраный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле.

Боден считал наилучшей королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства (но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления тирану в виде отказа платить подати).

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю). Второй вид соединений государств основан на равенстве - такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.

История политических и правовых учений. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

45. Учение Ж. Бодена о государственном суверенитете

Жан Боден (1530–1596), юрист по образованию, депутат третьего сословия Генеральных штатов в Блуа, был апологетом французского абсолютизма, выступал против феодальной децентрализации и религиозного фанатизма. Боден написал сочинение «Шесть книг о государстве», где сформулировал и обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства. Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными».

Согласно античным авторам, Боден сравнивал власть отца и мужа в семье с властью монарха в государстве: основой семьи и государства он считал частную собственность, подчеркивая, что общность имущества невозможна, поскольку противоречит божественным установлениям и природе человека. Власть государства, писал он, постоянна и абсолютна; это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами; выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы.

Боден считал, что государственная власть верховна и суверенна, постоянна во времени и пространстве: 1) суверен вне (выше) закона и не связан волей других субъектов политической системы; 2) он делает все, что считает нужным в законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах; 3) власть суверена ограничивается лишь естественными и божественными законами (в частности, неприкосновенностью частной собственности); 4) суверенитет может принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту), либо всему народу, смешанная форма государства с разделением государственного суверенитета невозможна; 5) смешанной может быть только правительственная (исполнительная) власть.

Вывод: суверенитет означает прежде всего независимость государства от папы римского, от Церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства; суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

Из этого рассуждения вытекало следующее положение: если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что является наилучшим), то Генеральные штаты (парламент) никак не должны препятствовать суверенной воле короля, поскольку он наместник Бога на земле и призван управлять другими людьми.

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

5.1. Учение о вещах и их классификация Понятие вещей. Понятие вещей в классический период в римском праве использовалось в широком смысле. В него входили не только вещи материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.Термин «вещь» (res)

Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

33. Учение Холмса о праве О. В. Холмс (1841–1935 гг.), участник гражданской войны, редактор юридического журнала, член Верховного суда в Массачусетсе, а затем и Верховного Суда США. Основные работы – «Путь права» (1897 г.), «Общее право».Истоки права, согласно Холмсу, следует

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения Макиавели: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др. Макиавелли говорит о наличии объективной

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

10. Социально-политическое учение Лао-цзы Идеи даосизма записаны учениками его основателя Лао-цзы в трактате «Книга о дао и дэ», (в IV–III вв. до н. э.). В основе учения лежит понятие «дао» (т. е. путь), заимствованное из традиционных китайских верований, где означало

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

26. Учение о государстве Полибия Учение Полибия (примерно 200–120 до н. э.) сформировалось под влиянием стоицизма, Полибий считается последним крупным мыслителем Древней Греции. Основной мотив его «Истории» в 40 книгах - путь римлян к мировому господству.Полибий исходит из

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

33. Учение Августина Блаженного Аврелий Августин Блаженный (354–430), один из «отцов церкви», был автором канонических трудов «О граде Божьем», «О свободной воле». Он считал, что Вселенная разделена на два града, два мира: град Божий и град Земной (изначально греховный, но

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

46. Воззрения Бодена на государство Ж. Боден отверг классическое разделение форм государства на правильные и неправильные, создав классификацию по типу суверена (главы государства), который принимает законы: один человек (король) - монархия, несколько людей

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

68. Руссо о народном суверенитете Руссо считал, что в основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. При этом он подчеркивал отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и

Из книги автора

105. Учение Г. Ласуэлла Профессор права и политической науки в Йельском университете Гарольд Ласуэлл (1902–1979) написал несколько политологических работ, которые стали основой для зарождающейся науки - «Политика: кто получает, что, когда и как» (1936), «Демократия по средствам

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Общее учение 1. Понятие об обязательстве в древнерусском правеИстинное понятие об обязательстве, как о праве на действия другого лица, не сразу достигается в истории. Вместо права на действия лица в древности практикуется право налицо: из обязательств постоянно

Из книги автора

15. Онтологическое учение о праве Обоснование обновленной концепции онтологии права содержится в работах известного австрийского юриста Рене Марчича «Естественное право как основная норма конституции» (1963), «Философия права» (1969); и др. Поясняя смысл своего подхода, он

Жан Боден (1530-1596), юрист по образованию, адвокат, бывший коро­левским прокурором в Лионе и профессором права в университете Тулу­зы, затем стал депутатом Генеральных штатов от третьего сословия города Блуа.

В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» (1576 г.) Ж. Боден обосновал необходимость перехода Франции к абсолютной мо­нархии как средство ликвидации средневекового партикуляризма и анар­хии, как средство формирования национального государства с единым эко­номическим, социокультурным и правовым полем, независимого от вне­шних возмущающих влияний. По его мнению, абсолютная монархия дол­жна была ликвидировать распыление государственной власти среди коро­левских вассалов и других временных диктаторов.

Государство Бодена является «республикой», т. е. «общим делом» граж­дан, отличающимся единым типом социального общения и реализующим свою власть в повседневной жизни через управление на основании спра­ведливости и законов, независимо от конкретных форм воплощения.

Основной характеристикой государства являются параметры власти, которые воплощаются в государственном суверенитете.Боден определяет суверенитет как «абсолютную и постоянную власть» государства над под­данными и гражданами, которая ограничивается только божественным и естественным правом.

Законодательство монарха и его суверенитет ограничены «сверху» бо­жественным суверенитетом, т. е. суверен не имеет права издавать законы, не соответствующие нормам Святого Писания.В то же время его сувере­нитет ограничен «снизу» естественными правами граждан на материаль­ные средства существования и продолжения рода, основанными на зако­нах природы и принципах человеческого общежития.

Государственный суверенитет воплощается в монопольном праве государ­ства на издание и отмену законов на своей территории; в праве объявления войны и заключения мира; в назначении должностных лиц; в осуществлении верховного суда, в частности, в праве помилования; в определении условий экономической деятельности - в чеканке монеты, в установлении размеров податей, мер и весов.

Государство отличается от феодальных квази-государств «баронов-раз- бойников» или от восточных деспотий тем, что оно управляется на основе закона, а не насилия, обеспечивает внутренний мир и безопасность граж­дан, защищая их от внешних вторжений. ГосударствоБодена состоит не из атомизированных индивидов, а из семей как основных ячеек и социальных субъектов.

Боден считает, что государство должно гарантировать стабильность сво­их социальных элементов и с этой целью оно превращает глав социальных групп (семей) в граждан, предоставляя им гражданские права и объединяя единой властью. Граждане вступают в политическое общение, целью ко­торого является установление мира и правопорядка.

Боден исходит из тезисаАристотеля о наличии в семье трех видов влас­тных отношений - супружеских, родительских и господских - и поэтому считает невозможным предоставление равных гражданских прав подчи­ненным членам семьи. В то же времяБоден отрицает рабство и все другие формы личной зависимости человека.

В сравнении сАристотелем уБодена начинается трансформация кон­цепции прямой демократии в концепцию косвенной (представительской) демократии. Он не считает обязательным участие граждан в государствен­ном управлении, предлагая доверить его ответственным должностным ли­цам. Таким образом, мыслитель различает частнуюи публичную сферу де­ятельности гражданина.

Боден возражает против концепции сословного государстваПлатона и Фомы Аквинского. В отличие отПлатона он считает,что частная жизнь не противоречит публичной, а является его основой, а разнообразие прояв­лений частной жизни есть основа общественной гармонии.

Боден различает формы государства по носителю суверенитета как монархию, аристократию и демократию. Он не выделяет правильные и неправильные формы, считая «неправильные» только «состояниями форм», которые возникают при субъективных негативных оценках положения дел в определенном государстве со стороны тех, кто пострадал в нем от каких- то причин. Подобные «неправильные состояния форм» отличаются нерав­номерным распределением богатств, что делает их крайне нестабильны­ми.

Боден выступает против любого распыления суверенных прав монарха в так называемых «смешанных государствах». Это лишит монарха суверен­ной власти, которая является необходимым условием управления на ос­нове справедливости и законов. Все другие виды власти в той или иной форме приведут к произволу и диктатуре.

Боден определяет демократию как «зверя многоглавого и лишенного рас­судка », как государство, в котором власть народа приводит к чрезмерному увеличению законов и властей в ущерб общему делу, к уничтожению луч­ших и к выдвижению худших.

В аристократическом государстве, по мнениюБодена, многочисленные партии (кланы) аристократии скованы страхом народных восстаний и вза­имной борьбой, что замедляет процесс принятия решений и парализует государство.

Оптимальной конкретно исторической формой государства дляБоде­на является наследственная абсол ютная монар хия, т. к. только она спо­собна подавить сепаратизм феодальной аристократии и прекратить рели­гиозные войны. Монархию он считает естественной властью по собствен­ному праву монарха, которое возникает из первоначального захвата влас­ти силой, а затем подтверждается через ее наследование. Отказ от выборов делает невозможным смуты и междоусобицы в момент передачи власти.

Монарх дляБодена является наместником Бога на земле, который имеет исторический опыт длительной стабильной государственной власти и ко­торый окружен многочисленными и компетентными советниками. Мо­нарх единолично принимает решения, что обеспечивает оперативность

государственного управления. В то же время он связан в принятии реше­ний законами природы, собственным словом и заключенными договора­ми, что обеспечивает его подданным естественную свободу.

Чтобы достичь оптимального состояния государства, по мнениюБоде­на, необходимо законодательным путем поощрять благосостояние третье­го сословия, а для этого, в первую очередь, гарантировать неприкосновен­ность частной собственности. Кроме того, необходимо ввести свободу ве­роисповедания, отделить церковь от государства и прекратить религиоз­ные войны католиков и гугенотов. По его мнению, увеличение числа ве­роисповеданий снизит вероятность возникновения влиятельных вражду­ющих групп.

Третье сословие должно иметь возможность влиять на государственное управление через участие в работе Генеральных штатов, которые объеди­нят сословия, улучшЛ управление через передачу компетентных советов монарху без ограничения его верховной власти. Дебаты в Генеральных штатах неизбежно приведут к огласке злоупотреблений королевских чи-yllt Ликов.

Именно этот орган станет гарантом соблюдения естественных прав подданных.

Боден считает, что только Генеральные штаты должны решать вопросы налогообложения, т. к. они затрагивают право собственности. Монарх име­ет право вводить налоги только в чрезвычайной ситуации и"это единствен­ный случай, когда подданные имеют право сопротивляться его произволу.

Политико-правовая концепция Ж.Бодена стала переходным этапом от концепций Возрождения к концепциям Нового времени, дав рациональ­ное обоснование организации абсолютной монархии как формы перехода от средневековых династических к современным национальным государ­ствам.